Как увеличить клиренс за счет шин

Опубликовано: 15.05.2024

При эксплуатации автомобиля часто возникает необходимость увеличения клиренса, что неизменно сказывается на показателях проходимости машины, упрощая её использование на зачастую разбитых отечественных дорогах. Поговорим поподробнее о том, какими же способами можно увеличить клиренс автомобиля, не навредив при этом подвеске и ходовой части.

Замена колёс

Самым простым и полностью безопасным способом увеличения дорожного просвета в автомобиле является установка новых дисков и высокопрофильных покрышек. Это позволяет несколько приподнять автомобиль, при этом не требуется обращаться в сервис и платить мастерам за внесение каких-либо конструктивных изменений в подвеску авто.

При этом необходимо помнить о том, что можно использовать лишь диски и шины, которые полностью соответствуют рекомендациям автопроизводителя конкретной модели. К недостаткам этого способа можно отнести высокую стоимость колёсных дисков и покрышек, а также возможное увеличение расхода топлива и отображение на спидометре неверной скорости автомобиля.

Использование модифицированных амортизаторов

Замена амортизаторов - это эффективный, однако достаточно дорогой способ увеличения дорожного просвета. Кроме непосредственно приобретения самих новых амортизаторов, также необходимо покупать увеличенные в размерах пружины и стойки. Самостоятельно выполнить такой ремонт и тюнинг автомобиля проблематично, поэтому требуется обращаться в специализированные мастерские, где за такую работу возьмут несколько тысяч рублей.

К преимуществам использования модифицированных пружины для увеличения клиренса автомобиля можно отнести сохранение ресурса подвески и возможность приподнять авто на 10 сантиметров и более. Однако необходимо помнить о недостатках такого способа изменения клиренса, в первую очередь это высокая стоимость запчастей и сложность работы, а также возможное изменение управляемости. Автомобиль на таких модифицированных амортизаторах будет заметно жестче, что отрицательно сказывается на комфорте поездок на машине.

Использование специальных проставок

Большинство мастеров, которые занимаются ремонтом и тюнингом автомобилей, рекомендуют при необходимости изменения дорожного просвета использовать специальные проставки. Сегодня в продаже можно найти различные виды таких проставок, которые предназначены для установки на стойки или пружины. Можно подобрать различные по своей высоте проставки, что позволит как приподнять кузов буквально на несколько сантиметров, так и увеличить дорожный просвет на 10-15 сантиметров и более.

Считается, что самыми надежными и прочными являются алюминиевые проставки, которые устанавливаются на саму стойку. Если же вам хочется одновременно увеличить клиренс и улучшить управляемость автомобиля, оптимальным вариантом в подобном случае будут межвитковые проставки. Их установка не представляет какой-либо сложности, поэтому даже при минимальном опыте работы можно самостоятельно выполнить такой тюнинг, не обращаясь в специализированные СТО.

К преимуществам использования проставок для увеличения клиренса можно отнести доступную стоимость необходимых запчастей, простоту выполняемой работы, сохранение управляемости авто. Также в подобном случае не страдает эксплуатационный ресурс всей подвески и ходовой части. Все работы с использованием таких приставок, которые ставятся на пружину и стойку, можно выполнить самостоятельно с простейшими инструментами.

Подведём итоги

Увеличение клиренса автомобиля позволяет решить проблему с разбитыми дорогами, также такой тюнинг востребован у любителей активного образа жизни, которые часто выбираются на бездорожье. Существуют различные способы изменения дорожного просвета, это использование проставок, замена амортизаторов или колёсных дисков с покрышками. Нужно лишь соблюдать умеренность в таком тюнинге, не увеличивать дорожный просвет на 15-20 сантиметров, так как подобное неизменно отрицательно сказывается на управляемости автомобиля и ресурсе амортизаторов и других элементов подвески.

Начну с того, что все доводочные работы с автомобилем создатели проводят с тем клиренсом, который они приняли при проектировании. Поэтому любое увеличение дорожного просвета приведет к изменению устойчивости и управляемости. Такое вмешательство называется внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Оформить изменения можно, но только выполнив все требования «Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза „О безопасности колесных транспортных средств“. Процедура длительная, сложная и не бесплатная.

Поэтому мы и не будем «задирать» легковушку до клиренса кроссовера, а кроссовер до уровня профессионального внедорожника. А вот выиграть 20–35 мм можно.

Конечно, самый простой способ — выбрать шины с большим наружным диаметром. Учитывая, что все автомобили позволяют ставить цепи со звеном не меньше 12 мм, можно увеличить наружный диаметр, по сравнению со штатным, на 25 мм. Тут вам в подмогу «Шинный калькулятор». Лучше всего выбирать шины с более высоким процентным соотношением высоты к ширине. Итак, шина, увеличенная по ширине на 25 мм и по диаметру на те же 25 мм, не должна задевать ни за какие элементы современного автомобиля.

Способ с увеличением размера шин хорош всем, кроме того, что он сразу заметен любому надзорному органу. Поэтому будьте сдержанны, не ставьте на Солярис шины от трактора «Беларусь».

Другое — установка пружин увеличенной жесткости или длины. Да, пружина под днищем автомобиля выглядит как родная. Но поведение доработанного таким способом автомобиля вряд ли порадует. Характеристики подвески могут стать неприемлемо опасными. Рассогласованными окажутся характеристики пружин и амортизаторов. Автомобиль станет жестким и неустойчивым на неровной дороге.

Гораздо лучше установить проставки между верхней опорой амортизаторной стойки и кузовом. Можно также найти в продаже увеличенные по высоте верхние опоры стойки. Еще вариант — вставить резиновую прокладку увеличенной толщины под пружину. Все эти способы позволяют сместить ось колеса относительно кузова на толщину проставки. Но смещение более чем на 15–20 мм опасно с точки зрения сокращения ресурса наружного шарнира равных угловых скоростей (ШРУС) — вплоть до его саморазборки. Кроме того, вал привода может опасно приближаться к подрамнику во время работы подвески.

Ну а сзади клиренс моноприводной машины с полузависимой подвеской проще всего увеличить толстыми резиновыми прокладками под пружины на высоту не более 20 —30 мм.

Если использовать рекомендации по подбору шин и установке проставок, то можно увеличить клиренс на 20–35 мм. Больше не советую — поведение машины будет слишком сильно отличаться от расчетного. Машина станет валкой и склонной к заносу. И еще хочу напомнить, что делаете вы все это на свой страх и риск.

Можно ли увеличить клиренс автомобиля за счёт шин?
В нашей стране нередко можно встретить автомобильные дороги не самого лучшего качества – разбитые с большим количеством ям и ухабов. Причём такие дороги можно встретить где угодно - как в регионах, так и в больших городах.

Так же на дорогах нередко попадаются «лежачие полицейские», не соответствующие никаким нормам - имеющие слишком большие размеры или выполненные из асфальтовой массы «как Бог на душу положит».

В то же время зарубежные разработчики автомобилей, которых на наших дорогах большинство, при проектировании своих моделей ориентируются на достаточно качественную дорожную сеть и не сильно озадачиваются выпуском машин с высоким клиренсом.

Когда эти две причины «сплетаются» в одном месте – получается масса проблем, связанных с низкой посадкой автомобиля и плохими дорогами, нередко выливающиеся в мятые пороги, ободранное днище и разбитую подвеску автомобиля.

В связи с этим у многих автомобилистов возникает вопрос – а можно ли с помощью колёс чуть увеличить клиренс автомобиля?

Для этого придётся сменить стандартные покрышки, установленные на автомобиле, на колёса, имеющие чуть большую высоту шины, называемую так же профилем.

Для этого необходимо выяснить, какой размерности установлены на автомобиле стандартные покрышки и выбрать в магазине следующий размер.

Например, на автомобиле стоят шины 195/55/R15, где 195 – ширина покрышки в миллиметрах, 55 – высота её профиля в процентах от ширины, а R15 – диаметр обода колеса в дюймах.

Чтобы чуть приподнять автомобиль – нужно выбрать в магазине шины со следующей размерностью - 195/60/R15, высота профиля которой будет отличаться от предыдущего размера на целых 9.75 мм (117мм против 107,25мм). Это те самые 9.75мм, которые и будут «приподнимать» автомобиль над дорогой.

Нередко бывает так, что этого сантиметра как раз не хватает некоторым водителям, чтобы проезжать большинство «лежачих полицейских» не чиркая по ним днищем.

Таким же образом можно выбрать и ещё больший размер для своих покрышек и «приподнять» автомобиль над дорогой на целых 2 или даже 3 см.

Но надо помнить, что шины, сильно отличающиеся от стандартных – могут сильно изменить поведение автомобиля при движении, что крайне не желательно для любого автомобилиста.

Если вы решитесь «приподнять» свою машину таким образом – не стоит покупать покрышки, отличающиеся от стандартных больше, чем на один размер.


Нередко владельцы автомобилей задаются вопросом, касательно того, какова высота покрышек, установленных на данный момент на машине, и можно ли с их помощью увеличить высоту автомобиля.


Во-первых, высоту шины, легко определить, если рассмотреть ее маркировку. Например, на изображении представлена шина с маркировкой 195\70\r15, где обозначение 195 – это ширина покрышки (в миллиметрах), R15 – диаметр диска (в дюймах), а 70 – это высота шины: 70 % от ширины = 136,5 мм.

Общий же диаметр колеса состоит из диаметра самого диска, а также из разницы наружного и посадочного диаметров покрышки, т. е. профиля. Если рассматривать приведенный пример, то в данном случае диаметр исчисляется следующим образом: 15 х 2,54 + 2 х 13,65 = 65,4 см.

Значение диаметра колеса в процессе его эксплуатации неизбежно уменьшается, т. к. протектор шины подвержен постоянному износу. Особенно это актуально для спортивных автомобилей с достаточно небольшим дорожным просветом (клиренсом). Стандартная летняя резина, как правило, обладает высотой протектора 7.5-8.5 мм, а стандартная зимняя – 8.5-9.5 мм.

Другими словами, если автомобильные шины “ходят” уже второй или третий сезон, то клиренс под днищем машины за это время успел уменьшиться, как минимум, на 1 см. Надо сказать, что зачастую этого бывает вполне достаточно, для того, чтоб нагруженное авто цепляло “лежащих полицейских”.

Увеличение дорожного просвета при помощи покрышек


Действительно, каждому водителю под силу серьезно повлиять на клиренс машины за счет высоты шин. Яркий тому пример – автомобиль, который ездит на шинах размерностью 215\55\r15 (их высота составляет 118 мм). Если же вместо этой резины установить более высокую, к примеру, размерностью 215\60\r15 (высота составляет 129 мм), то дорожный просвет автомобиля увеличится более чем на 1 сантиметр.

Если же владелец машины решит поступить более радикально и увеличить клиренс максимально, то можно поставить покрышки еще большего размера – 225\65\r15, которые позволят поднять машину на 2,5 см.

В данном случае главное помнить, чтоб слишком большие колеса не начали цеплять за колесные арки кузова. Кроме того, даже если во время установки шины не трутся о колесные арки, они могут цеплять за них при полной загрузке автомобиля – об этом нужно помнить.

Высота колес и поведение автомобиля на дороге


Нельзя забывать, что поведение машины на дороге во многом зависит от высоты покрышек. Увеличение высоты шин приводит к смещению центра тяжести автомобиля вверх. Также резина с более высоким профилем значительно легче поддается деформации под тяжестью авто.

Совокупность этих двух факторов приводят к повышению “валкости” автомобиля на поворотах и вероятность опрокидывания значительно повышается.

Однако есть и положительные стороны: высокопрофильная резина гораздо эффективнее поглощает удары и неровности дорожного покрытия, делая ход автомобиля более комфортным и плавным.

Так что, если автомобиль оснащен слишком жесткой подвеской, то его владелец может сделать ее несколько мягче посредством установки более высоких шин.

Несмотря на то, что всем известен эффект от увеличения высоты покрышек, трудно определить, как будет вести себя конкретный автомобиль с более высокой резиной. Может он станет абсолютно неуправляемый – предсказать сложно. Ведь поведение машины с такими шинами не было рассчитано ее заводом-изготовителем.

Желая увеличить клиренс авто, лучше не злоупотреблять высотой колес и устанавливать шины, выше стандартных, максимум на два размера.


Во-первых, важно знать, что почти все способы повышения клиренса повлияют на динамику, управляемость автомобиля и/или жёсткость его подвески. Таким образом, вопрос увеличения дорожного просвета машины - тем более своими силами, рекомендуется, только если Вы находитесь в отчаянной потребности этого. Также наилучший способ поднятия автомобиля зависит от типа подвески и типа самого автомобиля - зачастую для легкового седана, для кроссовера и внедорожника используются разные методы. И в статье мы рассмотрим наиболее распространённые потребности - как увеличить клиренс у автомобиля самому у легкового автомобиля с пружинной подвеской.

Способ №1: Увеличение клиренса распорками в пружины


Покупается специальная резиновая прокладка толщиной чуть больше пролёта между соседними витками пружины подвески и устанавливается самостоятельно для увеличения клиренса автомобиля. Суть метода поднятия машины таким образом заключается в том, что авто проседает под собственным весом намного меньше за счёт того, что сжатие пружины удерживается резиновыми распорками. Витки пружины, между которыми установлены распорки, почти не прогибаются совсем, а другие витки прогибаются, наоборот, немного больше обычного, но в целом это даёт небольшое увеличение просвета (скажем, для Kia Rio, Toyota Corolla, Ford Focus и других легковых авто это может дать до 3-5 см увеличения, если не фанатеть.

Такой способ увеличения клиренса, безусловно, повлияет в первую очередь, на жёсткость подвески в худшую сторону - Вы определённо это заметите, и, если до увеличения просвета подвеска и без того была жёсткой (как, например, на тех же Kia Rio или Hyundai Solaris), то поездка с проставками может стать совсем некомфортной. Кроме того, это отрицательно скажется и на общей управляемости и курсовой устойчивости.

Цена этих проставок в пружины сильно варьируется от машины к машине и в зависимости от производителя. Так, комплект проставок на Нексию или автомобили российской сборки может стоить от 250 до 1200 рублей, в то время как на Хонды, Тойоты, Киа и другие непремиальные иномарки стоимость распорок возрастает в пределах 1000-4000 рублей за комплект.

Способ №2: Увеличенные пружины подвески


Ещё один способ увеличить клиренс автомобиля своими силами, который затрагивает пружины - это полная их замена на увеличенные пружины с большим количеством витков. Вполне логичный приём, не правда ли, и первый приходящий на ум здравый метод?! Здесь всё зависит от популярности модели Вашего автомобиля - на некоторые модели увеличенных пружин (как и других возможностей тюнинга большинства других узлов) просто не найдётся.

Из минусов такого способа следует отметить сильное ухудшение поведения автомобиля на трассе за счёт потери его курсовой устойчивости, кренов в поворотах. Кроме того, оригинальных увеличенных пружин не бывает практически ни на одну модель авто, что означает, что Вы покупаете деталь, которая должна выдерживать большие нагрузки и быть сделана из качественного сплава, у не самого доверенного производителя из всевозможных.

Увеличить клиренс таким способом можно более значительно - даже на 8-12 сантиметров, хотя такие цифры уже очень плохо будут сказываться на безопасности поездки.

Способ №3: Увеличение просвета колёсами с бóльшим радиусом

А вот самый простой способ, но один из самых дорогих способов получить повышенный клиренс - это поменять комплект колёс: как дисков, так и шин. Этот способ также остаётся единственным среди самостоятельных, если, говоря "по чесноку", руки у Вас растут не из того места.

Для увеличения клиренса Вы можете, например, выбрать комплект покрышек с размером 215/65 R16 вместо стоковых 205/60 R16 или 195/60 R15 с соответствующими дисками. Более подробно о способе подбора шин Вы можете ознакомиться в нашей статье о том, что означают надписи на шинах. Только имейте в виду, что увеличение диаметра колёс не всегда ведёт к увеличению клиренса - нередко достигается противоположный эффект, потому как шины большего диаметра, как правило, более низкопрофильные - то есть ниже от протектора до кромки.


Ну и главный промах, который может последовать из увеличения диаметра колёс в целях увеличить дорожный просвет - это то, что колёса начнут задевать арки и/или подкрыльники - особенно, в поворотах. Поэтому заранее необходимо позаботиться о совместимости диаметра новых колёс для конкретно Вашей модели машины.

Также имейте в виду, что увеличение общего диаметра колеса негативно влияет на показания спидометра и одометра (первый будет показывать меньшую скорость, чем она есть на самом деле, а второй - в меньшую сторону привирать о пробеге), Вы получите плохую приёмистость при разгоне, а максимальная скорость автомобиля может незначительно снизиться.

Таким образом также не удастся достичь значительного увеличения клиренса - для большинства автомобилей запас колёсных арок позволит увеличить просвет всего на 1-3 сантиметра. Впрочем, этого зачастую бывает достаточно - только если Вы изначально не купили Хонду Аккорд для езды по Алтайским или Кавказским горам.

Способ №4: Увеличение клиренса добавлением рессоры (только рессорная подвеска)

Сегодня количество автомобилей с рессорной подвеской постепенно снижается, но если Вы счастливый обладатель настоящего внедорожника или немного менее счастливый обладатель Газели, то увеличить клиренс можно, просто добавив 1-2 пластины-рессоры в подвеску. При этом немного увеличится жёсткость подвески, повысится центр тяжести, но вместе с тем и увеличится критическая нагрузка на такие рессоры.


Впрочем, если Вы обладатель рессорного внедорожника, то, скорее всего, колёсные арки предусматривают значительное увеличение возможного размера колёс и установка дополнительной рессоры вместе с заменой колёс даст лучший результат.

Способ №5: Регулировка торсионной подвески

Если Ваш автомобиль имеет торсионную подвеску, то Вы в ещё лучшей ситуации - Вы можете получить её просто отрегулировать. Она, как правило, регулируется и может помочь в увеличении дорожного просвета машины. При умеренных уровнях регулировки это даже не повлияет на качество езды.

Способ №6: увеличение клиренса проставкой в стойки амортизаторов

Это, пожалуй, один из лучших методов увеличить клиренс машины самостоятельно. Суть его заключается в том, что в месте стыка опоры стойки амортизатора с кузовом (в большинстве седанов это место видно под капотом авто) устанавливается проставка, которая аналогично распорке в пружине подвески выполняет роль поднимающей кузов автомобиля прокладки.


Преимуществом такого способа перед остальными является единственное ухудшение в автомобиле - поднятие центра тяжести и, как следствие, ухудшение управляемости машиной.

Проставки изготавливаются обычно из плотного пластика или алюминия, и, в отличие от проставок в пружины, не сильно варьируются в цене - их стоимость в среднем составляет 400-800 рублей. Алюминиевые проставки немного дороже.

Способ №7: пневмоподвеска и регулируемый клиренс


Вот и добрались до самого дорогого метода увеличить клиренс автомобиля - пневмоподвеской. Стоимость такого способа может достигать нескольких сотен тысяч рублей (в зависимости от модели автомобиля и марки пневматической подвески). При установке пневмоподвески меняется практически вся ходовая часть авто. Более подбродно с пневмоподвеской Вы можете ознакомиться в статье.

Читайте также: