Как подобрать мотошины по размеру обода

Опубликовано: 14.05.2024

Сегодня мы разберемся, что есть что в маркировках моторезины.

Начнем с того, что в мире существует 4 типа подобной маркировки:

  • метрическая (наиболее распространенная и активно применяемая как для мото-, так и для автопокрышек);
  • альфа система;
  • стандартная в дюймах;

низкопрофильная в дюймах.

Метрическая система маркировки

Метрическая система маркировки встречается в нашей стране куда чаще других. В классическом виде она представляет собой приблизительно такой код: 120/70 - Z17 M/C. Все его элементы идут в строгом порядке. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Первая цифра (в нашем случае – 120) означает ширину шины по прямой линии от края до края. В метрической системе маркировки она измеряется в миллиметрах.

Вторая цифра (на примере – это 70) обозначает высоту профиля шины с учетом протектора. Оно выражается, как процент от ширины резины в мм.

Использование шины с шириной или высотой обода, не предусмотренными заводом-изготовителем мотоцикла, может привести к потере динамики на поворотах, увеличению расхода топлива и сокращению срока службы резины.

Далее идут буквенные латинские обозначения. Первая буква (Z) означает, что это шина высокоскоростная и может использоваться на скоростях свыше 240 км/ч.

Буква W - это индекс скорости, то есть показатель, превышение которого негативным образом сказывается на состоянии шины и уменьшает срок ее эксплуатации. Латинские обозначения индекса скорости являются международными и используются во всех типах маркировки моторезины.

Ниже мы приведем сводную таблицу скоростных индексов.

Индексы скорости

Последняя цифра (в нашем случае 17) - это диаметр обода. Даже в метрической системе маркировки этот параметр измеряется в дюймах. Установить покрышку, предназначенную для обода диаметром 16 дюймов, на диск с диаметром в 17 не получится (а если вам и удастся, ничем хорошим это не закончится).

Буквосочетание M/C говорит о том, что резина предназначается именно для мотоциклов.

Помимо основного кода (120/70 - Z17 M/C) в разных частях шины может быть зашифрована и другая информация.

Расшифровка маркировки на моторезине
В первую очередь, нужно сказать об индексе нагрузки (см. рисунок). Он показывает максимальный вес, который выдерживает шина в полностью накаченном состоянии. Таблица индексов нагрузки представлена внизу страницы.

Специальная стрелка (иногда сопровождающаяся надписью Wheel Rotation) указывает направление вращения.

Код TUBE или TT означает необходимость использования покрышки только с камерой, а TUBELESS или TL говорит, что она бескамерная.

На некоторых покрышках можно встретить аббревиатуру DOT . Она наносится на модели, соответствует нормам безопасности Транспортного департамента США. Аббревиатура EUCX означает такой же сертификат, выданный одной из стран Евросоюза.

Буква B в кружочке – знак официального утверждения по результатам испытаний в рамках правил EЭК ООН, цифра рядом — страна где проводилось испытание.

Дату изготовления шины можно понять по последним четырем цифрам в овале, например 4207 — 42 неделя 2007 года.

Индексы нагрузки

Все перечисленные коды метрической маркировки моторезины и комментарии профессионалов по ним вы можете увидеть на видео ниже.

Альфа система маркировки

Данный тип маркировки моторезины применяется нечасто и используется, в основном, для туристических шин. Разберем конкретный пример: MT90S-16.

  • М – резина, предназначается для мотоциклов.
  • Т – ширина покрышки (соответствующее значение в миллиметрах можно увидеть в сводной таблице, расположенной ниже).
  • 90 – это высота профиля шины, которая выражается процентном отношении от ее ширины.
  • S – индекс скорости.

16 – диаметр колеса (в дюймах).

Стандартная в дюймах

Система, активно применявшаяся в 1990-х годах и практически выведенная из обращения сейчас. Отличается от метрической только единицей измерения ширины покрышки (вместо миллиметров дюймы), а также отсутствием в маркировке показателя высоты профиля шины (по умолчанию считается, что этот параметр равен ширине).

Низкопрофильная в дюймах

Как и следует из названия, применяется для низкопрофильной резины. Пример: 4.25/85H-18. Первая цифра – ширина покрышки в дюймах, вторая – высота профиля, выражаемая в процентном отношении от ширины, H – индекс скорости, 18 – диаметр обода.

Сводная таблица размеров моторезины в различных системах маркировки

Маркировка мотоциклетных шин выглядит очень сложно и запутанно, но при покупке новой резины просто необходимо расшифровать каждую буковку, чтобы она полностью соответствовала характеристикам мотоцикла. Ведь если поставить на байк покрышки с неподходящими характеристиками, дело может закончиться не только неравномерно изношенной резиной, но и потерей того, что за деньги не купишь.

Без лишних слов давайте расшифруем все до последней строчки.

Зачем знать, что зашифровано в маркировке мотошин?

Если покупать шины на свой мотоцикл, сложно не обратить внимание на длинный перечень символов, который окружностью покрывает бока всех моделей. Там содержится масса сведений о том, когда сделаны покрышки, где, для каких дорог предназначены и их типоразмер. Последнее имеет первоочередное, так как по незнанию очень легко приобрести неправильные размеры покрышек, которые либо вовсе не подойдут байку, либо сделают поездку крайне опасным делом.

Всего маркировка моторезины делится на четыре вида: метрическая, альфа-система, стандартная дюймовая и низкопрофильная дюймовая система. Давайте разберем их все – от самой распространенной до наиболее редкой.

Расшифровываем метрическую маркировку моторезины

На современном шинном рынке такая маркировка очень популярна среди производителей покрышек для мотоциклов и автомобилей, из-за чего рассмотреть ее нужно в первую очередь. Она же – самый заметный перечень символов на поверхности резины.

Стандартный вид метрической маркировки таков:

120/70 ZR17 58W TL

Каждая цифра и буква отвечает за свое свойство, которое нужно учитывать при покупке резины.

Расшифровка маркировки не займет много времени:

120 – ширина профиля, выраженная в миллиметрах. От одного края «беговой дорожки» до другого будет 120 мм.

70 – высота профиля, вернее ее процентное отношение к ширине. Этот показатель будет равен 70%. Иногда встречаются маркировки без указания высоты профиля, тогда ширину нужно считать в дюймах.

Z – означает, что перед нами высокоскоростная шина, предназначенная для езды на скорости выше 240 км/ч. Менее скоростные модели этого показателя не имеют.

R – покрышка радиальной конструкции. Диагональная резина помечается знаком «–» или B.

17 обозначает диаметр посадочного кольца, который должен соответствовать размеру обода диска.

58 – индекс нагрузки, или максимальный вес, который выдерживает резина, не теряя показателей управляемости, сцепления и износостойкости.

Индекс нагрузки вычисляется по таблице:

По индексу нагрузки каркас выдерживает вес до 375 кг на колесо.

W – индекс скорости, т.е. максимальный скоростной режим, при котором шина сохранят стабильность, курсовую устойчивость, сцепление и управляемость.

Вычисляются показатели скорости так же по таблице:

Резина из нашего примера сможет стабильно работать при скорости до 270 км/ч.

TL расшифровывается как Tubeless, т.е. перед нами бескамерная модель. Если на боку есть обозначение TT, или Tube Type, то мы имеем дело с камерной моделью.

Иногда в ряду этих символов можно встретить маркировку M/С, которая расшифровывается как motorcycle, т.е. резина создана для установки только на мотоциклы. Такой знак ставится на те покрышки, которые по своему типоразмеру схожи с автомобильными и их легко перепутать.

В большинстве случаев этого достаточно, чтобы не ошибиться с выбором размера покрышки. На боках есть еще множество обозначений, но мы расшифруем их в другом разделе ниже.

Пока давайте посмотрим на альтернативные варианты кодов.

Альфа-система

Она обозначает характеристики туристических байков, но особого распространения среди производителей она не нашла и ее можно встретить все реже и реже с каждым годом.

Она выглядит так: MR80S-17. Расшифровать ее не составит никакого труда:
• M от слова Motorcycle выделяет шину в класс моделей для мототехники;
• R отвечает за ширину профиля в дюймах. Узнать цифровое значение можно исходя из таблицы:

Мы видим, что ширина профиля нашей покрышки составляет 4.50 дюймов.
• 80 – высота профиля;
• S – индекс скорости, с которым мы уже встречались, когда говорили о метрической системе. Узнать его можно по таблице выше – в этих шинах байк без потери эксплуатационных свойств может свободно разгоняться до максимальных 180 км/ч.
• 17 – диаметр посадочного кольца, также выраженный в дюймах, как и в метрической системе. Обращайте внимание на диаметр диска – значение должно ему соответствовать.

Низкопрофильная дюймовая система

Это специальная маркировка для покрышек с низким профилем – когда высота ниже его ширины. Выглядит она так 4.50/85U-18, где
• 4.50 – ширина профиля в дюймах;
• 85 обозначает отношение высоты профиля к ширине, выраженное в процентах;
• U – индекс скорости, который можно найти по таблице выше. Здесь максимально допустимая скорость составляет 200 км/ч.
• 18 – диаметр посадочного места, выраженный в дюймах. Он должен соответствовать диаметру обода мотодиска.

Стандартная дюймовая система

Довольно старая концепция маркировки, которая сейчас уже не используется, и найти ее можно на резине, выпущенной до 1999 года.

Она имеет вид 3.75H-18. Разберем же ее:
• 3.75 – ширина и высота профиля в дюймах. Не удивляйтесь – у подобных моделей высота и ширина профиля равны и нет особой нужды писать два одинаковых числа. Т.е. ширина профиля здесь составляет 3.75 дюймов, а высота будет те же 3.75 дюймов.
• H обозначает индекс максимальной скорости, который можно узнать из таблицы выше. Здесь мы имеем шину, которая будет оптимально использоваться на скорости до 210 км/ч.
• 18 – размер посадочного кольца в дюймах, который должен подходить тому же значению на диске.

Второстепенные параметры

Закончили с основной маркировкой, но помимо ее на боках у шин есть еще множество обозначений, которые требуют расшифровки.

Rear Wheel означает, что эту шину нужно ставить только на заднюю ось и никак иначе. Большинство мотоциклов, в отличие от автомобилей, имеют два вида колес – задние и передние, перепутать которые будет большой ошибкой. Переднее колесо маркируется F, Front Wheel или Front Wheel Only. Универсальные модели, предназначенные для мопедов и скутеров, таких знаков не имеют.

Обозначение Wheel Rotation иногда дополняется или полностью заменяется стрелкой, которая указывает направление вращение колеса. Такой маркер получают только покрышки с направленным рисунком протектора, которые категорически неправильно ставить не той стороной. Модели с ненаправленным дизайном можно ставить любой стороной без опасения повредить управляемости и сцеплению.

Четыре цифры, которые стоят отдельно или выделены кругом, – это дата производства, которая определяет сколько еще резине осталось «жить» до того, как начнется неизбежный процесс «старения», притупляющий эксплуатационные свойства. К примеру, мы видим 1120, как понять когда произвели резину? 11 – порядковый номер недели, 20 – последние цифры года. Т.е. модель выпустили в марте 2020 года. Это обозначение начали использовать в 2000 году, ранее в ходу был трехзначный код, где первые две цифры отвечали за порядковый номер недели, а третья за год. Но сейчас она уже не применяется. Иногда дата производства покрышки является частью серийного номера (см. ниже) – ищите четыре последние цифры.

Теперь окунемся в маркировку поглубже и разберем те показатели, на которые часто не обращают внимание – это результаты испытаний и сертификаты качества.

Можно найти на боку маркировку примерно такого вида: Е22 R75 003-3375. Что же скрывается за этим длинным перечнем?
• Е и цифра говорят о том, что покрышка успешно прошла испытания и заслужила признание ЕЭК ООН. Цифры 1, 2, 3 и др. означают внутренний порядковый номер страны, где проводились испытаний: 1 – Германия, 2 – Франция и т.д. Маркер из примера говорит, что испытания проходили в России, которая по этому принципу получила номер 22.
• R75 сообщает, что шины тестировались в рамках правила № 75, установленном ЕЭК ООН.
• 003-3375 – серийный номер изделия, который присваивается во время производства.
Очень многие покрышки выпускаются по американским технологиям, так что нередко встречается маркировка вида DOT, т.е. Department Of Transportation – обозначение Министерства транспорта США, сообщающее, что шины соответствуют всем требованиям безопасности и надежности этого ведомства. Модели, выпускаемые по европейским стандартам, имеют обозначение EUCX, как знак качества Евросоюза.

Далее рассмотрим технические характеристики:
• 290 kpa (42psi) сold означает оптимальный уровень давления.
Обратите внимание на значок сold и имейте в виду, что эти показатели подходят только для накачки не разогретых, «холодных» шин. Во время езды резина нагреется и давление соответственно вырастит.
• RS1 (soft) – маркер о мягкой резине. За состав средней жесткости отвечает обозначение RS2 (medium), жесткий компаунд маркируется RS3 (hard).
• Max. Load 212KG 467LBS – нагрузочная масса на колесо, при котором не будут страдать его полезные свойства управляемости, износостойкости и торможения.
• TREAD: 2 PL- RAYON: 2 PL-STEEL SIDEWALL 2 PL-RAYON – здесь говорится о количестве слоев под рабочей поверхностью, виде корда в брекере и в боковинах. Данный протектор состоит из двух слоев вискозного корда и двух металлокорда, а боковины укреплены двумя слоями вискозного корда.
• SAG, или Super All Grip – покрышка обладает особой цепкостью и отлично подойдет для езды по пересеченной местности.
• MBS – под протектором скрываются укрепленная нить из кевлара, способствующая сопротивлению деформации.
• XL, или Extra Load – покрышка выдерживает большие нагрузки.
• REINF, или Reinforced – покрышка состоит из нескольких усиленных слоев.
• NHS, или Non Highway Service – резину нельзя использовать на скоростных трассах.

Подходят или нет шины к вашему байку – это можно выяснить, сравнив данные маркировки с информацией из руководства по эксплуатации мотоцикла. Стоит потратить время с пользой и, изучив все характеристики, уже более уверенно выбирать новые покрышки, которые гарантируют вашу безопасность на дороге и плавный, комфортный ход.

Сейчас у вас есть возможность существенно облегчить себе задачу выбора шин, ведь в интернет-магазине BlackTyres вы можете отсортировать модели по мотоциклу. Выбирайте название вашего байка, его объем двигателя и год выпуска – дальше система сама отберет и предложит вам подходящую моторезину.
Ставьте 👍, если понравилась статья, и подписывайтесь ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Если вам тоже есть что добавить про маркировку – пишите о своем опыте в комментариях.

Ремонт и настройка: Наилучшие сочетания ширины ободов и покрышек

Попалась мне на глаза статейка на одном из зарубежных сайтов… Решил её перевести, вечер четверга — прекрасное время для обсуждения чего-нибудь эдакого. Особенно на фоне недавних холиваров в теме Ольги.
С появлением новых стандартов увеличилось количество вопросов относительно подбора ширины покрышки для тех или иных ободов. И в статье будет рассматриваться не просто возможность установки резины на обода, а именно наилучшая комбинация для максимальных функциональности и безопасности. Такие производители, как WTB, Kenda, Schwalbe, Stan’s NoTubes согласны с классификацией компании Mavic. Вот она:


Во второй (прямые стенки) и третьей (стенки с зацепами для бортов покрышек) колонках указана внутренняя ширина ободов. Естественно, актуально это всё не только для вышеупомянутых брендов, но и для для всех производителей, придерживающихся стандарта ETRTO. Согласно сообщениям представителей компании Mavic, международная компания по стандартизации собирается внести соответствующие изменения и включить группы с размерами:

1. бескамерных ободов/покрышек для дорожных велосипедов ;
2. ободов с зацепами под бескамерные покрышки MTB ;
3. ободов с прямыми стенками под обычные покрышки MTB ;
4. ободов с прямыми стенками под бескамерные покрышки MTB ;
5. для более широких ободов (до 50 С) под покрышки большого объёма (до 4").

Давайте посмотрим на рекомендации по совместимости ободов и покрышек от WTB:

Дополнение текущего стандарта ETRTO, на самом деле, очень важный момент. В таблице выше присутствуют значения «N/A», но это только потому, что на данный момент в стандарте не учитываются обода с внутренней толщиной 29 мм. Тем не менее, если возникает вопрос совместимости, можно смело писать производителю — он ответит, потому что сам в этом заинтересован. Немного о цифрах на покрышках. Первая — её ширина в мм, вторая — диаметр обода, на который она рассчитана:
622 мм — шоссейные колёса 700c и 29" MTB;
584 мм — 650b/27.5" MTB;
559 мм — 26" MTB.

Важно помнить: используемые нами цифры 700, 650, 26″, 27.5″ и 29″ обозначают внешний диаметр покрышки и не имеют отношения к размеру обода.

Нестандартная продукция
К таким относится, например, Industry Nine.
Ремонт и настройка: Наилучшие сочетания ширины ободов и покрышек

Вот как объясняют собственные взгляды на размеры ободов сотрудники компании:
«Подобное решение основано на собственном опыте, тестах, отзывах использующих нашу продукцию велосипедистов и профессиональных спортсменов, с которыми мы работаем. Если обод слишком широкий для покрышки, то шансы сильно повредить его при наезде о камень, а заодно испортить покрышку, существенно возрастают.

Если же покрышка слишком широкая для обода, то при сильном закладывании велосипеда в поворотах есть риск просто сорвать её. В нашей продукции мы постарались всё сбалансировать. Тем не менее, плетение покрышек может отличаться. Покрышка 2.25» может отлично функционировать на ободе с внутренней шириной 35 мм, однако мы рекомендуем более узкие обода. Мало того, более широкие обода имеют больший вес. Катающиеся преимущественно на покрышках 2.1-2.25” предпочтут более узкие обода.

Естественно всё написанное выше — лишь наши рекомендации, а не правила, которым нужно следовать беспрекословно. Решающим фактором при выборе сомнительных вариантов является безопсность. Никто ведь не захочет устанавливать на фэтбайк покрышку 2.2" или ставить её на наши обода Ultralight."


Выше картиночка от Stan's No Tubes. И ещё от них же:


Идея «Wide Right», логотип которой виден на обеих картинках выше, предполагает изображение, отражающее оптимальное сочетание обод-покрышка.
1. «Форма лампочки». Слишком узкий обод. Хуже сцепление и стабильность в поворотах;
2. Правильно подобранная ширина. Никаких искажений и покрышка работает должным образом;
3. «Купол». Слишком широкий обод. Борты слишком широко, покрышка меньше поглощает удары о препятствия, хуже управляемость в поворотах, боковые шипы легче порезать.

В Schwalbe полагают, что некоторые покрышки умышленно делаются более узкими, потому что после нескольких выездов «растянутся».
Ремонт и настройка: Наилучшие сочетания ширины ободов и покрышек

Что будет, если широкую покрышку напялить на узкий обод, мы разобрались. А что если велосипедисту захотелось получить чуть больше ширины за счёт замены обода на более широкий? В компании Kenda ответили так:
«Любое отклонение от рекомендуемой ширины обода на 1 мм (неважно, + или -) заставит покрышку приобрести или потерять в ширине 0,4 мм.

Пример: покрышка 2.20» (56 мм) должна устанавливаться на обод с внутренней шириной 24 мм, а её решили поставить на обод с внутренней шириной 29 мм. В итоге ширина покрышки окажется 58 мм, что ближе к 2.30".

Да, так можно сделать, если не существует нужного размера любимой покрышки, но возникает другой вопрос — вопрос сцепления. Либо вырастет показатель сопротивления при езде, либо покрышку быстрее сорвет в повороте."

Таблица от Schwalbe в соответствии со стандартом ETRTO:


62 мм соответствуют покрышкам 2.44", бОльшие стандартом не предусмотрены. Пока что.
Немного вычислений от ресурса BikeRumor: коллеги пришли к выводу, что ширина обода должна составлять 32-70% ширины покрышки, согласно таблице выше. Для покрышки 2.8″ это обод от 23 до 49 мм. Идеальная ширина, не искажающая покрышку, если учесть всё написанное выше, начинается с 35-40 мм. Предупреждение: пользуясь данным вычислением, вы подбираете всё на свой страх и риск. Люди, осуществлявшие его, ответственности не несут.

А как же фэтбайки? : с
Ремонт и настройка: Наилучшие сочетания ширины ободов и покрышек

Используя формулу выше, можно сказать, что для покрышки 4.0" идеальными будут обода от 34 до 71 мм. Вариантов множество, играйтесь на здоровье, производители обо всём позаботились.

Единственное исключение — рассуждения о пробиваемости покрышки. Для фэтбайков не столь актуально. Тим Крюгер (Tim Krueger), сотрудник новоиспечённой компании Terrene Tire, заявляет, что давление покрышек на фэтах позволит сдержать самые сильные удары без вреда для обода. Хотите ехать по сыпучему грунту — ставите более широкие обода. Чаще катаетесь по сухому? Ваш выбор — более узкие.

Сотрудники Industry Nine говорят о покрышках 4.8" и 5.0" для езды по снегу на 90 мм ободе. 75-80 мм обода подойдут для более распространённых 3.8" и 4.0" покрышек. Летом лучше выбрать обода 50 мм и посильнее накачать колёса.

Итог?
Каким бы ни было предназначение велосипеда, ширина обода должна составлять 50-65% ширины покрышки. Лучше всего обратиться в магазин, в котором можно будет установить покрышки на обод и посмотреть на всё это безобразие вживую. Либо написать производителю.

Спасибо Байкрумору за статью и вам, если читаете это.
Тут правила размещения постов опубликовали, давайте не будем их забывать и вместе сделаем ресурс лучше!
А ещё их всегда можно найти под вариантами выбора блога (как показывает практика, не все замечают):
Ремонт и настройка: Наилучшие сочетания ширины ободов и покрышек

Сначала следует разобраться с маркировкой.
Стоит отметить, что в мире используется четыре вида маркировки:

метрическая – является самой распространенной, она активно применяется для любых видов покрышек (автомобильных, мото);

система Alpha (Альфа);

стандартная в дюймах;

низкопрофильная в дюймах.

Метрическая система маркировки

Такая система маркировки шин очень часто встречается не только в нашей стране, но и по всему миру. В привычном своем виде она выглядит как некий код, несущий ряд сведений о покрышке. Рассмотрим на примере задней мотошины Pirelli Diablo Supercorsa V2 180/55R17 73W TL SP, где каждый из элементов занимает свое место и несет в себе определенную информацию.

На фото: задняя мотошина Pirelli Diablo Supercorsa V2 180/55R17 73W TL SP

Первая цифра говорит о ширине шины, измеряет резину от края до края. Метрическая система маркировки отражает этот показатель в миллиметрах.

Вторая цифра говорит о высоте профиля мотошины, учитывая протектор. Это показатель соответствует указанному проценту от ширины резины.

Применение шин с параметрами ширины либо высоты диска, которые не предусмотрены заводом — производителем байка, может негативно отразиться на динамических показателях мотоцикла, его маневренности, прохождении поворотов на высокой скорости. Также подбор шин с неправильными параметрами может стать причиной увеличенного расхода топлива и быстрого износа резины.

Следующими идут буквенные обозначения латинскими символами. Первый знак указывает на скоростные показатели резины, на которые она рассчитана.

Он обозначает скорость, превышать которую не рекомендуется, в противном случае будут ухудшаться эксплуатационные характеристики и снижаться период эксплуатации резины. Этот вид обозначений является международным и применяется при маркировке всех разновидностей моторезины.

Чтобы правильно подобрать резину с учетом индекса скорости, следует ознакомиться со сводной таблицей.

Последние цифры кода указывают на диаметр обода, для которого предназначена данная покрышка. Однако важно знать, что даже в метрической системе диаметр диска отражается только в дюймах. Ни в коем случае не стоит пытаться установить моторезину одного диаметра на диск другого размера — ни к чему хорошему эти эксперименты ни приведут.

Буквосочетание M/C указывает на то, что резина предназначена именно для эксплуатации на мотоциклах.

Также в разных местах покрышки могут быть отражены и другие зашифрованные сведения.

Во-первых, следует упомянуть индекс нагрузки, указывающий на максимальную массу, которую способна выдержать полностью накаченная шина.

Также на боковой стороне покрышки иногда можно найти специальную стрелку вместе с надписью «Wheel Rotation». Она указывает, куда должно вращаться колесо, что следует учитывать при монтаже покрышки.

Код TUBE или TT указывает на то, что шина предназначена для использования вместе с камерой, TUBELESS или TL — что не требует применения камеры, так как покрышка является бескамерной.

Некоторые шины маркированы аббревиатурой DOT, которая указывает на то, что данная модель удовлетворяет нормам безопасности транспортного департамента США либо EUCX — схожего стандарта в Евросоюзе.

Буква B, помещенная в круг, символизирует официальное утверждение результатов испытаний согласно правилам EЭК ООН; цифра рядом указывает страну, в которой проводились тесты.

На фото: мотошина Pirelli Diablo Rosso III

Дата изготовления шины располагается в овале, где указывается четыре цифры: неделя и год производства (например, 5116 — 51 неделя 2016 года). Изучив маркировку передней мотошины Pirelli Diablo Rosso III 120/70R17 58W TL D, можно определить ее основные параметры и понять, насколько она подходит для эксплуатации на конкретном мотоцикле.

Система маркировки «Альфа»

Этот вид маркировки резины для мотоциклов редко используется. Обычно с его помощью маркируются туристические шины. Чтобы понять, что значит те либо иные обозначения, следует разобрать все на конкретном примере. Так, в маркировке MT90S-16

М — обозначает резину, которая предназначена для эксплуатации на мотоциклах;

Т — ширину покрышки (соответствующий показатель в миллиметрах можно увидеть, заглянув в сводную таблицу, которая расположена ниже);

90 — высоту профиля покрышки, выражаемую в процентном отношении к ширине шины;

S — индекс скорости;

16 — диаметр колеса, который выражается в дюймах.

На фото: сводная таблица размеров моторезины в различных системах маркировки

Стандартная в дюймах

Эта система активно применялась в 1990-х годах, однако сейчас она почти не используется, полностью выведена из обращения. Отличие от метрической системы измерения заключается лишь в использовании другой единицы измерения (дюймов вместо сантиметров). Также такая маркировка не содержит в составе показатель высоты профиля покрышки: по умолчанию принято считать, что данный показатель равняется ширине колеса.

Низкопрофильная в дюймах

Эта метрическая система применяется для резины с низким профилем. Например, 4.25/85H-17. Первая цифра указывает на ширину покрышки в дюймах, вторая — на высоту профиля, которая выражается в процентном соотношении к ширине, H — индекс скорости, а 17 — диаметр обода.

Сначала следует разобраться с маркировкой.
Стоит отметить, что в мире используется четыре вида маркировки:

метрическая – является самой распространенной, она активно применяется для любых видов покрышек (автомобильных, мото);

система Alpha (Альфа);

стандартная в дюймах;

низкопрофильная в дюймах.

Метрическая система маркировки

Такая система маркировки шин очень часто встречается не только в нашей стране, но и по всему миру. В привычном своем виде она выглядит как некий код, несущий ряд сведений о покрышке. Рассмотрим на примере задней мотошины Pirelli Diablo Supercorsa V2 180/55R17 73W TL SP, где каждый из элементов занимает свое место и несет в себе определенную информацию.

На фото: задняя мотошина Pirelli Diablo Supercorsa V2 180/55R17 73W TL SP

Первая цифра говорит о ширине шины, измеряет резину от края до края. Метрическая система маркировки отражает этот показатель в миллиметрах.

Вторая цифра говорит о высоте профиля мотошины, учитывая протектор. Это показатель соответствует указанному проценту от ширины резины.

Применение шин с параметрами ширины либо высоты диска, которые не предусмотрены заводом — производителем байка, может негативно отразиться на динамических показателях мотоцикла, его маневренности, прохождении поворотов на высокой скорости. Также подбор шин с неправильными параметрами может стать причиной увеличенного расхода топлива и быстрого износа резины.

Следующими идут буквенные обозначения латинскими символами. Первый знак указывает на скоростные показатели резины, на которые она рассчитана.

Он обозначает скорость, превышать которую не рекомендуется, в противном случае будут ухудшаться эксплуатационные характеристики и снижаться период эксплуатации резины. Этот вид обозначений является международным и применяется при маркировке всех разновидностей моторезины.

Чтобы правильно подобрать резину с учетом индекса скорости, следует ознакомиться со сводной таблицей.

Последние цифры кода указывают на диаметр обода, для которого предназначена данная покрышка. Однако важно знать, что даже в метрической системе диаметр диска отражается только в дюймах. Ни в коем случае не стоит пытаться установить моторезину одного диаметра на диск другого размера — ни к чему хорошему эти эксперименты ни приведут.

Буквосочетание M/C указывает на то, что резина предназначена именно для эксплуатации на мотоциклах.

Также в разных местах покрышки могут быть отражены и другие зашифрованные сведения.

Во-первых, следует упомянуть индекс нагрузки, указывающий на максимальную массу, которую способна выдержать полностью накаченная шина.

Также на боковой стороне покрышки иногда можно найти специальную стрелку вместе с надписью «Wheel Rotation». Она указывает, куда должно вращаться колесо, что следует учитывать при монтаже покрышки.

Код TUBE или TT указывает на то, что шина предназначена для использования вместе с камерой, TUBELESS или TL — что не требует применения камеры, так как покрышка является бескамерной.

Некоторые шины маркированы аббревиатурой DOT, которая указывает на то, что данная модель удовлетворяет нормам безопасности транспортного департамента США либо EUCX — схожего стандарта в Евросоюзе.

Буква B, помещенная в круг, символизирует официальное утверждение результатов испытаний согласно правилам EЭК ООН; цифра рядом указывает страну, в которой проводились тесты.

На фото: мотошина Pirelli Diablo Rosso III

Дата изготовления шины располагается в овале, где указывается четыре цифры: неделя и год производства (например, 5116 — 51 неделя 2016 года). Изучив маркировку передней мотошины Pirelli Diablo Rosso III 120/70R17 58W TL D, можно определить ее основные параметры и понять, насколько она подходит для эксплуатации на конкретном мотоцикле.

Система маркировки «Альфа»

Этот вид маркировки резины для мотоциклов редко используется. Обычно с его помощью маркируются туристические шины. Чтобы понять, что значит те либо иные обозначения, следует разобрать все на конкретном примере. Так, в маркировке MT90S-16

М — обозначает резину, которая предназначена для эксплуатации на мотоциклах;

Т — ширину покрышки (соответствующий показатель в миллиметрах можно увидеть, заглянув в сводную таблицу, которая расположена ниже);

90 — высоту профиля покрышки, выражаемую в процентном отношении к ширине шины;

S — индекс скорости;

16 — диаметр колеса, который выражается в дюймах.

На фото: сводная таблица размеров моторезины в различных системах маркировки

Стандартная в дюймах

Эта система активно применялась в 1990-х годах, однако сейчас она почти не используется, полностью выведена из обращения. Отличие от метрической системы измерения заключается лишь в использовании другой единицы измерения (дюймов вместо сантиметров). Также такая маркировка не содержит в составе показатель высоты профиля покрышки: по умолчанию принято считать, что данный показатель равняется ширине колеса.

Низкопрофильная в дюймах

Эта метрическая система применяется для резины с низким профилем. Например, 4.25/85H-17. Первая цифра указывает на ширину покрышки в дюймах, вторая — на высоту профиля, которая выражается в процентном соотношении к ширине, H — индекс скорости, а 17 — диаметр обода.

Подбор моторезины — это такой же важный процесс, как и выбор самого мотоцикла. К нему следует подходить с особой тщательностью, максимально ответственно, чтобы не подвергать собственную жизнь и здоровье опасности.

Сначала следует разобраться с маркировкой.
Стоит отметить, что в мире используется четыре вида маркировки:

метрическая – является самой распространенной, она активно применяется для любых видов покрышек (автомобильных, мото);

система Alpha (Альфа);

стандартная в дюймах;

низкопрофильная в дюймах.

Метрическая система маркировки

Такая система маркировки шин очень часто встречается не только в нашей стране, но и по всему миру. В привычном своем виде она выглядит как некий код, несущий ряд сведений о покрышке. Рассмотрим на примере задней мотошины Pirelli Diablo Supercorsa V2 180/55R17 73W TL SP, где каждый из элементов занимает свое место и несет в себе определенную информацию.

На фото: задняя мотошина Pirelli Diablo Supercorsa V2 180/55R17 73W TL SP

Первая цифра говорит о ширине шины, измеряет резину от края до края. Метрическая система маркировки отражает этот показатель в миллиметрах.

Вторая цифра говорит о высоте профиля мотошины, учитывая протектор. Это показатель соответствует указанному проценту от ширины резины.

Применение шин с параметрами ширины либо высоты диска, которые не предусмотрены заводом — производителем байка, может негативно отразиться на динамических показателях мотоцикла, его маневренности, прохождении поворотов на высокой скорости. Также подбор шин с неправильными параметрами может стать причиной увеличенного расхода топлива и быстрого износа резины.

Следующими идут буквенные обозначения латинскими символами. Первый знак указывает на скоростные показатели резины, на которые она рассчитана.

Он обозначает скорость, превышать которую не рекомендуется, в противном случае будут ухудшаться эксплуатационные характеристики и снижаться период эксплуатации резины. Этот вид обозначений является международным и применяется при маркировке всех разновидностей моторезины.

Чтобы правильно подобрать резину с учетом индекса скорости, следует ознакомиться со сводной таблицей.

Последние цифры кода указывают на диаметр обода, для которого предназначена данная покрышка. Однако важно знать, что даже в метрической системе диаметр диска отражается только в дюймах. Ни в коем случае не стоит пытаться установить моторезину одного диаметра на диск другого размера — ни к чему хорошему эти эксперименты ни приведут.

Буквосочетание M/C указывает на то, что резина предназначена именно для эксплуатации на мотоциклах.

Также в разных местах покрышки могут быть отражены и другие зашифрованные сведения.

Во-первых, следует упомянуть индекс нагрузки, указывающий на максимальную массу, которую способна выдержать полностью накаченная шина.

Также на боковой стороне покрышки иногда можно найти специальную стрелку вместе с надписью «Wheel Rotation». Она указывает, куда должно вращаться колесо, что следует учитывать при монтаже покрышки.

Код TUBE или TT указывает на то, что шина предназначена для использования вместе с камерой, TUBELESS или TL — что не требует применения камеры, так как покрышка является бескамерной.

Некоторые шины маркированы аббревиатурой DOT, которая указывает на то, что данная модель удовлетворяет нормам безопасности транспортного департамента США либо EUCX — схожего стандарта в Евросоюзе.

Буква B, помещенная в круг, символизирует официальное утверждение результатов испытаний согласно правилам EЭК ООН; цифра рядом указывает страну, в которой проводились тесты.

На фото: мотошина Pirelli Diablo Rosso III

Дата изготовления шины располагается в овале, где указывается четыре цифры: неделя и год производства (например, 5116 — 51 неделя 2016 года). Изучив маркировку передней мотошины Pirelli Diablo Rosso III 120/70R17 58W TL D, можно определить ее основные параметры и понять, насколько она подходит для эксплуатации на конкретном мотоцикле.

Система маркировки «Альфа»

Этот вид маркировки резины для мотоциклов редко используется. Обычно с его помощью маркируются туристические шины. Чтобы понять, что значит те либо иные обозначения, следует разобрать все на конкретном примере. Так, в маркировке MT90S-16

М — обозначает резину, которая предназначена для эксплуатации на мотоциклах;

Т — ширину покрышки (соответствующий показатель в миллиметрах можно увидеть, заглянув в сводную таблицу, которая расположена ниже);

90 — высоту профиля покрышки, выражаемую в процентном отношении к ширине шины;

S — индекс скорости;

16 — диаметр колеса, который выражается в дюймах.

На фото: сводная таблица размеров моторезины в различных системах маркировки

Стандартная в дюймах

Эта система активно применялась в 1990-х годах, однако сейчас она почти не используется, полностью выведена из обращения. Отличие от метрической системы измерения заключается лишь в использовании другой единицы измерения (дюймов вместо сантиметров). Также такая маркировка не содержит в составе показатель высоты профиля покрышки: по умолчанию принято считать, что данный показатель равняется ширине колеса.

Низкопрофильная в дюймах

Эта метрическая система применяется для резины с низким профилем. Например, 4.25/85H-17. Первая цифра указывает на ширину покрышки в дюймах, вторая — на высоту профиля, которая выражается в процентном соотношении к ширине, H — индекс скорости, а 17 — диаметр обода.


Особенности эксплуатации мотошин

Шины для мотоцикла обладают своими уникальными особенностями, которые зависят от условий эксплуатаций двухколёсного транспорта. Однако, по основным конструктивным решениям мотошины не особенно отличаются от легковых автошин. Шины для мотоциклов могут быть камерными и бескамерными, диагональными и радиальными. Всё, как у авторезины. Справедливо и то, что основное внимание при выборе шин следует уделять личному стилю вождения, а также условиям эксплуатации мотоцикла. То есть важно ответить на два главных вопроса: «как ездить?» и «где ездить?».

Степень износа мотошин напрямую зависит от типа байка. К примеру, у мотоциклов типа чоппер и круизер быстрее изнашивается задняя покрышка. Это происходит из-за того, что и во время езды, и во время торможения основная нагрузка приходится именно на заднюю шину. Противоположная ситуация наблюдается у спортбайков: быстрее изнашивается шина, установленная на переднем колесе.


Кроме того, в сравнении с автомобильными шинами моторезина имеет пятно контакта меньшей площади, что ставит во главу угла именно вопрос безопасности. Иногда ради неё приходится жертвовать комфортом и долговечностью, но об этом чуть позже…

Рисунок протектора напрямую зависит от местности и стиля вождения. Выбор туристической моторезины на спортбайк может продлить срок службы колёс, но снизит управляемость. Верно и обратное. Как правило, на протектор передней мотошины помещают продольные канавки, что обеспечивает сопротивление боковому скольжению. На задней шине, в свою очередь, используются зигзагообразные канавки или шашечный рисунок. Впрочем, бывают совершенно гладкие мотопокрышки – слики. Они хороши, поскольку имеют самое большое пятно контакта, но есть у них один фатальный недостаток: они держат только хорошую, сухую дорогу. Рекомендовать их в российских условиях эксплуатации мы бы не стали. Для отведения жидкости из пятна контакта применяются два типа канавок. Первые – продольные, ахиллесова пята которых заключается в том, что они снижают устойчивость байка при прохождении поворотов. Вторые – поперечные, применение которых ведёт к повышению вероятности пробуксовки.


Размер мотошин

Первое и главное, что необходимо знать – это размер шины, подходящий для вашего мотоцикла. Выяснить его просто. Для этого нужно либо посмотреть в инструкцию по эксплуатации мотоцикла, либо, если есть старая шина, посмотреть на отметку о её типоразмере на боковине. Размер – параметр постоянный. Как и в случае с автомобилями, существует соблазн установить на байк резину большего, чем рекомендовано, размера. Это понятно: кому не хочется сделать мотоцикл более внушительным и красивым. При этом всё же не стоит пренебрегать требованиями производителя, нарушение которых может привести к серьёзному ухудшению управляемости. В целом, небольшие отклонения от стандартов позволить себе можно. Допустимые границы – +/- 10 миллиметров на заднем колесе для универсального или дорожного мотоцикла. На переднем отклонения запрещены.


Камерные и бескамерные мотошины

Стоит сказать несколько слов о камерных и бескамерных шинах. Внутри первых есть заполненная воздухом камера, вторые изготовлены из цельной герметичной резины. Если в мире легковых автошин, камерные модели уже почти ушли в небытие, то некоторые производители мотоциклетных шин продолжают выпускать камерные модели. Зачем? Они отлично подходят мотоциклам со спицованными колёсами.


Диагональные и радиальные мотошины

Как и автошины, моторезина может быть диагональной или радиальной. Стоит напомнить, что в диагональных шинах – нити корда перекрещиваются друг с другом под углом сорок пять – шестьдесят градусов. Диагональные шины сегодня считаются устаревшими, поскольку обладают минимальной износостойкостью (в сравнении с радиальными они изнашиваются быстрее в полтора – два раза). С другой стороны, они достаточно прочны, демонстрируют высокий уровень акустического комфорта, а также значительно легче справляются с механическим повреждениями. На диагональные шины стоит обратить внимание владельцам мотоциклов, активно эксплуатирующим своё транспортное средство в условиях бездорожья.


В радиальных шинах нити корда расположены параллельно друг другу. На сегодняшний день радиальная моторезина – мейнстрим в полном смысле этого слова, большинство производителей выпускают именно радиальные мотошины.

Расшифровка маркировки мотошин

Несколько слов стоит сказать о маркировке мотоциклетных шин.

ТТ, что расшифровывается как «Tube Type» означает, что данная покрышка камерная.

Т, соответственно, Tubeless, говорит о том, что шина бескамерная.

Взятые в овал цифры, которые можно найти на боковине, говорят о времени изготовления шины. К примеру, цифры 909 означают, что модель была создана в девятую неделю (первая цифра говорит о неделе, конкретный день изготовления мотошины указывать не принято) 2009-го года.

На бортах мотошин указываются конструктивные особенности, среди которых количество слоёв каркаса и брекера, а также материал, из которого изготовлен корд. Данная информация, выглядит следующим образом, к примеру: TREAD: 2 RAYON 1POLYAMIDE.

Маркировка «DOT» говорит о том, что данная модель полностью отвечает требованиям безопасности Департамента Транспорта США. Как следствие, она допущена до эксплуатации на территории США.


В свою очередь, ЕЭК ООН ставит на мотошины букву «Е», рядом с которой должна стоять цифра, говорящая о том, в какой именно стране данная модель проходила испытания. Цифра «1» означает Германию, «2» - Францию, и так далее. Если интересно, России соответствует цифра «22». Рядом, как правило, располагается индекс – номер сертификата проверки. Если на одной шине есть маркировка и «DOT», и «Е» – это значит, что обутый в неё байк может смело рассекать по дорогам России, Америки и Европы.

Буква «F» в маркировке говорит о том, что данная мотошина может быть установлена исключительно на переднем колесе. Кроме того, аналогичную информацию могут нести надписи «Front Wheel Only» (также допустимым является способ записи «Front Wheel»). Для заднего колёса предусмотрена собственная отметка – «Rear Wheel».

Стрелка на мотошине указывает направление её вращения. Иногда стрелку сопровождает надпись «Rotation». Это правило работает для всех шин, за исключением моделей с симметричным рисунком протектора, где в данном знаке нет никакой необходимости.


Кратко пробежимся по некоторым другим надписям, которые можно увидеть на боковине мотошины: «ETRTO» – Объединение европейских производителей шин и дисков; «Steel» (сталь) – шина оснащена опоясывающим металлокордом; «FMVSS» – стандарты безопасности дорожного движения, принятые в США.

Кроме того, символами может быть отмечена сезонная принадлежность моторезины или даже погодные условия эксплуатации. «Солнышко» говорит о том, что шина летняя, «снежинка» – зимняя. Есть так же ряд буквенных обозначений:

Во-вторых, «Aqua» (Water) – также говорит о дождевой природе резины.

В-третьих, «AW» расшифровывается, как всепогодная.

Советы как продлить срок эксплуатации мотошины

Далее мы предлагаем вам ознакомиться с несколькими возможностями, позволяющими продлить жить вашей резине. Следует максимально ответственно отнестись к уровню давления в мотошине, при этом приоритет следует отдавать требованиям, указанным производителями конкретной модели, а не тем, что содержатся в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Конечно этот совет имеет смысл только в том случае, если они вступают в противоречие друг с другом. На зиму следует снимать колёса с мотоцикла и хранить их желательно в подвешенном состоянии. Данное пожелание объясняется тем, что, находясь на мотоцикле в течение долгого времени, в одном положении они могут потерять форму. Кроме того, для хранения шин в зимнее время рекомендуется обрабатывать резину специальным составом. В целом, рекомендации те же, что и для продления срока эксплуатации легковых автошин.

Основные бренды мотошин

Последнее, но не по значению: рассмотрим несколько самых популярных компаний-производителей, занимающихся производством мотоциклетных шин:

Avon Tires – британская компания, с историей, насчитывающей более 130 лет, принадлежит крупнейшему шинному конгломерату Cooper. В последнее время специализируется на двух направлениях деятельности – производстве автошин для роскошных автомобилей и моторезины. Отличается широким выбором моделей, которые охватывают практически все виды мотоциклов, стили вождения и типы эксплуатации.


Bridgestone – один из самых известных производителей шин Японии. В дополнительных рекомендациях не нуждается. Линейка мотошин качеством не уступает автошинам.

Continental – ещё один производитель, не требующий особых представлений.

Dunlop выпускает качественные спортивные и туристические модели. Есть мотошины для харлеев и скутеров, а также очень достойная линейка покрышек, предназначенная для офф-роуда.

Deestone Milestone. На этой компании из Таиланда имеет смысл остановиться подробней. Её основная специализация производство резины для мотоциклов и квадрациклов. Продукция бренда популярна в странах Западной Европы и США. Особенным спросом пользуется внедорожная резина марки, в основном за счёт своей поразительной износостойкости.

IRC – ещё один эксклюзивный, ориентированный на мотоциклы бренд. Родом из Японии, входит в состав концерна Bridgestone. Главная фишка производителя – шипованная зимняя моторезина, которая с успехом прошла тестирование в условиях суровой дальневосточной зимы. Позиционируется как более дешёвый, но не менее качественный аналог резины Trelleborg.

Kenda – начинала свой путь с производства шин и камер для велосипедов, но вскоре в компании сочли нецелесообразным отказываться от рынка моторезины. Сегодня торговая марка Kenda хорошо известна мотоциклистам во всём мире.

Michelin – слова излишни.

Mitas – чешская компания. Основой упор делает на создание шин для спецтехники и сельхоз техники. Моторезина – не главный продукт бренда, однако, это не мешает выпускать качественные спортивные модели.

Metzeler – один из немногих производителей в мире, который специалиализируется только на производстве мотошин. В течение нескольких десятилетий за Metzeler закрепилась слава одного из лучших брендов на рынке, практически эталона, с оглядкой на который работают другие компании.

Maxxis – популярный производитель из Тайваня.

Pirelli – ещё один бренд, который не нуждается в представлении.

Shinko – японская компания, производственные мощности которой располагаются в Южной Корее. Начинала с велорезины, в скором времени, освоила и мотосегмент шинного рынка. Неплохая бюджетная резина.


Trelleborg – серьёзный производитель. В ассортиментной линейке бренда представлены сельхоз шины, покрышки для погрузчиков, резина для строительной техники, лесные шины. Линейка мотошин марки включает в себя спортивные модели, предназначенные для летнего и зимнего мотокросса. Мотошины Trelleborg – это очень качественная, но и дорогая премиальная резина.

Это далеко не все производители, занятые производством шин для мотоциклов: мы рассмотрели только самых популярных и востребованных. С полным списком производителей вы можете ознакомиться, зайдя на эту страницу.

Надеемся, что эта статья была для вас полезной. Оставайтесь с «Express-Шиной»: в нашем блоге будут выходить новые материалы, способные стать как хорошим источником информации о шинной индустрии, так и неплохим подспорьем в выборе резины для любого транспортного средства!

Читайте также: