Как на классике сделать развал колес на

Опубликовано: 16.05.2024

Для проверки углов установки колес требуются простейшие инструменты — линейка или штангенциркуль длиной не менее 100 мм, отвес (нить с грузом), шнур длиной около 3 м — и горизонтальная площадка. Поскольку в большинстве случаев после проверки возникает необходимость регулировать углы, лучше эти работы проводить на эстакаде или осмотровой канаве, чтобы можно было добраться инструментом к переднему мосту автомобиля. Площадки, на которых будут стоять колеса, должны находиться в одной плоскости и располагаться горизонтально.
Следует учесть, что обеспечить правильные углы установки колес можно лишь тогда, когда стабильно положение самих колес во время движения. Поэтому развал и схождение проверяют, предварительно убедившись, что передняя подвеска и рулевое управление в полной исправности, что нет повышенных люфтов в их подвижных соединениях — подшипниках ступиц передних колес, шаровых опорах поворотных стоек, наконечниках рулевых тяг, втулках рычагов подвески и оси маятникового рычага. Кроме того, контролируют состояние резиновых втулок штанг задней подвески; подтягивают все точки крепления передней и задней подвесок, загрузив машину (320 кг). Затем проверяют крепление и состояние колес и шин, доведя давление в них до нормы (или на 0,1 атм больше, чем предписано инструкцией).

Регулировки кастора ВАЗ-2101 1974-04-13-1.jpg

Определение точек равного биения колеса

Только после всего этого приступают к регулировке незагруженной машины. Вывесив передние колеса и поворачивая их, определяем и отмечаем мелом диаметрально противоположные точки равного биения на выступающих частях боковин покрышек. Затем снимаем декоративные колпаки с передних колес и устанавливаем рулевое колесо в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля, — спица его должна быть расположена горизонтально.

Регулировки кастора ВАЗ-2101 1974-04-13-2.jpg

Положение колеса при проверке развала

Теперь поворачиваем передние колеса так, чтобы отмеченные ранее точки равного биения шин обоих колес располагались вертикально. Нажимая на бампер, прокатываем автомобиль вперед и назад, чтобы исключить влияние опор на положение колес.

Регулировки кастора ВАЗ-2101 1974-04-13-3.jpg

Определение развала колес:
1 — поперечина;
2 — регулировочные шайбы;
3 — нижний рычаг;
4 — отвес;
5 — шина колеса;
6 — верхний рычаг;
а и b — расстояния от нити до закраин обода

Наконец можно приступить к определению угла развала колес. Для этого подведем к верхней части шины отвес и измерим линейкой расстояния «а» и «Ь» между его нитью и ободом в нижней и верхней точках колес. Если разность полученных величин (Ь—а) находится в пределах от 1 до 5 мм — значит угол развала колес в норме. Разность менее 1 мм указывает на то, что угол недостаточен. Чтобы увеличить его, следует удалить нужное количество регулировочных прокладок (шайб), расположенных между осью нижнего рычага подвески и поперечиной, предварительно ослабив две гайки крепления.
При чрезмерном угле развала (Ь—а больше 5 мм) нужно добавлять шайбы. Запомните, что изменение их суммарной толщины должно быть одинаковым под передним и под задним болтом. В противном случае нарушится продольный угол, на который наклоняется ось поворота колеса, и в результате автомобиль будет тянуть в сторону.

Регулировки кастора ВАЗ-2101 1974-04-13-4.jpg

Определение схождения колес:
1 — точки равного биения;
2 — шнур;
3 — линейка;
с — расстояние от шнура до передней части боковины покрышки заднего колеса.

Проверив и отрегулировав развал передних колес, определим угол их схождения. Для этого установим автомобиль так, чтобы отмеченные ранее точки 1 равного биения шин были расположены в горизонтальной плоскости. Рулевое колесо, как и прежде, — в положении прямолинейного движения.
Приглашаем помощника и натягиваем с ним шнур на уровне осей переднего и заднего колес, следя за тем, чтобы он без изгиба касался точек 1 на переднем колесе. В этом положении измеряем линейкой расстояние «с» от шнура (заменяющего в данном случае луч света или линейку стенда) до передней части боковины покрышки заднего колеса. Расстояние «с» должно составлять — 26—32 мм.
В случаях, когда «с» выходит из указанных пределов, определим таким же образом схождение колес на другой стороне автомобиля. Если сумма величин «с», замеренных с обеих сторон машины, соответствует удвоенному требуемому значению (52—64 мм), а спица рулевого колеса во время прямолинейного движения автомобиля находится под небольшим углом (до 15—20°) к горизонтали, схождение можно не регулировать. Если же величина, равная «2с», не укладывается в указанные пределы или спица располагается под большим углом, необходимо обеспечить требуемое схождение регулировкой.

Регулировки кастора ВАЗ-2101 1974-04-13-6.jpg

Регулировка длины крайних рулевых тяг:
1 — наконечник;
2 — зажимы;
3 — муфта;
4 — тяга.

Как известно из инструкции, это достигается вращением резьбовых муфт у обеих рулевых тяг после ослабления их упругих зажимов. Результат регулировки будет более точным, если перед окончательным закреплением зажимов вращать муфты в сторону удлинения крайних тяг.
Случается, что изменить длину тяг не удается. Причина — загрязнена резьба или наконечник и тяга упираются один в другую. Тогда надо снять муфты и очистить резьбу или укоротить наконечник и тяги на нужную величину.
И еще один совет. Затягивая зажимы муфт, не применяйте чрезмерных усилий, а стыки муфт располагайте так, чтобы концы болтов не смотрели вперед. Это исключит задевание их о нижний рычаг подвески.
Закончив регулировку, еще раз проверим ее результаты. Следует иметь в виду, что изменение развала передних колес всегда вызывает нарушение их схождения. Поэтому, если нет видимого изменения развала, то достаточно периодически проверять только схождение. Затратив на это всего 10—15 минут, вы можете вовремя обнаружить неисправность и предотвратить ее плачевные последствия.
Рекомендуемый метод проверки схождения и развала передних колес можно применять на всех легковых автомобилях. Различие лишь в измеряемых величинах, которые для ВАЗ-2101, «2102» и «2103» были найдены расчетным путем и подтверждены экспериментами. Двухлетняя практическая проверка этого метода на «жигулях» показала, что он дает хорошие результаты.

vaz2107 vaz2107

Квалифицированная регулировка развала схождения на 2107 своими руками обеспечивает правильное взаимное расположение колес, гарантирующее:

  • безопасное поведение на дороге (отсутствие увода в сторону и «рысканья»);
  • равномерный износ покрышек;
  • оптимальные условия работы элементов подвески.

Подготовка и порядок наладки углов установки колес ВАЗ 2107

Наличие ровной площадки, отбалансированные равноразмерные диски и шины с требуемым давлением – далеко не единственные требования. Не менее важно перед началом наладки снять декоративные колпаки и обеспечить:

  • отсутствие свободных перемещений в «ходовых» узлах;
  • допустимый люфт в рулевом управлении;
  • должную затяжку всех соединений в ходовой части;
  • исправность амортизационной системы.

Проверку и настройку ходовой части желательно выполнять, предварительно положив на каждое сидение по 70 кг и положить в багажник – 40 кг. Впрочем, можно проводить регулировку и на пустом автомобиле. Установив руль в направлении прямолинейного движения, следует выбрать все люфты в подвеске, покачав несколько раз каждый из четырех бамперов.

Устанавливать оговоренную производителем геометрию следует по строго определенной зависимости: кастор-развал-схождение.

Угол кастора: измерение и наладка

угол угол
  • любая регулировка угла кастора на ВАЗ 2107 своими руками влияет на развал и фактически не изменяет схождение колес;
  • погрешность величины угла кастора между правым и левым бортом – не более 30';
  • П-образные шайбы необходимо монтировать пазом вниз.

Настройка параметра осуществляется путем перестановки шайб на болтах, фиксирующих нижний рычаг относительно его оси (расположены на торцах оси). Увеличение угла обеспечивается монтажом шайбы на болт, находящийся ближе к салону.

Как происходит регулировка развала схождения на классической ВАЗ 2107 своими руками: основные моменты

оси оси
  • прислонить нить отвеса к верхней боковине покрышки;
  • измерить величину от нити до обода диска в верхней и нижней точках;
  • найти разность полученных величин (3 мм соответствуют 30').

Изменение угла развала возможно путем установки/демонтажа шайб одновременно на двух болтах, закрученных радиально в ось нижнего рычага. Установив или убрав по одной пластине толщиной 0,5 мм, исследуемый угол уменьшится/увеличится на 7-9'.

Замечание! При изменении развала налаженный «сход» сбивается, а угол кастора остается неизменным.

Схождение, выступающее как отклонение вектора вращения покрышки от вектора прямолинейного движения, составляет 2-4 мм в условиях полной загрузки и 3-5 мм – в свободном от груза состоянии. После наладки развала регулировке схождения на ВАЗ 2107 своими руками должен предшествовать замер фактических значений с помощью нити с двумя крючками:

  • зафиксировать руль;
  • натянуть измерительную нить, зацепив крючки за внутренние обода переднего и заднего дисков, леска монтируется на уровне передней и задней осей;
  • между ближней к передней оси боковой частью задней покрышки и нитью положить плитку толщиной 28, 31, 34, 37, что соответствует величине схождения 2, 3, 4, 5 мм.

Если натянутая веревка полностью не касается передней покрышки или достаточно далеко отстоит от задней шины, необходимо осуществить подналадку схождения. Производится процедура с помощью муфт рулевых тяг:

  • ослабить фиксирующие элементы на муфте тяги рулевого управления, пользуясь ключами на «13»;
  • отворачиванием/заворачиванием муфты обеспечить требуемую величину схождения;
  • затянуть стяжки наконечников.

Коротко о регулировке развала схождения

Задать правильную геометрию подвеске можно на обычной ровной площадке, вооружившись примитивным инструментарием:

  • шаблон, определяющий угол кастера;
  • отвес;
  • штангенциркуль или линейка;
  • длинная леска с двумя крючками;
  • бруски толщиной 28-37 мм;
  • набор рожковых ключей.

Обеспечив требуемый угол кастера за счет перестановки шайб с дальнего болта на ближний болт крепления нижнего рычага к оси, можно приступать к регулировке развала и схождения колес ВАЗ 2107 своими руками в строгой последовательности:

Такой вид техобслуживания автомобиля ВАЗ 2107, как корректировка углов наклона колёс, называют регулировкой развала схождения и выполняют через рекомендованные заводом-изготовителем промежутки времени. Кроме того, любой дефект направляющих элементов подвески может быть причиной изменения геометрии установки колёс. Это значит, что выполнив замену, например, сайлентблоков или шаровых опор, нужно проверить, не сбились ли углы наклона передних или задних колёс вашей «семёрки».

Значение термина «развал схождение»

Достаточно часто, закончив ремонт передней подвески ВАЗ 2107, автомастер сообщает владельцу машины, что нужно бы проверить и подкорректировать развал схождение. Этот вид регулировки является одним из наиболее важных, т. к. от него зависит долговечность автомобильных шин и степень устойчивости транспортного средства на дороге, а значит и безопасность движения. Регулировка развала схождения чаще относится к отечественным автомобилям, т. к. конструкция подвески современных иномарок, как правило, не допускает изменения углов установки колёс. Исправление развала или схождения может иметь смысл для иномарки только после серьёзного ДТП или замены таких деталей, как амортизаторы или пружины.

ВАЗ 2107 на стенде для регулировки развала схождения

Что даёт такая регулировка

Смысл корректировки развала схождения сводится к тому, что колёса автомобиля устанавливают под определённым углом к горизонтали, а также друг по отношению к другу. Это нужно, чтобы постараться придать колёсам максимально возможное вертикальное положение при движении, т. е., независимо от того, какое положение колесо занимает относительно других элементов конструкции, оно должно оставаться в вертикальной плоскости. Именно в этом случае достигается близкий к идеальному контакт шины с дорогой.

Понятие развала колеса

Развал определяет, под каким углом установлено колесо относительно поверхности дороги. Наглядное представление об этом параметре можно получить, изобразив угол между плоскостью вращения колеса и вертикальной линией, пересекающей центр так называемого пятна контакта резины с дорогой.

Развал колеса автомобиля

Значения углов развала

Принято считать, что если верх колеса отклоняется от центральной оси авто, то развал положительный, в противном случае — угол имеет отрицательное значение. Каждый производитель рекомендует свои регулировки развала в зависимости от технических характеристик автомобиля.

Наиболее точно определить углы развала колёс ВАЗ 2107 можно в момент, когда в машине размещён груз весом 320 кг: примерно столько весят 4 пассажира и груз в багажнике. Бак при этом должен быть заполнен топливом. Угол развала при этом должен составлять:

  • для гружёного автомобиля 4°30’+20′;
  • для незагруженного — 0°5’+20′.

Как правило, отрицательный угол развала создаёт большее пятно контакта резины с поверхностью дороги, но за счёт ускоренного стирания внутренней кромки шины уменьшается срок её службы. Машина не будет ехать прямо, если развал колёс отличается на 30′ или более.

Отрицательный развал колёс ВАЗ 2107

Понятие схождения

Если представить угол между плоскостью вращения колеса и условной осью, разделяющей машину вдоль на две части, то это и будет схождением колеса. По отношению к одному колесу схождение считается раздельным: два раздельных в сумме дают суммарное схождение.

Значение углов схождения

Когда передняя часть колеса развёрнута в сторону продольной оси автомобиля, мы имеем дело с положительным схождением, в противном случае — с отрицательным. Положительный угол схождения используется чаще, но в ряде случаев рекомендуется отрицательное схождение: устойчивость машины при этом повышается, но увеличивается и износ резины.

Нормальное схождение для ВАЗ 2107 составляет:

  • 2–4 мм для гружёной машины;
  • 3–5 мм для машины без нагрузки.

Схождение колёс автомобиля

Кастер

Помимо развала и схождения, существует ещё одна регулировка наклона колеса, которая называется кастер. Эта регулировка также представляет собой угол, но между вертикальной линией и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость машины. Величина этого угла, как правило, не превышает 6°. Правильно настроенный кастер самовыравнивает ведущие колёса, когда автомобиль набирает скорость.

Номинальная величина катера составляет:

  • 4°±30′ для гружёной машины;
  • 3°±30′ для авто без нагрузки.

Кастер колёс автомобиля

Неисправности авто, связанные с неправильной регулировкой

Неотрегулированные развал и схождение, как правило, затрудняют управление транспортным средством и становятся причиной целого ряда неисправностей автомобиля.

Неустойчивость на дороге

Автомобиль с неправильно отрегулированными развалом и схождением чаще всего самопроизвольно «съезжает» влево или вправо, и водитель вынужден прилагать дополнительные усилия, чтобы машина ехала прямо. О комфортном вождении в этом случае речь уже не идёт, к тому же водитель гораздо быстрее утомляется, управляя таким автомобилем.

Повышенный износ шин

Наиболее типичным последствием неправильной регулировки развала схождения является быстрый износ шин автомобиля. Очевидно, что слишком большой положительный угол развала становится причиной ускоренного износа внешней части шин, отрицательный — внутренней части. Следует знать, что шины быстро изнашиваются также из-за неправильного давления воздуха в них (повышенного или пониженного) и вследствие углового колебания колеса.

Типы износа шин

Другое

Помимо неустойчивости на дороге и повышенного износа шин, неотрегулированные развал и схождение могут оказаться причиной преждевременного выхода из строя сальников, вкладышей и пальцев рулевого управления и подвески.

Регулировка развала схождения на СТО

Работы по регулировке развала схождения на СТО выполняются с использованием специальных стендов, которые бывают:

  • оптическими;
  • лазерными;
  • компьютерными.

Оптические стенды работают следующим образом: к колёсам крепятся специальные трубки, направляющие луч света на плоскость с вертикальными и горизонтальными шкалами. Угол наклона определяется по положению точки света относительно той или иной шкалы. Такие стенды широко использовались в советский период и сегодня чаще применяются для регулировки развала схождения на автомобилях времён СССР. Стенды этого типа дают высокую погрешность измерений и позволяют определять развал только на одной паре колёс (передней или задней), поэтому выставить все колёса машины под одинаковым углом бывает довольно сложно.

Оптический стенд для регулирования развала схождения

Лазерные стенды в техническом отношении являются следующей ступенью оптических, т. е. здесь тоже применяются законы оптики, но вместо светового используется лазерный луч. Для регулировки развала схождения:

  • на машину устанавливают специальные лазерные излучатели;
  • на колёса крепят зеркала параллельно плоскости вращения;
  • измерительная шкала монтируется напротив зеркала и лазерный луч, исходящий из нулевой точки шкалы, при правильных регулировках должен от зеркала вернуться на своё место.

Если луч возвращается в другую точку, требуется регулировка. Точность измерений на лазерном стенде гораздо выше, чем на оптическом.

Лазерный стенд для регулировки развала схождения

Наиболее совершенным приспособлением для регулировки развала схождения сегодня является компьютерный стенд. Существует несколько разновидностей таких стендов. Чаще всего компьютерный стенд определяет все необходимые величины с помощью специальных датчиков, установленных на колёсах автомобиля. Информация от датчиков передаётся в компьютер, где сравнивается с эталонными значениями параметров для данной марки авто, после чего происходит автоматическая балансировка колёс.

3D стенд способен формировать трёхмерную модель авто, используя при этом:

  • специальные камеры;
  • расположенные на стенде фотоэлементы;
  • процессор с базой данных.

Компьютерный стенд, как правило, помимо основной функции, способен выполнять множество других сопутствующих задач. Измерения, сделанные на таком стенде, являются максимально точными, а регулировки полностью соответствуют требованиям производителя.

Компьютерный стенд для регулирования развала схождения

Развал схождение без посторонней помощи

Откорректировать развал схождение можно и без посторонней помощи. Для этого достаточно иметь гараж, оснащённый смотровой ямой и комплект вполне доступных инструментов и материалов. Обязательное условие: пол гаража должен быть ровным и строго горизонтальным (что случается далеко не всегда). Из инструментов и материалов потребуются:

  • мел;
  • отвес;
  • линейка;
  • ключи на 13 и 19.

Чтобы регулировка развала схождения не оказалась напрасной тратой времени, перед началом работы нужно убедиться в том, что все детали подвески исправны и не имеют дефектов. Помимо прочего, следует проверить соответствие давления воздуха в шинах номинальному.

Таблица: давление воздуха в шинах ВАЗ 2107 для разных сезонов и размеров колёс, кг/см 3

Размер Летом Зимой
Передний мост Задний мост Передний мост Задний мост
165/80R13 1,6 1,9 1,7 2,1
175/70R13 1,7 2,0 1,7 2,2

Подготовка к регулировке

Перед регулировкой следует устранить:

  • осевое и радиальное биение шин;
  • люфт в подшипниках ступиц;
  • люфт в верхних шаровых опорах.

Видео: один из способов настройки развала схождения

Передние колёса

Регулирование развала и схождения касается, прежде всего, передних колёс.

Развал

Угол развала передних колёс регулируется в такой последовательности:

    Машину устанавливают на ровной поверхности. Передние колёса при этом должны стоять ровно.

Подготовка машины к измерению угла развала

Сделанные мелом отметки на шинах

Замер расстояния от обода до отвеса

Подготовка к повторным замерам угла развала

Если требуется регулировка, необходимо:

  1. Демонтировать колесо.
  2. Послабить соединение кронштейна стойки амортизатора и поворотного кулака ключом на 19.
  3. В зависимости от результатов замеров, сместить поворотный кулак внутрь или наружу.

Закончив выполнение регулировок, нужно собрать все демонтированные детали и сделать контрольные замеры. При регулировке развала переднеприводного автомобиля допускается погрешность +1/-1 мм, для заднеприводной машины этот показатель составляет +1/+3 мм. Если с первого раза не удалось получить требуемый результат, процедуру повторяют.

Я помню, ещё в далёком 95-ом году мы с отцом сами делали развал-схождение на копейке в гараже. Так мы вывешивали на нитке гайку с крыла параллельно оси колеса и на глаз регулировали рулевыми тягами. Конечно, это было далеко до идеала, но на то время был очень простой и действенный способ. Для нас главное было, чтобы не подъедало резину и не тянуло машину, так мы этого добивались, отдав полдня в гараже.

Константин

Схождение

Самостоятельная регулировка схождения выполняется следующим образом:

    Чтобы колёса при регулировке могли свободно вращаться, поверхность под ними обрабатывается мыльным раствором.

Подготовка поверхности пола для регулировки схождения колёс

Фиксатор руля

Натяжка лески вдоль центров ступиц

Регулировка длины рулевой тяги

Контрольный замер расстояния от лески до обода

Регулировка схождения второго колеса

Если необходимо убедиться в том, что суммарное схождение составляет 2 мм, нужно выполнить следующие шаги:

  1. Леску или прочную нить с крючками на концах закрепить на уровне ступиц передних и задних колёс, зацепив крючки за шины.
  2. Под леску на заднем колесе подложить брусок шириной 22 мм (задняя колея «семёрки» меньше передней на 44 мм).
  3. Развернуть руль так, чтобы леска касалась переднего колеса в диаметральных точках.
  4. Под леску на заднем колесе подложить ещё один брусок шириной 6 мм (суммарная толщина подкладки составит 28 мм).

Если после проделанных манипуляций леска слегка касается двух крайних точек переднего колеса, схождение составляет 1 мм, т. е. суммарное схождение будет равно 2 мм. Для получения других показателей схождения необходимо проделать то же самое, но с иными размерами подложки, например:

  • схождение 1,5 мм (суммарное — 3 мм) соответствует ширине подложки 31 мм (22+9 мм);
  • 2 мм (4 мм) — 34 мм (22 + 12 мм).

Видео: когда регулировка развала схождения необходима

Задние колёса

Развал задних колёс регулируется реже, но игнорировать это действие полностью не рекомендуется, т. к. задние колёса также устанавливаются под определённым углом. Причиной неправильного развала задних колёс чаще всего служит деформация какого-либо элемента конструкции заднего моста, поэтому для установки правильных углов развала бывает достаточно устранить такие деформации или заменить изношенные детали.

Я на положительном развале долго ездил, пока он не увеличился до того, что внешний край правого колеса начало хавать. Померил, +10. Неожиданно проявлялся большой люфт, а потом сам исчезал — несколько раз подтягивал регулировочный винт, вроде не сильно. Поездил так, а потом как-то колонка начала подклинивать — стал её проверять на неоживлённой дороге. Выезжаю с обочины — а налево машина не поворачивает. Я направо и с дороги. Отпустил винт побольше и доехал до дома. Высыпалась почти вся правая обойма подшипников вала сошки — два шарика осталось, с левой один вроде выпал. Штуки 4 стёрло пополам. Еле всунул другой редуктор — пришлось рабочий цилиндр сцепы снимать. Масла в редукторе всегда было полно. Да, и в другой колонке подшипников на сошке не видно, они за обоймой, а на старом как бы сбоку были и касались граней червяка.

Rafpmak

Если на ВАЗ 2107 ремонтировалась ходовая часть или рулевое управление, то после этого необходимо выполнить развал-схождение. Также это действо нужно проводить с некоторой периодичностью, так как езда по плохим дорогам тоже приводит к сбиванию точных настроек. Итак, как отрегулировать схождение колес на ВАЗ 2107 своими силами?

Схождение ВАЗ 2107

Теоретическая часть

Для начала немного подкуемся в теории, чтобы точно понимать все действия, которые будут описаны. Разберемся с определениями:

Угол установки колес

Или по-другому – развал-схождение. Это параметры конструкции, определяющие текущее положение колес, когда автомобиль движется по прямой линии и на поворотах. В идеале автомобиль по ровной поверхности должен всегда двигаться в заданном положении руля.

При отклонении этого параметра появляется курсовая неустойчивость, водителю постоянно приходится тянуть руль в сторону, чтобы удержать нужное направление.

Интересно! Из-за езды с такими настройками угла установки колес начинают быстрее стираться покрышки, страдают детали подвески и существенно вырастает расход топлива, так как движущийся автомобиль постоянно испытывает некое сопротивление.

Схождение колес ВАЗ 2107

Угол продольного наклона оси поворота

Он же кастер – заданный угол между осью поворота колес и вертикальным уровнем, если смотреть сбоку. Этот угол выставляется при помощи шайб регулировки, которые ставятся на болты крепления оси нижнего рычага. Тем самым обеспечивается стабилизация положения колес, когда автомобиль двигается по прямой.

Угол развала

Отклонение плоскости вращения колеса от вертикальной линии, которая проходит точно через центр площади соприкосновения шины с поверхностью дороги. Этот угол задается также регулировочными шайбами на обоих болтах оси нижнего рычага.

Количество шайб всегда должно быть одинаковым, ровно как и их толщина. Это позволяет добиться правильного положения колес при работе подвески.

Схождение колес

Это разница в расстоянии между точками спереди и сзади внутренних частей ободьев колес.

Интересно! Наиболее точные данные при выставлении угла колес можно получить при работе с загруженным автомобилем на 320 кг – это приблизительный вес четырех человек, находящихся в салоне, 50 кг груза в багажном отсеке. При этом топлива в бак должно быть залито до полной.

В идеале значение всех перечисленных углов после прохождения технического обслуживания должно соответствовать следующим величинам (в скобках указываются значение для ненагруженного автомобиля):

Именно на эти значения будем ориентироваться при работе

Как понять, что нужно выставить сход-развал

На мысли о необходимости такой процедуры вас может натолкнуть следующее:

  1. Во время езды машину ведет в сторону и постоянно приходится выравнивать курс. Не ошибитесь, так как подобный эффект может возникать, когда двигаетесь по неровной или наклонной дороге. Прокатитесь в разных местах и в разных направлениях по ровной дороге, чтобы не обмануться.
  2. Наблюдается быстрый и неравномерный износ покрышек и деталей подвески. Автомобиль стал жестче реагировать на наезды на кочки. Показатель расхода топлива неоправданно вырос.
  3. Если автомобиль попал в ДТП, даже не очень серьезное, рекомендуется, как минимум, проверить угол схождения колес, так как ударный импульс даже при наезде на ямку способен сбить настройки подвески.
  4. Проверка также рекомендована после прохождения 15 000 км.

Мы уже писали, что замена некоторых деталей подвески тоже требует последующей регулировки сход-развала. К таковым не относятся:

  • Втулки стабилизатора;
  • Стабилизатор в сборе;
  • Втулки амортизатора и он сам;
  • Подшипники ступицы.

А вот после замены следующих деталей проверка строго обязательна:

  • Рулевые наконечники и тяги в сборе;
  • Укороченные или удлиненные пружины;
  • Маятник рулевого управления;
  • Рулевая колонка;
  • Верхние и нижние рычаги;
  • Балки в сборе;
  • Сайлентблоки;
  • Проставки.

Процесс выставления углов

Как сделать развал схождения на ВАЗ 2107

Настройка углов на СТО

Для работы в домашних условиях вам понадобятся следующие инструменты и приспособления:

  • Набор гаечных накидных ключей;
  • Штангенциркуль;
  • Прочная нить или леска с крючками на конце – если их нет, то нужно будет придумывать, как привязаться к колесу;
  • Два бруска – первый толщиной 6 мм, а второй – 22 мм.

Также может понадобиться специальная или обычная линейка – есть такой метод регулировки тоже.

Прежде чем приступать к установке углов колес, необходимо проверить давление в шинах, убедиться в том, что нет радиального и осевого биения покрышек, люфта подшипников ступиц, люфта на верхних шаровых опорах и свободного хода руля.

При обнаружении чего-то из перечисленного устраняем неисправность. Далее действуем в следующем порядке.

Загоняем автомобиль на ровную площадку, выставляем положение рулевого колеса в режим движения по прямой – для этого нужно проехать пару раз вперед и назад, чтобы понять, что автомобиль никуда не смещается, и прижимаем подвеску, оказывая давление на передний и задний бампер в 50 кгс по несколько раз подряд.

Регулировка развала схождения ВАЗ 2107

Проверка угла по нити и штангенциркулю

Проверяем углы установки колес. Для этого закрепите рядом с колесом отвес, чтобы он проходил точно по его центру, как это показано на фото выше. Остановите его качение и замерьте расстояние от верхнего и нижнего краев обода до нити. Получившаяся разница будет показателем развала.

Совет! Если штангенциркуля нет, воспользуйтесь обычной линейкой.

ВАЗ 2107 является заднеприводным автомобилем. Для таковых максимальная разница может составлять 4 мм, для переднеприводных – 1 мм.

При этом стоит учитывать, что верхнее расстояние не может быть меньше нижнего – уж лучше пусть будет наоборот. В идеале развал должен быть нулевым для автомобилей с любым приводом.

Если потребовалась регулировка, ослабьте все гайки на поворотном кулаке, сдвиньте деталь в нужную сторону и затяните все, как было.

Чтобы убедиться, что все сделано правильно, повторите измерения, а также проведите его при вывернутых вправо и влево колесах.

Переходим к регулировке схождения.

Схождение колес своими руками ВАЗ 2107

Брус на 22 мм

Проводим такие же подготовительные мероприятия, как и при регулировке развала.

Далее натягиваем нить между передними и задними колесами так, чтобы она проходила через их центр. Если нить цепляется за подкрылки, то их временно нужно снять.

Колея задних колес на ВАЗ 2107 немного уже, чем у передних, поэтому требуется сделать подкладку из бруска или двух сложенных спичечных коробков.

Затем поворачиваем рулевое колесо так, чтобы нить коснулась покрышки переднего колеса с двух сторон. Если все получилось, то регулировка вам не потребуется.

Теперь перенесите брусок на заднюю часть заднего колеса и добавьте к нему еще 6-ти мм вставку – можно подложить третий коробок спичек. Нить по-прежнему должна касаться покрышки в двух точках. Получилось – отлично, нет – нужна регулировка.

Отрегулировать сход можно гаечными ключами на 13. Для этого ослабляется муфта наружной рулевой тяги.

Регулировка схождения колес ВАЗ 2107

Клещи «Кобра»

Далее клещами по типу «Кобра» нужно ухватиться за муфту и провернуть ее, регулируя тем самым длину тяги. Добиваемся такого положения, чтобы нить коснулась покрышки, как это требуется.

В завершении затягиваем хомуты и повторяем все манипуляции со вторым колесом. Стремимся к показателю совместного схождения в 2 мм.


Рулевое управление

Отрегулированный развал-схождение своими руками на ВАЗ-2107 — процедура, которая проводится для правильного расположения колес. Значение представленного показателя может быть положительным, то есть когда верхний край колеса направлен в наружном направлении, и, наоборот, отрицательным, когда колесо направлено внутрь. Обозначаются они соответствующими знаками: «плюс» или «минус». Сход-развал (ВАЗ-2107/2106) нужно настраивать по необходимости или по регламенту. Неправильно отрегулированные колеса хотя бы на миллиметр могут привести к повышенному износу узлов ходовой части, шин и дисков. Кроме этого, могут привести к созданию аварийной ситуации.

Зачем регулировать сход-развал

Согласно регламенту и рекомендациям опытных автолюбителей, развал-схождение на ВАЗ седьмой модели нужно проводить каждые 10 или 15 тыс. км. Это связано с износом узлов и агрегатов, что приводит к отклонению от установленных углов и заводских параметров. Однако такая регулировка может понадобиться раньше, особенно если автомобиль часто попадал в ямы на большой скорости, случались повреждения колес и дисков.

Сход-развал на ВАЗ 2106-2107 — делаем самостоятельно

Правильно установленный параметр по углам колес положительно влияет на характеристики автомобиля в движении и снижает износ компонентов подвески.

Некорректная установка параметра развала, если хотя бы одно переднее колесо выставлено неправильно, можно заметить: машину на дороге уводит в одну из сторон. Понять это можно достаточно просто, нужно всего лишь отпустить на короткое время руки с руля.

Что касается схождения, то оно служит для того, чтобы определить, как и на сколько между собой могут сходиться колеса по отношению к дорожному полотну.

Сход-развал на ВАЗ 2106-2107 — делаем самостоятельно

Существуют некоторые нюансы для автомобилей с различными типами привода. Транспортные средства с передним приводом имеют отрицательный показатель угла схождения. А вот машины с задним приводом, наоборот, обладают положительным показателем угла схождения. Это делается для того, чтобы при езде колеса имели способность самостоятельно выровняться и в таком состоянии продолжать движение.

Не все автолюбители понимают важность представленных характеристик и не уделяют этому должного внимания. Это неправильно, ведь некорректные установки и регулировки как развала, так и схождения ведут к повышенному износу конструктивных элементов автомобиля. Это также сказывается на расходах на содержание транспортного средства, поскольку приходится чаще менять запасные части и обращаться для этого в сервисный центр.

Процедуру можно выполнить самостоятельно. Для этого можно использовать инструкции и схемы, которых достаточно представлено в Глобальной сети.

Сход-развал на ВАЗ 2106-2107 — делаем самостоятельно

Когда делать

Каждому автолюбителю важно знать, когда проводить процедуру. Определенные виды замен или установок различных деталей могут стать сигналом о необходимости проведения ремонта, например, когда менялись следующие запасные части:

  • сайлентблоки;
  • рулевая колонка;
  • нижние или верхние рычаги подвески;
  • маятник, установленный на рулевом управлении;
  • тяги и рулевые наконечники;
  • удлиненные или более короткие пружины амортизаторов;
  • втулки;
  • балка.

Бывают случаи, когда автомобиль начинает вилять на дороге. Это может быть поводом для проверки и регулировки колес, особенно когда происходят такие случаи:

  • траектория движения автомобиля непрямая: машина самостоятельно едет в определенную сторону, при этом водитель держит руль ровно;
  • при попадании машины в дорожно-транспортное происшествие. В этом случае нужно обязательно провести проверку углов расположения колес. Даже самая небольшая авария может негативно повлиять на их состояние;
  • если был замечен повышенный износ покрышек или некоторых узлов ходовой части. Это говорит о том, что параметры значительно отклонены от оригинальных, что может привести к серьезной поломке;
  • после замены компонентов ходовой части;
  • согласно регламенту, рекомендуется проводить регулировку установки колес каждые 10-15 тыс. км.

Согласно рекомендациям профессионалов, есть определенные детали на «семерке», замена которых не требует проведения регулировки развала-схождения. Это следующие элементы:

  • амортизаторы и стабилизаторы;
  • втулки амортизаторов и стабилизаторов;
  • подшипники в ступицах.

Что нужно для ремонта

Для проведения регулировки колес автолюбителю понадобятся определенные детали и приспособления. Их нужно приготовить до начала проведения процедуры, поскольку без некоторых инструментов обойтись просто невозможно. Это следующие приспособления:

  • набор гаечных ключей различных номеров;
  • штангенциркуль;
  • деревянные или другие плотные бруски, толщина которых равна 6 мм и 22 мм.

Есть несколько способов регулировки углов колес. Наиболее распространенные — с применением линейки или при помощи веревки.

Как можно догадаться из названия, в каждом используются нехитрые приспособления. Поэтому, если автолюбитель предпочитает первый вариант, понадобится простая линейка и специальная. Во втором случае нужны плотная нить небольшой длины для развала и длиннее для схождения. Рекомендуется, чтобы она имела крючки на концах, иначе будет сложнее крепить ее к колесу.

Самостоятельная регулировка

Сперва необходимо установить автомобиль на ровную поверхность, чтобы колеса стояли прямо. После этого нужно приготовить все инструменты и приспособления для выбранного способа выполнения процедуры.

С применением нити

В таком случае понадобится штангенциркуль, нить и грузик. Этапы самостоятельного ремонта:

  1. Нить с грузом на одном конце следует закрепить таким образом, чтобы она свисала вниз ровно по центральной оси колеса. Далее при помощи штангенциркуля требуется отмерить расстояние от нити до конца обода в верхнем направлении и нижнем. Разница между проведенными замерами как раз будет развалом. Если нет штангенциркуля, то подойдет линейка, но точность будет несколько ниже. Значение разницы в замерах не более 4 мм для заднеприводного автомобиля ВАЗ-2107 является нормальным. Для машины с передним приводом разница должна быть меньше 1 мм.
  2. Если требуется регулировка, то нужно ослабить крепления поворотного кулака и подвинуть его в нужном направлении. После этого закрепить все гайки обратно.
  3. Чтобы проконтролировать выполнение установки, рекомендуется замерять разницу таким же образом, только при повернутых колесах сначала в одном, а потом в другом направлении.

В идеале верхнее и нижнее расстояния должны быть равны. Однако если этого не получается достичь, то верхнее расстояние должно обязательно превышать нижнее. Это придаст повышенную устойчивость машине на дорожном полотне. Но лучше добиться равных значений.

После этого следует приступить к настройкам параметра схождения:

  1. Требуется закрепить нитку уже на передних и задних колесах таким образом, чтобы она прошла по центральной оси, но уже горизонтально. На «семерке» будут мешать подкрылки, которые нужно заранее снять перед началом работ.
  2. Поскольку классические модели производителя почти все обладают более узкой задней колеей колес, то для регулировки нужно под нитку положить приготовленный брусок толщиной 22 мм. Далее при помощи проворачивания руля нужно сделать так, чтобы нить коснулась передней шины как спереди, так и сзади. Если все получилось, то регулировка не требуется.
  3. Потом нужно будет провести такие же действия с другой стороны автомобиля. Однако здесь уже необходимо использовать оба приготовленных бруска: на 22 и 6 мм сразу. После этого также требуется проверить факт касания нитью передней и задней частей колесного диска.

С применением линейки

Второй метод является альтернативой натяжению нити. В этом случае требуется специальная линейка, которая должна соответствовать следующим показателям:

  • выполнена из трубы овального профиля;
  • чтобы проводить регулировку на различных автомобилях, к устройству привариваются передние штоки амортизатора. Все действия производятся обычными ключами на 10 мм;
  • второй конец линейки должен быть неподвижен;
  • второй конец имеет специальный штырь с прорезью. Это делается для того, чтобы он не соскакивал с колесного диска;
  • вторая сторона этого штыря является подвижной.

Сам процесс регулировки схождения проходит так:

  1. В идеале вся процедура должна производиться на специальной яме. От центра колеса в обе стороны на самих покрышках делаются две отметки.
  2. После этого нужно измерить по меткам расстояние по ободу обоих колес.
  3. Таким же образом процедуру следует провести и с передними колесами. После этого останется определить разницу показателей и установить колеса в соответствии со специальными значениями для ВАЗ-2107.

Проверка

Суть самостоятельной регулировки заключается в том, что можно сделать только проверку показателя развала схождения. Лично отрегулировать и установить углы правильно очень сложно. Для этого потребуются помощь квалифицированного мастера и специальное оборудование, которое есть на станциях технического обслуживания. Регулировка углов подразумевает еще и установку кастора, которую почти невозможно самому выполнить без наличия определенных навыков и опыта.

Развал-схождение на автомобиле ВАЗ-2107 можно отрегулировать самостоятельно. Для этого существует два способа: при помощи нити или специальной линейки. Однако максимальную точность обеспечит только специальное оборудование на СТО.

Читайте также: