Folding покрышка что это

Опубликовано: 07.05.2024

Разобраться в обилии серий, моделей и модификацией покрышек Schwalbe очень сложно, несмотря на то, что это один из лучших производителей покрышек. Мало того, что все покрышки этой фирмы названы почти человеческими именами, так еще и каждая из них может иметь несколько разновидностей, что никак не отражено в названии.

Одним словом, в номенклатуре Schwalbe черт ногу сломит.

Чтобы понять структуру предлагаемого ассортимента, разберемся в технологиях покрышек Schwalbe.

Итак, все MTB-покрышки укладываются в рамках 3 линеек:

  • Evolution Line
  • Performance Line
  • Active Line

Самой совершенной является линейка Evolution (EVO) - в ней реализованы все идеи и достижения компании.

Evolution Line

Главное в EVO - это каркас. Используется острый угол нитей волокон каркаса. Это существенно улучшает структуру шины, увеличивая её гибкость и снижая сопротивление качения. Однако, его значительно сложнее производить по сравнению с обычным каркасом.

Double Defense. Над кордом находится высокоплотная защита от проколов High Density Guard + SnakeSkin. SnakeSkin - дополнительный слой, который защищает шину от боковых порезов, добавляя только 50 гр к шине. Особенно это важно на горных трассах.

Технология LST (Limited Slip Technology) - это специальный внешний слой на "бороде" шины, который снижает проскальзывание шины на ободе при резком торможении.

U-блоки - это блоки на плечах покрышки, выполненные в форме буквы U, которые позволяют на крутых поворотах достигать необходимого контроля, когда плечи шины наиболее загружены.

Покрышки линейки EVO позволяют превратить их в бескамерные: они имеют непропускающий воздух слой. То есть, воздушный слой здесь не интегрируется в покрышку, как у других производителей, а воздух удерживается внутри. Такие покрышки обозначаются TL (Tubeless) Ready.

Естественно, эта линейка самая дорогая. Модификации Evolution почти в два раза дороже тех же моделей линейки Performance.

Triple Star компаунд

Компания Schwalbe провела большие исследования, в результате которых выяснила, какой именно тип компаунда требуется для изготовления покрышек, применяемых в разных условиях. Вяснилось, что для XC требуется быстрый компаунд, для Enduro и Freeride - мягкий, для Downhill - сверхмягкий.

Но ведь хочется, чтобы шину можно было использовать в разных условиях. Для этого, в компании придумали использовать технологию трех компаундов в одной шине: один - для базового слоя, другой - центральная часть, третий - для плечей.

PaceStar - быстрый XC компаунд: базовый слой с легим качением, быстрый центр средний мягкости, цепкие плечи средней мягкости.

TrailStar - для Enduro и Freeride используется базовый слой с легим качением, цепкий центр средней мягкости и сверх цепкие мягкие плечи.

VertStar - компаунд для Downhill, в котором используется базовый слой с легим качением, сверх мягкий центр и сверх мягкие плечи.

Нужно помнить, что чем мягче компаунд, тем он лучше цепляет, однако, становится значительно менее долговечным от этого.

Фолдинговые, проволочные - кто есть кто?

Все шины линейки Evolution - фолдинговые. В настоящее время клинчерные покрышки стали стандартом для велосипедных шин. Стальной корд внутри борта покрышки предотвращает её расширение при накачивании и сползание с обода.

Фолдинговая покрышка – специальный тип клинчерной покрышки, которую можно свернуть в рулон. В этой покрышке стальной корд заменен на шнур из кевларового волокна (Kevlar), что позволяет легко складывать покрышку, также это делает её легче на 50-90г.

А вот шины линейки Performance могут быть как фолдинговые, так и с проволочным каркасом. Все покрышки с проволочным каркасом выполнены из ORC (Offroad-Racing-Compaund) - специальной монолитной смеси для внедорожных шин. Как можно догадаться, они не так универсальны и эффективны в применении как Triple Star компаунд.

Все шины линейки Active - это бюджетные шины с проволочным каркасом. С одной стороны они легче, легко катят, с другой - значительно менее надежные, в них применяется значительно меньше технологий. Изготавливаются они из SBC (Schwalbe Basic Compound) - материала для универсального применения в различных условиях.

Защита от проколов

Настоящим произведением искусства является наш SmartGuard – самый универсальный защитный слой, предлагаемый на рынке. Он встречается в дорогих покрышках для профи, таких как Marathon Plus MTB - самой защищенной покрышке в мире. Правда и вес её из-за этого 1,15 кг. Как следствие, катит такая шина не очень.

Другие защитные системы, такие как Double-Defense, SnakeSkin или Kevlar Guard обеспечивают меньшую степень защиты от проколов. Решающим преимуществом защитного слоя SmartGuard является эффективность его против объектов, которые воткнулись в протектор и по мере вращения колеса проникают внутрь шины (кнопка или большой осколок). Толщина SmartGuard позволяет полностью поглотить воткнувшийся шип - он застревает в резине, но не повреждает камеру.

Double-Defense и/или SnakeSkin применяются в большинстве линейки EVO. Причем, SnakeSkin, в основном, в покрышках для дёрта, enduro и в гоночных покрышках (Racing Ralf, Nobby Nic, в модификации 57-559 Rocket Ron, Hans Dmpf, Fat Albert), а Double-Defense - в некоторых их же модификциях и в 57-599 Smart Sam линейки EVO.

В линейке Performace в некоторых моделях используется защита Kevlar Guard или же она вообще отсутствует. такую защиту имеет 54-599 Smart Sam, Hurricane.

Kevlar Guard - это защитный слой, сделаный из очень упругой резины и кевларовых волокон. Гибкий, мало весит, обеспечивает хороший уровень защиты от проколов и малое сопротивление качению.

Шины линейки Active оснащены защитой Puncture Protection - самой примитивной защитой в виде утолщенного слоя натуральной резины. Каркас плотностью 50 EPI (нитей на дюйм) также способствует защите от проколов (обычно производители в недорогих покрышках используют каркас 24 EPI).

Как понять, кто перед нами?

Да, это сложно. Например, легендарный Smart Sam может быть как линейки EVO (как с Double-Defense, так и без), так и Performance (как с Kevlar Guard, так и без). Чтобы опознать пациента, необходимо на боковине найти 5-значный номер модели вида 57-559, затем надпись с названием линейки и после этого надпись с названием технологии защиты. По совокупности этих трех элементов можно понять, что нам попало в руки.

Сама по себе трубка вшивается непосредственно в шину. Шину затем наклеивают на специальный обод.

Многие профессиональные гонщики по-прежнему считают, что трубки обеспечивают лучший контроль и имеют больший срок службы, больший контроль и более плавные повороты. По крайней мере, в отношении сопротивления качению, это предположение в настоящее время устарело. Современные фолдинговые шины давно догнали трубчатые шины по показателям. Тем не менее, явное преимущество трубок заключается в их поведении на спуске. Шина остается на ободе при любых условиях.

Недостатком трубок является их подгонка. Наклеить шину на обод с помощью клея гораздо сложнее, чем установить обычную покрышку. Кроме того, трубка не подлежит легкому ремонту, как камера. Небольшие дефекты можно устранить с помощью жидкости для защиты от проколов. В противном случае необходимо заменить всю трубчатую шину. Кроме того, производственный процесс является более трудоемким. Вот почему высококачественные шины настолько дороже.

Бескамерная система не нуждается в камере. Шина и обод изготовлены таким образом, что их соединение обеспечивает воздухонепроницаемое уплотнение. Необходимы специальные шины и обода.

Бескамерные покрышки обеспечивают явные преимущества в скорости, комфорте, сцеплении и защите от проколов. Они не имеют трения между шинами и камерами, что снижает сопротивление качению даже больше, чем у сверхлегких шин для соревнований. Бескамерные шины можно использовать с более низким давлением накачки без ущерба для производительности. Это дает явные преимущества в плане комфорта, а также обеспечивает больший контроль в критических ситуациях и на трассах с плохой поверхностью. В то же время бескамерные системы обеспечивают высокую защиту от проколов. Более того, бескамерные системы прекрасно работают вместе с защитными жидкостями от проколов.

Бескамерные шины сами по себе не являются бескамерными. Однако при использовании уплотнительной жидкости их можно превратить в бескамерные шины.

Преобразование из обычных шин в бескамерные практикуется довольно давно. Благодаря шинам Schwalbe Tubeless Ready и Tubeless Easy это значительно упрощается. Специальный борт шины обеспечивает герметизацию с ободом и идеальную усадку. В обычных шинах уплотнение в области обода очень проблематично, так как оно часто работает только с использованием компрессора и требует большого терпения.

Из-за необходимого высокого давления накачки для шоссейного велосипеда, невозможно преобразовать классические шины в бескамерные. Обычный борт шины не выдержит этих сил, и шина почти наверняка оторвется. Обязательно используйте только шины, предназначенные для бескамерного монтажа!

На нормальной ровной дороге протектор оказывает ограниченное влияние на ходовые качества. Сцепление, создаваемое шиной на дороге, является почти исключительно результатом действия компаунда.

В отличие от автомобиля, площадь контакта с дорогой намного меньше, а контактное давление намного выше. Стало быть “плавающий” эффект теоретически может быть достигнут только при скорости более 200 км / ч.

Во внедорожных условиях протектор устанавливает соединение с землей и обеспечивает передачу всех движущих, тормозных и рулевых сил. На неровной или грязной дороге протектор также может способствовать лучшему контролю.

SINGLE PLY CASING (SPC)
Один слой нейлонового волокна, покрытого резиной, которым оплетается корд. Однослойное плетение позволяет покрышке "облизывать" трассы с различным рельефом и снижает вес покрышки.

DUAL PLY CASING (DPC)
Двухслойное плетение нейлонового волокна, обеспечивающее дополнительную защиту на трассах Downhill.

Плетение

THREADS PER INCH (TPI)
Количество нитей нейлона, образующих каркас покрышки, на квадратный дюйм. Более низкое значение TPI (соответственно большая толщина нити) увеличивает возможность прокола и увеличивает вес покрышки. Более высокое TPI позволяет покрышке лучше "облизывать" неровности трассы и обеспечивает более комфортное движение. Кроме того, покрышки с высоким значением TPI имеют меньший вес.

Корд (Bead)
WIRE BEAD
Крепкий материал, удерживающий покрышку на ободе. Стальная проволока делает покрышку более тяжелой, но не растягивается с увеличением давления воздуха в покрышке.

FOLDABLE BEAD
Гибкий, как и стальной, корд также предназначен для удержания покрышки на ободе, но обладает более низким весом и делает покрышку более транспортабельной в пути. Гибкий корд представляет собой кевларовые или арамидные волокна.

CARBON FIBER BEAD
Гибкий материал, обладающий способностью удерживать покрышку на ободе при высоком давлении, характерным для шоссейных покрышек.

Покрышки Maxxis. Конструкция
TUBULAR
Покрышка традиционной конструкции более известная поз названием "однотрубка". При этом сжатый воздух находится внутри покрышки. Велосипедная покрышка такого типа вклеивается в специальный обод tubular типа.

RADIAL
Радиальная конструкция покрышки заключается в перпендикулярной ориентации волокон по отношению к направлению качения покрышки. Такой метод производства позволяет получить мягкую гибкую боковину, обеспечивающую мягкую комфортную езду.

TUBELESS ROAD
Бескамерная технология, объединяющая в себе сверхпрочный карбоновый корд и использование бутилового внутреннего слоя. Сочетание этих двух технологий позволяет получить покрышку для шоссейного велосипеда, не требующую использование велосипедной камеры.

BUTYL INSERT
Дополнительный слой бутилкаучука, размещенный от корда до корда. Используемый в Downhill покрышках для предотвращения эффекта "укуса змеи" и защиты обода от жестких ударов.

LUST
Акроним, означающий “Lightweight Ultimate Sidewall Technology”. Нейлоновая основа покрышки покрывается ультралегким материалом, образующим герметичный слой, позволяющим изготовить легкую безкамерную покрышку. Данная технология нашла применение в гоночных MTB покрышках, напр. Larsen TT UST , Monorail.

EXO PROTECTION
Экстремально прочный материал, размещенный в боковинах покрышки, исключающий боковые порезы покрышек при использовании на каменистых и горных трассах. Тонко сплетенный материал очень легок и гибок, благодаря чему его использование не ухудшает свойств покрышки. Технология реализована в покрышках CrossMark, Ignitor, Ikon

ONE70
Технология ONE70 подразумевает использование специального плетения каркаса покрышки, снижающего сопротивление качения. ONE70 обеспечивает отличное ощущение трассы и значительно снижает вес покрышки. Технология нашла применение в покрышках MaxxLite 285 и MaxxLite 310

Покрышки Maxxis. Защита от проколов
SILKWORM
Технология SILKWORM подразумевает использование уникального, разработанного компанией Maxxis материала, обеспечивающего исключительную защиту покрышки от проколов и порезов. Материал Silkworm может быть размещен от корда до корда. Такая покрышка имеет маркировку Silkworm® B2B. Если антипрокольный материал размещен только под протектором, на покрышку наносится маркировка Silkworm®. Такую маркировку вы сможете найти на покрышках Re-Fuse, Detonator, Hookworm

KEVLAR® COMPOSITE (K2)
Эксклюзивная технология Maxxis, применяемая в ограниченном количестве велосипедных покрышек. Технология заключается в использовании специальной ткани, обеспечивающей более надежную защиту от проколов, чем распространенные Kevlar® и Vectran®. Использование легкого и гибкого материал K2 гарантируют непревзойденные характеристики производительности. K2 использована в шоссейных покрышках Maxxis т.к. Courchevel, Re-Fuse

NYLON BREAKER
Нейлоновый слой, обеспечивающий защиту от проколов, размещается непосредственно под протектором покрышки. Используется в некоторых шоссейных покрышках, т.к. Xenith Hors Categorie, Courchevel

MAXXPROTECT
Поливолоконный материал, размещаемый непосредственно между протектором и нейлоновой основой покрышки. С различной толщиной от 0.9 до 1.5 мм поливолоконный материал MAXXPROTECT используется для защиты от проколов в некоторых гибридных полусликах. Overdrive MaxxPro

KEVLAR® INSIDE
Кевларовый слой размещается между основой покрышки и протектором. Аналогично MAXXPROTECT технология KEVLAR® INSIDE подразумевает использование кевларового слоя переменной толщины, обеспечивающего оптимальную защиту покрышки от проколов. Overdrive Kevlar Belt

Покрышки Maxxis. Компаунд. Технологии
Наиболее важный компонент - резиновая смесь (или компаунд), используемая для производства покрышки. Используя две различные формулы компаунда инженеры Maxxis получают две совершенно разные по характеристикам покрышки совершенно идентичные визуально. Ниже приведенный список поможет вам разобраться в различных компаундах, используемых в покрышках Maxxis

SINGLE
Использование одного компаунда по всей площади основы покрышки, оптимизированного для максимальной живучести и производительности.

DUAL
Двойной компаунд. Более жесткая резина используется по средине для обеспечения лучшего наката. И более мягкий компаунд используется для боковых шипов для обеспечения оптимального контроля над велосипедом.

TRIPLE (3C)
Аналогично DUAL технология TRIPLE COMPOUND использует резину с различными характеристиками для достижения необходимых свойств покрышки. Используется в шоссейных, а также специализированных Downhill покрышках

3C ROAD
Покрышка представляет собой соединение трех различных компаундов: максимально жесткий по центру для обеспечения максимального наката и двух более мягких для уверенного контроля велосипеда в повороте. Использован в шоссейной покрышке Courchevel

3C MTB
Тройной компаунд используется также в SPC покрышках для MTB велосипедов. Аналогично шоссейным MTB 3C покрышки имеют жесткий центр и более мягкие боковые шипы, обеспечивающие оптимальный контроль велосипеда в любых условиях трассы. Технология применена в покрышке Ikon

3C DownHill
Соединение из резины различной жесткости: наиболее прочный базовый слой и два более мягких для обеспечения максимального сцепления с трассой и стабильности. Используется в Downhill покрышках Minion DH Front, Minion DH Rear, High Roller

EXCEPTION SERIES
Технология, сочетающая в себе высокий TPI и специальный компаунд для обеспечения низкого веса и исключительного наката. Серия eXCeption доступна для ограниченного перечня моделей. Технология применяется в покрышках DTH, Miracle, Larsen TT, CrossMark, Ignitor, High Roller, Aspen, Ikon

SUPER TACKY
Специальный компаунд, основными свойствами которого являются низкий отскок и отменное сцепление с трассой. Используется в MTB покрышках. Маркировку SuperTacky вы сможете найти на покрышках Larsen TT, High Roller, Swamthing


Мы уже говорили о разновидностях велосипедов и колес для них, пришло время пролить свет и на покрышки.
Делятся они, как вы могли бы уже догадаться, на шоссейные и МТБ. Однако существует еще ряд критериев, по которым велосипедные шины между собой различаются. Что ж, перейдём сразу к делу.

Сопротивление качению велосипедной покрышки


На фото деформированная под нагрузкой покрышка велосипеда.

С другой стороны, если колесо у нас будет идеально твердым, движение станет дискомфортным по асфальту и грунтовым дорогам. Намного комфортнее перейти на идеально гладкую поверхность. Да-да, именно это и происходит на железной дороге, где стальные колеса катятся по стальным рельсам. Упругая деформация металлов там присутствует, что и формирует Ск на ж/д транспорте, однако значения эти в разы меньше, чем на резиновых покрышках. Известен факт, что даже ребенок способен сдвинуть с места железнодорожный вагон на ровном участке пути, настолько там величины Ск малы. По этой же причине товарные поезда способны растягиваться на многие сотни метров и тянуться всего одним локомотивом.

Возвращаемся к велосипедам. Идеально жесткими покрышки сделать невозможно, так как мы потеряем комфорт движения, что тоже влияет на скорость. Тем не менее, на шоссейных велосипедах давление в колесе колеблется от 7 до 12 атмосфер, тогда как некоторые МТБ покрышки спокойно катятся на давлениях меньше 1-й атмосферы.
Такая существенная разница в давлениях серьезно отразится на параметре Ск, у МТБ он будет значительно выше. Следовательно, надо накачивать покрышки посильнее и всё будет ехать быстрее.
Да, этим принципом ранее руководствовались, поэтому шоссейные покрышки и накачиваются так сильно, а их диаметр может достигать 19 мм, совсем тоненькие. Меньше пятно контакта, тверже покрышка – вот и залог низкого Ск. Так было раньше.
Современные исследования показали, что параметр Ск становится меньше, если в той же шоссейной покрышке снизить давление и увеличить ее диаметр. Картина получается следующая, если ранее ездили на 23-мм с давлением 8 атмосфер, то при переходе на 28 мм давление можно снизить до 5 атмосфер без потери скорости и с увеличением комфорта движения. Параметр Ск, при этом, останется прежним. Чудеса.

Дальше присматриваемся к конструкции и материалам покрышки. Чем толще ее беговая дорожка, чем больше разнородных слоев в ней находится, тем больше Ск. И наоборот, чем тоньше слой резины и чем меньше прочих материалов в месте контакта покрышки с дорогой, тем меньше Ск – меньше материалов надо деформировать, меньше энергии затрачивается. Наличие шипов, разнообразных протекторов и рисунков на покрышке также увеличивает Ск. Чем больше шипы, тем тяжелее будет катиться колесо.

Вес райдера также имеет значение, так как при его увеличении деформация покрышек будет происходить в большей степени во всем диапазоне давлений и скоростей. Собственно, здесь вступает в силу гравитация и становится определяющим фактором. Чем меньше весит велосипед с райдером, тем меньше станет показатель Ск.
Резюмируя, можно сказать, что сопротивление качению покрышки зависит от её конструкции, материалов, размеров и давления воздуха, если принимать во внимание вес райдера. Причем, выше давление не значит лучше.


На фото внутреннее строение велосипедной покрышки, виден прорезиненный корд серого цвета, уложенный в три слоя. Желтым отмечен антипрокольный слой.

В народе кордом принято называть борт шины, элемент контактирующий с ободом колеса. В действительности корд представляет из себя внутренний, невидимый каркас покрышки. Внешне мы видим только резину, но в ней есть слой корда, он обеспечивает поддержание необходимой формы. Выполняется корд из шелковых, хлопковых или нейлоновых нитей. В некоторых отдельных ситуациях применяется кевлар, но это редко, так как очень дорого. По сути, это полоска ткани заплавленная внутрь резины. Плотность этой полоски производителями измеряется в количестве ниток на квадратный дюйм (dpi). Чем больше плотность, тем выше прочность покрышки, тем большее давление выдерживает, тем лучше сопротивляется проколам и порезам. Обратная сторона плотного корда – высокое сопротивление качению.
Производители не всегда делают один слой очень плотного материала. Компания Continental, например, в своих топовых покрышках умещает три слоя корда плотностью по 100 dpi. Другие производители кладут один слой плотностью 300 dpi. Гоночные шоссейные покрышки от Pirelli обладают наименее плотным кордом, всего 60 dpi, они очень быстрые. В зависимости от способа укладки корда инженеры добиваются определенных характеристик колеса в движении. В общем, это целая наука, в неё погружаться не будем.


На фото фолдинговые покрышки в сложенном виде.

Фолдинговые покрышки

Темы борта уже коснулись. В своей конструкции он содержит своего рода корд, который также поддерживает форму окружности покрышки. Стальная проволока в его конструкции делает покрышку жесткой, если мы сложим шину пополам, она сохранит эту форму. Замена стали на кевларовую нить позволяет сделать борт очень гибким, теперь покрышка может складываться в несколько раз без ущерба ее форме или функционалу. Такая покрышка называется фолдинговой (Folding - складывание).

Трубки

Готов поспорить, что многие впервые видят такое название, что и не удивительно. Покрышки данного типа распространены в основном в профессиональном шоссейном спорте, так как показатель Ск у них наиболее низкий среди прочих. По крайней мере, так было раньше и ниже подробнее об этом будет сказано.


На фото трубка, зеленым цветом обозначена камера, зашитая в желтый корд.

Трубки предполагают закрепление на ободе колеса с помощью клея. Не удивляйтесь, это правда. Они практически не нагружают боковые стороны обода, отчего экономится материал обода и, следовательно, снижается вес всего колеса. Конструкция у трубки представляет из себя, как бы это ни было странно, трубку. За основу берется камера, оборачивается полотном резины с кордом и… зашивается. Внутренней стороной, где располагается шов, покрышка и приклеивается к ободу.
Профессиональные гонщики считают трубки идеальным вариантом, ведь при проколах на них можно проехать еще какое-то расстояние, чего не скажешь о других видах покрышек.
С другой стороны, прокол на гонке предполагает замену колеса. Отклеивать шину от обода, чистить обод от клея, заклеивать трубку расшивая ее в месте прокола, потом все наклеивать обратно никто в условиях соревнований не станет. Куда проще заменить колесо целиком. Прокол в бытовых условиях тоже не сулит ничего хорошего, количество операций от этого не уменьшится.
Собственно, сложность в обслуживании трубок и сделала их очень непопулярными в массах. Тем не менее, на улицах города они появляются на фикс велосипедах. Это разновидность шоссейников для трека (трековый велосипед), где условия для трубок идеальны – гладкая поверхность полотна и отсутствие колющих предметов на нем.
Трубки, кстати, некоторыми производителями до сих пор производятся вручную, так как спрос на них невелик.

Клинчерные

Готов поспорить, что и такое название велосипедных покрышек для многих становится открытием. Между тем, клинчерные покрышки являются самыми распространенными, а в народе они известны, как “обычные”.
Название, кстати, отражает суть их закрепления на ободе. Напомню, что обычные покрышки внутри содержат камеру. Когда мы ее накачиваем, она увеличивается в размерах и заполняет собой все доступное пространство внутри покрышки. Так как борт шины находится как бы внутри обода, то расширяющаяся камера прижимает его к борту обода. Сформировался клинч. С одной стороны обод не дает двигаться, с другой стороны камера, а между ними в клинче зафиксирован борт покрышки.


На фото клинчерная покрышка, подпираемая изнутри камерой.

Данный тип покрышки применяется на всех видах велосипедов во всех дисциплинах. В профессиональном шоссейном спорте они не применялись долгое время, так как обладали очень высоким сопротивлением качению. В формировании Ск принимает участие уже не только материал покрышки, но и сама камера, ее тоже надо деформировать. Кроме того, возникает паразитное трение между камерой и шиной, что тоже требует энергии.
Всё это удалось нивелировать при усовершенствовании технологий изготовления покрышек и камер. Последние начали делать из латекса, что положительно отражается на толщине и весе. Как итог, трубки перестали быть единственным решением в пропелотоне, клинчеры тоже стали заезжать на подиум. И, чем дальше, тем чаще. Производителям удалось превзойти трубки по показателю сопротивления качению.
Для нас с вами клинчеры во многом более приятны, чем трубки, так как такое колесо в пути достаточно просто заклеить при проколе.

Бескамерные

Про покрышки данного типа многие наслышаны, так как распространены они уже довольно широко, хоть и свет увидели в массовом варианте сравнительно недавно.
Суть конструкции сводится к отсутствию камеры, что должно автоматически делать колесо легче. Но не делает. Дело в том, что покрышка не производится целиком из одного материала. Ну, нормальная покрышка. Всегда присутствует некоторое количество слоев – для беговой дорожки один, для боковин другой, для содержания корда третий. Разумеется, количество и принцип распределения слоев у каждого производителя разный. Однако общей особенностью всех покрышек является их способность пропускать воздух. По этой причине в клинчерах камеры и используются. Если клинчерную покрышку установить бескамерно по всем канонам, то вы увидите, как она стравливает воздух буквально всей своей поверхностью. Причина – много лазеек для воздуха из-за слоистой структуры и наличия ниток корда. Бескамерные покрышки приходится снабжать дополнительным слоем резины, который устилает всю внутреннюю поверхность и играет роль камеры, то есть не пропускает воздух. Получается, что вес клинчерной покрышки с камерой будет примерно равен эквивалентной бескамерной покрышке.


На фото бескамерная покрышка, её борт упирается в замки под воздействием давления воздуха.

Следует отметить, что бескамерки стали всё чаще появляться в профессиональных шоссейных гонках. Они достаточно легкие и обладают низким сопротивлением качению. Низкий вес для шоссейных бескамерок обеспечивается сухой посадкой, то есть герметик в некоторых моделях пар покрышка-обод не требуются. Рискованно, но оправдано низким весом. Риск заключается в том, что при получении прокола продолжить движение не получится. Наличие же герметика в большинстве случаев некоторые проколы делает незаметными, настолько высока его эффективность. Причем давление воздуха существенно не изменяется.
И, да, в шоссе бескамерки также позволяют получить низкий Ск при более низких давлениях, что многократно увеличивает комфорт в движении для райдера.


На фото литая велосипедная покрышка, все тело шины выполнена из однородного пористого матриала.

Литые велосипедные покрышки

Особенность полнотелых шин заключается в том, что полости зависимой от давления воздуха в них нет. Отсюда следует, что проколы и порезы им не страшны. К минусам относится невозможность регулировать давление воздуха, а значит невозможность приспособить его к разным дорожным условиям. То есть, литая покрышка это про городской стиль катания с не очень хорошим комфортом. Все же воздух внутри обычных колес играет роль амортизатора. Первые велосипедные колеса выпускались, как раз, на литых покрышках. Позднее было изобретено пневматическое колесо (с покрышкой и камерой).


На фото антипрокольная покрышка, защитный слой отмечен синим цветом.

Антипрокольные покрышки

Любой перечисленный здесь тип покрышки может обладать антипрокольным свойством. Достигается оно путем внедрения в необходимую область покрышки антипрокольного слоя из очень эластичного материала. Некоторые производители размещают тонкую ленту только в области контакта покрышки с дорогой (на беговой дорожке), кто-то располагает более широкую и толстую ленту, а кто-то распределяет антипрокольный слой по всей площади покрышки. В любом случае, наличие этого слоя многократно увеличивает стойкость колеса к непредсказуемой встрече с колющими предметами на дороге. Годами можно ездить и не знать проколов, если покрышка хорошего качества.
Обратная сторона медали показывает увеличение Ск, так как антипрокольный слой увеличивает количество материалов для деформации. По этой причине самые топовые шоссейные покрышки в своей конструкции его не содержат.

Шоссейные покрышки

Много уже было сказано о том, что покрышки бывают шоссейными и МТБ, это уже не новость. Сказать здесь хочется об особенностях конструкции. В общем-то и об этом было сказано довольно много, так что уделим внимание только поверхности качения.


На фото шоссейная покрышка Continental с протектором для аэродинамики.

Всем известно, что шоссейные покрышки выполняются без “протектора”, то есть абсолютно гладкими. Такая поверхность обладает наибольшим коэффициентом сцепления с гладкими покрытиями типа асфальта, бетона или дерева. Наличие каких-либо шипов и канавок, даже самых незначительных, площадь контакта снизит, что логично приведет к снижению коэффициента трения, а значит и к снижению сцепления. Понятно.
Зачем же тогда на боковины некоторых шоссейных покрышек наносят протектор?
В народе его наличие объясняется необходимостью большего зацепа в поворотах. Но мы уже разобрались, что снижение площади контакта не способствует увеличению сцепления. Вариант нежизнеспособен.
Также в народе говорят, мол это дождевой протектор, для отвода воды от места контакта покрышки с дорогой. Вариант более убедительный, но тоже не имеет права на существование. Эффект аквапланирования с такой незначительной площадью контакта при велосипедных скоростях просто невозможен. Априори.
В действительности нанесенный протектор на шоссейных покрышках (как на фото) призван бороться с аэродинамическим сопротивлением. Набегающий поток разбивается лобовой частью шины и направляется на протектор. Протектор, в свою очередь, формирует особой конфигурации воздушный поток, который меньше “цепляется” за обод и спицы. Такие дела.

МТБ покрышки

Вот здесь поступим таким же образом, уделим внимание поверхности качения.
Сцепление на МТБ покрышках происходит с помощью протектора – зубов, грунтозацепов, шипов. Здесь они нужны, так как вгрызаются в мягкий грунт и создают возможность упираться в стенки созданных выемок вместо того, чтобы уповать только на коэффициент трения. Получается, что работать в полном объеме МТБ покрышки могут только на мягких и сыпучих поверхностях. Зимние модели оборудуются стальными шипами, как на автомобилях. Слишком высокий протектор делать нельзя, так как он не будет обладать необходимой устойчивостью к деформации, а слишком короткий будет неэффективен. В общем-то, по износу протектора и выясняется износ всей МТБ покрышки.


На фото МТБ покрышка с грунтозацепами.

Модели для более твердых грунтов оборудуются невысокими частыми шипами в центре и более развитыми шипами на боковинах. Все видели такое. Причем тут асфальт?
Да, вопрос назрел давно. Дело в том, что МТБ велосипеды, так уж сложилось, в наших широтах самые распространенные. Обувают их производители по канонам, в зубастую резину, но народ ездит по асфальту и… мучается. Поездка шипованного колеса по твердой поверхности означает обязательную деформацию покрышки, камер и еще шипа, сразу нескольких даже. То есть, коэффициент сопротивления качению возрастает до небес. В отдельных случаях в руле ощущается вибрация от быстрого перескакивания с одного шипа на другой. Более того, площадь контакта с поверхность многократно снижается (верхушки шипов), отчего тормозной путь на асфальте у зубастой резины будет больше, чем у “лысой”. Абзац этот призван обратить ваше внимание на данную проблематику и подходить к выбору новой резины для своего велосипеда более осознанно. Рынок предлагает решения для МТБ велосипедов, использующихся в городских условиях. Попробуйте перейти с зубастой резины на незубастую и вы сразу почувствуете, насколько легче велосипед начинает ехать. Сразу почувствуете, что тормозить стало легче, быстрее и предсказуемее. Безопасность – наше всё.


На фото гравийная покрышка, протектор частый, расстояние между ним небольшое, площадь каждого шипа довольно большая, что обеспечивает хорошее сцепление на асфальте.

Гравийные покрышки

По своей сути от МТБ или шоссе они отличаются только устройством поверхности качения. Учитывая универсальность применения гравийных велосипедов, покрышки для них делают с частым и очень мелким протектором. Так и по асфальту проще ехать и на грунтах скользко не будет. Впрочем, нередки случаи установки МТБ покрышек, благо, обод на 28” позволяет.


На фото покрышка для циклокросса, протектор расположен на значительном растоянии друг от друга, чтобы эффективнее вгрызаться в грунт.

Покрышки для циклокросса

Вариант для циклокросса очень тонкий и близок к шоссейным покрышкам по размерностям. На самом деле это скорее шоссейные покрышки с агрессивным протектором, похожим на МТБ. Такая особенность продиктована особыми условиями эксплуатации. А заключаются эти особые условия в геометрических параметрах рамы. Покрышки пожирнее в ней разместить не получится, иначе придется увеличивать дистанцию между перьями, дистанцию до подседельной трубы. В общем, все начинает упираться в вес.

Одна модель велосипедной шины — пять разных версий по разной цене, знакомо? Ничто так не запутывает начинающих катальцев, как маркировка велошин, и эта статья призвана внести ясность. Маленькая оговорка в начале — если вы катаетесь в спокойном стиле по асфальту, то интерес для вас представляет только пункт «Антипрокольные свойства». Ну, а тех, кто относится к выбору покрышек серьезно — прошу читать.

Посмотрите, что написано на боковине этой шины, куча всяких аббревиатур, что они означают?

Причем, на самой резине пишется не вся информация, которая касается её свойств, для получения полной информации нужно идти на сайт производителя. Итак, начнем расшифровку.

Конструкция покрышки

Фолдинг или проволока

Основным различием в конструкции является материал, из которого сделан корд — жесткий бортик, который надевается на обод. Короче, та часть, которая образует её внутренний диаметр. Раньше все шины были со стальным проволочным кордом, но когда велосипеды начали облегчаться, то первое, что сделали для уменьшения веса шины, была замена проволоки корда на кевлар.

Параллельно с облегчением получили полезное свойство — резина с кевларовым кордом стала складной (folding), хранить и транспортировать такие экземпляры стало гораздо удобнее.

Цена на одну и ту же модель, но с проволочным или кевларовым кордом, может различаться в два раза. Среди более-менее продвинутых велосипедистов считается неприличным покупать проволочные версии, потому что с проволокой остались только самые базовые модели — тяжелые и с самым простым составом резины (компаундом).

Если вы уже дошли до того, чтобы гонять на горном байке по трейлам и прочему бездорожью, то разумеется, не нужно покупать шины с проволочным кордом, они тяжелее, имеют меньший накат и хуже цепляются за поверхность.

В описании резины на английском это будет folding/wire — складная/проволочная.

Строение боковины

Боковина — это гораздо важнее, чем кажется, от её строения зависят многие свойства покрышки.

Во-первых, она должна быть прочной — люди, которые катают по каменистым трейлам знают, как горько выбрасывать почти новую, но порванную сбоку шину.

Во-вторых, эластичность боковины: от неё зависит, насколько хорошо шина будет поглощать вибрацию. Слишком жесткая конструкция — дубовость даже на низком давлении, слишком мягкая — покрышка «плывет».

Конструкция боковины швальбовских покрышек для горного байка называется Snakeskin или Liteskin, если вы не видите этих маркировок, то или резина совсем низкого уровня, или она из старого модельного ряда. Snakeskin это прочный материал, обеспечивающий надежную (в соответствующих условиях) защиту, а также достойное поглощение вибраций.

Liteskin — облегченная боковина, для гоночного применения, особенно противопоказана тяжелым катальцам с агрессивным стилем. Ну, а если в вашей локации много острых камней на трейлах — Liteskin не жилец.

Еще бывают покрышки с двойной боковиной, для применения в жестких условиях каменистых трейлов, например, мне пришлось взять тяжеленную Maxxis Agressor Dowble Down, потому что вся кросскантрийная резина просто рвалась.

На английском, слово sidewall означает боковина, обращайте внимание в описаниях, хорошо ли она защищена.

Snakeskin и Liteskin — названия технологий у Швальбе, другие производители называют по своему, но суть всегда сводится к выбору между облегченными и усиленными вариантами.

TPI и строение покрышки

Не могу сходу придумать разумный перевод слова casing, короче, это основа шины, на которую наносится резина. Эта основа делается из нескольких слоев специальных материалов. В зависимости от назначения, там может быть нейлон с антипрокольным слоем, или еще какие-то варианты, но в целом, важная информация для потребителя — это количество нитей на дюйм, TPI (thread per inch) или EPI (ends per inch).

Чем больше этих нитей, тем они тоньше, а значит, покрышка легче. В резине для кросс кантри применяются шины с большим TPI, 120 и больше. Этим добиваются не только легкого веса, но и лучшего наката, поведения шины при рулежке.

А для дисциплин, где нужна большая прочность — эндуро, DH, TPI 60: нити в основе толще, конструкция тяжелее, но надежнее.

Тут еще есть нюанс: не всегда малое количество нитей свидетельствует о прочности конструкции, дешевая резина может быть даже 24 TPI, это означает, что там нитки тонкие, а всё пространство между нитями залито резиной, в результате, покрышка и тяжелая, и непрочная.

Бескамерная установка

Очень важный фактор — подготовлена ли покрышка для установки без камер. Здесь все просто, у всех производителей маркировка будет связана со словом Tubeless (бескамерный) или буквой Т. Например, Tubeless Easy, Tubeless Ready, TLR и так далее.

Для тру-МТБ катальца переход на бескамерки это важнейший этап!

Компаунд

Состав резины называется компаунд, это очень важный параметр, от него зависят сцепные свойства покрышки, её накат и быстрота износа. Компаундов очень много, каждый производитель имеет (как ему хочется думать) самый лучший рецепт приготовления резины, отсюда всякие интересные названия в спецификации модельного ряда. Например, у Continental, дорогой компаунд Black Chili — мягкая резина для хорошего сцепления.

Schwalbe улучшила свою продукцию, применив технологию Snakeskin для боковин, и также это касается компаундов, они стали лучше. Более того, швальбовцы сделали то, что должны все сделать — упростили выбор компаундов: цветная полоска вместо непонятных названий. Красный цвет — хорошо катит, синий — хорошо держит (эти два подходят для кросс-кантри), оранжевый и фиолетовый для гравити дисциплин (фрирайд, даунхилл).

Теперь стало просто — для заднего колеса берешь с красной полоской, для переднего с синей. Названия: Addix Speed, Addix SpeedGrip, Addix Soft, Addix Ultra Soft.

Информацию по компаундам для других производителей нужно искать на их сайтах, но принцип одинаковый — как правило, они подразделяются на три категории: катит, держит/катит, очень хорошо держит/плохо катит.

Антипрокольные свойства

Если резина оснащена антипрокольным слоем, то это всегда отмечается особо: Puncture protection, Puncture resistance, Flatless, Anti-flat и т.д. У туринговых покрышек, типа Schwalbe Marathon, есть специальный слой из плотного материала, который очень сложно проколоть.

Недостатки: лишний вес (много), сопротивление качению. Также, возможность прокола всё равно остается, если какая-нибудь проволочка воткнется ближе к боковине.

Горные и шоссейные шины защищаются тонким слоем из композитного материала, поэтому даже если на них написано Protection, эта защита не полноценная.

Ценовой уровень

По цене разделяют шины для продвинутых велосипедистов и простых катальцев. Например, у Schwalbe, резина для продвинутых маркируется Evolution, для обычных людей — Performance.

У других производителей тоже есть свои разделения на ценовые уровни.

Бывает еще гоночный уровень — Race. Для соревнований покрышки всегда самые легкие и самые дорогие. Надежность такой резины на последнем месте — главное это накат, сцепление и вес.

Расшифровка

Теперь давайте расшифруем несколько «одинаковых» покрышек, у которых разная цена.

Schwalbe Rocket Ron Performance, wired bead

Дешевая, базовая резина, с проволочным кородом, без нового компаунда Addix и технологии Snakeskin.

Schwalbe Rocket Ron Evolution, TLR, Addix SpeedGrip, Snakeskin

Покрышка продвинутого уровня, готовая к бескамерной установке, компаунд с повышенным сцеплением, усиленная боковина Snakeskin.

Schwalbe Rocket Ron Evolution, TLR, Addix Speed, Liteskin

Гоночная шина, максимально облегченная, бескамерная, с накатистым компаундом и тонкой боковиной.

Названия, как видите, практически идентичные, но разница в цене между первой и третьей в два с половиной раза.

Теперь вы знаете, почему одна и та же модель может иметь разное исполнение, от которого зависит цена.

Читайте также: