Как измерить диаметр рулевого колеса автомобиля

Опубликовано: 03.05.2024

В одной из прошлых статей мы рассказали вам, как не ошибиться при выборе оплетки руля. Теперь же, давайте узнаем, как подобрать необходимый размер оплетки, после чего мы поведаем вам о неписанных правилам надевания оплетки на руль.

Выбираем оплетку нужного размера

Существует два параметра, по которым определяется размер оплеток. Первый — это диаметр руля, второй — ширина обхвата обода. Если вы не знаете параметры руля в вашем авто, то есть одно верное решение. Возьмите рулетку, сядьте в автомобиль и замерьте руль. Все, готово. Теперь вы имеете на руках все необходимые данные. В том случае, если автомобиля нет рядом с вами или вы покупаете оплетку в подарок кому-то, все немного сложнее.

Самый распространенный размер рулей на современных автомобилях — это М, то есть средний. В цифрах это 37-39 см в диаметре. О ширине обхвата чуть позже. Практически все европейские и японские седаны, минивэны и кроссоверы имеют руль размера М. Компактные городские малолитражки чаще всего комплектуются рулями размера S, а американские автомобили — размером L. Поэтому, если вы точно не знаете размеры руля, на который собираетесь приобретать оплетку, то лучше всего возьмите размер M. Оплетка такого размера хорошо встанет и на более крупный и на более мелкий руль.

Теперь о ширине обхвата. Тут все очень просто. Подавляющее большинство автомобильных рулей имеют ширину обхвата в 82 мм. Если вы являетесь обладателем «американца», то вероятно руль у вас чуть толще. А если же вам посчастливилось владеть антикварным автомобилем середины прошлого века, то руль у вас тоньше.

Итак, с размерами мы определились. Настало время узнать, как безопасно надеть оплетку на руль.

Учимся грамотно надевать оплетку на руль

В первую очередь, уберите подальше от себя любые острые предметы, будь то отвертка, монтировка, шило или что-то другое! Как бы вам не хотелось ускорить процесс надевания оплетки посредством этих инструментов, помните, что воспользовавшись ими, вы рискуете повредить не только оплетку, но и сам руль. Для надевания вам понадобится только сама оплетка. Также, не нужно предварительно растягивать оплетку или нагревать ее на открытом огне. Ни к чему хорошему это не приведет.

Обратить внимание стоит лишь на то, какую температуру имеет сама оплетка руля. Если процесс происходит в теплую погоду, то никаких проблем нет. Если же на улице мороз, то перед тем, как надевать оплетку на руль, положите ее в салон поближе к печке и доведите до нормальной температуры. После этого выровняйте руль и приложите к нему оплетку. Если на ней имеются насечки или узоры, расположите их в соответствии с положением руля. Начинать натягивать оплетку нужно сверху, плавно продвигаясь вниз. Для облегчения процесса помогайте себе вращательными движениями вокруг обода руля — так оплетка сядет на руль гораздо быстрее. Все. Как видите, ничего сложного.

Надеемся, что вы последуете нашим рекомендациям. Тогда выбранная оплетка руля будет служить вам верой и правдой не один сезон.

Из это статьи вы узнаете, как выбрать размер рулевого колеса по марке автомобиля, какому материалу стоит отдавать предпочтение и как правильно надевать и обшивать рулевое колесо.

Нужна ли оплетка на руль?

какую оплетку на руль выбрать

Рулевая оплетка также служит в качестве своеобразного чехла, и подобно чехлам на мобильных телефонах позволяет сохранить товарный вид рулевого колеса в случае продажи автомобиля.

Оплетка на руль препятствует скольжению руки и прокручиванию руля, что делает вождение более безопасным. Она увеличивает толщину рулевого колеса, позволяя сделать охват руля более комфортным для водителей с широкой кистью.

Какую оплетку на руль выбрать?

Но приступим к выбору оплетки на рулевое колесо. Выбирать ее мы будем по параметрам.

жуткий чехол на руль

Цвет и дизайн. Не стоит брать чехол для рулевого колеса, не соответствующий цветовой гамме салона вашего автомобиля. Так, если салон у вас черный, лучше взять такой же темный чехол на руль, и оставить бежевые модели соответствующим автомобилям. Конечно, каждый выбирает чехол в соответствии со своими вкусовыми предпочтениями, но порой этот выбор выглядит просто чудовищно, особенно в том случае, если в невероятно стильный и красивый автомобиль помещают велюровый цветастый чехол с бабочками.

Способ фиксации. Существует две основных разновидности оплеток рулевого колеса: чехлы, не требующие обшивки, и непосредственно оплетки рулевого колеса, которые фиксируются на нем при помощи специальных нитей. У каждой разновидности есть свои плюсы и минусы. Фиксированные чехлы надеть достаточно просто, однако во время использования, такие чехлы могут перекручиваться и сползать в том случае, если чехол сидит недостаточно плотно. Оплетки рулевого колеса могут полностью влиться в интерьер, что не сведущий человек даже не узнает, что она не родная в данном автомобиле, однако существуют трудности в обшивке рулевого колеса такой оплеткой. Нужно обладать определенным навыком, свободным временем и терпением, чтобы самостоятельно обшить рулевое колесо. О том, как это делается, вы узнаете чуть ниже в данной стать.

как выбрать чехол на руль по размеру

Определиться с размером чехла для рулевого колеса достаточно просто в том случае, если вы приобретаете его для себя, а не берете на подарок. Для этого вам нужно всего лишь измерить диаметр своего руля, и в соответствии с ним выбрать размер чехла.

Как выбрать размер оплетки для рулевого колеса?

Но что делать, если чехол вы приобретаете на подарок? Сегодня в продаже можно встретить чехлы различных размеров: S (35-37 см), M (37-38 см), L (39-40 см), XL(42-43 см), XXL(47 см), XXXL(49 см).

ка выбрать оплетку на ока

Размер S (35-37 см). Данный размер прекрасно подходит для малолитражек: Ока, Таврия или для автомобилей со спортивным рулем. Данный размер также подойдет Kia Picanto, у нее диаметр рулевого колеса 37 сантиметров (чехол налезет с трудом, но сядет четко).

как выбрать чехол на руль по размеру

руль волги 2

Размер L (39-40 см). НИВА, ВОЛГА, МОСКВИЧ, Ваз- 2101, 2107, 21011, 21013.

руль газели

Размер XL (42-43 см). УАЗ, ГАЗЕЛЬ и др.

руль грузовика man

Размер XXL(47 см). Импортные грузовики.

размер руля камаза

Размер XXXL(49 см). КАМАЗ.

Как правильно обшить руль?

Настало время перейти непосредственно к обшивке нашего рулевого колеса купленной оплеткой, или к надеванию чехла. Как уже писалось выше, занятие это не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Для упрощения всего процесса я подготовила специальные фото инструкции.

Как надеть чехол на руль?

Натягивается чехол на рулевое колесо сверху вниз. Лучше, когда в этом процессе участвуют два человека: один фиксирует чехол в одной точке, не давая ему сползать и перекашиваться, а второй старательно натягивает. Иногда чехол надевается довольно туго, и без мужской силы не обойтись.

как правильно надевать чехол на руль

Как обшить руль оплеткой?

Процесс натягивания чехла может показаться вам цветочком, по сравнению со сложностью обшивки руля при помощи нитки с иголкой. Способов существует много, каждый из которых зависит от индивидуальных особенностей той или иной модели оплетки. Я предложу один метод.

как обшить руль

как обшить руль 2

Однако вот такой крестовой метод выглядит гораздо более привлекательно. Такой стежок полностью повторяет метод вышивания крестиком.

Как подобрать оплетку на руль: руководство к действию

26.11.2017

От удобства руля во многом зависит комфорт и безопасность движения. Автопроизводители в проектировании и изготовлении рулевых колес для своих автомобилей руководствуются простыми правилами: руль должен быть максимально унифицирован под среднестатистического водителя и соответствовать всем установленным нормам. Но каждый водитель по своим критериям оценивает удобство рулевого колеса. Поэтому сегодня большим спросом пользуются оплетки для руля, которые помогают персонализировать рулевое колесо под нужды каждого отдельно взятого водителя. О том, как подобрать оплетку на руль, мы расскажем в данной статье и постараемся кратко и без навязывания личного мнения рассказать об основных критериях, по которым следует подходить к выбору оплетки.

Содержание:

Разновидности материалов для оплеток на руль

Сегодня на рынках России представлено огромное количество оплеток на руль самого разнообразного дизайна и качества. Есть даже оплетки ручной работы, так сказать, дизайнерские варианты, которые не попадают под общую классификацию. Одним из главных моментов в вопросе, как выбрать оплетку на руль, является подбор подходящего материала, из которого изготовлена оплетка. Рассмотрим наиболее распространенные материалы:

  1. Кожа. Считается самым дорогим и долговечным материалом. Действительно, кожаная оплетка прослужит относительно долго, не теряя своих качеств. Однако есть и минусы у этого материала: кожа в зимнее время становится довольно холодной. Поэтому без предварительного прогрева салона или использования перчаток комфортно управлять автомобилем вряд ли получится.
  2. Дерматин, кожзам или другой недорогой материал. Здесь многое зависит от качества изготовления оплетки, надежности прошивки и склейки, а также дополнительных усиливающих и декоративных вставок. Зачастую дерматиновые оплетки служат не более двух лет активной эксплуатации авто. После этого срока их внешний вид и структура безвозвратно теряются.
  3. Ткань или плюш. Этот материал играет скорее декоративную роль, чем практическую. Главное преимущество — комфортная езда в мороз. Материалы на тканевой основе в зимнее время согревают руки. Основной минус — быстрое загрязнение и потеря привлекательного внешнего вида. Не подходит для агрессивной или спортивной езды.
  4. Каучуковый материал с поролоновыми или кожаными вставками. Интересная компоновка, которая полюбилась многим водителям. Отличается податливостью поролона, который принимает форму рук, и эластичностью. Это многими водителями отмечается как весьма удобная особенность.

как выбрать оплетку на руль

Каждый из этих материалов создан для своей целевой аудитории и имеет свои преимущества и недостатки. Однозначно утверждать, что материла лучше, а другой — хуже, нельзя. Все зависит от свойств и долговечности, которая требуется для конечного потребителя.

Как подобрать оплетку на руль: основные модели

Существуют два принципиально отличающихся типа оплеток: в виде чехла или зашнуровываемой оплетки.

Чехол — наиболее простой и распространенный вариант. Продается сразу в форме руля с картонной вставкой, поддерживающей геометрию. Это очень удобно, если неизвестен размер рулевого колеса: можно просто приложить оплетку в упаковке к рулю и удостоверится, подходит она или нет. Такая модель надевается на руль приложением легкого усилия за несколько секунд; это считается основным преимуществом. Важно: оплетку в виде чехла необходимо подбирать строго по размерам руля. Если размер оплетки будет больше необходимого, то возможно ее проскальзывание при вращении, что опасно. Оплетку меньшего диаметра можно повредить при надевании на руль. А в некоторых случаях надеть ее вообще не представляется возможным.

Зашнуровываемые варианты оплеток имеют два подтипа. Один зашивается при помощи иголки и нити, второй крепится на руле шнурком. Основной недостаток — довольно длительный процесс установки оплетки на руль. Также необходимы некоторые навыки и сноровка, чтобы правильно и без повреждений зашнуровать оплетку. Но главное преимущество — более эстетичный вид и удобство использования.

как подобрать оплетку на руль

Как выбрать оплетку на руль нужного размера

Большинство промышленно выпускаемых оплеток на руль имеют классификацию, которая определяет их размеры. Эта классификация касается, в первую очередь, диаметра руля. Она приведена в таблице ниже.


Руль автомобиля постоянно в руках водителя. На всех рулях есть съемная оплётка. Эта деталь нужна для комфорта при управлении автомобилем. Заменить оплётку или чехол проще, чем рулевое колесо. При замене надо точно подобрать размер.

Обозначения стандартных размеров

Большинство автопроизводителей ставят на массовые модели седанов руль М. Это средний диаметр. Руль американского автомобиля чаще большого размера. Нежен чехол на руль L. Руль малого диаметра S у малолитражек европейского и японского производства. Размер S рулевого колеса встречается у седанов и хэтчбеков. Это зависит от привычек водителя.

Размер обозначают латинской буквой:

  1. S – маленький (small)
  2. М – средний (medium)
  3. L – большой (large)

Буква Х (extra) означает «очень». Соответственно, руль XXXL предназначен для крупногабаритной техники.

В таблице приведены значения диаметра рулевого колеса в см для буквенных размерных обозначений. Определить размер рулевого обода можно по марке и модели автомобиля.


Маркировка

Размер (см)

Марки авто

S

35-37

малолитражки (Nissan Micra, Daewoo Matiz, Toyota Yaris)

M

37-38

Kia, Nissan, Ford, Toyota, Chevrolet, ВАЗ

L

39-40

Автомобили ВАЗ, в том числе НИВА, автомобили LADA. Авто представительского класса.

XL

42-43

ГАЗель, УАЗ, импортные коммерческие грузовики. Внедорожники.

XXL

47

Среднеразмерные грузовики и спецтехника.

XXXL

49

Большие грузовики (КАМаз). Спецтехника.

Измерение рулевого колеса

208286es-1920.jpg

Чтобы выбрать чехол, надо знать два размера:

  1. Диаметр рулевого колеса автомобиля
  2. Охват (толщину рулевого колеса)

Диаметр измеряют рулеткой или линейкой. Это длина отрезка, проходящего через центр окружности. Центр колеса не всегда определяется визуально. Измеряют расстояние между внешними краями обода в нескольких местах. Самый большой размер – искомый диаметр.

Диаметр можно вычислить. Размер рулевого колеса измеряют сантиметром по ободу. Применяем известную со школы формулу: длина окружности / π. Точный размер всех деталей рулевого узла есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Руль измеряют сантиметром – оборачивают вокруг рулевого колеса без чехлов и оплёток. Рулетка даёт большую погрешность. У европейских, корейских, японских автомобилей размер обхвата рулевого колеса 82 мм (8,2) см. У американского автомобиля руль в обхвате 86-90 мм.

С известными размерами подбирается оплётка или обтяжка на руль в любом автомагазине.

Чехол на руль маркируют на упаковке буквами S, M или L. Так покупателю проще ориентироваться среди стеллажей. Цифры на упаковке ниже –диаметр и охват колеса. Иногда размер указывают в дюймах.

Важно знать. В России действует ГОСТ 51709. В нем подробное описание рулевого узла автомобиля. Встречаются утверждения, что по ГОСТу руль ограничен шириной 40 см. В тексте документа таких цифр нет.

Размер рулевого колеса не измеряют при техосмотре.

На руль и форму рулевого чехла влияет автомобильная мода. В ретро-автомобилях толщина колеса меньше. Материал рулевого обода– дерево или металл. Оплётка отсутствует.

Чем отличаются чехол и оплётка

1-43.jpg

Чехол надевают на обод рулевого колеса без дополнительных креплений. Он держится за счет большой площади соприкосновения. Чехол или оплётка защищают от повреждений руль. Чехол спицы он не закрывает.

Чехол изготовлен из резины, вспененного полиуретана, силикона и других эластичных материалов. Внутренняя поверхность рифленая для снижения трения.

Чехол с внешней стороны имеет эргономичную форму. Ладони не устают при вождении. Для удобства на чехол помещают выпуклые элементы:

Вставки для хвата. Площадки под ладони водителя делают из прочного материала. Они предотвращают быстрый износ.

Чехол на руль с вставками-спонжами из поролона. Мягкие накладки смягчают удары на кисти рук водителя.

  1. Облётка с перфорированными вставками. Создаётся «дышащая поверхность». Ладони меньше потеют.
  2. Массажные элементы. Бугорки и выступы на нижней части обода. Они массируют пальцы. Обеспечивают доступ воздуха.

Дополнительная опция - подогрев чехла. Теплый руль повышает комфортность салона и стоимость автомобиля при продаже.

Дизайнерские элементы делают чехол более привлекательным. Водителю проще оформить руль в цветовой гамме салона. Несколько интересных примеров:

  • Цветные прострочки. Они делают чехол прочнее.
  • Металлические заклёпки.
  • Принт «змеиная кожа».
  • Метки «12 часов» или градусная шкала.
  • Сегменты с цветными вставками.
  • Камуфляжная ткань на руль внедорожника.

Чехол должен быть чуть меньше обода рулевого колеса. Его необходимо растянуть для посадки на рулевое колесо автомобиля. Правильно надевают чехол в такой последовательности:

  1. Технологический шов находится в нижней части рулевого колеса.
  2. Чехол надевают на верхнюю часть руля. Стягивают вниз равномерно.

Если он надевается без усилий – размер подобран неправильно. Чехол будет проскальзывать, со временем провиснет. Его надо заменить. Или в чехол на внутреннюю поверхность наклеить толстый двусторонний скотч.

Материал лицевой стороны разнообразный. Популярна экокожа и другие заменители кожи. Текстильный чехол подбирают к декору салона.

Чехол из натуральной кожи

tqAAAgIOJ-A-1920.jpg

Современные кожзаменители почти не отличаются от натуральной кожи. Есть риск при заказе чехла на руль в интернете. Покупатели пишут в отзывах, что оплётка имеет химический запах. Слишком привлекательная цена должна насторожить.

Кожа – плоский листовой материал. Чтобы придать ей форму кольца на руль, необходимо состыковать несколько частей. Оплётка из натуральной кожи всегда с поперечными швами. Обод без швов и прострочек – это кожзаменитель. По прочности и износостойкости часто превосходит натуральную кожу.

В интернете много видеоинструкций по обтяжке резинового чехла натуральной кожей. Заготовка из кожи натягивается, пришивается по краям. Внешне чехол выглядит как оплётка. Сочетается с кожаной обтяжкой салона.

Лучший вариант – заказать чехол в автоателье. Выбрать материал из имеющихся образцов. Дополнить перфорированными или декоративными вставками. Не будет сомнений, что оплётка выполнена из качественной кожи.

Как определяют размер оплётки

В отличии от чехла, оплётку на руль стягивают нитью или шнуровкой. Обтяжка может закрывать только обод рулевого колеса или руль со спицами. Полностью обтянутый руль обязателен для автомобиля представительского класса.

Оплётка из натуральной кожи выбирается по размерам и по форме. Самая простая – полоса с прострочкой или рядом отверстий по краям. Оплётка должна быть чуть меньше размеров колеса для плотной посадки (на 10% корче). Ширина равна измеренному охвату.

Установка простой оплётки

maxresdefault.jpg

Оплётка от производителя продается в наборе с нитью и приспособлениями для обтяжки. Можно распаковать и приступать к работе.

Заготовку помешают на обод. С помощью иглы пропускают нить под стежки прострочки. Нить постепенно стягивают, чтобы сошлись края. Натуральная кожа растягивается. Оплётка плотно сидит без клея.

Если оплетка после утяжки провисает, её надо заменить. Можно укоротить или обузить. Свободно висящая оплётка проскальзывает в руках водителя.

Оплётка для рулевого колеса со спицами сложной формы. Есть криволинейные выступы. Для моделей стандартной комплектации оплётка выбирается по марке и году выпуска. Из кожи, экокожи, тканей на каучуковой основе. Размер любого материала точно подойдёт.

Оплётка подбирается по простым параметрам:

  1. Марка автомобиля
  2. Год выпуска

Готовая оплётка не требует подгонки. Подойдут размеры и форма выступов для обтяжки спиц.

Оплётка с плотными вставками сложнее для самостоятельной обтяжки. Лучше обратиться в мастерскую. Работу выполнят в присутствии заказчика.

Некоторые берутся за обтяжку самостоятельно. Если не следовать инструкциям, оплётка не садится место. Кожу недостаточно растягивают. Или наоборот, тянут слишком сильно. Придётся распороть нить и начинать заново.

Как самостоятельно снять размеры

Водители берутся за работу из интереса. Оплётка своими руками – предмет гордости, украшение салона. Есть несколько способов сделать точную выкройку по размерам руля.

Копирование старой обтяжки

Старая оплётка снимается. Для этого нить стяжки распарывают. Затем распарывают боковые прострочки и соединительные швы. Удаляют нитки. Детали смачивают водой. Сушат под прессом или проглаживают утюгом. Распрямляют швы.

От влаги кожа усаживается, меняется в размере. Поэтому сначала выкройку перенося на простой материал. Например, плотную ткань. Прикладывают к рулевому колесу. Подгоняют по месту.

Затем переносят выкройку на кожу. Делают припуски на швы. Ещё раз подгоняют по месту.

Копирование на малярный скотч

Способ подойдет, если старая оплётка не сохранилась. Или для обтяжки поверх старой кожи.

Руль обматываю плёнкой стрейч. Поверх плёнки приклеивают малярный скотч. На нем размечают линии швов и стыков. По линиям аккуратно разрезают скотч вместе с плёнкой острым лезвием.

На швах оплетка будет толще. Поэтому на руле делают специальные канавки, в которые заправляют шов. В этих местах выкройку разрезают на отдельные детали.

Детали выравнивают. Переносят контуры на бумагу. Потом на промежуточный материал. Будущая оплётка подгоняется по месту.

С ткани размеры и форму будущей оплётки переносят на бумагу. Делают припуск на швы. Раскраивают кожу.

Копирование с кусков скотча неточное. Красивая оплётка получится из эластичного материала: экокожи, алькантары, ткани стрейч.

Выкройка «по месту»

49662.jpg

Оплётка кажется простым изделием. Но для её изготовления нужна точная выкройка.

Руль освобождают от окантовки, снимают с вала. Понадобится кусок плотной ткани или похожего материала. Длина заготовки – на 3-5 см больше длины обода. Заготовка должна тянуться по длине. Охват измеряют кусочком кожи (так проще учесть толщину оплётки).

На руль наклеивают двусторонний скотч. Оборачивают материалом для шаблона выкройки. Отмечают места стыков и будущих швов.

Материал снимают. По намеченным линиям обрезают лишнее. Обрезать можно по месту, но линии получатся неровные.

Заготовку выкройки проверяют и подгоняют до нужной формы по месту. Оплётка должна плотно облегать руль.

Заготовку оплетки на руль выпрямляют, переносят на бумагу. Разрезают. Делают припуски на швы и заправку края кожи под окантовку. Добавляют припуск для подгонки кожи по месту. Раскраивают кожу.

Сострачивают швы. Оплётка крепится на руль двусторонним скотчем. Окончательно подгоняется по месту. Можно приступать к обтяжке.

Изготовление шаблона лекала – кропотливая работа. Кожевники и технологи контролируют точность шаблона на каждом этапе. Оплётка на нестандартный руль автомобиля не получится без опыта.

Некоторые профессиональные приёмы:

  1. Руль предварительно размечают белым маркером. На внутренней части колеса проводят линию стыка. Готовая оплетка должна немного не доходить до этой линии.
  2. Руль в местах соединения со спицами и оплётка помечаются. Метки должны совпадать при наложении заготовки. Возможно, придется использовать несколько кусков промежуточного материала. Но надо добиться точного облегания и стыковки.

Мастер изготовит лекало оплетки на руль быстрее и точнее. У профессионалов есть заготовки для разных марок машин. Эксклюзивную обтяжку лучше заказать в мастерской. Это сэкономит силы и время. Руль не придётся снимать. Мастер сделает замеры. Через несколько дней на руле автомобиля будет новая оплётка.

Очень много людей спрашивает одно и то же — как снять мерки, как сшивать, как прошивать.
Никто не хочет лезть в блоге назад и искать информацию.

Решил выложить очередной ликбез по поводу работы с рулем.
Тут собранны мои умозаключения и выводы как сделать лучше. Это не значит, что надо работать именно так.
Это не значит, что я буду так же все делать через пол года например. Пол года назад я делал крой совсем по другому. Пока вы чувствуете, что можно делать как-то лучше, быстрее и качественнее — не бойтесь и пробуйте.

Я раньше кроил совсем по другому, по отдельному сегменту. Очень долго, муторно и неточно. Ломал себя несколько рулей начать так делать и боялся, что не получится, скандал с клиентом, не успел в срок и т.д. И все-таки я себя пересилил и теперь жалею, что не сделал этого гораздо раньше.

Нам нужно сделать такой руль.

Черная кожа аврора, серой у меня нету, поэтому очень качественный кожзам тоже Аврора. Как-будто Италия, так говорят продавцы в Москве)))

Нитка 10ка, воск бесцветный. Но об этом позже.

Самое главное в руле — КАНАВКИ.
Не сделали канавки — получите по две полоски слева и справа от стачного шва. Эти места перетираются достаточно быстро, очень плохо выглядят и т.д. Есть конечно исключения, когда штатный подогрев, перетяжка поверх кожи не трогая старую и т.д. Упустим эти исключения.

Фото 1 — нам понадобится хомуты, острый нож, метр, кусачки, гелевая ручка.

Отбиваем гибкой железной линейкой середину руля. Метром отмечаем метки будущих швов. Убирайте подальше от спиц, будет проще.

Фото 2 — вот так я точу нож. Закройщики научили. С одной стороны просто ровняю, то есть не точу. С другой делаю такой радиус. Носик скашиваю сверху. На точиле срезан наполовину защитный кожух. Нож ни в коем случае не греется до красна, постоянно опускаю в воду.

Фото 3 — хомуты ставлю замочками назад, чтобы не видно было возможного косяка. Затянуть нужно сильно, но не перетягивать, иначе при надрезе руля хомут будет рвать руль и слезать со своего места. Слабо тоже нельзя, уведет.

Фото 4 — остро заточенная стаместочка. Снимаю аккуратно резкими тычками. Начну просто давить — сниму все до обода. Этого делать нельзя. Паз надо делать глубиной 2-3мм максимум, этого достаточно. 3мм даже много. Но не на всех рулях получается делать не глубокие, слишком податливая резина. Иногда проливаю дно канавки суперклеем, если есть вероятность того, что руль уставший и пазом я ослабил его жесткость. Так сказать защита от проворота. Но на самом деле если хозяин нервный и "мотоциклист", то он свернет шею любому рулю.

Видно два надфиля — узкий алмазный и широкий мелкий по металлу. Первым ровняю края и дно, вторым довожу края.

Они должны быть ровными и красивыми.
Для хорошей кожи использую хомуты 3.2мм . Этого всегда достаточно.
Для пухлой кожи, такой как бывает рязанская виста использую хомуты 4мм. В 3мм иногда тяжело запаковать качественно эту кожу. Смотрите по коже короче.

Дальше размечаем руль.

Размечаем линию будущего шва. Размечаю все от руки. Перестал пользоваться всякими размечалками, хрень все это. Руки и глазомер — наши главные инструменты))))

Стараюсь избегать резких заворотов в районах спиц, если это не обусловленно формой самих спиц. Также сильно плавные линии не айс. Во всем должна быть гармония и красота.

Рисую от руки центр руля по внешнему радиуса. Эта отметка "центра" будет на всех деталях. Эти две линии дают нам центрировать будущую оплетку на руле и сильно помогают, когда оплетку надо снять и опять одеть на то же место.

Замеряем расстояние от паза до паза. Это будет длина сегмента кожи. Плюс по 0.5 на припуск для сшивания. Но кожа и тем более кожзам хорошо тянется. Поэтому к примеру если у вас сегмент получился 40см смело отрезаем 35см для кожзама и чуть больше для кожи. С опытом вы на глаз будете определять. У меня остаются обрезки по 2-3см. Я сильно не экономлю, лучше отрезать лишние 3см, чем распарывать и вшивать новую деталь.

Отмеряем от центральной линии внешнего радиуса в каждую сторону, укладывая "метр" по спице. Прибавляю 2см на загибы за спицу. Если спица хитрая и заковыристая, то можно прибавить и 3см

Получаем размеры всех 4х заготовок сегментов (или сколько у вас их на руле).

На последнем фото хорошо видно, что у всех деталей есть центры и я знаю, где лицевая часть, где задняя (лицевая обычно заметно длиннее, если нет — делаем отметку).

Далее сшиваем любые два соседних отрезка кожи.

Фото 1 строго по центру позиционирую две детали. Утяжку предварительно на таких же кусочках настраиваю максимально возможную, дальше уже будет "жевать" материал.

На фото видно отметки "конца" и "начала" строчки. Как я узнаю этот размер. Замеряем длину окружности обода. У меня это 95мм. Отмечаем 100мм. И прошиваем не ставя закрепов, оставляя по 10см верхней и нижней нити. Потом когда мы оденем оплетку на руль вы распустите лишнюю нить и завяжете узел.

Фото 2 — прошили.
Фото 3 — обрезаю, но не в край! Этого делать нельзя, иначе шов просто разлезется. Оставляю 2мм где-то.

Далее начинаем сам процесс изготовления оплетки

Фото 1 — укладываем шов в паз. Придерживаем его пальцем. Хорошо растягиваем, большим пальцем левой руки нащупываем следующий паз. Отмечаем это место ручкой.

Фото 2 и 3 — делаем это в обе стороны.

Фото 4 — прибавляем 0.5 на шов, отмечаем линию строго перпендикулярно к оси. Отрезаем и сшиваем.

Точно также делаем все остальные сегменты. Сшиваем все вместе.

Одеваем оплетку. Я понимаю, что оплетка получалась удачная, если я одеваю ее примерно 30-40 секунд))))
Примерно.

Если легко одевается — значит натяжение плохое и будут морщины.
Сильная натяжка — полезут швы. Нитка от сильного натяжения создаст "оскал" на стачных швах.

Подгоняем длину стачного шва. Распускаю так, чтобы при натяжении кожи шов не доходил 2-3мм до середины руля. Мажу нитки наиритом, пока делаю остальные дела клей подсыхает — завязываю на два узла. Это важно. Наирит не дает распустится нитки, когда вы затягиваете второй узелок.

Промазываю руль по внешнему радиусу клеем. Промазываю всю лицевую часть руля и всю кожу по лицу.

Простыми ножницами ( у меня Эрик Краузе за 350 р ) режу по линии. Главное ножницы содержать идеально острыми и не разболтанными. Ронять их тоже надо поменьше))) Резать надо все время под контролем. Надрезали и продвигаете вперед, надрезали — вперед. Линия получается ровной и не рваной.

Откроили все лицо.

Кроим заднюю часть.

Спицы выкраиваю по настроению и по форме спицы. Удобнее сзади конечно это делать. Но я как-то автоматически иногда режу от центра. Но удобнее сзади спицы. Кому как нравится.

Сложные спицы, которые под углом 90 к руля лучше только с конца начинать кроить.

Имеем почти готовый руль.

Про макроме будет статья. В данном случае ничего не снимаем и начинаем шить.

Фото 1 — Инструменты, которые нам пригодятся

— маленькие плоскогубчики, вытягивать иглу в конце строчки через спицу руля, чтобы зафиксировать конец нити
— стержень для разметки
— шильце
— крючек для подтяжки шва
— ножницы
— нитка
— супер клей для фиксации конца шва

Фото 2 — шаблончиком разметил. Ну не могу я себя пересилить и шить на глаз. Вроде когда клиент приезжает и знает мои работы сделать халтуру и учится на ждущем от тебя хорошего результата клиенте не очень правильно. )) Поэтому трачу чуть больше времени и размечаю.

Фото 3 — пробиваю отверстия, чтобы минимизировать "кривизну" шва.

Фото 4 — подрываю примерно по сантиметру-полтора всего шва по обоим сторонам, чтобы кожа стянулась естественным образом.

Темные нити у меня уже все вощеные.
Когда нужна нить другого цвета — обязательно вощу.
Специальный бесцветный воск для сапожников. Просто протягиваю нить через него раза 3. Ничего не грею.
Потом руками прогнал нить пару разу туда сюда пальцами. Воск должен не сильно сыпаться. Он придает нити прочность, с ней удобней работать. Она не путается и не распускается так, как в обычном состоянии.

В изделии такая нить не так сильно пачкается, служит дольше и держит цвет лучше.

Как шить шов можно найти в ютубе, есть хорошие ролики. Там ничего сложного.
Единственный нюанс — многие сразу стягивают. Я так не люблю, я стягиваю максимально хорошо, а потом протягиваю все равно раза два три, регулируя геометрию "треугольничков" шва и подгоняю "галочки" под один размер, чтобы они были одинаковые.

Конец строчки выглядит так

Супер клеем фиксирую только когда протянул всю строчку в этом сегменте.

Расклееваем все подгибы на спицы.
Хорошо прогреваем феном (только кожу). Если косяков нет и все хорошо, то грею просто символически, чтобы активировать клей.

Читайте также: