Люфт рулевого колеса лада гранта

Опубликовано: 05.05.2024

Проверку состояния рулевого управления в соответствии с регламентом технического обслуживания проводим через 15 тыс. км пробега.

Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде.

На элементах рулевого управления не должно быть механических повреждений.

Для проверки свободного хода рулевого колеса (люфта рулевого управления) устанавливаем передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.

Прикрепляем скотчем к панели приборов линейку или отвертку с длинным стержнем, чтобы ее лезвие было направлено к рулевому колесу. Поворачиваем рулевое колесо до момента начала поворота колес (при этом колеса должны оставаться неподвижными) сначала в одну, а затем в другую сторону.

Granta 40 3 новый размер

Измерив расстояние между метками, определяем свободный ход рулевого колеса, который не должен превышать 5° (соответствует расстоянию между метками 15 мм) при условии исправности рулевого механизма, рулевых тяг, подшипников ступиц передних колес и телескопических стоек.

При резком повороте рулевого колеса из стороны в сторону на небольшой угол убеждаемся в отсутствии стука в карданных шарнирах рулевой колонки и рулевом механизме. В противном случае подтягиваем ослабленные крепления элементов рулевого управления или заменяем неисправные детали и узлы.

Для оценки состояния шаровых шарниров наружных наконечников рулевых тяг требуется помощник. Вывешиваем передние колеса и надежно фиксируем автомобиль на опорных стойках заводского изготовления.

Granta 40 4 новый размер

При этом, приложив руку…

Granta 40 5 новый размер

Если ощущается свободный ход в шаровом шарнире, необходимо заменить наружный наконечник рулевой тяги.

Также нужно заменить наружный наконечник рулевой тяги…

Granta 40 6 новый размер

Granta 40 7 новый размер

Если чехол потерял эластичность, потрескался или порвался, его необходимо заменить.

Проверяем работу механизма регулировки рулевой колонки. При опущенном рычаге регулировки рулевая колонка должна плавно, без рывков и заеданий, перемещаться вниз-вверх, а при поднятом рычаге — надежно фиксироваться в установленном положении.

Для проверки электроусилителя рулевого управления на неподвижном автомобиле поворачиваем 1–2 раза управляемые колеса в крайние положения при неработающем двигателе и затем — при работающем двигателе.

Сравнив усилия, приложенные к рулевому колесу в том и другом случаях, можно сделать вывод о работоспособности электроусилителя (исправный электроусилитель при работе двигателя существенно снижает усилие, приложенное к рулевому колесу). Самопроизвольный поворот рулевого колеса электроусилителем от нейтрального положения при работающем двигателе не допускается.

Подробнее с устройством, техобслуживанием и ремонтом Lada Granta можно ознакомиться в нашей Википедии (ссылка)

Здравствуйте друзья! Давно не добавлял записей в бортжурнал, собственно и не о чем было, правда по зиме в мороз при попытке завести с утра (двигатель завелся, но сразу затроил и загорелся чек) — гавкнул модуль зажигания, но о чём там писать, поменял и забыл. За 900 р взял наш СОАТЭ. Ну это ладно, отступление от темы. Дело то, как говорится не в том, а дело вот в чем. Весной, когда начало всё таять и появились ледяные наросты, шишки, локальные проталины, образующие целым полотном типа выбоин в асфальте только изо льда, при проезде этой бяки появился непонятный стук и непонятно, где то ли от шаровых, то ли от рулевых тяг, то ли от сайлент блоков, грешным делом даже про опорные подшипники подумал, на рейку конечно тоже пенял, но больше на другое, (вероятно подсознательно меньше всего хотелось, чтобы дело было в ней вот и придумывал себе другие причины :)) т.к туда ну никакого желания лезть не было и нет, а грешил в частности на пластиковую втулку в рейке ( известная всем болезнь водителям Тольяттинского автопрома) почти уже хотел купить капролоновую втулку на одном сайте почти за 1000 но, что то остановило. В итоге, слава богу дело оказалось, не в ней а в рулевом карданчике и тарельчатой пружине. Как же выяснилось, что виновник — карданчик ( про него я ну никак почему то не думал) Совсем недавно, пошерстив по просторам рунета, выяснилось, что проблема стука в рулевом довольно-таки массовая и чаще всего виновник тому этот пресловутый карданчик и тарельчатая пружина, хотя у многих этот стук проявляется гораздо раньше ( у меня сейчас пробег практически 65000 и машине практически 5 лет. На момент появления стука было 63000 ) Значит, вычитав про данного виновника стуков, нарушающего спокойствие и тюкающего каждым ударом по натянутым нервам водителя (особенно, когда природа стуков не выявлена и при езде судорожно думаешь, что же это может быть) :)) тех, кто ездит не париться не касается :)) пошёл я диагностировать свой карданчик, взявшись одной рукой за вал, где крестовина, стал вращать рулём влево вправо, люфт тут же и обнаружился ( источник данного стука и изъеденных нервов ссс.ка :)) так же чувствовался совсем еле ощутимый люфтик в хвостовике, который выходит из рейки.Что было опрометчивым с моей стороны, так это то, что я не открутил блок управления эур и не посмотрел сразу на соединение, где вал срощен, когда вращал рулём ( в итоге дело то оказалось, как раз таки в этом соединении, элементарно ослабла затяжка и появился этот стук) Как говориться — хорошая мысля приходит опосля )) Вот и мне попалось видео, где автор рекомендовал не торопиться с покупкой новых карданчиков и крестовин а сначала проверить затяжку этого соединения. Я же на радостях от того, что обнаружил виновника стуков помчал в магазин за крестовиной и тарельчатой пружиной.Вернувшись домой, стал менять крестовину, как потом выяснилось, зря. Когда снял вал обнаружил, что в одной плоскости вращения крестовин, там как, что-то перебирается и подзакусывает это на обоих крестовинах так, заменив одну крестовину ( раз уж была куплена) не поменялось ровным счётом ничего, как в одной плоскости перебирает и подзакусывает так и осталось. Потом вычитал, что у валов устанавливаемых на наши машины много брака и нет соосности в результате, чего крестовины слегка перекашивает поэтому они должным образом не работают. Скорее всего в скором времени заменю карданчик на новый оригинальный или от сс20 пока не решил . Теперь собственно к сути )) То, как меняются крестовины описывать не буду, информации итак полно везде. Приложу видео, которым я воспользовался (думаю автор не будет против )) на нём показано как меняют крестовины на тойотовском валу, но порядок действий один и тот же.

И т.к у многих возникают некоторые проблемы при снятии карданчика и с последующей его установкой обратно и регулировкой руля опишу несколько моментов, как облегчить сей процесс может кому и пригодится.На самом деле сложного ничего нет. С самого начала необходимо снять крышку предохранителей, отвинтить два винта крепления блока управления эур и отвести вниз.
Потом, отвинтив и вынув все болты на карданчике, начинаем демонтаж сверху от хвостовика эур. Есть два способа : 1. Предварительно плоской отвёрткой помощнее, необходимо подразжать проушины, где стягиваются болтами. Потом вставить подходящий ключ ( в моём случае на 24 и, пользуясь им, как рычагом столкнуть по хвостовику нижней части карданчика первую короткую часть с вала эур вот таким образом

верхняя часть сползёт по нему и дальше можно будет, сыграв крестовиной стащить верхнюю часть вала с вала эур.
2. Либо, придерживая с обратной стороны хвостовик карданчика рукой, небольшим молоточком ударяем по проушинам до момента пока на выходе хвостовик не застрянет ( он может и совсем выйдет из паза, у меня не вышел) если же хвостовик на выходе застрял берём опять же ключ и поддеваем его

Либо же можно выполнить сначала пункт 2 а потом 1.
Нижняя же часть карданчика должна сняться без проблем.При обратной сборке желательно хвостовик карданчика вставлять в верхнюю его половину, как бы не вкладывая сверху в паз а верхнюю часть просто одеть уже в посадочное место.
Теперь, как же выставить прямо руль? Обычно с первого раза этого не получается сделать в большинстве случаев т.к пока откручиваешь болты приходится его крутить в разные стороны ну и потом естественно, прямо с первого раза установить не получается.
Когда первый раз всё собрали, скрутили, выезжаем на дорогу, смотрим в каком положении руля машина едет прямо и возвращаемся на базу )) при этом, подъезжая к месту ремонта сразу же выравниваем колёса и останавливаемся, далее снова выкручиваем болт верхней части карданчика и средний, соединительный. Нижний не трогаем. При ровно стоящих колёсах срез хвостовика второй части карданчика смотрит чётко вниз и параллелен полику как видно на фото 2 . Далее сдвигаем по хвостовику вниз до упора и изломив на крестовине стаскиваем со шлицов при помощи ключа ( см фото 1) верхнюю часть карданчика. Выставляем руль прямо, фиксируем его, чтобы не ушёл малярным скотчем ( идея не моя, опять же подглядел в ютубе)

3-4 оборота достаточно. Ну и одеваем верхнюю часть карданчика опять же изломив его на крестовине назад на шлицы ( хвостовик нижней части должен находится в нем) . Идти может туго поэтому, как в моём случае поэтому я подстукивал молоточком в это место

Далее всё затягиваем и снова на дорогу проверять )). У меня получилось выставить таким образом с первого раза. Чего и вам желаю :))
Теперь, что касается крестовин, вдруг кто то соберётся менять тут на драйве видел, кто то поставил GMB ST-1640 мне показались они великоватыми я поставил 1639 тоже чуть великовата оказалась, оптимальным вариантом для наших карданчиков будут скорее всего крестовины GMB ST-1638.
Ну вот вроде бы и всё что хотел написать. Если слишком нудно получилось — извиняйте, не хотел :)
Всем всего хорошего! И как говорится — Ни гвоздя.)

Работу выполняют на смотровой канаве или на эстакаде. На рулевом управлении не должно быть, ни каких механических повреждений. Чтобы проверить свободных ход у рулевого колеса, а именно люфт рулевого управления, устанавливают передние колеса в положение, которые соответствуют прямолинейному движению автомобиля.

К панели приборов прикрепляют скотчем отвертку с длинным стержнем или линейку, чтобы к рулевому колесу было направлено ее лезвие. Повернуть рулевое колесо до поворота колес в одну, потом в другую сторону, во время проверки колеса автомобиля должны быть неподвижными.

При этом отмечают на ободе проволокой или мелом границы свободного хода руля в начале поворота колес. Далее измеряют расстояние между метками и определяют свободный ход руля, который не превышает 5 градусов, это будет соответствовать расстоянию между метками 15 мм, при условии, что исправны подшипники ступиц передних колес, телескопические стойки, рулевой механизм и рулевые тяги.

Если резко повернуть на небольшой угол руль из стороны в сторону, нужно убедиться, что в карданных шарнирах рулевой колонки и в рулевом механизме нет стука. Иначе нужно заменить неисправные узлы и детали, подтянуть слабые крепления элементов рулевого управления. Чтобы оценить состояние, в котором находятся шаровые шарниры наружных наконечников рулевых тяг, для этого понадобится помощник.
Вывесить передние колеса и надежно зафиксировать авто на опорных стойках.

Помощник берется за колесо и несколько раз по очереди качает его в горизонтальной плоскости, по очереди тянет на себя заднюю часть колеса, а переднюю часть тянет от себя. Если в шаровом шарнире ощущается свободный ход, то заменяют наружный наконечник рулевой тяги.

Проверить состояние чехла на рулевом механизме
Если чехол потрескался, порвался, или потерял былую эластичность, его меняют. Следует проверить работу механизма регулировки рулевой колонки. Рулевая колонка при опущенном рычаге регулировки должна перемещаться вниз-вверх без заеданий и рывков, плавно, а при поднятом рычаге в установленном положении надежно фиксируется.

Для проверки электроусилителя рулевого управления на неподвижном авто нужно повернуть два раза управляемые колеса при неработающем двигателе в крайние положения, а потом при работающем двигателе. Сравним усилия, которые прилагаются к рулевому колесу и делаем вывод о работоспособности электроусилителя. Не допускается электроусилителем самопроизвольный поворот руля из нейтрального положения.

Техническое состояние рулевого управления
Для выполнения данной работы понадобится помощник.


Если во время движения на своем автомобиле вы начали отмечать такие неприятные явления, как стуки, излишнюю вибрацию, самопроизвольное отклонение от траектории, это может быть причиной возникающего люфта в рулевом управлении. По правилам дорожного движения, суммарный люфт исправного автомобиля не должен превышать 10 градусов. Но и меньшие значения создают уже определенные неудобства и дискомфорт. Даже самый маленький люфт имеет тенденцию перерасти в большой. Согласитесь, ненормально, когда на практически ровной дороге приходится постоянно поворачивать рулевое колесо влево-вправо. При большом люфте это уже называется «ловить дорогу».

Причины люфта и способы обнаружения

Основных причин появления люфта в рулевом управлении можно выделить четыре. Возникают они в результате износа деталей в процессе длительной эксплуатации автомобиля. Так, например, со временем в шарнирах рулевых тяг передних колес образуются и увеличиваются зазоры. Их наличие и величину можно определить визуально или тактильно, прощупывая пальцами детали, которые этими шарнирами соединяются. При этом кто-то должен резко прокручивать руль то влево, то вправо. Обе детали должны перемещаться синхронно. В одиночку проверить, перемещая руками рулевую тягу в продольном направлении. Люфта нет, если она перемещается вместе с сошкой. При наличии даже небольшого зазора шарнир необходимо заменить.

Вторая причина – повышенный износ или разрегулирование зацепление ролика и «червяка». При резких поворотах руля в рулевом механизме прослушивается стук. Также дефект обнаруживается при покачивании руками сошки рулевого привода. Действия: регулировать или замена деталей.

Стук и скрип при поворачивании колес, а также при покачивании маятникового рычага вверх-вниз говорят об износе втулок или оси этого самого маятникового рычага. Попробуйте подтянуть гайку на оси. Изношенные детали требуют замены.

Наконец, четвертая причина – ослабло крепление кронштейна маятникового рычага или картера. Вам необходимо просто подтянуть соответствующие гайки и болты.

Остается добавить, что при правильной эксплуатации автомобиля и ухода за элементами рулевого управления: периодической смазке, своевременном обнаружении дефектов и устранении появляющегося люфта – все механизмы прослужат долго и не потребуют непредвиденных расходов по их замене.

Рулевое управление – неотъемлемая часть любого автомобиля. Благодаря этому узлу транспортное средство может менять направление траектории движения. Система состоит из множества элементов. Главная составляющая – это рулевая рейка. Люфт ее недопустим. О неисправностях и признаках поломки данного механизма – далее в нашей статье.

Характеристика

Рулевое управление выполняет несколько функций:

  • Увеличивает усилия, что прилагаются к рулю.
  • Передает вращательный момент на колеса через привод.
  • Производит самостоятельный возврат руля в нейтральное положение.

Главная составляющая данного механизма – это редуктор. Он имеет свое передаточное число (у каждого автомобиля этот параметр разный). На данный момент используется реечный рулевой механизм. Ранее производителями использовался червячный и винтовой узел.


Признаки неисправности


Почему образуется люфт?

В большинстве случаев эта проблема связана с состоянием дорожного покрытия. Ведь каждую неровность на себя принимает не только подвеска, но и рулевой механизм. Так, при частой езде по ямам наблюдается люфт вала рулевой рейки. Многое зависит и от стиля вождения. Чтобы максимально сберечь рейку, нужно хорошо оттормаживаться перед ямами. Но и это не дает гарантию на то, что вскоре не появится люфт. Езда через лежачих полицейских, бетонные стыки и другие неровности просто гробят рейку. Нагрузка на редуктор возрастает в десятки раз. Спустя 10-15 лет на автомобиле появляются проблемы с рулевым управлением. Кстати, по достижении этого срока зарубежные автопроизводители рекомендуют менять рейку. Но проблема в том, что найти новую деталь на такой старый автомобиль очень трудно. А ремкомплекты не всегда спасают. Как устранить люфт в рулевой рейке? Один из верных способов – это так называемая подтяжка рулевого механизма. Конечно, ресурс редуктора от этого не увеличится. Однако на некоторое время вы можете забыть о постоянных дёрганьях руля и ездить с комфортом.

Какова норма

Производителями заложен стандарт, при котором люфт тяги рулевой рейки считается нормальным. Так, этот показатель составляет не больше десяти градусов. Измерить это можно на СТО, при помощи люфтометра. Данный инструмент представлен на фото ниже.



Как подтягивается рулевая рейка?

Люфт, который выше нормы, можно снизить путем регулировки редукторного механизма. Для этого подтягивают соответствующий винт. Он находится в торцевой крышке рейки. Для удобства используйте яму или эстакаду. В крайнем случае можно воспользоваться домкратом (в любом случае нам нужен доступ к рейке снизу автомобиля). Так, выставляем ровно передние колеса и приступаем к подтяжке.


Подводные камни

С какими проблемами автомобилист может столкнуться, производя операции по подтяжке рулевого механизма? Первое – это угол поворота. Чем сильнее затянута рейка, тем меньше градус поворота передних колес. Соответственно, снижается маневренность автомобиля. Второй момент – это усилия, прилагаемые на вращение руля. Чем сильнее закручивается гайка, тем туже руль. Особенно это заметно на автомобилях с механическим типом привода (это отечественные «десятки», «тренашки» и иномарки начала 90-х годов). Что касается машин с гидроусилителем, здесь нагрузка возрастает на насос. Внутри системы увеличится давление жидкости. Возможно, потечет шланг или манжеты. Если вы чувствуете, что руль стал сильно тугим и слабо возвращается в нейтральное положение, необходимо ослабить гайку. Ездить на сильно затянутой рейке не рекомендуется. Это повлечет за собой износ ряда других элементов.

Эффективно ли?

Статистика говорит, что затяжка редуктора рулевой рейки действительно помогает убрать люфт. Однако в 20 процентах случаев проблема на этом не решается. Прежде всего это связано с большим износом самой передаточной пары привода.


Заключение

Итак, мы выяснили, как убрать люфт в рулевой рейке, почему он возникает и какие есть подводные камни регулировки. Данный механизм напрямую влияет на безопасность движения. Поэтому при выявлении неисправности не стоит откладывать ремонт или регулировку рулевой рейки.


Рассчитан и… так оно на самом деле: рулевая рейка не выходит из строя. Естественно, при соблюдении определенных условия, как то: рекомендованные сроки обслуживания рулевой рейки, применение рекомендованных и качественных масел, и эксплуатация автомобиля на соответствующих дорогах.

И, если первые два пункта вполне выполнимы со стороны владельца авто, то третий, увы, для нас пока остается сказочной мечтой. Поэтому сегодня мы с вами рассмотрим вопрос о том, как подтянуть рулевую рейку своими руками.

Зачем нужна регулировка рулевой рейки?

Из устройства рулевой рейки типа: шестерня-рейка: к колесам усилие водителя передается посредством шестерни (прямозубой или косозубой), которая устанавливается на подшипнике и взаимодействует с зубчатой рейкой.

Беззазорное зацепление шестерни и зубчатой рейки осуществляется благодаря прижимным пружинам.

Наиболее распространенные неисправности: люфт или стук в рулевой рейке. Причинами люфта или стука могут служить:

  • Ослабилось крепление картера рулевой рейки, рулевой сошки либо кронштейна крепления картерного рычага.
  • Естественный износ передающей пары: шестерня- рейка.
  • Нарушение регулировки зацепления передающей пары.
  • Износ шаровых шарниров рулевых тяг и так далее.

При неправильной регулировке зацепления в передающей паре может наблюдаться тугое вращение руля . Именно в этом случае и требуется регулировка рулевой рейки, и, естественно, долив или замена масла (смазки) в картере рулевой рейки.



Как регулировать рулевую рейку своими руками?

Сразу же хочется предупредить о том, что подтяжка рулевой рейки может и не решить проблему с люфтом. Дело в том, что степень износа деталей передающей пары: шестерни и зубчатой рейки нам и вам неизвестна. Это может показать только вскрытие. Мы же говорим о первой подтяжке.

Если же подтяжка рулевой рейки не принесет желаемого результата и люфт или стук не пропадет, то нужно записываться на аудиенцию к специалисту. Но, пока, зовем товарища по гаражу (вам понадобится напарник для регулировки) и приступаем к подтяжке.

Подтяжка рулевой рейки своими силами

  • Регулировка производится путем подтяжки регулировочного винта. Он находится в рулевом механизме (в торцевой крышке).
  • Идеальный вариант – если у вас есть яма в гараже или эстакада на территории. Если же нет, то можно подтянуть рейку и на домкратах. Естественно, укрепив автомобиль после подъема на упорных «козлах».
  • Перед подъемом кузова домкратами, передние колеса выставляются ровно (прямо).
  • Люфт руля измеряется люфтомером (есть электронные, а есть и примитивные старые люфтомеры). ГОСТ РФ гласит о том, что люфт руля не может превышать 10 градусов.
  • Подтяжку регулировочного винта осуществляем медленно, систематически проверяя ход руля и наличие люфта или стука в колонке.
  • Если вам показалось, что проблема решена, то проведите ходовое испытание. Если же в процессе движения, после подтяжки вы почувствуете «тяжесть» рулевого колеса, то регулировочный винт придется слегка ослабить.

Задача регулировки рулевой рейки считается выполненной, если: люфт или стук исчезли, а руль свободно возвращается в центральное положение.

Всем привет. Сразу расскажу с чего все началось. месяца 3 назад появился стук спереди. Особенно его было слышно при езде по гравию, я сначала не обращал внимания, но стук становился все отчетливее и громче. Заехал в проверенны сервис, ребята посмотрели всю подвески и ходовую и сказали, что с ними все норм. Покатавшись месяц стук становился все громче, и я решил поехать к официальному дилеру. Объяснил им всю ситуацию, попросил проверить все что можно. Мастер все посмотрел и сказал, что по подвеске все отлично, но есть очень маленький люфт в рулевой рейке. Собрали консилиум ещё из пары мастеров и предложили мне подтянуть аккуратно рейку, я от безысходности согласился. В итоге: ему удалось ее немного подтянуть, но с огромным усилием. Рейка стала очень тугой, на что мастер сказал: через пару дней пройдет. Я прокатался так больше недели, чтоб рейка хоть немного ослабла, при том что стук не пропал, а только усилился, и появился какой то непонятный скрип при повороте руля. Нужно было что то делать, узнав цены на новую рейку я решил перебирать старую, САМ. пересмотрел кучу видео. Заказал капролоновую втулку у LordRaven , за что ему огромное спасибо.

Прикупил ремкомплект для рулевой рейки

Также приобрел тарельчатую пружину от SS20

Ах да, забыл сказать: когда рейка стала тугой, стал отчетливо слышен стук крестовины рулевого карданчика, смотрел видео как меняют игольчатые подшипники на капролоновые втулки, но не решился так делать, ввиду того что вал будет тугим. Пошел по легкому пути (но не дешевому) и приобрел промежуточный карданные вал рулевого управления.

НУ и выбрав свободный день приступил к ремонту:
За день до ремонта побрызгал все шпильки и гайки WD-40, чтоб не было проблем.
Первым делом снимаем стопорную пластину

Для удобства откручиваем гайку крепления теплового экрана и отгибаем его на себя.

Далее откручиваем болты крепления рулевых тяг

пришлось воспользоваться трубой

Когда болты пошли можно воспользоваться трещоткой

Далее откручиваем гайки крепления хомута, который прижимает рейку со стороны правого колеса.

Переходим к левой части: сверху рейку держит болт на 19 а снизу гайка на шпильке, тоже на 19.

Все гайки и болты прекрасно откручиваются из подкапотного пространства. Я снял всего лишь аккумулятор, корпус воздушного фильтра и его патрубок к дросельной заслонке.
Далее идем в салон и лезем под рулевую колонку, находим блок управления электроусилителем

не забываем маркером сделать отметки на валах и карданах

Рулевой кардан состоит из двух частей, которые скрепляются фигурным болтом

Откручиваем все болты, и сдвигаем верхнюю часть по валу, так чтобы она сползла со шлицов вала электроусилителя. Далее отсоединяем ее от нижней части кардана, которую, в свою очередь, я снимал монтажкой, предварительно засунув отвертку так чтоб немного освободить шлицы.

Сравнив карданчики, я понял что в магазе купил не тот, хотя продавцу сказал, что гранта с электроусилителем.
Покупал, к сожалению, не у себя в городе и поэтому поменять не было возможности. Поэтому болгарка в помощь и карданчик превращается в такой, какой мне нужен.

Читайте также: