Можно ли ездить без запасного колеса

Опубликовано: 12.05.2024

История о том, как прокол в колесе превратился в целую историю с кучей потраченного времени и денег.
Не так давно я переобул «Немку» на зимнюю резину. Задумался на счет того, что у меня нет запасного колеса, а вернее есть только шина, но нет диска. Решил, что в ближайшее время разберусь с этой проблемой и куплю себе штамповку. Штамповку нашел, договорился с продавцом на выходные, а тем временем поехал на дачу к другу. Отдохнули хорошо, время позднее, поехали обратно. Проехав пять км появились стуки от переднего левого колеса. Как и ожидалось это был прокол, шины хватило, чтобы доехать до ближайшей АЗС.
На этой заправке был агрегат для подкачки колёс, но радоваться было рано, оказалось, что он не работает.
Итог: спущенное в ноль колесо, запаски и компрессора нет, до Мск еще 50км. ночь…
Идиот это просто мягко сказано, хаха. Пытались ловить попутки, в надежде найти компрессор, остановился только таксист и попросил за это 1000р. Я плюнул ему в лицо из принципа, он уехал. Пришлось ждать друга из Мск, пока он приедет с компрессором. Прошло 1,5 часа, приехал друг. Вроде бы проблем уже быть не может, накачали колесо и поехали искать ближайший шиномонтаж. Но проблема оказалась куда серьезней, прокол был внушительным и колесо спускало каждые 10 минут. Шиномонтаж мы так и не нашли. Пришлось вот таким макаром ехать до Мск, с остановками для подкачки. Доехали, друг уехал домой, компрессор забрал (батин, а батино святое). Сотрудник шиномонтажа снял колесо и сказал, что это тотал, порез боковой, со внутренней стороны и идет от диска. Вообщем, накачали мне колесо, говорят езжай ищу парковку, завтра надо покупать шины.
Ясен хрен, парковку найти я не успел, шину спустило в ноль, пришлось парковаться как попало. Поставил так, чтобы никому не мешало, не ехать на диске дальше ума хватило. Ушел домой.
Просыпаюсь утром, прихожу, а машину эвакуировали. Ну это просто фантастика хаха.

Поехали брать разрешение, чтобы забрать машину со штраф стоянки, разрешение получил, поехали с компрессором забирать авто, чтобы привезти в гараж ( таким же макаром как за день до этого, с остановками для подкачки). План был такой, что я забираю машину и везу ее, пока друзья едут за шинами, в гараже снимаем передние колеса, везем в шиномонтаж и переобуваем. Я остался на штраф стоянке, а ребята уехали. Начал качать колесо, но вот беда, оно больше не качалось хахах. Вообщем, пришлось прям там на месте, дамкратить и снимать переднее колесо, приехали ребята с новыми шинами, взяли колесо, поехали переобули его. Вернулись, закинули на место и уже на моей Немке поехали переобувать второе.

Вот так друзья) не ленитесь озаботиться запаской и компрессором.
По бабком вышло следующее:
Новые шины на морду 9.000
Штраф стоянка (со скидкой за оплату до того как забрал авто) 3.850
Штраф за неправильную парковку 3.000(первые 20 дней 1.500)
Шиномонтаж 1.000

Беспечно отправляясь в путь без «докатки» водитель создаёт себе дополнительные трудности, ведь ситуации, при которых можно повредить колесо, на дорогах происходят довольно часто. Однако, есть ряд нюансов, связанных с процессом эксплуатации запасного колеса. Давайте подробно в них разберёмся.


Что такое докатка

«Докатка» или по-другому «запаска» представляет собой запасное пятое колесо, обычно небольших размеров, которое устанавливается водителем в случае механического повреждения шины (прокол, разрез) основного колеса. Запасное колесо даёт возможность без проблем добраться до ближайшего шиномонтажа и отремонтировать шину.

Почему закон запрещает использовать «докатку»

Штраф за отсутствие «запаски» законом не предусмотрен. Однако, административным законодательством запрещено использование запасного колеса в случае, если на одну ось транспортных средств установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные. Данное правильно регламентируется пунктом 5.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

То есть, если ваш автомобиль был оборудован зимней резиной, а на «запаске» стоит летняя, то инспектор уполномочен оформить на ваше имя протокол. Также сотрудник ГИБДД вправе будет запретить вам продолжить путь, так как дальнейшее движение на несоответствующей «запаске» может создать аварийную ситуацию на дороге. Однако, данная норма при таких обстоятельствах, чаще всего носит чисто формальный характер. При возникновении подобной ситуации постарайтесь доходчиво объяснить инспектору, что колесо вы пробили недавно, а на «запаске» доедете только до ближайшего сервиса. В качестве доказательства можно предъявить повреждённое колесо.

Какой штраф налагается

К сожалению, бывает и так, что страж порядка не всегда идёт на встречу автолюбителю. В случае, если инспектор выявит какое-либо несоответствие запасного колеса относительно основных колёс, согласно п.1. ст. 15.5 КоАП РФ, вам может грозить штраф в размере 500 рублей. С точки зрения закона инспектор будет прав и возразить ему вы не сможете. Однако, такие случаи крайне редки, ведь чаще всего инспектор понимает сложную ситуацию, в которую попал водитель и идёт ему навстречу.

Как безопасно пользоваться «докаткой»

Прежде всего необходимо запомнить, что «докатка» необходима лишь для того, чтобы добраться до ближайшего сервиса, где мастера смогут отремонтировать колесо. Принято считать, что ресурс запасного колеса варьируется от 2000 до 5000 километров. Однако, стоит понимать, что ездить на «докатке» длительное время категорически запрещено, ведь это может угрожать не только вашей безопасности, но и безопасности других участников дорожного движения.

При эксплуатации запасного колеса максимальная скорость автомобиля не должна быть более 60 км/ч. Перед тем как начинать движение также рекомендуется проверить давление в колесе, оно должно быть равным примерно 4,0-4,3 атмосфер. При меньших показателях возникает риск повреждения шины при движении. В этом случае, осуществлять дальнейшее движение не стоит.

Двигаться лучше всего в крайней правой полосе с включённой аварийной сигнализацией, это позволит другим водителям правильно сориентироваться на дороге.

Всегда помните, что автомобиль является источником повышенной опасности и использование «докатки» всегда несёт некоторый риск.


Что делать, если нет запаски, а шина разбита в хлам – знание, без которого не выжить на дорогах нашей страны. Вариантов немного, но они есть.

Ну и что делать, если нет запаски, а яма, в которую ты только что влетел, оказалась глубиной по ступицу? Ездить без пятого колеса в наши дни – непозволительная роскошь. И тем не менее, ее себе позволяют не только водители модных моделей с баллончиком пены вместо запаски, но и владельцы, дорожащие объемом багажника – например, машины которых оснащены ГБО.

И даже те, кто добросовестно возит в багажнике полноразмерную запаску, могут столкнуться с такой проблемой. Ведь на самых злых ямах часто страдают сразу два колеса одного борта. Попробуем обобщить свой и чужой опыт, касающийся вариантов выхода из такой ситуации.


Порывы боковин длиной более 20 мм ремонтировать нельзя – такие заплаты отстанут и шина резко потеряет давление, что очень опасно

– Что с колесом? Почему оно спустило? Бывает, что повреждается не покрышка (точнее, она тоже, но прореха не сквозная), а диск – металл сминается от удара. И тогда воздух из колеса может выйти только в момент удара, а затем давление в шине худо-бедно удерживается. Время от времени подкачивая ее (компрессор или насос у вас хоть есть?), можно “короткими перебежками” продолжить движение к месту ремонта.


Если колесо спустило не из-за “травмы” резины или диска, а из-за банального прокола, как правило шину можно периодически подкачивать и таким образом добираться до мастерской

– Звонок другу. Пришло время проверить, несколько надежны ваши друзья. Звоните, просите привезти запасное колесо – лучше сразу в сборе, ведь голая без диска резина на обочине дороги вам ни к чему.

– Асистанс. Ведущие мировые производители обещают покупателям своих автомобилей помощь в пути. Ищите в бардачке телефон дилера или карточку фирменного асистанса – и поделитесь своей бедой с профессионалами. Вызов скорее всего будет недешевым, так что прежде рассмотрите следующие ниже варианты.


Литые диски более хрупкие, чем стальная штамповка. С такими повреждениями ни на дороге, ни в мастерской уже ничего поделать нельзя

– Голосуем. Остановите проезжающую мимо машину – желательно местного жителя – и попросите отвезти вас с вашим колесом до ближайшего шиномонтажа. Еще вариант – попросить вызвать, по телефону или заехав непосредственно на СТО, мастера с ближайшего шиномонтажа. Который заберет поврежденное колесо на ремонт и через время вернется с ним, уже исправным.

– Колесо взаймы. Такой способ помощи в дороге незнакомому человеку практиковался в советские годы. Тогда колеса страдали не от ям, а от дефицита: из-за отсутствия в продаже шин и камер на них ездили порой буквально до дыр. У водителя проезжающей мимо машины попробуйте попросить в долг запаску, чтобы вернуть ее ему около ближайшего шиномонтажа. Заодно можно проверить досужий тезис о том, что в наши дни люди стали менее отзывчивыми.


Сквозные порывы боковины – следствие езды под плохим дорогам с чрезмерно высокой скоростью: иногда таковой можно считать 10 – 15 км/ч

– Эвакуатор. Самое трудно – найти контакты компании, оказывающей услуги по эвакуации. А уж за ваши деньги водитель эвакуатора найдет вас в самой немыслимой глуши – и вывезет к желаемой СТО вместе со всеми колесами, целыми и поврежденными. К слову, поиск телефона эвакуатора в наше время упростился благодаря мобильному интернету.

– Дедовский метод. В прежние времена, в ситуации, когда помощи ждать было совсем уж ни от кого, отчаянные автомобилисты вместо воздуха наполняли шину … подручными материалами: сеном, соломой, тряпками… Прежней несущей способности шина обрести не могла, но потихоньку ехать было можно.

– Варварский метод. Собственно говоря, теоретически ничто не мешает ехать и на колесе со спущенной шиной, ведь металлический диск все равно остается круглым. Правда, придется смирится с тем, что шина будет разорвана в клочья (но ей, скорее всего, и так конец), а диск будет поцарапан о дорогу. Главное, держать скорость не более 5 км/ч, ведь с таким колесом машина неважно управляется. На протяжении первых нескольких километров шина будет кое-как защищать диск от повреждений, и только затем разрушится. Если при этом ехать быстро, пострадает машина – резиновые лохмотья побьют краску и антикор на колесных арках, брызговики и пр.


Боковина – самое слабое место любой шины. Хотя некоторые производители усиливают каркас боковины особо прочным волокном

Вы спасены!
Итак, вы каким-то образом выбрались к точке шиноремонта. Не спешите ремонтировать пробоину в покрышке: если ее протяженность выше 2 см, заплата на боковине все равно вскоре отвалится. Если купить новую шину не получается, сделайте колесо камерным. Еще один вариант – купить на шиномонтаже шину б/у в подходящем размере, чтобы благополучно доехать на ней до цели назначения.


«Если скрутить защитный колпачок, то ничего страшного не случится. Однако при долгой эксплуатации без него внутрь набьется песок, грязь или произойдет окисление от внешних фактов окружающей среды. Это постепенно приведет к тому, что начнет спускать колесо», - рассказал "АиФ" автомеханик Денис ГАМЕЗА.

- Простые защитные колпачки стоят 10-30 копеек. Так что их потеря не особо ударит по карману автолюбителя. Замечу, что колпачки (в зависимости от марки автомобиля и рисунка на нем) могут стоить и гораздо дороже. Так, если покупать колпачки от дорогой марки автомобиля на рынке, то комплект может обойтись в 10 рублей. У официального дилера они могут стоит еще дороже. Назвать точную сумму сложно, ведь каждый автомобильный дилер ставит свои наценки на продаваемую запасную часть либо комплектующие для автомобиля.

Новый «тренд»

В популярной соцсети TikTok появился новый тренд — «крутить колпачки». В коротких роликах демонстрируется «улов» колпачков за определенный период времени. Скручивают чаще всего красивые, с рисунком.


Подобные ролики размещают школьники младших и средних классов. Заметим, что тренд активно проявил себя в Беларуси сразу после старта летних каникул. И, видимо, такой интерес пока утихать не собирается: в комментариях под видео в Интернете дети продолжают искать себе компанию для «охоты».

Однако за это юные коллекционеры могут понести и ответственность. Так, согласно статье 11.1 КоАП РБ мелкое хищение имущества путём кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, хищения путём использования компьютерной техники, а равно попытка такого хищения — влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.


Вопрос «Нужна ли запаска в автомобиле?» время от времени вызывает дискуссии на автомобильных форумах. Не такие, конечно, горячие, как обсуждения марок моторных масел, — те вообще часто приводят к банам за мат и личным конфликтам. Но, как, впрочем, и в любых других ситуациях, многие считают свой взгляд на необходимость запаски единственно верным, а приверженцев иной точки зрения — людьми недостойными и малоумными. Сторонники ненужности запаски нередко доказывают её бесполезность тем, что ни разу за 5/10/15 лет она им не пригодилась. В качестве доказательства этот аргумент выглядит не очень убедительно, и принимать его во внимание мы не станем. Куда серьёзнее выглядят протесты против запасного колеса, объясняемые местом, которое оно занимает в багажнике, а также увеличением массы автомобиля, что, в свою очередь, повышает расход топлива. С этим не поспоришь. Запасное колесо и вправду занимает немало места, а его вес, как и вес любого перевозимого груза, сказывается на расходе. И хотя в большинстве моделей под запаску отведено специальное место под полом багажника, многие пытаются убрать оттуда запасное колесо, заполнив это место более нужными, по их мнению, вещами. Сторонники необходимости запаски утверждают, что есть она не просит, места и так хватает, а в случае повреждения покрышки можно в пять минут решить проблему. И эти аргументы выглядят очень убедительно. Так как же правильно поступить? Возить с собой запасное колесо, или оставить его в гараже, освободив немало места и снизив массу автомобиля? Если попытаться рассмотреть вопрос объективно, забыв на время личные взгляды, вкусы и предпочтения, то можно прийти к следующим выводам:

  1. Передвигаясь по маршруту «дом → работа → супермаркет → дом» вполне можно обойтись и без запаски. Особенно, если этот маршрут не велик. Особенно, если вы уверены, что в случае прокола вы сможете самостоятельно починить покрышку «жгутиком» или аэрозольным герметиком. Или же в списке контактов вашего телефона найдутся те, кто приедет на выручку по первому зову.
  1. Отправляясь в загородную, а, тем более, в дальнюю поездку, запаску всё-таки лучше взять с собой. Ремонтные наборы не помогут в случае разрыва покрышки или серьёзного пореза. Да и не всегда есть возможность ими воспользоваться: представьте, что прокол случился на заснеженной трассе, ночью. В мороз и метель. Захочется ли вам в такой ситуации возиться с аэрозолями и жгутиками?

Домкратить на морозе машину и менять колесо, конечно, тоже не самое весёлое занятие. Но эта операция хотя бы гарантированно вам поможет, и вы спокойно продолжите путь. С ремонтными наборами — возможны варианты.

ВАЖНО: Планируя в случае прокола использовать тот или иной ремонтный набор, убедитесь заранее, что вы хорошо понимаете, как его применять, и справитесь с этой работой. Если по той или иной причине вы не сможете это сделать, лучше узнать об этом заранее, а не на трасса, со спущенным колесом.

Полноразмерное запасное колесо или докатка?

Чем отличается докатка от обычного колеса?

Придя к выводу, что запаску всё-таки лучше взять в дорогу, мы подходим к необходимости решения следующего вопроса. Что возить в качестве запаски, докатку или полноразмерное колесо? Решать этот вопрос мы оставим вас в одиночестве, но снабдим перед этим необходимой информацией. В чём их отличия? С полноразмерным колесом всё понятно. Это ваше пятое колесо, такое же, как и остальные. В идеале, если и диск, и покрышка на полноразмерной запаске будут такие же, как и на остальных колёсах. В этом случае вы сможете продолжить путь на запаске без каких-либо ограничений. Если же на машине стоят литые диски, а запаска на штамповке, лучше будет при первой возможности починить и поставить «родное» колесо. Разные диски отличаются по массе, что может привести к аварийной ситуации при торможении, в особенности, на зимней дороге. Кроме того, различная нагрузка приведёт к неравномерному износу подвески и резины. Поэтому, если вы уж заморочились, и возите с собой полноразмерную запаску, есть смысл сделать её не только полно-Размерной, но и полно-Ценной. Отличие докатки от полноразмерного колеса в том, что она дешевле, меньше и легче. Ширина покрышки может быть чуть ли не вдвое уже обычной, а часто и диаметр докатки на размер меньше, чем рекомендуемый для вашей машины. К плюсам такой компактности можно отнести небольшой вес и минимум места, которое докатка занимает в багажнике. К минусам — её неполноценность.

ВАЖНО: Езда на докатке возможна лишь в ограниченном скоростном режиме. Возможная максимальная скорость 80 км/ч, иногда — даже 60

Информация о максимально допустимой скорости указана на самой докатке, и не следует этим предупреждением пренебрегать. В противном случае можно остаться на дороге и без основного, и без запасного колеса. Но не следует в этих ограничениях видеть слишком уж крупный недостаток докаток. И крупные сервисные центры, и мелкие шиномонтажки на современных дорогах встречаются довольно часто. Поставив запасное колесо, хоть и неполноценное, вы не спеша доедете до ближайшего сервиса, где почините основное колесо.

В вашей машине запаска не предусмотрена!

В последнее время многие производители отказываются от запасных колёс в комплектации, и поставляют автомобили на рынок вовсе без них. Обычно в комплектации такого автомобиля предусмотрен ремонтный набор для заделывания проколов. Но, как мы уже говорили выше, такой набор не поможет при порезе, и не всегда будет удобен. Как быть в таком случае? Можно, конечно, докупить полноразмерную запаску или докатку, но будьте готовы к тому, что она займёт много места в багажнике, если в машине не предусмотрено специальное место для запаски. Что же, в поездках, когда необходимо подстраховаться на 100%, придётся пожертвовать частью полезного объёма.

RunFlat Что такое технология RunFlat?

Компромиссом между нежеланием (или невозможностью) возить запаску и страховкой от дорожных неприятностей, связанных с проколами, может стать покупка шин, изготовленных по технологии RunFlat. Боковина такой резины имеет увеличенную жёсткость, и даже на спущенном колесе можно проехать до 100 км.

ВАЖНО: Из-за высокой жёсткости езда по некачественным дорогам на этих шинах будет не очень комфортной.

Но такие шины имеют и ряд минусов. Во-первых, цена. Стоят они в среднем на 20-50% дороже аналогичных обычных. Во-вторых, не на каждой шиномонтажке возьмутся за их обслуживание: усиленные боковины требуют применения особого оборудования, и не везде оно есть. Но даже если вам и починят такую покрышку, всё равно в итоге придётся менять обе, расположенных на одной оси. Что опять же приведёт к немалым расходам. К какому же выводу можно прийти? В общем-то, к тому же, с чего и начали. Каждый водитель решает для себя, нужна ему запаска, или нет. Надеемся, информация из нашей статьи поможет вам принять вам верное для себе решение. Желаем вам безопасности на дорогах!

Читайте также: