Как снять колесо с газ 66

Опубликовано: 16.05.2024

Ремонт… В субботу днём, с последним рейсом – у меня, на груженной дровами машине, отказали тормоза. Всё не так уж и печально – отказали прямо в воротах базы, а не в городе, поэтому без происшествий. Причина – выдавило манжет рабочего тормозного цилиндра на левом переднем колесе. Итак. Понедельник – лень, поэтому не ударил палец о палец. Вторник – начал ремонт. Снимаем колесо… лопается лом, которым откручиваю гайки. Чуть не сломал пальцы на руке, но всё же… Автоген, другой ломик – колесо откручено. Снимаем тормозной барабан… перекур. Не снимается. Кувалдочка – начинает лопаться кромка барабана. С фонариком в зубах заглядываю внутрь – поршенёк тормозного цилиндра задрало на бок и закусило колодку в разведенном состоянии. Зубило, молоток… час работы и чудом, не сломав ничего, кроме поршенька – барабан падает о землю.

Напомню, что ремонт включал в себя лишь замену манжетки цилиндрика. Но так как поршень тоже сломан – решено. Меняю тормозной щиток с двумя рабочими цилиндриками, на тормозной щиток задних колёс – с одним цилиндриком. Попутно замечаю – есть люфт ступичного подшипника. Не беда.. скидываю контргайку, шайбу, гайку… да, наружний подшипник подклинивает и порядком разбит. Снимаю ступицу… и внутренний ступичный подшипник вываливается на пол в виде десятка роликов и лопнувшей обоймы… занавес. Обед.

Ладненько, ну поменяем два подшипника… но тут замечаю, что посадочное место под сальник ступицы – съедено дотла. Сальник – не усаживается… блеать, надо искать и ступицу. Находим, но шпильки с правой резьбой – из-за отсутствия правых гаек, перебиваю шпильки со старой ступицы. Подношу к автомобилю и опять микроинфаркт – чулок (или цапфа, по научному. Вроде бы) тоже имеет выработку, не позволяющую обойме подшипника сесть ровно… Снимаем чулок… Находим другой. Без сальника. Третий – без сальника… Еду на Камаз-Центр – сальников нету в продаже. Заменяю сальник на близкий по размеру, плюс вытачиваю железную шайбу, как прокладку. Становится на место, ура. Надеваем тормозной щиток. Опять незадача. Верхние эксцентриковые болты – ходуном, колодки разводить нереально. Снова точим шайбы. Забиваю на глухо, обвариваю – сидит плотно, отличная работа. Нижние эксцентрики колодок… разбираю четыре моста, что есть на базе – и о чудо, нахожу нужные мне бронзовые эксцентрики с болтами (всё почти живое, но нового в продаже почему-то нету, только под заказ, что не катит – мало времени…). Щиток готов, ставим тормозной цилиндрик… и сразу понимаем, что течёт штуцер прокачки. Меняем штуцер – течёт снова. Меняем цилиндрик… Всё на месте, вкидываю ступицу. Гайка, шайба, контргайка… лопается шайба и контргайка затягивает гайку в усмерть, ступица не шевелится… Меняем шайбу – отличненько. Осталось закрутить крышку полуоси и надеть колесо. Но чисто по привычке, решил проверить, не люфтит ли этот ступичный подшипник. И, ****ь, чуть не заплакал…

Подшипник не люфтит. Обнаружился люфт поворотного кулака. Вскрываю верхнюю крышку – подшипник целый, но уже повидавший виды… ничего, регулирующими пластинами решаю вопрос люфта сверху. Вскрываю нижнюю крышку – мне на грудь падают остатки нижнего подшипника поворотного кулака… занавес. Семь часов вечера, мою руки и домой. Кстати, из-за замены тормозного щитка на задний – нижнюю крышку можно открутить лишь сняв колодки с нижних болтов. Вот так.

Вот что такое ГАЗ-66. И я, и напарник, и начальник – были уверены, что ремонта – на полтора часа. Итог…

Колеса на автомобиле ГАЗ 66 предназначаются для различных условий эксплуатации. Модели низкопрофильные позволяют обеспечить устойчивость машины и высокую управляемость. Покрышки широкопрофильные отлично подойдут, чтобы перевозить тяжелые грузы по весьма плохим дорогам. В случае же использования грузовика по мягкогрунтовым покрытиям лучше выбирать арочные бескамерные шины для ГАЗ 66.

Колеса для ГАЗ 66

Подбор шин и покрышек для транспортного средства ГАЗ 66 следует начинать с вопроса, для каких целей они будут устанавливаться. Специалисты выделяют несколько видов грузовых шин и колес.


Покрышки для ГАЗ 66

Главной особенностью современных моделей является наличие продольных канавок. Это обеспечивает четкую реакцию покрышек на движение руля.

Например, автошина, которая устанавливается на ведущей оси, оснащена специфическим рисунком протектора. Чаще всего это крупные блоки, пересекаемые ламелями. Правильный подбор соответствующего вида изделия обеспечивает плавное начало движения и своевременную остановку.

Универсальная резина на ГАЗ 66 для грузовой спецтехники обычно эксплуатируется как на ведущей, так и на рулевой осях. Главной задачей является минимальное сопротивление в процессе передвижения по неровным дорогам.

К покрышкам такого типа особенных требований не предъявляется, однако их подбор нужно выполнять с учетом рисунка протектора. Продольные канавки и ламели схожи с протектором рулевых изделий.

Как подобрать арочную резину на данный отечественный автомобиль


Выбор арочной резины

Вопрос о том, как выбрать шины, актуален для любого водителя. В особенности это касается выбора шин по размеру для ГАЗ 66. В таком варианте учитываются условия эксплуатации. Производитель рекомендует обращать внимание на все параметры, чтобы правильно выбрать грузовые модели. Перед приобретением комплектующих следует определить следующие параметры:

  • тип грузовика;
  • массу перевозимого груза и иные особенности эксплуатации грузового автомобиля, например, что стандартная резина на ГАЗ 66 на арочных колесах имеет вес не более 60 кг;
  • на какой оси будет производиться установка изделий (колес прицепов, ведущих или рулевых).

ГАЗ 66 на больших зиловских колесах


Отечественные автомобили с большими зиловскими колесами

На ГАЗ 66 обычно устанавливают диски, размерность которых составляет 265/70 R19,5. Как правило, размер колес 285/70 для ГАЗ 66 смотрится несколько нелепо. Узкие конструкции визуально портят внешний вид транспортного средства, а также ухудшают ходовые качества. Для ГАЗ 66 на зиловских прочных колесах с целью перевозки высокой техники скорость — не главное.

Как разбортировать колесо на ГАЗ 66

Разбортировать колесо на УАЗ, ЗИЛ или ГАЗ можно по следующему принципу:

  • Необходимо для начала полностью выпустить воздух из конструкции и положить колесо с шиной на помост или чистую горизонтальную площадку. Замочная часть обода должна находиться снизу.
  • Снять внутренний борт изделия с посадочной полки обода, для этого изогнутый конец монтажной лопатки вставить между бортовым кольцом и фланцем обода в монтажный паз, отжать монтажной лопаткой бортовое кольцо вниз, далее в образовавшийся зазор вставить плоский конец прямой лопатки, освободить первую лопатку, последовательно продвигаясь по окружности обода, вставляя концы обеих лопаток в образуемый зазор и осаживая борт шины через все кольцо, снять его с посадочной полки обода. Тороидальная форма посадочной поверхности не позволяет произвести местное снятие борта шины, поэтому затраты труда и времени монтажных работ значительно сокращаются при постепенном осаждении борта шины путем приложения усилий по окружности колеса. Перевернуть колесо и снять борт шины со второй посадочной полки, повторяя указанные операции.
  • Снять замочное и бортовку с колес ГАЗ 66. Для этого необходимо вставить плоский конец одной лопатки в паз, расположенный на торце замочного кольца. Второй лопаткой поднять этот торец замочного кольца, отжимая первой лопаткой конец кольца, выступающий из замочной канавки, выжать его вверх. Удерживая выжатый конец второй лопаткой, освободить первую лопатку и завести ее плоский конец под кольцо. Выжимая кольцо монтажными лопатками по окружности колеса, снять замочное кольцо. Снять бортовое кольцо.
  • Демонтировать борт шины. Для этого надо встать на участок борта шины, противоположный вентильному отверстию. В зоне вентильного отверстия завести плоские концы обеих лопаток между шиной и ободом на расстояние 150-250 мм одна от другой. Прикладывая усилия к монтажным лопаткам, вывести часть борта наружу, причем противоположная часть борта шины должна обязательно находиться в монтажном ручье. Удерживая демонтированную часть борта шины одной лопаткой, освободить другую и завести ее плоский конец между ободом и шиной на расстояние 70-100 мм от места перехода борта шины наружу. Повторяя данную операцию, демонтировать борт шины полностью.
  • Утопить вентиль в полость шины. Поставить колесо в вертикальное положение. При этом нижняя часть борта шины должна находиться в монтажном ручье обода. Извлечь обод из шины.

Дополнительные рекомендации


Шина на ГАЗ

Перед приобретением новых разработок нужно выбирать только надежные марки покрышек и качественную резину. Проводить эксперименты здесь лучше не надо. Желание сэкономить может закончиться трагедией. Опытные автовладельцы знают, что некачественная шина лопается при эксплуатации, автомобиль становится неуправляемым. К счастью, такие случаи – редкость, но лучше проявлять осторожность.

Особое внимание стоит обращать на рисунок протектора. Отличным вариантом для обледенелых зимних трасс станет резина с зимним протектором, для мягкого дорожного полотна – направленный рисунок, который обеспечит лучшее сцепление. Для различных марок грузовиков может потребоваться установка индивидуальных покрышек. Поэтому необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации грузового автомобиля перед его покупкой.


Как-то в аварийном режиме пришлось поменять заднюю полуось, так как её "обрезало". Так машина и проездила пол года с постоянно "сопливой" ступицей, стоило только наклонить её на правый бок, как тормоза смазывались маслом :-).

DSC_0066

Нечего восстанавливать не пришлось, просто переставили ступицу с "живого" моста. Для этого разобрали и демонтировали старую. Данный процесс не представляет совершенно никакой сложности.

Последовательность действий:

  • открутили колесо;
  • домкратом подняли машину;
  • сняли колесо;
  • сняли тормозной барабан, он просто снимается на себя;
  • с колодок сняли пружину, колодки откинули;
  • открутили полуось и вытащили её;
  • открутили ступицу, отсоединили трубку тормозной жидкости от тормозного цилиндра и сняли ступицу;
  • в обратной последовательности поставили новую ступицу.










Чтобы не перекрывать и не завоздушить тормозную систему, поступили просто: подставили пластиковую, обрезанную, бутылку. По мере вытекания жидкости, выливали её обратно в бочек.

Подшипники запрессовали смазкой (солидолом). Свели колодки, надели пружину. Свели колодки (сводятся с обратной стороны ступицы). Установили тормозной барабан и колесо.

Крутя колесо, развели колодки, каждую отдельно, чтобы колодки не терлись.

Ну и как полагается - тестовый заезд :-).

Новая ступица ГАЗ 66 в сборе





Прокладка между мостом и ступицей

DSC_0064

Установка пружины на тормозные колодки

DSC_0080

Устанавливать пружину на колодки очень просто, для этого сначала вставляем в отверстие один конец пружину в одну колодку, а второй конец оттягиваем отверткой вставленной в отверстие второй колодки. Отводим отвертку до тех пор, пока пружина сама не встанет на свое место. Потом только аккуратно нужно вытащить отвертку.

Колеса на автомобиле ГАЗ 66 предназначаются для различных условий эксплуатации. Модели низкопрофильные позволяют обеспечить устойчивость машины и высокую управляемость. Покрышки широкопрофильные отлично подойдут, чтобы перевозить тяжелые грузы по весьма плохим дорогам. В случае же использования грузовика по мягкогрунтовым покрытиям лучше выбирать арочные бескамерные шины для ГАЗ 66.

Колеса для ГАЗ 66

Подбор шин и покрышек для транспортного средства ГАЗ 66 следует начинать с вопроса, для каких целей они будут устанавливаться. Специалисты выделяют несколько видов грузовых шин и колес.


Покрышки для ГАЗ 66

Главной особенностью современных моделей является наличие продольных канавок. Это обеспечивает четкую реакцию покрышек на движение руля.

Например, автошина, которая устанавливается на ведущей оси, оснащена специфическим рисунком протектора. Чаще всего это крупные блоки, пересекаемые ламелями. Правильный подбор соответствующего вида изделия обеспечивает плавное начало движения и своевременную остановку.

Универсальная резина на ГАЗ 66 для грузовой спецтехники обычно эксплуатируется как на ведущей, так и на рулевой осях. Главной задачей является минимальное сопротивление в процессе передвижения по неровным дорогам.

К покрышкам такого типа особенных требований не предъявляется, однако их подбор нужно выполнять с учетом рисунка протектора. Продольные канавки и ламели схожи с протектором рулевых изделий.

Как подобрать арочную резину на данный отечественный автомобиль


Выбор арочной резины

Вопрос о том, как выбрать шины, актуален для любого водителя. В особенности это касается выбора шин по размеру для ГАЗ 66. В таком варианте учитываются условия эксплуатации. Производитель рекомендует обращать внимание на все параметры, чтобы правильно выбрать грузовые модели. Перед приобретением комплектующих следует определить следующие параметры:

  • тип грузовика;
  • массу перевозимого груза и иные особенности эксплуатации грузового автомобиля, например, что стандартная резина на ГАЗ 66 на арочных колесах имеет вес не более 60 кг;
  • на какой оси будет производиться установка изделий (колес прицепов, ведущих или рулевых).

ГАЗ 66 на больших зиловских колесах


Отечественные автомобили с большими зиловскими колесами

На ГАЗ 66 обычно устанавливают диски, размерность которых составляет 265/70 R19,5. Как правило, размер колес 285/70 для ГАЗ 66 смотрится несколько нелепо. Узкие конструкции визуально портят внешний вид транспортного средства, а также ухудшают ходовые качества. Для ГАЗ 66 на зиловских прочных колесах с целью перевозки высокой техники скорость — не главное.

Как разбортировать колесо на ГАЗ 66

Разбортировать колесо на УАЗ, ЗИЛ или ГАЗ можно по следующему принципу:

  • Необходимо для начала полностью выпустить воздух из конструкции и положить колесо с шиной на помост или чистую горизонтальную площадку. Замочная часть обода должна находиться снизу.
  • Снять внутренний борт изделия с посадочной полки обода, для этого изогнутый конец монтажной лопатки вставить между бортовым кольцом и фланцем обода в монтажный паз, отжать монтажной лопаткой бортовое кольцо вниз, далее в образовавшийся зазор вставить плоский конец прямой лопатки, освободить первую лопатку, последовательно продвигаясь по окружности обода, вставляя концы обеих лопаток в образуемый зазор и осаживая борт шины через все кольцо, снять его с посадочной полки обода. Тороидальная форма посадочной поверхности не позволяет произвести местное снятие борта шины, поэтому затраты труда и времени монтажных работ значительно сокращаются при постепенном осаждении борта шины путем приложения усилий по окружности колеса. Перевернуть колесо и снять борт шины со второй посадочной полки, повторяя указанные операции.
  • Снять замочное и бортовку с колес ГАЗ 66. Для этого необходимо вставить плоский конец одной лопатки в паз, расположенный на торце замочного кольца. Второй лопаткой поднять этот торец замочного кольца, отжимая первой лопаткой конец кольца, выступающий из замочной канавки, выжать его вверх. Удерживая выжатый конец второй лопаткой, освободить первую лопатку и завести ее плоский конец под кольцо. Выжимая кольцо монтажными лопатками по окружности колеса, снять замочное кольцо. Снять бортовое кольцо.
  • Демонтировать борт шины. Для этого надо встать на участок борта шины, противоположный вентильному отверстию. В зоне вентильного отверстия завести плоские концы обеих лопаток между шиной и ободом на расстояние 150-250 мм одна от другой. Прикладывая усилия к монтажным лопаткам, вывести часть борта наружу, причем противоположная часть борта шины должна обязательно находиться в монтажном ручье. Удерживая демонтированную часть борта шины одной лопаткой, освободить другую и завести ее плоский конец между ободом и шиной на расстояние 70-100 мм от места перехода борта шины наружу. Повторяя данную операцию, демонтировать борт шины полностью.
  • Утопить вентиль в полость шины. Поставить колесо в вертикальное положение. При этом нижняя часть борта шины должна находиться в монтажном ручье обода. Извлечь обод из шины.

Дополнительные рекомендации


Шина на ГАЗ

Перед приобретением новых разработок нужно выбирать только надежные марки покрышек и качественную резину. Проводить эксперименты здесь лучше не надо. Желание сэкономить может закончиться трагедией. Опытные автовладельцы знают, что некачественная шина лопается при эксплуатации, автомобиль становится неуправляемым. К счастью, такие случаи – редкость, но лучше проявлять осторожность.

Особое внимание стоит обращать на рисунок протектора. Отличным вариантом для обледенелых зимних трасс станет резина с зимним протектором, для мягкого дорожного полотна – направленный рисунок, который обеспечит лучшее сцепление. Для различных марок грузовиков может потребоваться установка индивидуальных покрышек. Поэтому необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации грузового автомобиля перед его покупкой.

Одним из новых видов надстроек, планировавшихся к монтажу на шасси ГАЗ-66-16, была самосвальная установка сельскохозяйственного назначения. Ее в итоге спроектировали в 1991 году на Саранском заводе автосамосвалов и даже изготовили опытный образец. Аграриев эта разработка не заинтересовала из-за маленькой грузоподъемности (всего 2 тонны) и чересчур скромных размеров платформы (высота основных бортов – лишь 300 мм). Да и разгрузка у той машины предусматривалась только на заднюю сторону.

Между тем, уже в 1992 году ПО «ГАЗ» столкнулось с серьезным падением спроса на автомобили «шестьдесят шестого» семейства. Заказы техники от армии резко сократились, а для частников даже модернизированный ГАЗ-66-16 большого интереса не представлял. Для загрузки конвейера срочно требовалось найти более востребованный рынком объект производства. И тогда у конструкторов завода родилась идея сделать гибрид из грузовиков ГАЗ-66-16 и ГАЗ-3307. Макетный образец такой машины построили весной 1992-го, переоборудовав старый ГАЗ-66-02, на котором более десятка лет в УКЭР ГАЗ испытывали модернизированные агрегаты. Сперва машину полностью разобрали, а потом собрали обратно, используя новые детали от ГАЗ-3307: задний мост с подвеской (но без подрессорников), колеса с шинами, гидровакуумные усилители тормозов. Всю пневмосистему (компрессор, магистрали централизованной подкачки шин, пневмовывод к тормозам прицепа), правый топливный бак, задние амортизаторы, а также штатный держатель запасного колеса и инструментальный ящик демонтировали полностью. Это позволило поставить более крупную платформу от ГАЗ-3307 с тремя деревянными откидными бортами. А запасное колесо переехало из-за кабины под пол платформы – на место, освободившееся после снятия правого бака.

Первые же испытания показали работоспособность подобного гибрида, причем его грузоподъемность теперь увеличилась до 3,5 т. Это позволяло серьезно расширить перечень гражданских надстроек, пригодных для монтажа на такое шасси. Проходимость, конечно, снизилась, но все равно осталась более высокой, чем у ГАЗ-3307 с точно такими же колесами и шинами (радиальными К-55А размерности 8,25R20). В общем, тему решили развивать. А потому в мае-июне того же 1992-го на заводе собрали уже три нормальных опытных образца бортовых грузовиков ГАЗ-66-22 (с лебедками), предназначенных для проведения полноценных испытаний, и макетный образец шасси ГАЗ-66-31 для передачи Саранскому заводу автосамосвалов под возобновление работ по теме сельскохозяйственного самосвала с колесной формулой 4х4. Кроме них, в семействе была также запланирована версия бортового грузовика ГАЗ-66-21 без лебедки. Все эти машины, как и серийный ГАЗ-66-16, оснащались модернизированным 125-сильным мотором ЗМЗ-513.10

На макетном и всех трех опытных образцах ГАЗ-66-22 попробовали разные комбинации мостов: на две машины поставили редукторы от ГАЗ-3307 с главными парами 6,17 и свободными шестеренчатыми дифференциалами, на две другие – редукторы от ГАЗ-66-11 с главными парами 6,83 и кулачковыми «самоблоками». Сравнительные испытания показали, что машина с редукторами от ГАЗ-3307 менее динамична, развивает меньшее тяговое усилие на бездорожье, но в то же время демонстрирует более высокую экономичность. Поскольку новый базовый автомобиль ГАЗ-66-21 был создан без использования оригинальных узлов и агрегатов, организация его производства даже не потребовала проведения традиционных приемочных испытаний – в то время это еще допускалось действующим ГОСТ 15.001-88 «Система разработки и постановки на производство продукции производственно-технического назначения». В общем, уже осенью 1992 года с конвейера ГАЗа вовсю начали сходить серийные «шишиги» с двухскатной ошиновкой. Что интересно, двигатели они получали не те, что планировались изначально, а те, что имелись в наличии на складе. Части машин действительно доставались новые 125-сильные ЗМЗ-513.10, но чаще ставились старые 120-сильные ЗМЗ-66-11. Аналогичная ситуация была с главными парами ведущих мостов и дифференциалами, которые могли быть любыми.

Что примечательно, бортовые грузовики ГАЗ-66-21 и ГАЗ-66-22 так и остались машинами довольно редкими: большого спроса на них не было, и в начале 1993 года их фактически перестали производить (тогда же сняли с производства ГАЗ-66-16). Зато шасси ГАЗ-66-31 грузоподъемностью 3960 кг действительно оказалось очень востребованным! Будучи задуманным как самосвальное, в действительности оно пользовалось спросом у производителей самой разной спецтехники: автофургонов, мусоровозов, ассенизационных и буровых машин. Но чаще всего двухскатная «шишига» встречалась в виде самосвала с трехсторонней разгрузкой. Первый макетный образец такой машины на Саранском заводе автосамосвалов собрали в июне 1992-го, приспособив к присланному с ГАЗа шасси платформу от серийного ГАЗ-САЗ-3507. Грузоподъемность машины в таком исполнении получилась равной 3,1 т – то есть была в полтора раза большей, нежели у не пошедшего в серию самосвала на шасси ГАЗ-66-16. Да и вместимость кузова была уже вполне достаточной: от 5 до 10 кубометров (с надставными бортами).

Читайте также: