Литые диски чем опасны

Опубликовано: 16.05.2024

Последняя проверка организации АНО «Российская система качества» (Роскачество) касалась качества алюминиевых колесных дисков для автомобилей. В исследовании приняли участие алюминиевые колесные диски 23 марок, включая наиболее распространенных в России — Yamato, Kia, Alcasta, X-Race, Rial, Proma, Replay, Techline, Veritas-16 (СКАД), YST и ряда других. Подвергшиеся проверке диски произведены в России, Китае, Италии, Германии, Тайване

Шесть марок алюминиевых колесных дисков не прошли испытания по безопасности — это две российские марки и четыре китайские. Эти марки будут отозваны с рынка.

Одиннадцать марок колесных дисков признаны качественными и безопасными.

Наконец, еще шесть показали результаты, соответствующие опережающим стандартам Роскачества (то есть они даже лучше, чем требуется).

Испытания алюминиевых колёсных дисков проводились по нескольким параметрам. Главный показатель – безопасность. Исследователи имитировали повседневную эксплуатацию. В ходе проверки проводились: испытание на удар, испытание при качении и изгиб при кручении. Диски, которые не прошли хотя бы одно из этих испытаний, были признаны небезопасными. Это понятно: они могут представлять реальную угрозу на дороге, так как отрицательным результатом является разрушение колеса.

Небезопасные алюминиевые колесные диски
Марки алюминиевых колесных дисков, которые не прошли испытание на удар:
X-Race, PROMA, 4GO, Replay, «МЕГАЛЮМ», Alcasta.

Колесо торговой марки X-Race, произведенное в Китае не выдержало удара в вентиль. У него отделилась центральная часть от обода колеса.

Колесо торговой марки PROMA, произведённое в России в ООО «Фест», не выдержало удара в спицу. После испытания были обнаружены трещины в соединении спицы с ободом.

Колесо торговой марки 4GO, произведённое в Китае не выдержало удара в вентиль. У него появились трещины в соединении спиц с ободом и была нарушена герметичность.

Колесо торговой марки Replay, произведённое в Китае, не выдержало оба испытания на удар. Удар в вентиль дал трещины спиц в соединении с центральной частью. А удар в спицу (на другом образце) оторвал центральную часть колеса от обода, что привело к мгновенной потере давления в шине.

Колесо торговой марки «МЕГАЛЮМ», произведённое в России не выдержало оба испытания на удар. Удар в вентиль оторвал спицы от центрального элемента, а удар в спицу (на новом образце) отделил центральный элемент от обода.

Также колесо торговой марки «МЕГАЛЮМ» не прошло ни одно испытание физических свойств металла, из которого оно изготовлена. Предел прочности, предел текучести и относительное удлинение колеса не соответствуют опережающим стандартам Роскачества.

Колесо торговой марки Alcasta, произведённое в Китае, не выдержало испытания на удар. Удар в спицу вызвал отделение центрального элемента от обода.

Безопасные алюминиевые колесные диски

Товарами повышенного качества по итогам исследования алюминиевых дисков признаны пять торговых марок – одна российского производства и четыре китайского. Их продукция справилась со всеми испытаниями безопасности, подтвердились качественные физические свойства, прописанные в опережающем стандарте Роскачества, у них было всё в порядке с маркировкой.

Марки алюминиевых колесных дисков, которые признаны прочными, надёжными, неподдающимися коррозии: Techline (Россия), VERITAS-16 -Это СКАД (Россия), YST (Китай), BANTAJ (Китай), N20 (Китай), NZ (Китай).

Качественными и безопасными товарами по итогам исследования алюминиевых дисков признаны 11 торговых марок. Они не имеют нарушений по безопасности, то есть прошли испытания, имитирующие повседневную эксплуатацию. Однако некоторые из них не прошли проверку физических свойств металла, согласно опережающему стандарту Роскачества, и могли иметь нарушения в части маркировки. В этой категории оказались следующие марки: LS (Китай), K&K (Россия), MAK (Италия), Alutec (Германия), Rial (Германия), YOKATTA (Германия), RW (Тайвань), YAMATO, KIA (Китай), Cross Street, FR.

Все алюминиевые колесные диски были проверены на предмет соответствия обязательным требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011) и Правилами Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (№ 124-00).

Сегодня на авторынках в достатке подержанных машин разных классов и ценовых категорий, у которых стоят литые колесные диски. Новые диски, а также «бэушное литье» можно купить и отдельно, причем, ценник будет довольно привлекательный. Разберемся, стоит ли это делать.

Какими бы красивыми не были диски, не забывайте про опасности, которые они в себе таят. Даже новые колеса могут буквально развалиться при ударе. Об этом говорится в исследовании национального института качества («Роскачество»), о котором писал портал «АвтоВзгляд». По данными организации, ударные нагрузки плохо держат колесные диски из Китая, Тайваня и даже Италии. Так что при покупке новых дисков, нужно обращать внимание на бренд, а не брать, что подешевле.

С подержанными колесами история еще интереснее. Сейчас существуют технологии, с помощью которых можно восстановить геометрию и даже целостность поврежденного диска. Внешне колесо будет выглядеть как новое, но в дороге может расколоться, что приведет к аварии.


Все дело в том, как ремонтируют диски. Например, прокатка устраняет осевое биение и другие небольшие деформации вроде вмятин. Чтобы побыстрее получить деньги, горе-мастера нагревают место вмятины паяльной лампой «забывая», что локальный нагрев разрушает цельную структуру металла и в этих местах возникают сильные напряжения. Если угодить этим местом в яму, то колесо разрушится.

Если диск вообще был расколот на несколько частей, то его восстанавливают аргонной сваркой, а потом красят. Такой товар не отличить от нового, но в нем таится смертельная опасность. Сильный нагрев сварочным аппаратом приводит к необратимым изменениям молекулярной структуры металла и накоплению остаточных деформаций. То есть такое колесо может треснуть уже на следующий день после покупки.

Так что внимательно осматривайте подвеску подержанного автомобиля. Если ее серьезно перебирали, значит и диски могли восстановить. Поэтому, от приобретения такой машины лучше отказаться. Жизнь и здоровье стоят дороже.

Многим знакомо выражение "понты дороже денег". Дорогие колесные диски являются одним из самых популярных "понтов" в среде автомобилистов. На хороших литых катках даже старенькие "Жигули" смотрятся гораздо эффектнее, чем на родных.

На самом деле, диски играют далеко не последнюю роль во внешнем виде и качестве езды автомобиля. Правильно подобранные колесные диски способны изменить в лучшую сторону моральные и физические ощущения от вождения машины. Поэтому к их выбору стоит отнестись достаточно серьезно.

Сегодня выбор колесных дисков поистине огромен: от классических штампованных с обычным вороненым покрытием до элитных кованых дисков с хромированным покрытием. При выборе и покупке дисков первое, на что необходимо обращать внимание, - качество изготовления дисков, ориентируясь на наличие сертификатов соответствия и гарантий качества и известность фирмы-производителя.

Другим немаловажным фактором при выборе дисков является их размер. Никогда не следует забывать: то, что идеально подходит для одного автомобиля, необязательно так же хорошо подойдет другому.


Удобнее всего подбирать диски, руководствуясь рекомендациями, указанными в сервисной книге. Данный способ значительно уменьшает шанс совершить ошибку и приобрести неподходящие диски. Если возникает желание купить диски большего размера, чем рекомендует производитель, для начала стоит их примерить. Мерить нужно диск с надетой и накачанной покрышкой, установив колесо на переднюю ось. Важно, чтобы при максимальном вывороте колесо не затирало о подкрылки или другие части автомобиля. Не стоит забывать и о дизайне. Сейчас на рынке представлено огромное множество колесных дисков классического и оригинального вида, которые могут значительно улучшить вид даже самого заурядного и недорогого автомобиля.

В последние годы технология изготовления дисков пpетеpпела значительные изменения. По старинке их штамповали из стального листа, а сегодня лидирующие позиции среди материалов для их изготовления заняли алюминиевые сплавы. Все современные колесные диски можно разделить на четыре типа: штампованные стальные, литые, кованые и разборные.


Конструкция и технология изготовления

Монолитные - это диски из легкого сплава, представляющие собой единое целое. Иногда производители могут имитировать составные диски, вкручивая в них декоративные болты. Разборные - собранные на винтах из двух или трех частей - литых или кованых. Такие диски характеризуются высокой ремонтопригодностью, хорошим дизайном и немаленькой ценой.

Штампованные стальные диски. На плохих дорогах и в условиях полного бездорожья лучше всего использовать обычные стальные диски. Во-первых, они гораздо более энергоемкие, нежели их литые и кованые собратья. Да и разбить их практически невозможно, разве что помять. Во-вторых, их легко ремонтировать, поскольку убрать полученные вмятины можно обыкновенным молотком. В-третьих, они гораздо дешевле всех остальных и их не так жалко. Для улучшения внешнего вида на такие диски надевают пластиковые колпаки. Литой диск довольно хрупкий, поскольку литье обеспечивает металлу зернистую внутреннюю структуру. В процессе эксплуатации литой диск постепенно накапливает массу микротрещин, которые существенно ослабляют конструкцию. Однажды от сильного удара диск может расколоться. Существуют фирмы, предлагающие ремонт и правку поврежденных литых колес. Но полностью вернуть диску его первоначальные качества не в состоянии никто. Даже если внешняя форма колеса при правке будет восстановлена просто идеально, это не значит, что в нем не осталось скрытых трещин и внутренних напряжений. Кованый диск имеет волокнистую структуру, что придает ему исключительную прочность. Расколоть кованый диск почти невозможно. В худшем случае его можно погнуть, однако такие случаи - большая редкость. Кованые диски наиболее приемлемы для автоспорта с точки зрения дизайна, веса и прочих характеристик. Но их основной недостаток - высокая цена.


Покрытие на дисках бывает нескольких типов. Вороненое - таким методом обрабатывают не только оружие, но и обычные штампованные диски. Гальваническое - хромированные диски встречаются нечасто в силу того, что они довольно дорогие. Лаковое - большинство дисков покрыты прочным защитным лаком, обычно его наносят поверх краски. Но можно встретить и диски из полированного алюминия с лаковым покрытием, нанесенным для защиты от коррозии. Эмалевое покрытие встречается довольно редко. Как правило, такие колеса окрашиваются в белый цвет и предназначаются для тюнингованных или эксклюзивных машин. Существует также смешанное покрытие, оно оригинально выглядит на дисках с комбинированным оформлением, когда окрашенные фрагменты сочетаются с полированными элементами.

В погоне за индивидуализацией транспортных средств, многие автомобилисты прибегают к необычным методам на тюнинга. В ход идут различные доработки, в том числе установка дополнительного оборудования на кузов, внесение изменений в оптику, модернизация салона и внутреннего оснащения автомобиля. Самый распространённый способ повысить привлекательность транспортного средства - установить новые колесные диски. Именно на эти элементы обращается внимание и создаётся впечатление об автомобиле в целом.

1054b7a5584c0c7c3b71bc0539594c46_w650.jpg

Ударные нагрузки плохо держат колёсные диски, произведенные в Китае, Тайване и Италии

На рынке большую популярность имеют литые колесные диски. Они изготавливаются в различных видах дизайна и формы, поэтому могут кардинально менять внешность автомобиля. С ними даже подержанный транспорт смотрится более привлекательно. Однако, в погоне за тюнингом не стоит забывать и про такой важный фактор, как безопасность. Существует некоторые опасности, которые скрываются за всеми преимуществами литых колесных дисков. Рассмотрим, чего следует бояться при выборе автомобиля с таким оснащением.

Сегодня на автомобильном рынке достаточное количество подержанных машин разных классов и ценовых категорий, которые оснащается литыми колесными дисками. Заметим, что подержанное литьё можно приобрести и отдельно. При этом ценник будет достаточно привлекательным. Рассмотрим, стоит ли тратить средства на такое приобретение.

65b196e7e50f8fc42239d6242ac9d73f_w650.jpg

На данный момент существуют технологии, которые позволяют восстанавливать геометрию и даже целостность повреждённого диска

Какими бы привлекательными не казались диски, не стоит забывать про опасности, которые они в себе таят. Даже новые колёса могут буквально разваливаться в момент удара. Национальный институт качества проводил собственное исследование на тему прочности литых колесных дисков. По данным организации, ударные нагрузки плохо держат колёсные диски, произведенные в Китае, Тайване и Италии. Поэтому при приобретении нового литья следует обращать внимание на бренд, а не на стоимость.

С подержанными колесными дисками ситуация намного интереснее. На данный момент существуют технологии, которые позволяют восстанавливать геометрию и даже целостность повреждённого элемента. Внешний вид не будет выдавать, что колесо подвергалась восстановлению, но в дороге такие диски могут раскалываться. Это чревато возникновением серьезного дорожно-транспортного происшествия.

c0d353409ade2553a05eba589e1ef71d_w650.jpg

Если диск был расколот на несколько элементов, его восстановление проводят при помощи аргонной сварки. После этого на поверхность наносят краску

И дело здесь не в качестве самих дисков, а в том, как их ремонтируют. К примеру, при помощи прокатки можно устранить осевое биение и другие небольшие деформации, в том числе и вмятины. Чтобы побыстрее получить денежные средства, мастера в сервисе просто нагревают место вмятины при помощи паяльника и забывают, что локальный перегрев может разрушить цельную структуру металла. В результате в этих местах создаётся сильное напряжение. И если попасть данным местом в яму, колесо просто развалится.

Если диск был расколот на несколько элементов, его восстановление проводят при помощи аргонной сварки. После этого на поверхность наносят краску. Практика показывает, что такой товар невозможно отличить от нового, но именно в нём скрывается смертельная опасность. При сильном нагреве сварочным аппаратом происходит изменение молекулярной структуры металла, а внутри накапливаются остаточные деформации. Такие колёса могут трескаться уже на следующий день после приобретения и эксплуатации. Поэтому, при покупке подержанного автомобиля, стоит обращать внимание на его подвеску. Если в неё вносились серьезные изменения, значит и диски могли восстанавливаться.

Итог. Литые колесные диски способны придать транспортному средству больше привлекательности. Но при покупке таких элементов на вторичном рынке нужно проявлять особую бдительность, так как речь идет о безопасности на дороге.

Колесные диски разных типов существенно отличаются не только по характеристикам, но и по типам повреждений. Самые доступные по цене и распространенные — штампованные. Литые диски стоят дороже, но и выглядят при этом лучше, имея, впрочем, не так много преимуществ перед штампованными. Самые дорогие диски — кованые — прослыли вечными, хотя сломать можно и их.

Все современные колесные диски рассчитаны на бескамерные колеса. Чтобы не нарушалась герметичность шины, кромки дисков должны быть ровными и иметь идеальную круглую форму. Но именно кромки дисков подвержены повреждениям больше всего.

Износ при частом шиномонтаже

Причиной повреждений становится частая перебортировка колес. Большинство из нас делает ее два раза в год, меняя летнюю резину на зимнюю и обратно. Подобная манера наиболее опасна для штампованных дисков — рано или поздно шиномонтаж приводит к отслоению краски и появлению ржавчины на кромках. Это приводит к тому, что полностью исправные шины начинают подтравливать воздух. Первое время после шиномонтажа спасает герметик, наносимый на край боковин шин, но со временем он теряет свои свойства, открывая воздуху дорогу. Маркером такой неисправности служит неравномерное спускание колеса: чем ниже становится давление в шине, тем медленнее оно падает.

Найти место стравливания воздуха несложно, но для этого требуется снять колесо и положить его в воду либо налить немного жидкости по ободу лежащего на боку колеса и посмотреть, где образуются пузырьки. И так с обеих сторон. Впоследствии в местах, где проходил воздух, следует восстановить поверхность, удалив ржавчину и обновив краску. Сделать это можно самостоятельно с помощью наждачки и распыляемой из баллончика краски.

Правильным решением следует признать наличие двух комплектов дисков при двух имеющихся комплектах шин. Такие колеса хранят в сборе и просто устанавливаются на автомобиль без шиномонтажа, но с предварительной балансировкой, если она необходима.

Последствия ударов

Другой распространенной, но менее частой причиной разгерметизации является деформация колесного диска. Этой напасти также больше подвержены штампованные диски. В результате ударов их края заминаются, открывая дорогу рвущемуся наружу воздуху. Такое повреждение можно получить при проезде на большой скорости по ямам с вертикальными краями, местам среза асфальта, при ударах о бордюры и так далее. У литых дисков при подобных ударах края не заминаются, а откалываются, либо появляются трещины, через которые будет выходить воздух. Здесь следует отметить, что литые диски гораздо прочнее штампованных и повредить их сложнее. Там, где «штамповка» замнет края, литой диск останется невредим, но многое зависит от резины — низкопрофильные шины хуже защищают диск от ударов. К слову, высокая прочность литых дисков часто приводит к серьезным повреждениям шин при ударах. Следовательно, препятствия нужно проезжать аккуратно, независимо от того, какие диски у вашего автомобиля.

Литой диск, как и штампованный, тоже можно купить в единственном экземпляре. Но имейте в виду, что штатное «литье» и китайские аналоги имеют существенные отличия, например, по массе, что обусловлено использованием несколько иного сплава. А потому новый диск должен не просто выглядеть, как остальные, но и быть выпущенным той же фирмой.

Повреждения кованых дисков, благодаря особой технологии изготовления, в подавляющем большинстве случаев исправляются при помощи специального оборудования. Трещины и сколы на кованых дисках не появляются никогда. При ударах диск просто деформируется, и если он не смялся в блин, его обязательно восстановят. В процессе ремонта свойства кованого диска не изменятся. Еще проще ремонтируется лицевая сторона диска, поврежденная о бордюр. В случае искривления спиц их геометрию обязательно восстановят. Здесь следует оговориться, что ремонт кованого диска будет стоить недешево. Обычно цена сопоставима со стоимостью нового литого диска, а при серьезных повреждениях может превышать 100 тыс. рублей.

Береги ниппель!

Повреждения дисков не ограничиваются заминами, сколами, трещинами и деформацией. В каждом диске для бескамерного колеса есть ниппель, который несложно повредить. Речь не только о золотнике, который можно подтянуть или заменить самостоятельно за три секунды и три копейки, но и о месте крепления ниппеля к диску.

Повредить ниппель легче всего в лесу и на бездорожье. Конечно, при этом должно здорово не повезти, чтобы какая-нибудь ветка настолько ловко и сильно смогла угодить в ниппель. Немного легче повредить его, буксуя в колее, либо на гальке, зарываясь выше ободов колес. Такой случай тоже следует признать редким. А вот повреждения ниппеля зимой — достаточно частое явление. Сталкиваются с этим фанаты любительского дрифта на свежем снегу.

Снег «за воротник»

Чаще любители зимнего дрифта рискуют столкнуться с другой проблемой — попаданием снега в зону контакта шины и диска с последующей разгерметизацией колеса. При заносе шина деформируется с уводом вбок, а в это время перед идущим боком колесом собирается сугроб, снег из которого набивается в образовавшуюся щель. Там снег уплотняется и становится похожим на лед. Впоследствии, когда боковой увод исчезает, плотный снег продавливает резину и открывает ход воздуху. Но это уже проблема не дисков или шин, а водителя.

Читайте также: