Могут ли колеса открутиться сами

Опубликовано: 14.05.2024

Несоблюдение простых правил смены колес может обернуться тяжелой аварией. «Отстыковка» этой детали от машины на ходу грозит, как минимум, серьезными поломками.

Большинство водителей даже не задумываются, а как на самом деле правильно закручивать гайки (или болты), которыми колесные диски крепятся к их машинам. Работник шиномонтажа что-то там делает своим пневматическим гайковертом — и ладно. В принципе, это объяснимо: мало кто из городских автовладельцев сейчас своими руками меняет резину. Хорошо, если в выбранном вами шиномонтаже трудятся боле-менее вменяемые люди, понимающие, что они делают. А если нет? Вовремя понять это можно, только если сам точно знаешь, как правильно крутить гайки. А если нет, то результатом излишнего доверия может стать ситуация, когда колесо внезапно покинет машину на полном ходу.

Или (это в лучшем случае) во время следующей смены резины при попытке открутить гайку работник шиномонтажа сорвет всю шпильку. А может быть открутит головку болту-секретке из-за прикипевшего ржавчиной или ранее затянутого «насмерть» резьбового соединения. Первое, на что нужно обратить внимание, наблюдая за манипуляциями шиномонтажника — как он начинает заворачивать колесную гайку или болт. Если по принципу: вставил пневмогайковерт и «понеслась» — бегите из этого сервиса. Это значит, что тут окопались разгильдяи и халтурщики, которым испортить вашу машину — как два пальца! Правильно — сначала рукой наживить гайку или болт, убедившись, что она (или он) правильно пошел по резьбе, и только потом пользоваться гайковертом или ключом.

В противном случае можно испортить резьбу так, что потом для демонтажа колеса придется резать шпильку или головку болта. Но идем дальше. Если шиномонтажник закончил работать с гайковертом и не проверил затяжку с помощью «баллонника», автовладельцу стоит сильно насторожиться. Это может означать, в первом случае, что пневмогайковерт настроен так, чтобы затягивать резьбовое соединение слишком сильно. Благодаря этому колесо, конечно же, не открутится самостоятельно, но зато следующий сезонный демонтаж способен обернуться большими проблемами. Перетянутое соединение может повредить резьбу со всеми вытекающими последствиями. Второй возможный исход игнорирования работником шиномонтажа этапа финальной затяжки вручную — открутившееся на ходу колесо по причине под названием «ой, недокрутили».

Поэтому заметив халатное отношение сервисмена, нужно сразу по выезде из мастерской самостоятельно, своим баллонным ключом, проконтролировать качество его работы, при необходимости дозатянутв гайки. И впредь более не пользоваться услугами этого заведения. Кроме того, технически грамотные автовладельцы для серьезного облегчения будущих операций с колесом рекомендуют смазывать тонким слоем графитовой смазки резьбовую (только резьбовую!) часть колесной гайки или болта перед закручиванием. Вопреки расхожему мнению, при правильном усилии затяжки, смазанная гайка или болт никогда самостоятельно не открутится. Не откручиваются же по своей воле многочисленные резьбовые соединения в недрах мотора, хотя там все буквально купается в масле!

Причины самооткручивания болтов и как этого избежать

Конечно, подавляющее большинство водителей сразу винят шиномонтажников, которые, по их мнению, не затянули колеса. Однако это далеко не всегда так и причин самопроизвольного отворачивания колес может быть достаточно много. Например, как могло открутиться колесо, затянутое динамометрическим ключом моментом, регламентированным заводом производителем автомобиля? Неисправный ключ? Нет, ключ проверен, момент затяжки совпадает с эталонной динамометрической головкой. Но, почему, даже в этом случае, колеса иногда откручиваются?

Рассмотрим возможные причины возникновения такой ситуации:

  1. Колесо открутилось сразу после шиномонтажных работ. Автомобиль нигде не простаивал, все случилось в движении в постоянном присутствии водителя.
  2. Вы видели, как шиномонтажник по правилам затянул все колеса, но одно из них открутилось на ходу.
  3. Вы сами затягивали все болты (гайки), но через определенное время некоторые болты были утеряны.
  4. Колесо открутилось спустя несколько дней, а то и недель после шиномонтажных работ.
  5. Все четыре колеса открутились через несколько десятков километров после их установки.

Из всех перечисленных примеров лишь пятый можно условно отнести к вине шиномонтажного центра. В этом случае, действительно, монтажник забыл затянуть крепеж на стоящем автомобиле. Скорей всего он его наживил навесу и не дотянул после опускания автомобиля.

После перечисления данных причин можно сделать вывод, что только качественные детали крепления колес могут исключить возможность их самостоятельного откручивания. Необходимо всегда следить за их состоянием и соответствием типу используемых дисков. Кроме этого, никогда не затягивайте диски пневмоинструментом. Если же гайки открутились через несколько дней или недель, то причины могут быть следующие:

В центрах РЛД соблюдается целый ряд процедур в целях исключения подобных случаев:

Время от времени на дорогах или на главном видеосервисе можно наблюдать эпичную картину отстыковки колеса от автомобиля. И хорошо, если это не повлекло за собой тяжёлой аварии, как минимум, потеряэтой детали автомобиля сопровождается серьёзными поломками. И причина главная здесь – несоблюдение несложных правил замены колёс. А многие водители даже не в курсе, как вообще правильно закручивать болты, гайки, крепящие колёсные диски к автомобилю.

Почему откручиваются колеса на ходу

Почему откручиваются колеса на ходу

Причины самооткручивания колёс

Недобросовестность работников шиномонтажа является частой причиной проблемы самооткручивания колёс на ходу. Водитель редко следит за его работой, слышно, что гайковёр работает, и ладно. И это немудрено, большое количество городских автовладельцев никогда не меняет резину самостоятельно. И прекрасно, если в той шиномонтажной мастерской работают ответственные сотрудники, которые понимают важность своей работы. А если не так? Понять, что где-то пошло не так, можно лишь в том случае, если у самого есть понимание, как правильно закручиваются гайки. Результатом же излишней доверчивости обычно бывает ситуация, когда на скорости колесо просто покинет вашу машину.

Доверяй, но проверяй

Небрежный работник может сорвать полностью шпильку при откручивании, либо снесёт головку секретки, если ранее соединение было насмерть затянуто, да ещё прикипело ржавчиной. Итак, на что мы обращаем внимание при наблюдении за манипуляциями сотрудника шиномонтажной мастерской? Если шиномонтажник начинает закручивать гайку небрежно, просто вставил гайковёрт и будь что будет, то сервис этот лучше покинуть, и не возвращаться более никогда туда. Окопавшиеся там халтурщики совершенно не переживают по поводу своей работы, испортить любую машину – им как с гуся вода. Но как же правильно? Правильно – когда мастер рукой наживляет гайку\болт, и, после того, как убедился что всё правильно без перекосов по резьбе пошло, пристраивает электрический или пневматический гайковёрт (или ключ). Если закручивать с перекосом, то, один раз это может даже пройти, но при последующем демонтаже придётся шпильку или головку срезать.

Почему откручиваются колеса на ходу

Как правильно закручивать гайки на колёсах

Также обращайте внимание на окончание работы гайковёрта: правильный шиномонтажник обязательно проверит, насколько закреплены гайки (их натяжку), используя специальный баллонник. Если этого не произошло, автовладельцу стоит это запомнить. Здесь два варианта, почему без проверки: первый, это настройка гайковёрта на максимально сильную затяжку. Колесо, конечно, не потеряется, однако в следующий раз демонтаж может превратиться в хлопотную задачу с повреждённой резьбой и прочими последствиями перетяжки. Второй момент, это работник мастерской банально игнорирует этот этап затяжки. Здесь вероятный исход – отстыковка колеса на ходу, называемая: упс, не докрутили.

Что предпринять

Почему откручиваются колеса на ходу

Проверка затяжки баллонником

Заметив любую халатность со стороны сотрудников шиномонтажа, следует после выезда из сервиса остановиться в удобном месте, и самостоятельно штатным баллонным ключом проверить качество затяжки гаек. В следующий раз обращаться в другое место. Ещё один момент: чтобы облегчить себе операции с колёсными дисками, рекомендуется смазка тонким слоем резьбовой части гаек и болтов. И не слушайте тех гуру, кто говорит, что из-за этого гайки сами откручиваются. При правильной затяжке ничто не откручивается само собой. В двигателе много резьбовых соединений, и всё в масле, но ничего не откручивается самостоятельно.

Случилось на мосту, по пути домой с Чухломы 2009! Срезало шпильки, выдрало крыло!

Слава богу не улетел с моста, а вырулил на дорогу!

Sprinter

Старожил

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

Случилось на мосту, по пути домой с Чухломы 2009! Срезало шпильки, выдрало крыло!

Слава богу не улетел с моста, а вырулил на дорогу!

LaCrema

Мудрец

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

И почему такое случилось? Плохо затянул гайки перед этим?

Наш человек

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

Ну да. Правда потом шпильки кое-как сделали из болтов, все перебрали на дороге и даже выправили крыло так, что его только покрасить! Но все равно страшно.

Порадовал крик в рацию: "Там в вашу сторону с моста колесо катится. вы там его поймайте. "

Добавлено через 3 минуты

ДимНик

Guest

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

Фигасе! У меня один раз чуть было не отлетело, я вовремя заметил но 2 гайки все же потерял

Егор2

Старожил

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

У меня такой было на Матизе. БОлты не протянул. Но колесо начало колбасить так. что я очень быстро почувствовал неладное и вышел - протянул все болты.

Парочка чертей и пятнашка)))

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

Sprinter

Старожил

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

Seryi

Наш человек

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

На ВАЗ 2104, в течении дня, два раза протягивал болты - не помогло, колесо (заднее правое) меня обогнало под мостом. Нашел два болта, еще пару достал из багажника, прикрутил колесо и поехал дальше. Через неделю поменял барабан (подточился об асфальт). Больше такого не было, но из-за чего получилось, уже 10 лет Чешу репу.

ilya@джимник

Эксперт

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

Вот поэтому я всегда тяну гайки колесные не просто руками, а трубой метровой. Просто на всякий случай. Тьфу-тьфу, со мной такого пока не случалось. И вопреки расхожему мнению, что перетягивать низзя, шпильки тоже пока все целые.

ЗЫ Роман, Yora - "в рубашке родились", как называется, везет.

Rockfire

Старожил

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

у меня на старом пассате вместе с барабаном отваливалось)

хорошо не укатилось, заметил, что торчит на 3 см наружу, остановился, поддомкратил, оно и упало)


поставил на место, и так заехал на эвакуатор)

Sprinter

Старожил

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

Вот поэтому я всегда тяну гайки колесные не просто руками, а трубой метровой. Просто на всякий случай. Тьфу-тьфу, со мной такого пока не случалось. И вопреки расхожему мнению, что перетягивать низзя, шпильки тоже пока все целые.

ЗЫ Роман, Yora - "в рубашке родились", как называется, везет.

Nansen

Профи

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

1 мая на трофях почувствовал, что машину как-то ненормально колбасит, только в тот момент, когда из леса выехали на асфальт. Оказалось недозатянул гайки и колесо разболталось. Это на боевом Джимни.
А потом в августе заднее колесо от Гранд Чероки уехало вперёд меня на скорости ок. 80 км/ч. Полусь срезало.

Goolliver

Наш человек

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

Константин

Мудрец

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

Goolliver

Наш человек

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

Все болезни - от недопития.

Artrom

Старожил

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

У меня в детстве было, стоял ждал попутку. Провожаю взглядом ЗИЛа, который не подобрал, оборачиваюсь обратно, а на меня его колесо летит.
Еле увернулся

Goolliver

Наш человек

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

Chenn

Странный тип

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

beesin

Местный

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

откручивались (или кто-то открутил добрый) две гайки на переднем правом колесе. пол дня не мог понять почему треск какой-то доносится с ходовки при движении. потом увидел.

Lightvort

эксджимнивод

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

У бати на Крузаке на трассе в середине лета сорвало все болты на колесе. Виноваты голимые шиномонтажники – криво колесо поставили (продержалось с весны месяца три). Причём, до момента отрыва никаких предвещающих беду симптомов вообще не ощущалось – подвеска и люфт в рулевом все вибрации благополучно переваривали. Обошлось без жертв.

МЕДок

Редкий гость

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

В нашем случае (джимни из поста №2) получилось следующее:
Сначала "магическим образом" или "по чьей-то злой воле" открутилась 1 гайка и срезало 1 шпильку.
Колесо осталось на месте, но разболталось.
Без задней мысли мы подтянули хорошенько колесо и поехали дальше с уверенностью, что на 4-х шпильках ездить не так уж и страшно.
И на самом деле не страшно, если бы мы не совершили одну ошибку:
Колесо мы подтягивали на земле, а не на весу, поэтому затянули-то колесо хорошо, но чуть в перекошенном состоянии, и в итоге оно оказалось не плотно прижато
Пока ехали по грейдеру, оно еще больше разболталось, но мы этого не почувствовали, потому что на грейдере и так все дребезжало и стучало. В удобный момент колесо отлетело.

Отсюда мораль: подкручивать гайки (если они уж очень сильно открутились) надо на поднятом колесе, а не на земле и, конечно, по "звездочке"
Очень грустно и стыдно, что до этой простой истины мы не додумались во время
Но, надеюсь, наш опыт поможет другим не совершить эту ошибку!

usergs

Наш человек

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

Было дело, на буханке.
Потерял левое заднее на скорости около 80 - 90 км/ч. Причина - плохо закрученные гайки.

Поколбасило по дороге прилично, разбил тормозной барабан. Закончилось все на разделительной полосе (дорога на Серпухов, недалеко от МКАД). Счастье, что было 5 часов утра и никого не было вокруг.

Колесо вскоре нашел, по совету проезжающего мимо гаишника, замотал проволокой тормозные колодки, выкинул остатки барабана, три шпильки снял с других колес. Так и поехал дальше.

Но! Хорошо помню, что перед этим машину изрядно водило из стороны в сторону. Просто опыта не хватило понять, что просто гайки надо проверить. Лазил под машину, смотрел не отвалилось ли что? Там все было в порядке, а посмотреть на колеса - не дотумкал.

После тоже был эпизод на девятке, но тогда сразу все внимание к колесам и определение халтуры сервиса по затяжке гаек. Все-таки опыт.

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

*пошёл проверять гайки*

Эксперт-старожил

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

для того что бы гайки не откручивались ( с любой резиной ) , достаточно затянуть их штатным ключём , который идёт в комплекте со штатным домкратом

затяжка метровым воротком - скорая кончина шпилек

НЕ ДОВЕРЯЙТЕ ГАЙКОВЁРТАМ !!

ВСЕГДА ПРОВЕРЯЙТЕ ЗАТЯЖКУ РУКАМИ , ЛИЧНО !

не доверяйте работникам шинн. мастерских и гаражей по ремонту

они за день так накрутятся , что им пох.

ilya@джимник

Эксперт

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

Эксперт-старожил

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

ilya@джимник

если ты так делаешь , то это не значит что это правильно

Flyer

Наш человек

Ответ: У кого колесо на ходу откручивалось?

Тоже колесо терял на дороге. Левое заднее.
Сначала машина как то странно себя вести начала, особенно при поворотах. Остановился посмотреть, думал что-то с подвеской, на гайки даже не подумал посмотреть. Вобщем на скорости 80 км/ч оно и отвалилось.
Джимник устойчивости не потерял, плавно остановился. Колесо прокатившись метров 150 по прямой плавно завернуло на обочину, там и улеглось
Проверяя остальные колёса обнаружил что начали откручиватся все колёса! :wideyed:

Из повреждений: Сточило слегка барабан, на шпильках повредило резьбу и 2 шпильки слегка погнулись, немного смяло край кузова в месте крепления заднего бампера, и треснул задний бампер.

Гайки не нашёл, скрутил по одной гайке с других колёс и с запаски. Шпильки подправил молотком. Так и ездил ещё 2 недели, пока заказаные шпильки шли.

За неделю до этого поменял колёса, то ли на летние, то ли на зимние, щас уже не помню. Помню только что забыл их протянуть 2-ой раз, после нескольких км.
После этого было несколько раз когда гайки начинали откручиватся, но я теперь регулярно затяжку проверяю

Как открутить самостоятельно болты колес, затянутые "пистолетом"

Необходимость снять колесо с автомобиля может возникнуть внезапно, и в условиях, когда помощи ждать некогда.

Для этого к автомобилю всегда прикладывается так называемый баллонный ключ, сохранивший название ещё с тех времён, когда шины именовались баллонами.

Но, к сожалению, он с тех пор сильно уменьшился в размерах. А правило рычага никто не отменил, поэтому воспользоваться «баллонником» очень непросто.

Как открутить самостоятельно болты колес, затянутые "пистолетом"

Особенно если колёсные болты или гайки завёрнуты полуграмотными шиномонтажниками с помощью современного пневмоинструмента абсолютно бездумно и без соблюдения технологии.

Почему их так затянули

Пневмопистолет, которым вооружены профессионалы, использует ударный принцип действия. Достаточно массивный груз раскручивается воздушным потоком и бьёт по болту несколько раз в секунду силой своей инерции.

Нормировать усилие затяжки тут затруднительно, а простейший дешёвый инструмент вообще на это не способен.

Резьбовое соединение, как правило, оказывается перетянутым. В некотором смысле это хорошо, поскольку уменьшается вероятность потерять колесо на ходу, но при попытке снять его без ударного пистолета мастер наверняка будет помянут недобрыми словами.

Как открутить самостоятельно болты колес, затянутые "пистолетом"

Ситуация усугубляется тем, что резьбы имеют привычку ещё и прочно прикипать на продуктах коррозии.

Что делать

Существует несколько способов отвернуть без потерь упрямое соединение, как из профессиональной практики, так и придуманных в народе.

  1. Ключ надо удлинять. Двухметровая труба тут неуместна, она больше подойдёт грузовику с его сверхпрочными колёсными шпильками. Болт легковушки можно просто сломать, если перестараться. Подойдёт полуметровый отрезок трубы, который лучше возить с собой.
  2. Не стоит тянуть за ключ с постоянным усилием, лучше выполнять упражнение короткими рывками. Так и сила больше, и усталость придёт позже.
  3. Если несколько болтов уже получилось открутить, то перед тем, как взяться за самый тугой, их следует закрутить обратно с максимально возможным усилием. Таким образом, часть натяга с тяжёлого болта снимется и вероятность успеха повысится.
  4. Головку болта надо тщательно обстучать молотком, достаточно тяжёлыми ударами, но так, чтобы не повредить грани и не расплющить головку. Например, через проставку, направляющую удары в центр болта. А в случае гайки – через отрезок трубы или торцевую головку меньшего размера. Резьба как бы осаживается и освобождается намного легче. А рыхлая коррозия уменьшается в объёме.
  5. Усилие ног всегда больше, чем развиваемое руками. На воротке ключа можно немного поплясать. Только очень осторожно, тут легко получить травму.
  6. Возможно, в автомобиле найдётся газовая горелка с пропановым баллончиком, например, для розжига углей на пикнике. Будет полезно с её помощью несколько раз нагреть болт, давая ему остыть. Такое термическое циклирование тоже ослабит затяжку. Только не надо греть колёсный диск, это испортит его декоративную отделку.
  7. Тем же молотком, или подобранным с обочины тяжёлым камнем можно имитировать инерционную головку пневмопистолета. Удары наносятся по рукоятке ключа. Причём попеременно, на откручивание и заворачивание. Главное – стронуть резьбу, потом она открутится гораздо легче.
  8. Всевозможные проникающие жидкости хороши, но не стоит их переоценивать. Им могут потребоваться сутки для проникновения в резьбу.

В крайнем случае болт можно и сломать, если хватит прочности удлинённого ключа. Но потом ехать на СТО для замены следует очень осторожно, оставшиеся могут не выдержать нагрузки.

Читайте также: