Что значит ни дна ни покрышки

Опубликовано: 01.05.2024

кому (значение фразеологизма) — пожелание чего-нибудь дурного, выражение раздражения против кого-нибудь.

В выражении имеется в виду злобное пожелание, чтобы у кого-либо не было ни дна (почвы под ногами), ни покрышки (не чем укрыться).

Фраза "Чтоб мне ни дна, ни покрышки" использовалась и как клятва, в значении – если обману, то чтобы мне ни дна, ни покрышки.

Выражение в словарях

кому (прост.) — пожелание чего-нибудь дурного, выражение раздражения против кого-нибудь ( Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова , "Покрышка")

кому (бран. прост.) — пожелание дурного, выражение досады, раздражения на кого-нибудь. ( Толковый словарь (1935 – 1940 г.) Д. Н. Ушакова , "Покрышка")

— 1. Предмет, которым покрывают что-нибудь (разг.). Покрышка для чайника (утеплённый чехол для сохранения тепла). ( Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова )

Примеры

"По военным кликам и не разберешь, бывало, кого такая хлыновка избивает: "Пащенок, выкидыш, паскудник эдакий, ни дна тебе ни покрышки", и все эти термины отпечатывались на сиденье дитяти."

"Никита Мироныч смекнул, что зачитался и одним неосторожным словком все дело испортил; а все этот дурак Недотяпа, из всякого разума выбил, ни дна ему ни покрышки."

"Дура! - вскочил Никита Мироныч. - Тебе говорят: хрестники-то у нее слепые. Ну. Камень такой у нее на руке… на него даже больно смотреть… проведи по глазам и, значит: слепенькому подай Христа ради! Уразумела. А все Недотяпин оброк, провалиться бы ему сквозь дна без покрышки!"

" Медведев . Ты — погоди. мужья — они разные бывают.

Квашня . Да я-то все одинакова! Как издох мой милый муженек, — ни дна бы ему ни покрышки, — так я целый день от радости одна просидела: сижу и все не верю счастью своему. "

"— Накажи меня бог! Клянусь! Чтоб мне ни дна, ни покрышки. Полбенефиса и семьдесят пять прибавки!"

"Накажи меня бог! Лопни мои глаза и чтоб я издох, ежели хоть одно слово про вас сказал! Чтоб мне ни дна, ни покрышки! Холеры мало. "

"Его экономка стянула! Бумагу собирает, на пуды продает. Сквалыжная баба, чтоб ей ни дна ни покрышки!"

"Опомнись, сестра! Еще не поздно! Сделай такую милость! Откажи ты этому пузатому лабазнику, кацапу этому! Плюнь ты на эту анафему толстомордую, чтоб ему ни дна, ни покрышки!"


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: висельник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «дело»

Ассоциации к слову «покрышка»

Синонимы к словосочетанию «ни дна ни покрышки»

Предложения со словосочетанием «ни дна ни покрышки»

  • – Ах, чтобы вам ни дна ни покрышки! Ну сел… наливайте! Что с вами делать!

Цитаты из русской классики со словосочетанием «ни дна ни покрышки»

  • — Нет, князь, не в Кремле. Прогневили мы господа, бросил нас государь, воротился в Александрову слободу, живет там с своими поплечниками, не было б им ни дна ни покрышки !

Сочетаемость слова «дело»

Сочетаемость слова «покрышка»

Дополнительно

Предложения со словосочетанием «ни дна ни покрышки»

– Ах, чтобы вам ни дна ни покрышки! Ну сел… наливайте! Что с вами делать!

Не было б вам на том свету ни дна ни покрышки!

Глаз злого человека хуже болезни лихоманки, чтобы ему лопнуть, проклятому, чтобы тому, кто тебя сглазил, моё нещечко, ни дна ни покрышки, чтобы…

Синонимы к словосочетанию «ни дна ни покрышки»

  • известное дело
  • конечное дело
  • статочное ли дело
  • цельный день
  • и делу конец

Ассоциации к слову «дело»

  • дельце
  • работа
  • проделка
  • свершение
  • рассмотрение

Ассоциации к слову «покрышка»

  • колеса
  • колесо
  • крышечка
  • машина
  • резина

Сочетаемость слова «дело»

Сочетаемость слова «покрышка»

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Что значит фраза Ни дна ни покрышки

Есть в нашей речи фразы, которые вылетаю как на зло, хоть и знаем, что говорить их не следует. Например, ни дна, ни покрышки.

Я с улыбкой наблюдала, как баба Надя разговаривала со своими питомцами. Куры, каким-то образом оказались на огороде и отчаянно выгребали из земли все зернышки.

Ни дна, ни покрышки. Что имела в виду Надежда Семеновна, когда желала своим курам такое будущее. Наверное, если бы она это поняла вовремя, то и язык бы прикусила. А вдруг сбудется…

Мы частенько говорим знакомые фразы, даже не вдумываясь в сам текст. А если учесть, что каждое слово несет энергию, и эта энергия где-то ведь накапливается, чтобы потом воплотиться в действии. Просто наш разум иногда не поспевает за нашим языком, да и не верим мы в большинстве своем в какое-то там накопление энергий мысли.

Ну да ладно, речь не об этом.

Дело в том, что ни дна, ни покрышки – это на самом деле описание похорон. Да-да, как это не неожиданно и не зловеще звучит.

В Древней Руси всегда самоубийц хоронили за пределами кладбищенского погоста. Потому что кладбище освещалось, а самоубийство всегда считалось делом неугодным Богу. Потому что только Бог решал, когда человеку, прийти в этот мир и когда покинуть его.

А самоубийцы нарушали это правило, брали на себя святую обязанность Бога и при этом, конечно же, теряли его покровительство.

А если еще это был и неизвестный человек…

Таких людей хоронили еще и без гроба, т.е. без дна, и без покрышки. Потому что некому было оплачивать все эти похоронные расходы.

Это было самое постыдное завершение жизненного пути. Умереть неизвестно где, неизвестно как, без родного человека рядом.

Вот такая история возникновения этого выражения. Мрачно, не находите?

Я это к чему? Давайте думать, прежде чем говорить. Потому что энергия мысли все-таки накапливается. Иначе, как бы сбывались наши мечты?

Она с умилением смотрела на своих питомцев. Потом махнула рукой:

Из века в век люди проклинали. Злодеев и праведников, взрослых и детей, живых и мёртвых, правителей и простых смертных.

Практичные и предприимчивые эллины ещё в IV веке до н. э. сообразили, что в таком ответственном и деликатном деле, как проклятие, самодеятельность неуместна, и стали обращаться к «специалистам». Проклинатели-профессионалы наносили проклятия на особые таблички, обычно свинцовые или глиняные, сворачивали в трубочку и скрепляли железными или бронзовыми гвоздями. Такие таблички получили название дефиксионы (лат. defixio — что-то пригвождённое), или по-гречески катадесмы (καταδεσμος).

Получив готовую табличку, довольный заказчик спешил в храмовое святилище, чтобы предъявить её всевластным богам, либо зарывал в землю, дабы ступивший на неё обидчик был жестоко наказан. Лучшими местами для дефиксионов считались могилы, места общих сборищ — театры, рынки, ристалища, а также жилища самих жертв — археологам попадались и дефиксионы в комнатных стенах, кухонных сосудах, домашних светильниках.

Текст проклятия состоял из прямых обращений, просьб-молитв богам и духам предков, либо из т. н. «связывающих» словесных формул (с целью управления жертвой) или из формул-аналогий (с пожеланием уподобить проклинаемого чему-то ничтожному или неживому).

Дефиксионы — микросюжеты и синопсисы античных трагедий, истории любовных перипетий и карьерных авантюр, семейных распрей и бизнес-войн:

«Милая Гея, помоги мне, так как я несправедливость претерпела от Эвриптолема и Ксенофонта, я связываю их.

Посейдон владыка, тебе отдаю человека, который украл солидус и шесть монет Мукона. Выпусти кровь вора и выпей её, владыка Посейдон.

Отдаю Деметре и Коре того, кто злословил меня, утверждая, что я отравила мужа моего. Да поднимутся и он, и все его родственники в святилище Деметры и да будут гореть, и не пожалеет его ни Деметра, ни Кора, ни другие боги».

Кто только ни становился адресатом письменных проклятий: недруги и обидчики, предатели и воры, злостные должники и ответчики в суде, торговые конкуренты и соперники в любви… Отдельным пунктом в этом чёрном списке значились соперники по Олимпийским играм. Античные ипподромы и стадионы — минные поля с закопанными там и тут проклятиями.

Однако более всего древние поднаторели в изготовлении судебных проклятий — это была почти обыденная процедура в ходе официальной подготовки к тяжбам. Судебные проклятия в Риме находились в ведении жреческой коллегии фециалов (лат. fetiales). Римляне верили в возможность лишения языка, утраты речи соперника в суде.

Известна история Фукидида — блистательного оратора, который не смог защитить себя в суде от противника Перикла, поскольку пал жертвой судебного проклятия. Другая знаменитая жертва — ритор Либаний: однажды он не смог ни разговаривать, ни читать, ни есть, обнаружив у себя дома изуродованного хамелеона в странной позе: одна лапа закрывала рот. Избавившись от страшной находки, вновь обрёл речь.

1.jpg

В греческом мифе царь Пелопс проклял царя Лая за то, что тот похитил его ребёнка, и попросил богов, чтобы похититель был убит собственным сыном. Проклятие в точности сбылось: Эдип убил Лая, не ведая, что это его отец. В свою очередь, Эдип проклял отвергнувших его сыновей — Этеокла и Полиника — и предрёк им взаимную погибель от рук друг друга. Это самый драматичный и самый закрученный античный сюжет о проклятии наряду с циклом мифов о проклятии Атридов.

Наряду с магическими, уже в Античности бытовали социальные практики, по сути равнозначные проклятию. Так, общеизвестное понятие остракизм, означающее неприятие, отвержение обществом, в древних Афинах было обычаем изгнания людей, угрожавших демократии государства. По Аристотелю, остракофорию — «суд черепков» — ввёл около 508 года до н. э. реформатор Клисфен после свержения тирании Писистратидов.

На агоре публично разбивались амфоры, и свободные граждане полиса выцарапывали иглами на глиняных черепках — остраконах, или острáках (др.-греч. «глиняный черепок, скорлупа») — имя чересчур влиятельного, деспотичного политика. Затем голосовавшие один за другим входили в специальное ограждение и клали свои остраконы надписью вниз в урну. После подсчёта голосов человек, чьё имя написали шесть тысяч и более граждан, изгонялся из Афин на десять лет. В Сиракузах изгоняли на пять лет, а имя изгнанника писали на листе оливкового дерева, поэтому аналогичный обычай назывался петализм (от греч. «лист»).

Остракофория не лишала изгнанника гражданских прав — для этого в афинском праве существовала другая практика — атимия (греч. «бесчестье, бесславие, презрение»), лишавшая осуждённого государственных должностей, участия в народном собрании, Олимпийских играх. Атимия представляла осуждённого «юридически мёртвым» и могла переходить на его детей. По сути, это уже юридическое проклятие — наказание в виде «поражения в правах».

В древнеримском праве проклятие также имело институциональный статус, выражавшийся императивом sacer esto! — букв. «да будет посвящён (божеству)». В реальности sacer esto означало «да подлежит закланию», попросту «да будет зарезан». Это была одновременно и священная формула проклятия, и юридическая формулировка наказания: посвящение преступника подземным богам.

В Древнем Риме существовала также особая форма посмертного наказания — проклятие памяти (лат. damnatio memoriae): осуждение памяти врага государства после его смерти уничтожением всякого упоминания о нём. Удалялись все связанные с осуждённым записи в документах, надгробные надписи, граффити на сооружениях, упоминания в летописных источниках, а также портреты, барельефы, статуи осуждённого. Проклятию памяти подвергались прежде всего узурпаторы власти, тираны, заговорщики из числа императоров (например, Домициан) и высших сановников (например, полководец Луций Элий Сеян).

Практики проклятия бытовали и у других народов. В древней Ирландии использовались «камни проклятий», которые раскрашивали в ритуальные цвета и заговаривали поглаживаниями-вращениями. В ритуале проклятия у викингов нидстанге (др.-сканд. níðstang) длинную крепкую палку-нид покрывали руническими надписями хулительного содержания, насаживали на нее конский череп, призывали богиню смерти Хель и втыкали нид в землю таким образом, чтобы череп был повёрнут к обиталищу жертвы.

В позднеантичный и раннехристианский периоды проклятия обрели вид надгробных изречений — эпитафий (англ. denunciatory epitaphs), грозивших карой поругателям праха и нарушителям «вечного сна» покойного:

«Место Грани Примигении. Кто поднимет эту плиту с надписью, пусть на того разгневаются тени, которые здесь покоятся.
Луций Цецилий Флор, вольноотпущенник Луция и женщины, прожил 16 лет и 7 месяцев. Кто здесь справит малую или большую нужду, пусть на того разгневаются боги всевышние и подземные».

В Средние века проклятия налагались на книги как обереги от воров. Переписчики-копиисты, кроме самой книги ценившие свой нелёгкий труд, дополняли тексты угрожающими надписями: «Если кто украдёт эту книгу и не вернет её на место, то пусть она превратится в змею в его руке, которая растерзает вора. Пусть он будет поражен параличом, и все его члены отсохнут. Пусть он страдает от боли, а книжные черви будут глодать его внутренности» (проклятие на старинном фолианте в одном из монастырей Барселоны).

2.jpg

У славян-язычников бытовали преимущественно устные проклятия лиц, владеющих магией, и простых смертных в порыве гнева или в пылу ссоры. К первому случаю применимо определение заклинание, ко второму — злопожелание. Вербальное проклятие воплощалось как наговор (болезнь от злых речей) или врек (несчастье от недоброй либо неуместной похвалы). В фольклорных сборниках проклятия обобщённо именовались вредоносными заговорами.

Внезапное появление колдуна на свадьбе часто не сулило ничего хорошего. Его называли вежливцем и верили в силу его проклятия. Популярный сюжет многих быличек — соперничество на свадьбе плохого колдуна с хорошим. Один проклинает, угрожает — другой обороняет молодожёнов и гостей, нейтрализует и снимает проклятия. Одна магия побеждает другую в символическом поединке злоречия и добрословия.

3.jpg

Укоренённость языческих верований на Руси, несмотря на принятие христианства, отражалась во множестве следственных дел о волшебстве, в числе которых было немало проклятий. Известна история 1719 года о «заговорном письме» против Петра I. Астраханский подьячий Григорий Кочергин обвинил 15-летнего Ивана Бабушкина в написании письма с проклятием царского величия. Заговор был следующего содержания: «Лежит дорога, чрез тое дорогу лежит колода, по той колоде идёт сам Сатана, несёт кулек песку да ушат воды, песком ружье заряжает, водой ружьё заливает, как в ухе сера кипит, так бы в ружье порох кипел, а он бы, оберегатель мой, повсегда бодр был, а монарх наш царь Пётр буди проклят, буди проклят, буди проклят». Коварный доносчик своеручно вставил слова проклятия в текст, который сам же продиктовал мальцу, чтобы шантажировать его отца из-за денежного конфликта. Кочергина пятикратно пытали, били кнутом и рвали ноздри, а затем сослали в Сибирь на вечную каторгу.

Бытовые проклятия-злопожелания издревле считались мягче колдовских, но и они, согласно поверьям, способны вызвать беды и несчастья: «Чтоб тебя язвило! Чтоб я у тебя на поминках кутью ел! Ни дна тебе ни покрышки! Ни гроба ни могилы! Собачью мать тебе под бок!"

Самыми страшными считались родительские проклятия, особенно материнские. Проклятые родителями дети, согласно поверьям, попадали во власть потусторонних сил, превращаясь в проклёнышей, или проклянёнышей, проклёнутых, сбранёных (от слова «брань»). Если же дитя прокляли во чреве, во время родов либо ещё неокрещёного, его место занимал обменёныш, или подменыш, обменок — головешка, чурка, полено, веник в облике младенца, а иногда даже мёртвого малыша.

Прóклятыми, а также заклятыми, проклятиками, называли также тех, кто сам серьёзно согрешил, особенно против родных. В народном семейном дискурсе идея проклятия нередко связывалась с понятием доля — участь, судьба, воплощение удачи/неудачи.

В некоторых областях проклятых именовали полуверки, полуверцы — то есть и не настоящие христиане, и не принятые в сонм нечисти; вечные скитальцы на границе яви и нави. Мучительное бессмертие ожидало и прóклятых преступников. Согласно легенде, убийцы Андрея Боголюбского были прокляты и обречены на вечное плавание в поганом озере нетленными и зашитыми в моховые короба. Проклятие — перевёрнутая клятва, словесный оборотень. «Антиречь», порождающая «антимир».

Ещё в народе верили, что проклятия наиболее действенны в определённое время — не в час. Отсюда известные выражения в недобрый час молвить, в дурной час угадать, не ровен час. Источник этого представления — апокрифическая средневековая книга «Записка о днях и часах добрых и злых», в которой говорилось об особой — худой, некрестовой, сбраненой — минуте в сутках, когда всё плохое может исполниться, и расписывались все благоприятные и неблагоприятные периоды.

В некоторых местностях это называлось обурочением, или изурачением. До сих пор сохранилось выражение в (не)урочный час. Подобное проклятие усматривали и в льстивом пожелании, завистливой похвале, неуместных славословиях.

Религиозная разновидность проклятия — анафема. Изначально это слово означало жертвоприношение богам, позднее — отвержение, изгнание, проклятие. Из языческого словаря анафема перешла в христианский со знанием официального (на государственном уровне) отлучения от церкви. Прóклятый означает здесь «противный Богу», лишённый божьего благословения.

4.jpg

Войдя в употребление с IV века (соборы Лаодикийский и Эльвирский), анафема становится традиционной практикой религиозного осуждения вероотступников и наказания еретиков. Формула анафемы была самым устрашающим наказанием для христианина: «Не воскреснет он в день Страшного суда». Следствием анафемы было лишение гражданских прав: отлучённый не мог участвовать в торговых сделках, политических делах, судебных процессах, религиозных церемониях.

Первое время провозглашение анафемы не было строго регламентировано из-за множества нерешённых теологических вопросов и неутихавших споров о вере. Яркий пример — Антиохийский собор 341 года, где 87 прелатов предали анафеме Афанасия Великого, который, в свою очередь, предал анафеме осудивших его прелатов. Далее Афанасий Великий был дважды отлучён от церкви папой Либерием. Впоследствии же оба были причислены к лику святых.

Анафема служила мощнейшим инструментом как теологической, так и политической борьбы. Инквизиторские проклятия считались сильнее всех прочих, имели огромное влияние на светскую власть. Подобно бушевавшим тогда же эпидемиям чумы, средневековая Европа была охвачена эпидемией проклятий: фактически любой мог быть провозглашён богоотступником и еретиком.

5.jpg

По легенде, в 1314 году Жак де Моле, Великий магистр ордена тамплиеров, взойдя на костёр, произнёс страшное проклятие: «Папа Климент! Король Филипп! Не пройдёт и года, как я призову вас на Суд Божий! Проклинаю вас! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!» Так и случилось: папа умер через месяц, король — через восемь месяцев. И ещё лет триста на Францию сыпались мыслимые и немыслимые беды. Эта драматическая история легла в основу известного цикла романов Мориса Дрюона «Проклятые короли». Под его влиянием была создана знаменитая серия романов Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени» и её экранизация «Игра престолов».

6.jpg

Особая разновидность церковного проклятия — псалмокатáра (греч. букв. «проклятие псалмами»): богослужебный чин анафемы в практике Византийской Церкви XIII-XVII веков, использовавший псалмы в качестве молитвенных формул. Псалмокатара применялась к скрывавшимся от правосудия преступникам, прежде всего к неизобличённым ворам, полностью отлучая от церкви и призывая на них всевозможные недуги и пагубы. Проклятый по такому «отлучательному молению» через некоторое время «и чернеет, и вспухнет, и расседается, и подпадает гневу Божию».

В 1716 году воинским уставом Петра I было введено шельмование (нем. schelmen — назвать подлецом) — позорящее наказание для дворян, приговорённых к смертной казни либо вечной ссылке. Указ гласил: «Шелмован и из числа добрых людей извержен». Это был светский аналог анафемы и российский вариант античной атимии. Проклятие вновь сместилось из религиозной в социальную сферу. Виновный публично объявлялся вором (шельмой), над его головой преломляли шпагу либо прибивали доску с его именем к виселице в знак лишения дворянства, всех сословных привилегий и гражданских прав.

После 1766 года шельмование было заменено «лишением прав состояния» и стало называться гражданской казнью, существенно ограничивавшей, но не отменявшей полностью правоспособность человека. Ритуал заключался в том же публичном унижении с преломлением шпаги как символа дворянской чести. Гражданской казни были подвергнуты в разное время некоторые из декабристов, писатель Николай Чернышевский, этнограф Григорий Потанин.

Со временем суть бытовых проклятий не менялась — менялись лишь сцены и декорации. В греко-римскую эпоху проклятие — знак доверия высшим силам, в Средневековье — демонстрация власти, в Новое время — обнажение чувств. Магические проклятия сохранились в оккультных практиках и обрели вечную жизнь в фольклоре.

Нынче проклятие демифологизировалось и редуцировалось до враждебного отсыла: «Пошёл в баню! Чёрт его дери! Ну их нафиг!» Мы произносим подобные фразы механически как разговорные присказки. Смещаются и значения слова: в современном употреблении проклятие часто означает непризнанность, отверженность. Возникают и новые слова, например, джинкс (англ. jinx) — вещь, способная приносить неудачу, или человек, чьи высказывания становятся невольными проклятиями.

Современные литература и кинематограф эксплуатируют формулы проклятий в шутливой форме («Шоб ты жил на одну зарплату!») либо в философском ключе: от постапокалиптической фантастики Роджера Желязны «Долина Проклятий» до постмодернистской притчи Чака Паланика «Колыбельная». Но вновь из глубины веков проступает образ вечного спутника судьбы, напоминающего о нашей смертности.

Эту маленькую заметочку я написал в связи с очередным обострением разговоров о том, как нам похоронить Ленина.

Тему эту начинают каждый раз, когда собираются учинить какую-нибудь гадость. Эту сторону вопроса я обсуждать не буду за тривиальностью расклада. Однако для русских людей она представляет и свой отдельный интерес. О котором я и хочу поговорить.

Начнём с самой постановки вопроса. Если хоть чуть-чуть подумать, то получается, что в ней смешаны — намеренно, конечно — две совершенно разные проблемы. Первая: убрать Ленина (желательно вместе со всем кладбищем поганых уродов) с Красной площади. И вторая: хоронить этого упыря как человека, в русской земле.

Начнём с первой. Разумеется, в случае национальной революции — ибо нынешние власти будут держаться за любимого Ленина всеми присосками и педипальпами — Мавзолей должен быть разрушен. Полностью и целиком, вместе со всеми своими подземельями и прочей мерзостью, которую там красные понастроили. То же касается и кладбища. Все останки красной нечисти должны быть вынуты из земли, из кремлёвской стены, и куда ещё эти насекомые свои коконы отложили. Ни одна косточка не должна там оставаться. Даже не из принципа, а просто из соображений гигиены, социальной или психологической.

И совсем другое дело — похороны.

Начнём с относительно рационального. Захоронение — это проявление уважения. Какого-никакого. Некоторые ещё предлагают захоронить этот адский фекалоид с почестями, а то и по православному обряду. Ну, православные у нас бывают странные: некоторые и иконы Сталина у себя держат. Но вообще-то хоронить по православному обряду человека, больше всего на свете ненавидевшего русский народ и Бога (а я в юности читал сочинения Ильича и даже тогда был удивлён его дичайшей личной ненавистью именно к Богу — «всякий боженька есть труположество», или там на страницах Гегеля — «бога ему жалко! сволочь идеалистическая»), хоронить «по-христиански» — это какой-то совсем уж неприличный постмодернизм. Я понимаю, наша церковь и свинью с рогами отпоёт, если начальство скажет. Но всё-таки не надо такого, и пусть лучше начальство помолчит. К тому же мы говорим о временах, когда похоронить Ленина будет можно — то есть, повторимся, о национальной революции. А тогда, знаете ли, совсем даже другие будут расклады. В том числе и по церковной части. Более-менее нормальная человеческая церковь с такими предложениями будет просто посылать. «Анафему — это мы можем, а так — нет».

Однако есть и более глубокий, так сказать, слой. Ведь если так подумать, Ленин заслужил именно того, что имеет. Я бы даже сказал, что на нём сбылась — правда, посмертно — воля русского народа.

Все русские, кто не пошёл в большевики — а те, кто пошёл, русскими быть перестали по определению — кляли поганого Ильича всеми возможными проклятиями. И прежде всего — самым что ни на есть исходным, основным, фундаментальным русским проклятьем: «чтоб тебе ни дна, ни покрышки».

У нас сейчас эти слова помнят немногие. И ещё меньше понимают, что имеется в виду. Это вообще касается многих русских понятий. Сейчас, когда говорят «чтоб тебя подняло да раздёрнуло», мало кто представляет себе две согнутые берёзки и привязанного за ноги верещащего человечка, которого берёзки разорвут напополам. Так и здесь: мало кто понимает, что имеется в виду.

Самое простое значение этого проклятья — «чтоб тебе умереть и быть зарытым без гроба». В общем-то, не так уж страшно, хотя и неприятно: без гроба зарывали только самоубийц. Был тут ещё оттенок «смерти без покаяния». Но и это, знаете ли, случалось даже с самыми достойными людьми. Мало ли косточек в лесах белело.

Интересно, однако, что проклятье имеет продолжение: «чтоб тебе ни дна, ни покрышки, ни дыху, ни передышки». Если подумать, что здесь имеется в виду, становится жутко: человеку желают, чтобы он не мог вздохнуть, и чтобы это состояние ни на миг не прекращалось. Это пытка вечным удушьем.

В этом контексте «ни дна, ни покрышки» приобретает новый смысл. Речь идёт о том, что не имеет ни начала, ни конца — то есть о мучениях вечных.

Тут могут подтянуться знатоки мифологии. Например, вспомнить китайскую гексаграмму 29 «си кань» («двойная бездна»), которая считается одной из самых неблагоприятных, и т. п. Но вообще-то это излишне.

Смысл проклятия понятен. Это пожелание для мертвеца зависнуть между небом и землёй, вечно терзаясь от удушья, а также от обитателей низших небес, то есть чертей, которые будут мучить такую душу вечно и от которых не защитит ни дно, ни покрышка.

Так вот, с Лениным ровно так и поступили. Я бы сказал, демократически — «как люди просили».

Он не похоронен, лежит без гроба, и все могут убедиться, что нет ему, твари дьявола, ни дна, ни покрышки. Как желали того ему миллионы русских людей.

Кстати о дне. Заметим, что под ленинским саркофагом — пустота. Одни говорят, что там находится шахта, куда тело Ильича собирались сбросить в случае атомной войны. Другие — что там какой-то храм, где собираются адепты красной религии. Маяковский вот написал же «я себя под Лениным чищу» — а ведь вполне могли устроить под саркофагом какое-нибудь чистилище… Но это уже так, детали.

Ленина земля не принимает. «Ну вот такой факт».

Что из этого следует. Да, убрать с Красной Площади мерзость нужно. Но ни в коем случае не зарывать в землю. И даже не сжигать: много чести. Всю мерзотину нужно оформить по-правильному, то бишь на законных основаниях. Не нарушая при этом воли русского народа.

Для начала проясним один деликатный правовой вопрос. А кому принадлежит тело Ленина?

Обратимся к специалистам. Они утверждают, что «любые органы и ткани человека с момента их отделения от организма и тело (прах) после смерти — это объекты материального мира, относящиеся к категории вещей». Далее, следует констатировать, что прямых наследников у Ленина не осталось (последняя, племянница, умерла в 2011 году), а прочие де-факто не осуществляют прав собственности на Ленина. Де-факто тело Ленина принадлежит государству. Это и логично: например, именно оно оплачивает все усилия по сохранению тела. Например, в 2016 году на это было выделено из федерального бюджета 13 миллионов рублей. Сумма скромная, особенно сравнительно с советскими временами, но вполне внятно обозначающая, чей Ленин.

Однако есть и те, кто сохранностью мумии занимается непосредственно. Начиная с момента смерти Ленина всегда существовала организация, которая непосредственно поддерживала мумию в товарном виде — «ленинская лаборатория». Называлась она в разное время по-разному и имела разное подчинение. В настоящий момент это Научно-исследовательский и учебно-методический центр биомедицинских технологий при Всероссийском НИИ лекарственных и ароматических растений (НИЦ БМТ ВИЛАР).

Вот им-то и следует передать мумию. Как ценный для науки объект, представляющий исследовательский интерес. Ну то есть в том же статусе, в котором пребывают долгоживущие раковые клетки или возбудители чумы. В отдельной лаборатории, в стекляшечке, под присмотром заинтересованных специалистов.

Разумеется, научные работы — не игрушка. Поэтому непосредственный доступ посторонней публики к Ленину будет закрыт. Для желающих можно поставить веб-камеру: вот, смотрите на своего Ильича. Хотя зрелище не будет красивым: из научных соображений следует убрать одежду, оставить только тело. В том виде, в котором оно существует сейчас. Без украшательств.

Сколько времени оно может находиться в таком виде? Пока не сгниёт. Сейчас, как признают сами же специалисты, «тело Ленина до некоторой степени реконструировано». Если проще — там осталось процентов двадцать собственных тканей. Которые, несмотря на все усилия, постепенно распадаются. Однако некоторые общеизвестные меры — например, помещение тела в раствор формалина — помогли бы их сохранить. Именно к этому решению и следует подталкивать руководство института.

И через некоторое время после этого Ленин может найти, наконец, достойное место упокоения. Я имею в виду Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, более известный как Кунсткамера.

Кунсткамера знаменита своей коллекцией редкостей, аномалий и, last not least, уродов. То, что Ленин — урод, для всякого нормального русского человека очевидно. Соответственно,

его законное место — среди двухголовых ягнят, младенцев с циклопией и прочих подобных экспонатов.

Там его останки и должны упокоиться. Туда же, кстати, должен быть переправлен мозг Ленина (ныне хранящийся в Институте мозга), а также мозги и иные части прочих большевистских деятелей. Там неплохо смотрелись бы и останки, соответствующим образом обработанные — тот же скелет Сталина мог бы представлять интерес для туристов. Он хорошо бы смотрелся среди чучел и муляжей каких-нибудь дикарей. Как и прочее барахло с Красной Площади.

Важно проделывать все эволюции в описываемой последовательности. Передача тела Ленина научному институту — решение, против которого возражать куда сложнее, чем против всех остальных вариантов. Оно не противоречит даже коммунистической идеологии, которая рассматривает людей в качестве изделий или препаратов. Когда же Ленина приберут, довольно быстро стихнет и ленинобесие: с глаз долой — из сердца вон. Желающих «похоронить Ильича по-православному» станет мало. А нормальная просветительская работа на тему «что такое большевики вообще и Ленин в частности и что они сделали с нашим народом» сработает довольно быстро. Если не поручать декоммунизацию потомкам большевиков и чекистам, она вообще проходит очень быстро и очень успешно.

Однако не следует и излишне трепетно относиться к большевикам как к носителям какого-то Величественного Зла. Большевизм — зло почти абсолютное (для русских, разумеется), но в сущности своей — зло не величественное, а просто мерзостное и даже в чём-то смешное. Большевизм — это прежде всего УРОДСТВО. Дошедшее до крайних пределов, но именно уродство.

Читайте также: