Что значит фрикционная шина

Опубликовано: 15.05.2024

Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от шипованных шин.

1. ЧТО ТАКОЕ «ЛИПУЧКА»?

«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского «friction» – трение.

2. ЧЕМ «ЛИПУЧКА» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ШИПОВАННЫХ ШИН?

Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.

Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.

3. В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ «ЛИПУЧКИ»?

Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.

С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.

Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.

Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.

Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана ABS, но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.

4. КАКИМИ БЫВАЮТ ФРИКЦИОННЫЕ ШИНЫ?

Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением.

5. ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ КАКИЕ-ТО ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ «ЛИПУЧКИ»?

Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».

А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.

Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.

Технологии производства шин совершенствуются с каждым днём, из-за чего значительно повышается эффективность при их эксплуатации, качество сцепления с дорогой и долговечность. Так, ещё какие-то 30 лет назад мир не знал, что такое шипованная зимняя резина, когда в мягкие протекторы впаивались стальные шипы, а сегодня и они уходят в прошлое. Это означает, что на смену старым технологиям постепенно приходят новые революционные составы резины, которые позволяют производить и эксплуатировать фрикционные шины.

Прежде всего, фрикционные шины – это зимние покрышки, эксплуатация которых не приводит к повреждению дорожного покрытия за счёт отсутствия на поверхности сцепления шипов.


Строение фрикционной резины

В то же время для усиления сопротивляемости скольжению протектор имеет острые ламели, захватывающие и удерживающие снежные массы под колёсами, в результате чего происходит увеличение силы трения.

Наряду со многой другой продукцией автомобильной индустрии фрикционные покрышки имеют как преимущества, так и недостатки, в частности:

  • Один из главных плюсов – это отсутствие повышенного звукового воздействия, так как нет ударов металла шипов об асфальт.
  • В химсостав изделия на производстве добавляются ингредиенты, обеспечивающие мягкость протектора даже при экстремально низких температурах.
  • В случае езды по глубоким сугробам и сильно заснеженным местам каждая острая ламель вгрызается в поверхность, захватывая частички снега, из-за чего сцепление повышается в несколько раз.
  • В отличие от шипованной резины, которая, как правило, ставится уже при наступлении сильных морозов, фрикционные шины можно без опаски устанавливать уже поздней осенью, когда среднесуточная температура падает ниже +7 градусов по Цельсию.
  • Уникальная конструкция протекторов образует между ними глянцевые борозды, через которые эффективно отводится лишняя вода и снежная каша.

Принцип работы фрикционной резины или липучки основан на том, что протекторы прорезаны до самого основания поверхности колеса, представляют собой ламели с острыми краями. В то же время данные частицы протекторов объединены между собой специальными перемычками из резины, и тяжесть автомобиля не даёт их согнуть при соприкосновении с дорогой. Так, между ламелями задерживается снег с дороги, который сразу же увеличивает трение, что способствует устойчивости транспортного средства на дороге.


Покрышка Continental Conti Viking Contact 6

Рейтинг лучших фрикционных автошин 2018 года

Так, среди лучших фрикционных покрышек, поступивших в широкую продажу в течение 2018 года, можно выделить следующие модели:


Шина Nokian Hakkapeliitta R2

Тест фрикционных шин

Тем не менее любая аттестационная компания может выдать сертификат соответствия любому продукту только при условии прохождения определённых лабораторных испытаний, в частности:

  • Прежде всего, каждая именитая компания всегда имеет свои собственные лабораторные стенды, на которых она испытывает свою продукцию на износ, антискользящие свойства, долговечность, прочность, сопротивляемость деформациям, надёжность и в соответствии с прочими регламентными параметрами. Это означает, что любое изделие для начала изготавливается именно в тестовом варианте, а лишь после получения протокола испытаний подвергается доработке, на серию выписывается сертификат соответствия, и только тогда запускается конвейер с массовым производством продукции.
  • Также многие предприятия нередко тестируют фрикционные колёса в естественных условиях, на полигонах или специально отведённых местах в присутствии оценочной комиссии. Так, во время испытаний опытные пилоты специально дают автошинам перегрузки, обеспечивая агрессивные условия эксплуатации, а по результатам быстрой езды, резких разгонов и торможений, а также экстремальных виражей, износ покрышек, замер дистанции при остановке и многие другие показатели фиксируются в протоколе, после чего сравниваются с такими же параметрами, составленными для конкурентной продукции.
  • Последнее, некоторые автомобильные информационные ресурсы при поддержке спонсоров нередко организовывают самостоятельные испытания для продукции самых разных брендов, составляя в итоге сравнительную таблицу всех характеристик.


Покрышки Hankook Winter ICept IZ2 W616

По результатам подобных испытаний формируется рекламная компания для новинок, которая впоследствии либо подтверждается отзывами многочисленных автолюбителей, либо опровергается, исходя из неэффективности показателей. Однако почти все известные компании напрямую заинтересованы в правдивых результатах испытаний, так как это поддерживает их многолетний авторитет на рынке покрышек для авто.

Зимние шины имеют несколько разновидностей, которые различаются по способу исполнения и некоторым техническим характеристикам. Обычно автошины делят на фрикционные и шипованные. Сейчас все больше можно встретить фрикционные шины (липучки), на первый взгляд они отличаются только отсутствием шипов. Но, на самом деле тут используется другой протектор, а также применяется другая резиновая смесь, обеспечивающая нормальное «прилипание» ската к дороге.

Разновидности зимних шин липучек

Скандинавские

Выбирая нешипуемые шины для зимней эксплуатации, имеет смысл подобрать скандинавский тип протектора. Особенно, если часто приходится ездить по снегу. На практике такая резина не сильно уступает шиповке.

Крупные протекторные блоки имеют большое количество ламелей, обеспечивающих достаточно эффективное сцепление со льдом и снегом. Многие модели имеют зубчатые кромки блоков, что тоже значительно упрощает эксплуатацию на заснеженной дороге. Отлично ведут себя при большом морозе.

Резина для такой покрышки используется мягкая. В результате при эксплуатации на голом асфальте нешипованные зимние шины скандинавского типа выходят из строя намного быстрее. Зато не возникнет проблем с проездом льда, снежных переметов. Стоит помнить, что подобные покрышки не сильно хорошо удерживают автомобиль в поворотах.

Европейские

Зимние фрикционные шины во многом противоположны описанному выше типу. В первую очередь протектор у них менее агрессивный, рисунок ближе к дождевому. В результате такая автошина хорошо ведет себя на слякоти, мокром асфальте. Зачастую используется в регионах с мягкими зимами, характеризующимися большим количество оттепелей.

Ламели тут также присутствуют, но блоки более мелкие, на них нет зубчатых краев. Обязательно есть выраженные центральные канавки, а также хорошо зачастую есть водотводные канавки. Плечевые блоки достаточно большие.

Такая резина хорошо ведет себя на мокрой дороге, влажном гололеде. При поездках по заснеженным местам нужно быть аккуратным.

Особенности резиновой смеси фрикционной зимней резины

Рассматривая зимние шины липучки имеет смысл разобраться в особенностях характерных именно для этой резины. В первую очередь речь идет об особенностях состава, так как именно он обеспечивает эффективность.

Перечислим основные нюансы.

  • Мягкость. Путем добавления смол и масел, удается получить мягкую резину. Она противостоит большому морозу, сохраняя достаточную эластичность. Это позволяет более эффективно работать при отрицательных температурах.
  • Микропоры. Протектор делается по особой технологии, которая обеспечивает покрытие поверхности микропорами. Они дают возможность получить эффект прилипания. В результате шины-липучки фактически цепляются за дорогу, даже если она покрыта льдом.
  • Производители учитывают особенности зимней эксплуатации, боковины делаются более усиленными. Минимизируется риск возникновения повреждений.
  • Резина протектора позволяет делать ламели определенной формы. Для этого применяются специальные пластификаторы.

Ламели

Важным компонентом фрикционной резины являются ламели. От этого компонента во многом зависят сцепные свойства шины. Выполняют они следующие задачи.

  • Очищают протектор от снега и воды. Это повышает качество сцепления на снегу, льду, мокром асфальте. Когда протектор начинает давить на поверхность, внутри ламеля образуется разряжение, которое и затягивает внутрь воду, снег, грязь. Шина же практически прилипает к подсушенной поверхности, получая увеличенное сцепление. Такие элементы называются ламели-насосы.
  • Уменьшается тормозной путь. Шашка протектора, при взаимодействии с дорогой, трется о нее. На частях блока, разрезанного ламелью, получаются задиры. Это называется эффект затачивания или «микрокогти». Трение увеличивается, особенно это заметно при торможении.
  • Ламель стабилизирует части протектора в поперечном и продольном направлении. Это повышает управляемость. Во время изменения направления, все элементы блока, которые разделены ламелью, соединяются в один блок, который становится довольно жестким. В итоге управляемость становится более высокой.

Ламели бывают самых разных типов. Подбираются они производителем с учетом особенностей конкретной задачи, стоящей перед покрышкой.

Типоразмеры

Чтобы правильно выбрать авторезину, требуется учесть типоразмер. Указывается он на боковой поверхности шины. Консультант при покупке вас проконсультирует, но самому требуется понимать, что обозначает каждый элемент маркировки.

Для примера возьмем довольно распространенный вариант маркировки 195/55R16 91V. Разберем его по элементам.

  • 195 — ширина профиля указывается в миллиметрах. Выбор этого параметра зависит от особенностей эксплуатации. Если будете часто ездить по снегу, лучше взять узкие покрышки, для асфальта лучше широкие шины.
  • 55 — высота профиля в процентах по отношению к ширине. Зимняя резина не должна иметь низкий профиль, связано это с необходимостью хоть изредка ездить по снегу.
  • R — указатель типа конструкции каркаса. В нашем случае — радиальная конструкция. На практике диагональные шины (D) для легковых автомобилей сейчас практически не встречаются.
  • 16 — внутренний диаметр шины, еще называют посадочным. По традиции указывается в дюймах.
  • 91 — индекс максимально разрешенной нагрузки. В нашем случае на одно колесо не должно приходиться более 615 килограмм.
  • V — индекс скорости. Наибольшая скорость для автошины в нашем примере — 240 километров/час.

Также на боковине размещается маркировка, обозначающая зимнюю резину, это снежинка или M+S. Зачастую водители предпочитают приобретать «снежинку», шины маркированные таким образом. На самом деле способ маркировки не имеет отношения к ходовым качествам.

Автолюбителям интересно, как выбрать зимнюю резину по типоразмеру. На самом деле тут нужно в первую очередь ориентироваться на рекомендации производителя автомобиля. Если есть возможность выбора, стоит выбирать шины с высоким профилем, узким скатом. Они обеспечат хорошие ходовые качества.

Индекс скорости

При выборе авторезины стоит учитывать индекс скорости. Он указывается в типоразмере. Всегда имеет вид латинской буквы. Для расшифровки используют специальную таблицу, где смотрят на соответствие максимальной скорости и буквенного индекса.

Если вы самостоятельно подбираете авторезину, учитывайте, что правила регламентируют подбирать шины, с учетом максимальной скорости вашего транспортного средства. То есть, если машина может разгоняться до скорости в 240 километров/час, автошина должна иметь индекс не менее V.

Стоит отметить, что современные покрышки для зимней дороги имеют хороший скоростной запас. Практически не встречаются модели, имеющие индекс менее U (200 км/ч). Исключение составляет резина для бездорожья, она предназначена, чтобы преодолевать снег и лед, но имеет ограничение по скорости Q–S (160–180 километров/час).

Индекс нагрузки

Не менее важен индекс нагрузки. Он указывается в виде цифрового кода в типоразмере. Посмотреть какие бывают индексы можно посмотреть в таблице, где выполнен перевод в килограммы.

Максимальная нагрузка показывает, какую нагрузку может выдержать покрышка без повреждений. Невозможно сказать какие лучше шины приобрести, подбор происходит исходя из особенностей конкретного автомобиля. Разберем пример расчета.

  1. Смотрим в документации к транспортному средству максимальную снаряженную массу. Допустим у нас это 3200 килограмм.
  2. Делим массу на четыре, получаем нагрузку 800 килограмм/колесо.
  3. Прибавляем к полученной цифре 25%. Этот запас необходим для нештатных ситуаций, например, при наезде на бордюр, масса автомобиля может перераспределиться на одно колесо. Получаем 1000 килограмм.
  4. Ищем в таблице, какой индекс соответствует массе одна тонна. Индекс — 108. Получается, что покупаемая покрышка должна иметь или такой показатель, или больше.

Правила обкатки зимней резины

Любую шину необходимо обкатывать. Особенно это относится к зимней резине. Фрикционные покрышки обкатываются в режиме среднем между легковой покрышкой и шиповкой.

Для липучки достаточно обкатки в объеме 150–250 километров. За это время ламели прикатаются, начнут максимально эффективно выполнять свои задачи. Во время обкатки необходимо обеспечить плавное, аккуратное вождение, избегать резких маневров. Скорость должна быть в пределе 60–70 километров/час.

Срок службы зимней резины

Срок службы авторезины 5 лет, после этого производитель не гарантирует безопасность эксплуатации. Также стоит учитывать пробег, в зависимости от типоразмера и особенностей резиновой смеси современные шины-липучки ходят 50–70 тысяч километров.

При проверке работоспособности автошин лучше всего ориентироваться на визуальные признаки. Покрышка не должна иметь видимых повреждений. Также смотрят на протектор, его остаточная глубина для зимней резины не должна быть меньше 4 миллиметров. Проверяют все колеса, а также в нескольких точках.

Как сэкономить при покупке зимней резины?

Если имеется потребность в экономии денег при покупке зимней авторезины, делать это следует очень аккуратно. Оптимальное решение — покупка шины с меньшим типоразмером, но в пределах допустимых заводом изготовителем автомобиля. Это поможет немного снизить расходы.

Покупать бывшие в употреблении шины крайне опасно. Выявить скрытые дефекты практически невозможно. Такая покрышка может быть небезопасна.

Зимние фрикционные шины хорошее решение для любого автомобиля, особенно если вам не нужно штурмовать глубокие сугробы. Хотя современные шины зачастую не уступают по характеристикам шиповке. При правильном подборе можно купить качественную резину, которая будет комфортна и безопасна.


Фрикционные шины — это отличный вариант для тех, кто проживает в северной части мира, где зимы снежные и холодные. Узнайте, чем они отличаются от шипованной резины и какие их преимущества.

Фрикционные зимние шины: что это такое?

Для езды в зимнее время автолюбители могут использовать два типа шин: шипованные покрышки и фрикционные. Если с первым типом резины все понятно (на покрышках, кроме протектора, имеются специальные металлические шипы, которые идеально подходят для передвижения по обледенелой дороге), то преимущества второго типа требуют уточнений.

Фрикционные зимние шины ещё называют шинами-липучками. Как и шипованные, они предназначены для зимней езды, но шипов на их поверхности нет, они больше подходят для снега. За счет чего же достигается повышенная проходимость? Фрикционные шины, как и любые другие, имеют протектор с грунтозацепами (протекторными блоками). Но количество таких грунтозацепов и разделяющих их ламелей увеличено. Ламели располагаются под крутым углом. Так, достигается лучшее сцепление с глубоким и рыхлым снегом. Протектор подобной шины может быть 4 основных типов: симметричным, несимметричным, направленным и ненаправленным.

Основные преимущества фрикционных покрышек

Преимущества фрикционных шин

    минимальный шум при эксплуатации, езда становится более комфортной;

Недостатки данного вида шин

    фрикционные шины хуже ведут себя на ледяном покрытии и на укатанном снегу, чем шипованные;

Советы при эксплуатации липучек

Первые пару сотен километров пробега происходит обкатка фрикционной шины. Ламели затачиваются в направлении движения, потому резкие ускорения или торможения в этот период не рекомендуются, это может повредить протектор. Хотя при дальнейшей эксплуатации также нежелательно делать резкие маневры, ведь резина фрикционных шин мягкая, она быстро истирается.

При монтаже старого комплекта шин на следующий сезон нужно обязательно соблюсти то направление вращения, которое было в предыдущем.

Лучшие фрикционные зимние шины

Зимняя фрикционная резина Bridgestone Blizzak DM-V2


На фотографии зимняя резина Bridgestone Blizzak DM-V2

В ТОП-3 фрикционных шин на сезон 2014-2015 годов можно выделить такие:

    Лидером на российском рынке зимних шин является компания Nokian. На новый сезон компания представила обновленную модель Hakkapeliitta R2 с усиленными боковыми частями. Стоимость изменяется от 3350 рублей за 175/65 R14 до 11 500 рублей за 235/45 R18.

Смотрите видео про зимние нешипованные шины липучка Bridgestone Blizzak Revo GZ:

Отдельно стоит выделить фрикционные шины Ultra Grip Ice 2 от компании Good Year и ContiVikingContact 6 от Continental. К выбору фрикционных шин нужно отнестись очень внимательно, ведь от этого зависит ваша безопасность в зимний период времени на далеко неидеальных отечественных дорогах.

Фрикционные шины появились намного позднее шипованных моделей, однако именно с появления «липучек» и начался закат эры «шипов», которые попали под запрет в большинстве европейских стран, Канаде и США.


Фрикционная шина — что это вообще такое?

Фрикционная модель — это зимняя или всесезонная разновидность автошины, лишенная шипов. В народе ее называют «липучкой». Это прозвище появилось в результате слухов о повышенной адгезии авторезины, которая якобы «прилипает» к любой поверхности. На самом деле липучка работает совсем по-другому.

Шипованная модель вгрызается в наст или лед металлическими вставками круглой или прямоугольной формы. Механизм работы такого колеса понятен каждому. Фрикционная модель устроена сложнее — она держится за дорогу, снег и лед за счет повышенного коэффициента трения. Причем повышенное значение силы трения обеспечивается тремя составляющими:

  • специальной резиной — она не твердеет на морозе, поэтому ее можно вдавить (весом авто) даже в микротрещины наледи;
  • обилием мелких канавок (ламелей) — они отводят воду, осушая пятно контакта, предотвращая аквапланирование;
  • особым рисунком протектора — отсутствие шипов компенсируется сложным рельефом с множеством граней, которые цепляются за лед, наст и дорогу не хуже металлических вставок.

Повышенное трение заменило шипы, используемые в зимних шинах с 30-х годов прошлого века. Эта замена предопределила основной вектор конструирования автошин для холодного климата, в результате чего на рынке появились не только щадящие асфальт зимние модели, но и всесезонные варианты, пригодные для катания в любое время года.


Чем «липучка» отличается от шипованных шин

В первую очередь отсутствием шипов. Но не все шипованные модели поставляются потребителю с инсталлированными вставками, кроме того металлические шипы могут выпасть из протектора. Как же в этом случае отличить липучку от шипованного варианта без вставок? Очень просто — обратите внимание на следующие моменты:

  • Индекс скорости — он не должен превышать S, Q или R. На липучках вообще не ездят со скоростью выше 160-180 км/час.
  • Рисунок протектора — в отличие от крупной шипованной шашечки на поверхности липучки нарезано множество V-образных узоров или мелких квадратиков. Фрикционная шина держится за дорогу гранями протектора, поэтому ее рисунок намного мельче, чем у шипованного конкурента.
  • Плотность расположения поперечных ламелей — если каждый квадрат или V-образный элемент протектора пересекают десятки неглубоких канавок, то перед вами 100% фрикционный вариант.

Контролируя эти моменты, вы отличите от шипованной модели любую разновидность липучек, и не купите под видом фрикционного варианта изношенное колесо с выпавшими шипами.


Разновидности фрикционных шин

Производители зимних колес готовы предложить покупателям всего две разновидности фрикционных моделей:

  1. Скандинавский вариант — у этих шин агрессивный рисунок протектора с большим количеством ламелей и четко очерченными плечами. Бока протектора выделяются настолько отчетливо, что профиль скандинавской модели похож на букву «П». Кроме того, для таких липучек подбирают максимально мягкую авторезину (50 единиц по Шору), а индекс скорости «скандинавки» равен Q или T.
  2. Европейские шины — протектор таких моделей не может похвастаться высокой плотностью ламелей и агрессивными боками. Плечи европейской модели более покаты. Кроме того, по составу твердости резины (до 67 единиц по Шору) этот вариант напоминает всесезонные покрышки. Индекс скорости «европейки» равен H или V (220 или 240 км/час).

Скандинавский вариант имеет второе название — арктические (или альпийские) шины. Причем некоторые модели из этой серии допускают временную инсталляцию шипов, а рисунок скандинавского протектора встречается и на шипованной резине некоторых производителей. Европейский вариант рассчитан на быструю езду по очищенным от снега улицам и автобанам. Такая покрышка близка скорее к всесезонным моделям, чем к классическим зимним шинам.


Преимущества и недостатки скандинавской резины-липучки

Скандинавские липучки рассчитаны на суровое бездорожье. Они преодолеют и обледенелое дорожное полотно, и снежную целину. Волнистые края «кубиков» и V-образных выступов арктического протектора готовы вцепиться в любую неровность, а мягкая резина буквально втекает в микротрещины под давлением колеса.

Тесты таких покрышек показывают прекрасные результаты на любом бездорожье, а при сильном морозе они готовы поспорить даже с шипованными вариантами. Арктическая резина сохраняет эластичность даже при -25 °C, поэтому ее тормозной путь не будет отличаться от результата шипованного протектора.

Читайте также: