Как определить страну изготовления шин

Опубликовано: 29.04.2024

купил я резину континенталь по привлекательной цене и начали меня терзать сомнения относительно страны в которой были произведены эти шины. вот что нарыл по этому вопросу в интернете:
Маркировка современной автомобильной шины содержит массу нужной и полезной информации, причём как в доступной форме для каждого автовладельца, так и в закодированном виде.
В принципе, в различных источниках информации достаточно подробно расшифрованы и объяснены все знаки, специальные термины, сокращения и буквенно-цифровые коды.

Не обойдён стороной и код DOT, равно как и его сосед — код даты изготовления шины.

Но если с датой изготовления шины всё более-менее ясно, то скудная информация о том, что два первых знака DOT это код конкретного завода-производителя шины откровенно побуждает интерес к конкретике, тем более тогда, когда за вполне приличные деньги предлагается брендовый товар, равно как и в случаях предложения широко известной марки по неадекватно низким для неё ценам.
Неизбежен вопрос — На самом ли деле предлагается оригинальный продукт или под броской торговой маркой притаилась его лицензионная копия?
И вот здесь оказывается, что распознание завода-производителя шины, т.е. расшифровка первых двух знаков DOT, нанесённых не её борт, не такая уж простая задача, поскольку кодовую таблицу достаточно тщательно скрывают от автовладельцев.
Попробуем слегка приоткрыть завесу тайны, которой окутаны заводы-производители шин, приведя здесь хотя бы название страны, где развёрнуто производство наиболее известных шинных брендов.

BRIDGESTONE — крупнейший в Японии и второй в мире производитель шин, которые к производству в Японии собственно имеют отношение только тогда, когда несут на борту коды — 1D; EH; EJ; EK; EL; EM; EN; EP; H4. Если под этим же брендом шины производятся в США то они имеют коды — 0B; 0W; 1C; 2C; 2M; 3M; 4D; 5D; 7B; 8B; D2; HY; VA; VD; VE; W1; W2, в Китае — 1U, Таиланде — A7; 1V, Польше — 3Y; 7G; E2, Бразилии — 5T; 6T, Канаде — 9B; VN, Индонезии — A8, Сингапуре — J2, Турции — L5, Австралии — LH.

CONTINENTAL — немецкий производитель шин, занимающий 2-е место в Европе и 4-е на мировом рынке по производству шин. Шины, произведённые в Германии, имеют на борту код 3Q, а произведённые во Франции — CN; CP; CT; CU; LM, Швеции — P1, Бразилии — 3S, Румынии — 6G, Южной Африке — 1L.

GOODYEAR — крупнейший американский производитель шин и если они произведены в США то кодированы — M6; MB; MC; MD; MJ; MK, если же в Канаде — 4B; PC; PD, Индии — 1W, на Филиппинах — 1T; NU, Турции — CO; PA, Тайване — L1, Марокко — M1, Чили — M7, Бразилии — MX, Колумбии — MY, Англии — NB, Франции — NC, Германии — ND, Люксембурге — NJ, Индонезии — NL, Мексике — NP, Перу — NT, Южной Африке — NW, Таиланде — NY, Венесуэле — PB, Малайзии — T8.

MICHELIN — французская шинная компания, продукция которой с предприятий Франции выходит под кодами — A1; 5E; L0; FF; FH; FJ; FK4; FL; FM; FN, в США — 2X; B6; B7; B9; 4M; M3, Канаде — B3; HN; M5, Германии — FU; FV; FW, Италии — HD; HE; HF; HH, Англии — HK; HL; HM, Испании — HA; HB; HC, Ирландии — HJ, Шотландии — F1, Швеции — 4V, Бельгии — FX, Таиланде — 0C, Бразилии — 3R, Китае — 7V, Нигерии — C1, Южном Вьетнаме — HP, Южной Кореи — K0.

PIRELLI — итальянская компания, пятый в мире (по выручке) производитель автомобильных шин, выпущенные в Италии кодированы 8U; JR; XA; XB; XC; XD; XE, а в США — CH; CK, Германии — CE; XT, Англии — XN; XP, Испании — XF, Греции — XH, Турции — XJ, Венесуэле — 1B, Бразилии — XK; XL, Аргентине — XM, Китае — 4T, Южной Корее — YO.

DUNLOP — британская компания, производящая дорожные шины, кодируемые на предприятиях Англии — DA; DB, во Франции — DK; DL, Канаде — DC, Индии — D4; D5, Южной Африки — D7; D8, Австралии — W4.

YOKOHAMA — японская шинная компания, кодирующая свою продукцию, произведённую в Японии — 8Z; FA; FB; FC; FD, на Филиппинах — 4U, в США — CC.

TOYO — японский производитель шин, свою продукцию, выпускаемую в Японии кодирует — CW; CX; EU; N3, а в Китае — 2U; 9T.

HANKOOK — южнокорейский производитель шин, кодирующий свою оригинальную продукцию — 5M; T1; T7.
Как кодируются шины Hankook, произведённые во Франции, Германии, Англии, Италии, Нидерландах, Испании, Турции, России и Венгрии пока не известно.

KUMHO — крупнейший южнокорейский производитель шин, его продукция, выпущенная на родине, имеет код — YO, а произведённая в Китае под тем же брендом — 4T.

Маркировка современной автомобильной шины содержит массу нужной и полезной информации, причём как в доступной форме для каждого автовладельца, так и в закодированном виде.
В принципе, в различных источниках информации достаточно подробно расшифрованы и объяснены все знаки, специальные термины, сокращения и буквенно-цифровые коды.

маркировка шин

Не обойдён стороной и код DOT, равно как и его сосед - код даты изготовления шины.

Но если с датой изготовления шины всё более-менее ясно, то скудная информация о том, что два первых знака DOT это код конкретного завода-производителя шины откровенно побуждает интерес к конкретике, тем более тогда, когда за вполне приличные деньги предлагается брендовый товар, равно как и в случаях предложения широко известной марки по неадекватно низким для неё ценам.
Неизбежен вопрос - На самом ли деле предлагается оригинальный продукт или под броской торговой маркой притаилась его лицензионная копия?
И вот здесь оказывается, что распознание завода-производителя шины, т.е. расшифровка первых двух знаков DOT, нанесённых не её борт, не такая уж простая задача, поскольку кодовую таблицу достаточно тщательно скрывают от автовладельцев.
Попробуем слегка приоткрыть завесу тайны, которой окутаны заводы-производители шин, приведя здесь хотя бы название страны, где развёрнуто производство наиболее известных шинных брендов.

BRIDGESTONE

- крупнейший в Японии и второй в мире производитель шин, которые к производству в Японии собственно имеют отношение только тогда, когда несут на борту коды - 1D; EH; EJ; EK; EL; EM; EN; EP; H4. Если под этим же брендом шины производятся в США то они имеют коды - 0B; 0W; 1C; 2C; 2M; 3M; 4D; 5D; 7B; 8B; D2; HY; VA; VD; VE; W1; W2, в Китае - 1U, Таиланде - A7; 1V, Польше - 3Y; 7G; E2, Бразилии - 5T; 6T, Канаде - 9B; VN, Индонезии - A8, Сингапуре - J2, Турции - L5, Австралии - LH.

CONTINENTAL

- немецкий производитель шин, занимающий 2-е место в Европе и 4-е на мировом рынке по производству шин. Шины, произведённые в Германии, имеют на борту код 3Q, а произведённые во Франции - CN; CP; CT; CU; LM, Швеции - P1, Бразилии - 3S, Румынии - 6G, Южной Африке - 1L.

GOODYEAR

- крупнейший американский производитель шин и если они произведены в США то кодированы - M6; MB; MC; MD; MJ; MK, если же в Канаде - 4B; PC; PD, Индии - 1W, на Филиппинах - 1T; NU, Турции - CO; PA, Тайване - L1, Марокко - M1, Чили - M7, Бразилии - MX, Колумбии - MY, Англии - NB, Франции - NC, Германии - ND, Люксембурге - NJ, Индонезии - NL, Мексике - NP, Перу - NT, Южной Африке - NW, Таиланде - NY, Венесуэле - PB, Малайзии - T8.

MICHELIN

- французская шинная компания, продукция которой с предприятий Франции выходит под кодами - A1; 5E; L0; FF; FH; FJ; FK4; FL; FM; FN , в США - 2X; B6; B7; B9; 4M; M3, Канаде - B3; HN; M5, Германии - FU; FV; FW, Италии - HD; HE; HF; HH, Англии - HK; HL; HM, Испании - HA; HB; HC, Ирландии - HJ, Шотландии - F1, Швеции - 4V, Бельгии - FX, Таиланде - 0C, Бразилии - 3R, Китае - 7V, Нигерии - C1, Южном Вьетнаме - HP, Южной Кореи - K0.

PIRELLI

- итальянская компания, пятый в мире (по выручке) производитель автомобильных шин, выпущенные в Италии кодированы 8U; JR; XA; XB; XC; XD; XE, а в США - CH; CK, Германии - CE; XT, Англии - XN; XP, Испании - XF, Греции - XH, Турции - XJ, Венесуэле - 1B, Бразилии - XK; XL, Аргентине - XM, Китае - 4T, Южной Корее - YO.

DUNLOP

- британская компания, производящая дорожные шины, кодируемые на предприятиях Англии - DA; DB, во Франции - DK; DL, Канаде - DC, Индии - D4; D5, Южной Африки - D7; D8, Австралии - W4.

YOKOHAMA

- японская шинная компания, кодирующая свою продукцию, произведённую в Японии - 8Z; FA; FB; FC; FD, на Филиппинах - 4U, в США - CC.

- японский производитель шин, свою продукцию, выпускаемую в Японии кодирует - CW; CX; EU; N3, а в Китае - 2U; 9T.

HANKOOK

- южнокорейский производитель шин, кодирующий свою оригинальную продукцию - 5M; T1; T7.
Как кодируются шины Hankook, произведённые во Франции, Германии, Англии, Италии, Нидерландах, Испании, Турции, России и Венгрии пока не известно.

KUMHO

- крупнейший южнокорейский производитель шин, его продукция, выпущенная на родине, имеет код - YO, а произведённая в Китае под тем же брендом - 4T.

По мнению специалистов, в независимости от типа автошины и ее производителя, на боковой части, должна быть отмечена маркировка (согласно регламенту и документационным нормам N 30 ЕЭК ООН (ГОСТ Р 41.30-99), как для легковых, так и для легких грузовых автомобилей). Ниже приведем маркировку автомобильных шин, а также рассмотрим образцы нескольких покрышек:TungaC-140 и HankookCentumK702, соответственно российского и корейского производства. Для этого мы преднамеренно использовали схематичное обозначение и уникальную картинку боковой части покрышки, чтобы вам было удобно. Ниже по тексту будут приведены фотографии известных брендов и моделей.

Теперь мы более детально проанализируем маркировку покрышек.

Маркировка автомобильных шин

Типоразмер автомобильных шин

Маркировка автомобильных шин - обозначение типоразмера
Типоразмер покрышек представляет собой наименование согласно регламенту и нормам. Пример маркировки: 175/70R13, 195R15, 195R15С, 175-13, 6,45-13, 155/6, 15-13, 6,45-14,5LT, 225/60 R15. Расшифровка по приведенному типоразмеру:

  • 6,15 и 6, 45 – определение профильной ширины покрышки в дюймах;
  • 175, 155, 195 и 225 –наименование ширины в миллиметрах;
  • 70 и 60 – номер серии автомобильной шины (отношение протекторной ширины к высоте боковой части покрышки);
  • 14, 13, 14, 5 и 15 – диаметр посадки покрышки либо внешний диаметр ободка в дюймах;
  • латинской буквой R определяется радиальная шина;
  • в случае если цифры и черты отсутствуют после наименования профильной ширины (195R15), тогда серия автомобильной покрышки больше 80;
  • для диагональных покрышек латинская буква D не ставится (6,45-14);
  • заглавная буква C указывает на легкую грузовую покрышку, выпускаемую в странах СНГ; в сокращении LT (Light Truck) также указывает на легкую грузовую покрышку, только изготавливаемую уже зарубежными странами.

Торговая марка, наименование модели и страна изготовителя

Бренд изготовителя автошин – обозначение или товарный знак производителя.

К примеру, название модели покрышки – АМТЕЛ-СИБИРЬ, производитель – GOODYEAR, NOKIAN и торговая марка ОМСКШИНА.

Модельное наименование – торговое, коммерческое и фирменное. Можно привести пример, Я-559, «Таганка» и другие. Название модели автомобильной покрышки представляет собой условное цифровое, словесное, комбинированное или буквенное наименование покрышки, которая относится к одной или же к нескольким группам покрышек, конструктивно взаимосвязанных.

Страна изготовителя. Эта маркировка обозначает страну, где находится предприятие по производству автошин. К примеру, Made in Finland, Made in Japan.

Индексы нагрузки и скорости

Индекс нагрузочной способности, в сокращении ИНС представляет собой условное цифровое определение наибольшей нагрузки, рассчитываемой на шину. К примеру, от 0 до 130.

Скоростная категория, в сокращении КС представляет собой условное определение скорости, рассчитываемой на покрышку. Кроме того, обозначается заглавными латинскими буквами.

Зачастую, ИНС и КС отмечают вместе на автомобильной покрышке, например 85T. Двойной ИНС обозначатся в той ситуации, когда покрышку устанавливают парами на одну осевую сторону. В данной ситуации, первая цифра будет означать ИНС на покрышку при простой ошиновке, а другая при двойной.

Иная маркировка шин

Для автомобильных покрышек, изготовляемых в государствах СНГ – определение документационных норм по ТУ или ГОСТу компании-производителя. Таким образом, легкие покрышки согласно правилам, не могут не соответствовать стандарту качества по ГОСТ 4754-97 (на автомобильных покрышках год, когда был утвержден стандарт качества, не отмечается).

Сейчас приведем пример определения тех. условий: ТУ 2342-024-00548786-92. Значит 2342 –это код покрышки по общей классификации производственной продукции, 024 – номер разработки, 00548786 –код завода-изготовителя (согласно общему классификатору по России) и 92 – это год, когда утверждали покрышки.
На автомобильных покрышках иностранного производства, определение документационных норм не отмечается.

Наименование Radial размещаются именно на радиальных покрышках.

Наименование Reinforced, то есть покрышки с повышенной несущей способностью (ПНС) либо усиленные шины.

Наименование Extraload (XL) применяется для отметки покрышек с наибольшим запасом прочности. Такое определение указывает на то, что ИНС увеличился на 4 единицы.

Наименование Regroovable применяется для автошин с возможностью углубления нарезкой протекторного рисунка.

Наименование Tubeless применяется в случае бескамерных покрышек. Но, тем не менее, автошины, выпускаемые в странах СНГ, могут и не быть отмечены данным обозначением. Таким образом, вместо него, изготовители наносят небольшую отметину камерная, в том случае, если покрышку посчитали камерной.

Наименование Tubetype применяется для камерных автомобильных покрышек. На данный момент такие покрышки встречаются очень редко.

Наименование M&S, M&S и M.S (в переводе с английского языка звучит, так «грязь и снег») применяется на зимних покрышках. Зачастую под данной отметкой представляют внесезонные покрышки.

Наименование Снежинка (Snow Flake, в переводе с английского, звучит, как «снежинка», изредка обозначают, как «снежинка и три горных пика»). Наименование применяется в основном только на зимних автошинах. С начала появления, его ввели в США в середине 80 годов 20 века. Но, с течением времени, отметка появилась практических на любых покрышках, включая летние шины. На рубеже 20 века, с целью регламентирования этого наименования, внедрили и узаконили проверку: если изготовитель захочет поместить данную отметку на автошине, то тогда она должна быть протестирована. Кроме того, в проверке принимала участие автошина UniroyalTigar. На определенный автомобиль, установили по очереди покрышки-претендентки и начальные шины. После этого, вычислили коэффициент сцепления покрышки с поверхностью опоры. И в случае если у автошин, желающих использовать отметку «Снежинка» коэффициент окажется на 10% выше, чем у покрышек UniryalTigar, то тогда выдадут разрешение на использование данной маркировки.

Определение Allseason применяется на всесезонных покрышках.

Определение Steelbelted или Steel применяется на автошинах с металлическим кордом.

Определение PSI (Poundsper Square Inch –фунты на дюйм в квадрате) применяется на автомобильных покрышках с отметкой LT или C, согласно индексу испытываемого давления при выполнении тестирований на скорость и нагрузки.

Inside (sidefacinginwards) либо Outside (sidefacingoutwards) применяется на автошинах с ассиметричным протекторным рисунком. Данные маркировки демонстрируют о том, какая боковая часть покрышки должна быть внутри, а какая снаружи по отношению к легковому автомобилю. Изредка на покрышке указывают стрелку или отметку <<, демонстрирующие дирекцию вращения покрышки при передвижении машины вперед. Кроме того, отмечают и дирекцию вращения Rotation. Совет! Не путайте данные стрелки с эмблемой именитого изготовителя автошин Dunlop, сделанного в форме стилизованной стрелки.

TWI, Michelin. Таких определений должно быть не меньше 6 в каждой стороне протекторной зоны шины. TWI (Tread Wear Indication с английского языка звучит, как « протекторный индикатор износа»). Такие определения демонстрируют место нахождения на протекторном дне индикатора износа. Данные индикаторы сделаны в форме выступов размеров, остаточной глубины протекторного рисунка для различных типов автошин. При их достижении, эксплуатация, должна быть закончена (просмотри в правилах дорожного движения).

Производитель автошин NokianTyres использует другой метод выявления остаточной глубины протекторного рисунка.

Дата изготовления, состоит из 3-х (произведенных до 2001 года) либо 4-х цифр. Первые две цифры обозначают неделю, а другие две год производства, например: 97, где 9 – это неделя и 7 – это 1997 год.

Фабричный (порядковый) номер, отмечают на покрышках изготовителей государств СНГ.

Например, Российский знак соответствия в случае сертификации, выглядит так HX12 – код по сертификации. Также разрешается не наносить данный знак на покрышки, только лишь в необходимую документацию.

Официальный утвердительный знак типа автошины согласно нормам N 30 ЕЭК ООН. Единообразные указания, затрагивающие официальное утверждение покрышек для легковых авто, где цифра вне круга – обозначает номер утверждения, а цифра в круге – обозначает код страны, где было официально предоставлено данное утверждение.

Определение DOT (U.S.Department of Transportation), состоит из цифрового и буквенного кода или же только буквенного, которое было присвоено американским департаментом изготовителю автошин, код габарита покрышек, закодированный адрес офиса и изготовителя, свидетельствует о том, что данная покрышка прошла испытание и сертификацию качества согласно нормативным документам PMVSS № 109.

В случае с той или другой шиной, в независимости от места изготовления, ее предназначение – это североамериканский рынок: Канада и США. На таких шинах, помимо обязательной отметки, указанной выше, должна быть нанесена еще одна отметка, указывающая на наибольшую нагрузку и давление в покрышке, а также используемые материалы и количество слоев в каркасе.

Помимо этого, обязательным требованием является маркировка индекса: температуры, износостойкости и сцепления.

Балансировочная пометка указана в виде круга желтого цвета с диаметров от 5 до 10 мм. Она означает место при выявлении статического дисбаланса автошины. В момент вкладывания камеры в покрышку, ее вентиль должен быть соединен с местом автомобильной покрышки.

Маркировки покрышек и колес, а также их характеристики для каждой марки и модели, а изредка и модернизации автомобиля обозначены в его руководстве по эксплуатации, созданном компанией-производителем автомобиля. Кроме того, нельзя отступать от данных норм, потому что в них заложены начальные характеристики управляемости, проходимости и устойчивости машины в пределах всех скоростей. Не обсуждается только протекторный рисунок покрышек. Каждый владелец авто может сам для себя выбрать рисунок протектора исходя их собственных предпочтений, стиля вождения и др. Но в данном случае, используемые покрышки должны быть протестированы по следующим параметрам: нагрузкам, наибольшей скорости, габаритам, давлению и др.

В данной ситуации стоит выделить тот факт, что отмеченный на боковой части ИНС обозначает наибольшую нагрузку на покрышку. Для легковых авто, нормируется экономичная нагрузка, то есть та нагрузка, которой соответствует наибольшая скорость, и давление при которых осуществляется наилучшая удобность поездки. Данная нагрузка, не должна быть меньше наибольшей на 10%.

Маркировка и ее разнообразие.

Все принудительные наименования и надписи на автомобильных покрышках, отмечают при их создании гравировочным оттиском специальных пресс-форм. О принудительной маркировке гласят правила Единообразного предписания. А именно, правило под номером 30, для легковых покрышек и правило номер 54 для грузовых и легких грузовых автошин, а также имеется параграф о стандарте качества США по сохранности автотранспорта.

Кроме того, что необходимо маркировка на автошинах, можно разместить и другие надписи на взгляд производителя или же по требованию клиента, самого потребителя. В данном случае маркировки могут быть самыми разными. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.

Так как, обширная сертификация покрышек вместе с той сертификацией качества согласно федеративным нормам, каждодневно практически всеми производителями покрышек внесены другие отметки и обозначения, которые указывают на те, или иные производственные процессы, а также технологии изготовления, материалы и другие сборочные элементы: номера контроллеров и рабочих, и др.

На данный момент, в магазинах автомобильных покрышек, мы в самом начале обнаружим на поверхности шины целый ряд линий, различных расположений, окраса, размера. Кроме того, мы можем увидеть и различные буквенные и цифровые наименования, размеров и расположений и многое другое.

Все эти буквы, линии и цифры, как правило, наносятся специальной маркировкой на протекторы, чтобы избежать перепутывания при сборке автошин, а собранных в свою очередь непосредственно пред вулканизацией. Таким образом, благодаря использованию цветных линий, можно различить автошины, произведенные различными бригадами и сменами, станками и протекторными аппаратами и др. Естественно, учитываются и другие особенности при изготовлении огромного ассортимента автошин. Если же появляются бракованные изделия, то тогда их выявляют и идентифицируют.

Заготовки автошин маркируют в момент сборки и вулканизации. Помимо разноцветных полосок, используются также и маркировочные цветные метки либо оракаловые этикетки с цифровыми или буквенными кодами, марками шин, стадиями сборки и датами производства и др.

После того, как автомобильные покрышки проходят вулканизацию, их маркируют датой производства с помощью оттиска со сменными вкладышами, а также фабричным номером – сменными жетонами. На данной автошине также дополнительно маркируют номера вулканизаторщиков и номера самих пресс-форм и т.д.

В момент разбраковки покрышек согласно характеристикам внешнего вида, автошины отмечаются штампом годен с контроллерным номером, или другими вариантами (где тк - технический контроль, а к – просто контролер, цифра – это номер партии автошин такой же марки и определения).

После того, как осуществляется полная проверка статического дисбаланса автошин на боковую часть, в обязательном порядке наносится своеобразная «балансировочная пометка» в форме желтого круга в 5-10 миллиметров, тем самым определяя место автошины. При установке автошины на колесный обод данную пометку необходимо соединить с ободным отверстием, в которое укладывается камерный вентиль либо вентиль бескамерной покрышки.

В момент осуществления контроля на силовую неоднородность радиальных автошин (согласно данным «эффект конуса» и «радиальное колебание боковой силы») на боковую часть, на них наносятся круглые пометки, схожие с балансировочными, только зеленого либо красного цветов, изредка синего.

Сознательным образом не провожу ассоциацию продемонстрированных и вышеописанных маркировок с конкретными марками автомобильных покрышек (за определенным исключением, где это сразу же видно на лицо) и их производителями. Любой производитель сам для себя устанавливает рамки на использование: полуфабрикатов, идентификационных процессов, кодировку исполнителей, станков и так далее. Это внутреннее дело каждого производителя. Нам же, обычным потребителям, об этом даже и не следует знать, так как это особого значения не имеет. Главное это что? Правильно, высокое качество и длительная эксплуатация автомобильной покрышки.

Поэтому, исходя из вышесказанной информации, вы сами для себя выбираете, чего вы хотите и хотя в некоторых ситуациях, наличие каких-нибудь дополнительных маркировок, не всегда украсят автомобильную покрышку. А значит, хотя бы иногда, но усомнитесь в качестве приобретаемой покрышки в том случае, если вы на ней не обнаружите никаких маркировок и других обозначений производителей. Всего хорошего.

Независимо от назначения, типа шины и того, кто изготовил шину, на ее боковине должна быть четко обозначена соответствующая маркировка (в соответствии с нормативной документацией и Правилами N 30 ЕЭК ООН (ГОСТ Р 41.30-99) для легковых и легких грузовых шин). Рассмотрим маркировку шин на примере двух покрышек: Hankook Centum K702 (корейского производства) и Tunga C-140 (российского производства). Мы специально используем оригинальное изображение и схематическое обозначение боковины шин для Вашего удобства. Далее по тексту будут также встречаться фотографии других моделей и брендов.

Давайте рассмотрим маркировку шин подробнее.

Типоразмер шин - это обозначение в соответствии с нормативным документом. Например: 175/70R13, 195R15, 195R15С, 175-13, 6,45-13, 155/6, 15-13, 6,45-14,5LT, 225/60 R15, где

  • 175, 195, 155, 225 - ширина профиля шины в миллиметрах,
  • 6,45 и 6,15 - ширина профиля в дюймах;
  • 13, 14, 14,5 и 15 - посадочный диаметр шины или наружный диаметр обода в дюймах;
  • 70, 60 - серия шины в процентах (отношение ширины протектора и высоты боковины шины; высота деленная на ширину и умноженная на 100%. Рассчитывается следующим образом: возьмем для примера размер 195/60R15, где высота боковины берется за икс. x/195*100 = 60, то есть, в данном случае, реальная высота боковины шины равна 117 миллиметрам);
  • если черты и цифры за обозначением ширины профиля ней нет (195R15), то это значит, что серия шины более 80;
  • R обозначает радиальную шину,
  • для диагональных шин буква D не ставится (6,45-13);
  • буква С идентифицирует шину легкую грузовую (легкогрузовую), выпускаемую изготовителями стран СНГ,
  • а LT (Light Truck) - то же, но изготовителями остального мира;

Более подробно, тема "Типоразмера шин" раскрывается в разделе видео-статей. Материал под названием "Первый (вводный) фильм" содержит подробный рассказ о типоразмерах легковых автомобилей (тех, шины которых имеют обозначение ширины протектора в миллиметрах). Второй фильм под названием "Внедорожные шины" содержит информацию о покрышках, чьи параметры записываются в дюймах.

Торговая марка (бренд) производителя шин - наименование или товарный знак изготовителя. Например, ОМСКШИНА(OMSKSHINA), АМТЕЛ-СИБИРЬ, GOODYEAR, NOKIAN и т.д. Также может встречаться соответствующий логотип. Мы разместили для наглядности несколько изображений.

Название модели - торговое (коммерческое, фирменное) наименование, например, М-234 "Таганка", К-183 "Баргузин", С-135 "Малахит", Я-559 и др. Модель шины (название модели шины) это условное словесное, цифровое, буквенное или комбинированное обозначение шины, относящееся к одной шине или к группе шин, объединенных общими конструктивными признаками.

Страна производства - страна-изготовитель шины. Данная маркировка указывает нам на страну, где размещен завод, изготовивший покрышку. Например, Made in Russia, Made in Japan и т.д.

Индекс несущей способности (ИНС) - условное цифровое обозначение максимальной нагрузки, на которую рассчитана шина, например, 96, 82, а вообще это могут быть числа от 0 до 130;

Категория скорости (КС) - условное обозначение заглавными латинскими буквами максимальной скорости, на которую рассчитана шина (это все буквы латинского алфавита за исключением букв I, О, X, которые можно спутать с цифрами);

Как правило, индекс несущей способности и категорию скорости маркируют на шине рядом, например, 96Т. Двойной индекс несущей способности указывается в случаях, когда шину можно устанавливать парой на одну сторону оси. В этом случае, первая цифра означает "индекс нагрузки" на шину при одинарной ошиновке, а вторая при двойной. Более подробно об индексах скорости и нагрузки рассказывается в нашей видео-справке "Индекс несущей способности" и "Категория скорости".

Для шин, производимых в странах СНГ, - обозначение нормативного документа - ГОСТ или ТУ предприятия-изготовителя. Легковые шины должны соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 4754-97 (на шинах год утверждения стандарта не маркируется).

Пример обозначения технических условий: ТУ2521-036-00148984-98. Здесь 2521 - код шины по Общероссийскому классификатору промышленной продукции, 036 - порядковый номер разработки, 00148984 - код предприятия-разработчика (по Общероссийскому классификатору предприятий), 98 - последние две цифры года утверждения.

На шинах зарубежного производства обозначение нормативных документов не маркируют.

Обозначение Radial размещается факультативно на радиальных шинах. Подробнее о понятии радиальных шин смотрите в нашем видео Буква R.

Обозначение Reinforсed, так называемых, усиленных шин или шин с повышенной несущей способностью. Подробнее об усиленных шинах смотрите в нашем видео Усиленные шины.

Обозначение XL (Extra load) используется для маркировки шин с увеличенным запасом прочности. Данное указание информирует о том, что стандартный индекс несущей способности увеличен на 4 (четыре) единицы. Подробнее об усиленных шинах смотрите в нашем видео Усиленные шины.

Обозначение Regroovable используется для шин, у которых имеется возможность углубления рисунка протектора нарезкой.

Обозначение Tubeless используется для бескамерных шин. Однако, покрышки, производимые изготовителями стран СНГ, могут не иметь подобного обозначения (его зашероховывают), а вместо наносят штамп несмываемой водой краской КАМЕРНАЯ, если по условиям производства бескамерную шину отнесли к камерной.

Обозначение Tube tyрe используется для камерных шин. В последнее время они встречаются достаточно редко.

Обозначение M+S, M.S, M&S (Mud+Snow, переводится как "грязь + снег") используется для зимних шин. Часто под этой маркировкой подразумевают всесезонные шины.

Обозначение Снежинка (SnowFlake, переводится как "снежинка"; иногда иконку объясняют как "три горных пика и снежинка"). Обозначение используется преимущественно для зимних шин. Изначально оно было введено в Северной Америке в середине 80-х. Однако, позже маркировка стала появляться практически на всех видах шин, в том числе и летних. В конце 20 века, в целях регламентации данного обозначения было внедрено и узаконено испытание: шина на которой производитель хочет установить данную маркировку должна изначально пройти тест. В испытаниях помимо "претендента" участвует шина Uniroyal Tigar. На специальный автомобиль устанавливаются поочередно шины-претендент и базовые покрышки. Затем вычисляется коэффициент сцепления шины с опорной поверхностью. Если у покрышек, претендующих на маркировку Снежинка он (коэффициент) на 10% выше, чем у Uniryal Tigar, то выдается разрешение на данное обозначение.

Обозначение All season используется для всесезонных шин.

Обозначение Steel или Steel belted используется для шин с металлокордом в брекере.

Обозначение PSI (по первым буквам Pounds per Square Inch - фунты на квадратный дюйм) используется на шинах с маркировкой С или LT, соответствуя индексу испытательного давления при проведении испытаний на нагрузку и скорость.

Outside (side facing outwards) или Inside (side facing inwards) используется на шинах с асимметричным рисунком протектора. Эти надписи говорят о том, какая боковина шины должна быть снаружи, а какая изнутри по отношению к автомобилю. Иногда при этом на шине изображают стрелку или маркировку <<, показывающие направление вращения шины при движении автомобиля вперед. Маркируют и слова Rotation (направление вращения). Важно! Не надо путать подобные стрелки с логотипом известного производителя шин - фирмы Dunlop, выполненного в виде стилизованной стрелы. Подробнее смотрите в нашем видео ролике - Асимметричные и направленные шины.

TWI, ▲ или бибендум на шинах Michelin. Должно быть не менее 6 таких обозначений с каждой стороны покрышки в верхней части плечевой зоны протектора. Аббревиатура: Tread Wear Indication буквально переводится как «индикатор износа протектора». Данные обозначения указывают места расположения индикаторов износа на дне канавок протектора. Индикаторы выполнены в виде выступов величиной, соответствующей остаточной глубине рисунка протектора для разных типов шин, при достижении которой эксплуатация их должна быть прекращена (см. «Правила дорожного движения»).

Компания Nokian Tyres применяет иной способ определения остаточной глубины рисунка протектора.

Дата изготовления, состоящая из трех (для шин, выпущенных до 2001 года) или четырех цифр, из которых первые две указывают неделю, а следующие - последнюю или две последние цифры года изготовления, например: 108, где 10 - неделя, а 8 - 1998 год; 1001, где 10 - неделя, а 01 - 2001 год.

Заводской (порядковый) номер, размещается на шинах производителей стран СНГ.

Национальный знак соответствия при обязательной сертификации, например, Российский НХ15, где НХ15 - Код органа по сертификации. Допускается не наносить этот знак непосредственно на шины, а только на сопроводительную документацию.

Знак официального утверждения типа шины в соответствии с Правилами N 30 ЕЭК ООН. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для легковых автомобилей и их прицепов, где цифра в круге - код страны, предоставившей официальное утверждение, а цифры вне круга - номер официального утверждения.

Обозначение DOT (U.S. Department of Transportation), состоящее из буквенного или буквенно-цифрового кода, присвоенного департаментом транспорта США конкретному производителю шин, закодированный адрес производителя и его главного офиса, кода размера шины и подтверждение того, что данная шина испытана, сертифицирована на соответствие требованиям федерального стандарта безопасности PMVSS № 109, например, DOT МКR4 AJOR.

Если та или иная шина, независимо от места производства, предназначается для североамериканского рынка (США и Канада), то на ней кроме обязательной маркировки, предусмотренной выше, должна быть нанесена дополнительная маркировка: максимальная нагрузка (в фунтах и кгс), и максимальное давление в шине (в фунтах на квадратный дюйм). Например, MAX.LOAD 515 kg (1135 lbs) 300 kpa (44 psi) MAX.PRESS.

Применяемые материалы и количество слоев из них в брекере и каркасе. Например, TREAD: 4 PLIES (2 PLIES RAYON+2 PLIES STEEL) SIDEWALL: 2 PLIES RAYON.

Кроме того, должны быть указаны индексы: износостойкости, сцепления и температуры. Например, TREADWEAR 260, TRACTION А, TEMPERATURE А.

Балансировочная метка – круг желтого цвета диаметром 5-10 мм, обозначающий легкое место при определении статического дисбаланса покрышки. При вкладывании в покрышку камеры вентиль камеры должен быть совмещен с легким местом покрышки.

Обозначения шин и колес и их характеристики для каждой конкретной марки, а иногда и модификации автомобиля указаны в «Руководстве» по его эксплуатации, изданном предприятием-изготовителем автомобиля, и отступать от этих норм не следует, так как в них заложены номинальные показатели устойчивости, управляемости, проходимости автомобиля во всем диапазоне его скоростей. Не оговаривается только рисунок протектора шин, который каждый владелец выбирает самостоятельно (кроме комплектования на автозаводе), исходя из конкретных условий эксплуатации, сезона, стиля вождения, а также своих финансовых возможностей. Однако в любом случае применяемые шины должны строго соответствовать указанным производителем автомобиля параметрам: геометрическим размерам, нагрузке, максимальной скорости и давлению в шине.

Здесь следует отметить, что маркируемый на боковине шины индекс несущей способности означает максимальную нагрузку на шину. Нормируется же для легковых шин нагрузка экономичная, т.е. та нагрузка и соответствующие ей максимальная скорость и давление в шине, при которых обеспечивается наибольшая комфортабельность езды. Эта нагрузка, как правило, меньше максимальной на 10 %.

Самым крупным шрифтом на шину обычно наносят ее марку и модель. Оно и понятно: это то, на что клюет покупатель. Интересно, что те же данные в зашифрованном виде есть и на протекторе — в виде тонких цветных полос. Нужны они для того, чтобы можно было идентифицировать резину, лежащую на складе, ведь в поле зрения рабочих оказывается только ее рабочая поверхность.

Размерность шин

Размерность для многих таит загадки. Вроде бы проблем в обычной жизни нет: какие цифры указаны на боковине штатной шины, с такими нужно купить зимнюю или летнюю на замену изношенной. Но что именно они обозначают? Для примера возьмем индекс 225/50 R17 98 Н на шине Continental.

    225 — ширина протектора в миллиметрах.

Дополнительные обозначения

К названию модели шины могут быть приписаны дополнительные литеры. Например, SUV означает ориентированность на кроссоверы и внедорожники (усиленная боковина, большая грузоподъемность), С — на коммерческий транспорт (от английского cargo, «груз»). Бывает, что покрышка сварена специально для какого-либо автоконцерна и предназначена для первичной комплектации на конвейере или продажи через его официальных дилеров. Так, у компании Continental индексы А0 и R01 зарезервированы для Audi, J — для Ягуара, N0, N1, N2 — для Porsche, M0, M01 — для Мерседеса.

Нередко на покрышке ставится информация о максимальной нагрузке и максимальном давлении открытым текстом, без иносказательных кодов и пиктограмм. Ищите словосочетания Max load и Max pressure соответственно.

Набирают популярность в мире шины с усиленной боковиной, позволяющие ехать несколько десятков километров после потери давления. Обычно пишут просто Run Flat, хотя встречаются и оригинальные обозначения. Так, концерн Continental ставит на устойчивые к проколам модели маркировку SSR.

На европейских сайтах шинных компаний указана маркировка резины по уровню шума, эффективности и экологичности. Первый обозначается цифрой от 1 (тихие) до 3 (громкие). Коэффициент сцепления с влажной дорогой и коэффициент расхода топлива — это буква от А (лучший показатель) до G (худший). В России такая классификация пока не применяется.

Дата изготовления

Один из ключевых параметров — дата выпуска шины. На нее надо смотреть и при покупке нового комплекта, не говоря уже о подержанном. Больше пяти-шести лет с даты выпуска ездить на резине не рекомендуется, хотя и не запрещено ни законодательно, ни самими производителями. Дата изготовления указана четырьмя цифрами в овале. Две первые — неделя, две вторые — год. Например, 3119 обозначает «варку» 31-й недели 2019 года.

Подсказки при монтаже

С обеих сторон направленных моделей в обязательном порядке наносится слово Rotation («вращение»). Расположенная рядом с ним стрелка подскажет направление вращения колеса при движении автомобиля вперед.

Индикаторы износа

На места расположения меток критического износа протектора у шин Continental указывают литеры TWI. На летних моделях они дополнены индикаторами с метками крестика и капли. Они сигнализируют, что резина еще не достигла минимальной высоты протектора, но ее уже недостаточно, чтобы уверенно чувствовать себя в дождь.

А еще есть индикаторы VAI на протекторе. Они нанесены симметрично в левой и правой плечевых зонах. При правильной установке колеса они меняются по мере износа резины абсолютно одинаково. Расхождения — повод заехать на стенд сход-развала. Пока технология применяется только на грузовых шинах.

Новая маркировка

В России вводится обязательная маркировка шин в целях борьбы с «серыми» поставками. Уникальный код Data Matrix обладает высокой степенью защиты и считывается через несколько слоев упаковки. Декларируется, что его невозможно подделать или скопировать, а зашитые в нем сведения считываются даже при частичном повреждении. Код может расшифровать каждый покупатель. Для этого его необходимо просканировать специальным мобильным приложением «Честный знак». После чего на экране гаджета высветятся сведения о производителе и импортере, характеристики товара, дата ввода в оборот в России.

Концерн Continental в первых рядах участвовал в тестировании технологии в России и полностью готов к ее внедрению. В течение 2019 года он вместе с сотнями других компаний из разных отраслей в нашей стране сгенерировал тысячи кодов, отрабатывая систему. Более того, в мировом масштабе у компании уже готовы решения по интегрированию в покрышки электронных чипов, позволяющих контролировать их состояние, включая степень износа.

Читайте также: