Как проверить колесо велосипеда при покупке

Опубликовано: 26.04.2024

покупка велосипеда

Нет ничего приятнее покупки новенького велосипеда. В мечтах мы рисуем образ идеального байка, а в реальности часто вынуждены выбирать из того немногого, что позволяют нам денежные средства или «среда обитания» (дороги, образ жизни, цели езды). Однако есть несколько подсказок, помогающих понять, на что обратить внимание при покупке велосипеда. О них и пойдёт речь в статье.

девушка с новым байком

Тип велосипеда

Как у всего на свете, у вашей покупки должна быть чёткая цель. Велосипед – это стиль жизни. Помните об этом. Определитесь, какие маршруты вы будете проделывать на своём новом приобретении. Если грандиозных велопоходов по лесным песчаным трассам или межсезонному сельскому бездорожью не предвидится, есть смысл купить не навороченный горный, а более лёгкий городской или комбинированный гибридный велосипед. Он пригодится для ежедневной езды и воскресных прогулок, а летом прекрасно подойдёт для загородных поездок.

Для спортсменов подойдут трековые модели, а для любителей велотрюков – ВМХ с низкой посадкой.

Бренды

Платить за имя только ради имени неразумно, но необходимо понимать: проверенные бренды – это гарант качества. Такие велосипеды не стоят дешевле 20 тысяч рублей, зато при разумной эксплуатации вам не придётся постоянно тратиться на ремонт.
Если вы планируете покупку городского велосипеда, смело можете выбирать товары от таких производителей, как:

  • Creme;
  • Fuji;
  • Linus;
  • Peugeot;
  • Schwinn.

Если настроились на гибрид или горный, обратите внимание на следующие бренды:

  • Giant;
  • GT;
  • Haro;
  • Kross;
  • Merida;
  • Trek.

Любителям лёгких спортивных моделей можно порекомендовать шоссейники (велосипеды с тончайшей настройкой оборудования, все компоненты которого взаимозависимы, и облегчённой рамой) от компаний Orbea, De Rosa, Target и других.

спортивный байк

Интересны также синглспиды (велосипеды, имеющие одну скорость) и фиксы (велосипеды с фиксированной передачей) от Fuji, Shwinn и Bear Bike.

Колёса

При выборе велосипеда обязательно уточните диаметр колёс. Чем он больше, тем лучше. Для езды по городу оптимальным будет диаметр 26 дюймов, 28 и 29 тоже хороши, но они помогают развить большую скорость. Хорошо ли это для вас – решайте сами.
Нужно знать, что детский велотранспорт имеет следующую расчётную формулу. На каждые 15 см роста ребёнка приходится 4 дюйма прибавки к диаметру. Стартовая цифра при этом 12 дюймов. Она соответствует метровому росту. Колёса с таким диаметром бывают обычно у трёхколёсных велосипедов.

велосипедные колёса

Что касается качества покрышек, то лучше выбирать полусликовые либо сликовые с небольшой резьбой. Совсем гладкое, без рельефного рисунка покрытие снижает качество торможения.

Тормоза

Кстати, о тормозах. Что с ними? Смотрите, что вам удобнее. Если без проблем справитесь с гидравликой, пожалуйста, берите гидравлические. Правда, среди опытных велосипедистов немало тех, кто считает, что они утяжеляют процесс управления, да и саму конструкцию велосипеда. Для катания по городу будет достаточно и ободных, и даже просто ножных тормозов. Главное, чтобы они были на переднем, а лучше – и на заднем колесе.

Не забудьте проверить, подходит ли вам выбранный вариант. Не стесняйтесь попросить продавца разрешить вам проехать несколько метров, чтобы убедиться в исправности и удобстве тормозов.

Рама – основа велосипедной конструкции. Она должна быть прочной, то есть стальной, а лучше карбоновой. Сталь довольно тяжела, для облегчения общего веса создают специальные полые конструкции, но сломать такую раму можно только при падении с огромной высоты или под автомобилем во время аварии. Карбон лёгок, прочен, но чрезвычайно дорог. А вот алюминий или сплав с добавлением других металлов водостоек и обойдётся дешевле, но вероятность помять его при падении возрастает.

рама велосипеда

Седло

При выборе седла учитывайте его жёсткость, а также угол наклона. Широкие и удлинённые модели сиденья удобны для неспешной прогулочной езды, а узкие и вытянутые - для спортивной. Материал седельного покрытия должен быть прочным. Обычно велосипедные сиденья обтянуты кожзаменителем, но есть варианты из кожи. Не забывайте, что высоту седла не только можно, но и нужно регулировать в зависимости от роста ездока.

Переключение скоростей

Русские дороги ровными не назовёшь, но всё-таки рельеф у нас преимущественно равнинный. Оцените пространства своего города, чтобы понять, как часто придётся переключать скорости. Для городов, расположенных на холмах, подойдут планетарные втулки с несколькими скоростями (их может быть 3 или 7). Там, где нет резких перепадов высоты, проще и дешевле обойтись вовсе без переключателей.

Амортизационная вилка

В большинстве случаев амортизационная вилка излишняя: он не добавляет велосипеду ни лёгкости, ни скорости. А вот в маленьких провинциальных городах она, пожалуй, нужна. Там не всегда есть обустроенные велосипедные зоны, придётся объезжать бордюры, да и качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего. Даже для городской езды в этом случае лучше выбрать гибридный велосипед с удобной посадкой, амортизационной вилкой и двумя переключателями скоростей.

Рост и посадка

Чтобы убедиться, что велосипед подходит вам по росту, нужно посидеть за рулём. Поэтому выбирать надо самостоятельно, не через интернет. Размер рамы может варьироваться от 35,4 см до 60,8 см. Кроме того, важно, чтобы расстояние от подседельной трубы до паха при постановке ноги на землю, а не на педаль составляло не менее 5 см.

Сразу проверяйте и адекватно оценивайте такие параметры, как:

  • высота и охват руля;
  • подъём и геометрия рам;
  • расстояние от сиденья до педали;
  • степень мягкости сиденья.

Важно не просто посидеть на велосипеде, но немного проехать, чтобы понять, как он приспособлен к изменению положения тела. Если хотя бы один из перечисленных критериев вас не устраивает, переходите к следующей модели. Посадка должна быть идеальной – это ваша осанка, ваше здоровье, ваша безопасность.

Подержанные велосипеды

Если волей судьбы вам приходится брать велосипед с рук, убедитесь, что велосипед исправен. Для проведения качественной диагностики возьмите с собой кого-то, кто даст вам толковый совет. Особенно тщательно осмотрите раму. Нет ли на ней старательно закрашенных пятен ржавчины?

Если рама исправна, при желании можно обновить руль, колёса, остальные детали, превратив даже старенький советский агрегат в стильную, а главное, лёгкую в эксплуатации модель-ностальжи.

поддержанный велосипед

Обращайте внимание и на надёжность продавца. Лучше брать товар у проверенных людей, чтобы случайно не получить краденый байк.

При первой встрече велосипед как гипотетический спутник жизни: либо нравится, либо нет. Трудно сказать, что определяет наш выбор. Идеальные колёса, крепкая рама, удобное седло, множество современных гаджетов – всё это может не обрадовать, если велосипед – «не ваш», если вам на нём некомфортно, если вы не знаете, что со всем этим делать. Выбирайте ту модель, которая придётся вам по душе. А насколько она надёжна – покажет время.

купить бу велосипед

Новый велосипед хорошего качества стоит немалых денег, а приобретать дешевую модель невыгодно – поездки на неудобном и громоздком аппарате, который через полгода начнет сыпаться, доставят мало удовольствия. Поэтому оптимальным решением для многих является покупка поддержанного байка.

Но чтобы приобретение стало выгодным, и агрегат прослужил вам не один год, важно уделять внимание деталям. Давайте рассмотрим, как купить бу велосипед, и на что стоит обращать внимание при осмотре.

В первую очередь оцените стоимость агрегата. Если она значительно ниже рыночной, это повод насторожиться. Возможно, велосипед имеет серьезный дефект, или он находится в угоне. Второй момент проверить довольно просто. Спросите номер рамы. В интернете имеются специальные базы, куда владельцы украденных велосипедов вносят номера своих рам. Если номер выплыл в одной из баз, интересующий вас байк с нечистой репутацией.

Рама как скелет, от ее состояния зависит работоспособность всех остальных элементов. Поэтому важно проверить наличие возможных дефектов. Независимо от материала, из которого изготовлена рама, конструкция должна быть прочной и ровной.

купить бу велосипед

Уделите внимание лакокрасочному покрытию. Если заметны следы перекраски, возможно продавец постарался скрыть дефекты. Самым проблемным местом является рулевой стакан – место, где вилка соединяется с рулем. Просмотрите состояние рамы в этом месте. Если имеются дефекты, приобретать байк лучше не стоит, даже при наличии существенной скидки.

Колеса

Состояние покрышек мы рассматривать не будем, поскольку они все равно требуют периодической замены, а на ободе необходимо остановиться подробнее. Важно проверить колеса на наличие восьмерок, яйца и «зонта». Незначительные восьмерки еще можно опустить, а серьезные отклонения от нормы игнорировать не стоит. О том, как устранять восьмерку, а также как собрать колесо своими руками уже обсуждалось в наших статьях.

Если вы нашли погрешности в колесе, значит, был удар, а возможно и не один. Поэтому стоит проверить состояние борта обода, спицы и крепления к ним. Если на велосипеде установлены V-brake, проверьте, насколько стерта поверхность обода, за счет которой осуществляется торможение. Оцените рабочее состояние колес и подумайте, стоит ли сбросить цену и купить или лучше отказаться от проблемного агрегата.

Шатуны и втулки

Хотя эти детали разные и выполняют различные функции, процесс проверки у них похож. Внутри шатунов и втулок находятся движущие элементы. Если при вращении слышен хруст или наблюдается люфт, это свидетельствует о недостатке смазки, а возможно, и о поврежденных подшипниках. Проверку лучше выполнять на дороге. Для диагностики втулок необходимо разогнаться и прекратить вращение педалей. Наличие посторонних звуков будет сигнализировать о проблеме втулок.

купить бу велосипед

Тормоза

Проверка тормозов будет зависеть от типа деталей. На современных байках устанавливают 3 типа тормозов:

  • Ви-брейки;
  • Дисковые (механика);
  • Дисковые (гидравлика).

Чтобы оценить состояние V-brake, необходимо проверить степень изношенности колодок. Если они порядочно стерты, неизбежно потребуется их замена, поэтому можно попробовать скинуть ценник. Наилучшим вариантом проверки тормозной системы является тест-драйв. Разгонитесь и резко нажмите на тормоз, все остальное вам расскажет длина тормозного пути.

Не забудьте осмотреть тросики. Они должны быть целыми, без разрывов и ответвлений.

Что касается дисковых тормозов, то износ колодок без демонтажа колеса посмотреть не получится. Поэтому лучший способ оценить их состояние – это тест-драйв. Причем в идеале стоит проводить его на мокрой дороге. Там тормоза покажут себя во всей красе. Но помните, что данный способ не подойдет для V-brake – даже будучи новыми они практически бесполезны в дождливую погоду.

Посмотрите люфт на тормозных ручках. Поперечные колебания должны быть минимальными. Если при давлении ручки на гидравлике имеется некоторый провал, это говорит о наличии воздуха в системе. Если вы не умеете стравливать воздух из тормозов, несколько раз подумайте перед покупкой.

Обратите внимание на роторный механизм и тросики. Если на велосипеде установлена гидравлика, проверьте состояние трубок. Они не должны иметь дефектов, иначе тормозная жидкость вытечет, и система накроется.

купить бу велосипед

Вилка

Хотя на велосипедах устанавливаются различные типы вилок, процедура их диагностики схожа. В конструкции не должно быть люфта (разумеется, поперечного). Если в вилке предусмотрено масло, оно не должно выходить из конструкции. В противном случае это свидетельствует о вышедших из строя сальниках. Амортизаторы должны ходить плавно.

«Котом в мешке» может оказаться приобретение велосипеда с воздушным типом вилки. Основная проблема в том, что оценить ее состояние невозможно, поскольку стравливание воздуха, свидетельствующее о неисправности детали, может начаться в любой момент. Остальные типы вилок довольно предсказуемы и подлежат предпродажной проверке.

купить бу велосипед

Трансмиссия

Наиболее важный узел велосипеда. Прежде всего, необходимо проверить положение переключателей. Лапка заднего переключателя должна быть параллельна кассетам, а рамка переднего переключателя – параллельна цепи. Наличие небольших отклонений приведет к проблемам при переключении.

На переключателях не должно быть следов механических повреждений. Кроме того, посмотрите износ накидных звездочек. При осмотре трансмиссии будьте особенно внимательны, поскольку хорошее оборудование зачастую является самой дорогой частью велосипеда.

Не забудьте осмотреть тросики и проверить манетки. Прокатитесь на велосипеде по улице и переключите все возможные комбинации передач. Скорости должны включаться плавно, без трения о рамку и посторонних звуков.

Также не забудьте о таких мелочах как целостность руля, подседельного штыря и самого седла. При внимательности и знании того, как проверить бу велосипед, вы сможете совершить выгодную покупку.

А такой же, но подержанный — в два раза дешевле. Бояться покупать б/у велосипед не стоит, если знать, как оценить его состояние и где найти хороший.

Я езжу на велосипеде с 2011 года, в 2016 году открыл свою веломастерскую. За это время я купил 4 подержанных велосипеда, среди которых есть и плохой, и очень хороший.

В этой статье я расскажу, как купить б/у велосипед за хорошие деньги и не прогадать.

Прежде чем покупать велосипед, решите, где вы будете кататься: в лесу, на даче, в городе или по шоссе. Велосипеды различаются по своему назначению, поэтому важно выбрать, какой именно вам нужен. От этого зависит комфорт езды, скорость и простота в управлении.

Кантрийный — велосипед, который хорошо едет и по городу, и по полям. На таких велосипедах устраивают соревнования по езде на пересеченной местности. В России это самый распространенный тип велосипеда.

Шоссейный — жесткий велосипед для езды по ровной дороге. В полях и на песке на таком не покататься, зато на шоссе он развивает очень высокую скорость.

Фикс, или трековый велосипед, — разновидность шоссейного велосипеда с прямой передачей. То есть если педали крутить вперед, велосипед едет вперед, а если назад — едет назад, свободного хода нет. Изначально он предназначен для трека и развития максимальной скорости, но в последнее время фиксы стали популярны и модники гоняют на них по городу.

Грэвел — новый тип велосипедов. Это шоссейник, но на широких колесах, что-то среднее между кантрийным и шоссейным велосипедом. Он подходит для длительных путешествий, на его раме обычно есть дополнительные крепления для багажника.

Циклокросс визуально сложно отличить от грэвела, но геометрия и посадка немного другие. Он предназначен для быстрых гонок по пересеченной местности с переходом на бег вместе с велосипедом.

Фэтбайк — это велосипед на очень широких колесах. Его придумали для езды по снегу или песку. Он менее маневренный и быстрый, но зато проедет везде.

Круизер — велосипед для прогулок по парку и красивых фотографий. У таких велосипедов очень удобное седло и прямая посадка, сидишь как на стуле. Такой нужно брать тем, кто хочет собирать на себе взгляды.

Складной велосипед подойдет тем, для кого главное — компактность. Моделей очень много, их главные плюсы — легкость и удобство хранения в собранном виде.

Двухподвес — это велосипед с амортизацией обоих колес. Отличить его можно по наличию амортизатора внутри рамы. Амортизатор отрабатывает все кочки и неровности так, что ударная нагрузка практически не передается через руль и седло. Подойдет для спуска с горы, езды по пересеченной местности и людям с травмой позвоночника.

Биэмикс, стрит и дёрт — велосипеды для трюков и прыжков. Ездить на таких неудобно.

Когда определитесь с типом велосипеда, подберите ростовку рамы.

Чисто технически ездить можно на чем угодно, но на слишком маленьком или на слишком большом велосипеде ездить неудобно. Велосипед обязательно должен подходить вам по росту.

Как выбрать размер рамы по росту

Рост, см Размер рамы В см
130—145 XS 33,0
135—155 XS 35,6
145—160 S 38,1
150—165 S 40,6
156—170 M 43,2
165—178 M 45,7
170—180 L 48,3
178—185 L 50,8
180—190 XL 53,3
185—195 XL 55,9
190—200 XXL 58,4
195—210 XXL 61,0

Объявления о продаже велосипедов можно найти на «Авито», «Юле» или другом сайте бесплатных объявлений. Еще можно посмотреть на форуме «Веломании». Тут велосипеды выше уровнем, их продают профессионалы. Сам я искал на «Авито».

Не обращайте внимания на объявления про новые велосипеды на литых дисках, фэтбайки до 20 000—25 000 Р от неизвестных брендов или с автомобильной маркой в названии. БМВ — хорошая машина, но не велосипед.

Лучше искать велосипед известной велосипедной марки. Год выпуска не так важен: велосипед 2017 года не особо отличается от велосипеда 2000 года. Если сомневаетесь в бренде, почитайте отзывы в интернете. Я рекомендую такие марки: Merida, GT, Norco, Kona, Format, Haro, Corratec, Trek, Cube, Specialized, Orbea, Cannondale, Author.

Хорошо, когда в объявлении есть фотографии велосипеда целиком и его отдельных частей. Если фотографий нет, попросите их сделать. Это сэкономит ваше время: лучше сначала проверить велосипед по фотографиям, чем поехать на осмотр и найти кучу изъянов.

Уточните, какая у велосипеда ростовка и есть ли у владельца документы: руководство и чек из магазина. Документы подтвердят качество и подлинность велосипеда. Кроме того, на многие велосипедные рамы гарантия действует по 5 лет или даже больше, а без документов гарантийного ремонта не будет.

Хорошее объявление выглядит так:

  1. Есть 2—3 фотографии.
  2. Указана марка, модель и год выпуска велосипеда, его ростовка.
  3. Есть описание велосипеда, а в идеале — указаны конкретные запчасти: «Рама Trek 4900, вилка Rocx Shox xc30 silver, переключатель задний Shimano Deore shadow plus, колеса Mavic».
  4. Есть документы: руководство и чек.
  5. Объявление дает человек, а не компания.

Не ведитесь на объявления, в которых указана цена всего 10 000—15 000 Р , а на фото очень дорогой велосипед. Особенно если в процессе общения продавец просит оплатить велосипед до осмотра, а прислать его обещает транспортной компанией. Скорее всего, это мошенник.

Когда найдете подходящий вариант, договоритесь о встрече, чтобы посмотреть на велосипед вживую. Покупать без осмотра ни в коем случае нельзя. Вот почему.

Я купил советский велосипед ХВЗ «Старт-шоссе» просто по рассказу. Велосипед привезли домой, пока меня не было, а деньги я отдал заранее. При детальном осмотре велосипеда я понял, что колеса люфтят, а спицы растянуты — их нужно менять. По факту я купил за 4500 Р только раму, хотя она стоит максимум 2000 Р .

Через год я поставил на велосипед нормальные колеса от другого моего велосипеда, купил новую каретку, колодки и цепь — все вместе 1500 Р . В итоге «Старт-шоссе» обошелся мне в 6000 Р : 4500 Р рама, 1500 Р запчасти и еще 4000 Р — упущенная выгода за колеса, которые я мог бы продать.

Как подготовиться к осмотру велосипеда

Возьмите с собой эту статью и перчатки.

Купите измеритель износа цепи. Он стоит всего 200—300 Р , зато покажет реальный пробег цепи и звезд, на которые она надета, и поможет аргументированно торговаться.

В дальнейшем уходе за велосипедом измеритель тоже пригодится.

Торгуйтесь

Цена на подержанные велосипеды обычно на 30% ниже, чем на новые. Бывает так, что незнающий человек выставляет дорогой велосипед, например «Спешалайзд», за 20 000 Р . Бывает и наоборот. Поэтому заранее узнайте цену на новый велосипед, чтобы понимать, сколько примерно должен стоить подержанный.

Приемлемая цена б/у велосипеда с хорошим оборудованием — 10 000—20 000 Р . Причем почти всегда цену можно сторговать, если тщательно осмотреть велосипед.

Я купил «Джити-аутпост-трэйл» на жесткой стальной раме за 5500 Р . Продавец хотел 8500 Р , но 3000 я сторговал при осмотре. Этот велосипед перестали выпускать в 2000 году, поэтому сложно сказать, сколько сейчас стоит новый. У него не было заднего переключателя, была изношенная, вытянутая цепь и стерты звезды. Об этом продавец умолчал или просто не знал. Все остальное было в хорошем состоянии.

я сторговал при покупке велосипеда

Как осмотреть раму

Рама — это скелет велосипеда, на нее крепятся все детали. Поэтому очень важно, чтобы рама была в хорошем состоянии.

Раму нужно тщательно осмотреть на сколы, вмятины и трещины. Чаще всего они бывают в районе подседельного штыря и около рулевой трубы. Туда смотрите в первую очередь.

Подседельный штырь и рулевая труба, около которых могут быть трещины

Если на раме много разноцветных наклеек, под ними могут быть царапины или сколы краски. Перед осмотром попросите продавца снять все наклейки. Исключение — наклейка или специальная накладка на нижнем пере рамы. Она защищает раму от ударов цепью.

Даже если трещина заварена, велосипед брать нельзя: трещина может образоваться вновь. А за сколы и вмятины, если они вас не пугают, можете попросить скинуть цену.

Кроме того, снизу на раме возле педалей расположен номер, по которому можно сверить документы и узнать, не был ли велосипед угнан. Это можно сделать, например, на сайтах «Велоотпуск», «Велоугон» и «Лостбайк». А вот звонить в полицию и просить пробить велосипед бесполезно: по телефону вам такой информации не дадут.

Как проверить вилку

Вилка подвижно крепится к раме и позволяет управлять велосипедом. Поворачивая руль, вы вращаете вилку, а вместе с ней и переднее колесо. Помимо этого вилка отрабатывает неровности дороги. От ее состояния зависит то, насколько комфортно управлять велосипедом.

Вилка стоит дорого — от 3000 Р , поэтому обязательно нужно проверить ее состояние, чтобы потом не тратиться на замену.

Проверьте вилку: понажимайте на нее несколько раз сверху. Она должна плавно ходить без скрипов и шумов. Спросите, когда делали техобслуживание вилки. В идеале ее нужно обслуживать не реже раза в год.

Оцените внешнее состояние ног вилки. На них не должно быть потертостей и царапин. На хорошей вилке покрытие ровное, одного цвета, по всей длине ног.

Если заметите трещины на резинках или масляные подтеки, смело торгуйтесь на 1500 Р — столько стоит комплект для ремонта вилки. Или вообще не берите такой велосипед.

Как осмотреть колеса

Переверните велосипед и прокрутите колесо. Подставьте к ободу палец и посмотрите, не меняется ли просвет. В идеале колесо должно крутиться ровно и долго. Если колесо ходит в пределах 5—10 мм — это не страшно, но можно просить скидку 200 Р за колесо. Если восьмерку видно даже без прокрутки колеса, лучше не покупать велосипед или просить скидку от 1500 Р на новое колесо.

Осмотрите обод на вмятины и трещины, их не должно быть. Если вы их заметили, велосипед лучше не брать. Либо сторговать 1400 Р — примерно столько стоит новый обод и его замена.

Снимите с велосипеда колесо, предварительно расстегнув тормоз. Покрутите втулку рукой: она должна свободно и легко вращаться, без хрустов и закусываний. Ось должна стоять жестко и не шататься. Если вы заметили свободный ход — люфт, — это может вылиться в полную замену втулки. Если люфт незначительный, можно попробовать сбить цену на 200 Р за каждое колесо.

Хорошо, когда задняя втулка под кассету. Ось у таких втулок прочнее из-за подшипников, которые расположены шире, чем у втулок под трещотку.

Отличить кассету от трещотки просто: если звезд больше семи, это кассета, если меньше — трещотка. Еще если на звездах есть большая плоская гайка с видимым шлицем — углублением, — это кассета. Если гайки нет, это трещотка.

Как проверить тормоза

Тормоза — обязательный элемент безопасного управления. Они помогают вовремя сбросить скорость. Неправильно настроенный тормоз может или совсем не затормозить, или создавать сопротивление при езде.

Поработайте тормозными ручками. Они должны нажиматься одинаково плавно и легко. При полном нажатии ручка тормоза должна останавливаться посередине между ее обычным положением и рулем.

Состояние тормозных колодок можно оценить самому, стертые колодки видно. Прокатитесь и резко затормозите. Если дисковые тормоза скрипят, на них попало масло. Устранить скрип можно только заменой колодок, потому что масло из них не вымывается. Новые колодки стоят от 300 Р — это повод просить скидку. А если скрипят ободные тормоза, они просто неправильно стоят — менять ничего не придется.

Как проверить звезды и цепь

Кассета и трещотка состоят из нескольких звезд. На звезды надевается цепь. Цепь передает усилие ваших ног на колесо. Это важные части велосипеда, которые требуют своевременного ухода.

Во время катания на цепи скапливается пыль с дорог. Если ее чистить вовремя, она дольше прослужит и не будет портить звезды. Но и при должном уходе цепь со временем растягивается и начинает стирать зубья задних звезд. Если регулярно менять цепь, задние звезды будут в порядке. Если вовремя не проверить цепь, придется менять и звезды тоже, потому что новую цепь не ставят на изношенные звезды: она будет постоянно проскакивать и быстро растянется.

Чтобы наверняка узнать состояние звезд и цепи, пригодится измеритель износа цепи. Его нужно вставить в цепь. Если он провалился, смело требуйте скидку 700 Р . Примерно столько стоит новая цепь.

Осмотрите задние звездочки. Если они острые, набор звезд вскоре нужно будет менять. Новая кассета на 8 скоростей обойдется примерно в 1200 Р , на 9 скоростей — 1500 Р , трещотка на 6—7 скоростей — около 600 Р . Это тоже повод для торга.

Как проверить систему и каретку

Система велосипеда — это то, что мы вращаем ногами. Она состоит из двух шатунов и одной или нескольких звездочек. Каретка соединяет раму с системой и вращает ее. Без нее велосипед просто не будет ехать.

Чтобы проверить каретку, возьмитесь за шатун и покачайте его из стороны в сторону. Люфта быть не должно, шатуны должны стоять жестко. Если шатуны люфтят, скорее всего, каретка пришла в негодность. Чтобы убедиться в этом, скиньте цепь с передних звезд на раму и, держа цепь, прокрутите педали. Вы услышите шум. Даже если шатуны не люфтят, а шум есть — каретку вскоре придется менять. Новая каретка не люфтит и не шумит. За каретку можно просить снизить цену на 600 Р .

Также проверьте педали на свободный ход и вращение: все должно быть плавно и гладко. Шатающиеся педали могут издавать очень громкие неприятные хрусты при езде. Новые педали стоят от 400 Р . Эту сумму можно сторговать.

Как проверить рулевую колонку

Рулевая колонка определяет направление движения велосипеда. Она состоит из верхней и нижней чашек, двух подшипников и упорных колец.

Чтобы ее проверить, упритесь передним колесом в стену или зажмите передний тормоз и покачайте велосипед вперед-назад, держа руку на месте соединения вилки с рамой. Люфт — это плохо. Просите скидку 200—300 Р , потому что, скорее всего, подшипник придется менять.

Затем поставьте руль прямо, приподнимите велосипед за раму, оставив руль свободным. Наклоните велосипед сначала в одну сторону, потом в другую. Руль должен плавно следовать за наклонами. Если не следует, то руль перетянут. Это не так страшно, как люфт, но все равно можно скинуть 100 Р .

Проверьте переключение передач

Посмотрите на состояние тросов. Если тросики ржавые, концы распушены или на тросе есть заломы, можете торговаться: по 100 Р за каждый трос.

Прокатитесь на велосипеде, пощелкайте все рычажки. Сразу после нажатия цепь должна перекинуться на другую звезду. Если после нажатия ничего не происходит или возникает посторонний шум, скажите об этом продавцу. Проблема не критична и легко устраняется, но скидку попросить можно: 200 Р за каждый переключатель.

Убедитесь в соответствии скоростей звездам. Первая звезда спереди находится ближе к раме, она самая маленькая. Сзади, наоборот, самая большая. При несоответствии цепь может периодически перескакивать с одной звезды на другую или проскальзывать. Так цепь будет быстрее изнашивать звезды и быстрее растянется сама, а неожиданный прокрут цепи может стать причиной падения с велосипеда.

Посмотрите на положение заднего переключателя: звездочки и ролики на переключателе должны находиться на одной прямой. Если переключатель кривой, велосипед падал. Кривой переключатель может попасть в спицы при езде, его намотает на колесо, вырвет крепление, цепь может порваться, а вы можете упасть с велосипеда. Такому переключателю может понадобиться замена. Цены на новый начинаются от 600 Р . Такую скидку точно можно просить.

Если вас все устраивает, заключите с продавцом договор купли-продажи. Он подтвердит вашу невиновность, если велосипед окажется краденым, и защитит вас от претензий со стороны третьих лиц.

У моего знакомого угнали велосипед. Его нашли в одном из автосервисов после перепродажи. Оказалось, что человек купил его у вора с рук. В итоге покупатель лишился денег и велосипеда, потому что договора не было. Велосипед вернули первоначальному владельцу — моему знакомому.

Помните, что экономия при покупке б/у велосипеда, на самом деле, может оказаться сомнительной. На современных велосипедах есть ряд относительно быстро изнашивающихся деталей и узлов. Если велосипед не очень новый, то возможна ситуация, когда, экономя при покупке, скажем, 30% стоимости, Вы, поездив немного, будете вынуждены менять многие детали, потратив в сумме больше денег, чем при покупке нового велосипеда. Единственный плюс – расходы будут растянуты во времени.

Даже если оборудование велосипеда изношено незначительно, четкость его работы в среднем будет несколько хуже, чем у нового. А, к примеру, сильно заезженное оборудование XTR вообще может работать хуже, чем новое Alivio. Таким образом, Вы не сможете почувствовать прелесть обладания новым велосипедом!

Проверка б/у велосипеда перед покупкой.

По количеству сколов краски и ее затертости можно приблизительно оценить то, как обращались с велосипедом ранее. Осмотрите раму на предмет трещин. Особенно часто они встречаются в районе подседельного штыря, на рулевой и кареточной трубах. Взявшись за раму в районе верхней чашки рулевой и у подседельника и немного наклонив велосипед от себя, надавите ногой в вал каретки по очереди с обеих сторон. Рама будет гнуться под нагрузкой, но, при этом, не должно раздаваться щелчков и скрипов, которые могут свидетельствовать о микротрещинах в раме. Попробуйте, держась за раму в тех же местах, “поломать” раму – одной рукой на себя, другой от себя. Щелчков и скрипов также быть не должно.

Вилка и рулевая не должны иметь существенных люфтов. Минимальный люфт в вилке допустим. Для проверки зажмите передний тормоз и покачайте велосипед вперед-назад. Люфт в рулевой может свидетельствовать о разбитых подшипниках, а в вилке – направляющих. Амортизационная вилка велосипеда должна прожиматься разумным усилием и без заеданий.

Руль, вынос и подседельный штырь не должны быть погнуты или иметь вмятин. Иначе придется их заменить. Попробуйте поменять высоту седла – подседельный штырь должен свободно, но без заметного люфта двигаться в раме на всю длину. Седло не должно ходить относительно подседельного штыря – замок должен надежно его фиксировать. Направляющие седла не должны быть погнуты.

Рычаги манеток, тормозные ручки, передний и задний переключатели передач не должны иметь заметных люфтов. Готовьтесь менять любой из перечисленных узлов велосипеда, если люфты значительны. Все должно двигаться без заеданий. Допустимый люфт на конце рамки заднего переключателя – 3-4 мм. Ролики должны свободно вращаться и иметь приемлемый профиль зубьев или их придется менять. Тросики не должны иметь лопнувших жил, а рубашки переломов. Если установлены гидравлические тормоза, подтеков тормозной жидкости или масла не должно быть нигде.
Износ цепи можно определить, используя специальный калибр или измерив 24 звена. Нормальное расстояние между центрами соединительных штифтов – 304, 8 мм. Если при измерении это расстояние окажется больше, чем на 1, 5 мм больше номинала, готовьтесь менять не только цепь, но и кассету, а, возможно, и звезды системы.

Покрышки не должны быть очень сильно стерты и не должны иметь существенных трещин, а также порезов и вздутий, как со стороны протектора, так и на боковинах.

Если велосипед не имеет явных дефектов, описанных выше, и срок его эксплуатации прежним владельцем невелик, то ориентировочная цена такого б/у велосипеда обычно составляет около 60-80% от цены нового. В остальных случаях можно и нужно рассчитывать на более низкую цену.

Из-за высоких цен на новые фирменные велосипеды профессиональные райдеры и новички в мире велоспорта частенько обращают внимание на бюджетные велосипеды бывшие в употреблении. Но покупать свой первый б/у велосипед нужно правильно, чтобы избежать возможных скрытых поломок и дефектов. В данной статье мы подробно расскажем как же правильно выбрать подержанный велосипед в хорошем состоянии и на что следует обращать внимание при покупке.

Проверка б/у велосипеда перед покупкой

Если вы решили купить себе не новый велосипед, а б/у, и только начали его присматривать через всевозможные сайты для объявлений, то Вам необходимо сразу отбросить неподходящие варианты, о которых мы и поговорим ниже. Далее мы рассмотрим порядок действий при покупке б/у велосипеда через интернет.

Первым необходимо обратить внимание на цену. Бывает, что цена нереально занижена. Это может свидетельствовать о том, что велосипед был украден или обладает каким либо скрытым дефектом. Хотя и бывают редкие исключения, когда прежний хозяин велосипеда просто очень торопиться его продать. Но все же слишком заниженная цена должна как минимум насторожить, и является основанием для более серьезной проверки. Для того чтобы узнать актуальную цену на конкретную модель велосипеда, просто вбейте в поиск на том же сайте данную фирму производителя и модель по разным регионам страны и сравните среднюю цену с той, которую Вам предлагает продавец.

Если владелец не указал ростовку велосипеда, то перед тем как приступить к осмотру, следует узнать у него размер рамы. Если размер Вам не подходит, то дальнейшие действия не нужны. Ведь кататься на неподходящем по росту велосипеде будет проблематично. Ниже мы приведем таблицу соответствия роста и размера рам. Так как размеры для MTB , шоссейных, двухподвесов или BMX отличаются, то и таблицы будут соответствующие.

Ростовка для горных, городских и гибридных велосипедов

Ростовка городской горный гибридный

Ростовка для шоссейных велосипедов

Ростовка для шоссеров

Ростовка для двухподвесов

Ростовка для двухподвесов

Ростовка для BMX

Ростовка для BMX

Совет по выбору б/у велосипеда в интернете и не только

Как писалось выше, хорошие и недорогие велосипеды разбирают практически через несколько дней (бывает и часов). Поэтому если Вы задумываетесь о покупке, но еще не нашли себе подходящего «железного коня», то советуем как можно чаще просматривать новые объявления о продаже велосипеда в Вашем городе или ближайших населенных пунктах.

Поспрашивайте у своих друзей и знакомых, может кто-то из них продает свой велосипед. Это хорошо по двум причинам. Вы можете рассчитывать на честность при описании неполадок байка, а во-вторых есть возможность получить неплохую скидку.

На что следует обращать внимание при осмотре б/у велосипеда перед покупкой

Любой тип рамы будь она алюминиевая, стальная или карбоновая имеют свойства ломаться, трескаться и деформироваться. Первым делом проверяем ее и обращаем на места, которые более всего подвержены деформации и разрывам: сочленение нижней трубы и рулевого стакана, места крепления перьев к верху и низу вертикальной трубы и другие места. После проверки ключевых узлов осматриваем остальные участки рамы велосипеда. Так же обратите внимание на оригинальность лакокрасочного покрытия. Если рама велосипеда перекрашивалась, то есть вероятность скрытия следов трещин, а так же возможно, что велосипед был украден. Это не аксиома, но все может быть.

Рама с местами возможных деффектов (2)

Далее проверяем, не погнута ли рама относительно продольной оси. Для этого становимся сзади велосипеда и смотрим соосность переднего и заднего колеса. Они должны быть друг за другом. Это можно так же проверить, намочив их и проехав по сухому асфальту. Следы должны идти след в след.

Колеса идут след в след

Если в результате осмотра были обнаружены вышеперечисленные дефекты рамы б/у велосипеда, его покупать категорически не рекомендуется. Большинство таких изъянов не подлежат устранению.

Обода

Дефекты обода не так страшны, как сломанная рама, но все же на их состояние так же обращайте внимание. Ведь найдя любую неисправность можно требовать снижения цены велосипеда. Обод может иметь четыре разновидности дефектов:

  1. Восьмерка. Восьмерка – это деформация обода, которая представляет собой волнистую изогнутость обода относительно продольной оси
  2. Яйцо. Это деформация при которой обод становиться эллиптической формы
  3. Зонтик. Обод смещается в сторону относительно втулки.
  4. Трещины, и гнутости





Если на велосипеде установлены ободные тормоза, то дополнительно обратите внимание, не протерт ли обод.

Для того, чтобы определить восьмерку на колесе, встаньте над ним сверху и крутните. Вы увидите, как изменяется расстояние между покрышкой и перьями рамы или передней вилкой (если колесо переднее). Чем больше восьмерка, тем меньше шансов на ее исправление. Иногда это просто не возможно и Вам придётся менять обод.

Восьмерка

Определить наличие эллипса немного сложнее, для этого придётся снимать покрышку (дабы исключить ее неровности) и, приложив линейку, кредитку или другую подобную вещь к нижним перьям или вилке велосипеда, прокрутить колесо. Если расстояние меняется, то яйцо на данном ободе имеется. Для заднего колеса есть более простой способ. Переворачиваем велосипед седлом вниз и раскручиваем педалями заднее колесо. Чем меньше эллиптичность обода, тем, соответственно, меньше будет вибрация при его вращении. Но я не думаю, что при покупке Вы будете заморачиваться с этим. Достаточно будет покрутить колеса, и на глаз определить наличия восьмерки и яйца. Скорее всего, на б/у велосипеде они будут присутствовать, но обращайте внимание, чтобы они были не слишком большими.

Так же обода могут быть треснутыми, с отогнутым от удара бортом, с вырванными креплениями спиц и т.д. От покупки б/у велосипеда с такими дефектами обода лучше отказаться, если только продавец Вам не предложит хорошую скидку, а у Вас в запасе завалялось два лишних колеса.

Повреждение обода от удара
Повреждение обода

Втулки

При покупке б/у велосипеда следует обратить внимание на переднюю и заднюю втулки. Чтобы определить их состояние в «полевых» условиях Вам следует крутнуть колесо, и прислушаться к звукам, издаваемыми втулкой. Не должно быть скрежета, хруста скрипа и других подобных звуков. Если они есть, то это значит, что как минимум во втулке отсутствует смазка ну или подшипники пришли в негодность. Так же колесо должно вращаться легко и достаточно долго. Проверьте, чтобы ось не шаталась во втулке. Для этого придерживая велосипед, пошатайте колесо из стороны в сторону.

Шатун

Так же как и втулки не должен издавать посторонних звуков при вращении. Относительно частой поломкой является выход из строя подшипников шатуна, что проявляется люфтом. Этот дефект можно обнаружить надавливая на правую и левую педаль поочередно. Дополнительно следует осмотреть все компоненты на наличие трещин. Заодно проверьте, как вращаются педали. Хотя это и не особо критичная деталь, но при покупке б/у велосипеда каждая мелочь поможет сбить цену.

Трансмиссия

Очень важным узлом, который следует проверить перед покупкой подержанного велосипеда, является трансмиссия, а именно: передний и задний переключатели, манетки и тросики. Начнем по порядку.

Задний переключатель. Очень сложно визуально оценить работоспособность заднего переключателя, но кое-что мы увидеть сможем. Первое на что следует обратить внимание – не погнута ли лапка или петух. Становимся сзади велосипеда и смотрим, чтобы лапка была перпендикулярна земле и параллельна звездам кассеты.

Погнуты петух и рамка

Ровный петух и рамка переключателя

Второе – смотрим на сколько съедены звезды задней перекидки. Для сравнения ниже будет выложена картинка.

Изношенные ролики и новые

Передний переключатель. Проверяем целостность рамки. В основном рамки передних переключателей идут не разборными, а клепанными. Исключением являются переключатели фирмы SRAM (они разборные для более удобного демонтажа цепи). Ну, так вот, эта рамка должна быть жесткой без люфтов. На ней не должно быть следов от ударов. Второе смотрим, что бы она была параллельна передним звездам и цепи. Если эти условия не будут соблюдены, то о четком переключении можно забыть.

Рамка параллельна цепи

Тросики. Просматриваем тросики по всей протяженности. На них должны отсутствовать следы ржавчины. Тросик не должен лохматиться и иметь надрывов волокон. Они должны быть в идеальном состоянии, в противном случае подлежат замене.

Дефект тросика

Манетки переключателей скоростей. Из-за большой разновидности монеток единый принцип проверки сводится к визуальному осмотру и определению наличия люфтов там, где их не должно быть.

Тормоза

Тормозные ручки у всех типов велосипедных тормозов должны иметь минимальный поперечный люфт, а у гидравлических не должны проваливаться при нажатии (это говорит о завоздушивании линии).

Передняя вилка

Передняя амортизационная вилка б/у велосипеда подлежит тщательной проверки, т.к. новая, в случае ее неисправности, может обойтись в кругленькую сумму. Передние амортизаторы велосипедов бывает нескольких типов:

Пружинная. Приобретение б/у велосипеда с такой вилкой не рекомендуется, т.к. подобные амортизаторы используются на «Ашан-байках» китайского производства и на отечественных самых дешевых моделях.

Пружинно-эластомерная. Данная вилка довольно стойкая к износу и обычно сохраняет свою работоспособность довольно долго. Основные моменты, которые следует проверить – это сальники, которые могут быть стертыми и не выполнять своих функций, а так же возможные люфты. Как определить изношенные сальники? Если наблюдается большое количество смазки на «ногах» и «штанах», значит сальники подлежат замене (исключением является новая или отревизированная вилка в начале эксплуатации, где через сальники в обильных количествах удаляется лишняя смазка).

Сальники вилки

Наличие люфтов проверяется довольно просто. Зажимаем передний тормоз и толкаем велосипед вперед-назад. «Ноги» вилки не должны очень сильно ходить в «штанах» относительно поперечной оси. Другими словами единственным естественным направлением движения вилки должно быть вниз, а не как из стороны в сторону. Так же нажимая на руль, проверяем плавность хода вилки. Он не должен быть рывками и сопровождаться какими-либо посторонними звуками. Отскок должен происходить без задержек. Если на вилке присутствует локаут (блокировка хода вилки) то проверяем и его работу.

Воздушные. Хотя эта разновидность амортизационных вилок справляется со своими непосредственными обязанностями лучше, чем ее предшественники, но вот хорошей надёжностью она не славится. Главный дефект обычно заключается в том, что со временем данный тип амортизатора перестает держать необходимое давление воздуха, и чем старее вилка, тем быстрее она стравливает воздух. Печаль беда в том, что если Вы покупаете подержанный велосипед не у своего знакомого, а у случайного продавца, то вряд ли у Вас получится проверить как долго вилка держит давление. Все остальные проверки аналогичны пружинно-эластомерным вилкам.

Масляно-воздушные, масляно-пружинные. Очень дорогие вилки, и довольно надежные. Проверяются аналогично предыдущим.

Прочие компоненты

Выше мы перечислили основные компоненты, которые рекомендуется проверить при покупке подержанного велосипеда. Далее рассмотрим оборудование, которое не менее важно, но о котором много не расскажешь. Проверяем ровный ли подседельный штырь. Если нет, то вы не сможете регулировать высоту седла ниже места изгиба. Так же проверяем на изгиб и трещины трубу руля, а так же состояние выноса.

Согнутый подседельный штырь

Проверка велосипеда при езде

После того как вы визуально оценили состояние подержанного железного коня, в обязательном порядке следует на нем прокатиться. Ниже мы рассмотрим, на что обращать внимание при езде на б/у велосипеде.

Найдите ровный участок асфальтированной дороги, разгонитесь, и, не вращая педали, прислушайтесь, нет ли посторонних звуков. Далее начните вращать педали и определите, не исходят ли скрипы и трески из каретки. Проверьте, как работают тормоза. Будьте осторожны при торможении передним тормозом на шлаке и песке. Если колесо застопориться, то это может привести к падению. Затем встаньте с седла и, немного наклоняясь на руль, проверьте работу передней вилки. Она должна себя вести так же, как и на предварительном осмотре. После того как Вы проверили все вышеперечисленное (хотя последовательность проверки не играет роли) приступаем к тестированию переключателей скоростей (на примере системы 3х8). Даже если Вы проверили их до этого, нужно произвести повторный тест под нагрузкой.

Проверим работу заднего переключателя. Переключаемся в положение 1х1 и проверяем переключение 1х1 – 1х4 и обратно. Далее переключаем в положение 2х5 и проверяем переключение 2х2 – 2х6 (в обоих направлениях). Проводим ту же операция на 3х4 – 3х8. На данных диапазонах переключение вверх и вниз должно быть четким без задержек, треска, трения цепи об рамку переднего переключателя. Передняя перекидка проверяется выставлением цепи в положение 2х5 и, не меняя звездочку сзади, переключаем передний 1х5, 2х5, 3х5, и обратно. Переключение так же должно быть четким.

Если переключатели работают плохо, это может указывать на две причины: плохая настройка или поломка. Определить это очень сложно, поэтому рисковать не стоит. Попросите продавца отрегулировать переключение передач и проверьте их повторно, например, на следующий день.

Заключение

Выбирая б/у велосипед, не следует торопиться с покупкой первого попавшегося. В противном случае это может привести к дополнительным затратам на замену изношенных или поломанных узлов и компонентов. Тщательно проверьте все вышеперечисленное, покупая подержанный вел. Ну и по возможности лучше его приобрести у хорошего знакомого или друга. Удачи Вам при выборе двухколесного друга.

Читайте также: