Какие зимние шины скандинавские

Опубликовано: 23.04.2024

Какие зимние шины бывают

Прежде всего, нужно определиться, что вообще считать зимними шинами. Многие ищут на боковине покрышки маркировку «M+S» (Mud + Snow, грязь + снег), считая такие колёса априори зимними. Увы, это не так: символ «M+S» ни к чему не обязывает производителя шины, являясь всего лишь рекламным значком. Нередко его можно встретить на шинах с совершенно летним шоссейным рисунком протектора, на которых далеко не уедешь ни в грязи, ни по снегу. Такие шины часто называют всесезонными, но надо понимать, что в наших широтах от подобной универсальности одни беды. В России никто не ходит круглый год в осенней обуви — ноги будут потеть летом и мёрзнуть зимой. Всесезонные шины в климате с заметным перепадом температур ведут себя примерно так же: «плавятся» летом и «дубеют» зимой, нормально работая лишь в межсезонье.

Действительно зимние шины обозначаются другим значком — Snowflake , в виде снежинки на фоне гор. Привычная маркировка «M+S» обычно тоже присутствует (по принципу «чем больше значков, тем лучше»), но именно «снежинка» гарантирует, что шина проходила зимние испытания на специальных тестовых полигонах.

А главный внешний признак зимней резины любого типа — наличие ламелей , множества узких разрезов в протекторе. В пятне контакта шины с дорогой ламели расширяются, цепляясь за лёд и укатанный снег, словно присасываясь к дороге. Чем извилистее, длиннее и чаще нарезаны ламели, тем лучше резина ведёт себя на скользкой дороге, но тем хуже она едет по сухому асфальту. Верный баланс качеств найти непросто, хотя прогрессивные 3D-ламели , применяемые в современных шинах, стали большим шагом вперёд. Конструкция 3D-ламелей не даёт пятакам протектора расползаться на твёрдом покрытии, что заметно улучшило асфальтовые характеристики зимних шин.

Фрикционные зимние шины («липучка»)

Фрикционная шина (в народе — «липучка») цепляется за снег и лёд за счёт рисунка протектора, ламелей и физических свойств резины, буквально «прилипая» к дороге. С шипованной резиной «липучку» не спутаешь (отсутствие шипов сложно не заметить), но не все знают, что нешипованные шины делятся на два очень разных типа: «европейские» и «скандинавские». Вот их отличить друг от друга внешне сложнее — лучше заранее изучить информацию от производителя, или поговорить с грамотным консультантом в магазине.

Шины скандинавского типа

«Скандинавские» шины , или шины для северной зимы — наиболее привычный для России тип зимних шин. Они созданы для морозных и снежных зим, характерных для северных стран: количество ламелей в протекторе максимально, а эластичность резины сохраняется даже при очень низких температурах. Мягкость «скандинавских» шин очевидна даже на ощупь — достаточно надавить на протектор пальцем, чтобы убедиться. Это даёт большое преимущество на сильном морозе, но вот по асфальту, особенно при плюсовых температурах, «скандинавки» едут плохо и быстро изнашиваются. Эти шины созданы для настоящей суровой зимы без всяких оттепелей.

Примеры зимних шин скандинавского типа: Bridgestone Blizzak DM-V2, Pirelli Ice Zero Friction, Yokohama Ice Guard IG50+, Hankook DynaPro RW08, Kumho I’Zen KW31.

Как не бывают двух одинаковых зим, так не бывает двух одинаковых зимних шин. Проще всего различие почувствовать, если надавить большим пальцем на протектор: резина может легко прогнуться, а может оказаться неподатливо твёрдой. Если говорить о твёрдости цифрами, у большинства покрышек для зимнего вождения она варьируется по шкале Шора от 51 до 63.

Специалисты объясняют, что более мягкая резина характерна «скандинавкам», назначение которых – сохранять сцепные свойства при глубокой минусовой температуре. Когда становится тепло, они теряют актуальность. В свою очередь, из более твёрдой резины производят шины-«альпийки», и они как нельзя кстати, когда температура колеблется плюс-минус около нуля. Но даже если твёрдость у покрышек одинаковая, разнообразие вносят рисунки протекторов и типоразмеры. Например, перейдя по ссылке, найдёшь более 2000 вариантов зимних шин – поди разберись, какие купить. Лучше экспертов в этом вопросе не разберётся никто.

Рейтинг «скандинавок»

Кому, как не норвежцам, разбираться в покрышках для экстремальных зим. И кому, как не журналистам NAF, расставлять их по местам. Многие годы они ставят шины в самые неловкие ситуации, чтобы посмотреть, какие из них проявят себя с лучшей стороны. В последний раз тест-группа NAF оценивала модели в типоразмере 225/50 R17. Самые частые покупатели этого размера – владельцы Honda Accord, Lexus GS, Mercedes-Benz C-класс и Volvo S60. Не реже он интересует водителей Audi A4 и A6, BMW 3 серии и серии 5.

Несмотря на организационные трудности и потенциальную опасность, норвежские специалисты проводят испытания на льду. Среди оцениваемых критериев – тормозной путь, время на разгон до определённой скорости и время на прохождение трека. Удачно выступить в этих дисциплинах – большой задел на успех в общем зачёте.

Полученные результаты прояснили, кто есть кто в многообразии зимней резины скандинавского типа. В тройку лучших вошли следующие модели:

  1. Continental VikingContact 7 – безоговорочно самая безопасная и надёжная, когда едешь на скорости или тормозишь на льду и снегу.
  2. Nokian Hakkapeliitta R3 – во многом дышит в спину лидеру и превосходит его по топливной экономичности.
  3. Goodyear Ultra Grip Ice 2 – отличается качественной управляемостью на снежном покрытии и достойнее многих других выглядит на асфальте.

Рейтинг «альпиек»

Ориентиром при покупке автошин для не слишком холодных зим может служить тест польского журнала Motor. Польские эксперты тестировали модели с типоразмером 205/55 R16. Наверное, это самый популярный размер среди эксплуатируемых в Беларуси автомобилей. Он подходит десяткам и даже сотням автомобилей, среди которых есть и Audi 100, и BMW 3 серии, и Mazda 5, и Volkswagen Golf.

Тест-команда Motor подошла к делу с полной ответственностью: чтобы ничто не повлияло на измерения, после каждого прогона на полигон выезжали катки, которые восстанавливали плотность снега. Что до испытаний на сухом и мокром асфальте, большое внимание уделялось температуре воздуха и дорожного покрытия.

  1. Continental WinterContact TS 860 – безупречная, что касается вождения в сухую и мокрую погоду, и надёжная, что касается снежной погоды.
  2. Goodyear UltraGrip 9 – лучшая, если говорить о торможении на снегу и боковой устойчивости при движении по «подтопленной» дороге, и очень тихая на асфальте.
  3. Michelin Alpin 6 – очень надёжная в торможении на мокром/сухом покрытии и с хорошей тягой на заснеженном полотне.
  4. Nokian WR D4 – самая энергоэффективная (даёт реальную экономию топлива) и №1 по сумме всех оценённых характеристик на снегу.
  5. Pirelli Cinturato Winter – как никакая другая противостоит аквапланированию и довольно динамичная при вождении на мокром асфальте.

Заключение

Выбор автомобильных шин на зиму зависит от того, какой будет погода. А раз предугадать её невозможно, стоит отталкиваться от впечатлений прошлых лет. Для Минска, Гродно и большинства других городов Беларуси однозначных впечатлений нет, поэтому подойдут как «альпийки», так и «скандинавки». И хотя последние на первый взгляд могут показаться небольшой перестраховкой, она не будет лишней по утрам, когда дороги определённо мёрзлые.

Все фрикционные шины можно условно поделить на два вида – предназначенные для «евро-зимы» и шины скандинавского типа (они же «скандинавки»). Любой водитель, кто хоть раз покупал шины в салоне, наверняка слышал от консультантов, что оба типа отличаются друг от друга рисунком протектора. Ну, знаете, что в «скандинавках» он более «агрессивный», а в «евро-зиме», наоборот, он исполнен в более выдержанном стиле.

Для тех, кто изучал вопрос более серьезно, известно, что «евро-зима» разрабатывается для самой мерзкой и неприятной погоды, которая только может быть – температура воздуха около 0 градусов (или небольшой минус), на дорогах много грязи вперемешку с тающим снегом и лужи.

В большинстве стран западной и центральной Европы в период с ноября по март отмечен именно такими условиями, ввиду чего инженеры разрабатывали шины, которые в полной мере могли бы отвечать соответствующим требованиям.

Что касается «скандинавок», то они, безусловно, рассчитаны на обилие снежных масс, гололед и прочие «радости зимы», которые есть, в том числе, и у нас в России. Кстати, большинство наших сограждан выбирают «скандинавки» именно по этой причине.

Однако не все ограничивается рисунком протектора
Первое значимое отличие – это состав резиновой смеси. Для езды при минусовой температуре важно, чтобы шины не твердели и не теряли свою эластичность. Потому что в противном случае протектор не в полной мере может справляться со своими функциями, а это чревато увеличенным тормозным путем, непреднамеренными заносами и т.д.

Более того, это почти наверняка приведет к неправильной работе ламелей, которые играют важную роль в управлении автомобилем, как вы понимаете.

Очевидно, что эластичность смеси – одно из главных достоинств зимних шин, предназначенных для морозов. В этом отношении «скандинавки» обеспечивают лучшее сцепление и устойчивость на скользких дорогах.

Если в вашей регионе средняя температура зимой колеблется от 0 до 7 градусов тепла, то шины «скандинавского» типа вам не подойдут. Формально их можно использовать и они, скорее всего, будут неплохо справляться со своими задачами. Однако слишком «мягкий» протектор в условиях относительно теплого климата будет истираться в значительной степени быстрее. Это напрямую отразится на расходе топлива и на сцепных свойствах.

А все почему? Потому что у «евро-зимы» состав смеси более «твердый», т.к. предполагается, что он не «задубеет», ибо эти шины не рассчитаны на сильные морозы.

Чтобы не столкнуться с такими проблемами, подбирайте шины именно для условий вашей зимы.

Более детально о протекторе
Если рисунок протектора имеет множество водоотводных каналов, при этом направления линий симметричны, значит перед вами модель шины «европейского» типа. По каналам эффективно отводится грязь, слякоть и вода. Такие шины оснащены широкими каналами между блоками шин, что облегчает езду на мокрых дорогах. Для дорог, покрытых льдом, они не подходят, так как имеют малое количество ламелей.

Профиль протектора «европеек» в плечевой зоне более покатый, закругленный, у «скандинавок» – наоборот, более квадратный для максимального контакта с дорогой.

В «скандинавских» шинах количество ламелей очень большое. Можно сказать, что практически вся поверхность протектора состоит из различных по виду и глубине ламелей. Они как маленькие «коготки» цепляются за поверхность обледенелой дороги, обеспечивая отличное сцепление.

Самая главная задача у «скандинавских» шин – «прилепиться» как можно крепче к дороге, чтобы избежать скольжения, заносов и других неприятностей.

Какие шины прослужат дольше?
Этот фактор напрямую зависит от стиля вождения и условий эксплуатации.

«Евро» более износостойкие, так как они более жесткие. Но их устойчивость на льду намного уступает оппонентам. «Скандинавские» шины служат в среднем 2-3 сезона при активной эксплуатации в условиях сильных холодов.

Сильно расходует ресурс скандинавок еще тот факт, что некоторые автомобилисты часто любят докатывать свои зимние фрикционки до середины лета.

«Евро» может прослужить и 5-6 зим. Однако, даже учитывая длительность службы, российские водители все равно предпочитают покупать шины «скандинавского типа», так в большинстве регионов России зимы суровые и морозы не спадают по несколько месяцев.

Сделаем выводы
Тип шин «Евро-зима» используется при относительно теплой зиме, когда на дорогах слякоть, лужи от дождя. Они в полной мере могут оправдать ожидания водителей в южных регионах России. Однако не стоит забывать, что мы говорим о «липучках» и это значит, что в ледяные горы с такими шинами лучше все равно не ехать.

Скандинавский тип используется в морозы, при гололеде и на заснеженных дорогах. Несмотря на свою недолговечность в сравнении с «евро-зимой» они в полной мере отвечают требованиям большинства российский водителей.
А главное тихо и комфортно!


Так в чем же разница между зимними шинами этих двух типов? Неужели только в протекторном рисунке?

Сам собой напрашивается вывод, что чем мягче будет покрышка, тем лучше она работает в мороз, лучше сохраняет сцепление со скользким зимним покрытием дороги.

Но в относительно теплый период (например, от 0 до +7 градусов) такие шины станут чрезмерно мягкими, машина на них «поплывет», протектор начнет быстро истираться, возрастет потребление топлива.

Различия протекторных рисунков

Тут все не так просто. Прежде всего, стоит понимать, что шины с шипами или опциональными шипами (возможностью ошиповки) в большинстве случаев являются скандинавским типом. А большинство зимних нешипуемые шин от известных производителей относятся к европейскому типу. Но из этих правил есть и исключения. Так как же их отличить?


Какой тип шин долговечнее

Резина европейского типа более жесткая, это сильно снижает ее устойчивость на льду, но увеличивает износостойкость.

А вот «еврозима» легко откатает пять зим. А если найти в продаже такие покрышки с ошиповкой, то можно уверенно гарантировать, что шипы в них сидят более прочно, нежели в скандинавских шинах.

Но, даже с учетом вышесказанного, большинство российских автомобилистов отдает предпочтение шинам скандинавского типа, так как отечественные зимние дороги это почти всегда гололед даже на чистом асфальте.

Подведем итог

«Еврозима»: околонулевая температура, постоянная слякоть, вода, снег выпадает редко.

Скандинавский протектор: наиболее эффективен с сильные морозы, хорошо работает на льду и укатанном снегу.


Накануне нового зимнего сезона для многих автомобилистов становится актуальным вопрос «какие купить зимние шины?». Десятки моделей на рынке заметно отличаются как ценой, так и рисунком протектора. Особенно сложно тем, кто не хочет тратить своё время на изучение сотен страниц "холиваров" на форумах, а также не имеет привязанности к конкретному бренду. Особенно если речь идёт о фрикционных зимних покрышках, в последнее время набирающих популярность в нашей стране.

Д ействительно, многие владельцы автомобилей уже избавились от стереотипа о том, что зимние шины могут быть только шипованными. Вдоволь поездив на "гвоздях", некоторые на собственном опыте убедились, что, во-первых, шипы отнюдь не являются панацеей и не позволяют ехать "по льду аки посуху", а, во-вторых, они далеко не всегда и везде предпочтительнее неошипованных покрышек.

Ведь так называемые фрикционные шины, не имеющие шипов, за счет технологических ухищрений во многих дисциплинах не сильно уступают "шиповкам", а в некоторых ситуациях и заметно превосходят их!

Шинные производители постоянно работают над составом смеси и рисунком протектора – и это не маркетинг, а правда. Даже одна и та же модель шин за время своего производства успевает претерпеть изменения в конструкции или материале, причем далеко не всегда их можно обнаружить визуально. Однако в сравнении с первой версией усовершенствованный образец может оказаться более цепким или обладать лучшей устойчивостью.

Кроме того, климатические (и дорожные) условия в немаленькой по площади Российской Федерации заметно отличаются. Согласитесь, что зима в Воркуте и где-нибудь в Ростовской области – это далеко не одно и то же. Именно поэтому нельзя купить зимние шины, которые идеально работали бы в любом регионе России. Зимняя резина (впрочем, как и летняя) – это всегда компромисс между жесткостью, сцепными свойствами, ресурсом, комфортом и другими противоречивыми и даже взаимоисключающими критериями.

Как нетрудно догадаться, неошипованные шины в первую очередь отличаются отсутствием «гвоздей» и посадочных мест под них, вследствие чего по конструкции протектора и составу смеси они заметно отличаются от резины, предназначенной под ошиповку. Однако и сами фрикционные покрышки делятся на два вида – так называемые скандинавские (или арктические) и европейские (центральноевропейские). В российских магазинах можно приобрести как «арктику», так и «европу», вследствие чего возникает резонный вопрос – какие именно шины выбрать и купить?

Для этого необходимо разобраться в важнейших отличиях, из-за которых покрышки и причисляют к тому или иному типу. И это отнюдь не направленность или асимметричность проектора, как думают некоторые автомобилисты. Вообще, без некоторых навыков судить о предназначении нешиповок сложно – различия, на первый взгляд, вообще малозаметны и несущественны. Но, как известно, дьявол кроется в деталях.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Смотрим в оба

Визуально "скандинавский" протектор имеет более грубый рисунок, ведь эта шина большую часть времени должна эксплуатироваться на дорогах, покрытых укатанным снегом и льдом. Именно поэтому такие покрышки имеют более плотную нарезку ламелей — то есть, их количество на одном блоке в 2-3 раза больше для того, чтобы под нагрузкой у каждого элемента было лучшее сцепление со скользким покрытием. Механика процесса довольно проста — благодаря ламелям отдельные участки одного блока могут работать "по отдельности". Отличается и характер нарезки ламелей, а также края блоков, которые выполнены более зигзагообразными и ступенчатыми. Цель одна и та же — лишенная металлических шипов шина должна "вгрызаться" в снег и лёд.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Представьте себе, это работает! Без иронии: некоторые «арктические» неошипованные покрышки на практике удивляют своей "цепкостью" и проходимостью, чему способствует и более агрессивный рисунок протектора, чем у "европейских" шин. Ведь блоки "скандинавов" отличаются еще и более резкой формой, а также увеличенным расстоянием между отдельными элементами рисунка, что способствует самоочистке протектора и улучшает проходимость. Именно поэтому по "гребучести" по снежной целине фрикционные шины зачастую отнюдь не проигрывают шипованным покрышкам. У «шиповок» некоторую часть блока в районе отверстия под шип производители вынужденно делают более жесткой, чтобы металлическая вставка удерживалась внутри, в то время как на фрикционных шинах одинаково эффективно работает каждый сантиметр блока.

159_big

Проще всего отличить скандинавскую шину от европейской по профилю боковых блоков — у "европеек" он мягкий и скругленный, в то время как у "скандинавов" переход от протектора к боковине имеет ярко выраженную кромку.

Еще одно важнейшее отличие — мягкость резины и состав смеси. Некоторые производители добавляют в резину скандинавского типа кремниевую крошку, а твердость "скандинавов" обычно находится в диапазоне 50-60 единиц по Шору — то есть, они заметно мягче "европеек", которые, как правило, укладываются в 58-67 единиц — то есть, недалеко ушли не только от "всесезонок", но и от так называемых "дождевых" шин, предназначенных для эксплуатации в летнее время! Еще одна общая черта европейских шин с «дождевиками» — рисунок протектора спроектирован с учетом эффективного отвода воды или талого снега на скорости, чтобы избежать эффекта аквапланирования.

Как правило, индекс скорости "скандинавов" колеблется от 160 км/ч (Q) до 190 км/ч (T), в то время как "европейки" обычно рассчитаны на скорость 210-240 км/ч, на что указывает скоростной индекс H или V соответственно.

Разные зимы – разные шины

Чтобы понять, к чему эти все ухищрения, нужно вспомнить о том, чем отличаются дорожные условия зимой в северных регионах Европы и её центральной части. Зима в Финляндии, Норвегии и Швеции не сильно отличается от "хорошей русской", изобилуя снегопадами и низкими температурами. Именно поэтому здесь важны как сцепные свойства шин на скользких покрытиях, так и их проходимость, в то время как управляемость и устойчивость на высоких скоростях уходят на второй план.

Опыт показывает, что «европейки» отлично подходят тем, кто в обильный снегопад предпочитает не выезжать вовсе, а также ездит в пределах городской черты крупного мегаполиса.

В большинстве стран Центральной Европы, не говоря уже о Средиземноморье, зима отличается мягкостью и умеренностью — снегопады случаются гораздо реже, а температура обычно колеблется в районе околонулевой "с небольшим минусом". Не редкость и постоянные "переходы через ноль", когда снег днем тает, а ночью или по утрам немного подмерзает. Именно поэтому автомобили ездят преимущественно по мокрым дорогам, а проходимость по льду или укатанному снегу не имеет особого значения. Зато важно поведение автомобиля на скорости, ведь по чистой (пусть и покрытой водой или мокрым снегом) дороге в большинстве случаев едут почти так же быстро, как и летом. Не редкость и эксплуатация шин при температуре выше ноля – например, поздней осенью, так как во многих странах законодательство обязывает переходить на зимние шины не позднее 15 октября – то есть, задолго до заморозков и снега. Кроме того, часто во второй половине зимы во многих европейских странах днем воздух прогревается до 7-10 градусов тепла. Отсюда и специфические требования к покрышкам, которые не должны "плыть" и обязаны сохранять приемлемые характеристики устойчивости и управляемости даже в плюсовую температуру и на сухом покрытии.

У большинства же "скандинавов" с этим проблемы — высокий и мягкий протектор вдобавок испещрен множеством разрезов-ламелей, из-за чего блоки протектора на твердом покрытии начинают "гулять". На твёрдом покрытии водитель за рулем отлично ощущает, что реакции автомобиля стали более «ватными» и замедленными, а в поворотах (по сравнению с летними шинами) машина начинает проявлять склонность к заносу гораздо раньше, чем обычно. Именно поэтому «скандинавы» не терпят резкую и агрессивную манеру езды, да и быстрое прохождение поворотов они не поощряют. Чудес не бывает: за излишне мягкий и цепкий на льду протектор приходится расплачиваться потерей устойчивости и управляемости.

audi_a1_quattro_29

Совсем иначе ведут себя «центральноевропейские» шины. По составу смеси и рисунку протектора они гораздо ближе к обычным дорожным покрышкам, что и обеспечивает этим шинам «почти летнюю» управляемость. Боковины тверже, ламелей меньше, блоки на рисунке расположены плотнее, сам протектор ниже, боковые кромки имеют скругленный профиль – немудрено, что на сухом покрытии или в дождь такая шина работает почти так же эффективно, как и летняя, обеспечивая высокий уровень устойчивости и управляемости, причем оттепель до 10-12 градусов не сильно сказывается на управляемости и устойчивости машины на «европейках». Однако стоит попасть на обледенелый или просто неочищенный от снега участок, и ситуация радикально меняется! Ведь более жесткая резина с меньшим количеством ламелей цепляется за скользкое покрытие куда менее эффективно, а «беззубый» протектор моментально забивается снегом. При этом не имеет принципиального значения его тип – направленный, ассиметричный или обычный. Нет, в этой ситуации нужна мягкая смесь и агрессивный протектор – как раз то, чего «европейки» лишены. Не любят эти покрышки и голого льда, который нередко образуется на перекрестках – то есть, там, где автомобили вынуждены останавливаться и трогаться, раскатывая свежевыпавший снег до состояния «стеклянной глазури».

Читайте также: