Из чего сделаны колеса танка

Опубликовано: 14.05.2024

Танк КВ. Руководство службы

По своему назначению и работе ходовая часть танка может быть разделена на две части: гусеничный движитель и подвеску.

ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

Назначение гусеничного движителя - сообщать танку поступательное движение за счет крутящего момента, подводимого от двигателя к ведущим колесам.

Устройство гусеничного движителя

Гусеничный движитель состоит из двух гусеничных цепей (гусениц), двух ведущих колес, двух направляющих колес с натяжным механизмом, двенадцати нижних опорных катков и шести верхних поддерживающих катков.

1. ГУСЕНИЧНАЯ ЦЕПЬ (ГУСЕНИЦА)

Каждая гусеница представляет собой мелкозвенчатую цепь, состоящую из 87-90 отдельных звеньев-траков, связанных между собой пальцами, которые вставляют в проушины траков.

Трак 1 (рис. 83) представляет собой фасонную стальную штамповку, которая имеет два прямоугольных окна для зацепления с зубьями ведущего колеса и гребень для направления катков, катящихся по гусенице, и для предохранения гусениц от спадания с ведущих и направляющих колес.

Палец 2 трака имеет на одном конце головку, которая удерживает его от продольного смещения в одну сторону, а на другом - выточку, в которую устанавливается пружинное кольцо 3, удерживающее палец от осевого смещения в другую сторону. Между траком и пружинным кольцом установлена шайба 4,

Трак гусеницы

Рис. 83. Трак гусеницы:
1 - трак; 2 - палец; 3 - пружинное кольцо; 4 - шайба

Ведущее колесо

Рис. 84. Ведущее колесо (разрез):
1 — кронштейн; 2 — ступица; 3 — шарикоподшипники; 4 — распорная втулка; 5 — кольцо сальника;
6 — сальник; 7 — гайка; 8 — замковая шайба; 9 — блокировочное кольцо; 10 — шпилька;
11 — ведущий вал; 12 — колпак; 13 — болт; 14 — резиновая, прокладка;
15 — болт; 10 — зубчатый венец; 17 — отверстия для смазки.

2. ВЕДУЩЕЕ КОЛЕСО

Ведущие колеса (рис. 84) крепятся по бортам в задней части танка.

Ведущее колесо в сборе

3. НАПРАВЛЯЮЩЕЕ КОЛЕСО С НАТЯЖНЫМ МЕХАНИЗМОМ

Направляющее колесо (ленивец) (рис. 86) служит для направления гребней гусеницы при ее перематывании во время движения танка.
Ободья и корпус 2 направляющего колеса отлиты за одно целое. Корпус колеса для прочности усилен ребрами, радиально расположенными по корпусу.
В ступицу колеса впрессованы два конических роликоподшипника 3 и 4. Направляющее колесо монтируется на оси 20 кривошипа. От продольного смещения колесо удерживается гайкой 5, которая навертывается на конец оси и стопорится шайбой 6. Между гайкой и роликоподшипником 3 установлена стальная шайба 7.
Для предохранения смазки подшипников колеса от загрязнения и воды и для удержания смазки в подшипниках с внутренней стороны ступицы колеса установлен сальник 10, который помещается между кольцом 8 и крышкой 9. Крышка сальника 9 крепится болтами к ступице колеса.
Снаружи ступица закрывается колпаком, в теле которого имеется отверстие 13 для смазки, закрываемое пробкой.
Ось 20 кривошипа выполнена за одно целое со щекой 1 и хвостовиком 19.
Хвостовик 19 кривошипа крепится в опорных кронштейнах корпуса танка гайкой 15, которая стопорится замковой шайбой 17. Для предохранения хвостовика кривошипа от коррозии и загрязнения в бортовом кронштейне корпуса танка имеются отверстия для смазки и выточка для сальниковой набивки 18.

Направляющее колесо

Рис. 86. Направляющее колесо (ленивец):
1 — щека кривошипа; 2 — корпус колеса; 3 и 4 — конический роликоподшипник; 5 — гайка; б — замковая шайба; 7 — шайба; 8 — кольцо сальника; 9 — крышка сальника; 10 —сальник; 11 — отверстие для смазки; 12 — колпак; 13 — отверстие для смазки; 14 — заглушка; 15 — гайка; 16 — шайба; 17 — замковая шайба; 18 — сальник; 19 — хвостовик кривошипа; 20 — ось кривошипа; 21 — кронштейн; 22 — палец; 23 — гайка.

Ось направляющего колеса 20 и щека кривошипа 1 выходят наружу корпуса танка. В проушине щеки крепится при помощи пальца 22 головка винта натяжного механизма.
Натяжной механизм (рис. 87) состоит из винта 3, укрепленного головкой в проушине щеки кривошипа пальцем 5, гайки 4, навернутой на стержень винта, кронштейна 1 с цапфой 6, в овальном отверстии которой помещается гайка 4, и опоры надетой на цапфу 6 кронштейна 1.
Кронштейн натяжного механизма 1 жестко крепится болтами и винтами к борту корпуса танка.
Опора 2 натяжного винта, надетая на цапфу 6 кронштейна, удерживается от продольного смещения буртом гайки 4, которая помещается в овальном отверстии цапфы кронштейна.
Гайка 4 удерживается от осевого смещения в опоре 2 гайкой 7, застопоренной кольцевым стопором. Винт и гайка натяжного механизма смазываются через два отверстия в опоре, закрываемые пробками 10, и через четыре отверстия 12 в гайке.

Натяжной механизм

Натяжной механизм

Рис. 87. Натяжной механизм:
1 — кронштейн; 2 — основание; 3 — натяжной винт; 4 — натяжная гайка; 5 — чехол; 6 — цапфа кронштейна; 7 — гайка; 8 — палец; 9 — сальник; 10 — отверстие для смазки; 11 — сальник; 12 — отверстие для смазки.

Для предохранения смазки натяжного механизма от загрязнения и воды и для удержания смазки установлены два сальника 9 в опоре, сальник 11 на цапфе кронштейна и чехол 5, который навертывается на конец гайки 4 и стопорится шайбой.
Правильно натянутая гусеница должна провисать между двумя поддерживающими катками на 50-60 мм.
Для натяжения или ослабления гусеницы нужно поворачивать ключом гайку 4, которая, вращаясь в опоре 2, будет перемещать в осевом направлении винт 3. Винт, укрепленный головкой в проушине щеки кривошипа, повернет кривошип вместе с направляющим колесом, которое переместится вперед или назад, в результате чего произойдет натяжение или ослабление гусеницы.

Мы уже обсуждали как выглядела История возникновения танков, а теперь некоторая составляющая этой темы.

Годом создания гусеничного движителя можно считать 1818-й, когда француз Дюбоше получил привилегию на способ устройства экипажей с подвижными рельсовыми путями.

Гусеничный движитель — движитель самоходных машин, в котором тяговое усилие создаётся за счёт перематывания гусеничных лент. Гусеничный движитель обеспечивает повышенную проходимость. Большая площадь соприкосновения гусениц с почвой позволяет обеспечить низкое среднее давление на грунт — 11,8—118 кН/м² (0,12—1,2 кгс/см²), то есть меньше давления ноги человека. Тем самым гусеничный движитель предохраняется от глубокого погружения в грунт.

Первые проекты гусеничного движителя предполагали облегчить передвижение по слабым грунтам повозок, которые по-прежнему тянули бы лошади или люди. Позже они стали применяться на паровых машинах. В 1832 г. англичанин Дж. Гиткот для освоения болотистой местности в Ланкашире ставит паровой локомобиль на моногусеницу — его машину с колесами большого диаметра целиком охватывает широкая полотняная гусеница с наклеенными на нее поперечными деревянными рейками.

По одной из версий 12 марта 1837 года штабс-капитан русской армии Дмитрий Андреевич Загряжский подал в Министерство финансов ходатайство о выдаче ему патента на экипаж с плоскозвенчатой металлической гусеницей. В протоколе комиссии, рассматривавшей предложение изобретателя, говорится: «из представленных Загряжским описания и чертежей его изобретения видно, что около каждого обыкновенного колеса, на которых катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колес равняются звеньям цепи, цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность». В октябре 1837 года патент был выдан. Промышленники не заинтересовались и не оценили преимуществ гусеничного хода, а Д. А. Загряжский, не имея средств, не смог реализовать свое изобретение и в 1839 году патент был аннулирован.

Вагон инженера Блинова

Где они изначально применялись?

трактор инженера Блинова

В нижней части рамы крепились на рессорах две тележки, которые могли поворачиваться в горизонтальной плоскости вместе с осями опорных колёс. Бесконечные рельсы вагона представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел четыре опорных колеса и четыре ведущие звёздочки. В 1878 году купец Канунников, рассчитывая на прибыли от внедрения гусеничного хода, вошёл с ходатайством в Департамент торговли и мануфактур с прошением о выдаче Блинову привилегии, каковая за № 2245 и была получена год спустя. Вводная часть гласила: «Привилегия, выданная из Департамента торговли и мануфактур в 1879 году крестьянину Фёдору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам… »

Почему при создании танка в качестве движителя были выбраны гусеницы и почему эта схема осталась до сих пор?

Гусеничный движитель, по сравнению с колесным, обладает более высокой проходимостью, особенно при движении на болотистом грунте и по снегу, а также при преодолении различных препятствий местности, позволяет обеспечить минимальный радиус поворота. Он призван обеспечить танку неуязвимость на поле боя, удобства обслуживания и замены отдельных частей движителя, поэтому, до сих пор применяется при проектировании военных, транспортных и инженерных машин.

Вот тут мы подробно обсуждали Паровой трактор Хорнсби

Гусеница до сих пор остаётся самым уязвимым местом танка?

Да, гусеница непосредственно контактирует с грунтом и первой воспринимает ударные нагрузки. Чрезмерное усиление её деталей ведёт к увеличению веса, что отрицательно влияет на устойчивость гусеницы в обводе и снижению скорости движения танка. Но постоянно проводятся мероприятия по усилению минной стойкости гусеницы.

Какие бывают гусеницы и в чём основные отличия одних от других?

Таких различий много и это уже сугубо техническая часть, но если коротко, то гусеницы различаются по типу траков (литые, штампованные, сварные); по материалу изготовления — (металлические, резинометаллические, резиновые); по типу используемого шарнира и по типу его смазки. В зависимости от типа гусеницы имеют разную сложность изготовления, ресурс и ремонтопригодность.

Из чего состоит гусеница?

Гусеничная цепь – это звенчатая конструкция, представляющая собой замкнутую (непрерывную) сплошную ленту или цепь из шарнирно-соединенных звеньев (траков), применяемую в гусеничном движителе.

Современные литые гусеницы состоят из траков, в проушины которых запрессованы обрезиненные металлические втулки. Между собой траки соединены посредством пальцев и гаек.

Штампованные гусеницы состоят из звеньев траков, в которые запрессованы обрезиненные пальцы. В средней части траки соединены между собой гребнями и подгребневыми башмаками, а на концах – скобами. Скобы крепятся на пальцах при помощи болтов и шайб (при цанговом соединении) или при помощи болтов и клиньев.

Танки разных моделей используют разные гусеницы – почему?

гусеница танка Т-80

Если говоря о рисунке, вы имеете в виду отпечаток на поверхности, то его создают грунтозацепы — выступы на звеньях траков, которые обеспечивают сцепление с грунтом. На гусеницах разных типов эти грунтозацепы имеют разную форму и разное размещение. На литых траках они расположены по периметру плицы и на проушинах, на штампованных траках — вдоль оси пальцев.

Насколько сама гусеница влияет на скорость и проходимость танка?

Применение гусениц снижает максимальную скорость танка на шоссе из-за потерь на их перематывание, но, вследствие увеличенной опорной поверхности, повышается проходимость танка при движении по пересечённой местности и грунтам со слабой несущей способностью (снег, болотистая местность, песок и т.п.).

Российские, немецкие, французские и другие гусеницы чем отличаются друг от друга? Есть какие-то особые подходы у разных стран?

Штампованные гусеницы для танков Т-80 и Т-90 имеют шаг 164мм, ширину 580мм и гарантированный пробег 6000 км. Штатные гусеницы изготавливаются с металлическими грунтозацепами. Асфальтоходные башмаки устанавливаются в них только при необходимости.

Резиновые накладки на танк Т-80

В США используются гусеницы с резинометаллическим шарниром и резиновыми башмаками. Ширина гусениц — 635мм. Пробег оригинальных гусениц для Абрамса модели Т156 с несъёмными резиновыми башмаками составляет 1100-1300 км. Новые гусеницы модели Т158 со съёмными резиновыми башмаками и обрезиненной беговой дорожкой имеют гарантированный пробег в 3360 км

Как идёт разработка гусениц для новых машин: где их разрабатывают, что учитывают, применяются ли новые материалы?

Разработка гусениц для новых машин идёт одновременно с проектированием машин в конструкторском бюро отделом ходовой части с привлечением расчётного отдела. При разработке учитываются масса машины, требования к асфальтоходности, проходимости машины, ресурсу гусеницы, габаритам машины и гусеницы. Гусеница должна быть максимально технологичной и позволять осуществлять массовое производство.

Разумеется, при разработке учитываются возможности промышленности и производства. Так, применение термомеханической обработки арматуры пальцев позволило на порядок увеличить их циклическую стойкость, применение современных ингредиентов резиновых смесей — увеличить ходимость асфальтоходных башмаков и стойкость резинового шарнира при высоких температурах окружающей среды, применение современных станков — повысить точность размеров и чистоту поверхности при механической обработке штампованных деталей гусениц, что так же увеличивает срок их службы.

Для Арматы пришлось придумать что-то новенькое или она на гусеницах от Т-90?


Прообраз современного гусеничного движителя впервые был предложен французским инженером д’Эрманом, который в 1713 году направил во французскую Академию наук проект «четок из катков» — грузовая платформа ставилась на раму с подобием моногусеницы в виде набора широких деревянных катков, соединенных в цепь и обкатывающихся вокруг рамы снизу платформы. Идея д’Эрмана получила одобрение, но не нашла практического применения.

Годом создания гусеничного движителя можно считать 1818-й, когда француз Дюбоше получил привилегию на способ устройства экипажей с подвижными рельсовыми путями.

А вот кто считается изобретателем гусеницы в России …


Гусеничный движитель — движитель самоходных машин, в котором тяговое усилие создаётся за счёт перематывания гусеничных лент. Гусеничный движитель обеспечивает повышенную проходимость. Большая площадь соприкосновения гусениц с почвой позволяет обеспечить низкое среднее давление на грунт — 11,8—118 кН/м² (0,12—1,2 кгс/см²), то есть меньше давления ноги человека. Тем самым гусеничный движитель предохраняется от глубокого погружения в грунт.

Первые проекты гусеничного движителя предполагали облегчить передвижение по слабым грунтам повозок, которые по-прежнему тянули бы лошади или люди. Позже они стали применяться на паровых машинах. В 1832 г. англичанин Дж. Гиткот для освоения болотистой местности в Ланкашире ставит паровой локомобиль на моногусеницу — его машину с колесами большого диаметра целиком охватывает широкая полотняная гусеница с наклеенными на нее поперечными деревянными рейками.

По одной из версий 12 марта 1837 года штабс-капитан русской армии Дмитрий Андреевич Загряжский подал в Министерство финансов ходатайство о выдаче ему патента на экипаж с плоскозвенчатой металлической гусеницей. В протоколе комиссии, рассматривавшей предложение изобретателя, говорится: «из представленных Загряжским описания и чертежей его изобретения видно, что около каждого обыкновенного колеса, на которых катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колес равняются звеньям цепи, цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность». В октябре 1837 года патент был выдан. Промышленники не заинтересовались и не оценили преимуществ гусеничного хода, а Д. А. Загряжский, не имея средств, не смог реализовать свое изобретение и в 1839 году патент был аннулирован.

Кто придумал танковые гусеницы и чем траки

По другой версии первым создателем гусеницы, от которой пошли тракторы, танки, считается Фёдор Абрамович Блинов. В 1877 году он изобретает «особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам». Бесконечные рельсы вагона представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Через год испытатель успешно испытал гусеничный движитель для этой машины.





На практике применяет большое количество разнообразных вариантов каждой из частей аппарата, но, тем не менее, все они имеют общие черты. Одной из них, вызывающие большие проблемы при конструировании, является гусеничная часть – необходимый элемент техники. При ее изготовлении можно воспользоваться готовыми образцами, созданными на заводе, а можно пойти дальше, и применить один из способов изготовления гусеницы своими руками без особых затрат. Освоим его один раз, можно будет в дальнейшем не беспокоиться об этой проблеме, и совершенствовать навыки создания гусеничной техники, создавая гусеницы для трактора, или скажем, гусеницы для танка своими руками.

Виды гусениц

Гусеничные ленты подразделяются на несколько разновидностей:

  1. По материалу звеньев. Например, для тяжелой техники используются сборные ленты из металлических элементов, соединенных пальцами. Звенья могут изготавливаться по технологиям литья, штамповки или сварки. Для легких или самодельных машин используют резиновые гусеницы, отличающиеся сниженной массой и низким уровнем шума.
  2. По конструкции и типу смазки шарнира. В самодельных гусеницах на вездеход вместо шарниров часто используется эластичная лента с внутренним армирующим слоем, которая не требует смазки в процессе эксплуатации.
  3. По типу зацепления ведущего колеса и конструкции опорных катков. В самодельной технике используются стандартные колеса от легковых автомобилей, крутящий момент передается за счет силы трения. Встречаются гусеничные снегоболотоходы с металлическим ведущим колесом, которое оснащено зубьями для зацепления со звеньями гусеничной ленты.

Танк из подручных материалов для детей

Первый вариант потребует использования спичечных коробков. Это легкодоступный материал для каждого. Понадобится три коробка и два листа бумаги зеленого цвета.

  1. Используя первый лист покрываем два коробка.
  2. Вторым листом покрываем один коробок.
  3. Ставим образовавшиеся прямоугольники друг на друга и приклеиваем.
  4. Из остатков бумаги делаем дуло и крепим к корпусу. Вот первый танк и готов.


У каждой хозяйки можно найти моющуюся губку для посуды. Это уже почти готовый танк. Небольшой кусок отрезаем от губки и ставим на главный корпус, также делаем колеса (гусеницы) для танка и приклеиваем. Из зубочистки делаем дуло танка.


Зачастую во время праздников можно встретить съедобные танки. Их создают не только из выпечки, но и салатов. Это довольно красивое украшение для праздничного стола.Внимание точно привлечет.

Танк можно изготовить из любого материала который попадется под руку. Бумага, металлические фляжки, пластилин и даже кассеты от яиц.

ТАНК НА РАДИОУПРАВЛЕНИИ с шариками стрельбы
пластиковые шарики 5 мм
ТАНК НА РАДИОУПРАВЛЕНИИ - микросхема RX-2B
ТАНК НА РАДИОУПРАВЛЕНИИ - разборка моторчиков
ТАНК НА РАДИОУПРАВЛЕНИИ - ремонт
Пульт управления танком игрушечным
Батарейки АА в пульт управления танком
Пульт управления танком - разборка схемы
Обзор модели радиоуправляемого танка

Как подобрать для своего вездехода

При подборе гусеницы на уже построенный снегоболотоход требуется учитывать длину опорной плоскости и конструкцию ходовой части. В утилитарных вездеходах возможно использование гусеницы из покрышек (от колесных тракторов или сельскохозяйственной техники), которые лишены боковой части. Беговая дорожка надевается на штатные шины техники, для регулировки натяжения необходимо перемещать одну из осей. От корректности натяжения зависит ресурс самодельной гусеницы, при плохом контакте происходит ускоренный износ шин на колесах и внутренней части ленты.

Резиновые гусеницы из покрышек для вездехода

Возможно применение гусеницы, изготавливаемой по технологии сварки из отдельных звеньев, которые соединяются пальцами на шплинтах. Конструкция аналогична используемой на гусеничных тракторах, в конструкцию ходовой части вездехода требуется ввести двойные опорные катки и ведущие колеса с зубчатым венцом. Недостатком является повышенный вес и шум при движении. Для снижения уровня шума устанавливаются резиновые накладки, которые требуется менять по мере износа.

Для машин заводского изготовления предлагаются оригинальные комплектующие.

Например, гусеница для вездехода «Штурм» изготовлена из монолитной эластичной ленты, оборудованной симметричными грунтозацепами. Движитель имеет ширину 500 мм, что позволяет передвигаться по грязи и снегу. В конструкции предусмотрены усилители, не позволяющее ленте сойти с колес при резких маневрах. На машинах «Странник» используются эластичные ленты из морозостойкой резины с внутренней армирующей сеткой, предусмотрены боковые зацепы для удержания.












Как сделать гусеницу своими руками

Для изготовления гусеничной ленты требуется подготовить комплектующие и инструменты:

  • ленту от транспортера;
  • металлический профиль прямоугольного сечения;
  • крепежи;
  • сварочный агрегат;
  • оборудование для обрезки деталей (например, болгарку);
  • электрическую дрель;
  • гаечные ключи;
  • молоток;
  • приспособление для установки металлических элементов в резиновую ленту.

Общий алгоритм изготовления движителя:

  1. Нарезать металлический профиль на отрезки, соответствующие ширине будущего движителя.
  2. Деформировать элементы на оправке, добиваясь формирования зацепов на концах.
  3. Приварить на кондукторе наклонные упоры, предотвращающие сход гусеницы при движении с опорных катков.
  4. Прикрепить сваркой к внешней стороне отрезок арматуры, повышающий проходимость на зыбком грунте.
  5. Разрезать эластичное полотно на симметричные полосы, ширина отрезка определяется на стадии проектных работ.
  6. Просверлить или пробить в резиновом полотне отверстия, через которые крепятся металлические детали.
  7. Просверлить в звеньях отверстия для фиксации к резиновому основанию.
  8. Прикрепить звенья болтами, предусматривая установку металлической прокладки.
  9. Соединить концы полученного движителя стальными накладками и винтами с гайками, а затем установить конструкцию на вездеход.
  10. Отрегулировать положение натяжного ролика и проверить работоспособность машины. При обнаружении повреждений провести доработку и усилить конструкцию.

Чертежи

Перед тем как изготовить движитель, необходимо разработать чертежи будущей конструкции. В схеме учитываются точки установки опорных катков и ведущего колеса. Необходимо сделать натяжитель с дополнительным катком, который позволяет компенсировать растяжение ленты из резины или композита в процессе работы. Если планируется использование ведущего колеса с цевочным зацеплением, то прорабатывается конфигурация треугольных выступов, которые будут контактировать с соответствующими окнами в гусеничной ленте.

Чертеж гусеницы для снегоболотохода

Установка

Полученная конструкция надевается на ходовую часть вездехода, на которой находится ведущее колесо и натяжной ролик. Резиновые покрышки располагаются по центру ленты, установка упоров и изгиб металлических элементов обеспечивают удержание гусеницы при маневрировании. Ведущие колеса изготовлены из стального барабана, на котором имеются накладки треугольного сечения.

Установка гусениц

Детали соединены между собой сваркой, колесо крепится к ступице ведущего моста болтами. В конструкции предусмотрены тормоза с раздельным приводом, позволяющие изменять направление хода.

Впечатления об игрушке

Как для своих денег, устройство вполне приличное. Антенну на танке, которая неоправданно длинная — скручаваем в дугу и зацепляем за корпус. Хватает полностью заряженных аккумуляторов примерно на 20 минут езды, что является отличным результатом. Стреляет он мощно, зарядов много. Единственный серьёзный недостаток — слабые гусеницы, хоть и резиновые. Но возможно просто такой экземпляр попался. А мы заканчиваем наш обзор. Оставайтесь с нами — впереди вас ждёт ещё немало разборок интересных электронных игрушек. С вами была творческая лаборатория сайта Элво

Радиоуправляемый танк является мечтой не только мальчишек, но и многих мужчин всех возрастов. Проще, конечно, купить радиоуправляемую игрушку, которыми заполнены магазины. Но, применив знания в области электроники, можно сделать радиоуправляемую модель танка на основе обычной сборной конструкции.

Поломки и возможность ремонта

К основным поломкам гусеничных лент, сделанных самостоятельно или в кустарных условиях, относят обрыв эластичного основания или изгиб металлических накладок. Для восстановления работоспособности конструкции требуется разобрать болтовые соединения и произвести замену вышедших из строя деталей. Рекомендуется производить профилактический осмотр движителя после каждой поездки, не допускается хранение вездехода с загрязненной ходовой частью.

При нарушении соосности катков возрастает нагрузка на ходовую часть и ленту. Причиной дефекта является разрушение подшипников или слабая затяжка болтов, удерживающих мосты на раме вездехода. Регулярный профилактический осмотр ходовой части самодельного снегоболотохода позволяет обнаружить и устранить неисправности до момента повреждения гусеничной ленты.

Порядок работы

1. Изготовление танковых траков.

Траки можно взять из набора сборной модели, но они сделаны из пластика и это не совсем то, чего требует душа конструктора.

Схема формы для отливки траков

Форма для отливки траков:
1—4 — стальные пластины, 5 — детали, изготавливаемые, как грунтозацепы, 6 — более длинный стержень, 7 — короткий стержень, 8 — проволочный упругий палец.

  • изготавливается форма для отливки траков, позволяющая производить до 90 траков за час, что вполне достаточно для одной гусеницы;
  • перед заливкой (олова, свинца или их сплава) форму прогревают;
  • через 30 секунд после заливки заготовка трака готова, для чего верхняя пластина проворачивается, и стержни вынимаются;
  • лишние части металла снимаются напильником.

Это приспособление изготавливается в зависимости от размеров модели танка и формы трака.

2. Изготовление танковых гусениц.

  • с помощью сверла в траках проделываются отверстия для пальцев;
  • производится соединение траков с помощью пальцев (алюминиевый провод) и их склеивание.

3. Компоновка корпуса танка.

Компоновка корпуса танка

— устанавливаются двигатели (электромоторы), редуктор и аккумуляторные батареи; — монтируется плата приемника радиосигнала и антенна:

Плата приемника радиосигнала

Настройка приемника заключается в раздвигании витков контурной катушки. Кроме того, подбирается емкость связи с антенной;

— корпус танка собирается целиком.

4. Производство передатчика.

— передатчик производится на основании следующей схемы:


Рис.2 Схема передатчика

Передатчик рассчитан на управление 12 разными нагрузками. Допускается одновременное нажатие от 4 до 8 кнопок, что дает возможность работать с моделью в разных режимах. В роли индикаторов исполнения команд выступают светодиоды. После окончания всех работ проводятся ходовые испытания танка.

  • Автор: BogdanSAS
  • Новичёк
  • Зарегистрирован : 11-03-2017
  • Сообщений: 7
  • Уважение: 0
  • Провел на форуме:
    4 часа 7 минут
  • Последний визит:
    15-01-2018 13:27:16
  • Автор: BogdanSAS
  • Новичёк
  • Зарегистрирован : 11-03-2017
  • Сообщений: 7
  • Уважение: 0
  • Провел на форуме:
    4 часа 7 минут
  • Последний визит:
    15-01-2018 13:27:16
  • Автор: BogdanSAS
  • Новичёк
  • Зарегистрирован : 11-03-2017
  • Сообщений: 7
  • Уважение: 0
  • Провел на форуме:
    4 часа 7 минут
  • Последний визит:
    15-01-2018 13:27:16
  • Автор: BogdanSAS
  • Новичёк
  • Зарегистрирован : 11-03-2017
  • Сообщений: 7
  • Уважение: 0
  • Провел на форуме:
    4 часа 7 минут
  • Последний визит:
    15-01-2018 13:27:16

Средний танк Т-64/Основной Боевой Танк Т-64А. Подвеска — индивидуальная, торсионная.
Каждый трак соединён параллельно, в каждой гусенице с РМШ 78 — 79 траков шириной 540 мм, шаг трака 164 мм.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/62207/-C1EpzPSLjA.jpg

Направляющее (натяжное) колесо, имеет такой же диаметр (555 мм) что и опорные катки, поэтому возможна взаимозаменяемость.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/620ef/qh5yQp0Rg3k.jpg

С каждой стороны по шесть сдвоенных опорных катков диаметром 555 мм и четыре одинарных поддерживающих катков диаметром 225 мм с внутренней амортизацией. На первом, втором и шестом узле подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первом, третьем, пятом и шестом — жёсткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/620d1/hpqAZgE0kAE.jpg

Ведущее колесо диаметром 630 мм заднего расположения со съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное).
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/620db/oHnrvMe4SAc.jpg

Почему решили отказаться от Т-64?
Серьезным недостатком подвески Т-64 являлось соосное расположение торсионов длиной в половину ширины корпуса. На укороченном вдвое торсионе при равном динамическом ходе катка, на такой торсион возникает вдвое большая крутящая нагрузка, что резко снижает живучесть торсиона в условиях постоянной эксплуатации. Именно этот факт заставил конструкторов УВЗ, которым передали на доработку Т-64, вернуться к спаренной установке торсионов, которая и была возвращена на все советские и российские основные танки, начиная с Т-72.

Музей Военной Техники в Челябинске. Автор фотографий: Майборода Богдан. 25.09.17
Информация о ходовой взята из: книги Михаила Барятинского: Все современные танки, 2013 год, стр.247; Википедии:

  • Автор: BogdanSAS
  • Новичёк
  • Зарегистрирован : 11-03-2017
  • Сообщений: 7
  • Уважение: 0
  • Провел на форуме:
    4 часа 7 минут
  • Последний визит:
    15-01-2018 13:27:16
  • Автор: BogdanSAS
  • Новичёк
  • Зарегистрирован : 11-03-2017
  • Сообщений: 7
  • Уважение: 0
  • Провел на форуме:
    4 часа 7 минут
  • Последний визит:
    15-01-2018 13:27:16

Основной Боевой Танк Т-80. Подвеска — индивидуальная, торсионная.
Каждый трак соединён параллельно. Гусеница имеет обрезиненную беговую дорожку, в каждой гусенице 80 траков шириной 580 мм, шаг трака 164.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/621fd/xg0I1xfxoxI.jpg

Направляющее (натяжное) колесо диаметром 514 мм.
alt="https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/620b3/YnrG9wp-0x4.jpg" />

С каждой стороны по шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 670 мм и пять одинарных обрезиненных поддерживающих катков диаметром 225 мм. Гидравлические телескопические амортизаторы на первом, втором и шестом катке.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/62095/nWBmkTxwcmU.jpg

Ведущее колесо диаметром 630 мм заднего расположения со съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное).
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/6209f/9YCCBLNVWRk.jpg

Почему новая ходовая?
Полностью переработали ходовую часть по причине возросшей мощности и веса понадобились новые ведущие и направляющие колёса, опорные и поддерживающие катки, так же применили гидроамортизаторы вместе с усовершенствованными торсионными валами.

Музей Военной Техники в Челябинске. Автор фотографий: Майборода Богдан. 25.09.17
Информация о ходовой взята из: книги Михаила Барятинского: Все современные танки, 2013 год, стр.275; Википедии:

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 2294
  • Уважение: +60
  • Возраст: 6 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    12 дней 11 часов
  • Последний визит:
    Вчера 20:39:12

Ходовая часть танка Т-14 на ТУГП "Армата". Диаметр опорного катка - 700 мм .

https://pp.userapi.com/c837324/v837324401/6c2da/jbw6-G3GIaA.jpg

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 2294
  • Уважение: +60
  • Возраст: 6 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    12 дней 11 часов
  • Последний визит:
    Вчера 20:39:12

Гусеницы танков Т-72, с последовательным и параллельным РМШ, а также с косыми грунтозацепами .

http://s0.uploads.ru/Lfr9J.jpg

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 2294
  • Уважение: +60
  • Возраст: 6 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    12 дней 11 часов
  • Последний визит:
    Вчера 20:39:12

Варианты ходовой советского танка Т-34

https://pp.userapi.com/c837324/v837324401/6c475/KCSyfxqgPPw.jpg

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 2294
  • Уважение: +60
  • Возраст: 6 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    12 дней 11 часов
  • Последний визит:
    Вчера 20:39:12

Сравнение опорных катков танков Т-34-85/Т-44 и Т-55

https://pp.userapi.com/c837324/v837324401/6c162/f5jcItK06bg.jpg

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 2294
  • Уважение: +60
  • Возраст: 6 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    12 дней 11 часов
  • Последний визит:
    Вчера 20:39:12

Опорные катки нового образца танков Т-72Б3М и Т-90М/МС
https://topwar.ru/uploads/posts/2014-07/thumbs/1406050012_28.jpg

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 2294
  • Уважение: +60
  • Возраст: 6 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    12 дней 11 часов
  • Последний визит:
    Вчера 20:39:12

Ходовая тяжёлого танка КВ-85, вид на корму и ведущую звёздочку.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ee/KV-85_driving_sprocket.JPG/800px-KV-85_driving_sprocket.JPG

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 2294
  • Уважение: +60
  • Возраст: 6 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    12 дней 11 часов
  • Последний визит:
    Вчера 20:39:12

Ходовая часть среднего танка Т-34 обр. 43 года.

http://wot-planet.com/uploads/posts/2013-01/1359116596_qvto2wkcogc.jpg

  • Автор: танкист
  • Новичёк
  • Зарегистрирован : 06-04-2019
  • Сообщений: 23
  • Уважение: 0
  • Провел на форуме:
    6 часов 15 минут
  • Последний визит:
    14-05-2019 10:46:20

Сравнение опорных катков танков Т-34-85/Т-44 и Т-55

Катки разные(т-34-85 чуть уже), внешне отличаются количеством болтов на крышке подшипников, у Т-34-85 их 5(пять), у Т-55 6(шесть)(два из шести(противоположные) являются маслёнками для подшипников-при извлечении обоих в один вставляется штуцер пресс-шприца и загоняется новая смазка, через второй выходит старая, до появления новой). На фото ходовой Т-72 они окрашены красной краской.

Отредактировано танкист (09-04-2019 18:11:22)

  • Автор: POLIGON
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 02-12-2017
  • Сообщений: 1041
  • Уважение: +63
  • Возраст: 31 [1989-08-17]
  • Провел на форуме:
    4 дня 5 часов
  • Последний визит:
    Сегодня 12:01:09

Все ранние Т-90 оснащались серийной гусеницей Т-72Б с последовательным РМШ. Хорошая надежная гусеница с хорошей противоминной стойкостью. Однако требования увеличения подвижности и отчасти унификации привели к тому что на базе гусеницы танка Т-80 была разработана новая гусянка для Т-90. Отличия заключались в беговой дорожке. На Т-80 она обрезиненная, а на Т-90 металлическая. Обрезинка БД нужна была Т-80 для того что-бы увеличить площадь пятна контакта - для снижения нагрузки на бандаж. Для катков Т-72/90 такой проблемы не существует по этому в силу отсутствия резиновой БГ у них меньше сопротивление качению, меньшая масса, стоимость и ресурс. Опорная поверхность гусеницы в обоих случаях была одинаковая - рисунок грунтозацепов 100% идентичен. Старожилы форума наверняка помнят мою перепалку годичной давности с покойным Неттом (царствие ему небесное) по этому поводу. Дело в том что внедрение новой гусеницы на Т-90 ухудшило на пару градусов боковой крен. При этом к танку почему-то из-за этого возникли претензии в то время как для Т-80 с теми же характеристиками никаких вопросов не было. Эта гусеница черт.172.55.010сб-1 с 1996 года ставилась на все Т-90 и потом на большую часть Т-72БА.

Однако проблема по боковому крену никуда не делась. Для ее решения в ходе ОКР "Рамка-99" (БМПТ) была разработана новая гусянка черт.172.55.010сб-2 с повышенными сцепными свойствами.

При прямолинейном движении машины нагрузки от сцепления с грунтом воспринимаются грунтозацепами гусеницы, в основном, в продольном направлении. А при движении машины на косогоре нагрузки от сцепления с грунтом воспринимаются грунтозацепами гусеницы, преимущественно, в поперечном направлении. Повышенные сцепные свойства гусеницы сб-2 обеспечены за счет увеличенных в продольном и поперечном направлениях грунтозацепов, расположенных под углом к оси трака, а также имеет повышенную прочность штампованных звеньев траков за счет увеличения толщин стенок проушин и продольных ребер. Конфигурация грунтозацепов обеспечивает установку асфальтоходных башмаков с увеличенной площадью опорной поверхности. В просторечьи такие гуси получили название "с косым грунтозацепом". В ходе ПИ и ГИ образцов БМПТ подтверждено выполнение требований ТТЗ по преодолению ими препятствий, в том числе с максимальным углом подъема и крена. Замечаний по новой гусенице не было, а была рекомендация ввести ее в КД серийных изделий. По неясным причинам это не выполнено до сих пор.

  • Автор: POLIGON
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 02-12-2017
  • Сообщений: 1041
  • Уважение: +63
  • Возраст: 31 [1989-08-17]
  • Провел на форуме:
    4 дня 5 часов
  • Последний визит:
    Сегодня 12:01:09

Ходовая часть танков Т-80 и Т-72. Хорошо видны различия. Одни из главных это установка разных типов амортизаторов. В случае Т-80 - это телескопические амортизаторы, а в случае Т-72 - лопастные гидроамортизаторы.
https://pp.userapi.com/c850132/v850132283/15eeff/uR6PkIxQDNc.jpg

https://pp.userapi.com/c850132/v850132283/15ef26/_8ijztY4wqM.jpg

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 2294
  • Уважение: +60
  • Возраст: 6 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    12 дней 11 часов
  • Последний визит:
    Вчера 20:39:12

Замена опорного катка Т-90А.
Масса одного катка составляет 194 кг, диаметр - 750 мм.
https://pp.userapi.com/c850720/v850720959/14bf80/iVP-0-H-zW0.jpg

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 2294
  • Уважение: +60
  • Возраст: 6 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    12 дней 11 часов
  • Последний визит:
    Вчера 20:39:12

Наглядное сравнение - гусеницы с последовательным и параллельным шарнирами.

Следует указать, что гусеницы с параллельным шарниром стали впервые применяться на отечественных танках с Т-64 и применяются до сих пор на современных образцах БТТ, поскольку по совокупности положительных характеристик опережают гусеницы с последовательным шарниром.
https://sun1-24.userapi.com/c855432/v855432394/13e944/GNfKcJGou1M.jpg

  • Автор: POLIGON
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 02-12-2017
  • Сообщений: 1041
  • Уважение: +63
  • Возраст: 31 [1989-08-17]
  • Провел на форуме:
    4 дня 5 часов
  • Последний визит:
    Сегодня 12:01:09

Опорный и направляющий каток танка Т-64.
https://sun4-10.userapi.com/c857436/v857436773/14d9ac/sUWW8pgy66E.jpg

https://sun9-17.userapi.com/c857436/v857436773/14d9b5/rRbpikEB2zg.jpg

https://sun9-4.userapi.com/c857436/v857436773/14d9be/4odVqdKmoYM.jpg

https://sun9-50.userapi.com/c857436/v857436773/14d9e3/Cx802bf_DPs.jpg

  • Автор: Сармат
  • Новичёк
  • Зарегистрирован : 28-07-2018
  • Сообщений: 35
  • Уважение: 0
  • Возраст: 25 [1995-09-11]
  • Провел на форуме:
    3 часа 20 минут
  • Последний визит:
    10-12-2020 18:09:39

Интересные факты от ОвБ:

В сети много приколов на тему "танкам не нужно менять резину". В реальности резиновые бандажи снашиваются или просто повреждаются, а опорные катки гнутся. Поэтому резину танкам все же меняют.
https://sun1-23.userapi.com/c813024/v813024426/5caac/8Xng1Jh8e-4.jpg

Читайте также: