Может ли водитель автомобиля зил воздействовать на управляемые колеса если не работает двигатель

Опубликовано: 30.04.2024

При управлении большегрузными автомобилями (ЗИЛ, КамАЗ) водителю приходится прилагать большие усилия к рулевому колесу, что приводит к снижению его работоспособности. Поэтому в рулевом управлении таких автомобилей устанавливают гидравлический или пневматический усилитель рулевого привода. Больше распространены гидравлические усилители как более компактные и надежные. Кроме того, они хорошо поглощают толчки от неровностей дороги. Гидравлические усилители могут устанавливаться (совмещаться) в рулевом механизме (ЗИЛ-130, КамАЗ-5320) или в рулевом приводе (ГАЗ-66).

Как устроено рулевое управление с гидравлическим усилителем?

В устройство рулевого управления с гидравлическим усилителем автомобиля ЗИЛ-130 (рис.140, а) входят: картер 11 рулевого механизма, имеющий форму цилиндра, в котором устанавливается поршень-рейка 10 с уплотнительными кольцами. Рейка находится в постоянном зацеплении с зубчатым сектором 23, изготовленным совместно с валом сошки 24. В поршне закреплена шариковая гайка 14, в которую ввернут винт 12. Наружный конец винта соединен с рулевым колесом 19 через промежуточный вал и карданную передачу 20. В винтовой канал, образованный канавками на винте 12 и в гайке 14, заложены шарики 13, облегчающие поворот винта в гайке. Шарики циркулируют по замкнутому контуру, так как крайние канавки на гайке соединены трубкой и желобом. Картер герметично закрывается крышками. Над верхней крышкой крепится корпус клапана управления 16. На валу между двумя упорными шарикоподшипниками 15 смонтирован золотник 18, имеющий на наружной поверхности две выточки. Внутренние кольца подшипников при среднем нейтральном положении золотника 18 располагаются с зазором 1 мм от выступающей части корпуса золотника, что дает возможность золотнику вместе с валом перемещаться в осевом направлении на эту величину.

Рулевое управление с гидроусилителем автомобиля ЗИЛ-130

Рис.140. Рулевое управление с гидроусилителем автомобиля ЗИЛ-130:
а – общее устройство; б – привод.

Золотник с валом в среднем нейтральном положении фиксируется шестью пружинами 21 с плунжерами 22, установленными в каналах корпуса золотника. С внешней стороны к корпусу клапана управления присоединяются два шланга от насоса гидроусилителя: сливной 6 – к отверстию, сообщающемуся двумя каналами с концами золотника, а нагнетательный 9 сообщается с отверстием канала, подходящего к середине золотника. Между каналами расположен клапан управления 17, соединяющий каналы при неработающем насосе гидроусилителя. В этом случае возможна работа рулевого механизма без гидроусилителя.

Насос гидравлического усилителя роторный двойного действия, т. е. в нем происходит два полных цикла всасывания и подачи рабочей жидкости за один оборот вала. В его корпусе 2 выполнен статор 25, внутренняя полость которого имеет специальную форму для установки ротора 26. Ротор жестко крепится на валу с приводным шкивом 1. В пазах ротора свободно расположены десять стальных лопастей 27.

На корпусе насоса крепится бачок 3 для масла, в корпусе – перепускной клапан 7, ограничивающий количество масла, подаваемого к золотнику. Внутри этого клапана имеется предохранительный клапан, ограничивающий давление масла в системе в пределах 6,5-7 МПа, что необходимо при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя. В бачке смонтирована фильтрующая сетка для очистки заливаемого масла и фильтр 4 для очистки масла, возвращающегося из гидравлического усилителя. В бачок летом заливают турбинное масло 22 (заменитель – индустриальное масло 20), зимой – менее вязкое веретенное масло АУ. Сверху бачок закрывается крышкой с сапуном, сообщающим его внутреннюю полость с атмосферой.

Работает насос так. При вращении ротора его лопасти под действием центробежной силы прижимаются к статору. Подходя к всасывающей полости, они захватывают масло и подают его к нагнетательной полости, где из-за уменьшения объема масло вытесняется и далее по шлангу 9 поступает в гидравлический усилитель, выполнив работу. После этого по шлангу 6 через фильтр 4 оно возвращается в бачок.

Как работает рулевое управление с гидравлическим усилителем?

При движении автомобиля по прямой дороге золотник 18 под давлением плунжеров 22 удерживается в среднем нейтральном положении и масло, поступающее к золотнику 18, через его выточки и сливные каналы по шлангу 6 возвращается в бачок 3. Следовательно, масло не воздействует на поршень, а он на сектор и рулевой привод. Однако наличие масла в гидравлическом усилителе способствует поглощению толчков, передаваемых на руль от неровностей дороги (положение II). Во время поворота рулевого колеса в любую сторону (например, вправо) на винте 12 вследствие сопротивления, оказываемого сектором 23 перемещению рейки, возникает реактивное осевое усилие, сдвигающее винт назад. Вместе с винтом сдвигается и золотник в пределах его возможного хода и задняя выточка золотника соединяет канал передней полости А цилиндра со сливным каналом и шлангом 6, а передняя выточка – нагнетательную магистраль 9 с каналами задней полости Б цилиндра. Поршень перемещается вперед, т. е. в ту же сторону, что и водитель перемешает его, поворачивая рулевое колесо. При этом рейка поршня поворачивает зубчатый сектор 23, воздействуя на рулевую сошку 24 и через продольную тягу 28 (рис.140, б), верхний поворотный рычаг 29, боковые рычаги 30 и поперечную тягу 31 на колеса автомобиля, поворачивая их вправо (положение I). Когда водитель прекращает поворот рулевого колеса, золотник под давлением плунжеров возвращается в нейтральное положение и гидроусилитель выключается из работы.

При повороте влево золотник 18 смещается вперед, направляя масло в переднюю полость А цилиндра, т. е. под поршень. Полость. Б в это время сливным шлангом 6 соединяется с бачком. Под давлением масла и усилия, создаваемого водителем, поршень перемещается вверх и своей рейкой поворачивает сектор и далее через рулевую сошку и рулевые тяги он повернет колеса автомобиля влево (положение III). Следовательно, при работающем двигателе и исправном гидравлическом усилителе для поворота автомобиля водителю не приходится затрачивать большие усилия, что повышает его работоспособность и надежность рулевого управления. Однако это усилие может оказаться настолько незначительным, что водитель может потерять «чувство» дороги. Чтобы этого не случилось, в гидравлическом, усилителе пространство между плунжерами сообщается с нагнетательной полостью. С повышением сопротивления повороту колес для перемещения поршня 10 требуется приложить большее усилие, поэтому давление масла в нагнетательной полости возрастает. Под этим давлением плунжеры 22 сильнее прижимаются к кольцам подшипников и для сдвига, золотника требуется приложить большее усилие, что и вызывает «чувство» дороги. При неработающем двигателе насос не подает масло в гидравлический усилитель и рулевой механизм работает как обычный механический. В этом случае водителю приходится затрачивать значительные усилия на управление автомобилем.

Что подразумевается под передаточным отношением рулевого управления?

Под передаточным отношением рулевого управления подразумевается отношение угла поворота рулевого колеса к углу поворота управляемых колес около шкворней поворотных цапф. Его подбирают таким образом, чтобы сошка не поворачивалась вокруг оси, а получала лишь колебательное движение.

Передаточное отношение рулевого управления определяется как произведение передаточных отношений рулевого механизма и рулевого привода. Оно находится в таких пределах: 19,1 – ГАЗ-24 «Волга», 20 – ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320.

1.Чем достигается поворот передних управляемых колес автомобиля без проскальзывания и повышенного износа шин?
а) одновременным поворотом колес на разные углы
б) одновременным поворотом колес на одинаковые углы
в) установкой колес со схождением и развалом

3.Какого типа рулевой механизм устанавливается на грузовых автомобилях семейства ГАЗ?
а) винтовой
б) зубчатый
в) червячный
г) комбинированный

5.Кая часть тормозной системы препятствует вращению колес?
а) тормозной привод
б) тормозной рычаг
в) тормозной механизм

7.Какие тормозные механизмы, в зависимости от конструкции вращающихся рабочих деталей, применяют на автомобилях?
а) барабанные и дисковые
б) ленточные и дисковые
в) ленточные и барабанные

9.На какой рабочий орган воздействует водитель для поворота автомобиля?
а) поворотный рычаг
б) сошку
в) поворотный кулак
г) рулевое колесо

11.Какое устройство обеспечивает одновременный поворот управляемых колес на разные углы?
а) рулевая трапеция
б) глобоидный червяк
в) гидроусилитель

13.Как работает рулевое управление с гидроусилителем при неработающем двигателе автомобиля?
а) невозможно управление
б) работает как без гидроусилителя
в) работает всегда с гидроусилителем независимо от работы двигателя

15.При каком давлении срабатывает предохранительный клапан в пневматической системе тормозов?
а) 0,09-0,095 МПа
б) 0,9-0,95 МПа
в) 9-9,5 МПа
г) 90-95 МПа

17.Какого типа рулевой механизм устанавливается на автомобиле ГАЗ-3302 (ГАЗ-53А)?
а) червячный
б) винтовой
в) реечный

19.Почему насос гидроусилителя рулевого механизма считается лопастным, двойного действия?
а) ротор насоса имеет лопасти и за один оборот ротора совершается по 2 цикла всасывания и нагнетания
б) ротор насоса имеет лопасти и за 2 оборота ротора совершается цикл
в) ротор насоса имеет лопасти и насос работает на гидроусилитель и систему смазки двигателя

21.Какая тормозная система используется при длительном торможении автомобиля большой грузоподъемности на пологом длинном спуске?
а) рабочая
б) стояночная
в) запасная
г) вспомогательная

23.Какую функцию выполняют пружины в колодочном тормозном механизме?
а) увеличивают давление в системе
б) возвращают педаль в исходное положение
в) отводят колодки от барабана, стягивая их

25.Какая рулевая трапеция применяется при независимой подвеске?
а) расчлененную
б) цельную
в) единую

27.Как приводится в действие насос гидроусилителя автомобиля ЗиЛ-4314.10?
а) клиновым ремнем
б) шестернями
в) червяком

29.Где применяется механический привод тормозных механизмов?
а) для рабочих тормозных систем автобусов
б) для рабочих тормозных систем легковых автомобилей
в) для стояночных тормозных систем

32.Как называется устройство предназначенное для соединения воздухопроводов пневматической системы автомобиля с прицепом?
а) соединительная головка
б) разобщительный кран
в) комбинированный кран

Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-431410 оборудовано гидроусилителем, объединённым в одном агрегате с рулевым механизмом (рисунок 5.2). Совмещение усилителя с рулевым механизмом позволяет получить компактную конструкцию, а меньшая длина трубопроводов – уменьшить время срабатывания.

Усилие от вала 12 рулевого колеса 10 передается рулевому механизму 1 посредством карданного вала 6 с двумя карданами.

Масло от насоса 2 гидроусилителя подается в рулевой механизм по шлангу 5 высокого давления и отводится обратно в насос по шлангу 4 низкого давления.

5.1.1 Рулевое управление автомобилей ЗИЛ

Рисунок 5.2 – Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-431410

1 – рулевой механизм; 2 – насос усилителя; 3 – бачок; 4 и 5 – шланги; 6 – карданный вал; 7 – фланец крепления рулевой колонки к полу кабины; 8 – контактное устройство звукового сигнала; 9 – рулевая колонка; 10 – рулевое колесо; 11 – переключатель указателей поворота; 12 – вал рулевого колеса; 13 – шкворень; 14 – стопорный клин; 15 и 24 – поворотные цапфы; 16 – правый поворотный рычаг; 17 и 21 – наконечники поперечной рулевой тяги; 18 – поперечная рулевая тяга; 19 – балка передней оси; 20 – амортизатор; 22 – левый поворотный рычаг; 23 – верхний рычаг поворотной цапфы; 25 – продольная рулевая тяга; 26 – сошка; 27 – вал рулевой сошки

При вращении винта 3 рулевого механизма (рисунок 5.3) перемещается шариковая гайка 4, связанная с поршнем-рейкой 2. Поршень-рейка находится в зацеплении с зубчатым сектором 15, выполненным как одно целое с валом 11 рулевой сошки, поэтому перемещение поршня-рейки 2 вызывает поворот вала сошки. Вал сошки вращается в бронзовых втулках.

Шариковую гайку 4 крепят к поршню-рейке 2 винтами 14. В гайку вставлены два желоба 5, образующие трубку, по которой циркулирующие шарики 6, выкатываясь при повороте винта 5, с одного конца гайки катятся к другому.

Рулевые механизмы с винтом и гайкой на циркулирующих шариках отличаются малыми потерями на трение и повышенным сроком службы.

На винте 3 установлены два упорных шариковых подшипника, а между ними – золотник 7 клапана управления усилителем.

5.1.1 Рулевое управление автомобилей ЗИЛ

Рисунок 5.3 – Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-431410

1 – цилиндр усилителя; 2 – поршень-рейка; 3 – винт; 4 – шариковая гайка; 5 – желоб; 6 – шарики; 7 – золотник клапана управления усилителем; 8 – корпус клапана управления; 9 – упорная шайба; 10 – регулировочный винт; 11 – вал рулевой сошки; 12 – центрирующая пружина; 13 – реактивный плунжер; 14 – установочный винт; 15 – зубчатый сектор

Зазор в зацеплении трущейся пары рулевого механизма регулируют за счет осевого смещения вала 11 рулевой сошки винтом 10, головка которого входит в отверстие вала сошки.

Рулевой привод служит для передачи усилия от рулевого механизма к передним колёсам.

Рулевой привод автомобиля ЗИЛ-431410 (рисунок 5.2) состоит из рулевой сошки 26, продольной рулевой тяги 25, верхнего рычага 23 левой поворотной цапфы 24, поворотных рычагов 16 и 22 и поперечной рулевой тяги 18.

Основным элементом рулевого привода является рулевая трапеция, состоящая из балки 19 передней оси, поперечной рулевой тяги 18 и поворотных рычагов 16 и 22. За счёт рулевой трапеции достигается поворот внутреннего управляемого колеса на больший угол, чем внешнего колеса, что необходимо для качения повёрнутых колёс без скольжения.

Гидроусилитель рулевого управления уменьшает усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу для поворота управляемых колёс, смягчает удары при движении по неровным дорогам и повышает безопасность движения, позволяя сохранять контроль за направлением движения автомобиля в случае разрыва шины переднего колеса.

В систему гидравлического усилителя автомобиля ЗИЛ-431410 (рисунок 5.4) входят лопастной насос 2, бачок 3 для масла, цилиндр 11 усилителя и клапан управления.

При движении автомобиля по прямой масло из насоса, поступающее по шлангу 9, проходит через кольцевые щели между кромками золотника 18 и корпуса 16 клапана управления и возвращается по шлангу 6 обратно в насос.

Часть масла через осевые щели между золотником 18 и корпусом 16 клапана управления поступает одновременно в полости А и Б цилиндра гидроусилителя. При такой постоянной подаче масла обеспечивается поглощение толчков, возникающих при движении по неровной дороге и улучшается смазка механизма.

При повороте рулевого колеса вправо или влево в результате сопротивления повороту управляемых колёс на винте 12 возникает осевое усилие, стремящееся переместить винт, а следовательно, и связанный с ним золотник 18. При усилии на рулевом колесе около 2 кг осевое усилие на винте, преодолевая давление масла на реактивные плунжеры 22 и давление пружин 21, переместит золотник 18 в ту или другую сторону. При этом золотник отключает одну из полостей цилиндра усилителя, увеличивая подачу масла в другую полость. В результате масло давит на поршень-рейку 10, помогая водителю в повороте управляемых колёс автомобиля.

5.1.1 Рулевое управление автомобилей ЗИЛ

Рисунок 5.4 – Схема гидравлического усилителя рулевого управления автомобиля ЗИЛ-431410

I – поворот направо; II – нейтральное положение; III – поворот налево; 1 – шкив привода насоса; 2 – насос гидроусилителя; 3 – бачок насоса; 4 – фильтр; 5 – предохранительный клапан фильтра; 6 – шланг низкого давления линии слива; 7 – перепускной клапан; 8 – предохранительный клапан; 9 – шланг высокого давления линии подачи масла; 10 – поршень-рейка; 11 – цилиндр усилителя; 12 – винт; 13 – шарик; 14 – шариковая гайка; 15 – упорные шарикоподшипники; 16 – корпус клапана управления; 17 – обратный шариковый клапан; 18 – золотник; 19 – регулировочная гайка; 20 – пружинная шайба; 21 – пружина реактивного плунжера; 22 – реактивный плунжер; 23 – зубчатый сектор; 24 – сошка; 25 – статор насоса; 26 – ротор насоса; 27 – полость всасывания; 28 – полость нагнетания; 29 – лопасти

В корпусе 16 клапана управления расположен аварийный обратный шариковый клапан 17, который при неработающем насосе или поврежденном шланге соединяет линию высокого давления с линией слива жидкости.

Насос гидроусилителя рулевого управления с бачком установлен на двигателе и приводится в действие клиновым ремнём от шкива, расположенного на переднем конце коленчатого вала.

Лопастной насос 2 – двойного действия, т. е. имеет две полости нагнетания 28 и две полости всасывания 27. Ротор 26 имеет пазы, в которых могут перемещаться лопасти 29. При вращении ротора в полостях всасывания 27 лопасти прижимаются к криволинейной поверхности статора 25 под действием центробежной силы. При этом увеличивается объем межлопастных пространств и создается разрежение, необходимое для всасывания.

При перемещении лопастей в полости нагнетания 28, лопасти вдвигаются в пазы ротора, объём межлопастного пространства уменьшается и масло вытесняется в канал высокого давления. Из рулевого механизма масло по шлангу 6 и через сетчатый фильтр 4 поступает в бачок 3. Беспрерывность подачи масла в случае засорения фильтра обеспечивается тарельчатым предохранительным клапаном 5.

При числе оборотов 500 в минуту коленчатого вала двигателя открывается перепускной клапан 7, что ограничивает дальнейшее увеличение подачи масла при больших оборотах. Наибольшее давление масла, создаваемое насосом, достигает 6,5-7 МПа. При дальнейшем повышении давления открывается шариковый предохранительный клапан 8, расположенный внутри перепускного клапана 7.

Конструкция насоса гидроусилителя рулевого управления автомобиля ЗИЛ431410 показана на рисунке 5.5.

5.1.1 Рулевое управление автомобилей ЗИЛ

Рисунок 5.5 – Насос гидроусилителя рулевого управления

1 – шкив; 2 и 4 – сетчатые фильтры; 3 – сапун; 5 – бачок; 6 – лопасть; 7 – перепускной клапан; 8 – предохранительный клапан; 9 – крышка насоса; 10 – распределительный диск; 11 – ротор; 12 – статор; 13 – вал насоса; 14 – тарельчатый предохранительный клапан

1 — ведомый диск; 2 — кожух; 3 — выжимной рычажок; 4 — выжимной подшипник; 5 — возвратная пружина; 6 — первичны вал; 7 — вилка сцепления; 8 — нажимные пружины; 9 — нажимной диск; 10 — маховик; // — педаль; 12 — рычаг вилки; 13 , регулировочная тяга; 14— шестерня; /5—промежуточный вал; 16 и 36 — шестерни третьей передачи; 17 и 37— шестерни четверто передачи; 18 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 19— вторичный вал; 20— ползун; 21 — предохранитель; 22— промеж) точный рычаг; 23 — рычаг переключения передач; 24 — шариковый фиксатор; 25 и 33 — шестерни второй передачи; 26 — вилк; 27 — крышка; 28 — подвижная шестерня первой передачи и заднего хода; 29— шестерня привода спидометра; 30— промежуточна шестерня заднего хода; 31 — пробка отверстия для слива масла; 32 — зубчатый венец первой передачи; 34 — ведущая шестерн заднего хода; 35 — синхронизатор второй и третьей передач; Л — зазор

Упражнениядля самопроверки

Назовите и покажите на плакате детали привода сцеп­ления.

Задание2.

1. Покажите на плакате ведущие и ведомые части сцепления.

2. Покажите на коробке передач пробку отверстия для слива масла.

Задание3.

Нарисуйте в рабочей тетради схему перемещения рычага пере­ключения передач автомобилей ГАЗ и ЗИЛ.

Задание4. Отрегулируйте свободный ход педали сцепления.

Контрольные вопросы

1. По каким причинам сцепление «ведет» или пробуксо­вывает?

2. Какая передача включена в коробке передач, изобра­женной на плакате?

3. Чем предотвращается одновременное включение двух передач?

4. Каким образом предотвращается произвольное вклю­чение передачи заднего хода у автомобиля ЗИЛ?

5. Где находятся шестерни привода спидометра?

6. Как достигается включение четвертой и пятой передач вкоробке, изображенной



X. ВЕДУЩИЕ МОСТЫ И ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА

1 — фланец; 2— вал ведущей конической шестерни; 3 и 4 — регулировочные прокладки; 5— ведомая коническая шестерня; 6 и 15-, крышки; 7 — картер моста; 8 — картер главной передачи; 9 — ведомая цилиндрическая шестерня второй ступени; 10 — опорньц шайбы; 11 — крестовина дифференциала; 12 — сателлит; 13 — левая чашка дифференциала; 14, 22, 32 и 34— конические подшипники 16 — регулировочная гайка подшипников дифференциала; 17— основная рессора; 18 —дополнительная рессора; 19— щит тормозное механизма; 20 — накладка тормозной колодки; 21 — тормозной барабан; 23 — ступица заднего колеса; 24 — полуось; 25 — замочнсн кольцо; 26 — контргайка; 27 — регулировочная гайка подшипников; 28 — тормозная колодка; 29 — стремянка рессоры; 30— коничес. кая шестерня полуоси; 31 — ведомый вал; 33

ведущая цилиндрическая шестерня второй ступени; 35 — пробка наливного отверстия А — фланец полуоси

Упражнениядля самопроверки

Задание 1. Назовите и покажите на плакате составные части одно­ступенчатого и двухступенчатого мостов.

Задание 2.

1. Покажите, чем регулируется зазор между коническими шес­тернями.

2. Покажите на плакате деталь, с помощью которой регулиру­ют зазор в конических подшипниках дифференциала.

Задание 3.

Запишите в рабочей тетради название деталей, входящих в дифференциал.

Задание 4.

Отрегулируйте зазор в конических подшипниках ступицы ве­дущего колеса.

Контрольные вопросы

1. Какая отличительная особенность заднего моста с ги­поидной передачей?

2. С какой целью в дифференциале устанавливаются де­тали, обозначенные позицией 12 е !

3. Какой тип полуосей изображен на плакате?

4. Каким маслом смазывают трущиеся детали заднего моста?

5. Чем смазывают подшипники ступиц ведущих колес?



XI. ПЕРЕДНИЙ МОСТ И ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА

1 — замочное кольцо; 2 — регулировочная гайка; 3 — конические подшипники; 4 — разжимной кулак колодок тормозов; 5 — лен^ поворотная цапфа; 6 — стяжной хомут; 7 — передняя рессора; 8 — рулевая сошка; 9 — масленка; 10 — кронштейн крепления рессоры // — левый лонжерон рамы; 12 — картер рулевого механизма; 13 — тормозная камера; 14— кожух амортизатора; /5и 22— кронштейнь крепления амортизатора к раме и балке соответственно; 16— балка; 17 — шкворень; 18 — правая поворотная цапфа; 19 — правы> поворотный рычаг; 20 — поперечная рулевая тяга; 21 — поршень; 23 — колодка тормоза; 24 — эксцентриковая ось колодки; 25 -ступица колеса; 26 — шпилька крепления диска колеса; 27 — клапан сжатия; 28 — резервуар; 29 — перепускной клапан; 30 — шток; 31 — впускной клапан; 32 — клапан отдачи; 33 — корпус клапана сжатия; А и Б — полости амортизатора

Упражнения для самопроверки

Задание 1.Назовите и покажите устройства, составляющие перед­нюю подвеску автомобиля.

1. Назовите деталь, которая соединяет балку переднего моста с поворотной цапфой.

2. Покажите на плакате устройства, влияющие на безопасность движения автомобиля. Найдите и проверьте их исправность на
автомобиле.

Опишите в рабочей тетради, как действует амортизатор при сжатии и отдаче.

Задание 4.

Отрегулируйте зазор в конических подшипниках ведомого ко­леса.

Контрольные вопросы

1.Какие детали составляют передний мост?

2. К какому типу относится передний мост, изображен­ный на плакате?

3. Какое масло используют для нагнетания в масленки Р?

4. Чем смазывают подшипники переднего колеса?

5. Для какой цели поперечная рулевая тяга 20 на концах имеет резьбу?




XII. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

I — шкив привода насоса; 2 — корпус насоса; 3 — бачок для масла; 4 — сетчатый фильтр; 5 и 8 — сливной и нагнетательньн трубопроводы; 6 — перепускной клапан; 7— предохранительный клапан; 9 — ротор; 10 — поршень-рейка; // — картер рулевого механиз. ма; 12 — винт; 13— шарики; 14 — шариковая гайка; 15 — упорный подшипник; 16 — обратный клапан; 77—золотник; 18 — карданньц вал; 19 — пружина; 20 — плунжер; 21 — сектор вала сошки; 22 — сошка; 23 — левый лонжерон рамы автомобиля; 24 — рычаги; 25 \ передняя балка; 26 — регулировочный наконечник; 27 — поперечная рулевая тяга; 28 — левая поворотная цапфа; 29 — верхний рыча поворотной цапфы; 30— продольная рулевая тяга; Л и Б — полости гидроцилиндра

Упражнения для самопроверки

Задание 1.Назовите и покажите на автомобиле детали рулевого привода.

Задание 2.

1.Проследите на плакате путь масла в гидроусилителе при по­вороте рулевого колеса (вправо и влево).

2. Покажите на автомобиле деталь, с помошью которой регу­лируют шаровые шарниры продольной рулевой тяги.

Перечислите в рабочей тетради возможные неисправности ру­левого управления, недопустимые при эксплуатации автомобиля. Задание 4.Отрегулируйте схождение передних колес.

Контрольные вопросы

1. Какие детали образуют рулевую трапецию?

2. Каким образом в конструкции автомобиля достигает­ся поворот передних колес без их проскальзывания?

3. Какого типа рулевой механизм представлен на плакате?

4. Может ли водитель поворачивать управляемые колеса, если не работает двигатель?

Гордость завода ЗИЛ — модель 130, продолжение длинной линейки грузовиков, родословная которой восходит к модели Fiat 15 1915 года. Дальнейшая модернизация в 1958 году привела к созданию предшественника версии 130, ЗИЛ 164. Автомобиль, однако, подвергся серьезной критике из-за устаревшего дизайна. В этом же году были созданы опытные образцы нового грузовика, который при запуске в производство в 1962 году получил цифру «130». Так был создан ЗИЛ 130, который хоть и отличается от предшественника новой линией кузова, но под капотом тот же старый 5,5-литровый бензиновый двигатель, а конструкцию сложно назвать революционной.

ЗИЛ 130

Тем не менее, 4-тонный грузовик быстро обрел популярность. До конца 1970-х годов Зил был вторым после ГаЗа производителем грузовиков в СССР, контролировал четверть рынка. Базовый ЗИЛ 130 представляет собой традиционную двухосную конструкцию с передним двигателем, центральной кабиной и задним приводом. Он весит 4125 килограмм и благодаря 150-сильному двигателю и пятиступенчатой коробке передач может разгоняться до 85 километров в час. С годами появлялись и новые версии. В 1977 году появился 6-колесный Зил-133, с полным приводом и дизельным двигателем от Камаза. Модель 130 имеет множество применений практически во всех странах постсоветского пространства — он используется гражданскими лицами, а также армией, полицией и пожарными командами.

В последующие годы в результате медленного, но неуклонно развивающегося экономического кризиса в Восточной Европе и Азии спрос на российские грузовики упал.

Рулевой механизм как базовый аспект

Рулевой механизм ЗИЛ-130 был предусмотрительно снабжен конструкторами гидравлическим усилителем. Рассмотрим главные особенности устройства:

  • На щите кабины закреплена рулевая колонка, а в ней на шарикоподшипниках установлен рулевой вал. Непосредственно на этот вал крепится рулевое колесо. Гидравлический усилитель совмещен с рулевым механизмом и соединяется с рулевым валом посредством промежуточного вала. Таким образом усилие передается на рулевую сошку.
  • Рулевой рычаг соединяется с сошкой с помощью рулевой тяги, а сам рычаг крепится к поворотному кулаку оси.
  • Корпус гидроусилителя чугунный, закрепляется непосредственно на раме грузовика.
  • Одна из частей корпуса — цилиндрическая, с одной стороны эта часть закрывается крышкой. В этой области расположился поршень, а уплотнен он кольцами, которые также выполнены из чугуна.
  • В этом поршне установлена гайка, закрепленная прочными винтами. Винт рулевого механизма, одним концом соединяясь с карданным валом, проходит через эту гайку. Он также имеет уплотнение в виде чугунных колец.
  • Насос гидроусилителя имеет 2 шланга — сливной и нагнетательный, которые находятся снаружи корпуса золотника и крепятся к нему. Между каналами золотника есть клапан, который соединяет их между собой в периоды, когда насос находится в нерабочем состоянии. Это дает возможность рулевому механизму работать без гидроусилителя.
  • Сам же насос крепится с левой стороны двигателя. При помощи ременной передачи его шкив со шкивом коленвала.

Если потребовалось по каким-либо причинам разобрать насос гидроусилителя, то следует придерживаться нескольких простых правил:

  1. Предварительно перед началом разборки надо проверить, что масло полностью слито.
  2. В первую очередь, насос ГУР тщательно очищается от грязи и промывается. В противном случае грязь может попасть внутрь, что в дальнейшем приведет к повреждению.
  3. При ремонте насоса не должны обезличиваться крышка насоса, статор, ротор и лопасти насоса.

Как работает гидроусилитель

Когда вал насоса начинает вращаться, его подвижные части (лопасти) осуществляют захват масла, таким образом оно попадает из бачка к золотнику. Когда рулевое колесо возвращается в среднее положение, на золотник воздействуют пружины. Результатом этого становится возврат масла обратно в бачок через каналы слива. Действия на поршень при этом не оказывается.

Если же повернуть руль в сторону, золотник сдвигается, давление масла нарастает, и поршень поворачивает колеса грузовика в ту сторону, в которую было повернуто рулевое колесо. Когда водитель завершает маневр, вместе с рулем золотник возвращается в нейтральное положение. Таким образом, чтобы совершить поворот, достаточно минимального усилия, которое запускает гидроусилитель.

Между плунжерами гидроусилителя есть пространство, которое связано с нагнетательной магистралью. Сделано это специально для того, чтобы водитель «чувствовал дорогу».

Надо отметить, что можно управлять автомобилем и при неисправном гидроусилителе, однако это потребует от водителя гораздо больше усилий.

Одной из основных частей рулевого управления автомобиля ЗИЛ 130 является гидроусилитель. Поэтому за его состоянием надо следить особенно тщательно.

  1. Следить за натяжением ремней. Проверять уровень натяжения в местах у насоса и вентилятора, регулировать посредством перемещения насоса. Проверяется ремень по истечению определенного количества моточасов, в соответствии с инструкцией.
  2. Еще один важный момент — герметичность шлангов, насосов и их соединений. Эта проверка проводится регулярно, в идеале — перед каждой новой эксплуатацией.
  3. Замена масла и тщательная чистка насоса. Крышка и прочие доступные части в идеале обрабатываются обезжиривающим раствором.

Техническое обслуживание рулевого управления

При проведении работ по ТО рулевого управления в первую очередь проверяют:

  • шплинтовку гаек шаровых;
  • люфт рулевого колеса и люфт в шарнирах рулевых тяг;
  • уровень масла в картере рулевого механизма;
  • крепление рулевого колеса на шлицах рулевого вала.

При необходимости надо долить масло. Также важно вовремя менять фильтры и сальники, в противном случае масло может протекать. По завершению работ необходимо тщательно проверить все гайки и крепления, прочно ли они закручены.

Неисправности рулевого управления

Система рулевого механизма ЗИЛ 130 отличается высокими эксплуатационными показателями, однако ничто не вечно. Возможны поломки, причем некоторые из них настолько серьезны, что эксплуатировать автомобиль нельзя до полного исправления неисправности.

К таким поломкам относятся:

  • слишком большой люфт рулевого колеса;
  • ослабление креплений;
  • заедание управления;
  • значительный износ деталей.

Если произошла любая поломка из перечисленных выше, дальнейшая эксплуатация становится небезопасной. Надо помнить прежде всего о том, что любое, даже самое незначительное затруднение в управлении автомобилем, а тем более — грузовиком, может послужить причиной дорожно-транспортного происшествия.

Люфт — это свободный ход руля, его значение измеряется специальным прибором — люфтомером. Для проведения этой процедуры необходимо, чтобы колеса автомобиля были в положении, соответствующему движению по прямой линии.

И хотя минимальный люфт присутствует практически всегда, его увеличение может быть опасным. Произойти оно может по ряду причин:

  • в результате увеличения зазора в подшипниках ступиц передних колес и сочленениях рулевых тяг;
  • ослабления крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки и рычагов поворотных цапф;
  • поломки пружин наконечников рулевых тяг;
  • ремень привода насоса гидроусилителя недостаточно натянут;
  • попадание воздуха в систему ГУРа;
  • недостаточное количество масла в бачке насоса гидроусилителя;
  • неисправности карданной передачи привода рулевого механизма.

Чтобы устранить люфт и предупредить его повторное возникновение, надо устранить первопричину неисправности: заменить детали, которые уже отслужили, отрегулировать зазоры в подшипниках, подтянуть ослабленные крепления. Все прочие неисправности также устраняют при необходимости.

Сегодня ЗИЛ 130 можно найти практически во всех странах бывшего Советского Союза. Это очень прочный автомобиль, которым многие страны пользуются из-за его низкой стоимости. Пожарные машины, приобретенные Казахстаном несколько десятков лет назад, можно встретить в этой стране и по сей день. Окрашенные в красный цвет, с маленькими синими сигналами и оборудованием для пожаротушения, они по-прежнему тушат пожары по всей стране. Им больше не нужно никому ничего доказывать — автомобили, которые заслужили пенсию много лет назад, все еще хорошо себя чувствуют.

Читайте также: