Как можно использовать целые или разрезанные покрышки

Опубликовано: 16.05.2024

Отработавшие шины могут быть экологически безопасно утилизированы в целом виде, в разрезанном или измельченном виде следующими способами:

- строительство гражданских сооружений (например, при создании аварийных заграждений; барьеров на автостраде, разделяющих полосы с противоположным направлением движения; звукопоглощающих ограждений, шлюпочных кранцов на стенках причалов в гаванях и портах (см. ASTM D6270-08е1 [11 ]);

- укрепление берегов и волнорезы;

- изоляция при возведении фундаментов и строительстве оснований дорог;

- укрепление крутых откосов вдоль обочин дорог;

- производство покровных материалов для сельского хозяйства и обустройства полигонов;

- создание искусственных рифов, например для защиты нерестилищ;

- изготовление настилов, ковриков, помостов, отбойных приспособлений на причалах, звукопоглощающих приспособлений, опорных вкладышей для землеройных машин, крепежа для шахт и колодцев, элементов тормоз ной системы, элементов легких мягких резервуаров, аксессуаров одежды и обуви (ремней, дамских сумочек, обувной подошвы) после удаления бортов покрышки (только в разрезанном виде);

- строительство временных дорог для движения тяжелой строительной техники;

- создание резервуаров или желобов для воды в ирригационных системах.

А.2 Восстановительный ремонт

Привлекает своей высокой экономичностью и считается наиболее эффективным способом переработки отработавших шин. Подсчитано, что цена восстановленной шины на 40% - 55% ниже новой. Однако этот метод не является решением проблемы, так как, с одной стороны, качественные характеристики восстановленных покрышек все же оставляют желать лучшего и, с другой стороны, рано или поздно восстановленная шина выходит из строя и ее приходится ликвидировать тем или иным способом.

А.3 Использование целых отработавших шин

Отработавшие шины могут быть применены для создания искусственных рифов, амортизирующих барьеров на дорогах, шумопоглощающих ограждений, для обустройства детских площадок и пр. Такой способ применения не может быть комплексным решением проблемы утилизации отработавших шин, так как используют очень малые их количества.

Таблица А.1 - Примеры использования целых отработавших шин в гражданском строительстве

Количество отработавших шин

Единицы конечной продукции

Пористые битуминозные добавки

На 1 км ограждения, имеющего трехметровую высоту

Поверхность игровых площадок

На игровую площадку (в среднем 500 )

Защитная поверхность игровых площадок

На игровую площадку (в среднем 50 )

На 6000 площадки

На 680 (включая окаймление)

Дорожки и напольные покрытия в закрытых помещениях

На 1000 спортивного зала

Основания трамвайных путей

Примечание - Количество отработавших шин зависит от спецификации производителя.

А.4 Переработка в качестве вторичных материальных ресурсов

А.4.1 Дробление в резиновую крошку

Из резиновой крошки и битума получают рулонные, мастичные и другие материалы в основном для гидроизоляции строительных конструкций. Другое перспективное направление использования тонко измельченной резиновой крошки -дорожное строительство. Добавка крошки в асфальтобетонное покрытие повышает коэффициент сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием, снижает так называемые потери на качение, что, в свою очередь, сокращает расход топлива и количество вредных выбросов в атмосферу, улучшая экологическую обстановку в районах автомобильных дорог. Другие направления использования: в качестве дренажного слоя при обустройстве футбольных полей с искусственным травяным покрытием; создание покрытий и изделий на основе полиуретанового связующего (такие покрытия применяют при строительстве беговых дорожек и спортивных площадок, а плиты на основе полиуретана и резиновой крошки широко применяют при благоустройстве детских игровых площадок во дворах жилых комплексов и школ). Один из самых экономически эффективных методов использования резиновой крошки - ее возврат в резиновые смеси при производстве новых шин. Металлокорд, текстильный и капроновый корды поступают в отходы. Недостаток технологии - образование большого количества отходов, составляющих до 40% - 45% массы перерабатываемых шин. Наиболее распространен механический способ дробления.

Таблица А.2 - Примеры технологий дробления в резиновую крошку (получение гранул)

В сараях и гаражах нередко валяются старые покрышки, которые создают ощущение захламленности, при этом выбросить их жалко. Оказывается, ненужные шины — уникальный материал для стройки, декорирования и создания массы полезных вещей. При творческом подходе в ход пойдут и большие, и стандартные, и даже велосипедные покрышки. Главное — использовать их для производства уличных изделий, ведь автомобильная резина может источать малоприятный запах.

  • Украшения для сада и иной «ЖКХ-арт»
  • Кровля из резины
  • Септик
  • Дорожки и ступени
  • Бордюры
  • Забор
  • Мусорный бак
  • Покрышки на детской площадке
  • Мебель для сада

Украшения для сада и иной «ЖКХ-арт»

Самое популярное направление использования покрышек — изготовление садовых клумб. Резиновые цветники встречаются повсеместно, поэтому считаются буквально «классикой жанра».

Ниже приведены способы обустройства клумб из старых шин:

  1. Многоярусные цветники. Берут несколько покрышек разного размера, окрашивают в яркие цвета, складывают горкой одну на другую в шахматном порядке. Изнутри конструкцию скрепляют саморезами, внутрь укладывают геотекстиль, насыпают почву, сажают растения.
  2. Клумба-цветок. Вначале ставят и соединяют между собой шины нижнего яруса, оставляя середину пустой. Получается подобие цветка, где покрышки выступают в роли лепестков. Для хорошего дренажа засыпают колеса песком и битым кирпичом, потом кладут землю и утрамбовывают. Второй ярус покрышек ставят, отступая от края первых примерно наполовину. Их также скрепляют саморезами, засыпают грунтом. Третий ярус — сердцевина «цветка», сделанная из одной покрышки. В нее можно посадить самые яркие или высокорослые растения.
  1. Клумба из половинок шин. Для изготовления такого цветника шины режут на половинки. Из полученных дуг выкладывают лепестки цветка, в центр ставят целую покрышку, засыпают конструкцию грунтом.
  2. Вазон. Одну боковину покрышки разрезают вдоль протектора, выворачивают, прилагая максимум усилий. При желании делают «бахрому» по краю при помощи насечек глубиной 5-7 см. Для повышения эстетичности готовое изделие покрывают краской, наносят любые рисунки.

Вазон из покрышки

Старые покрышки годятся для создания других садовых украшений. Например, из трех шин и четырех кусочков шланга получается веселая жаба. Глазки «скульптуре» делают из фанеры, детали прорисовывают краской. Прочие варианты садового декора таковы:

  • жираф;
  • рыба;
  • гусеница;
  • черепашка;
  • лебедь и т. д.

Лебедь из покрышки

Не менее оригинально выглядит сделанный своими руками садовый прудик. Для его производства копают яму по размеру покрышки, застилают ее пленкой, опускают шланг для подачи воды. Ставят покрышку, маскируют камешками и наполняют водой.

Кровля из резины

Если в наличии есть множество покрышек (например, у работников шиномонтажных мастерских), из них можно сделать даже надежное кровельное покрытие, которое прослужит много лет. Кроме того, такая крыша не вызовет лишних финансовых трат, а соорудить ее можно без привлечения специалистов.

Самый простой вариант — разрезать покрышки на одинаковые по ширине резиновые ленты. С их помощью покрывают любую крышу, даже конструкцию самой замысловатой формы. У небольших хозяйственных построек кровля может плавно переходить в стены. Из таких же лент делают крыши для навесов, укладывая их параллельно или с нахлестом. В качестве декора крыши можно тоже использовать старые шины: из вырезанных полос делают волны, «гармошки» и украшают ими основание. Достоинства кровли из шин очевидны:

  • прочность — резина способна растягиваться и сжиматься, но не рвется и не трескается;
  • долговечность — крыша прослужит несколько десятков лет;
  • стойкость к действию осадков — материал не боится дождя, града, снега;
  • морозостойкость, хорошая переносимость ультрафиолета;
  • простота монтажа и безопасность;
  • улучшение шумоизоляции здания.

Септик

Из больших покрышек (от трактора, грузовика, иной тяжелой техники) можно сделать настоящий септик для дачи или частного дома. Для этой цели роют две ямы на малом расстоянии друг от друга, причем первая яма должна находиться чуть выше второй. В отверстия укладывают покрышки, хорошо герметизируют швы с наружной стороны. Расположение септика обязательно должно быть таким, чтобы сточные воды не проникали в грунт и в питьевую воду.

После завершения первого этапа монтажа делают отверстие снизу септика, подсоединяют его при помощи трубы ко второй яме. Последняя будет служить приспособлением для доочистки сточных вод. В такой септик следует вовремя засыпать специальные средства на основе бактерий, которые помогут поддерживать его в чистоте и снижать количество откачиваний жидкости.

Устройство септика из шин

Дорожки и ступени

Из старых покрышек получаются функциональные и практичные садовые дорожки, на которых точно не поселятся сорняки. Удобнее всего будут изделия из резины с крупным рисунком протектора — они не станут скользить даже во время дождя или в зимнее время. Чтобы сделать дорожки для сада, предпринимают следующее:

  • раскраивают покрышки, вырезав среднюю часть при помощи лобзика или болгарки;
  • разравнивают и уплотнят грунт на будущих дорожках;
  • укладывают куски резины, надежно прикрепляя их длинными гвоздями (втыкают их в землю).

Лестница со ступеньками из покрышек — еще один оригинальный вариант для их использования. Она идеально подойдет для участка, имеющего большой уклон, поможет сэкономить средства и силы. В области уклона острой лопатой вырезают углубления наподобие ступеней, укладывают в них шины, плотно вдавливают внутрь. Проверяют надежность конструкции, которая со временем «врастет» в землю и станет практически монолитной. В центр покрышек насыпают мелкий щебень, землю, садят газонную траву.

Бордюры

С помощью ненужных покрышек можно без труда отделить дорожки от клумб, лужаек, выделить отдельные зоны на участке. Шины разрезают пополам на две половинки, отрезанной частью закапывают в землю. После окрашивают их в любой подходящий цвет или делают настоящую радугу разных оттенков.

Бордюр из покрышек

Забор

Для изготовления забора потребуется большое количество старых покрышек. Их укладывают друг на друга в шахматном порядке, закрепляют ряды саморезами. Каждый ярус для устойчивости засыпают землей, заранее сделав внутри каждой покрышки дно из фанеры, жести, резины. После внутрь отдельных элементов забора можно будет посадить вьющиеся растения, виноград, газонную траву.

Забор из шин

Мусорный бак

Для сооружения мусорного бака готовят 4 шины любого подходящего размера. Их ставят друг на друга, склеивают надежным клеем или соединяют саморезами. Готовый бак окрашивают в красивый оттенок, чтобы он ярко выделялся на территории участка. В такую «емкость» можно складывать мусор, заранее поместив внутрь прочный пакет. Это позволит поддерживать порядок на даче или во дворе частного дома.

Баки для мусора

Покрышки на детской площадке

Самыми популярными конструкциями на детской площадке остаются качели. Для их изготовления отлично подходят покрышки, которые раньше валялись в гараже. Сломать готовое изделие довольно сложно, поэтому оно прослужит много лет. Кроме покрышки, следует подготовить крепкую веревку или цепь, рым-болты, саморезы, дрель. Порядок изготовления вертикальных качелей такой:

  • привязывают веревку (цепь) на металлическую опору или ветку дерева;
  • с одной стороны шины вкручивают рым-болты;
  • соединяют концы веревки с заранее прикрученными саморезами;
  • отмеряют нужную длину веревки, чтобы качели висели на оптимальной высоте;
  • высверливают дрелью пару отверстий внизу шины для удаления дождевой воды;
  • проверяют безопасность конструкции и подвешивают ее на выбранное место.

Площадка для детей из колес

Сделать горизонтальные качели для детской площадки еще проще. Для этого надо только закрутить по 4 болта для крепления и поставить сидение без перекоса горизонтально. Еще один вариант уличной качалки для малышей может быть таким: разрезают шину пополам, к отрезу прибивают ровную доску-сидение и применяют по назначению.

Из шин также можно сделать различных сказочных героев и поставить их на детской площадке в качестве декора. Особенно популярными считаются смешарики. Отличный способ дать вторую жизнь старым шинам — соорудить из них песочницы. Достаточно заполнить шину выбранного размера песком. Над изделием можно поставить пляжный зонтик, чтобы солнышко не напекало голову малышам. Резина не нуждается в обработке, а на бортиках песочницы можно будет удобно сидеть во время игры.

Мебель для сада

При наличии старых покрышек не придется тратиться на покупку некоторой садовой мебели. К примеру, из них делают оригинальные уличные столики:

  • к шине прикручивают соответствующий ее габаритам лист фанеры;
  • присоединяют самодельные ножки;
  • сверху столешницу декорируют любым способом — красят, обматывают шнуром, канатом (при помощи клея ПВА).

Чтобы сделать стул из покрышки, нужно соорудить из листа фанеры спинку и взять толстые ножки от старой тумбочки. Сидение из маленькой покрышки заполняют упругой подушкой, отделывают обивочной тканью либо просто красят. Также из покрышки можно соорудить оригинальный пуфик. Для его создания вырезают два диска из фанеры, закрывают ими отверстие покрышки с двух сторон, прикрепляют саморезами. По окружности обматывают шину веревкой, фиксируя ее термоклеем. Для «смягчения» пуфика сверху наклеивают на фанеру поролон и мягкую ткань или подушечку.

Мебель из шин для сада и огорода

Мебель из шин для сада и огорода

Для производства интересных сувениров и действительно полезных в хозяйстве вещей не нужно иметь большой опыт или уникальные творческие способности. Достаточно проявить капельку фантазии, и старые, ненужные вещи заиграют новыми красками и будут радовать хозяев еще много лет.

Googleplay
Apple

Разделы сайта

Вы находитесь на странице инструкции сайта Тестсмарт.
Прочитав инструкцию, Вы узнаете функции каждой кнопки.
Мы начнем сверху, продвигаясь вниз, слева направо.
Обращаем Ваше внимание, что в мобильной версии все кнопки располагаются, исключительно сверху вниз.
Итак, первый значок, находящийся в самом верхнем левом углу, логотип сайта. Нажимая на него, не зависимо от страницы, попадете на главную страницу.
«Главная» - отправит вас на первую страницу.
«Разделы сайта» - выпадет список разделов, нажав на один из них, попадете в раздел интересующий Вас.

Билеты

На странице билетов добавляется кнопка "Билеты", нажимая - разворачивается список билетов, где выбираете интересующий вас билет.

Полезнае ссылки

«Полезные ссылки» - нажав, выйдет список наших сайтов, на которых Вы можете получить дополнительную информацию.

В правом углу, в той же оранжевой полосе, находятся белые кнопки с символическими значками.

  • Первая кнопка выводит форму входа в систему для зарегистрированных пользователей.
  • Вторая кнопка выводит форму обратной связи через нее, Вы можете написать об ошибке или просто связаться с администрацией сайта.
  • Третья кнопка выводит инструкцию, которую Вы читаете. :)
  • Последняя кнопка с изображением книги ( доступна только на билетах) выводит список литературы необходимой для подготовки.
Опускаемся ниже, в серой полосе расположились кнопки социальных сетей, если Вам понравился наш сайт нажимайте, чтобы другие могли так же подготовиться к экзаменам.
Следующая функция «Поиск по сайту» - для поиска нужной информации, билетов, вопросов. Используя ее, сайт выдаст вам все известные варианты.
Селектор тестов все вопросы
Селектор Тестов один вопрос
Последняя кнопка расположенная справа, это селектор нажав на который вы выбираете, сколько вопросов на странице вам нужно , либо по одному вопросу на странице, или все вопросы билета выходят на одну страницу.

Билеты

На главной странице и страницах категорий, в середине, расположен список разделов. По нему вы можете перейти в интересующий вас раздел.
На остальных страницах в середине располагается сам билет. Выбираете правильный ответ и нажимаете кнопку ответ, после чего получаете результат тестирования.
Справой стороны (в мобильной версии ниже) на страницах билетов располагается навигация по билетам, для перемещения по страницам билетов.
На станицах категорий расположен блок тем, которые были добавлены последними на сайт.
Ниже добавлены ссылки на платные услуги сайта. Билеты с ответами, комментариями и результатами тестирования.
В самом низу, на черном фоне, расположены ссылки по сайту и полезные ссылки на ресурсы, они дублируют верхнее меню.
Надеемся, что Вам понравился наш сайт, тогда жмите на кнопки социальных сетей, что бы поделиться с другими и поможете нам.
Если же не понравился, напишите свои пожелания в форме обратной связи. Мы работаем над улучшением и качественным сервисом для Вас.

Клумбы и цветочники из покрышек

Ярусная клумба из шин

Ярусная клумба из шин

Еще один способ сделать ярусную клумбу из покрышек

Еще один способ сделать ярусную клумбу из покрышек

Клумба-ромашка из автошин

Клумба-ромашка из автошин

Чем резать шины

Также отрезать боковину можно электролобзиком или болгаркой. Резать болгаркой относительно быстро, но вонь при этом стоит дикая. Потому болгаркой, даже если она есть, делают только первый пропил, чтобы можно было ввести пилку электролобзика. Дальше работают этим инструментом. Для резки резины берут лезвие с обратным зубом из хорошей стали.

Из шин с обрезанными краями можно сделать высокую грядку для клубники

Из шин с обрезанными краями можно сделать высокую грядку для клубники

Если придется резать протектор, делать это лобзиком или тем более ножом, бесполезно. Во всяком случае обычным ножом. Клинки из специальной стали могут резать даже железный корд, но вряд ли кто-то захочет уродовать такой инструмент о старую шину. Потому работают чаще всего болгаркой. Чтобы не было неприятностей, протектор закрепляют: всегда думайте о безопасности. Если боковины уже отрезаны, лента протектора довольно эластична, ее можно сжать струбциной. Разрезанная она не спружинит.

Вазон из колеса: выворачиваем шины

Если есть шина со старым колесным диском, из нее можно сделать вазон для цветов на ножке.

Вазон для цветов из старого авто колеса

Вазон для цветов из старого авто колеса

Для этого разрезают одну боковину вдоль протектора. И выворачивают. Дело это непростое: требуется немалая физическая сила и упорство. Резина упругая и вывернуть ее с первого раза не получается. Если уж совсем никак, на наружной стороне делают насечки поперек протектора. Они должны быть довольно глубокими, но не сквозными. Также поможет, если по краю сделать надрезы глубиной хотя бы сантиметров 5-7. Они будут смотреться как бахрома на вывернутой шине.

Зачем выворачивают? Внутренняя поверхность более гладкая, да и форма может получится более интересная, особенно, если край селать не линейным, а зубчатым. Получится изящно отогнутое украшение.

Еще вариант вазона из покрышки

Еще вариант вазона из покрышки

Подробно, как вывернуть шину, смотрите в видео.

Процесс превращения старой шины в цветник

Процесс превращения старой шины в цветник

Выворачиваем шину без колесного диска

Выворачиваем шину без колесного диска

Еще раз посмотрите процесс в видео. На этот раз выворачивают покрышку без колеса (режут, кстати ножом).

Варианты установки

Варианты установки

Многоярусные высокие клумбы из шин

Многоярусные высокие клумбы из шин

Из разрезанной шины можно сделать дорожку для сада, которая будет служить много лет.

Поделки из шин для сада

Лебеди из покрышек

Лебеди из покрышек

Как выкроить лебедя из старой шины

Как выкроить лебедя из старой шины

Лягушка из шин

Лягушка из шин

Садовая и дачная мебель из покрышек

Пуфик или столик из старой покрышки

Пуфик или столик из старой покрышки

Оклеиваем бока пеньковой веревкой

Оклеиваем бока пеньковой веревкой

По той же технологии украшаем крышку столика (пуфика). Начинать укладку нужно с середины: наносим клей, укладываем веревку.

Украшаем крышку столика

Украшаем крышку столика

Такой пуфик-столик получился и старой шины и пеньковой веревки

Такой пуфик-столик получился и старой шины и пеньковой веревки

Разнообразия можно добиться за счет чехла. Его можно сшить из приглянувшегося плотного материала.

Если шить и вязать не хочется, можно использовать разрезанные на полосы старые трикотажные вещи. Их режут на длинные полосы толщиной 3-5 см, сматывают в клубки потом обматывают пуфик. Получается интересно, особенно, если сочетаются несколько цветов.

Разрежьте старые трикотажные вещи на полосы, смотайте в клубки, топом обмотайте пуфик. Результат перед вами
Разрежьте старые трикотажные вещи на полосы, смотайте в клубки, топом обмотайте пуфик. Результат перед вами Та же техника в разных цветах
Та же техника в разных цветах

Если вам нужен пуфик более высокий, скрутите две шины вместе саморезами, и в таком виде с ними работайте дальше.

Как сделать высокий пуфик
Как сделать высокий пуфик Это результат труда
Это результат труда

Еще один вариант смотрите в видео

Шины, выходящие из эксплуатации, являются одним из самых массовых полимерных отходов потребления. По опубликованным данным в Европе ежегодно образуется около 2 млн. тонн, а в США – 2,8 млн. тонн шин.

Ежегодно возрастающее количество изношенных шин вынудило в рамках Европейского Сообщества разработать программу, в соответствии с которой решаются следующие задачи:

  • снизить на 10% расчетное количество шин;
  • увеличить долю шин с восстановленным протектором до 25-30%;
  • увеличить долю переработанных шин с получением резиновой крошки до 60%;
  • прекратить вывоз шин на свалки.

В России утилизация шин является серьезной экологической и экономической проблемой. Так по данным научно-исследовательского института шинной промышленности в стране ежегодно выходит из эксплуатации около 1 млн. тонн шин и только в Москве каждый год образуется до 60 тыс. тонн изношенных шин.

Изношенные шины образуются и накапливаются в автохозяйствах, промышленных предприятиях, предприятиях шиномонтажа и автосервиса, а также в частном секторе. Во многих индустриальных странах имеются методы и программы, нацеленные на поддержку сбора и переработки отработанных покрышек. В большинстве случаев оплачивается сам факт утилизации автомобильных шин из расчёта 50 – 400 EUR за тонну.

Подавляющее большинство отработанных шин вывозится на свалки, часто на неорганизованные. Вывозимые на свалки или рассеянные на окружающих территориях шины длительное время загрязняют окружающую среду вследствие высокой стойкости к воздействию внешних факторов (солнечного света, кислорода, озона, микробиологических воздействий). Места их скопления, особенно в регионах с жарким климатом, служат благоприятной средой обитания и размножения ряда грызунов и насекомых, являющихся разносчиками различных заболеваний.

Шины обладают высокой пожароопасностью, а продукты их неконтролируемого сжигания оказывают вредное влияние на окружающую среду (почвы, воды, воздушный бассейн), так, как даже краткий список продуктов, образующихся при сжигании шин и попадающих в атмосферу, впечатляет: бифенил, антрацен, флуорантен, пирен – этот список можно продолжать.

Рациональное использование изношенных шин имеет существенное экономическое значение, поскольку потребности хозяйства в природных ресурсах непрерывно растут, а их стоимость постоянно повышается. Нельзя не отметить, что амортизированная шина представляет собой ценное вторичное сырье, содержащее резину, технический углерод и высококачественный металл и является источником экономии природных ресурсов.

Экономически эффективная переработка автошин позволит не только решить экологические проблемы, но и обеспечить высокую рентабельность перерабатывающих производств. А ликвидация свалок изношенных шин позволит освободить для использования по назначению значительные площади занимаемых ими земель.

Проблема переработки изношенных автомобильных шин и вышедших из эксплуатации резинотехнических изделий имеет большое экологическое и экономическое значение для всех развитых стран мира, а невосполнимость природного нефтяного сырья диктует необходимость использования вторичных ресурсов с максимальной эффективностью.

По данным журнала «EUROPEAN RUBBER» (ноябрь 1995 г.) комиссия ЕС подготовила рекомендации для государств-членов ЕС о добровольных инициативах по использованию изношенных шин. Целью этих инициатив к 2000 году является:

  • уменьшение количества амортизованных шин на 10 % за счет улучшения качества новых;
  • увеличение количества шин с восстановленным протектором с 20 % до 30 %;
  • увеличение уровня вторичной переработки с 30 % до 65 %;
  • снижения уровня захоронения с 50 % до 0.

В настоящее время в мире применяется целый ряд технологий по переработке и утилизации отходов резины и изношенных автомобильных шин. Эти технологии предполагают захоронение целых или измельченных шин, использование целых шин для различных целей, применение шин и резиновых отходов для получения энергии, измельчение шин и с целью получения резиновой крошки и порошка. Рассмотрим подробнее эти технологии.

Захоронение шин

Американские фирмы, занимающиеся утилизацией отходов, рассматривают захоронение как склад, поскольку изношенные шины могут использоваться в будущем. Необходимость в массовых хранилищах изношенных шин обусловлена тем, что в ряде стран их запрещено вывозить их на обычные свалки. Поскольку шины не разлагаются, они не представляют опасности для окружающей среды. После закладки куски шин покрываются слоем земли 15 см, что уменьшает опасность возникновения пожара.

Разрузка старых автомобильных шин на свалке

Однако, попадающая на захоронение резина - это потерянные ресурсы, и предпочтительно использовать изношенные шины в качестве топлива, для производства резиновой крошки и для других целей. В связи с этим, Европейским Союзом принято решение запретить захоронение целых шин с 2006 года.

Использование целых шин

Целесообразность такого метода утилизации шин, как с экологической, так и с экономической точки зрения, не нуждается в комментариях. Шины утилизируют, используя их для защиты склонов от эрозии, создавая из них звукоизолирующие ограждения вдоль автострад.

Изношенные шины применяются для устройства искусственных рифов, служащих местом обитания рыб и устриц. Фирмой «Гудьир» в 1970 г. у берегов Австралии был создан искусственный риф из 15 тыс. шин. Рифы созданы у берегов Флориды из 215 тыс. шин; Новой Зеландии, Ямайки, Греции, Японии и др. Загрязнение морской воды при этом не происходит. Около 200 искусственных нерестилищ из изношенных шин создано в Германии.

Согласно разработке фирмы «Органикой» (Германия), при создании звукоизолирующих ограждений вдоль автострад у шин удаляют одну боковину, после чего их соединяют и заполняют землей. В результате образуется наклонный спуск, который можно озеленить. Такая конструкция поглощает звук и одновременно служит барьером безопасности. Для изготовления такого барьера требуется 5 тыс. шин на 100 погонных метров.

Физические методы переработки шин

В настоящее время все большее значение приобретает направление использования отходов в виде дисперсных материалов. Наиболее полно первоначальная структура и свойства каучука и других полимеров, содержащихся в отходах, сохраняются при механическом измельчении.

Завод механической переработки шин

Ниже представлена классификация имеющихся в настоящее время способов измельчения вторичных шин.

Способы измельчения шин:

  • По температуре измельчения: при положительных температурах, при отрицательных температурах.
  • По механическому воздействию: ударом, истиранием, сжатием, сжатием со сдвигом, резанием.

Согласно данной классификации рассмотрим следующие технологии наиболее применимые в мировой практике:

Механическая переработка шин

В настоящее время этот метод переработки шин наиболее распространён – в мире насчитывается несколько десятков производителей подобного оборудования. Переработка автопокрышек на таком оборудовании обычно состоят из вырезания бортовых колец, грубого дробления шин на фрагменты, отслоения корда и тонкого измельчения резины.

В основу технологии переработки заложено механическое измельчение шин до небольших кусков с последующим механическим отделением металлического и текстильного корда, основанном на принципе "повышения хрупкости" резины при высоких скоростях соударений, и получение тонкодисперсных резиновых порошков размером до 0,2 мм путем экструзионного измельчения полученной резиновой крошки

Полученная крошка применяется при строительстве дорог и добавляется в неответственные резиновые изделия, но ввиду того, что она имеет посторонние включения, особым спросом не пользуется. Сам процесс получения крошки очень энергоёмкий, а оборудование подвержено быстрому износу и имеет высокую стоимость.

Бародеструкционная технология переработки шин

Технология основана на явлении "псевдосжижения" резины при высоких давлениях и истечении её через отверстия специальной камеры. Резина и текстильный корд при этом отделяются от металлического корда и бортовых колец, измельчаются и выходят из отверстий в виде первичной резино-тканевой крошки, которая подвергается дальнейшей переработке: доизмельчению и сепарации. Металлокорд извлекается из камеры в виде спрессованного брикета.

Опыт эксплуатации различных типов оборудования показывает, что измельчение при положительных температурах является наименее энергоёмким процессом.

Переработка целых шин при положительных температурах требует применения оборудования с износостойкими режущими элементами и многостадийной очистки резиновой крошки от металла и текстильного корда. Опыт эксплуатации различных типов оборудования показывает, что измельчение при положительных температурах является на менее энергоёмким процессом.

Переработка шин с применением криогенных технологий

При низкотемпературной обработке изношенных шин дробление производится при температурах -60 град.С . -90 град.С , когда резина находится, в псевдохрупком состоянии. Результаты экспериментов показали, что дробление при низких температурах значительно уменьшает энергозатраты на дробление, улучшает отделение металла и текстиля от резины, повышает выход резины.

Во всех известных установках для охлаждения резины используется жидкий азот. Но сложность его доставки, хранения, высокая стоимость и высокие энергозатраты на его производство являются основными причинами, сдерживающими в настоящее время внедрение низкотемпературной технологии. Для получения температур в диапазоне -80 град. С … -120 град. С более эффективными являются турбохолодильные машины. В этом диапазоне температур применение турбохолодильных машин позволяет снизить себестоимость получения холода в 3-4 раза, а удельные энергозатраты в 2-3 раза по сравнению с применением жидкого азота.

Криогенный процесс позволяет разделять композит покрышки на составные компоненты – резину, металл и текстиль. Однако, для охлаждения резины требуется либо дорогостоящий азот, либо достаточно дорогая и энергоемкая система получения и очистки холодного воздуха, специальная холодильная камера для заморозки кусков покрышки, что существенно повышает стоимость установки, эксплуатационные издержки и, естественно, себестоимость получаемой крошки. В результате измельчения при низких температурах крошка приобретает гладкую поверхность, что ухудшаетеё совместимость с другими полимерами, и в первую очередь, с каучуками.

Возможные направления использования резиновой крошки

Порошковая резина с размерами частиц от 0,2 до 0,45 мм используется в качестве добавки (5. 20%) в резиновые смеси для изготовления новых автомобильных покрышек, массивных шин и других резинотехнических изделий. Применение резинового порошка с высокоразвитой удельной поверхностью частиц (2500-3500 см. кв. /г), получаемой при его механическом измельчении, повышает стойкость шин к изгибающим воздействиям и удару, увеличивая срок их эксплуатации.

Порошковая резина с размерами частиц до 0,6 мм используется в резинотехнических изделий. При этом свойства таких резин (прочность, деформируемость) практически не отличаются от свойств обычной резины ,изготовленной из сырых каучуков.

С экономической точки зрения наиболее целесообразным кажется использование резиновой крошки в рецептуре резиновых смесей. Однако, при самом оптимистическом прогнозе в смесях для шин и резинотехнических изделиях можно использовать не более 20% резиновой крошки, полученной при переработке всех шин, выходящих из эксплуатации. Поэтому важны другие области использования дробленой резины, особенно в связи с прогнозируемым увеличением объемов переработки изношенных шин.

Порошковую резину с размерами частиц до 1,0 мм можно применять для изготовления композиционных кровельных материалов (рулонной кровли и резинового шифера), подкладок под рельсы, резинобитумных мастик, вулканизованных и не вулканизованных рулонных гидроизоляционных материалов.

Порошковая резина с размерами частиц от 0,5 до 1,0 мм применяется в качестве добавки для модификации нефтяного битума в асфальтобетонных смесях. При небольших размерах частиц резиновая крошка распределяется по массе асфальтобетонной смеси более равномерно повышая упругую деформацию при отрицательных температурах. Объем дробленой резины в составе таких усовершенствованных покрытий должен составлять около 2% от массы минерального материала, т.е. 60. 70 тонн на 1 км дорожного полотна. При этом срок эксплуатации дорожного полотна увеличивается в 1,5 -2 раза.

Порошки размерами частиц от 0,5 до 1,0 мм используются также в качестве сорбента для сбора сырой нефти и жидких нефтепродуктов с поверхности воды и почвы, для тампонирования нефтяных скважин, гидроизоляции зеленых пластов и т.д. Резиновая крошка с размерами частиц от 2 до 10 мм используется при изготовлении массивных резиновых плит для комплектования трамвайных и железнодорожных переездов, отличающихся длительностью эксплуатации, хорошей атмосферостойкостью, пониженным уровнем шума и современным дизайном; спортивных площадок с удобным и безопасным покрытием; животноводческих помещений.

Химические методы переработки шин

Сжигание шин с целью получения энергии

С точки зрения экологии использование изношенных шин для получения энергии оценивается неоднозначно. При сгорании резины покрышек генерируется широкая гамма чрезвычайно токсичных соединений, кроме того, образуются гидроксильные окислы серы, углерода, и азота, которые являются инициаторами кислотных дождей, а также сажа, которая, хотя и не является токсичным элементом, но из-за высокой сорбционной способности, поглощает вредные соединения, и становится весьма токсичной.

Метод сжигания шин не перспективен также с энергетической точки зрения: с учетом КПД при сжигании легковой шины количество энергии примерно равно получаемой от сжигания 3 л. нефти, а энергия, накопленная в шине, равна энергии, получаемой при сжигании 27-30 литров нефти (21 литр расходуется на изготовление сырья и 6 литров на процесс переработки). Кроме того сжигание шин в печах осложняется тем, что в состав шин входят металлические элементы – бортовые кольца, металлокорд, шипы противоскольжения.

Озонная переработка шин

Озон, контактируя с поверхностью резины, приводит к быстрому ее окислению, т.е. к разрушению межмолекулярных и внутримолекулярных связей. Особенно интенсивно разрушаются напряженные связи. Поэтому, при появлении или наличии на поверхности резины микротрещин, прежде всего начинается атака озоном тех молекул, которые расположены в вершинах трещин. Это приводит к быстрому разрастанию трещин и распаду материала на куски со сравнительно гладкими поверхностями. Ситуация напоминает низкотемпературное криогенное разрушение. Однако, в случае озонной атаки, поверхность образовавшихся кусков окислена, т.е. на поверхностях снижается молекулярная масса и появляются кислородсодержащие продукты окисления резины.

На развитие реакции озонного разрушения очень сильное влияние оказывает напряженность резины, поэтому напрягаемые куски распадаются гораздо быстрее. Реакция протекает при очень низких энергозатратах. Можно сказать, что, озонное разрушение на частицы определенного размера требует энергозатрат в 5-10 раз меньше, чем криогенное разрушение. Когда разрушение идет до очень малых частиц (меньше 0,5-1 мм), то эффект окисления в среднем выражен достаточно сильно. Если же разрушение завершается образованием частиц 2-10 мм, то окисление в среднем можно рассматривать как слабое.Озон действует как рассекающий нож, измельчение сопровождается окислением приповерхностного слоя, требует низких энергозатрат и существенно ускоряется при деформациях кусков шин.

Пиролиз шин

В наиболее развитых странах (США, Японии, Германии, Швейцарии и др.) уже довольно длительное время эксплуатируются опытно-промышленные установки по пиролизу шин мощностью 7-15 тыс. т. в год по сырью.

При термообработке целых и измельченных шин наиболее высокий выход масел наблюдается при 500°С, при 900°С отмечается наибольший выход газа. При этом выход продуктов определяется только температурой, а не размерами кусков шин. Из тонны резиновых отходов можно получить пиролизом 450-600 литров пиролизного масла и 250320 кг пиролизной сажи, 55 кг металла, 10.2 м 3 пиролизного газа.

В США в настоящее время фирмой "Firestone Tyres" проведены успешные опыты по трансформированию резины в метанол с получением пылевидной сажи, соответствующей стандарту для резинотехнического производства. Первая установка имеет производительность по метанолу 300 т/сутки. Установка рассчитана на переработку шин легковых автомобилей диаметром 50 см. Основным процессом деструкции резины для дальнейшего трансформирования продуктов разложения в метанол является пиролиз в окислительной камере при температуре 1000 °С. Для переработки шин необходимо их разрезать на части с отделением борта, который используется как побочный товарный продукт.

Не смотря на заманчивость данного метода, системы пиролиза, популярные в 70-е годы, оказались неудобными в эксплуатации в течение сколько-нибудь длительного времени. В настоящее время это направление считается не оправдавшим возлагавшихся на него ожиданий. Большая часть таких установок работала в периодическом режиме. Получаемые продукты требовали дополнительной очистки перед употреблением, а затраты не покрывались стоимостью получаемых материалов.

Из проведенного обзора следует, что при всем многообразии предложенных технологических и технических решений проблему утилизации изношенных автомобильных шин нельзя считать решенной, так как большинство из них по-прежнему попросту выбрасываются, загрязняя территории, а объем их ежегодно возрастает.

Читайте также: