Как узнать пробито ли колесо велосипеда

Опубликовано: 17.05.2024

А что, друзья-велосипедисты, есть среди вас те, кто ни разу в жизни не прокалывал колеса на своем байке? Думаю, что таких нет… Более того, некоторые имеют печальный опыт получения двух, а то и трех проколов за одну покатушку.

Прокол колеса – досадная неприятность, избежать которой, кажется, невозможно. Но это только так кажется. На самом деле значительная часть проколов прямо или косвенно происходит по нашей вине. Нет, я не имею в виду целенаправленное катание по битым бутылкам. Речь идет о вот о чем:

Чрезмерный износ покрышки

Пожалуй, это самая распространенная причина, по которой велосипедисты начинают «ловить» проколы чуть ли каждую покатушку. Во-первых, поверхность изношенной покрышки становится вязкой и «собирает» на себя мелкие стекла и камешки, которые со временем добираются до камеры и прокалывают ее. Во-вторых, в старой покрышке появляются отверстия такого размера, что при накачивании колеса через них буквально проступает камера. То есть, фактически, камера напрямую соприкасается с асфальтом, что гарантированно приведет к проколу уже через пару-тройку километров.

Инородное тело в покрышке

Иногда бывает так, что вроде и камеру заклеили и лента-флиппер в порядке, а колесо все равно спускает. В чем же дело? А дело может быть в том, что в покрышке застряло маленькое стеклышко или камушек, которые не так-то просто отыскать и которые снова и снова дырявят камеру. Именно поэтому после обнаружения места прокола в камере, сопоставьте ее с шиной и найдите то самое, застрявшее в шине, стеклышко. Также, перед бортировкой колеса, необходимо удостовериться, что внутрь покрышки не попали камешки и другой мусор. Бортировку/разбортировку проводите только бортировочными лопатками. Никаких ключей, отверток т.п.

Недокачанное колесо

Если вы выехали кататься с недокачанным колесом, и на скорости влетели в яму с острыми краями, то с большой долей вероятности вы получите двойной прокол, который еще называют «укус змеи». Что это такое: во время удара, из-за отсутствия должной амортизации, край ямы ударит прямо по ободу, одновременно пробивая в двух местах и камеру (слева и справа). Вот и получится «укус змеи».

Перекачанное колесо

Мало кто из начинающих велосипедистов знает, что внутренняя поверхность обода должна быть проклеена специальной лентой-флиппером, которая защищает камеру от протирания об острые края отверстий в ободе, либо о концы спиц. Так вот, если вы систематически перекачиваете колеса, то в один прекрасный момент шина может прорвать флиппер (если у вас двойной обод) и лопнуть.

Антипрокольная лента

Как это ни странно, приспособление, призванное защитить колесо от проколов, само может стать их причиной. Дело в том, что многие антипрокольные ленты имеют достаточно жесткие и острые края и при неправильной их установке они режут камеру. Кроме того, само по себе наличие антипрокольной ленты способствует повышенному износу камеры.

Короче говоря: если своевременно менять изношенные покрышки и накачивать колеса в соответствии с указанными на покрышках диапазонами давления (min/max), то количество проколов во время покатушек резко сократится. А если вы сможете позволить себе установку качественных шин с антипрокольным слоем, то проколы станут для вас большой редкостью.

Прокол колеса (точнее, его камеры) всегда случается внезапно. Если неприятность настигла вас недалеко от дома или любого другого жилья, не так сложно найти инструменты и заклеить место прокола. Если же рядом оказался велосипедный сервис или магазин, то там всегда подскажут, как поменять камеру на заднем или переднем колесе велосипеда, а за отдельную плату вообще все сделают сами. Но вот если прокол произошел на природе, вдали от любых благ цивилизации, придется рассчитывать только на собственные силы и имеющийся ремонтный комплект.

На фото – велопарковка с насосом для накачки колес

Ремонтный комплект

При частых поездках вдали от цивилизации именно собственный ремонтный комплект – единственное, что поможет при проколе. Подбирать его нужно внимательно.

На фото – ремонтный комплект для устранения проколов

Визуальный осмотр

И вот настал неприятный момент – колесо велосипеда пробито. Начать следует с визуального осмотра покрышки. В некоторых случаях, если дырка очень большая, это помогает сразу определить место прокола. Для удобства это место можно сразу пометить ручкой, маркером, кусочком угля, мела или любым другим подходящим образом. Даже если предполагаемое местоположение дырки обнаружено, рекомендуется все равно полностью проверить все колесо, очистив его от мусора. Вполне может быть, что проколов несколько.

На фото – покрышка с засевшими в ней колючками

Снимаем покрышку

После осмотра нужно снять колесо (используя соответствующий ключ из ремонтного комплекта). Теперь с обода надо снять покрышку и достать из нее камеру. Сделать это без бортировок, входящих в описанный выше ремкомплект, будет затруднительно. Нужно вставить бортировки между покрышкой и ободом и тянуть за них, постепенно снимая покрышку. Достать камеру обычно не составляет труда, но, если покрышка слишком жесткая, может потребоваться вновь воспользоваться бортировками по той же схеме, только теперь их нужно будет вставлять не между ободом и покрышкой, а между покрышкой и камерой. Если на предыдущем шаге предполагаемое место прокола уже найдено и отмечено, рекомендуется дополнительно пометить этот же участок и на камере. Нагляднее, как снять или поменять покрышку с камерой на велосипеде, показано в этом видео:

Поиск прокола и очередной осмотр

Когда камера снята, на ней нужно найти место прокола. Если оно уже отмечено, искать будет проще, но все равно нужно проверить камеру полностью. Для этого ее нужно накачать и на слух определить, откуда выходит воздух. Если дырка достаточно большая, то сделать это несложно, а вот если она очень маленькая, придется действовать по-другому. Понадобится емкость с водой. Удобнее всего использовать тазик, но в полевых условиях найти его затруднительно. В таком случае подойдет любой водоем: река, озеро, водохранилище и т. д. В воду нужно поместить накачанную камеру и проверить, из какого места выходят пузырьки воздуха. Это и есть место прокола. Важно помнить, что для ремонта нужно сначала дать камере высохнуть. Но это еще не все. Пока сохнет камера, рекомендуется тщательно проверить внутреннюю поверхность покрышки. Там могут быть частички стекла, колючки, другие подобные элементы, которые и сделали в камере дырку и могут сделать новую. Их нужно убрать.

На фото – место прокола камеры, определяемое при помощи воды

Заплатка

Когда дырка обнаружена, не остается других вариантов, кроме как установить заплатку или поменять камеру велосипеда. С заменой все просто: вынимаем пробитую камеру, меняем на новую и устанавливаем обратно. А вот с заплаткой ситуация сложнее. В первую очередь необходимо тщательно обработать место прокола и все вокруг него наждачной бумагой. Шероховатая поверхность позволит лучше зафиксировать заплатку. Теперь капаем клей. Достаточно одной капли, которую следует растереть тонким слоем вокруг дырки в радиусе около 2 см. Затем клею нужно дать немного подсохнуть и повторить эту же процедуру несколько раз, пока слой клея из глянцевого не станет матовым. Только теперь можно клеить заплатку. Если они есть в наличии разного размера и непонятно, какой на самом деле размер прокола, лучше брать заплату побольше. После того как клей высохнет, камеру рекомендуется накачать, чтобы проверить, нет ли других дырок и не пропускает ли воздух заплатка. Если все нормально, можно устанавливать камеру в покрышку и надевать последнюю на обод колеса.

На фото – приклеенная на место прокола камеры заплатка

Полезные советы

Чтобы сделать ремонт прокола камеры колеса велосипеда более комфортным, учитывайте небольшие хитрости.

  1. Есть вероятность того, что заплатка приклеится к покрышке. Избежать этого можно, слегка присыпав заплатку сверху тальком, мелом или просто дорожной пылью, если больше ничего под рукой нет.
  2. Вместо наждачной бумаги можно использовать шершавый камень или просто кусок асфальта.
  3. Возвращая покрышку с камерой на обод после ремонта, участок, где находится ниппель, нужно ставить на место в последнюю очередь. Так процесс установки пройдет намного легче.

Ремонт покрышек невозможен. Их можно только заменить на новые. С другой стороны, они довольно редко пробиваются настолько сильно, чтобы потребовалась замена. Обычно покрышки меняют по мере износа, когда протектор полностью стерся. Реже замена требуется в тех случаях, когда покрышки сильно повреждены из-за проколов, ударов, воздействия химикатов и других факторов. А вот камеру можно менять реже. Она способна пережить очень большое количество проколов, но после очередной дырки, когда живого места на ней уже нет, ее все же лучше заменить. Также менять камеру придется, если повредился ниппель, в этом случае ремонт тоже невозможен.

Подведем итог: при поездках, особенно на дальние расстояния, нужно всегда иметь с собой полный ремкомплект и помнить о хитростях, о которых мы рассказали в этой статье.

Почему падает давление в велоколесе

Едва ли на планете найдется владелец велобайка, который хотя бы раз не сталкивался с проблемой спущенного колеса. Особенно неприятно, когда оно спускает во время поездки и вместо активного движения необходимо экстренно останавливать велосипед и клеить резину. Причин возникновения этой ситуации может быть несколько и даже новые камера и покрышка, только что установленные на велосипед, не являются 100-процентной гарантией того, что камера внезапно не станет проблемой. Разобраться, почему спускает колесо на велосипеде, поможет эта статья.

Причины, из-за которых спускает колесо

Шипы в велопокрышке

Существует множество причин, по которым может начать спускать покрышка на велобайке. К наиболее распространенным специалисты относят:

  • прокол или порез шины и камеры;
  • травление воздуха из ниппеля, установленного на велосипед;
  • естественный износ и появление микротрещин;
  • отслоение резины у основания ниппеля;
  • наличие в колесе постороннего предмета (осколка, проволоки, гвоздя);
  • повреждение обода.

Прокол велоколеса

Прокол является самой частой причиной, по которой спускает велоколесо. Чаще всего неприятность происходит при поездках в населенных пунктах, где не слишком озабочены чистотой дорог и при движении по бездорожью, когда велотранспорт постоянно подвергается опасности наехать на острый камень, обломок дерева, попасть в яму с острыми краями. При проколе большого диаметра, колесо спускает буквально за несколько минут, если же велосипед получил повреждение небольшого размера, ситуация на какое-то время может остаться незамеченной. Воздух из такого отверстия выходит постепенно и велосипед способен доехать до дома, где позднее и будет замечено отсутствие воздуха в шине.

Более редкими причинами того, что спускает велосипедная камера, считаются недостаточная или избыточная накачанность колеса. При нехватке воздуха колесо не обладает достаточной степенью амортизации, в которой нуждается велосипед, чтобы легко преодолевать остроконечные препятствия, при избытке давления в камере существует вероятность, что она лопнет.

Способы устранения причин

Обнаружение проколов в велокамере

Чтобы определить масштабы повреждения, камеру следует накачать насосом до значений, рекомендуемых производителем. В ванну, наполненную водой, необходимо погрузить колесо в сборе или непосредственно камеру. В местах, где велоколесо является негерметичным, из воды будут подниматься пузырьки воздуха.

При наличии множественных мелких повреждений, приводящих к тому, что камера спускает воздух и возникших в результате естественного износа резины, единственным верным решением будет приобретение и установка на велосипед новых компонентов.

Если причиной является поломка ниппеля или его запорного устройства, замена детали решит возникшую проблему. При износе резины вокруг основания ниппеля проклейка поврежденного участка и накладывание латки не дадут долговременного эффекта. Не позднее, чем через несколько дней, воздух начнет выходить с такой же скоростью, как и прежде. Лучшим выходом из данной ситуации является установка на велосипед новых шины и камеры.

Сколы на ободе, способные повредить камеру и являющиеся причиной того, что она спускает, устраняются шлифовкой. Предотвратить дефект поможет монтаж на обод специальной ленты.

Стараться избегать ситуаций со спускающимися колесами

Проверка давления в велокамере

Чтобы всегда быть готовым к продолжительным поездкам и не переживать, не спускает ли колесо, следует регулярно осматривать свой велосипед и не откладывать на потом чистку и смазку. Опытные велосипедисты советуют:

  • осматривать шины после каждой поездки. Иногда невозможно сразу заметить, что давление воздуха падает. Поэтому будет нелишним измерить давление манометром или, как минимум, определить упругость велоколеса вручную и понять, не спускает ли оно;
  • поддерживать давление, рекомендованное производителем шин, даже если воздух не спускается;
  • при поездке на велобайке избегать битого стекла, арматуры, острых камней. Даже если сразу не произойдет повреждение, существует вероятность, что острый предмет застрянет в покрышке и под нагрузкой будет постепенно впиваться в камеру, пока не проткнет ее окончательно;
  • после возвращения домой осматривать велосипед, особенно его покрышки, чтобы выяснить, не имеется ли на них порезов, отверстий или инородных предметов. Песок и грязь следует смыть, чтобы не пропустить спрятавшиеся под ними острые осколки или камешки. При обнаружении опасных предметов их необходимо удалить, а затем проверить, спускает ли колесо и требуется ли ремонт. Незначительные проколы можно заклеить обувным клеем, чтобы избежать возможного увеличения их размеров.

Итоги

Выбор качественных колес известных производителей позволит минимизировать риск того, что по какой-либо причине оно начнет спускать. А бережное отношение к велосипеду позволит своевременно заметить дефект и принять меры к его устранению. Чаще всего, если камера спускает давление, можно обойтись ее проклейкой.

А что, друзья-велосипедисты, есть среди вас те, кто ни разу в жизни не прокалывал колеса на своем байке? Думаю, что таких нет… Более того, некоторые имеют печальный опыт получения двух, а то и трех проколов за одну покатушку.

Прокол колеса – досадная неприятность, избежать которой, кажется, невозможно. Но это только так кажется. На самом деле значительная часть проколов прямо или косвенно происходит по нашей вине. Нет, я не имею в виду целенаправленное катание по битым бутылкам. Речь идет о вот о чем:

Чрезмерный износ покрышки

Пожалуй, это самая распространенная причина, по которой велосипедисты начинают «ловить» проколы чуть ли каждую покатушку. Во-первых, поверхность изношенной покрышки становится вязкой и «собирает» на себя мелкие стекла и камешки, которые со временем добираются до камеры и прокалывают ее. Во-вторых, в старой покрышке появляются отверстия такого размера, что при накачивании колеса через них буквально проступает камера. То есть, фактически, камера напрямую соприкасается с асфальтом, что гарантированно приведет к проколу уже через пару-тройку километров.

Инородное тело в покрышке

Иногда бывает так, что вроде и камеру заклеили и лента-флиппер в порядке, а колесо все равно спускает. В чем же дело? А дело может быть в том, что в покрышке застряло маленькое стеклышко или камушек, которые не так-то просто отыскать и которые снова и снова дырявят камеру. Именно поэтому после обнаружения места прокола в камере, сопоставьте ее с шиной и найдите то самое, застрявшее в шине, стеклышко. Также, перед бортировкой колеса, необходимо удостовериться, что внутрь покрышки не попали камешки и другой мусор. Бортировку/разбортировку проводите только бортировочными лопатками. Никаких ключей, отверток т.п.

Недокачанное колесо

Если вы выехали кататься с недокачанным колесом, и на скорости влетели в яму с острыми краями, то с большой долей вероятности вы получите двойной прокол, который еще называют «укус змеи». Что это такое: во время удара, из-за отсутствия должной амортизации, край ямы ударит прямо по ободу, одновременно пробивая в двух местах и камеру (слева и справа). Вот и получится «укус змеи».

Перекачанное колесо

Мало кто из начинающих велосипедистов знает, что внутренняя поверхность обода должна быть проклеена специальной лентой-флиппером, которая защищает камеру от протирания об острые края отверстий в ободе, либо о концы спиц. Так вот, если вы систематически перекачиваете колеса, то в один прекрасный момент шина может прорвать флиппер (если у вас двойной обод) и лопнуть.

Антипрокольная лента

Как это ни странно, приспособление, призванное защитить колесо от проколов, само может стать их причиной. Дело в том, что многие антипрокольные ленты имеют достаточно жесткие и острые края и при неправильной их установке они режут камеру. Кроме того, само по себе наличие антипрокольной ленты способствует повышенному износу камеры.

Короче говоря: если своевременно менять изношенные покрышки и накачивать колеса в соответствии с указанными на покрышках диапазонами давления (min/max), то количество проколов во время покатушек резко сократится. А если вы сможете позволить себе установку качественных шин с антипрокольным слоем, то проколы станут для вас большой редкостью.

Помните, что экономия при покупке б/у велосипеда, на самом деле, может оказаться сомнительной. На современных велосипедах есть ряд относительно быстро изнашивающихся деталей и узлов. Если велосипед не очень новый, то возможна ситуация, когда, экономя при покупке, скажем, 30% стоимости, Вы, поездив немного, будете вынуждены менять многие детали, потратив в сумме больше денег, чем при покупке нового велосипеда. Единственный плюс – расходы будут растянуты во времени.

Даже если оборудование велосипеда изношено незначительно, четкость его работы в среднем будет несколько хуже, чем у нового. А, к примеру, сильно заезженное оборудование XTR вообще может работать хуже, чем новое Alivio. Таким образом, Вы не сможете почувствовать прелесть обладания новым велосипедом!

Проверка б/у велосипеда перед покупкой.

По количеству сколов краски и ее затертости можно приблизительно оценить то, как обращались с велосипедом ранее. Осмотрите раму на предмет трещин. Особенно часто они встречаются в районе подседельного штыря, на рулевой и кареточной трубах. Взявшись за раму в районе верхней чашки рулевой и у подседельника и немного наклонив велосипед от себя, надавите ногой в вал каретки по очереди с обеих сторон. Рама будет гнуться под нагрузкой, но, при этом, не должно раздаваться щелчков и скрипов, которые могут свидетельствовать о микротрещинах в раме. Попробуйте, держась за раму в тех же местах, “поломать” раму – одной рукой на себя, другой от себя. Щелчков и скрипов также быть не должно.

Вилка и рулевая не должны иметь существенных люфтов. Минимальный люфт в вилке допустим. Для проверки зажмите передний тормоз и покачайте велосипед вперед-назад. Люфт в рулевой может свидетельствовать о разбитых подшипниках, а в вилке – направляющих. Амортизационная вилка велосипеда должна прожиматься разумным усилием и без заеданий.

Руль, вынос и подседельный штырь не должны быть погнуты или иметь вмятин. Иначе придется их заменить. Попробуйте поменять высоту седла – подседельный штырь должен свободно, но без заметного люфта двигаться в раме на всю длину. Седло не должно ходить относительно подседельного штыря – замок должен надежно его фиксировать. Направляющие седла не должны быть погнуты.

Рычаги манеток, тормозные ручки, передний и задний переключатели передач не должны иметь заметных люфтов. Готовьтесь менять любой из перечисленных узлов велосипеда, если люфты значительны. Все должно двигаться без заеданий. Допустимый люфт на конце рамки заднего переключателя – 3-4 мм. Ролики должны свободно вращаться и иметь приемлемый профиль зубьев или их придется менять. Тросики не должны иметь лопнувших жил, а рубашки переломов. Если установлены гидравлические тормоза, подтеков тормозной жидкости или масла не должно быть нигде.
Износ цепи можно определить, используя специальный калибр или измерив 24 звена. Нормальное расстояние между центрами соединительных штифтов – 304, 8 мм. Если при измерении это расстояние окажется больше, чем на 1, 5 мм больше номинала, готовьтесь менять не только цепь, но и кассету, а, возможно, и звезды системы.

Покрышки не должны быть очень сильно стерты и не должны иметь существенных трещин, а также порезов и вздутий, как со стороны протектора, так и на боковинах.

Если велосипед не имеет явных дефектов, описанных выше, и срок его эксплуатации прежним владельцем невелик, то ориентировочная цена такого б/у велосипеда обычно составляет около 60-80% от цены нового. В остальных случаях можно и нужно рассчитывать на более низкую цену.

Читайте также: