Как колесные болты укоротить правильно

Опубликовано: 30.04.2024


Нередко у домашнего мастера возникает ситуация, когда нужен болт определённой длины, а под рукой такого нет. Выполнив нехитрые манипуляции и приложив немного усилий, можно самостоятельно укоротить болт, винт, шпильку или другую деталь, имеющую резьбу, не испортив ее при этом.

Что понадобится для укорачивания

Для того чтобы гарантированно не повредить резьбу детали, нельзя пытаться просто отпилить лишнюю часть ножовкой, откусить кусачками или отломить каким-либо другим инструментом. В этом случае легко нарушить порядок витков на конце болта, и в дальнейшем накрутить на него гайку будет невозможно. Чтобы сохранить функциональность резьбового крепежа, необходимо прибегнуть к другому способу.

Для этого потребуется:

  • деталь, которую необходимо укоротить (болт, шпилька, винт);
  • одна-две подходящих к ней гайки;
  • маркер;
  • линейка;
  • тиски или плоскогубцы;
  • ножовка по металлу.

Как правильно укоротить болт

Если всё сделать грамотно, болт или другая крепежная деталь, имеющая резьбу, не утратит своей функциональности. В противном же случае целостность витков будет нарушена и придётся прибегнуть к нарезанию и правке резьбы. А для этого понадобятся специальные инструменты, которые не у каждого хозяина есть под рукой. К тому же, это лишняя трата времени и сил.

Чтобы правильно укоротить болт, следуйте простой инструкции:

  1. Для начала необходимо определиться с нужной длиной винтового стержня и отмерить её при помощи линейки. Приложите болт к той конструкции, которую собираетесь скреплять. На том месте, где предполагается спил, сделайте пометку маркером. Лучше в этом случае использовать специальный масляный маркер, он идеально подходит для работы по металлу.
  2. Теперь следует навинтить на резьбу гайку таким образом, чтобы ее внешний край находился строго за отметкой. Чтобы гайку было легче накрутить и после открутить, на резьбу болта необходимо нанести небольшое количество любого машинного масла. Для более качественной корректировки резьбы желательно накручивать две гайки вплотную друг к другу.
  3. Далее приступаем непосредственно к укорачиванию детали. Выполнить это можно, используя разные инструменты: кусачки, болгарку, ножовку. Важно учитывать толщину стержня уменьшаемого болта. Нельзя допускать скольжения ножовочного полотна по резьбе, в противном случае могут быть повреждены витки спирали. Для того чтобы облегчить процесс отпиливания, можно взять стационарные или ручные тиски, в которые зажимается головка болта. Если таковых нет, стоит воспользоваться плоскогубцами, которые найдутся под рукой у любого мастера.
  4. Шляпку винта, болта или шпильки нужно зажать плоскогубцами и держать стержень горизонтально на краю рабочей поверхности. Теперь надо отпилить ненужную часть укорачиваемой детали, вставив ножовочное полотно между витками резьбы.
  5. Далее важно откорректировать гладкость резьбы на конце винтового стержня. Для этого с помощью плоскогубцев удерживайте гайку и выкручивайте болт отвёрткой. В процессе выворачивания гайка будет выпрямлять витки резьбы на конце изделия. Как раз для того, чтобы выпрямление витков было более качественным, стоит использовать сразу две гайки.

Теперь укороченный болт, винт, шпильку или другую крепежную деталь с резьбой можно смело применять для дальнейшей работы.

Часто бывает так, что в домашней мастерской полно болтов, но все они длиннее, чем необходимо. Тогда их нужно укоротить – и вот это уже проблема, если у хозяина нет специализированных инструментов по типу болгарки. Но, как говорится, нет ничего невозможного.

Когда человек задастся целью, то он всегда придумает подходящий способ, чтобы претворить задуманное в жизнь. Нужно всего лишь немного сноровки и терпения. Вот несколько проверенных методов, которые может взять на вооружение каждый.

Используем обычный напильник

напильник

При малом сечении металлического стержня вполне подойдёт этот самый простейший инструмент, который есть практически в любом доме. Им вполне можно сточить несколько лишних миллиметров. Правда, для этого потребуется немало времени и физических усилий.

  1. Зажать болт в тиски шляпкой вниз.
  2. Отметить маркером место надреза.
  3. Аккуратно сделать запил (если пруток не слишком толстый, то его вполне можно затем надломить с помощью плоскогубцев).

Применяем пассатижи

пассатижи

Они всегда под рукой у любого хозяйственного человека. Имея многофункциональное предназначение и шарнирно-губцевую конструкцию, пассатижи сочетают в себе плоскогубцы, бокорезы и острый резак в основании губок. Ими можно зажимать и захватывать трубы небольшого диаметра, удерживать цилиндрические детали, перекусывать металлопрутки.

Для обрезки болта необходимо выполнить следующее:

  1. Отмерить необходимую длину.
  2. Небольшим надфелем в этом месте сделать надпил.
  3. Плотно захватить излишек губками и переломить, либо перекусить кусачками, располагающимися в районе шарнирного механизма.

Рубим болт зубилом

зубило

Работа зубилом требует особого внимания и определённых навыков:

  1. Точно разметить нужный контур специальной чертилкой по металлу.
  2. Если толщина металла такова, что одним ударом зубило его не перебьёт, то болт зажимают слесарными тисками. В противном случае, рубануть по тонкому пруту можно прямо на прочной подложке или кузнечной наковальне.
  3. Нужно следить, чтобы губки находились на уровне отметки. При большой толщине прута линия чертилки должна быть выше зажимного устройства примерно на 4 мм.
  4. Опереть рубящий инструмент на ближнюю губку так, чтобы угол составил 30–35 0 , а острый край прилегал к обрабатываемой поверхности примерно под 45 0 .
  5. Удары молотком должны быть короткими и точными, в район «затылка».

Важно: Нельзя крепко зажимать рукоятку зубила в руке. Правильно немного придерживать инструмент, равномерно нанося удары и постепенно пододвигая рубящее лезвие параллельно губкам тисков.

Когда перерубить металл с одного раза не получается, вновь повторяют проход. Иногда целесообразнее это сделать по той же разметке, но с другого бока.

На заметку: Зубило – грубый инструмент, поэтому делая разметку, нужно учесть дополнительный припуск по длине, т. к. после этого придётся обрабатывать край напильником или наждаком.

Стачиваем болт при помощи бруска

брусок

Применение этого приспособления предполагает целенаправленное снятие слоёв металла благодаря абразивному воздействию наждачного камня. Процедура требует большого терпения, т. к. прочный металл с трудом поддаётся ручной обработке. Для этого:

  1. Болт прочно зажать в тиски шляпкой вниз.
  2. Взять брусок двумя руками за противоположные концы.
  3. Сточить необходимый объём металлической поверхности, применяя равномерные движения с большим усилием.

Внимание! Этот инструмент подойдёт в тех случаях, когда требуется просто немного подточить излишек длины стержня.

Пилим болт при помощи ножовочного полотна

пилка по металлу

Быстро добиться желаемого результата куда проще с помощью пилки по металлу и шуруповёрта или дрели. Кроме этих инструментов также потребуются пара гаек, карандаш-маркер и умелые руки.

На заметку! Если взяться за дело без подготовки и просто начать пилить болт ножовкой, то повреждение резьбы фактически неизбежно. Тогда крепёж станет непригоден к дальнейшему применению.

Гарантированно обезопасить себя можно, воспользовавшись проверенным способом. Алгоритм действий прост:

  1. Выберите болт нужного диаметра и нанесите отметку для обрезки прямо по резьбе.
  2. Закрутите на него две гайки до намеченной линии – одна выполнит роль ограничителя, вторая – контргайки, которая не даст первой двигаться по виткам.
  3. Для фиксации полотна пилки, если это нужно, можно навинтить дополнительную гайку ниже отметки пропила.
  4. Вставьте собранную конструкцию в патрон шуруповёрта/дрели и хорошенько зажмите фиксатором.
  5. Приложите к линии отреза полотно ножовки.
  6. Включите инструмент в электросеть. Острые зубчики пилы быстро отделят лишний конец стержня.

Такая технология поможет выполнить обрезку быстро и качественно, а место среза останется ровным.

Без инструментов: раскаляем болт и применяем топорик для мяса

Топорик для мяса

Если поблизости вообще нет ничего подходящего, а укоротить стержень очень уж надо, то остаётся один вариант – накалить металлическую болванку до белого цвета, чтобы размягчить железо, и со всего маху отрубить лишнее обычным топором для мяса.

Максимально разогреть металл можно используя для этих целей горн для кузнечного дела, паяльную лампу, электрическую плиту, горелку газовую, в конце концов, развести костёр из дров. Оптимальный выбор можно сделать, только зная сорт стали, из которой изготовлен сам стержень.

И здесь важно соблюсти предосторожность при контакте с горячими искрами, которые могут попасть в глаза и вызвать ожог слизистой. Опасность представляет и возможность отлёта в сторону отрубленной раскалённой части. Поэтому перед тем, как рискнуть нужно одеть защитные очки, плотную одежду и шапку, на руки – брезентовые рукавицы, либо обмотать их тряпкой.

И, тем не менее, – лучше воздержаться от таких экспериментов.

Таким образом, всегда можно найти способ, чтобы укоротить длину болта, если проявить немного хозяйской смекалки. И хотя зачастую это требует немало силы воли, терпения и физических усилий, но полученный результат, несомненно, станет для вас заслуженной наградой. А, казалось бы, простейшие инструменты помогут выполнить задуманное даже без современной функциональной болгарки.

Одной из самых популярных крепежных деталей, которые используются в домашних мастерских, являются болты, а также гайки. Часто возникают ситуации, когда для выполнения разнообразных работ необходимо обрезать болт и сделать его короче. Конечно же, эта процедура не отнимает большого количества времени и сил, когда под рукой всегда находится такой электроинструмент как болгарка (УШМ).


Однако если в домашней мастерской нет специализированного инструмента, либо даже простой болгарки, тогда такая процедура как укорачивание длины и обрезка болта может стать большой проблемой. Существует несколько разных способов, которые позволяют быстро, без применения болгарок и специализированных инструментов обрезать болт, при этом, не нарушая структуру его резьбы.

С помощью шуруповерта

Обрезать и укоротить длину болта можно даже без использования УШМ. Для выполнения этой процедуры пользователю следует подготовить шуруповерт, ножовку по металлу, маркер, а также гайки (в количестве 2 штуки). Стоит отметить, что обрезка болтов при помощи шуруповерта является одним из самых быстрых и простых методов укорачивания длины таких крепежных элементов.


После того, как все инструменты и материалы подготовлены, необходимо взять болт и при помощи маркера на его поверхности начертить аккуратную линию будущего реза. Линия наносится непосредственно на поверхность резьбы. Затем нужно взять две гайки и накрутить их на болт по обе стороны начерченной линии реза.


В этом случае, первая гайка выступает в роли специального ограничителя. Вторая гайка позволяет законтрить первую и не позволит ей двигаться. Кроме того, нужно отметить, что после обрезки, гайки будут свинчены, в результате чего восстанавливается первый виток на резьбе, который был замят во время реза.

В случае острой необходимости, на нижнюю часть резьбы можно накрутить еще одну гайку, но с небольшим зазором. Это увеличит силу сцепления полотна ножовки и не позволит ему «плясать» во время выполнения резки.


После выполнения всех подготовительных работ, болт нужно вставить в патрон шуруповерта и надежно зафиксировать его. К отмеченному маркером месту реза необходимо приложить ножовку по металлу. Затем пользователю следует просто включить шуруповерт, в результате чего зафиксированный болт начнет двигаться.


В результате движения полотно ножовки быстро отрежет отмеченную на заготовке маркером часть, практически не нарушив при этом ее резьбу. Благодаря использованию такого метода, спил на поверхности крепежного элемента получается ровным.

Накалить болт

Иногда возникают такие ситуации, когда болт нужно срочно обрезать, но при этом под рукой вообще нет никаких электроинструментов и специальных приспособлений. В этом случае его можно накалить, для размягчения железа, и перерубить каким ни будь острым предметом. Для этих целей прекрасно подойдет обыкновенный топорик для мяса, который есть на каждой кухне.


Чтобы разогреть крепежный элемент можно воспользоваться специальным кузнечным горном, паяльной лампой, газовой горелкой, электрической плитой. В крайнем случае, можно просто развести костер и с его помощью нагреть стержень болта. После того, как он раскалится до нужной температуры, и размягчиться, по нему (в месте реза) нужно резко и сильно ударить острым топориком.

Ведь при нанесении удара по раскаленной металлической поверхности появляется большое количество искр, которые могут оставить ожог на кожном покрове или повредить глаза. Поэтому перед тем как раскалять и обрезать, таким образом, болт, настоятельно рекомендуется надеть плотную одежду, защитные очки и перчатки.

Сточить болт

Для корректировки длины болта можно также использовать обыкновенный брусок, который используется в тех случаях, когда возникает необходимость наточить ножи. Благодаря применению бруска с поверхности изделия целенаправленно снимаются слои металла, из-за чего крепежный элемент становится короче.


Однако нужно отметить, что такая процедура, предусматривающая применение наждачного камня, занимает большое количество времени. Это обусловлено тем, что металл тяжело таким образом обрабатывать вручную и стачивать. Для стачивания болта необходимо:

  • зажать заготовку в тисках (шляпка при этом должна быть расположена внизу);
  • взять наждачный камень (брусок берется обеими руками за его оба конца);
  • применяя усилие, при помощи равномерных движений, стачивать металлическую поверхность, пока не получиться заготовка нужно длины.


Стоит отметить, что этот метод будет малоэффективным при возникновении необходимости обрезания большой длины крепежного элемента. Как правило, он применяется только в тех случаях, когда нужно немного подточить и подкорректировать длину стержня.

Существует множество разных способов, позволяющих обрезать болт без применения УШМ. Для корректировки длины стержня этого крепежного элемента можно использовать такие подручные средства как зубило, ножовка по металлу или обыкновенный напильник.

Также болт можно обрезать при помощи обыкновенных пассатижей, которые найдутся в любой домашней мастерской. Все что для этого нужно, так это взять крепежный элемент, нанести на стержне разметку и сделать небольшой надпил при помощи надфиля. Потом при помощи плоскогубцев необходимо просто переломить заготовку в районе надпила или перекусить ее, используя обыкновенные кусачки.

Эту простейшую и самую распространенную операцию — установку колеса на автомобиль — наверняка выполнял или как минимум видел, как это делается, каждый автомобилист. Идеально ее проводят на конвейере. На это и будем ориентироваться.

Представьте — вы конвейерный рабочий и занимаетесь этим по восемь часов ежедневно! Что, тяжко? Согласен, спина будет болеть, и вас моментально скрючит от непрерывного тягания тяжелой обувки автомобиля. На конвейере колесо в сборе весь путь от стеллажа до ступицы проделывает на специальной тележке. Рабочий лишь перекатывает его с одной ячейки в другую. Это не только забота о здоровье человека, но и обеспечение скорости и качества операции на протяжении смены. Без нее к концу рабочего дня усталые руки и спины были бы способны лишь на черепашью скорость. Тележка — с регулировкой по высоте, что позволяет не держать колесо на весу, а совместить отверстия и надеть его прямо на ступицу.

конвейер

конвейер

Далее вручную, чтобы не сорвать резьбу, наживляются гайки или болты. Операция требует определенной сноровки, поскольку делать это приходится в перчатках. Таково требование техники безопасности в массовом производстве. Работать голыми руками здесь категорически запрещено.

И, наконец, финальная операция — затяжка крепежа. Это делается не поочередно электрическим гайковертом, а с помощью специального оборудования. Все гайки или шпильки заворачиваются одновременно одинаковым моментом. Причем люди не бегают вокруг автомобиля. Операцию выполняют два человека, и каждый отвечает за свой борт.

конвейер

конвейер

Имея представление о конвейерной технологии, нетрудно применить знания на практике при выборе автосервиса или шиномонтажной мастерской. Если крепеж колеса сразу закручивают гайковертом, не наживив вручную, — бегите от таких ремонтников. Соответственно, любое протягивание крепежа «от души» — еще один способ обломить/вытянуть шпильку или сорвать резьбу в ступице колеса.

Но, допустим, горе-работник шиномонтажной мастерской во всю дурь попрыгал на рукоятке баллонного ключа, но резьба при этом выдержала. «Ничего страшного, скажете, зато с запасом»? А представьте, что вы повредили колесо в дороге и необходимо установить запасное. Не каждый справится с перетянутым креплением при помощи стандартного баллонного ключа. Придется изобретать рычаг из подручных средств. И уж точно не стоит перед установкой колеса наносить смазку на шпильки и гайки, чтобы облегчить себе задачу по демонтажу. Смазка может привести к самооткручиванию гаек. Как правило, в любом руководстве пользователя есть прямой запрет на такую «хитрость». Не менее опасен и плохо затянутый крепеж — колесо может открутиться на ходу, а это чревато серьезной аварией.

Доверять можно лишь динамометрическому ключу со шкалой и его ближайшему родственнику — щелчковому ключу. Только они помогают затянуть крепеж колеса положенным моментом, как при конвейерной сборке. Так что советуем обзавестись подобным инструментом и сервис выбирать такой, где не пренебрегают вышесказанным. Опытные мастера шиномонтажей затягивают крепеж с моментом 112–115 Нм, а в фирменных сервисах сверяются с ремонтной литературой производителя.

Из-за отсутствия необходимого количества охраняемых парковок, автовладельцы устанавливают на машину не только сигнализации, но и секретные болты на колеса. Элементы крепления, имеющие нестандартные формы головки, называют «секретными». Их невозможно открутить баллонным инструментом, крепление поддается лишь специнструменту, который идет в комплекте.

Секретка

Конструктивные особенности крепежных болтов колес автомобиля

Параметры изделий должны соответствовать характеристикам автомобильного колеса. К основным параметрам болтов относятся:

  • габариты и направление резьбы;
  • размер под ключ;
  • класс прочности.

Конструкция крепежного болта

Легковые

Гайки видов «А», «B» и «C» выпускаются с шестью разновидностями резьбы мелкого формата. У М12 шаг резьбы может составлять 1,25 мм, у М12, 14, 18, 20, 22 шаг резьбы равен 1,5 мм.

Секретки для легковых авто

Грузовые

Гайки класса «D» предназначены для колес грузового транспорта. Это метизы М18, 20, 22 с шагом резьбы 1,5 миллиметров. Направление резьбы бывает правым и левым. Размер ключей под гайки – 17, 19, 24, 27, 30 или 32.

Болты для грузового автомобиля

Классификация болтов и гаек крепления колес

По применяемости крепежные элементы разделяются на несколько групп – по стороне монтажа на автомобиль и возможности эксплуатации с тем или иным видом колесных дисков. Неправильно установленные крепежи могут привести к деформации колесной части при эксплуатации авто. Например, колесо аппаратное поворотное с болтом идет в едином комплекте и предназначено под болты 50-100 мм.

Болты и гайки для колес

Минимальный набор инструментов для замены колеса

Для проведения работ понадобится:

  1. Крючок-съемник или плоская отвертка для пластиковых элементов.
  2. Гаечный ключ для болтов и секретная насадка-переходник.

Набор необходимых инструментов

Как правильно снимать колеса

Сначала определяют, в какую сторону откручивать болт на колесе. Гайки и болты откручиваются против часовой стрелки. Перед началом работ следует поднять авто на домкрат. Автомобильные колеса прикреплены к ступице 4 или 6 элементами, которые гарантируют надежную фиксацию. Для демонтажа используют крестообразный или прямой ключ. На колесный болт надевают секретный ключ и производят прокручивание против часовой стрелки.

Установка колеса и тонкости затяжки болтов

Если колесный диск прикрепляется на 4 болта, следует прикрепить любой болт, а затем следующий на противоположной стороне от центрального отверстия.

  1. Колесо устанавливают на шпильки и прихватывают болтами.
  2. Секретные болты слегка затягивают при помощи баллонного ключа.
  3. Авто поднимают на домкрат и убирают подпорки.
  4. Машину опускают на землю и обязательно обтягивают по кругу все колесные болты. Рекомендуется приложить все усилия, чтобы колесо было надежно зафиксировано. Бояться сорвать резьбу не следует.

Затягивать болт следует умеренно

При монтаже нужно убедиться, что параметры колесной секретки соответствуют и подходят по длине и диаметру. При обслуживании машины замок всегда устанавливают последним. А демонтировать этот элемент следует всегда первым.

Главное о секретных болтах

Предназначение секретного болта – защита колес от хищения. Крепежная единица имеет головку под специальный ключ. Ключ от болтов будет иметь только владелец авто. Секретки популярны среди автолюбителей, и множество автомастерских имеют в наличии похожие или аналогичные ключи, поэтому рекомендуется подбирать нераспространенные модели.

Секретка с ключом

Преимущество и отличие от обычных болтов крепления

Преимущества и отличия от традиционных болтов следующие:

  • Головка болта располагается с низкой посадкой.
  • Элементы защищены специальными кольцами.
  • Секретные болты на колеса выполнены из высококачественного сырья.

Хромированные секретки

Разновидности

Отдельные конструкционные отличия следует учитывать при выборе секреток:

  1. Изделия имеют наружную головку в форме звездочки или многогранника. Модели пользуются большой популярностью среди потребителей.
  2. Болт с головкой внутренней формы в виде звездочек или специальных форм. Минусом таких секреток является склонность к накоплению грязи.
  3. Элемент с одним или несколькими защитными кольцами.
  4. Болты, которые имеют головки нестандартных размеров. Форма рисунка бывает внутренней или наружной.
  5. Секретные болты на колеса с несколькими отверстиями в головке. Конструкционные особенности состоят в том, что отверстия расположены не по строго установленной системе, а соответствуют определенным габаритам головки крепежа. Приспособиться и открутить данный тип метиза в случае потери секретного ключа будет затруднительно.

Разновидности и характеристики болтов-секреток

Как устанавливаются противоугонные болты

Особенности монтажа противоугонных болтов:

  1. При демонтаже гаек или болтов нужно помнить, в какую сторону откручивать болт на колесе – против часовой стрелки.
  2. На одно колесо устанавливают лишь один замок. Работу производят при помощи баллонного ключа. Перед установкой рекомендуется смазывать болты пластичными смазками.
  3. Секретка затягивается без чрезмерных усилий, лучше применить динамометрический инструмент.
  4. Делают проверку наличия пробела между колесным диском и гайкой либо соответствия нужной длины болта.
  5. Устанавливают пластиковые заглушки.

Схема монтажа болтов

При замене колес используют графитную или медную смазку.

Производители и стоимость

Список популярных производителей следующий:

Новые болты-секретки

Что делать, если не откручивается колесный болт

Некоторые автолюбители не знают, что делать, если крепеж не двигается. Первым делом следует поставить транспортное средство на ручник и убедиться, что транспорт неподвижен. Прикипевший болт откручивается следующими способами:

  1. Метод использования рычага. Из-за недостаточной длины ручки колесного ключа не получается провернуть болт с требуемым усилием. Просто и безопасно использовать удлинитель ручки ключа или инструмент с длинной рукояткой. Такое приспособление повысит силу механического влияния. Опытные автомобилисты для удлинения рукоятки рекомендуют использовать металлическую трубу.
  2. Использовать силу ног. Если руками открутить болт не удается, нужно попробовать надавить на инструмент ногой. Рукоятка ключа должна быть расположена параллельно поверхности земли. Потребуется нажать ногой на ключ и провернуть его против часовой стрелки. В крайнем случае, потребуется стать на ключ двумя ногами, а руками держаться за кузов автомобиля.
  3. Применить молоток или киянку. Потребуется взять в руки оба инструмента, киянку расположить в нужном месте и произвести удар молотком. Вариант поможет сдвинуть резьбу застывшей гайки. В крайних случаях молоток может заменить камень. Следует избегать скользящих ударов, которые наносят повреждения болту и ключу. Удары должны быть точными.
  4. Использование ключа с динамометром. Если крепеж колес был зафиксирован слишком сильно, рекомендуется воспользоваться приспособлением с динамометром. Рекомендованные параметры усилия указаны в инструкции приспособления.
  5. Использование химических составов. В случае сильной затяжки болтов, следует применить средство Liquid Wrench либо PB Blaster. Наносить на болт средство нужно при помощи лейки с тонким носиком. Выждав 10 минут, начинают демонтаж.

Секретные болты и гайки, выполненные из титана или стали, способны защитить автомобильные колеса от кражи. При выборе секретных болтов следует принимать во внимание бюджетные возможности и функциональные особенности изделий.

Читайте также: