Как работает зимняя резина

Опубликовано: 26.04.2024

Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от шипованных шин.

1. ЧТО ТАКОЕ «ЛИПУЧКА»?

«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского «friction» – трение.

2. ЧЕМ «ЛИПУЧКА» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ШИПОВАННЫХ ШИН?

Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.

Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.

3. В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ «ЛИПУЧКИ»?

Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.

С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.

Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.

Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.

Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана ABS, но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.

4. КАКИМИ БЫВАЮТ ФРИКЦИОННЫЕ ШИНЫ?

Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением.

5. ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ КАКИЕ-ТО ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ «ЛИПУЧКИ»?

Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».

А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.

Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.

Каждый год примерно в одно и то же время миллионы автомобилистов оказываются перед выбором, какие шины ставить: «шипы» или фрикционные, именуемые в народе «липучками». Так вот если с «шипами» все более-менее понятно, то второй вариант все еще вызывает вопросы и некоторую настороженность. Разбираемся вместе с производителем Toyo Tires, как работают «липучки» и кому они подходят.

За что цепляемся?

У фрикционных шин, как известно, нет шипов. А если нет, то возникает резонный вопрос: за счет чего они цепляются за дорожную поверхность? На деле это происходит благодаря протекторному рисунку . Если говорить точнее, в фрикционных шинах за поверхность дороги цепляются кромки блоков протектора, именно от них и зависит качество сцепления с дорогой.

Концепция протекторного рисунка «липучек» совершенствуется год от года, обрастая разнообразными нововведениями. Одно из самых важных – грунтозацепы – специальные зубцы, взаимодействующие с дорогой. Так вот, чем на шине больше блоков с зазубренными кромками, тем лучше сцепление с дорожной поверхностью. Хорошим примером может послужить популярная модель Toyo Observe GSi5 – она содержит множество блоков протектора с кромкой зазубренной формы, что позволяет обеспечивать лучшее сцепление с дорогой.

Еще одна фишка Observe GSi5 – стрельчатые зазубренные выступы в плечевой зоне. Благодаря им обеспечивается максимально качественное сцепление с дорогой при езде по глубокому снегу.

Важные прорези: прямые, 3-D и «паук»

Вышеописанные вещи – безусловно, крайне важные составляющие фрикционных шин. Однако это далеко не все. Еще один «секрет» липучек называется ламели. Это такие прорези, которые в ходе движения раскрываются и закрываются, обеспечивая стабильный контакт с дорогой и, что немаловажно, равномерный износ шины, так как сила давления благодаря им распределяется равномерно. Кстати, именно благодаря ламелям место контакта с землей получает способность подстраиваться под конкретный участок дороги.

Среди прочих, если хорошо поискать, можно встретить шины с «особенными» ламелями. Например, 3-D Multiwave, которые разработали в лаборатории Toyo Tire s . Если говорить простыми словами, этот вид прорезей обеспечивает более эффективный контакт с дорогой за счет своей изогнутой формы.

​ Еще одна интересная разновидность прорезей – ламели в виде «пауков». На самом деле, это уникальная технология. Рассмотреть ее поближе можно на примере шины Toyo Observe GSi5.

Ее основная фишка заключается в том, что из-за особенной формы, напоминающей паука, она позволяет обеспечивать качественное сцепление во всех направлениях. То есть: не только при движении прямо, но и во время поворотов, что крайне важно в зимний период.

Торможение на снегу

Большинство автомобилистов свято верят, что только шипы способны адекватно вести себя во время торможения на снегу. Огромное заблуждение. Та же волновая ламель на центральном ребре шин Observe GSi5 создает на снегу и льду краевой эффект для лучшей курсовой устойчивости, торможения и дополнительного сцепления. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что все вышеописанные составляющие фрикционных шин Toyo Tire s направлены на обеспечение максимально комфортной и безопасной езды по глубокому снегу.

Сегодня компании-производители шин стараются использовать максимально передовые технологии для просчета эффективности той или иной «примочки» на деле. Скажем, в вышеупомянутой Toyo Tire s применяется система компьютерного моделирования T-mode. Она позволяет уже на этапе проектирования понимать, как резина поведет себя на дороге в той или иной ситуации и при разных погодных условиях.

Какую роль играет резина и при чем тут грецкий орех?

Наивно думать, что главное в фрикционных шинах – это их рисунок. Огромное значение имеет и состав резины. Она значительно отличается от летней, так как при производстве в ее состав добавляются специальные компоненты, позволяющие ей «правильно» вести себя в условиях низкой температуры и не терять эластичность.

Производители по всему миру не устают совершенствовать составы резины, тестируя самые разные компоненты, среди которых можно встретить и весьма экзотические.

Например, инженеры Toyo Tire s разработали уникальную технологию Microbit . Ее суть заключается в добавлении в резиновую смесь протектора измельченной скорлупы грецкого ореха. Да-да, самого настоящего грецкого ореха!

Зачем это нужно? Все просто: частички скорлупы работают как микрошипы, вонзаясь в лед и улучшая сцепление на скользкой дороге. Вот примерно так выглядит взаимодействие частичек скорлупы со скользкой дорогой.

Еще один необычный компонент шин Observe GSi5 – порошок из бамбукового угля. Его задача заключается в улучшении сцепления, так как этот порошок способен выступать в роли абсорбента и убирать слой воды, образующийся при трении шины о ледяную поверхность. Вот так выглядят частицы порошка под микроскопом.

Дубеют ли «липучки» на морозе?

Как известно, резина при низкой температуре имеет свойство становиться твердой. Как с этим обстоят дела у «липучек»? Ответить однозначно за всех производителей вряд ли кто-либо сможет. Впрочем, если компания соблюдает все стандарты и использует лишь передовые «рецепты» для создания шин, беспокоиться не о чем. Например, в состав шин Observe GSi5 добавляется диоксид кремния (его также называют силикой). Этот компонент помогает протектору оставаться достаточно мягким и эластичным даже при очень низких температурах и обеспечивает адекватное сцепление на ледяной и снежной дороге.

Еще одна фишка – распределение силики. Чтобы она распределялась как можно более равномерно, специалисты Toyo Tire s применяют технологию Nano Balance, которая позволяет анализировать и рассчитывать состав резиновой смеси на нано-уровне.

Кому подойдут «липучки»

Ниже – несколько рекомендаций экспертов о том, когда стоит сделать выбор в пользу фрикционной резины и как правильно с ней обращаться.

1. Большую часть времени вы проводите в городе, где вам не приходится разъезжать исключительно по голому льду, который характерен для загородных дорог. Со снегом фрикционные шины справляются значительно лучше шипованных;

2. Вам важно, чтобы шины при езде не шумели и наносили как можно меньше вреда дорожному покрытию;

3. Вы не хотите беспокоиться о переменчивой погоде. Фрикционные шины можно поставить гораздо раньше шипованных. Более того – они отлично подходят для использования весной, когда температура то и дело скачет.

Как правильно использовать «липучки»

Чтобы избежать неприятностей на дороге, после установки нового комплекта «липучек» рекомендуется первые 500-700 километров водить предельно аккуратно без резких ускорений и торможения. Это необходимо для того, чтобы верхний гладкий слой новой шины (она покрыта специальной смазкой) успел стереться. Как только это произойдет, начинает действовать пористая поверхность резины, в которой содержатся те самые частички скорлупы грецкого ореха, помогающие шине стабильно работать на мокрой и скользкой дороге.

Кстати, у шин Toyo есть своя полезная фишка для периода обкатки – ламели First Edge.

Они представляют собой неглубокие насечки на блоках и помогают достигать дополнительного краевого эффекта, обеспечивая самое важное для зимней дороги: безопасность и комфорт в движении.

Давно уже начался этот спор, жаль начали его маркетологи. Среди моих знакомых многие повально начали пробовать “липучку”, основные критерии к покупке: комфорт/тишина, нет шипов, значит ничего не вылетит и не надо клеить наклейку. И вроде как отзывы людей об этих шинах неплохие, многие уверено говорят, на шипы больше не вернусь и никому из семьи не куплю.

Я же человек простой, альпинисты же по ледяным скалам не передвигаются в резиновых сапогах? Вот и задался резонным вопросом, как работает липучка, особенно на льду.

Как работает фрикционная шина?

Начнем с простого, отличается состав каучуковой смеси, не просто так фрикционные шины значительно мягче шипованных. Фрикционная шина, если расшифровать более доступно, означает – создающая повышенное трение. Если рассматривать правильный состав резины для липучки, то он будет иметь очень много канавок и “микроямок”, таким образом получается, что фрикционная резина шероховатая, типа очень мелкой наждачной бумаги (образное сравнение).

И на льду она работает примерно следующем образом – вода вытесняется в эти канавки и уже за сухой лед пытается зацепиться резина.

Следующий момент касается ламелей, у липучки их очень много, и они способны перемещаться как продольно, так и поперечно, таким образом независимо от того едете вы прямо или вас сносит пятно контакта остается максимально широким.

Вот и получается, что по снежной каше работает протектор (рисунок), тут особо отличий нет между шипом и фрикционкой, на льду в ход идет множество канавок, обеспечивающих максимальный отвод воды (а вода будет в любом случае, т.к. шина нагревается в момент движения). Кстати именно поэтому липучка хорошо держит траекторию на льду, но физику сложно обмануть при торможении.

Какого оно на самом деле?

Обычно никто не спорт, что шип лучше работает на льду, но при этом говорят, зато липучка не ведет себя как коньки на асфальте, если честно я не смог найти хоть одного теста, где шипованные шины проиграли липучке (даже именитым) в тесте на торможение.

Есть еще мнение такого плана, живем в городе, дороги чистят и посыпают, шины должны справляться в первую очередь с кашей, а не со льдом и асфальтом, вроде верно звучит и действительно фрикционка лучше отводит влагу, но опять же подтверждающих тестов найти не смог.

Не возьмусь делать вывод на тему, что лучше шип или липучка, думаю нужно выбирать исходя из целей, живете в городе, хорошо чистят дороги и вовремя посыпают – липучка, есть проблемы с работоспособностью ХКХ или нужно выезжать загород, лучше шип.

Всем спасибо за внимание! Ставьте большой палец вверх , если этот материал был вам полезен, а также подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать новые статьи!

С наступлением зимнего периода многие автовладельцы сталкиваются с проблемой выбора между «шиповкой» и фрикционными шинами. Шипованный вариант давно проверен, поэтому к различным инновациям многие относятся с недоверием. Тем не менее, последние новинки предлагают немало интересных возможностей. О том, что это такое и как работают фрикционные шины - в материале ниже.

Принцип работы

Принцип работы

Фрикционной шиной или «липучкой» называют класс зимней шины, которая может без металлических вставок цепляться за поверхность льда. Если в шипованной резине взаимодействие скользкого покрытия и протектора складывается из трения резины и сцепления шипами, то во фрикционной используется только сила трения. Сцепление колеса с дорогой во многом зависит от шашек протекторного рисунка. Чем больше их количество и суммарная длина кромок в пятне контакта - тем лучше колесо будет держать зимнюю дорогу. При разгоне задействуется задняя кромка шашки протектора, при торможении - передняя.

Принцип работы

Прогретая зимняя шина способна плавить структуру льда. Об этом четко свидетельствуют следы протектора на ледяной поверхности. Принцип работы протектора липучки заключается в удалении (впитывании) тонкой пленки воды, которая образуется между обледенелой поверхностью и разогретой резиной, в результате чего и возникает сухое или полусухое трение.
На толщину водяной пленки влияет температура воздуха и структура льда, поэтому сцепные свойства шины полностью зависят от климатических условий. Чем ниже зимой опускается температура, тем эффективней использование фрикционной резины.

Особенности шины-липучки

Особенности шины-липучки

Функциональные особенности липучки обеспечивают особые свойства резины и особая текстура поверхности покрышки:

большое число ламелей;

Все фрикционные шины связывает повышенное количество ламелей. Ламель представляет собой тонкую полоску резины, на которые разделен протектор. Такое разделение увеличивает давление на покрытие, за счет чего достигается улучшенное сцепление. Различают следующие виды ламелей:

Особенности шины-липучки


Протектор липучки снабжен грунтозацепами, как и любой другой самоочищающийся протектор. Разница заключается в повышенной плотности расположения, что положительным образом влияет на ходимость, позволяя использовать большее число ламелей. Именно кромками ламелей шины и цепляются за поверхность, а в сочетании с большой глубиной протектора образуется стабильное и большое пятно контакта.

Особенности шины-липучки

Под тяжестью автомобиля происходит расхождение ламелей в блоках протектора, который буквально прилипает к поверхности заснеженного дорожного полотна. При уходе с зоны контакта с дорогой ламели сходятся, и шина самоочищается, вытесняя ледяную крошку и снег.
Но ламели - далеко не единственно важное условие. Сколько бы их не предусматривалось, максимальная эффективность прилипания может быть обеспечена только пористой структурой резины. Именно она будет впитывать воду при наезде на дорожное полотно.

В состав резины липучки входит криосилановая смесь с силикой, поэтому она не грубеет при низких температурах, а большое число микропор отводят пленку воды. На молекулярном уровне происходит взаимодействие каждой поры шины с поверхностью дороги по принципу присоски, что обеспечивает не только эффективную тяговую функцию, но и короткий тормозной путь. При этом многие производители заявляют о добавлении в резиновую смесь твердых микрочастиц неорганического и органического происхождения. Такие абразивы выполняют функцию своеобразных мини-шипов, что только усиливает фрикционные свойства.

Виды и особенности фрикционных шин

Виды и особенности фрикционных шин

В зависимости от эксплуатационных характеристик фрикционные шины подразделяются на нордические и европейские. Это условное деление, на покрышке нет такой маркировки.
Липучку нордического типа от «европейки» отличают следующие особенности:

Большое число глубоких ламелей. По сравнению с европейской у нордической фрикционной резины ламели прорезаны практически на всю глубину протектора. Благодаря этому происходит раскрытие блоков протектора и имитация прилипания покрышки к поверхности.

Отсутствие шипа/отверстия под шип.

Низкий скоростной индекс. «Скандинавы» менее устойчивы на высоких скоростях по причине плотной нарезки ламелей и глубокого протектора. Как правило, ограничение по скоростному режиму варьируется в пределах 160-190 км/ч.

Мягкий состав резиновой смеси, благодаря которому не теряется эластичность при экстремально низких температурах.

Нордические фрикционные шины предназначены для холодных зим с частыми снегопадами, в то время как «европейки» не терпят мороза и требуют более щадящих условий - чистых дорог, обработанных противогололедными реагентами.

Для каких дорог подойдут фрикционные шины

Фрикционные шины были разработаны в Европе, где не только комфортная погода зимой, но и всегда ухоженные дороги. В российских реалиях липучки ведут себя следующим образом:

Заснеженная дорога. На снежной поверхности фрикционная резина ничем не отличается от шиповки. На снегу шипы не играют никакой роли, главное - высота протектора.

Для каких дорог подойдут фрикционные шины

Мокрая дорога. Фрикционка лучше впитывает влагу, тормозной путь сокращается. За счет большого количества микропор, отводящих водяную пленку, липучка выигрывает шипованную резину в сырую погоду.

Ледяная дорога. На обледенелой дороге при температуре до - 20°С липучка проиграет шиповке: ее способности к зацеплению ниже на 20% по сравнению с шипами, которые прокалывают лед.

Для каких дорог подойдут фрикционные шины

После - 20°С характеристики фрикционных и шипованных шин сравниваются. При такой низкой температуре лед становится прочным, и шиповка не может его проколоть и зацепиться. Резина липучки при этом не теряет своей мягкости и легко цепляется за поверхность.

Для каких дорог подойдут фрикционные шины

Однозначного преимущества фрикционной резины перед шипованной нет. Липучка более универсальна и подойдет автовладельцам, которые большую часть времени проводят в городе и не разъезжают по загородной местности с характерным для нее гололедом. Кроме того, с фрикционными шинами не нужно беспокоиться о переменчивой погоде: они хорошо себя показывают в весенний период, когда наблюдаются резкие перепады температуры. Для езды по заснеженной местности большинство водителей отдадут предпочтение шипам, которые дешевле и уверенней себя ведут на бездорожье.

Особенности эксплуатации липучек

Законодательные требования к зимнему классу шин одинаковы и для шипованной, и для фрикционной резины. В период с декабрь по февраль транспортное средство обязательно должно быть оснащено зимними шинами, имеющими значок горной вершины со снежинкой и буквенную маркировку «M S», «M&S» или «M+S». При этом остаточная высота протектора должна быть более 4 мм. Требование о наличии на автомобиле знака с буквой «Ш» на фрикционные шины не распространяется.

Особенности эксплуатации липучек

Важно, что данным техническим регламентом запрещается эксплуатация шипованных шин в летнее время, но прямого запрета на использование липучки в аналогичный период нет. Однако, это не значит, что шину можно считать всесезонной: ее характеристики рассчитаны на зимний период, а эксплуатация на горячем асфальте приведет к потере адекватной управляемости и ускорит износ.
Стоит помнить, что первые 100-150 км происходит обкатка фрикционных шин. Этого расстояния достаточно, чтобы стерлась пленка из смазки, которая была нанесена перед вулканизацией. Оптимальная скорость в период обкатки - не более 80 км/ч. Ламели будут затачиваться в направлении движения, поэтому не стоит резко тормозить и совершать других крутых маневров. В противном случае повреждения протектора неизбежны.

Особенности эксплуатации липучек

В ходе дальнейшей эксплуатации подобные резкие маневры также нежелательны: резина фрикционных шин отличается мягкостью, поэтому быстро истирается. Монтаж старого комплекта на следующий сезон должен осуществляться с соблюдением того направления вращения, которое было ранее.

Плюсы и минусы фрикционных шин

Липучки нельзя назвать идеальными, поэтому перед покупкой важно знать их положительные и отрицательные стороны.
Плюсы:

Особая мягкость позволяет фрикционной резине буквально «плыть» по дороге, не создавая при этом повышенного шума в салоне.

Резина не твердеет при низких температурах и сохраняет свои сцепные свойства.

Благодаря неплохой управляемости на любой дороге, фрикционные шины подходят для межсезонья. Их можно устанавливать до начала заморозков и возвращаться к летним только в конце весны.

За счет самоочищающегося протектора шина эффективна при езде по глубокому снегу.

Наличие специальных канавок для отвода воды предотвращает скольжение шин.

При движении по глубокому и сухому снегу альтернативных вариантов фрикционной резине нет. Такие шины «прилипают» к снежному покрытию, что гарантирует отличную управляемость. Но существует и ряд недостатков:

Неуверенность на укатанном снеге и льду, что в разы ухудшает управляемость автомобиля.

Несмотря на универсальность, липучки нельзя использовать в качестве всесезонной резины по причине неравномерного изнашивания. В теплую погоду они становятся слишком мягкими, что не лучшим образом сказывается на управляемости.

Фрикционные шины требуют обкатки, чтобы ламели заточились в правильном направлении. Рекомендуется не делать резких маневров на первых километрах.

Еще один недостаток фрикционных шин заключается в их меньшей приспособленности к нуждам малоопытных водителей. Такие водители интуитивно жмут педаль тормоза в нештатной ситуации. В современных автомобилях эту ошибку компенсирует ABS, но если ее нет, то обутые в липучку заблокированные колеса серьезно теряют свою эффективность. В случае с шиповкой все работает как нужно.
Именно непредсказуемость поведения на хорошо укатанном снеге стала причиной недоверия водителей к фрикционным шинам. На асфальте этой резине равных нет, поэтому она станет лучшим выбором для больших городов с хорошей дорожной инфраструктурой, автобанов и федеральных трасс.

Зимние модели специально предназначены для эксплуатации при температуре ниже нуля градусов и на сложном покрытии: снегу, льду, снежном накате, слякоти. Для лучшего сцепления ряд шин оснащается шипами. При внешней схожести зимние шины существенно отличаются от летних по целому ряду параметров.


Резиновая смесь

Состав зимней резиновой смеси обладает иными свойствами, чем летняя и всесезонная резина. На первый план выходит широкий температурный диапазон, то есть способность сохранять эластичность при сильных морозах, эффективно работая до минус 40-50 градусов, и не теряя плотности во время оттепели. Одновременно с этим повышенные требования предъявляются к сцепным свойствам резины – она должна максимально препятствовать проскальзыванию на твердой поверхности: льду, мокром и сухом асфальте.


Достичь этих свойств помогает особая рецептура зимней смеси. Ее важным компонентом являются соединения диоксида кремния (силики), они позволяют резины сохранять эластичность и цепкость на морозе. Некоторые производители идут дальше и наделяют резину дополнительными свойствами. Bridgestone и Yokohama придают резине пористую структуру, в которой мельчайшие полости моментально впитывают скользкий микрослой воды, который образуется в результате трения шины о лед, и сразу же удаляют ее при вращении колеса. При схожести технологий есть и особенности – у смеси от Yokohama каждый микропузырек изнутри покрыт тончайшей оболочкой, ее края при истирании работают как миниатюрные сцепные кромки. Для демонстрации возможностей этой резины Yokohama даже подготовила специальные шины – гладкие слики, показывающие сцепление на гладком льду, и покрышки с протектором, аналогичным летним моделям серии Advan, для показательных заездов на снегу. Пористая смесь используется компанией как в нешипованных шинах, в частности, модели IceGUARD iG50, так и в шипованной IceGUARD iG55.

Другой путь увеличить сцепные свойства зимней резины – добавить в нее микроскопические абразивные элементы. Компания Toyo для этой цели выбрала измельченную скорлупу грецкого ореха (технология Microbit), она применяется в шипованной шине Observe G3-Iсе и нешипованной Observe Gsi-5. Кроме того, фирма добавляет в резиновую смесь абсорбент влаги на основе порошка из бамбукового угля. Bridgestone также применяет в смеси абразивные частицы, например, в нешипованной модели Blizzak Revo GZ.

Рисунок протектора

Протектор зимней шины сочетает в себе большое количество сцепных кромок и развитый негативный профиль, то есть совокупность каналов и канавок. Для этого даже цельные элементы рисунка, например, продольные ребра, выкладываются из отдельных близко расположенных блоков. Блоки, в свою очередь, содержат множество микроканавок – ламелей, которые чаще имеют волнистую форму, что также увеличивает число сцепных граней. Расположение блоков и ламелей рассчитано таким образом, чтобы при любом повороте руля находилось достаточное количество кромок, перпендикулярных вектору движения.

Негативный профиль в процессе движения выполняет две основные функции – самоочищение шины от снега и грязи и отвод воды и слякоти из пятна контакта. Для этого расположение каналов рассчитывается таким образом чтобы вода разгонялась в них, не задерживалась в полостях и быстро выходила наружу. При скорости 80 км/ч для предупреждения аквапланирования шина должна отводить порядка двух десятков литров воды в секунду.

Большое количество канавок лишает протектор однородности и плотности, что вместе с мягкой резиной отрицательно влияет на управляемость и курсовую устойчивость, отклики на руль становятся задемпфированными. Чтобы снизить негативный эффект и повысить плотность, между блоками делают связующие перемычки, стенки ламелей оснащают взаимопроникающими элементами.

Рисунок протектора сам по себе не является гарантией надежного поведения шины на зимней дороге, он работает вместе с резиновой смесью, каркасоми шипами (если они есть). Это доказывают китайские клоны популярных моделей, которые при внешнем сходстве нисколько не приблизились к оригиналу. Лидеры шинных тестов в премиум-сегменте могут иметь разный дизайн протектора, как правило, это асимметричный рисунок (Continental IceContact 2), или симметричный рисунок (Michelin X-Ice North 3).

Значительная часть зимних шин для российского рынка оснащается шипами. Чтобы уменьшить разрушительное влияние шипов на дорожное покрытие, их число на погонный метр ограничено законодательно. Поэтому разработчики стремятся повысить их эффективность. Один из способов – увеличить число сцепных граней у твердосплавного наконечника. Раньше эта технология наблюдалась только у премиальных шин, но теперь переходит и на бренды второй линии: как в новинке сезона 2016 – Gislaved NordFrost 200.


В то же время один из лидеров рынка, концерн Michelin, остается верен круглому наконечнику и принимает другие меры: с помощью компьютера просчитывает наиболее оптимальное расположение шипов в протекторе и задействует термоактивную резиновую смесь в посадочном месте шипов, которая с понижением температуры становится тверже, и шип с более жесткой подложкой получает повышенные проникающие свойства.

Строение каркаса

Каркас зимней шины должен максимально равномерно распределять нагрузку в пятне контакта с учетом большого количества блоков и мягкой резины. Его элементы обладают устойчивостью к морозам и резким перепадам температур. Из-за того, что под снегом и слякотью водитель может не увидеть посторонних предметов на дороге (камней, палок, осколков бампера), ряд производителей повышает прочность каркаса, в частности, усиливает боковины.

Особенности поведения на дороге


Относительно мягкий протектор зимней шины, даже при наличии связующих элементов между блоками и ламелями, существенно уступает в плотности летним моделям. Поэтому при одинаковом скоростном индексе на сухом асфальте зимние покрышки ощутимо проиграют летним в разгонно-тормозной динамике и скорости прохождения трассы.

Читайте также: