Колесная база велосипеда на что влияет

Опубликовано: 24.04.2024


Рама – основная часть велосипеда. Она должна быть прочной, обеспечивая необходимую жесткость всей конструкции, и легкой. При этом еще и достаточно дешевой. Учитывая, что цена рамы составляет, в среднем, треть от цены готового байка. Производители стараются получить оптимальные характеристики велосипеда сочетанием материала, из которого изготавливают раму, и подбором ее геометрических характеристик – длин труб и углов между ними.

Некоторые ее характеристики и их влияние на поведение велосипеда в поездке мы попытаемся объяснить. Этот материал можно так же рассматривать как справочник по терминологии.

Геометрия рамы байка определяет несколько его характеристик:

Стабильность

Cпособность сохранять прямолинейное направление движения. Более длинный и низкий велосипед более стабильный.

Зависит от следующих характеристик:

  • Длины верхней трубы. Чем она длиннее – тем байк более стабильный, но менее маневренный.
  • Колесной базы. Чем больше – тем стабильнее.
  • Высоты каретки. Увеличение высоты уменьшает стабильность, но повышает проходимость.

Маневренность (управляемость)

Скорость реакции на действия велосипедиста. Его способность быстро менять направление движения. Чем короче рама – тем более маневренный велосипед.

Зависит от большего числа параметров:

  • Длина верхней трубы. Более короткая труба обеспечивает большую маневренность, но меньшую стабильность.
  • Колесная база. Чем меньше база – тем больше маневренность, но меньше стабильность.
  • Длина задних перьев. Чем они короче, тем байк становится более маневренным.
  • Длина выноса. Аналогично предыдущей характеристики, более короткий вынос улучшает маневренность, а более длинный делает повороты труднее и непредсказуемыми.
  • Рулевой угол. Чем он ближе к вертикали (больше), тем более маневренный велосипед.
  • Уход вилки. Эта характеристика связана с предыдущим параметром. Соответственно чем меньше уход – тем лучше маневренность.
  • Зазора вилки. Чем он меньше, тем лучше управляемость.

Сцепление колес с дорогойРаспределение веса велосипедиста по колесам велосипеда

Переднее и заднее колеса имеют разное сцепление с поверхностью дороги. Большую роль в этом играют велосипедные покрышки.

Распределение веса велосипедиста по колесам выглядит примерно так: 35% веса приходится на переднее колесо и 65% на заднее.

Сила сцепления заднего колеса с поверхностью зависит от дизайна и геометрии конкретной рамы и, соответственно, от правильности распределения веса велосипедиста, т.е. от:

  • Длины задних перьев. Чем более короткие задние перья, тем сильнее сцепление с поверхностью – велосипедист сильнее давит своим весом.
  • Подседельного угла. Чем меньше угол, то есть подседельная труба отклонена больше назад, тем больше велосипедист давит своим весом на заднее колесо и сильнее сцепление с поверхностью.
  • Колесной базой. Чем она меньше – тем сильнее сцепление.

Боле подробно о функциях переднего и заднего колеса в управлении велосипедом описано в статье "Можно ли ставить разные покрышки на разные колеса велосипеда и как их подбирать?"

Теперь немного более подробно рассмотрим каждую характеристику.

  1. Размер рамы. Это один из главных факторов при выборе велосипеда. От него зависят все остальные размеры. Более подробно вопросы выбора размера рамы рассмотрены в статье о выборе велосипеда.
  2. Длина верхней трубы. Влияет на стабильность и маневренность байка. Чем она длиннее, тем более стабильный байк, но менее маневренный. От нее зависит и посадка велосипедиста – более вертикальная или ближе к горизонтальной. Очень сильно влияет так же и на распределения веса по всей конструкции. Если у Вас длинные руки или торс, то нужно выбирать велосипед с длинной трубой. Но при этом учтите, что иногда можно просто поменять вынос руля (сделать его побольше или поменьше), сдвинуть назад седло или докупить изогнутый назад подседельный штырь для правильной настройки седла.
  3. Колесная база - это расстояние по горизонту между осями колёс. Аналогично предыдущей характеристике влияет на стабильность и маневренность. Чем больше база, т.е. велосипед длиннее – тем лучше стабильность и, соответственно, меньше маневренность велосипеда.
  4. Длина задних перьев. Расстояние между осью задней втулки и кареткой по линии горизонта. Влияет на управляемость и сцепление с дорогой заднего колеса. Чем они меньше – тем более управляемый велосипед (он становится короче) и больше сила давления на заднее колесо. Соответственно повышается сцепление с поверхностью дороги. При коротких перьях байк легче поднимается в гору, маневреннее на поворотах, быстрее разгоняется, имеет меньшую пробуксовку.
  5. Подседельный угол – это угол между подседельной трубой (подседельным штырем) и горизонтом. Оказывает влияние на посадку велосипедиста и сцепления заднего колеса с дорогой. Чем меньше угол (подседельная труба сильнее отклонена назад) – тем сильнее велосипедист давит своим весом на заднее колесо и лучше сцепление, но при этом уменьшается скоростная сила. Более крутой угол смещает вес тела вперед, увеличивая давление на руки и переднее колесо.
  6. Высота каретки (зазор, дорожный просвет, клиренс). Расстояние между дорогой и центром каретки. Влияет на стабильность и проходимость. При низком зазоре выше стабильность, легче тормозить, но ниже проходимость, большой риск зацепиться педалью за кочку, землю или дорогу при повороте. Чем ниже каретка – тем ниже центр тяжести и, следовательно, велосипед легче поворачивать. Влияет она и на диаметр колес, которые можно будет установить. У горных велосипедов зазор больше, чем у дорожных и шоссейных.
  7. Длина выноса. Измеряется как расстояние от центра рулевой колонки до руля. Влияет на посадку велосипедиста и управляемость. Опять же, чем больше вынос, тем более горизонтально будет сидеть велосипедист, что более удобно при длительных поездках. Более подробно о выносе руля описано в статье на нашем сайте: "Вынос руля велосипеда. Для чего нужен и как выбрать."
  8. Рулевой угол. Измеряется как угол между горизонтом и линией рулевой колонки. Чем больше угол, тем лучше управляемость и быстрее разгон, а вилка лучше обрабатывает мелкие неровности дороги. Связан со следующим параметром.
  9. Уход вилки. Расстояние между точкой соприкосновения с дорогой линии, проведенной через рулевую колонку, и точкой касания переднего колеса с поверхностью дороги. Связан с предыдущей характеристикой. Чем меньше значение ухода вилки – тем лучше маневренность. Если есть передний амортизатор, то этот параметр меняется в зависимости от ситуации на дороге.
  10. Зазор вилки. Расстояние по горизонтали между центром втулки переднего колеса и воображаемой линии, проведенной через рулевую колонку. Вообще это характеристика вилки, но вместе с рулевым углом и длиной выноса влияет на управляемость велосипеда. Чем он меньше – тем лучше управляемость. Более длинный зазор придает большую стабильность.

Геометрия труб при производстве велосипедных рам

профиль баттированной трубы для велосипедной рамы

Немного хочется остановиться на геометрии труб, используемых для производства рам.

При производстве современных моделей используют трубы большого диаметра.

Почему больший диаметр труб предпочтительнее? Законы физики говорят, что при увеличении диаметра трубы в два раза ее жесткость повышается в восемь раз (кубическая зависимость), а при увеличении толщины стенки трубы в два раза ее жесткость увеличится так же в два раза. Т.е. для увеличения жесткости конструкции и при минимизации при этом веса - увеличение диаметра трубы предпочтительнее.

Пример профиля труб на велосипеде Formula breeze 2016 (Формула Бриз)

У таких труб выше жесткость на изгиб, даже при снижении толщины стенок, что, в свою очередь, ведет к снижению общего веса изделия. Но делать стенки очень тонкими опасно, так как это может привести к смятию при серьезном ударе. Считается, что минимальная толщина стенки стальной трубы может быть 0,4 мм, а алюминиевой 0,8 мм. При математическом моделировании и проведении прочностных расчетов было выяснено, что нагрузки на раму неравномерные. Наиболее сильные напряжения на концах – в местах сварки, а минимальные в центре. Тогда производители пошли по пути использования баттированных труб (butted tubing). У них различная толщина стенок в разных участках. Например, при производстве велосипедных рам используют трубы с большей толщиной стенки на концах и меньшей в середине.

Баттирование бывает одинарным, двойным (double butted) или тройным (triple butted).

При одинарном баттинге один конец трубы имеет имеет большую толщину стенок, чем другой. При двойном - оба конца трубы с более толстыми стенками, чем середина, а при тройном - труба имеет три различных толщины по всей длине.

Однако, производство баттированных труб более дорогое и в моделях среднего ценового диапазона их не используют. Вместо этого используются трубы с профилированным сечением – овальным, треугольным и т.д., причем часто одно сечение плавно перетекает в другое. У них лучше параметры жесткости, чем у круглых, даже при уменьшении толщины стенок.

Получают такие трубы методом гидроформинга – формовка труб путем помещения их в специальные матрицы и закачки им внутрь воды или специального масла под высоким давлением. При этом труба принимает форму матрицы, в которую ее поместили.

Например, на приведенной фотографии видно, что у городского женского велосипеда Formula Breeze 2016 верхняя рама имеет треугольную форму, а нижняя - овальную, вытянутую в вертикальной плоскости. Такой профиль делает всю конструкцию более прочной, чем если бы она была выполнена из обычных круглых труб.

Идеальное сочетание это маневренный и стабильный велосипед при низком весе и небольшой цене.

Производители постоянно ищут компромиссы между различными характеристиками при разработке оптимальных моделей для каждого типа велосипедов, экспериментируя с различными углами соединения труб, применяемыми материалами и профилями.

Выбирайте велосипед с подходящей для Вас геометрией, обязательно пробуйте его перед покупкой в действии так, чтобы Вам было удобно и комфортно, и катайтесь с удовольствием!

Геометрия рамы велосипеда

На рисунке изображены разнообразные параметры, влияющие на возможности рамы. Эти параметры должен предоставлять каждый производитель в документах к продукту или на сайте. Кто-то выкладывает все, кто-то только необходимые части. Я попробую описать, на что влияют все длины и углы в геометрии рамы велосипеда:

  • S/T c-t - расстояние от центра каретки до подседельного зажима. Влияет на размер рамы, параметр на который в первую очередь надо обращать внимание при выборе рамы. Чем короче это расстояние, тем жёстче кареточный узел, при нажатии на педаль рама меньше деформируется. Увеличивается Безопасность, так как верхняя труба рамы проходит ниже, уменьшается опасность удара о неё. Но при этом увеличивается длина подседельного штыря, что может привести к его поломке;
  • W/B - колёсная база велосипеда, расстояние между осями переднего и заднего колеса. Влияет на Устойчивость и Манёвренность велосипеда. Чем длиннее база велосипеда, тем больший радиус нужен ему для поворота, соответственно ниже манёвренность, но тем больше устойчивость;
  • S/T ang. - угол между подседельной трубой рамы и её горизонталью. Чем он больше, тем более вертикальное положение принимает подседельный штырь. Влияет на удобство при педалировании, рассчитывается из размера рамы и обычно равен 73 градусам. Некоторые фирмы пытаются его изменять для более правильного распределения веса в зависимости от стиля катания. При уменьшении угла, увеличивается нагрузка на заднее колесо (улучшается сцепление с дорогой), посадка вытягивается. Педалирование становится более неудобным, а при движении в гору есть вероятность перевернуться. Самое главное этот угол теряет значение в случае, когда велосипедист педалирует стоя;
  • T/T h - расстояние от центра рулевого стакана до центра подседельной трубы. Чем короче это расстояние, тем более вертикальная посадка будет у велосипедиста, соответственно более комфортная. База велосипеда при этом также уменьшается, а распределение нагрузки увеличивается в сторону переднего колеса. Однако при педалировании стоя, в лучшем случае, колени будут задевать руль, а в худшем вообще станет невозможно так ехать. Особенно если это расстояние уменьшено за счет увеличения S/T ang. (угла подседельного штыря). При езде в гору, стоя из-за уменьшения этой длины снижается нагрузка на заднее колесо, ухудшается динамика, рулить при нагруженном переднем колесе становится сложнее. Из-за этого на шоссейных велосипедах эту длину длину стараются сделать больше (причем не за счет угла S/T ang.), что позволяет спортсменам лучше педалировать стоя в гору - это залог победы в соревнованиях;
  • T/T a - длина верхней трубы рамы. Чем больше она отличается от T/T h тем ниже она опущена. Некоторые производители не указывают этот параметр, или заменяют его на угол наклона верхней трубы;
  • H/T - высота рулевого стакана. От этого параметра зависит то, насколько рама нужного размера подходит для вас (особенно при выборе маленьких размеров). Так как длина вилок для всех размеров рам одинаковая, а для увеличения безопасности необходимо делать раму как можно ниже, получается, что этого можно добиться только уменьшением параметров S/T c-t и высоты стакана. Так что выбирая велосипед маленького размера обратите внимание, чтобы высота стакана была минимальной;
  • H/T ang. - угол между вилкой и горизонталью рамы. Чем больше этот угол, тем более вертикальный наклон у вилки. Этот параметр влияет практически на всё:
    1. Устойчивость - чем меньше угол, тем больше база велосипеда. При вращении руля увеличивается момент, возвращающий в вертикальное положение велосипед. Уменьшается вероятность заноса переднего колеса;
    2. Маневренность - при увеличении угла, уменьшается база велосипеда. Велосипед легче проходит повороты, стиль езды становится более агрессивным;
    3. Накат, динамика - при увеличении угла, уменьшается тормозящий момент при кручении руля и амортизационная вилка меньше работает в вертикальной положении;
    4. Безопасность - чем меньше угол, тем лучше велосипед держит дорогу. Ниже опускается рулевая труба и ниже становится рама. Вилка лучше реагирует на ухабы и уменьшается опасность перелететь через руль;
    5. Равномерность распределения веса - чем больше угол, тем меньшая нагрузка идёт на переднее колесо;
    6. Прочность рамы - чем больше угол, тем больше нагрузки идет на раму и меньше на вилку, и наоборот.

Для шоссейного велосипеда на первом месте стоит скорость, накатистость и КПД - угол вилки равен 73-74 градуса;

В велосипеде для даун-хилла важна максимальная устойчивость, четкость при прохождении виражей, безопасность - угол вилки равен 62-64 градуса.

  • F/L - длина вилки велосипеда. Практически у всех вилок одинаковая;
  • B/B - зазор между центром каретки и горизонталью рамы. Чем ниже находится каретка, тем ниже центр тяжести, тем легче ехать на велосипеде. Однако появляется опасность задеть педалью за кочку, снижается безопасность;
  • C/S - длина пера рамы, влияет на распределение веса. Чем короче перо, тем лучше динамика (независимо от того, стоя или сидя педалирует велосипедист) и сцепление заднего колеса с дорогой. Однако при перевозке грузов на велосипеде с короткими перьями появляется опасность перевернуться на подъёме;
  • F/R - зазор между осью вращения вилки и осью колеса. Отвечает за возврат колеса в первоначальное положение за счет энергии поступательного движения. Чем больше, тем легче ехать без рук. Одинаковое практически для всех вилок.

К подбору рамы следует особенно внимательно подходить к её геометрии. Это та основа, которая позволит вам добиваться лучших результатов в выбранной дисциплине.

При выборе велосипеда вам надо обращать внимание на некоторые параметры геометрии рам. При выборе прогулочного велосипеда достаточно ограничиться подбором ростовки, однако, если у вас есть какие-то конкретные требования к велосипеду, и вы планируете использовать его в спорте, желательно будет уделить внимание еще некоторым параметрам геометрии, чтоб с первого раза купить именно то, что вас интересует.
Рамы велосипедов разных производителей, даже предназначенные для одного и того же, иногда, все-таки, имеют незначительные различи в геометрии, которые лично для вас могут оказаться весьма значительными.

Ростовка

ростовка велосипеда

Первое, на что вы обращаете внимание, покупая велосипед. Как правило, когда говорят о подборе размера рамы, говорят именно о ростовке. Под этим термином подразумевается длина подседельной трубы. Обозначается, как правило, в дюймах или буквами. Ростока велосипеда это очень важно, потому что, если вы возьмете велосипед неподходящего размера, все остальные его параметры не будут иметь уже никакого значения.

ЕТТ и рич

Геометрия велосипеда

Для рам, на которых вы в основном сидите, подходящий размер, обычно, считают по ЕТТ, от английского Effective Top Tube. Это длина параллельной линии, проведенной от подседельного штыря до рулевой колонки. Это значение определяет длину велосипеда и может оказаться так, что велосипед меньшей ростовки но с большим ЕТТ будет для вас удобнее, чем короткий велосипед подходящей ростовки.
Для рам, на которых вы находитесь, в основном, в положении стоя гораздо более удобно считать подходящую длину по параметру Reach. Это длина воображаемой параллельной линии между кареткой и рулевой велосипеда.

Колесная база и длина перьев

колесная база

Колесная база - это расстояние между осями переднего и заднего колеса. Чем она больше, тем более стабильно велосипед ведет себя на трассе. Чем она меньше, тем велосипед более верткий, маневренный и лучше едет вверх.

Длина перьев

Длина перьев рамы от каретки до оси. Чем перья длиннее, тем велосипед стабильнее, его меньше разбрасывает на камнях или корнях. Однако, велосипед с длинными перьями тяжело выдергивать, он плохо контролируется в воздухе. Таким образом, если вы подбираете верткий велосипед для прыжков или фристайла, лучше выбирать рамы с короткими перьями и короткой базой. Если вам нужен максимально стабильный велосипед - ваш выбор длинная база и длинные перья. Если вы отдаете предпочтение апхиллам, в том числе с очень резкими вертлявыми поворотами вокруг деревьев, опять же - ваш выбор короткая база.

Угол рулевой


Угол наклона вилки велосипеда относительно земли. Очень важный параметр, при выборе велосипеда для разных стилей катания. Чем более остр этот угол, тем более агрессивной геометрией обладает велосипед. Острый угол, в том числе, увеличивает базу, ваш велосипед намного более эффективно атакует препятствия, стабильно держит скоростные повороты. Однако, резкие повороты на маленьких скоростях, такие как, например, свитчбек, гораздо удобнее проходятся на велосипедах с тупым углом за счет большей вертлявости такого велосипеда.
Также, чем тупее угол, тем больше центр тяжести велосипеда вынесен вперед, соответственно, педалирование будет эффективнее с каждым градусом.
Для кросс-кантри, где это важно, а также присутствует много мест с рулежкой в острые повороты на низких скоростях целесообразно выбирать велосипеды с углом не меньше 69-70 градусов.

Угол подседельной трубы


Отвечает за смещение веса райдера в то время, когда он находится в седле. Чем больше вес вынесен назад, тем больше стабильности приобретает велосипед. Однако, сильное смещение назад приводит к постоянному отрыву переднего колеса на подъемах и сильно ухудшает мощность вашего педалирования. Иногда лучше жертвовать стабильностью в пользу мощности и возможности въезжать в огромные подъемы с корнями и свитчбеками.

Резюме

Итак, короткий вывод из всей изложенной выше информации
Если вам нужен велосипед для спусков по сложным трассам без вкручивания или с минимумом такого - ваш выбор велосипед с длинной базой, острым углом и большим значением ЕТТ
Если вам нужен велосипед ля прыжков, трюков и контроля в воздухе - ваш выбор короткий велосипед маленькой ростовки с не очень острым углом и короткими перьями
Если вам нужен велосипед для кручения педалей, кросс-кантри марафонов или бреветов - вам подойдет максимально заваленная вперед посадка, максимально тупой угол и максимально короткие перья.
Если вам нужен велосипед для сложных ХСО гонок, выбирайте между более техничным и более силовым катанием, в зависимости от ваших сильных сторон, и подбирайте велосипед с большим упором либо в одну, либо в другую сторону.

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

Геометрия рамы – основной параметр, который на 80% определяет ездовые характеристики велосипеда. Производители велотехники проектируют рамы, основываясь на сложных математических расчетах, вникнуть в которые способен далеко не каждый. Но понять как те или иные параметры влияют на поведение велосипеда несложно. В этой статье мы подробно поговорим об основных особенностях велорам, зная которые, вы сможете уже по одному внешнему виду судить о ездовых характеристиках того или иного велосипеда.

Наклон рулевого стакана

Угол рулевой – это параметр, отражающий степень наклона рулевого стакана по отношению к уровню земли. Сам стакан, иногда именуемый рулевым колодцем, – это короткая труба в передней части рамы, в ней размещается шток вилки. Степень его наклона – крайне важная характеристика, которая напрямую влияет на управляемость байком.

Чем меньше наклон рулевого стакана, тем выше управляемость велосипедом. Байк отзывчивее реагирует на повороты руля, особенно на больших скоростях, быстрее ускоряется и требует приложения меньшего количества усилий на поворотах. Почти вертикальные рулевые стаканы имеют рамы горных велосипедов, циклокроссов и других байков, рассчитанных на скоростную и агрессивную езду. В тоже время такая конфигурация рамы хуже поглощает вибрации, передающиеся с вилки на руль.

1.-Наклон-рулевого-стакана1.jpg

Более пологий угол рулевого стакана – традиционный атрибут туристических и прогулочных моделей. Велосипед с наклоненным стаканом не столь отзывчив в управлении и требует прикладывания больших усилий для поворота руля. Зато такая конфигурация рамы более эффективно поглощает все неровности на дороге, уменьшает процент вибраций передающихся на руки, делает велосипед более устойчивым и способствует меньшему утомлению при длительной езде. Это важная характеристика для любителей дальних заездов и неспешного прогулочного катания.

Длина рулевого стакана

Длина рулевого стакана во многом определяет особенности посадки велосипедиста. На рамы маунтинбайков ставят короткие стаканы: они дают более отзывчивое и агрессивное руление; посадка велосипедиста при этом оказывается более низкой. В туринговых велосипедах и городских моделях, где важна прямая посадка, используют длинный рулевой стакан.

Вылет вилки

Этот на первый взгляд совершенно незначительный параметр играет важную роль, когда речь заходит о ходовых качествах. Дабы понять, что представляет собой эта характеристика, нужно провести прямую ось через центр рулевой колонки. Смещение от этой оси колесной втулки и будет вылетом вилки. Более наглядно это показано на фото.

2.-Вылет-вилки2.jpg

Большой вылет вилки отрицательно сказывается на маневренности велосипеда, но в тоже время он позволяет увеличить колесную базу, улучшить устойчивость байка, обеспечить больше пространства для ног и уменьшить вибрации, передающиеся на руль. Эти преимущества особенно важны для туристических велосипедов, рассчитанных на длительное катание и перевозку грузов. В циклокроссовых и горных байках вылет вилки делают минимальным, чтобы не снижать отзывчивость руления при агрессивной езде.

Выкат велосипеда

Наклон рулевого стакана и вылет вилки вместе отвечают за такой важный показатель как «выкат». Нередко эту характеристику называют «след» велосипеда. Она обычно не указывается производителем, но именно от нее зависит комфорт и легкость управления велосипедом.

Чтобы определить величину выката, нужно из втулки колеса провести вниз перпендикулярную линию, а линию рулевого стакана продолжить до опорной поверхности. Отрезок между двумя точками на земле и будет следом велосипеда, как это наглядно показано на фото.

3.-Выкат-велосипеда3.jpg

Меньший выкат улучшает маневренность и делает управление более чувствительным к малейшим поворотам руля. Это особенно важно для тех, кто предпочитает экстремальную езду по узким тропам, даунхил и т.д. Больший выкат, как несложно догадаться, снижает маневренность, но придает дополнительную стабильность при скоростной езде на хорошей дороге.

Колесная база

Длина колесной базы – это расстояние между передней и задней осью колес велосипеда. Увеличенная колесная база способствует стабильной, комфортной и устойчивой езде. Туристические модели, городские велосипеды и байки для даунхила имеют увеличенную колесную базу. В шоссейниках и MTB, для которых важна маневренность, – этот показатель значительно меньше.

4.-Колесная-база4.jpg

Длина нижних перьев

От длины перьев заднего треугольника рамы зависит ширина колесной базы. Соответственно, более длинные перья – приоритет тех, кто предпочитает устойчивую и стабильную езду. Укороченные – выбор тех, кому важна маневренность и высокий контроль велосипеда.

Удлиненные перья играют особо важную роль в туристических велосипедах. Благодаря увеличенному зазору между ступнями и задним треугольником рамы ноги не цепляются за велосумку, размещенную на заднем багажнике. Традиционно длина нижних перьев в туристических велосипедах варьируется в пределах 450-470 мм. Обладателям большого размера ноги следует выбирать раму с максимально длинными перьями, в этом случае вероятность того, что ступни будут задевать сумку является минимальной.

5.-Длина-нижних-перьев2.jpg

Короткие перья – обязательный атрибут трюковых велосипедов, прежде всего моделей для дерт-джампинга и стрита. Помимо своей приспособленности к энергичной езде, они меньше гнутся, эффективнее передают энергию на заднее колесо и позволяют хорошо контролировать байк в воздухе во время прыжков. Длина нижних перьев таких моделей обычно составляет 350-380 мм.

Провис каретки

Эта характеристика определяет насколько близко к уровню земли расположен кареточный узел в котором находится ось шатунов. На что влияет эта особенность? На две важных характеристики: на клиренс велосипеда, т.е. высоту дорожного просвета между рамой и землей, и управляемость.

Большой провис каретки смещает центр тяжести рамы к низу, что сказывается на устойчивости байка и улучшении его управляемости, главным образом при выполнении поворотов. Однако, если кареточный узел размещен слишком низко, нижняя часть рамы, педали и шатуны начинают биться о землю, особенно во время передвижения по пересеченной местности. Наиболее остро эта проблема стоит для туристических велосипедов, в которых кареточный узел проседает не только под весом владельца, но и дополнительной поклажи.

6.-Провис-каретки2.jpg

Изготовители рам стараются соблюсти оптимальный баланс в этом вопросе. Проектируя раму, провис каретки делают с учетом целевого назначения велосипеда. В шоссейниках он самый большой: низко расположенная каретка дает максимальную остроту поворотов при лавировании на скоростях, а небольшой клиренс оказывается оптимален для ровного асфальта. В циклокроссах и МТВ провис каретки средний. А в туристических байках самый маленький; во многом из-за высоко расположенной каретки и смещенного центра тяжести ненагруженные туринги столь неустойчивы на поворотах. При этом риск зацепиться рамой или педалью за препятствие сведен к минимуму.

Еще одно преимущество высоко расположенного кареточного узла – возможность устанавливать колеса небольшого диаметра. Этой особенностью можно выгодно воспользоваться, приобретая велосипед для ребенка. По мере взросления отпадет необходимость покупать новый велосипед, достаточно будет сменить 24-дюймовые колеса на полноформатные 26-е.

Наклон подседельной трубы

Наклон подседельной трубы смещает центр тяжести назад и дает лучшее сцепление за счет увеличения нагрузки на заднее колесо. Принято считать, что оптимальную развесовку на переднее и заднее колесо обеспечивает подседельная труба с углом наклона в 73°. Такое смещение важно в первую очередь для горных велосипедов, циклокроссовых байков, трюковых моделей и турингов.

7.-Наклон-подседельной-трубы7.jpg

Более прямая геометрия подседельной трубы дает оптимальную посадку для силового педалирования. Ее традиционно используют в шоссейных, трековых и других скоростных велосипедах. Развесовку можно менять. Для этого либо просто сдвигают седло вперед-назад, либо устанавливают изогнутый подседельный штырь, который смещает центр тяжести к заднему колесу.

Эффективная длина верхней трубы

Этот параметр, чаще обозначающийся англоязычной аббревиатурой ЕТТ, используют для маркировки длины рамы. Именно эта характеристика фигурирует в большинстве таблиц по подбору правильной ростовки велосипеда, и является простейшим способом оценить размеры байка. Важно понимать, что эффективная длина – это не фактическая длина верхней трубы рамы, которая может быть прямой или под наклоном. ЕТТ – это расстояние между центральными осями подседельной трубы и рулевого стакана.

Блог компании ChillenGrillen: Transition Bikes: Геометрия современного велосипеда. Часть 1: ETT vs. Reach

ЧАСТЬ 1: ETT (EFFECTIVE TOP TUBE) vs. РИЧ (REACH).


Блог компании ChillenGrillen: Transition Bikes: Геометрия современного велосипеда. Часть 1: ETT vs. Reach

Эффективная длина верхней трубы (далее ЕТТ) – традиционный способ измерения длины велосипеда или рамы. ЕТТ определяется как длина горизонтальной прямой от центра рулевого стакана до центра подседельной трубы или подседельного штыря. Эта длина хорошо характеризует длину байка, когда вы сидите в седле.

Блог компании ChillenGrillen: Transition Bikes: Геометрия современного велосипеда. Часть 1: ETT vs. Reach



Рич (Reach) – новый способ измерения длины байка. Для его измерения используется та же горизонтальная прямая от центра рулевого стакана, но измерения производятся до пересечения с вертикальной прямой, проходящей через центр кареточного стакана рамы. Эта цифра характеризует то, насколько длинным ощущается байк в положении «стоя на педалях».


Итак, параметр рич определяет длину кокпита, когда вы стоите на педалях, а ЕТТ характеризует кокпит только когда вы сидите в седле, которое к тому же выставлено на определенной высоте. Оба этих параметра важны, и их всегда стоит рассматривать вместе, но сегодня мы уделяем больше внимание именно параметру рич. Когда мы катаем агрессивно – мы стоим на педалях, а не сидим в седле, так что получается, что именно рич больше влияет на то, как конкретный райдер ощущает современный трейловый или АМ байк.


Очень часто люди слишком много внимания уделяют длине ЕТТ. В общем, сегодня четко видна тенденция к удлинению передней части велосипедов. Но удлинить кокпит можно тремя способами: удлинить ЕТТ, увеличить рич, или первое и второе вместе. Райдеры, которые обращают внимание только на длину ЕТТ, не замечая рич, могут купить себе более короткий байк, чем им требуется. Потому что не все помнят, что угол подседельной трубы сильно влияет на ЕТТ, но никак не влияет на рич байка. Давайте посмотрим, что происходит, когда мы делаем угол подседельной трубы острее:


Блог компании ChillenGrillen: Transition Bikes: Геометрия современного велосипеда. Часть 1: ETT vs. Reach


ЕТТ теперь длиннее, но рич при этом никак не изменился. Иными словами, нетрудно представить ситуацию, когда ЕТТ «байка А» равен ЕТТ «байка Б», но рич «байка А» короче, чем у «байка Б», потому что у «байка А» угол подседельной трубы более острый. Это случается, и довольно часто. В этом случае «байк А» хорошо ощущается, когда райдер сидит в седле, но длина кокпита оказывается слишком короткой, райдеру не хватает места для смещения при агрессивном катании стоя на педалях.


Острый угол подседельной трубы обеспечивает адекватную длину ЕТТ, но никак не помогает райдеру смещаться относительно байка, стоя на педалях. Есть и другие последствия острого угла подседельной трубы. Центр тяжести райдера, когда он сидит в седле, будет ближе к задней оси, что вызовет дополнительные усилия, чтобы удержать переднее колесо на земле при вкручивании вверх, так же снижается эффективность педалирования. Чем выше райдер и чем выше поднято седло, тем более сильным будет этот негативный эффект, поскольку седло будет смещаться назад еще больше. Так почему вместо того, чтобы уменьшать угол подседельной трубы, не увеличить рич, тем самым увеличив и ЕТТ? И мы получим правильную и удобную позицию и в седле, и стоя на педалях.


Еще одна общая проблема с ЕТТ заключается в том, что этот параметр зависит от высоты седла, и даже на одной и той же раме райдеры с разным ростом могут по-разному ощущать велосипед. Рич – более постоянный параметр. Рассмотрим райдера ростом 180 см и два велосипеда, оба велосипеда «по паспорту» имеют ЕТТ = 610 мм, но у них отличается угол подседельной трубы. ЕТТ всегда измеряется по горизонтальной прямой от центра рулевого стакана. А теперь представим, что седло на этих байках выставлено на 10 см выше этой горизонтальной линии. Байк с более острым углом подседела будет ощущаться длиннее, хотя на бумаге у них одинаковое ЕТТ. Так что фраза «Я предпочитаю байк с ЕТТ = …» на самом деле не совсем содержательна.

Блог компании ChillenGrillen: Transition Bikes: Геометрия современного велосипеда. Часть 1: ETT vs. Reach


Более длинный рич так же означает большее расстояние от центра кареточного стакана до оси переднего колеса.


Представим, что вы взяли какую-то раму и увеличили рич на 25 мм. Расстояние от каретки до передней оси также увеличится, и у байка в целом увеличится колесная база. Теперь вы можете укоротить нижние перья, чтобы вернуть длину колесной базы к исходному значению. База не изменилась, но байк стал длиннее спереди и короче сзади. Та же стабильность на больших скоростях, но теперь легче нагружать заднее колесо в поворотах, а так же отрывать его от земли. Если уменьшить длину нижних перьев, не увеличив рич, мы уменьшим колесную базу, что повлияет на стабильность байка при больших скоростях. А острый угол подседельной трубы в комбинации с коротким рич сместит вес райдера еще ближе к задней оси велосипеда.


При более длинном рич райдер может использовать короткий вынос, при этом кокпит не будет тесным, как сидя в седле, так и в агрессивной стойке на педалях. Короткий вынос обеспечивает стабильность, что не помешает в ситуациях, когда вы «выживаете» на адском скоростном спуске или продираетесь через жесткую техничную секцию трейла. При вкручивании вверх снижается вероятность того, что ваше переднее колесо соскользнет с коварного корня или камня. Вообще мы считаем, что райдер, который не относит себя к категории «чистый кантрийщик», не должен использовать вынос длиннее 60 мм на горном велосипеде. Да и 60 мм – это перебор. Мы считаем, что максимальная длина выноса должна быть ближе к 55 мм, может даже к 50 мм. Мы часто видим людей, нарушающих это «правило», возможно, именно потому, что рич их велосипедов слишком короткий, и они ставят длинный вынос, чтобы хоть как-то удлинить кокпит, обеспечивая достаточную свободу движений «в кабине». Или просто их байк из коробки шел с 90 мм выносом, так что они не заморачивались его заменой.

Читайте также: