Где пишется номер шины

Опубликовано: 15.05.2024

Колеса подвеска мосты 15.jpg

Обозначения на шинах российского и европейского производства:
1 — максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 — номер ТУ;
3 — количество слоев и тип кода каркаса и брекера;
4 — государственный знак высшей категории качества (до 1992 г.);
5 — ширина профиля;
6 — серия «70» (отношение Н/В);
7 — обозначение радиальной шины;
8 — обозначение бескамерной шины;
9 — диаметр обода (13);
10 — индекс грузоподъемности;
11 — индекс скорости («S» — до 180 км/ч);
12 — условное обозначение износостойкости шины (по стандарту США);
13 — условное обозначение показателей термостойкости шины (по стандарту США);
14 — условное обозначение кода завода (по стандарту США);
15 — номер сборщика (15);
16 — номер сертификата официального утверждения на соответствие шин Международным правилам № 30 ЕЭК ООН (1247);
17 — условное обозначение кода размера (по стандарту США);
18 — дата изготовления (28 неделя 1987 г.);
19 — знак официального утверждения шины на соответствие Международным правилам № 30 ЕЭК ООН (Е);
20 — условный номер страны, выдавшей сертификат утверждения (5 — Швеция);
21 — серийный порядковый номер шины;
22 — радиальная шина;
23 — наименование модели

На боковины современных шин нанесена буквенная, цифровая и другая маркировка, несущая необходимую информацию (рис. 4. 15).
Любая шина имеет на боковине обозначение производителя, а также торговую марку данной модели шины.
Очень важной является надпись, нанесенная крупными символами и указывающая на размерность шины. Например:
185/70 R14 83 S
Первая цифра в размерности шины указывает на ширину профиля шины (исключение составляют широкопрофильные шины, у которых первая цифра обозначает наружный диаметр шины). В приведенном примере 185 — это ширина профиля, выраженная в миллиметрах. Этот параметр проверяется на шине, накачанной до номинального давления.
Если шина низкопрофильная или сверхнизкопрофильная, то через косую черту указана цифра, указывающая отношение высоты профиля к ширине, выраженное в процентах (в нашем примере 70). Эту цифру называют серией шины. Если в обозначении шины отсутствует серия, то шина имеет обычный профиль и отношение высоты профиля к ширине составляет 80–82%.
Буква R указывает, что шина имеет радиальную конструкцию. Если буквы R нет — шина диагональная.
Следующая цифра (в нашем случае 14), указывает посадочный внутренний диаметр шины, т. е. Соответствует диаметру обода колеса. Посадочный диаметр выражается в дюймах. Один дюйм равен 25.4 мм, значит, в приведенном примере посадочный диаметр равен: 14 * 25, 4 = 355,6 мм.
Следующие затем число и буква латинского алфавита являются соответственно индексами нагрузки и скорости. Индекс нагрузки является условным, и для определения максимальной нагрузки для конкретной шины необходимо обратиться к таблице в справочнике и найти весовой эквивалент, относящийся к определенному индексу. Например, максимальная нагрузка для шины с индексом 83 составляет 483 кг. Иногда максимальная нагрузка на шину расшифровывается. В этом случае имеется надпись MAX LOAD (максимальная нагрузка) и указывается масса сначала в килограммах, а затем в фунтах.
И, наконец, последний буквенный индекс указывает на максимально допустимую скорость движения автомобиля, для которой предназначена данная шина.
Таблица индексов скорости.
Индекс Скорость
J 100
K 110
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V 240
VR >210
W 270
Y 300
ZR >240

Скорость движения автомобиля, соответствующая конкретному индексу, является максимально допустимой для данной шины. Например, для шины с индексом S максимальная скорость составляет 180км/ч, и превышать ее недопустимо.
Некоторые производители шин указывают в надписи размерности шины ее назначение. Например, латинская буква Р (Passenger) перед значением ширины профиля шины означает, что шина предназначена для легкового автомобиля. Буквы LT (LightTruck) указывают, что шина для малотоннажного грузового автомобиля.
Обозначение DOT указывает на соответствие шины стандартам США, а индекс Е22, расположенный в круге, —на соответствие европейским стандартам. Цифровой индекс указывает на страну, проводившую сертификацию (в нашем примере22—Россия).
Согласно нормативным документам США на шине должны быть указаны: индекс износостойкости; TREAD WEAR INDEX (TWI); индекс, указывающий на сцепные свойства (TRACTION INDEX); температурный индекс (TEMPERATURE INDEX). Соответствующие надписи имеются для обозначения материала и числа слоев корда в конструкции шины.
Максимально допустимое давление воздуха в шине указывается в килопаскалях (кПа) и фунтах на квадратный дюйм после надписи MAXPRESSURE. Это давление измеряется при холодном состоянии шины.
Некоторые латинские буквы, нанесенные на шине, указывают на соответствие условиям эксплуатации.
Буквы «M+S» (Mud+Snow — грязь+снег) указывают на то, что шина может использоваться при движении по грязи и снегу.
WINTER (зима)—зимние шины.
AQUATRED или AQUA CONTACT — шины, предназначенные, в основном, для движения по мокрым дорогам.
AS (AllSeasons — все сезоны) или AW (Any Weather — любая погода) — всесезонные шины, пригодные к использованию на твердых дорогах в любое время года на любом, в том числе мокром и скользком покрытии. Иногда назначение шины указывается пиктограммами.
Слово tubeless указывает на бескамерную шину. TWI (treadwearindicator — индикатор износа протектора) — знак на боковине шины показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка в канавках протектора. Знак наносят по боковине у самого края протектора равномерно в шести местах по окружности с каждой стороны шины. Метка может представлять собой либо упомянутую выше аббревиатуру (TWI), либо TWI со стрелкой, либо просто стрелку без букв.
Овал с тремя цифрами на одной из сторон шины указывает на время ее изготовления. Первые две цифры обозначают неделю изготовления, а третья—год изготовления. Шины, выпущенныес2000г., имеют четырехзначное обозначение даты изготовления.
На шинах с асимметричным рисунком протектора можно встретить одну из следующих надписей:
ROTATION — направление вращения (применяется со стрелкой);
LEFT — шина устанавливается на левую сторону автомобиля;
RIGHT — шина устанавливается на правую сторону автомобиля;
OUTSIDE или Side Facing Out — внешняя сторона установки;
INSIDE или Side Facing Inwards — внутренняя сторона установки.
Ведущие производители автомобильных шин постоянно совершенствуют их конструкцию и применяют новейшие материалы. Технические разработки направлены в основном на повышение долговечности шин, снижение сопротивления качению, улучшение сцепных свойств шин, особенно на скользких дорожных покрытиях, снижение шума и создание «безопасных» шин.

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня узнаем, что обозначают буквы, цифры и пиктограммы на боковине покрышки, как правильно читать типоразмер шины, что обозначает индекс скорости и нагрузки, где найти дату производства на покрышке. Более детальная расшифровка всех маркировок на шинах найдете в этой статье , а сейчас, чтобы не затягивать обзор, вкратце пройдемся по основным обозначениям.

Вы можете спросить: «А зачем это нужно знать»? – Чтобы правильно подобрать шину для своих нужд и условий эксплуатации. Потому что каждый тип покрышки рассчитан под конкретные задачи. Да и чтобы просто не выглядеть глупо в магазине или на рынке, когда продавец захочет «впарить» старую резину.

Что обозначают цифры в типоразмере шины

На боковой стороне покрышки большими цифрами наносится ее типоразмер: ширина, высота и посадочный диаметр. Также в этой надписи зашифрован индекс скорости и нагрузки, но о них поговорим ниже.

Давайте рассмотрим на примере. На боковине видим надпись: 150/75 R8 , что это значит?

  • 150 – это ширина протектора шины, измеряется в миллиметрах,
  • 75 – высота боковины относительно ширины шины. Измеряется в процентах. То есть, высота составляет 75% от ширины шины, от 150 мм это будет 112 мм. Значит, высота боковой стороны покрышки составляет 112 мм.
  • R8 – это ее посадочный диаметр. Измеряется в дюймах. Не стоит путать, R – это не радиус покрышки , как многие предполагают, буква R обозначает тип покрышки – радиальная. Существуют диагональные шины по способу расположения нитей корда в каркасе шины, но они редко используются для легковых автомобилей. Значит, рассматриваемая шина «одевается» на диск диаметром в 8 дюймов.

Индекс скорости и нагрузки

Следующими цифрами после обозначения типоразмера идет маркировка индекса нагрузки и скорости, на которые рассчитана покрышка. Например, видим надпись: 85T. В ней зашифрованы значения:

85 – это индекс нагрузки на одно колесо . Он рассчитывается заводом-изготовителем и измеряется в килограммах. Расчет ведется на нагрузку на одно колесо. Чтобы расшифровать это значение, смотрим на таблицу ниже. Цифра 85 значит, что шина рассчитана на рабочую нагрузку на более 515 кг. Значит, на нее можно нагрузить груза не больше указанного значения, в противном случае она лопнет. Чтобы узнать общую разрешенную нагрузку на все колеса автомобиля, «обутые» в такую покрышку, нужно их индекс нагрузки умножить на 4.

Буква «Т» - индекс скорости . Завод-изготовитель проверяет каждый тип шины на специальном стенде, определяет максимальную скорость, при которой покрышка будет справляться со своими задачами. При этой скорости ее технические характеристики не изменяться в худшую сторону. Чтобы расшифровать это значение, обратимся к другой таблице. Для простоты понимания она сделана в виде виртуального спидометра, где ограничения на скоростной шкале обозначены буквами. Выше этих значений, данную покрышку эксплуатировать не рекомендуется.

Как узнать дату производства шины

Эта информация зашифрована на боковой стороне шины. Обычно она состоит из четырех цифр и помещены они в овал или круг. Смотрим на скрин ниже.

Пример. Находим овал на шине, в нем напечатаны цифры «4216» . Разберем их:

  • 42 – порядковый номер недели, когда была изготовлена шина,
  • 16 – год производства, 2016 год.

Значит, покрышка была изготовлена на 42 неделе 2016 года. Эта информация будет полезна при покупке новой или б/у-шной шины. Как известно, резина имеет свой срок службы. Обычно это ото 5 до 7 лет. Со временем резина покрышки «стареет», на ней появляются микро трещины, теряется эластичность и, заложенные изготовителем характеристики ухудшаются.

Для примера приведу свою ситуацию. Моей резине было 6 лет. Однажды ехал в районный центр по относительно ровной дороге с небольшой скоростью, я не люблю гонять. На ровном месте при скорости 70 км/ч услышал хлопок и характерное «бубанение» сзади автомобиля. Остановился на обочине и увидел, что покрышка заднего колеса лопнула. Ям с острыми краями или посторонних предметов на асфальте не было, а она просто лопнула на росном месте. «Хорошо, что это было не переднее колесо, а то улетел бы в кювет» - подумал я. Присмотрелся на резину, она была похожа на «старушку», вся в трещинках и морщинках. С тех пор, я не допускаю подобного «старения» покрышек и вовремя переобуваюсь.

На видео ниже показано на примере, что обозначают цифры на покрышках, рассмотрены самые важные маркировки:

Кроме выше описанных обозначений, на шинах можно найти и другие пиктограммы, буквы, цифры и надписи. Что они обозначают, читайте в развернутой статье, ссылка указана в начале обзора.

Всем удачи на дорогах, следите за своими покрышками, чтобы не попасть в подобную ситуацию, в какой оказался я.

Базовая маркировка шин у всех производителйе одинакова. Она включает информацию о размере, индексе скорости и нагрузки. Базовая маркировка может быть выполнена в европейской метрической системе или в американской дюймовой.

Пример маркировки шины в метрической системе: 205/55 R16 94H XL

205 – ширина профиля шины в миллиметрах. Здесь – 205 мм.
55 – высота профиля шины в процентах от его ширины. То есть в нашем случае: 55% от 205 мм = 112,75 мм.

Поскольку профиль шины — это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 205/55 R16 захотите поставить автошины с размером 215/55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто).

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82%, и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R – указывает на конструкцию шины. В данном случае шина радиальная – по расположению нитей корда каркаса шины.

Многие ошибочно полагают, что R — означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

16 – диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это "посадочный" диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.

94 – индекс нагрузки (он же "индекс допустимой грузоподъемности шины").

H – индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

XL – усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.


94 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо.
Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 94 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать. Внимание! Индекс нагрузки указывается на одно колесо автомобиля. Для подсчета максимально допустимого веса машины нужно умножить максимальный вес нагрузки одного колеса на количество колес (например, у легкового авто нужно умножать на 4).

А на самом же колесе можно найти надпись: Max Load которое и подскажет допустимую нагрузку на одну шину. Значения измеряются в килограммах (kg) и фунтах (lbs) (для справки 1 фунт = 0,4536 кг).

Американская маркировка летних шин строится по другому принципу, рассмотрим размер LT33X10,50 R15 114S, где

31 - внешний диаметр шины, выраженный в дюймах.

Х – это знак, разделяющий значения, не несёт никакой смысловой нагрузки.

10,5 - ширина профиля шины в дюймах.

R – обозначение, указывающее на радиальное строение шины.

15 – посадочный диаметр, измеряется также в дюймах. Как правило, у большинства размеров диаметр выражен целым числом. Но в прошлом на рынок попадали шины с американского рынка, чей диаметр мог быть выражен дробным числом, например, 16,5.

Индексы скорости и нагрузки у дюймовых размеров обозначают то же самое, что и у размеров, выполненных по европейской системе.

Год выпуска

Маркировка шин автомобиля позволяет узнать информацию о месяце и годе производства покрышки. В частности, эта информация зашифрована в четырех небольших цифрах, заключенных в овал, на боковой поверхности изделия. Первые две цифры в данном случае означают порядковый номер недели в году, а вторые — непосредственно год. Например, маркировка 0418 говорит нам о том, что покрышка была выпущена в 2018 году, на 4-й неделе года.

Сразу же хотелось бы добавить, что не стоит пугаться если на момент приобретения шины Вы видите, что с даты производства прошло 2-3 года. В компания Мишлен серьезно подошли к вопросу "старения" шин и заказали научные исследования, которые проводились двумя независимыми организациями, о результатах этого исследования можно ознакомиться здесь.

Индикатор износа

Он показывает, насколько сильно износилась покрышка, и соответственно, не пора ли производить ее замену. Обычно находится на дне канавки, расположенной максимально близко к надписи TWID (иногда используются надписи TWI, DSI). На место его расположения указывает стрелка, облегчающая поиск.

На покрышках, где используются шипы, производители указывают следующую информацию:

  • AD - алюминиевые шипы.
  • SD - шипы с твердосплавным сердечником.
  • DD - шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью.
  • OD - шипы с овальным сердечником.
  • MD - пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.

Цветные метки на шинах

В некоторых случаях производители покрышек используют цветную маркировку своих изделий. Так, для этого применяются белый, красный и желтый цвета, в частности, соответствующие кружочки или треугольники. Красную точку или треугольник ставят в месте, которое является самым жестким на боковине покрышки. Если вы устанавливаете ее на легкосплавный диск, то эту точку нужно совместить с отметкой L на диске. Белая точка или треугольник означает самое гибкое место на боковине. При установке резины на легкосплавный диск это место должно быть диаметрально противоположным отметке L. Желтая метка означает самое легкое место, которое необходимо совмещать с местом, где установлен золотник на диске.

Изредка можно встретить цветные линии, нанесенные на протектор новой покрышки. Они являются заводской маркировкой, которая помогает работникам складов хранить шины с определенными характеристиками в одном месте. С другой стороны, при наличии таких полос, потребитель может убедиться, что покрышка еще не была в употреблении.

Защита от проколов

Производителями покрышек используются разные технологии по защите покрышек от порезов и проколов. В частности, разные производители обозначают их по-разному. Ниже приводим таблицу соответствия.

Производитель
Маркировка Производитель
Маркировка
Bridgestone RFT (Run-Flat Tyre) Michelin ZP (Zero Pressure)
Continental SSR (Self Supporting Run-Flat) Pirelli EUFORI@ или RF
Goodyear EMT (Extended Mobility Technology) или RunOnFlat Nokian Run Flat или RF
Kumho RF Yokohama RF

Эти технологии позволяют автомобилю продолжать движение при частичной или полной потере давления от 50 до 150 километров при условии, что скорость движения не будет превышать 80 км/ч. Кроме этого, существует маркировка, сообщающая о наличии или отсутствии некоторых дополнительных защит. В частности:

  • MFS (Maximum Flange Shield) - максимальная защита закраины диска.
  • FR (Flange Protector, аналогично RPB (Rim Protection Bar) или MFS (Maximum Flange Sheild)) - шина с защитой обода диска.
  • FB (Flat Base) - покрышка не имеет конструктивного элемента, который бы защищал обод диска от повреждений об бордюры.

Максимально допустимое давление (Max Pressure)

Это одно из самых важных значений, имеющихся на маркировке шин. Давление указывается в кПа или в PSI (фунтах на квадратный дюйм, внесистемная единица измерения давления, принятая в США). Зачастую на покрышках можно встретить одновременно значения в одних и других единицах. Если же на шине указано лишь одно значение, то помните, что 1 кгс/см2 (техническая атмосфера) = 0,98 бар = 14,223 PSI = 98,066 кПа. На некоторых шинах, чаще всего для спецтехники, иногда можно увидеть значение "монтажного давления". Так вот означает оно, допустимое давление при монтаже шины на обод, после завершения процесса монтажа шину можно накачивать до эксплуатационного давления.

Маркировка на шинах по сезону и покрытию.

  • M+S - это обозначение используют, в основном, европейские производители покрышек. Буква M означает английское слово Mud, что переводится как “грязь”. А буква S — Snow, снег. Эти обозначения говорят автовладельцу о том, что покрышку можно использовать в соответствующих условиях.
  • AS (All Seasons, Any Season) - резина пригодна для использования в любое время года.
  • AGT (All Grip Traction) - всесезонная покрышка.
  • R+W (Road + Winter) - в переводе означает “дорога” + “зима”. То есть, резина для использования в холодное время года.
  • Frost - так обозначают зимнюю резину.
  • AW (Any Weather) - одходит для использования в любую погоду.
  • A/T (All Terrain) - резина подходит для использования на любой местности.
  • M/T (Mud Terrain) - покрышка может использоваться на грязном ландшафте.
  • 3PSF (3-Peak Mountain Snow Flake) - специальная маркировка 3PSF на боковине шины свидетельствует об успешных испытаниях модели в зимний период. В отличие от маркировки M+S, знак 3PMSF наносится только в том случае, если шина соответствует нормативам «индекса эффективности на снегу». Коэффициент сцепления шины с заснеженным дорожным покрытием высчитывается по трем основным параметрам, полученным в результате дорожных испытаний. Испытания на надежность сцепления с покрытием проводятся при торможении на снегу и при разгоне, а также при ускорении во время прохождения поворота.

Дополнительная информация

При маркировке зимних и летних шин производители иногда пишут дополнительную информацию о качествах и характеристиках их изделий. Так, иногда вы можете встретить следующие обозначения:

Вы хотите выбрать шину для вашего авто, но плохо разбираетесь в маркировке шин? Это не проблема! В данном разделе, мы поможем вам разобраться: какие бывают параметры шины, что они означают, и какая именно покрышка подходит для вашего автомобиля.

Расшифровка маркировки шин.

Маркировка шин

195/65 R15 91 T XL

195 — это ширина шины в мм.

65 — Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто — «профиль».

Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R — означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).

Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

15 — диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.

91 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 91 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.

Таблица индексов нагрузки шины:

Таблица индексов нагрузки шины

T — индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

Таблица индексов скорости:

Таблица индексов скорости

Маркировка американских шин:

Существуют две различные маркировки американских шин. Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger — для легковой машины) или «LT» (Light Truck — лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской.

Например: 31x10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)

31 — внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 — ширина шины в дюймах.
R — автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).
15 — внутренний диаметр шины в дюймах.

Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера — внешний диаметр, вторая — ширина, третья — внутренний диаметр.

Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины:

XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера. Другими словами если на данной шине указан индекс нагрузки 91 с пометкой XL или Extra Load, то это значит, что при данном индексе, шина способна выдержать максимальную нагрузку в 670 кг вместо 615 кг (смотреть таблицу индексов нагрузки шин).

M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) — грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.

All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) — Любая погода.

Пиктограмма * (снежинка) — резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.

Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.

Outside и Inside; ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней.

RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.

Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.

Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой. Tube Type — обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

Max Pressure; максимально допустимое давление в шине. Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).

Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции. Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.

Temperature А, В или С термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).

Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.

Treadwear; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.

TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).

DOT — Закодированный адрес производителя, код размера шины, сертификат, дата выпуска (неделя/год).

По мнению специалистов, в независимости от типа автошины и ее производителя, на боковой части, должна быть отмечена маркировка (согласно регламенту и документационным нормам N 30 ЕЭК ООН (ГОСТ Р 41.30-99), как для легковых, так и для легких грузовых автомобилей). Ниже приведем маркировку автомобильных шин, а также рассмотрим образцы нескольких покрышек:TungaC-140 и HankookCentumK702, соответственно российского и корейского производства. Для этого мы преднамеренно использовали схематичное обозначение и уникальную картинку боковой части покрышки, чтобы вам было удобно. Ниже по тексту будут приведены фотографии известных брендов и моделей.

Теперь мы более детально проанализируем маркировку покрышек.

Маркировка автомобильных шин

Типоразмер автомобильных шин

Маркировка автомобильных шин - обозначение типоразмера
Типоразмер покрышек представляет собой наименование согласно регламенту и нормам. Пример маркировки: 175/70R13, 195R15, 195R15С, 175-13, 6,45-13, 155/6, 15-13, 6,45-14,5LT, 225/60 R15. Расшифровка по приведенному типоразмеру:

  • 6,15 и 6, 45 – определение профильной ширины покрышки в дюймах;
  • 175, 155, 195 и 225 –наименование ширины в миллиметрах;
  • 70 и 60 – номер серии автомобильной шины (отношение протекторной ширины к высоте боковой части покрышки);
  • 14, 13, 14, 5 и 15 – диаметр посадки покрышки либо внешний диаметр ободка в дюймах;
  • латинской буквой R определяется радиальная шина;
  • в случае если цифры и черты отсутствуют после наименования профильной ширины (195R15), тогда серия автомобильной покрышки больше 80;
  • для диагональных покрышек латинская буква D не ставится (6,45-14);
  • заглавная буква C указывает на легкую грузовую покрышку, выпускаемую в странах СНГ; в сокращении LT (Light Truck) также указывает на легкую грузовую покрышку, только изготавливаемую уже зарубежными странами.

Торговая марка, наименование модели и страна изготовителя

Бренд изготовителя автошин – обозначение или товарный знак производителя.

К примеру, название модели покрышки – АМТЕЛ-СИБИРЬ, производитель – GOODYEAR, NOKIAN и торговая марка ОМСКШИНА.

Модельное наименование – торговое, коммерческое и фирменное. Можно привести пример, Я-559, «Таганка» и другие. Название модели автомобильной покрышки представляет собой условное цифровое, словесное, комбинированное или буквенное наименование покрышки, которая относится к одной или же к нескольким группам покрышек, конструктивно взаимосвязанных.

Страна изготовителя. Эта маркировка обозначает страну, где находится предприятие по производству автошин. К примеру, Made in Finland, Made in Japan.

Индексы нагрузки и скорости

Индекс нагрузочной способности, в сокращении ИНС представляет собой условное цифровое определение наибольшей нагрузки, рассчитываемой на шину. К примеру, от 0 до 130.

Скоростная категория, в сокращении КС представляет собой условное определение скорости, рассчитываемой на покрышку. Кроме того, обозначается заглавными латинскими буквами.

Зачастую, ИНС и КС отмечают вместе на автомобильной покрышке, например 85T. Двойной ИНС обозначатся в той ситуации, когда покрышку устанавливают парами на одну осевую сторону. В данной ситуации, первая цифра будет означать ИНС на покрышку при простой ошиновке, а другая при двойной.

Иная маркировка шин

Для автомобильных покрышек, изготовляемых в государствах СНГ – определение документационных норм по ТУ или ГОСТу компании-производителя. Таким образом, легкие покрышки согласно правилам, не могут не соответствовать стандарту качества по ГОСТ 4754-97 (на автомобильных покрышках год, когда был утвержден стандарт качества, не отмечается).

Сейчас приведем пример определения тех. условий: ТУ 2342-024-00548786-92. Значит 2342 –это код покрышки по общей классификации производственной продукции, 024 – номер разработки, 00548786 –код завода-изготовителя (согласно общему классификатору по России) и 92 – это год, когда утверждали покрышки.
На автомобильных покрышках иностранного производства, определение документационных норм не отмечается.

Наименование Radial размещаются именно на радиальных покрышках.

Наименование Reinforced, то есть покрышки с повышенной несущей способностью (ПНС) либо усиленные шины.

Наименование Extraload (XL) применяется для отметки покрышек с наибольшим запасом прочности. Такое определение указывает на то, что ИНС увеличился на 4 единицы.

Наименование Regroovable применяется для автошин с возможностью углубления нарезкой протекторного рисунка.

Наименование Tubeless применяется в случае бескамерных покрышек. Но, тем не менее, автошины, выпускаемые в странах СНГ, могут и не быть отмечены данным обозначением. Таким образом, вместо него, изготовители наносят небольшую отметину камерная, в том случае, если покрышку посчитали камерной.

Наименование Tubetype применяется для камерных автомобильных покрышек. На данный момент такие покрышки встречаются очень редко.

Наименование M&S, M&S и M.S (в переводе с английского языка звучит, так «грязь и снег») применяется на зимних покрышках. Зачастую под данной отметкой представляют внесезонные покрышки.

Наименование Снежинка (Snow Flake, в переводе с английского, звучит, как «снежинка», изредка обозначают, как «снежинка и три горных пика»). Наименование применяется в основном только на зимних автошинах. С начала появления, его ввели в США в середине 80 годов 20 века. Но, с течением времени, отметка появилась практических на любых покрышках, включая летние шины. На рубеже 20 века, с целью регламентирования этого наименования, внедрили и узаконили проверку: если изготовитель захочет поместить данную отметку на автошине, то тогда она должна быть протестирована. Кроме того, в проверке принимала участие автошина UniroyalTigar. На определенный автомобиль, установили по очереди покрышки-претендентки и начальные шины. После этого, вычислили коэффициент сцепления покрышки с поверхностью опоры. И в случае если у автошин, желающих использовать отметку «Снежинка» коэффициент окажется на 10% выше, чем у покрышек UniryalTigar, то тогда выдадут разрешение на использование данной маркировки.

Определение Allseason применяется на всесезонных покрышках.

Определение Steelbelted или Steel применяется на автошинах с металлическим кордом.

Определение PSI (Poundsper Square Inch –фунты на дюйм в квадрате) применяется на автомобильных покрышках с отметкой LT или C, согласно индексу испытываемого давления при выполнении тестирований на скорость и нагрузки.

Inside (sidefacinginwards) либо Outside (sidefacingoutwards) применяется на автошинах с ассиметричным протекторным рисунком. Данные маркировки демонстрируют о том, какая боковая часть покрышки должна быть внутри, а какая снаружи по отношению к легковому автомобилю. Изредка на покрышке указывают стрелку или отметку <<, демонстрирующие дирекцию вращения покрышки при передвижении машины вперед. Кроме того, отмечают и дирекцию вращения Rotation. Совет! Не путайте данные стрелки с эмблемой именитого изготовителя автошин Dunlop, сделанного в форме стилизованной стрелки.

TWI, Michelin. Таких определений должно быть не меньше 6 в каждой стороне протекторной зоны шины. TWI (Tread Wear Indication с английского языка звучит, как « протекторный индикатор износа»). Такие определения демонстрируют место нахождения на протекторном дне индикатора износа. Данные индикаторы сделаны в форме выступов размеров, остаточной глубины протекторного рисунка для различных типов автошин. При их достижении, эксплуатация, должна быть закончена (просмотри в правилах дорожного движения).

Производитель автошин NokianTyres использует другой метод выявления остаточной глубины протекторного рисунка.

Дата изготовления, состоит из 3-х (произведенных до 2001 года) либо 4-х цифр. Первые две цифры обозначают неделю, а другие две год производства, например: 97, где 9 – это неделя и 7 – это 1997 год.

Фабричный (порядковый) номер, отмечают на покрышках изготовителей государств СНГ.

Например, Российский знак соответствия в случае сертификации, выглядит так HX12 – код по сертификации. Также разрешается не наносить данный знак на покрышки, только лишь в необходимую документацию.

Официальный утвердительный знак типа автошины согласно нормам N 30 ЕЭК ООН. Единообразные указания, затрагивающие официальное утверждение покрышек для легковых авто, где цифра вне круга – обозначает номер утверждения, а цифра в круге – обозначает код страны, где было официально предоставлено данное утверждение.

Определение DOT (U.S.Department of Transportation), состоит из цифрового и буквенного кода или же только буквенного, которое было присвоено американским департаментом изготовителю автошин, код габарита покрышек, закодированный адрес офиса и изготовителя, свидетельствует о том, что данная покрышка прошла испытание и сертификацию качества согласно нормативным документам PMVSS № 109.

В случае с той или другой шиной, в независимости от места изготовления, ее предназначение – это североамериканский рынок: Канада и США. На таких шинах, помимо обязательной отметки, указанной выше, должна быть нанесена еще одна отметка, указывающая на наибольшую нагрузку и давление в покрышке, а также используемые материалы и количество слоев в каркасе.

Помимо этого, обязательным требованием является маркировка индекса: температуры, износостойкости и сцепления.

Балансировочная пометка указана в виде круга желтого цвета с диаметров от 5 до 10 мм. Она означает место при выявлении статического дисбаланса автошины. В момент вкладывания камеры в покрышку, ее вентиль должен быть соединен с местом автомобильной покрышки.

Маркировки покрышек и колес, а также их характеристики для каждой марки и модели, а изредка и модернизации автомобиля обозначены в его руководстве по эксплуатации, созданном компанией-производителем автомобиля. Кроме того, нельзя отступать от данных норм, потому что в них заложены начальные характеристики управляемости, проходимости и устойчивости машины в пределах всех скоростей. Не обсуждается только протекторный рисунок покрышек. Каждый владелец авто может сам для себя выбрать рисунок протектора исходя их собственных предпочтений, стиля вождения и др. Но в данном случае, используемые покрышки должны быть протестированы по следующим параметрам: нагрузкам, наибольшей скорости, габаритам, давлению и др.

В данной ситуации стоит выделить тот факт, что отмеченный на боковой части ИНС обозначает наибольшую нагрузку на покрышку. Для легковых авто, нормируется экономичная нагрузка, то есть та нагрузка, которой соответствует наибольшая скорость, и давление при которых осуществляется наилучшая удобность поездки. Данная нагрузка, не должна быть меньше наибольшей на 10%.

Маркировка и ее разнообразие.

Все принудительные наименования и надписи на автомобильных покрышках, отмечают при их создании гравировочным оттиском специальных пресс-форм. О принудительной маркировке гласят правила Единообразного предписания. А именно, правило под номером 30, для легковых покрышек и правило номер 54 для грузовых и легких грузовых автошин, а также имеется параграф о стандарте качества США по сохранности автотранспорта.

Кроме того, что необходимо маркировка на автошинах, можно разместить и другие надписи на взгляд производителя или же по требованию клиента, самого потребителя. В данном случае маркировки могут быть самыми разными. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.

Так как, обширная сертификация покрышек вместе с той сертификацией качества согласно федеративным нормам, каждодневно практически всеми производителями покрышек внесены другие отметки и обозначения, которые указывают на те, или иные производственные процессы, а также технологии изготовления, материалы и другие сборочные элементы: номера контроллеров и рабочих, и др.

На данный момент, в магазинах автомобильных покрышек, мы в самом начале обнаружим на поверхности шины целый ряд линий, различных расположений, окраса, размера. Кроме того, мы можем увидеть и различные буквенные и цифровые наименования, размеров и расположений и многое другое.

Все эти буквы, линии и цифры, как правило, наносятся специальной маркировкой на протекторы, чтобы избежать перепутывания при сборке автошин, а собранных в свою очередь непосредственно пред вулканизацией. Таким образом, благодаря использованию цветных линий, можно различить автошины, произведенные различными бригадами и сменами, станками и протекторными аппаратами и др. Естественно, учитываются и другие особенности при изготовлении огромного ассортимента автошин. Если же появляются бракованные изделия, то тогда их выявляют и идентифицируют.

Заготовки автошин маркируют в момент сборки и вулканизации. Помимо разноцветных полосок, используются также и маркировочные цветные метки либо оракаловые этикетки с цифровыми или буквенными кодами, марками шин, стадиями сборки и датами производства и др.

После того, как автомобильные покрышки проходят вулканизацию, их маркируют датой производства с помощью оттиска со сменными вкладышами, а также фабричным номером – сменными жетонами. На данной автошине также дополнительно маркируют номера вулканизаторщиков и номера самих пресс-форм и т.д.

В момент разбраковки покрышек согласно характеристикам внешнего вида, автошины отмечаются штампом годен с контроллерным номером, или другими вариантами (где тк - технический контроль, а к – просто контролер, цифра – это номер партии автошин такой же марки и определения).

После того, как осуществляется полная проверка статического дисбаланса автошин на боковую часть, в обязательном порядке наносится своеобразная «балансировочная пометка» в форме желтого круга в 5-10 миллиметров, тем самым определяя место автошины. При установке автошины на колесный обод данную пометку необходимо соединить с ободным отверстием, в которое укладывается камерный вентиль либо вентиль бескамерной покрышки.

В момент осуществления контроля на силовую неоднородность радиальных автошин (согласно данным «эффект конуса» и «радиальное колебание боковой силы») на боковую часть, на них наносятся круглые пометки, схожие с балансировочными, только зеленого либо красного цветов, изредка синего.

Сознательным образом не провожу ассоциацию продемонстрированных и вышеописанных маркировок с конкретными марками автомобильных покрышек (за определенным исключением, где это сразу же видно на лицо) и их производителями. Любой производитель сам для себя устанавливает рамки на использование: полуфабрикатов, идентификационных процессов, кодировку исполнителей, станков и так далее. Это внутреннее дело каждого производителя. Нам же, обычным потребителям, об этом даже и не следует знать, так как это особого значения не имеет. Главное это что? Правильно, высокое качество и длительная эксплуатация автомобильной покрышки.

Поэтому, исходя из вышесказанной информации, вы сами для себя выбираете, чего вы хотите и хотя в некоторых ситуациях, наличие каких-нибудь дополнительных маркировок, не всегда украсят автомобильную покрышку. А значит, хотя бы иногда, но усомнитесь в качестве приобретаемой покрышки в том случае, если вы на ней не обнаружите никаких маркировок и других обозначений производителей. Всего хорошего.

Читайте также: