Как правильно обкатать диски и колодки

Опубликовано: 16.05.2024

ebcbedingpad

Старайтесь избегать резких нажатий на педаль тормоза, а также интенсивных и длительных замедлений. Постарайтесь пройти
начальную стадию прикатки на городских скоростях, до 80 км/ч.

Уже на этом этапе тормоза могут показаться Вам острыми и отзывчивыми – это работает специальный притирочный слой Brake-In,
позволяющий ускорить приработку колодки к тормозному диску. Поскольку данный слой является легкоабразивной притирочной пастой,
во время его стирания может возникать небольшое «посвистывание» в начале плавных торможений. Важно не забывать, что прикатка
только началась.

Обратите внимание, что стираясь, слой Brake-In может оставлять небольшое количество пыли на колесных дисках,
возможно потребуется мойка колес после прохождения первого этапа прикатки.

Следующие 350 километров можно немного увеличить нагрузку на тормоза. Хотя и на этом этапе желательно избегать
длительных, агрессивных торможений, если речь не идет об аварийной ситуации.

Обратите внимание насколько плотно тормозная колодка прилегает к диску по всей ее высоте. Если на диске возникают
широкие полосы и не исчезают при пробеге в 400 – 500 километров, это свидетельствует, что колодка, скорее всего,
не встала в свое рабочее положение, и возможно, необходим контрольный осмотр тормозной системы в условиях сервисной станции.

После того, как колодка получит полный контакт с тормозным диском по всей своей ширине, Вы можете как следует прогреть
тормоза, чтобы колодка окончательно притерлась. Для этого необходимо совершить 5-6 интенсивных, но не резких торможений со
скорости 90 до 30 км/ч.

Очень важно дать тормозам остыть после КАЖДОГО такого торможения, а значит, интервалы между ними
должны быть не менее одной минуты, при условии, что автомобиль продолжает двигаться. При этом может возникнуть запах «горелых»
колодок, это нормально для данной ситуации.

Важно понимать, что эта процедура не является обязательной, и производить ее можно
только после того, как тормоза прошли предыдущие этапы притирки.

Никогда не заканчивайте поездку на автомобиле с сильно раскаленными тормозами. Вы должны попытаться остудить диски до
60 – 80 градусов цельсия перед парковкой автомобиля.

Помните, что основными врагами тормозных дисков и колодок является перегрев или резкое охлаждение. Старайтесь не нагревать
тормозную систему до очень высоких температур во время дождя или если существует вероятность въехать в лужу. Не забывайте об
этом и при заезде на мойку.

Тормозную систему не следует эксплуатировать в нормальном режиме, пока не произведена процедура обкатки.

1. Не начиная движения, несколько раз нажать педаль тормоза, для того, чтобы разогреть ее.

2. Проехать 150-200 километров, используя мягкие торможения (50% прилагаемой силы), избегая интенсивных и длительных торможений, не допуская перегрева колодок и тормозных дисков. Следует обращать внимание на отсутствие вибраций и шумов тормозов на ходу и при торможении.

3. Для прикатки следует произвести как минимум 30 остановок длительностью по 3 секунды каждая. Осуществлять торможение необходимо со средним/низким замедлением, с различной начальной скоростью. Проезжать несколько километров между остановками.

4. Цель данной процедуры – постепенно повысить температуру компонентов (в основном колодок) без создания температурного шока и «прикатать» поверхности соприкосновения колодок и дисков.

5. После осуществления серии торможений, проехать еще несколько километров, стараясь минимально использовать педаль тормоза, для того, чтобы охладить систему.

6. Теперь система готова к нормальному использованию.

Не рекомендуется производить прикатку на дорогах общего пользования, поскольку это может представлять опасность для других участников дорожного движения.


2 вариант (для спортивной эксплуатации)

Для того чтобы Ваша тормозная система работала правильно и эффективно, после установки тормозных колодок, дисков или суппортов следует произвести их прикатку.

1. Необходимо проехать 150-200 километров, используя мягкие торможения, избегая интенсивных и длительных торможений, не допуская перегрева колодок и тормозных дисков (см. вариант 1). После этого колодки и диски притрутся друг к другу, исчезнут микронеровности, максимально увеличится площадь в пятне контакта между дисками и колодками.
2. * После притирки тормозов следует произвести спекание материалов тормозных колодок. Достигается это путем нескольких (от 5-и до 8-и) очень жестких, интенсивных и затяжных торможений, до полной остановки. Необходимо довести температуру тормозных механизмов до близкой к критической. После этого нужно остановиться и дать тормозным дискам полностью остыть. Если процесс спекания прошел правильно, то вы должны почувствовать улучшение торможения при меньшем давлении на педаль тормоза, чем до спекания. Если изменений не произошло, попробуйте произвести спекание заново. В процессе спекания очень важно не перегреть колодки. При перегреве возможно разрушение материала колодок.

Притирка тормозных колодок

Для эффективной работы тормозных колодок после их установки очень важно чтобы они прошли правильную притирку к тормозным дискам. Во время притирки колодки не только приобретают форму поверхности тормозного диска, но и иную химическую структуру, которая очень важна для нормальной работы колодки. При неправильной притирке возможно образование глянцевого слоя либо разрушение фрикционной массы из-за перегрева на начальной стадии их эксплуатации.
И то, и другое — недопустимо.

Для правильной притирки рекомендуется после установки новых тормозных колодок произвести следующие действия:

1. Разогнать автомобиль до скорости 60 км/ч и, не снимая ноги с педали газа, начать притормаживать. При этом скорость не должна опускаться ниже 50 км/ч. Это необходимо для разогрева тормозных колодок и дисков до оптимальной температуры (в таком режиме следует проехать около 750 м)

2. Отпустить педаль тормоза и проехать 2 км свободно (дать колодкам и дискам остыть)

3. Плавно остановить автомобиль до полной остановки. После этих действий колодки можно считать правильно притертыми.

Прикатка тормозных дисков, колодок

Если ваша цель стоит не только купить правильные тормозные диски и колодки, а и получить от них максимум, усвойте одно простое правило: все самое важное начинается только после покупки!

Вибрация в руль при торможении, скрипы и визги тормозов, неравномерный износ дисков - всего этого можно избежать, проведя несложную, но столь важную процедуру прикатки ваших новых компонентов.

Если вам интересно, почему стоит производить те или иные действия в процессе прикатки новых компонентов - этот абзац для вас. Если вам важен лишь результат - переходите к разделу Правила.

Итак, в сущности новых тормозных дисков и колодок есть два важных физических момента:

Правильная придатка новых колодок и дисков
1. Новые тормоза, несмотря на визуальную "ровность", при соприкосновении поверхностей, не будут иметь полного прилегания. У новой пары, сразу после установки, будет 10-20 точек соприкасания общей площадью 30-50%.

2-й момент следует из первого. Из-за неравномерного распределения нагрузки на поверхностях компонентов, в первые 400-600 км пробега очень вероятна ситуация, когда в некоторых точках колодки температура будет значительно выше.

Из перегрева, фрикционный состав в температурных очагах будет плавиться и при нажатии на педаль тормоза переноситься на диск в виде тонкого слоя, неравномерно распределенного по поверхности тормозного диска. Очень скоро толщина которого в разных точках будет различной. Итог - вибрация в руль.

Всего этого можно избежать, выполнив несложную инструкцию.

Правила прикатки новых тормозных компонентов.

Данное руководство применимо к первым 5-10 км пробега. Применяйте его сразу после установки компонентов, и вне дорог с оживленным движением. Не используйте экстренных и затяжных торможений до окончания процедуры прикатки. Крайне желательно производить прикатку в сухих дорожных условиях. Если возле СТО, устанавливающих тормоза, нет нужного участка дороги - на невысокой скорости и с легкими прерывистыми торможениями доедьте до требуемой местности.

  • Выберите участок дороги, который позволит вам спокойно набирать и сбрасывать скорость без создания помех другим участникам движения
  • Разгонитесь до скорости примерно 60 км/ч и сразу же, нажатием педали тормоза, сбросьте скорость до 5-10 км/ч. Сила нажатия на педаль должна составлять примерно 70-80% от полной.
  • Не останавливаясь, сразу же наберите скорость до 60 км/ч и снова замедление до 5-10.
  • Проведите 10 таких циклов набор скорости-торможение, не давая остыть паре между торможениями. На последних этапах может появится легкий запах горящего фрикционного состава колодка - это вполне нормально, и показывает, что вы делаете все верно!
  • После совершения 10 циклов не останавливайтесь и отпустите автомобиль накатом, дав тормозам как можно больше времени пассивно остыть. Длина последнего этапа в идеале должна быть порядка 5 км. Это крайне важно.
  • Точная скорость не важна, придерживайтесь ориентировочно указанных показателей.
  • Ни в коем случае не совершайте полную остановку автомобиля во время прикатки, т.к. нагревшаяся и не притертая колодка может передать фрагменты верхнего слоя на поверхность диска, изменив его толщину

Помните! Отсутствие должной прикатки новых тормозных компонентов может привести к вибрациям при торможении, низкой эффективности вплоть до разрушения фрикционного состава колодки!


Тормозную систему не следует эксплуатировать в нормальном режиме, пока не произведена процедура обкатки.

1. Не начиная движения, несколько раз нажать педаль тормоза, для того, чтобы разогреть ее.

2. Проехать 150-200 километров, используя мягкие торможения (50% прилагаемой силы), избегая интенсивных и длительных торможений, не допуская перегрева колодок и тормозных дисков. Следует обращать внимание на отсутствие вибраций и шумов тормозов на ходу и при торможении.

3. Для прикатки следует произвести как минимум 30 остановок длительностью по 3 секунды каждая. Осуществлять торможение необходимо со средним/низким замедлением, с различной начальной скоростью. Проезжать несколько километров между остановками.

4. Цель данной процедуры – постепенно повысить температуру компонентов (в основном колодок) без создания температурного шока и «прикатать» поверхности соприкосновения колодок и дисков.

5. После осуществления серии торможений, проехать еще несколько километров, стараясь минимально использовать педаль тормоза, для того, чтобы охладить систему.

6. Теперь система готова к нормальному использованию.

Не рекомендуется производить прикатку на дорогах общего пользования, поскольку это может представлять опасность для других участников дорожного движения.

2 вариант (для спортивной эксплуатации)

Для того чтобы Ваша тормозная система работала правильно и эффективно, после установки тормозных колодок, дисков или суппортов следует произвести их прикатку.

1. Необходимо проехать 150-200 километров, используя мягкие торможения, избегая интенсивных и длительных торможений, не допуская перегрева колодок и тормозных дисков (см. вариант 1). После этого колодки и диски притрутся друг к другу, исчезнут микронеровности, максимально увеличится площадь в пятне контакта между дисками и колодками.
2. * После притирки тормозов следует произвести спекание материалов тормозных колодок. Достигается это путем нескольких (от 5-и до 8-и) очень жестких, интенсивных и затяжных торможений, до полной остановки. Необходимо довести температуру тормозных механизмов до близкой к критической. После этого нужно остановиться и дать тормозным дискам полностью остыть. Если процесс спекания прошел правильно, то вы должны почувствовать улучшение торможения при меньшем давлении на педаль тормоза, чем до спекания. Если изменений не произошло, попробуйте произвести спекание заново. В процессе спекания очень важно не перегреть колодки. При перегреве возможно разрушение материала колодок.


Про колодки:

Притирка тормозных колодок.

Для эффективной работы тормозных колодок после их установки очень важно чтобы они прошли правильную притирку к тормозным дискам. Во время притирки колодки не только приобретают форму поверхности
тормозного диска, но и иную химическую структуру, которая очень важна для нормальной работы колодки. При неправильной притирке возможно образование глянцевого слоя либо разрушение фрикционной массы из-за перегрева на начальной стадии их эксплуатации.
И то, и другое - недопустимо.

Для правильной притирки рекомендуется после установки новых тормозных колодок произвести следующие действия:

1. Разогнать автомобиль до скорости 60 км/ч и, не снимая ноги с педали газа, начать притормаживать. При этом скорость не должна опускаться ниже 50 км/ч. Это необходимо для разогрева тормозных
колодок и дисков до оптимальной температуры (в таком режиме следует проехать около 750 м)

2. Отпустить педаль тормоза и проехать 2 км свободно (дать колодкам и дискам остыть)

3. Плавно остановить автомобиль до полной остановки. После этих действий колодки можно считать правильно притертыми.

О том, к чему могут привести те или иные неисправности тормозной системы, объяснять, наверное, не нужно никому. Другое дело, что многие автовладельцы, вроде и следящие за ней, и даже вовремя и в срок меняющие тормозные диски и колодки, неожиданно попадают в аварии именно «из-за тормозов». Причем нередко, именно после плановой замены колодок! Почему, разобрались автомобильные эксперты газеты «Московский комсомолец».

Драйфхак от автоэкспертов

Вы удивитесь, но именно новые колодки могут стать причиной ДТП! Нет, это мы не к тому, что надежнее ездить на старых. Просто только что установленную деталь необходимо грамотно обкатать, встроить, так сказать, в слаженный и сработавшийся «организм» транспортного средства.

А если этого не сделать, то, во-первых, в первые тысячу-другую километров после замены вы неизбежно столкнетесь с низкой эффективностью торможения. Просто потому, что «не притертые» колодки априори не будут соприкасаться с тормозным диском на 100%. Ведь колодки должны «облегать» диск – совсем как правильно подобранные джинсы человеческую фигуру. В противном случае, в одном месте колодки вообще не будут касаться диска, а в другом – слишком сильно на него давить. В последнем случае случится их так называемый локальный перегрев и колодки буквально остекленеют, что сведет коэффициент трения практически к нулю.

Во-вторых, неправильная обкатка обязательно приведет к неравномерному износу тормозного диска – на нем появятся борозды, глубина износа его поверхности будет в разных местах разной. Что, как вы понимаете, так же не будет способствовать полному контакту с колодками.

И, наконец, неправильно обкатав колодки, вы со стопроцентной вероятностью получите дергающуюся в конвульсиях при торможении «баранку» (и, заметим, довольно скоро – километров через 500 пробега). Почему подобная напасть, известная в народе, как «биение в руль», при экстренном торможении на высоких скоростях может привести к аварии, говорить не приходится.

А возникает столь неприятный эффект именно потому, что не обкатанные колодки, не достигнув полного «единения» с диском, разрушаются. И фрагменты фрикционного материала колодок, превращаясь в чугун, застывают на диске, искривляя его поверхность и вызывая биение на руль.

Чтобы всего этого избежать, требуется совсем немного терпения – не насиловать колодки в период их обкатки, притирания к диску. И для начала, сразу после установки, проведите следующую процедуру. Раз десять разгонитесь максимум до 60 км/ч и медленно снижайте скорость до 10 км/ч. И следующие 200-300 километров пробега старательно избегайте резких торможений: по сути – не лихачьте, практикуя неторопливый и размеренный стиль езды без резких разгонов/ торможений и с плавными остановками. Что, согласитесь, во всех смыслах полезно и безопасно.

Но и правильно обкотав колодки, не расслабляйтесь. Специалисты настоятельно рекомендуют не реже двух раз в год заезжать в автосервис из профилактических соображений – проверять состояние и дисков, и колодок, и уровень тормозной жидкости.

При этом внимательно слушайте свою машину, и если вам покажется, что при торможениях стали появляться нехарактерные шумы – проведите, не дожидаясь беды, полное обслуживание тормозной системы, в которое входят демонтаж суппорта, проверка состояния всех деталей, их чистка и смазка. Кстати сказать, все это необходимо делать при любой замене любых компонентов тормозной системы.

И, кстати сказать, занимаясь тормозами, не жадничайте, и заодно проверяйте состояние подвески и рулевого управления – живее будете.

Читайте также: