Какие колеса на хвз спутник

Опубликовано: 16.05.2024

Спутник ХВЗ

При всем уровне развития современной техники и ее материальной доступности находится немало любителей, например, старых пленочных фотоаппаратов и современной им оптики – подобное явление существует и в среде велосипедистов. Причем эти люди вовсе не обязательно являются коллекционерами велораритетов – многие действительно катаются на своих советских байках, таких как, скажем, велосипед "Спутник", преодолевая порой довольно значительные расстояния, увлеченно обсуждают их с единомышленниками на форумах, ремонтируют и апгрейдят.

Харьковский велозавод тогда и сейчас

Начав свою работу в середине 20-х годов ХХ века, Харьковский велосипедный завод быстро вышел на лидирующие позиции в СССР по производству этого вида техники. На предприятии освоили выпуск различных типов велосипедов – от детских трехколесных и подростковых вариантов до трековых и шоссейных, ориентированных на спортсменов профессионального уровня.

Наиболее известные серии велосипедов ХВЗ:

  • "Украина", пожалуй, самый знаменитый советский велосипед и к тому же самая старая номенклатурная линейка завода: эти байки там начали выпускать буквально с момента пуска предприятия; универсально-проходимый как мужской, так и женский варианты рамы.
  • "Спутник" – велосипед для широкого круга любителей, настоящий "спутник" туриста с мягким сиденьем, крепкой рамой и надежной механикой;
  • "Турист" – еще один универсальный байк, но, в отличие от "Украины", с ручным тормозом;
  • "Старт-шоссе" – спортивно-шоссейная линейка; отличительные характеристики ‒ облегченная рама и целых семь передач.

Расцвет предприятия пришелся на 60-е – 80-е; здесь, безусловно, сыграла немалую роль подготовка к Олимпиаде-1980, к которой на заводе специально разработали и выпустили "малым тиражом" две модели велосипедов: трекинговый "Рекорд" и шоссейный "Чемпион Шоссе", ввиду своей редкости они сегодня очень высоко ценятся у коллекционеров.

В настоящее время ХВЗ продолжает выпускать недорогие велосипеды под маркой "ВОДАН" – актуальный каталог предприятия включает свыше 50 моделей, от горных до детских.

Серия "Спутник" и ее особенности

Серия велосипедов "Спутник", состоявшая из шести моделей спортивно-туристического назначения, ориентированных на взрослых людей, выпускалась на Харьковском велосипедном заводе (ХВЗ) в 60-е – 80-е годы прошлого века. Несмотря на то, что завод относительно благополучно пережил распад державы и работает по сей день, "Спутники" в капитализм не шагнули, так и оставшись целиком и полностью атрибутом СССР.

байк "Спутник"

Вот модели велосипедов этой серии, которые ХВЗ производил в крупных масштабах ввиду их популярности у целевой аудитории – широкого круга туристов и просто любителей здорового образа жизни, включающего и активные велопоездки.

В-34 "Спутник" – легкодорожный велосипед для спорта и туризма, выпускавшийся в 1961-64 годах. Спортивный руль, ручные тормоза, три передачи, стандартная комплектация – подрамная сумка с инструментами и велонасос.

В-37 "Спутник" – выпускался с 1964 по 1968-й, в отличие от предшественника, обладал усовершенствованной тормозной системой и обновленным седлом, а также трещоткой на задней втулке. На него можно было поставить спортивный руль и контактные педали с тем, чтобы использовать в режиме усиленных тренировок. Производитель прилагал к нему, кроме насоса и сумки, также звонок, электрооборудование и запчасти к трещотке.

В-39 "Спутник" (1968-1973) – обновленная версия В-37, в целом характеризовавшаяся аналогично.

В-301 "Спутник" – выпускался в 1973-75 годах, назначение указано как "спортивно-туристический велосипед для деловых, туристических и прогулочных поездок". Четыре передачи, мягкое седло, педали с туклипсами, стандартная и расширенная комплектация. В первом случае – обязательные сумка и насос, а также катафот на заднее крыло, звонок и задний багажник; дополнительно можно было заказать и поставить передний, а также зеркало заднего вида, электрогенератор и фару.

ХВЗ 153-414 "Спутник" (1976-1977) – еще одна классическая модель для любительского спорта и туризма с жестким седлом, педалями-"топталками" и вариативной задней втулкой (на 3 или 4 звезды). Комплектация предусмотрена заводская и расширенная и в целом и общем отличается от предшественника лишь наличием масленки.

ХВЗ 153-424 "Спутник" – модель 1978-82 годов для занятий велоспортом, а если установить задний багажник – то и для туристических поездок. От предшественников этот байк отличался тонкостенной рамой и, соответственно, меньшим весом, чему способствовало также облегченное пластиковое седло. Из конструктивных новшеств можно отметить и то, что количество передач возросло до восьми.

"Спутники" и современность

Велосипеды "Спутник" давно сняты с производства, но благодаря тяге постсоветского человека к ностальгии и его стремлению улучшить и максимально довести до ума то, что попало в руки, множество таких "железных коней" в наше время получили вполне полноценную вторую жизнь.

прогулка на "Спутнике"

Модернизация советских велосипедов – очень распространенное увлечение, судя по обилию и длине дискуссий на специализированных форумах. Их пользователи особенно хвалят качество "спутниковых" рам, которые спустя столько лет все еще остаются крепкими и надежными и даже далеко не всегда требуют косметического ремонта. Экспериментаторы переносят на эти рамы современные рули и седла, пытаются оснастить старые байки современным "шимановским" навесным оборудованием и увлеченно делятся друг с другом рассказами о результатах этих попыток.

Восстановление подобных раритетов – еще один оригинальный вариант подхода к наследию советского машстроя: нельзя просто так взять и поставить на раму старого велосипеда все готовое – нет, необходимо найти максимально современные исходники, а желательно и вовсе аутентичные запчасти, что само по себе спорт.

Особняком стоит такое явление, как тотальная переделка этих байков. Отдельные энтузиасты пытаются даже – с переменным успехом – превратить обычный велосипед "Спутник" в моторный, придирчиво подбирая и комбинируя для этих целей необходимые детали. Собирая своих франкенштейнов, они наслаждаются скорее всего не столько результатом, который едет далеко не всегда, сколько процессом, который можно назвать поистине творческим.

мотор на "Спутнике"

Отреставрированные и переделанные велосипеды используют не только в качестве реквизита для фотосессий симпатичных девушек на фоне сельских и городских пейзажей, хотя и это тоже. На них продолжают ездить, развивая приличные скорости и наматывая немалый километраж. При том, что сегодня для российского велосипедиста доступен богатейший выбор байков хоть из Европы и Америки, хоть вовсе из Австралии, многие все-таки выбирают для себя советский спортивный "недошоссейник".

Ну и, конечно, байки "Спутник", хотя и не являются особой редкостью, но обязательно присутствуют в собрании каждого уважающего себя коллекционера ретровелосипедов как яркая примета определенной эпохи в истории отечественного велодвижения.

Если брать велосипеды, то мое мнение, что реставрация должна проводиться по максимуму с использованием оригинальных запчастей и с использованием оригинальных технологий. Сколько смотрю форумы, группы, блоги и тд. по Харьковским велосипедам — все неи**тьсяврот риставраторы, при этом кто-то подкрашивает раму краской из балончика, а кто-то покрасив "Рекорд" с впаянным рулевым стаканом от "Старт-Шоссе" (далее СШ) гордо называет проделанную работу громким словом Реставрация. Смешно просто, чем только люди не тешат свое самолюбие, дриставраторы хреновы.

Ну а "ребилд" от build — строить/собирать. В моем случае "переборка".

А теперь ближе в теме:

События, предшествующие покупке данного велосипеда, начались три с небольшим года назад — как-то раз друг позвал на рыбалку, ехать решили на одно озеро и ехать решили через лес. На велосипедах. Я резонно взял двуподвес — дорога подразбитая и не очень близкая и потому я вдвойне недоумевал почему друг решил ехать на старенькой "Десне". "Дурак, " — подумал я — "у него же есть "горный" велик". Оказалось, что дурак я — дорога проходила ведь через лес, причем через старую его часть — кустарники, куча поваленных деревьев и прочие прелести. Естественно почти вся дорога через лес прошла пешком и с великом наперевес — "Десна" легкая — несешь и не чувствуешь, а у двуподвеса моего вскрылся один тяжелый, во всех смыслах, минус — весит он 20 кг с небольшим. А тащить эту тушку было то еще удовольствие, а ведь еще удочки, наживка и куча всякой мелочи…

Та рыбалка и стала отправной точкой — я понял, что для таких вылазок двуподвес не годится совсем и надо что-то делать. Покупать новый велик было слишком просто и неинтересно. На тот момент был еще жив Stels, размером с ту же "Десну", да еще и пятискоростной, но на нем менять надо было всю навеску — игра не стоила свеч. Уже была мысль взять дедов ММВЗ "Аист", он же "взрослик" в простонародье, но его было просто жалко, он был односкоростным да и вес у него от двуподвеса не сильно отличался — шило на мыло. Были еще мысли, но сезон закончился и все благополучно забылось…

Зато весной 2015 года у меня было четкое осознание чего я хочу — "взрослик", но многоскоростной, естественно советский. Тогда я совсем не имел понятия какие модели выпускали в СССР — повторись такая ситуация сейчас я бы искал "Салют-5", но это сейчас, а тогда я не знал ничего.

Естественно в первую очередь начал мониторить авито — на всю область продавался один, удовлетворяющий критериям, велик, но в удручающем состоянии и дорого. Раза четыре я порывался его купить, но отталкивало, что чуть ли не все хромированные детали просились на замену. А тк. планировалось собрать велик на советских запчастях, да так, чтоб смотреть на него приятно было. Соответственно цена за исходник была неоправданно высокой. В довершении велик тот был сильно некомплектным. Обдумывая все это вспомнил, что у знакомого был трехскоростной "Аист" (хотя сейчас я прихожу к мнению, что это "Урал" или вообще "Сура"). Спросил его насчет этого велика — он начал отнекиваться, что его выкинули на мусорку (ну конечно — выкинуть полностью комплектный и рабочий велосипед. Алкаши и те их на металлолом сдают). Остался последний вариант — подключил к поискам одного из друзей. Надо отдать ему должное — уже через неделю появился результат — у одного парня в подвале стоит "какой-то старый велик с кривым рулем". Меня это заинтриговало, но выловить этого парня было проблемой — велик я увидел только через две недели. Первое впечатление — "какая-то пыльная старая хрень под кучей хлама и с кривыми колесами". Это было явно не то, что я себе представлял и сказал, что за 1000 заберу, но не более — колеса и с "восьмерками", и с "яйцами". Однако условие оказалось удовлетворительным и появилась новая проблема — велик отца его и неизвестно, что он скажет. Ожидаемо ответ был отрицательным.

Спустя две недели мне в вк пришло одно обалденно радостное сообщение — "Велик еще нужен?" К слову за прошедшее время больше никаких вариантов не появилось и я понял, что этот шанс нельзя опускать. В общем договорились на 1200р за сие чудо. А следующим утром (как сейчас помню — 27 июня) пошел я за великом этим. Спустились в подвал, достали велик и началось — оказалось, что камеры уже менянные (я надеялся на советские), но это было не столь важно. Важно, что они держали давление. В довершения попросил я тряпку протереть от слоя пыли покупку и тут я был очень приятно удивлен — можно сказать, что за редким исключением хром был живой.

Расплатившись решил сразу прокатиться на нем — б**ть, как же непривычно после двуподвеса с его широченным рулем было ехать на это чудо-агрегате с нереально узким рулем и ненастроенной навеской. + колеса у него были нереально узкими (опять же после двуподвеса), тем не менее ехал велосипед крайне достойно. Колеса, надо сказать, были нереально кривыми — при скорости около 30 км/ч в голове всплывали картины из родео. Связавшись с одним хорошим человеком узнал я, что купил я достаточно массовый ХВЗ "Спутник" 1980 года, модель вроде В-153-424. Кажется от него же я узнал, что это один из последних годов, когда завод еще делал нормальные рамы — далее "пластилиновые" были. В общем-то при всех косяках покупка была стоящей. Люди более-менее в теме сейчас читают и смеются — это же все очевидно. Так-то оно так, но тогда я этого ничего не знал, опять же если хоть одному новичку эта запись поможет, то написано это все не зря.

Но я отвлекся — в общем-то велик оказался живым. За остаток сезона и выставил шатуны и добавил шариков в переднее колесо. Кстати о колесах — я не знаю как это возможно, но после нескольких прогулок по Донскому они стали заметно ровнее. Такая вот отсылка к качеству дорог. В общем-то за прошедшие два года стало только хуже, но это лирика. Эксплуатируя "Спутника" "на убой" я отметил, что велик умирать не собирается и появилась мысль сделать из него… впрочем всему свое время. Итогом сезона стало то, что велик купленный за копейки и при минимальном обслуживании на свалку не просился. Эх… опять я вперед забежал. Недели через три после покупки, посетив барахолку, что на Урванке, в поисках "плюшек" на дедов "Аист", я случайно купил фару с креплением. Оказалось, что фара эта под "Спутник" сделана. Это было отправной точкой, после этого я подумал "А не довести-ли его до ума?", все же велик терпел все мытарства — соответственно запас прочности хороший.

Впоследствии, провернув, громко сказано, комбинацию получил я бесплатно от Жени ХВЗ В-542 "Спорт" 1978, кажется, года и еще пару великов.

Сняв со "Спорта" некоторые детальки отдал его другу — загорелся он таким велом и быстро им же перегорел, не будем о грустном. Хотя оказалось, что рама у него кривая, так что оно и к лучшему. В итоге этот "Спорт" сыграл свою роль и в судьбе "Спутника" и еще одного велика. А в августе произошла одна история, давшая стимул сделать велик пошустрее: во время одной из прогулок по Донскому я догнал деда на СШ, ну и обогнал его. Через пару км этот дед догнал меня и ушел в недосягаемый отрыв. Примечательно, что на раме этого СШ сидел еще мелкий пацан. Было вдвойне обидно. После этого я решил, что "Спутник" будет на СШ втулках и на 10 скоростей — это и комфорт и возможность наказать те же СШ)

Небольшое отступление — местный военком обладает даром предвидения и он лучше знал, где я проведу следующий год, потому на "Спутник" я лишь закупал потихоньку детали.

Помню на все той же барахолке я впервые увидел ХВЗ "Старт-Шоссе". Вид у него был удручающий — крашенная кисточкой гнилая рама, мертвая навеска… зато на нем стояли втулки с высоким фланцем, которые мне ну очень понравились. К слову за СШ тот просили 5000р, если его и купили, то люди явно нездоровые. А тем временем сезон подходил к концу и по бартеру на сборный кит драгового bnr32 мне с Томска матерый разборщик маркообразных Роман отправил мне некомплектный СШ. В общем оба остались довольны. Примечательно, что кит я отправил только после того, как получил СШ и отдельное спасибо Роме за оформление велика под видом небольшой коробки)

После был антракт на год, за время которого я умудрился найти и упустить СШ за копейки, ну и определился, что "Спутник" заслуживает ребилда. После прихода из мест не столь отдаленных (по иронии судьбы несколько раз возил военных зэков) все не решался заняться им, а потом подумал, что летом времени может не найтись и надо сделать его за зиму, тем более что вдруг будет открытие велосезона (его не было. Фэйл/). Боялся я, что родители буду против. Получилось все с точностью до наоборот, но у условием, что я его именно сделаю, а не брошу. Мало-ли.

Но это было потом, а в начале декабря совершенно случайно узнал я о существовании советских спидометров на велики и еще более неожиданным было то, что нашел я такой в продаже уже на следующее утро. Короче поехал я в Балашиху за сим девайсом, попутно купил советскую камеру. У спидометра было пару недочетов — треснутое стекло + ободок гнутый.

Стекло вырезал и прозрачного "елочного" шарика. Обод выровнял, внимание, с помощью палочек от мороженного… Смех смехом, а результат налицо. Заодно пробег скрутил до нуля. А вообще еще в сентябре 15 года пришла мне от Антона посылка с передней перекидкой и абсолютно новым счетчиком, пускай и на 24 дюйма.

В общем числа пятого января принес домой велик и разобрал его за остаток дня.

Самым сложным было снять эмблему и при этом не задеть заклепки снаружи. Почему так? Все просто — делать новые заклепки в планы не входило — эмблему было решено клеить либо на двусторонний скотч, либо, если прижмет, на клей (впоследствии именно в этой последовательности все и произошло). Сажать эмблему на болты или еще чего попахивало уже мазохизмом. Равно как и покраска ее вместе с рамой. А ведь некоторые после этого громко кличут велосипед риставрираванным! Блин, смешно просто. Вообще еще проблема была цепь снять — износа у нее было мизер и хваленый съемник банально согнулся. Одно хорошо — съемник выправил и со второго раза цепь расклепалась.

В тот же вечер нашел объявление о продаже деталья на ХВЗ и следующим утром съездил туда. Изначально хотел купить СШ втулки с низким фланцем, но оказалось, что в наличии есть втулки с высоким фланцем и естественно купил я их). Продавца звать Алексеем и известен он тем, что продает СШ рули по 900р и Спецзаказовскую (далее СЗ) систему "под квадрат" за 5000. Да, за пять тысяч рублей. И это при условии, что за эту сумму люди умудряются покупать СЗ велики со сток навеской… Хотя у него же можно за адекватную сумму найти интересное деталье. Впрочем снова я отвлекся.

Постепенно докупая необходимые запчасти и отмыв за неделю все нужные мне детали начал готовить раму с крыльями к покраске. Кстати о мойке — алюминий отлично очищается от всякой дряни железными мочалками для мойки посуды.

Хотя не думаю, что это малоизвестный способ. В общем настала пора снимать краску. Погуглил — ах*ел — люди, причем называющие себя "шарящими", неделю с металлическими щетками на дрели краску снимают. Решил попробовать смывкой, а она вонючая до ужаса, мне это уже стоило одной проблемы, но не об этом речь. Позвонил одному товарищу — согласился предоставить комнату в квартире под мои мытарства. С ним же потом потом и возили раму на квартиру, обратно, на покраску. Не факт, что он сюда зайдет, но все-равно ему человеческое спасибо.

Тем временем за 5 вечеров краска снята и надо бы красить уже. Созвонился со знакомым сервисменом — сказал спросит маляра. К слову в том сервисе же я практику проходил не столь давно. Маляр согласился покрасить раму, вилку, два крыла и корпус спидометра и всего за 1000р. Образцы цветов я ему оставил, но он сказал, что точно подобрать не получится. Причем он сам же сказал, что затрет это все дело еще раз и, естественно, покрасит с грунтом.

С грунтом бл*ть. Этот чудак на букву "м" решил обойтись без грунта вообще. Ну не делается так. Причем уверял меня потом, что красил с грунтом. Это что за покраска такая, что краска сбивается керхером с приличного расстояния?) В общем велик буду красить "порошком", но не буду забегать.

Тем временем все было покрашено и началась сборка. Часть хромированных болтов были со ржавчиной, потому встал вопрос о их хромировке. В Новомосковске за горстку кремежа один чудик запросил 5000р и это не опечатка, в Туле 2000р, но все равно ну ооочень много. В итоге в преобразователь на пару часов, потом шкуркой мелкой и под лак. В конце концов велик не выставочный. Сама ведь идея была простой — собрать советский многоскоростной велосипед на советских же компонентах. При этом, чтобы внешне он сходил за новый. В общем велик собрал за несколько дней — к шестому февраля сего года все было готово. Ну как все — оставались мелочи, но на то это и мелочи. Изначально "Спутник" был четырехскоростным, но тк. втулки я поставил от СШ, то сзади уже стоял пятерник (сейчас я понимаю, что пятерник этот как бы не от В-551), ну а спереди повесил вторую звезду. естественно поставил перекидку, что Антон прислал, и манетки от СШ с Томска. СШ тот оказался модели В-555 58 ростовки и с ровной рамой.

Жалею, что продал остатки его. Впрочем деталья я с него поснимал много и ушел он с плюсом. Получился "Спутник" на 10 скоростей. Впоследствии купил две новые СССР'ские передние фары, заказал заклепки под седло с Китая, пересобрал заднюю перекидку, по новой провел провод до передней фары, докупил насос. Список можно продолжать долго. Пожалуй стоит упомянуть только седло — покрышка была неплохой, а каркас со ржавчиной. В итоге все это дело в преобразователе привел в человеческий вид и покрыл лаком, пружины вывалял с смазке для цепи, заклепки поставил винтовые. Вообще при сборке велика я активно пользовался медной смазкой. Впоследствии, а именно при снятии пятерника со втулки, она себя здорово оправдала. Аппетит приходит во время еды — потому в апреле, числа так 17, купил я СШ интересной модели. Впрочем этот велосипед заслуживает отдельной записи.

Несмотря на то, что сегодня промышленность и технологии развиваются семимильными шагами и большинство современных достижений доступно каждому – в каждой сфере найдутся ценители раритетных вещей из прошлого. Кто-то коллекционирует старые фотоаппараты, кто-то собирает по всему миру виниловые пластинки, а кто-то охотится за ретро-велосипедами.

Удивительно, но в нынешнем многообразии горных хардтейлов и двухподвесов, стильных городских байков и динамичных шоссейников, встречаются раритетные модели из прошлого. Более того, есть люди, которые с огромным удовольствием катаются на советских велосипедах до сих пор. И не потому, что не могут купить новый байк – им старый добрый велосипед «Спутник» дороже, чем брендовые Land Rover или Audi. Поэтому сегодня мы заглянем в прошлое и узнаем, чем же хороши велосипеды времен СССР и почему некоторые велосипедисты не спешат пересаживаться на современные модели.

Нюансы велосипедов «Спутник»

Они привлекательны не только для коллекционеров и поклонников советской эпохи. Велосипеды Спутник по-прежнему на ходу и способны преодолевать значительные расстояния, а это значит, что для ценителей классики они представляют весьма серьезный интерес. Более того, если задаться целью, можно без труда отыскать парочку велосообществ, члены которых с большим почтением относятся к старым велосипедам. Такие велосипедисты плотно общаются друг с другом, делятся советами по ремонту и обслуживанию байков, а также передают ценные запчасти и детали для кастомных моделей.

Велосипед Спутник эпохи СССР – неплохая база для гаражных переделок. Ведь техническая оснастка байка, несмотря на огромное количество прожитых лет, остается в вполне пригодном состоянии. И в этом нет ничего удивительного, поскольку Советский Союз – это особая эпоха, когда вещи создавали на века. Поэтому «спутники» часто становятся основой для создания кастомной модели.

«Спутники» выпускал Харьковский велосипедный завод (ХВЗ). Предприятие было основано в середине 1920-х годов. Буквально за пару лет ХВЗ достиг ведущих позиций в стране, наладив производство:

  • детских 3-хколесных велосипедов;
  • трековых моделей;
  • шоссейных байков;
  • велосипедов для подростков;
  • моделей для профессиональных спортсменов.

Если говорить конкретно о велосипедах «Спутник», то основные их поклонники – это рядовые обыватели, ведущие активный образ жизни. По сути, это туристические модели, отличающиеся мягким седлом и довольно прочной рамой. Разумеется, создатели хорошо поработали над качеством сборки, снабдив все «спутники» качественными компонентами.

Серия великов с типично советским названием «Спутник» выпускалась в 60-е – 80-е годы прошлого века. Линейка была представлена 6 моделями туристических велосипедов. В наши дни ХВЗ продолжает свое существование, но работает под другим именем – «ВОДАН». Несмотря на то, что завод давным-давно благополучно пережил распад СССР и сегодня находится в достаточно неплохом положении, спутники в капитализм не попали, а так и остались отголоском Советской эпохи.

История модельного ряда

Спутник В-34

Серия советских байков Спутник выпускалась на протяжении 20 лет. Все модификации были ориентированы на взрослых велосипедистов, ведущих активный образ жизни. Хронологически модельный ряд можно представить следующим образом:

Как видите, модельный ряд «спутников» не так уж и мал с учетом той эпохи, на которую пришлось производство легендарных великов. Более того, найдутся энтузиасты, которые и по сей день колесят на тех самых велосипедах. И, надо сказать, сфера использования «спутников» сегодня достаточно обширна.

Тюнинг велосипедов «Спутник» в наши дни

тюнинг Спутник

Сегодня «спутники» уже не выпускают, но благодаря тяге постсоветского человека к прошлому и его ностальгическим порывам, достаточно большое количество железных коней получило шанс на вторую жизнь.

Тюнинг советских велосипедов – весьма распространенное явление в наши дни. Особенно остро это ощущается на специализированных форумах, где общаются энтузиасты, которые занимаются реставрацией и модернизацией советских велосипедов. Нужно отметить, что многие пользователи периодически нахваливают «спутниковые» рамы, которые спустя несколько десятилетий остаются такими же крепкими и прочными – достаточно косметического ремонта, и каркас для нового байка готов.

Экспериментаторы ставят на старенькие спутники современные «рога», на барахолках ищут кожаные седла или заказывают изделия у ручных дел мастера, пытаются укомплектовать байк «шимановским» навесом и увлеченно делятся друг с другом результатами своих переделок. Надо сказать, занятие весьма увлекательное и, что самое главное, эффективное. Если сомневаетесь, попробуйте поискать результаты таких экспериментов – вы очень удивитесь, увидев традиционные «спутники» в новом амплуа. Несмотря на наличие современных компонентов, модели сохраняют неповторимую советскую эпоху и дух того времени.

Отреставрированные и переделанные велосипеды «Спутник» нашли свою категорию почитателей. Большим спросом пользуются байки подобного плана у профессиональных фотографов. Наверняка многие из вас видели парочку снимков с красивыми девушками на фоне сельских пейзажей с раритетным велосипедом – так вот именно раритетные модели в почете у фотографов. Более того, многие ездят на этих велосипедах каждый день. Несмотря на то, что сегодня российскому пользователю доступен огромный ассортимент велосипедов из Америки, Европы и даже Австралии, многие продолжают катать на спортивном «недошоссейнике» советских времен.

Заключение

Эпоха СССР оставила после себя богатое наследие, которое, как показывает жизненная практика, и сегодня находит своих почитателей. Велосипеды Спутник – это ценный экземпляр для коллекционеров, который станет ярким свидетельством огромного пласта в истории ретровелосипедов. Велосипеды Спутник – это еще и возможность проявить свой талант, творческие способности и инженерные навыки, ведь нет большего повода для гордости, чем велосипед, собранный своими руками.

Юлия Салтрукович

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Ещё несколько лет назад , мне и в голову не могло прийти , что я куплю советский велосипед,да ещё и шоссейный.

Я в них совершенно не разбирался, хотя и в детстве пару раз катался на чём то подобном и смутно помнил название "Спутник"

А привело меня в эту тему стремление сделать свой простой горный велик чуть более быстрым.

Это была просто блажь от скуки, динамические характеристики моего стального хардтейла Старк меня вполне устраивали ,просто хотелось какого то прогресса и новых ощущений при езде в магазин за хлебом.

И прогресс был, эксперименты с жёсткой вилкой , покупка второго велика с алюминиевой рамой вместо старого со стальной, замена покрышек на суперлёгкие из Чаоянг из Китая 300гр , замена втулок с насыпными подшипниками на втулки с промышленными подшипниками. (кстати втулки на промах -это наиболее эффективный способ сделать любой велик накатистей и шустрее)

Когда все способы были исчерпаны ,мысль моя обратилась в сторону мощного электровелосипеда и вскоре он у меня появился, спокойно едет 50кмч , быстро разгоняется. Но вес и прочие особенности делают его уже мало похожим на велосипед. С ним немного скучно ,но это другая тема.

Есть конечно долгий и увлекательный путь - покупать себе брендовые велосипеды и железки за многие сотни долларов ,но я не такой) Даже если есть деньги ,мне ценно чтобы было дёшево и сердито ,чтобы не жалко было оставлять велосипед прицепленным на улице и вообще веломажоров не люблю,если они не спортсмены)

Ещё до покупки элекровелосипеда я начал изучать тему шоссейников , в том числе и ХВЗ ,но в продаже их по близости не было.
И где то через год ,зимой в продаже появился Старт-Шоссе поздних годов ,и всего за две тысячи рублей. Вот его то я и купил.

Он был несколько расхлябанный , руль криво ,подседельный штырь не зафиксирован ,цепь слетает. Колёса и покрышки были не каноничные трубки ,а обычные туринговые "лапти" от Спутника или Туриста.

От долгого стояния в гараже в сдутом виде покрышки слегка искривились и при недостаточной накачке заднее разбортировалось на ходу.

Если кто не знает ,с завода на СШ стоят низкпрофильные шины трубки и особые обода, лёгкие , гоночные . Эти колёса быстро едут ,но их легко пробить , а клеить из за конструктивных особенностей весьма трудно.
В моём случае стоят колёса от ХВЗ Турист-Спутник , они значительно тяжелее ,за то с ними нет никаких проблем вообще в плане проколов.
Так же можно поставить импортные колёса.

В Шинах трубках нет ничего сложного ,это как бы камера внутри шины ,которая в форме трубки и приклеена на обод.
Да именно приклеена клеем, только на клее она за обод и держится
При торможении может провернуться наверное.
В общем современные гоночные клинчерные покрышки ничем не уступают ,но гораздо проще в обслуживании.
Ну а у меня то вообще от Туриста колёса)

Причём покупал я его зимой и вот так ,кое как ,скрипя шатунами ,своим ходом проехал по городу километров 6, заправляя разбортировавшуюся покрышку каждые 500 метров)
Я просто не знал что её надо посильнее качать чтобы держалась.

Но сделаю небольшое отступление : Я понимал ,что шоссейный велосипед создан для асфальта и скорости , а не для тротуаров и бордюров.
А я то как раз на автомобильные дороги без надобности на велике не суюсь , езжу по тротуарам , мне нравится лавировать между пешеходами и не бояться столкнуться с машиной.

Шоссейный велосипед в это всё, не особо вписывается. Тем более Стартон с "тяжёлыми" колёсами от Спутника-Туриста это уже и не шоссейник получается. Да и вообще Старт Шоссе с технологиями 70-80х годов и стальной рамой давно устарел на фоне современных велосипедов.

Кроме того шоссейные велосипеды ассоциируются не только с перспективой быть раздавленным фурой. Но и с тусовкой лисапедистов ,которые специфически одеваются и вообще для стороннего чела шоссейные дела попахивают каким то гейством)

Чего только стоят гоночные подгузники или изготовление лепёшки из теста для пиццы с целью сделать слепок своей аэродинамичной задницы ,для того чтобы отлить под эту форму силиконовую накладку на седло.
Короче это какие то особые люди ,и я таким стать не стремился)

Но было любопытно катнуть на таком велике. Я был уверен ,что покатаюсь сезон и не жалея ,сдам крокодила обратно в комиссионку.

Но был приятно удивлён тем ,что Стартон оказался не хуже ,а в чём то может и лучше моих горных великов с втулками на промах .

Во первых он просто меньше весит. Да несмотря на стальную раму ,за счёт тонких ,лёгких колёс и прочего он весит где то 12кг ,что на киллограм легче моего алюминиевого Старка.

Во вторых Стартоновские втулки да и велик в целом имеет такой накат ,что втулки на промподшипниках могут даже немного позавидовать ,хотя я думаю причина всё таки в узких 28 колёсах и высокой инерции.

Их чуть труднее раскрутить ,чем 26 на мтб,но они лучше держат скорость и накат .

Приятным сюрпризом оказалось то ,что даже несмотря на немалое давление в узких шинах , мягкость хода на мелких неровностях не особо уступает мтб с толстыми 26 колёсами и меньшим давлением шинах.

И да Старт-Шоссе неплохо валит даже с колёсами от Спутника.
Хотя возможно это отчасти самовнушение , так как если верить велокомпьютеру (который отстроен на радиус 28 колёс) Разгон и скорость не особо отличаются от обычного мтб.
И мтб наверное даже чуть быстрее и легче разгоняется с места до 15 кмч.
Да и по максимальной скорости они близки.
Но почему то на СШ кажется ,что едешь быстро . и мне кажется на нём ты не поедешь быстрее ,чем на мтб ,но сил потратишь несколько меньше и вообще поездка получается более лёгкой и не напряжной .

И я полюбил Старт Шоссе . Конечно большую роль тут играет и его внешний вид ,и так сказать дух старины)
Не знаю , отзывался бы я так же хорошо о велосипеде с такими же ездовыми характеристиками ,если бы он был новодельный и выглядел ординарно.

Всё таки внешность старых шоссеров и турингов это страшная сила.
На любителя конечно ,но если вы тот самый любитель , то смотреть на такие велики с 28 колёсами ,советскими шильдиками и рулём бараном - это отдельное удовольствие.
Выглядит он одновременно как гибрид спортбайка и царской кареты)
Кроме того он редкий и все на тебя смотрят. Думают правда разное )

Можно понять хипстеров которые имеют интерес к таким велосипедам из за чего в Москве цены на ХВЗ раза в три выше чем по России)

И внешность манящая ,и обаяние старой вещи . А когда эта вещь ещё и функциональна , то вообще замечательно.

Повторюсь , по ездовым качествам ХВЗ не уступают современным МТБ . И когда меня спрашивают : "Быстрее ли эта штука ,чем мтб?"
Я говорю,что если и быстрее ,то чуть чуть ,важнее что ХВЗ даёт новые интересные ощущения ,и это самое главное. Это как отдельный мир , и если вы ценитель таких ощущений то вам стоит попробовать велик на узких 28 колёсах.
Но как замена горного вела , для езды на работу , он не имеет большого смысла. Он будет исправно вас возить , он вопреки предрассудкам не боится бордюров и трещин в асфальте , он не тряский (если учитывать жёсткую вилку) .
Ведь шоссейники обычно представляют хрупкими . А на деле это вполне прочная рама и обода(от Спутника) Он вполне может ездить по грунтовке, (хотя из за узких шин риск упасть выше) но всё же мтб сделает это всё комфортней ,пусть и будет чуть менее стремительный.

Отдельная тема - стальная рама. В наше время у большинства даже бюджетных велосипедов она алюминиевая. Такие рамы весят меньше ,жёсткость выше. И да они чуть более тряские чем стальные, но разница не большая.
Однако по моему опыту езды на великах с алюминиевыми рамами , есть ощущение бездушности. Они пустые напоминают просто тряскую табуретку.
А стальные ,будь то Стартон или даже мой Старк Фортуна 2007 немного уступают в разгоне ,но при этом стальная рама едет мягче,благородней и обаятельней, лучше держит скорость ,меньше трясётся. На стальном велике просто интересней катать , он как живой и респектабельный. И у СШ рама тоже сталь.

Таким образом плюсы СШ - узкий руль , придаёт необычный вид и экономит место на парковке ,позволяет проползать между машинами и тд.
Никакого дискомфорта не доставляет ,хотя и требует привычки.

Накат у СШ приятный и уверенный , велосипед хорошо держит крейсерскую скорость 30кмч ,в отличии от 26 колёс.
Хотя возможно дело не в СШ ,а просто любой велик с 28 колёсами и узкими шинами так едет.

Никаких проблем с проколами и восьмёрками за год я не наблюдал , 28 колесо просто перекатывается через неровности и получает ударов заметно меньше чем 26 колесо

Стальная рама придаёт обаяния его поведению на дороге.

Стильный внешний вид.

Минусы : тормозные ручки устроены так что их нельзя перенести на вверх руля ,для более удобного верхнего хвата.
В итоге вы вынуждены ездить согнувшись в нижнем хвате ,а это ОООЧЕНЬ неудобно. И это главная проблема таких велосипедов.

Мне удалось найти компромиссный вариант , но это не идеал.

Что касается тормозов , то они не сильно хуже обычных вибрейк , но тут скорее фишка в узких шинах а не тормозных колодках.
В итоге тормозной путь у СШ будет чуть побольше чем у обычного мтб.
Скажем так, тормоза компромиссные но для обычной езды сойдут.
Плюс советских клещевых тормозов в том ,что им не требуется очень маленький зазор ,как это бывает на вибрейк,когда малейшая восьмёрка и обод трётся о колодку.

А вот установить обычные тормозные ручки на руль СШ - проблематично , диаметр трубы руля большой ,нестандартный.

Так как великам 50-30 лет , то он может развалиться прямо под вами , всё таки бывает скрытая коррозия внутри трубы рамы,или где нибудь на вилке. Падать будет больно.

Стандартные переключатели скоростей - штука архаичная и неудобная, но менять их на современные манетки - значит лишить велосипед части исторического духа . Лучше так не делать, а возможность переключать передачи на ощупь ,по дедовски ,это не недостаток ,а скорее такая фича позволяющая вам окунуться в атмосферу 70х) Это как коробка передач без синхронизатора на старом грузовике)

Шатуны на клинах бывает скрипят , масло для швейных машинок решает это ,иногда скрип проходит и сам.

Вообще меня немного удивило ,что у велосипеда 80х годов ,многие вещи точно такие же как на современных.
такой же стандарт для спицевого ключа , и многие другие мелочи.

А вот что я буду делать ,когда стандартные тормозные колодки сотрутся и как их менять на современные ,я пока не думал.

И в завершении скажу ,что не стоит воспринимать СШ как гоночный болид . Нет в этом плане он давно устарел , когда его создавали , алюминиевых рам просто не существовало в мире.
А когда они появились , то шоссейники со стальной рамой мгновенно стали неконкурентноспособными.
Поэтому старый ,ржавый Стартон это надо брать для души , для катания в удовольствие ,а для соревнований это глупо.

Это просто такой Харлей в мире велосипедов,устаревший но стильный , и количество кастомных проектов подтверждает это.
Кроме того в продаже есть аналоги из Европы , такие же шоссейники 70-80х , по идее они круче. Но интересны они узкому кругу лиц , в отличии от советского "супервелосипеда" который в СССР могли купить себе по блату только мажоры ,наряду с колонками S90 , мотоциклом Ява и автомобилем Волга)


Восстановление подобных раритетов – еще один оригинальный вариант подхода к наследию советского машстроя: нельзя просто так взять и поставить на раму старого велосипеда все готовое – нет, необходимо найти максимально современные исходники, а желательно и вовсе аутентичные запчасти, что само по себе спорт.


Технические характеристики моделей первой серии

Технически модели В-31, 32 и 33 были схожи между собой. Независимо от имеющихся между ними отличий, все они обладали следующими данными:

  • База длиной 109 см.
  • Вес – 14 кг.
  • Высота рамы закрытого типа – 56 см.
  • Рама, вилка и руль изготавливались из стали.
  • Колесные обода коробчатого типа выполнялись из алюминия.
  • Диаметр покрышек – 28 дюймов (соответствует размеру 31х622 мм).
  • Облегченные педали из литого сплава.
  • Вилка закрытого типа из стальных труб.
  • Тормоза передние бесклещевые.
  • Передняя звездочка с 48 зубьями.
  • Задняя втулка безтормозная, трещоткой на 3 звезды (количество зубьев – 6, 20 и 24).
  • Втулочно-роликовая цепь.


Сиденье могло быть как мягким, так и жестким. Комплектовался велосипед ХВЗ, как правило , звонком, фонарями и насосом со шлангом для подкачивания колес. А также имелась сумка для инструментов.

Особенности моделей великов от ХВЗ

Спутник


ХВЗ В-301 “Спутник”

Турист

Нетрудно догадаться, что данный велик был ориентирован именно для путешествий и преодоления больших расстояний. «Туристы» были оборудованы двумя багажниками на заднем и переднем крыле. Это позволяло без лишних усилий загружать велосипед рюкзаками и другим необходимым грузом. 4-хскоростная трансмиссия и узкие дорожные покрышки позволяли легче проезжать большие расстояния по дорогам.


Турист

Украина

Первая модель, которую начал производить Харьковский завод. Она же и пользовалась бОльшей популярностью. На этом велике можно было проехать практически по любой дороге с любым покрытием. Не зависимо от того, была это грунтовая или асфальтовая дорога, «Украина» проявлял себя всегда хорошо. Рама изготавливалась из стали, а колеса были размером в 26 дюймов. В комплекте шли крылья и багажник.

Старт-Шоссе

Старт-Шоссе – это олицетворение скорости в продукции ХВЗ. Данная модель велика была ориентирована в основном на спортсменов, причем не обязательно на профессиональных. Ее вес составлял чуть более двух килограммов, а технические характеристики ничем не уступали зарубежным конкурентам. Данный велосипед был оборудован 7-ю скоростями и клещевыми тормозами для шоссейников.


Скоростной ХВЗ В-553 “Старт-Шоссе”

Рубрики

Шоссейные
Трековые

Харьковский велозавод
Минский мотовелозавод
Шауляйский велозавод
Львовский мотовелозавод
Горьковский автозавод

Йошкар-Олинский велозавод
Московский велозавод
Завод имени Кирова
Завод имени Лихачева
Велозавод г. Узловая
Московский экспериментальный завод
Велозавод Саркана Звайзгне
Пермский машзавод
Пензенское ПО им. Фрунзе
Атигский машзавод
Жуковский велозавод
Даугавпилсский завод
Тульский велозавод

Завод имени Чкалова
Саратовский з-д колясок
Саранский мехзавод

Переделываем своими руками

Велосипед «Спорт Турист» популярен и в настоящее время. Но не модели последних лет (они отличаются низким качеством), именно представители советских времен. Их зачастую даже подвергают тюнингу, давая им второй шанс порадовать своих владельцев.

Для начала можно обратиться к звездочкам с шатунами и цепи. Это улучшит ходовые показатели. В частности, легче станет подниматься в гору.

Задние переключатели также можно заменить. Если предпочтение отдать трещетке с большой задней звездочкой, то понадобятся переключатели. А их можно отыскать только у зарубежных производителей. В противном случае достаточно деталей «родного» Харьковского завода. Не смотря на довольно примитивный механизм, по качеству они не уступают своим импортным конкурентам.

Хорошей альтернативой стандартным станут двойные обода. К сожалению, их придется покупать у зарубежного производителя. Хороший вариант – обода с шириной от 18 до 21 мм.

Эти изменения улучшат качество «Туриста» в части ходовых показателей. Что же касается внешнего тюнинга, то и здесь есть место для фантазии.


Первое, на что можно обратить свое внимание, – это сиденье. Советские экземпляры далеки от идеала

Сначала их можно заменить на более удобное современное устройство.

Далее можно приступить к элементам на руле: ручкам, звонку. Современные тормозные ручки не оставят равнодушными любителей велосипедных прогулок. А моделей звонков на сегодняшний день огромное количество.

Далее – подсветка. В вечернее и ночное время велосипед будет смотреться эффектно, если на его отдельные элементы наклеить светоотражающую пленку. На обод колес приклеивают светодиодную ленту, которая не останется незамеченной. Для спиц также существуют различные наклейки, вставки, обмотки.

Не испортят внешний облик «Спорт Туристов» и такие мелочи, как багажник, держатель для воды или мобильного телефона.

Начиная переделки, главное, вовремя остановиться. Фантазия некоторых велосипедистов-оматоров столь велика, что «Турист» становится неузнаваем. От него может остаться только прочная рама. Благо, возможностей для этого достаточно на сегодняшний день.

Запасные части и другие элементы можно отыскать в специализированных магазинах. Конечно, оригинальных деталей от моделей советских времен в магазине не будет. Их нужно искать на барахолках. Многие запчасти от современных моделей ХВЗ подойдут и для «Туриста». В противном случае всегда можно обратиться к зарубежным производителям.

Харьковский велозавод тогда и сейчас

Начав свою работу в середине 20-х годов ХХ века, Харьковский велосипедный завод быстро вышел на лидирующие позиции в СССР по производству этого вида техники. На предприятии освоили выпуск различных типов велосипедов – от детских трехколесных и подростковых вариантов до трековых и шоссейных, ориентированных на спортсменов профессионального уровня.

Наиболее известные серии велосипедов ХВЗ:

Спутники не растеряли популярность и в наше время

В последнее время реставрация и модернизация велосипедов становится все более распространенной. В основном реставраторы понимают, что купить новый байк даже с идентичными характеристиками намного проще. Тем не менее некоторые не упускают той возможности, что где-то в сарае нашелся старый «Спутник». Сегодня можно увидеть «рабочие «Спутники» не только у пожилых людей, но и у молодежи. Причем выглядеть эти велосипеды будут как новые.

Коллекционеры – еще одни люди, которые могут заинтересоваться старинной продукцией ХВЗ

Особое внимание они обращают именно на Спутники и Украину. Именно они являются приметой эпохи советской велокультуры

Это ни в коем случае не значит, что, например, спортивные модели чем-то хуже Туриста и Спутника. Просто вторые были сильнее распространены и популярны в советском велосообществе.


Отреставрированный Спутник

Тюнинг

Многие хотят затюнинговать старые советские велосипеды или просто дать им новую жизнь. «Турист», как один из самых популярных советских велосипедов, нередко попадает в руки таких умельцев.

  1. Шатуны и система;
  2. Кассета или трещотка;
  3. Цепь;
  4. Переключатели и шифтер;
  5. Обода и покрышки.

Практически все эти комплектующие лучше выбрать зарубежные. Однако те же переключатели можно приобрести и от Харьковского велосипедного завода. Обода и покрышки подойдут от любых других современных шоссейных велосипедов. Что касается тормозной системы, то привести в чувство стандартные тормоза будет несложно.

Что касается современного улучшения внешнего вида «Туриста», то в первую очередь многие его перекрашивают. Это не самый тяжелый процесс, и заняться им можно и в домашних условиях.


Тюнинг «Туриста» в современном стиле

Многие умудряются переделывать «Туристы» и под вид современных шоссейных велосипедов. В таком случае придется заменить седло, тормозные ручки, переключатель.

Чтобы выделяться на улице в темное время суток, можно поэкспериментировать и с освещением. Можно установить подсветку на колеса и на раму. В качестве источника питания можно использовать как батареи, так и небольшие динамо-машины. Это будет не только красиво, но и безопасно при езде вечером и ночью.

Знакомство с «Туристом»


Если говорить и сравнивать данную модель с дорожными велосипедами, выпускаемыми на том же заводе, «Турист» имел облегченную конструкцию. Внедрили туда и механизм переключения передач. Шины стали уже, присутствовали ручной и задний тормоз. Причем, качество шин отличалось своей надежностью, позволяло ездить на пересеченной местности и по дорогам с неровностями.




Схожие по геометрии рамы и уже имевшая механизм переключения трех передач скоростей модель В-32. Механизм прозвали тогда «костяной ногой», который со временем заменили на телескопический. К концу выпуска этой линейки велосипедов изменили конструкцию передней вилки и форму коронки.

Следует отметить, что следующая модификация «Туриста» положила основу классической конструкции велосипедам данного типа. Появилась узорная маска, втулки, добавили бонки для удержания тросов. В качестве материала использовалась хромированная сталь

А самое важное — изменение постигло шильдик-эмблему.


  • Вместо накладного переключателя появился параллелограммный;
  • Руль изготавливался из алюминия;
  • Изменен вынос руля;
  • Убран декоративный гребень;

Это были последние глобальные новшества. Все последующие байки данной линейки менялись, в основном, внешне. Иногда совершенствовалась трансмиссия.


Вот модели велосипедов этой серии, которые ХВЗ производил в крупных масштабах ввиду их популярности у целевой аудитории – широкого круга туристов и просто любителей здорового образа жизни, включающего и активные велопоездки.

Обзор моделей «Турист»

«Туристы» – это не единственные велики, которые выпускались на Харьковском заводе. Основное, что отличало именно эти велосипеды, – это облегченная рама, по отношению к другим дорожным моделям ХВЗ. Помимо этого, велосипед Турист ХВЗ был оснащен системой переключения передач, которая было очень кстати велотуристам, которые преодолевали большие расстояния на великах. Узкие шины – еще один плюс для длительных дорожных покатушек. Их качество позволяло без ущерба передвигаться не только по шоссе, но и по пересеченной местности.

В 1950 году выпустилась первая модель с одной скоростью – В 31. Выпустили данные велосипеды небольшой партией, поскольку чуть позже стала пользоваться бОльшей популярностью следующая модель – В 32, которая была на голову выше своего предшественника.


Турист В 31

Турист В 32 был оборудован трехскоростной трансмиссией. Изначально за переключение передач отвечал оригинальный переключатель с интересным названием «Костяная нога». На последних моделях В 32 он был заменен на телескопический, а также немного изменена геометрия.

С каждой новой моделью «Турист» все совершенствовался. В 33 хоть и не сильно отличалась геометрически от предшественника, но была оснащена полезными «фишками». К ним можно отнести измененные узлы стакана, втулки, тросики теперь крепились к раме не с помощью металлических штрапсов, а специальных бонок. Главным изменением стала смена материала рамы с алюминия на хромированную сталь. Это в свою очередь значительно увеличило прочность, а значит, и долговечность велика. Трещотка сменилась на кассету, а вместе с ним и переключатель.


Турист В 33

После В 33 «Туристы» не выпускались около 17 лет. В 1977 году была выпушена модель 153-411. Она обзавелась более ярким дизайном, защитой передней и задней звезды. Переключение передач на этой модели добралось и до передней звезды. В целом модель сильно напоминала «Спорт» 452-01, которая выпускалась параллельно «Туристу».

Следующая модель 153-421 обзавелась багажником. Однако это не спасло эту линейку велосипедов от провала из-за низкого качества. Было принято решение сменить материал рамы со стали на алюминий обратно, что и привело к снижению прочности и качества. Модель была признана бракованной.

В чем преимущества

Этот серийный велосипед считался одним из самых лучших в своем роде и пользовался большой популярностью. В первую очередь все любили его за технические характеристики, которые были следующие:

  1. Рама стальная с тонкостенными трубами.
  2. Количество скоростей – 10.
  3. Колеса – 27х600 мм.
  4. Тормоза клещевого типа.
  5. База – 995–1025 мм.
  6. Седла изготавливались из пластика на стальном каркасе.
  7. Вес, в зависимости от модели колебался от 10,4 до 11 кг, исключением являлась версия для Олимпиады.

Всего в серийное производство поступало 2 версии – В-553 и В-555. Они имели незначительные различия в геометрии и технических характеристиках. Их серийность позволяла приобретать байки не только профессионалам, но и простым любителям.

Следует упомянуть и юбилейную модель – В-553, которая выпускалась только в 1967 год. Выпуск данного велосипеда был приурочен к 50-й годовщине Октябрьской революции. У велосипеда был эксклюзивный дизайн и соответствующая отметка на раме. Более он ничем практически не отличался.


Вторая серия

Новый этап в развитии начался с производства модели 154-111, которая была схожа со своими предшественниками. Точнее, она напоминала «Спорт» 452-01, производство которого продолжалось параллельно «Туристу». Были отличия в дизайне. На передней и задней звездочках появилась защита. Механизм переключения скоростей затрагивал уже не только заднюю звездочку, но и переднюю.

На смену пришел велосипед «Спорт Турист» 153-421, производство которого продолжалось до 1987 года. Однако особой популярностью данная модель уже не пользовалась из-за низкого качества. Дело в том, что вместо стали для производства велосипеда начали снова использовать алюминий.

Рассмотрим технические данные велосипедов этой серии более подробно.


Устройство «Туриста» 154-111

Рама данной модели байка изготавливалась из тонких стальных труб. Ее высота составляла 52–60 см (небольшие отличия были в зависимости от партии). Длина базы – 99–103 см. Руль выполнялся из алюминиевого сплава. Его форма напоминала спортивные модели. Стальная передняя вилка имела уже новую форму, отличную от предшественников. Вес велосипеда составлял 10,5 кг.

Обод колес также был алюминиевый. Размер шин – 600х27 мм. Спицы редуцированные, изготавливались из стали.

Седло выполнялось из твердого пластика. В отличие от моделей первой серии мягкие сиденья не предусматривались.

Стальные педали были челночного типа. Цепь втулочно-роликовая.

Модель 153-421

Велосипед «Спорт Турист» в данной модификации имел раму из тонких труб. Ее высота в зависимости от партии изменялась от 55 до 60 см. Длина базы – 106 см. Руль отличался. Он был уже дорожного типа. Вес составлял 14,5 кг.


Бортовые колеса были немного больше, чем в предыдущих моделях. Их размер – 622х32 мм. На них уже устанавливали щитки. Спицы стальные с резьбой 2,1х0,4 мм.

Тормоза ободные кантелеверные.

Сиденье представляло собой полужесткий каркас, поверх которого одевался мягкий слой, покрытый кожзаменителем.

Остальные элементы велосипеда перешли от предыдущих моделей без изменений.

В комплект с байком данной серии шли багажник, подножка, сумка для инструментов (крепилась под рамой), катафоты (по бокам желтые, красные спереди), насос. В отдельных случаях можно было найти варианты с фарами и электрическим генератором.

Читайте также: