Можно ли ездить на одном колесе на мотоцикле

Опубликовано: 16.05.2024


А это половина от числа жертв прошлого года, когда в Минске мотоциклисты становились виновниками или потерпевшими 32 аварий, в которых двое из них погибли, а 32 получили травмы, — напоминает начальник отдела ГАИ Октябрьского РУВД Сергей Коледа. На территории нашего района с участием мототранспорта в 2019 году случились четыре ДТП. К счастью, обошлось без жертв, хотя четыре человека были травмированы. Особое внимание к мотоциклистам объясняется прежде всего тем, что именно аварии с их участием заканчиваются тяжелыми последствиями.

Поэтому сотрудники Госавтоинспекции настоятельно рекомендуют водителям двухколесных транспортных средств обязательно проверить техническое состояние своего железного коня, а также освежить знания Правил дорожного движения.

— Какими нарушениями ПДД чаще всего грешат мотоциклисты?

— Превышают скорость, допускают легкомысленные обгоны и пренебрегают правилами проезда перекрестков.

Случаются аварии, в которые мотоциклисты попадают без участия других транспортных средств. То есть они элементарно не справляются с управлением.

В нашем районе в прошлом году на водителей мототранспорта за нарушение Правил дорожного движения составили 72 административных протокола. И чаще всего привлекали к ответственности за нарушение скорости, управление транспортным средством, не имеющим допуска к участию в дорожном движении, а также за езду без водительских прав.

— Нередко каждый из нас становится невольным свидетелем того, как мотоциклисты демонстративно подвергают риску себя и других водителей, проезжая в транспортном потоке на одном колесе или не держась за руль. Подобные проявления лихачества Госавтоинспекция как-то может пресечь?

— Управление мотоциклом или мопедом на одном колесе, а также не держась за руль или не держа ноги на педалях (подножке) влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком до 6 месяцев или без лишения. Если данные действия повлекли за собой создание аварийной обстановки, то водителя мототранспорта привлекут к штрафу от 5 до 20 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком до 2 лет или без лишения. Эти санкции предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь.

— Некоторые мотоциклисты, чтобы избежать наказания за преднамеренные нарушения ПДД, замазывают номерные знаки или выезжают на улицы без них, мол, так их невозможно будет вычислить с помощью видеокамер.

— Вряд ли подобная хитрость поможет им избежать наказания за серьезное нарушение ПДД, а вот дополнительные санкции получить вполне реально. Согласно пункту 10.3 Правил дорожного движения водителю запрещается участвовать в дорожном движении, если информацию на регистрационном знаке невозможно прочитать с расстояния 40 м и менее. За управление транспортным средством с заведомо скрытым регистрационным знаком предусмотрено административное наказание в виде штрафа от 10 до 20 базовых величин.

— Сергей Михайлович, перед началом мотосезона давайте напомним основные требования безопасности.

— При управлении мотоциклом водитель и его пассажир должны быть в застегнутых мотошлемах. Для привлечения внимания других участников дорожного движения необходимо двигаться с постоянно включенным ближним светом фар или дневными ходовыми огнями, если они есть. И, конечно же, мотоцикл должен быть исправен, а водитель — обладать навыками его управления.

Постоянно нужно оценивать дорожную ситуацию, быть внимательным, не превышать установленную скорость и избегать неосмотрительного, рискованного выезда на полосу встречного движения. Ведь именно в таких условиях случаются самые тяжелые по своим последствиям происшествия.

moto 01 28
С наступлением мотосезона ГАИ готовится мониторить ситуацию на дорогах. Озвучены конкретные сроки, когда усложнят экзамен для мотоциклистов на получение категории А и А1. Кроме того, не исключено, что дополнительные нормы будут прописаны в ПДД. Речь идет о запрете езды на дорогах общего пользования на заднем колесе.

Обо всем этом сегодня, 28 марта, сообщил начальник минской ГАИ Вадим Гаркун.

- Появится ли в ПДД норма, запрещающая езду на заднем колесе?

Возможно. Такая инициатива есть, обсуждение ведется.

Вадим Гаркун рассказал, что ГАИ ведет диалог с мотоциклистами.

- Во главу угла мы ставим взаимное уважение друг к другу всех участников дорожного движения, - пояснил он. - Есть инструменты, которые позволят повлиять на ситуацию. В частности, обсуждается предложение внести в Правила дорожного движения норму, запрещающую движение по дорогам общего пользования на одном колесе.

- Мотоциклистам могут запретить въезд на отдельные участки проспектов и улиц?

Не исключено. Такое предложение в ГАИ также рассматривают.

- Мы изучаем опыт разных регионов страны, такая мера применяется в некоторых городах. Действительно, при необходимости, может быть рассмотрен вопрос о том, чтобы запретить мотоциклистам двигаться по определенным участкам улично-дорожной сети. Мы будем мониторить ситуацию, оперативно вносить свои предложения и корректировки, - сказал начальник столичной Госавтоинспекции.

- Сдать на права категории "А" станет сложнее?

Да, экзамен в ГАИ для получения водительского удостоверения категорий "А" и "А1" усложнят. Решение принято, изменения вступят в силу с 22 апреля.

Кроме привычных элементов, таких как "восьмерка", управление мотоциклом на минимальной скорости, движение по прямой, появятся новые: маневрирование в условиях ограниченного времени (когда за 7 секунд нужно будет объехать препятствия), габаритная "змейка" и другие.

В Госавтоинспекции считают, что введение дополнительных элементов потребуют от претендентов на получение водительских прав дополнительной подготовки и определенного уровня мастерства. Экзамен в городских условиях пока не будет проводиться, пишет Onliner.by.

- Такой вопрос прорабатывается, но есть определенные трудности, - отметили в ГАИ.

Напомним, что в Гродно в объективы регистраторов уже ни раз попадали мотоциклисты, которые стоя едут на байках. Но на заднем колесе мотоциклисты ездят еще чаще. К примеру, в 2013 году автовладелец попросил мотоциклистов проехать на заднем колесе, один из них поддался на провокацию и не справился с управлением:

Хочется сразу сказать, что если Вы из тех кто “беззаветно верит в судьбу”, то на дороге Вам делать нечего. Ваша судьба в ваших руках, как и мотоцикл. Мотоцикл это ваше продолжение, он часть вашего мозга(что превыше всего), рук и ног… — все зависит от тебя самого. Если Вы считаете, что с Вами ничего не может случиться, то опровержение тому не заставит себя долго ждать. Каждый, кто ездил на мотоцикле, когда-нибудь падал, а если не падал, то упадет. И Вас это не минует. Да и меня это тоже ещё коснётся, я уверен! Если у Вас, в зависимости от настроения возникает желание открутить ручку по полной, то долго Вы так не проживете. Или проживёте, но не долго. Это как Вам нравится. Ещё стоит сказать, если Вы считаете, что мотоцикл это модно и круто (а это на самом деле так), то рекомендую Вам сходить на кладбище — Вам будет полезно посмотреть на единомышленников и пересмотреть свои взгляды. Какое-то «жёсткое» начало, ну да ладно… Не будем о грустном!

Перед выездом нужно обязательно проверить общее состояние мотоцикла: давление в шинах, уровень масла, произвести хотя бы беглый осмотр, не открутилась ли какая-нибудь гайка, не подтекают ли жидкости. Лично Я просто «ненавижу» когда что-то работает «не так», а тем более подтекает!
Выкатывая мотоцикл, смотрите под ноги, можете поскользнуться и завалить своего друга, не дай Бог на себя. То же самое и при остановке: можете наступить в яму.
Не пренебрегайте элементами защиты в своей экипировке! Даже такая малость, как перчатки, служат не только для защиты от холода, но и защищают руки. (Например от мух и вездесущих насекомых). Достаточно упасть на руки на скорости 5 км/ч, и кожа с ладоней останется на асфальте. Не говоря уже и о шлеме, причем шлеме застегнутом. Мало того, что падение головой на дорогу приводит к печальным последствием, так еще можно поймать глазом муху, навозного жука, шмеля, камень или даже тополиное семечко, которое в последствии удаляют в клинике. Опять получилось о насекомых…
При езде на мотоцикле нужно полностью отключиться от посторонних мыслей и сосредоточиться. Желательно потренировать периферийное зрение: смотреть прямо перед собой, не крутя головой, и держать в поле зрения как можно больше участников и участников дорожного движения. При перестроении или совершении любого другого маневра, нужно обязательно не только посмотреть в зеркала, но крутнуть головой, чтобы проверить “мертвую зону”.
Cпециально для новичков: если страшно и непонятно, можно ли ехать, например, при выезде направо на перекрестке, то лучше остановиться. При обгоне или перестроении нужно проверить сзади не только ту полосу, на которую выезжаешь, но и ту, от которой удаляешься (т. е. посмотреть и налево и направо), т. к. встречаются кадры, скачущие через три ряда: только что его не было и вот он уже рядом. Не нужно самому задерживаться в мертвой зоне автомобиля — вас бортанут не со зла, но кому от этого легче. Потом доказывай, что ты не баран, хорошо если ещё получится говорить. Приучите себя поглядывать в зеркала каждые несколько секунд, даже стоя на перекрестке — эта привычка может когда-нибудь Вас спасти. При пересечении закрытых перекрестков, даже если вы едете на зеленый сигнал светофора, лучше сбавить скорость — идиотов на дорогах все еще достаточно. Это относится и к старту со светофора — кто-то может лететь на “красный”.

При маневрах, приближенных к экстремальным (например, обгон по узкой дороге с выездом на встречную полосу), помните, что в самый ненужный момент может чихнуть двигатель, закончиться бензин, или обгоняемый автомобиль резко вильнет, объезжая яму или собаку. Старайтесь сами не создавать помехи для окружающих, соблюдайте рядность и скоростной режим. Если Вы движетесь медленнее основного потока, то у Вас появляется больше шансов быть “подрезанным”.
Следуя за автомобилем, помните, что он может пропустить препятствие между колес, и соответственно выбирайте свое положение за ним. Желательно всегда иметь в запасе место для перестроения, т. е. двигаясь в плотном потоке, лучше держаться за автомобилем так, чтобы можно было его без особых усилий объехать без торможения. Обращайте внимание, есть ли на впереди идущей машине зеркала, и видит ли вас ее водитель. Для этого всегда нужно держать зажженной фару. За грузовиками лучше не ездить вообще, если не хотите получить в лоб вылетевшим из-под колес камнем.

При езде в пробке не мчитесь между рядами. Если все стоят, то Ваша скорость — 10-20 км/ч. Не лишним будет напомнить, что пальцы всегда должны быть на рычагах тормоза и сцепления. Не рекомендую выезжать на встречную или разделительную полосы. На разделительной, кстати, всегда много песка.

Если у Вас есть страх перед определенными ситуациями (прохождение поворота, экстренное торможение, езда по “гребенке”), то советую специально тренироваться либо на треке, либо в городе, если позволяет дорожная ситуация. Например, можно ездить по той же гребенке, раз за разом увеличивая скорость или проходить один и тот же поворот каждый раз с большей скоростью.
При торможении избегайте резких движений. Резкое инстинктивное торможение может привести к срыву колеса на юз. Прежде чем тормозить в экстремальной ситуации, подумайте, а стоит ли это делать вообще — может, лучше уйти в сторону с наименьшими потерями. Если же нужно тормозить, то нажмите на рычаг не со всей “дури”, а так, чтобы мотоцикл успел клюнуть носом, а затем дожимайте его, следя за тем, чтобы не кувыркнуться через переднее колесо. Описанный процесс происходит в доли секунды, так что не пренебрегайте тренировками по мере возможности — когда-нибудь это может избавить вас от неприятностей.

Если у вас есть пассажир, то ваш тормозной путь существенно увеличится. Если столкновение неизбежно, то нужно быть готовым к “катапультированию”. Всегда лучше падать подальше от мотоцикла, и не надо бояться это делать — это гораздо безопаснее, чем кувыркаться вместе. Даже если вы видите, что удара по касательной не избежать, то все равно лучше оттолкнуть мотоцикл от себя в сторону предполагаемого удара. К этому нужно быть готовым в любую секунду и не расслабляться. Езда на мотоцикле — не игра в шашки и даже не шахматы…

Напоследок: если вы мотоциклист начинающий, не убегайте от ГАИ и не состязайтесь с отморозками, даже если вы думаете, что вы уже “классно водите”. Это аутоэйфория. За рулем будьте внимательны и спокойны.

Эффективность торможения на мотоцикле.

Чтобы добиться максимально эффективного торможения, от мотоциклиста требуется освоить всего лишь несколько основных навыков.
Готовность к осуществлению маневра: неважно, насколько быстры Ваши рефлексы, или как хорошо Вы владеете тормозами — если Вы не видите нужды останавливаться, то, соответственно, не остановитесь. Прежде всего Вам потребуется некоторое время, чтобы распознать угрозу и решить, как на нее среагировать, после чего за дело принимаются рефлексы, и тут уже важно, насколько хорошо они у Вас развиты.
Недостаточно активное торможение не менее опасно, чем излишне агрессивное. Рассмотрим пример на конкретных цифрах, чтобы понять, в каком масштабе времени все происходит. Для распознавания угрозы тратится обычно около 0.7 секунды. С момента осознания опасности до момента начала торможения человеку с нормально развитыми рефлексами требуется еще порядка 0.3 секунды. В сумме это дает нам целую секунду — от возникновения угрозы до начала замедления. При скорости 96 км/ч мотоцикл за секунду проходит почти 27 метров!
То, что на распознавание угрозы у Вас уйдет никак не меньше 0.7 секунды — неизбежная реальность. Но терять еще 0.3 с — роскошь, без которой вполне можно обойтись. Простая привычка ездить с охватом рычага переднего тормоза двумя пальцами — и Вы выигрываете целых 0.1 секунды (треть этого времени!). А это почти 3 метра спасительной дистанции! Предположим, что у Вас имеются достаточно хорошие навыки экстремального торможения.
Давайте закрепим пройденный материал еще несколькими цифрами. Инженеры-конструкторы путем исследований установили, что на сухой поверхности дороги человек со средними способностями сможет безопасно затормозить движущееся транспортное средство с отрицательным ускорением примерно 4.57 м/с2. Имеется в виду, что при такой скорости торможения человек еще может контролировать замедление и удерживать транспортное средство без опасения потерять управление. При наличии влажного дорожного покрытия эта цифра снижается до 3 м/с2. Предположим, что мотоцикл движется по влажной дороге со скоростью 96 км/ч. При скорости замедления 3 м/с2 водителю для полной остановки потребуется 8.8 секунды (или 9.8 секунды с момента возникновения опасности). Таким образом, путь до полной остановки составит почти 145 метров. Если же дорога сухая, то на остановку потребуется 6.9 секунды (включая 1 секунду на распознавание опасности и время реакции), а путь до остановки будет чуть более 105 м. Понятно, что чем более эффективным будет торможение, тем меньше времени потребуется для остановки и тормозной путь будет более коротким.
Полагаю, каждый из вас знает, что мотоциклы могут оттормаживаться намного эффективнее, чем автомобили. На самом деле, профессиональные мотогонщики при активном торможении могут создавать отрицательное ускорение до 1 g и более (9.75 м/с2). После приобретения определенной практики и навыков любой из нас при торможении сможет достичь отрицательного ускорения порядка 6 м/с2.
Что это означает в рассматриваемом нами случае? Вы сможете оттормозиться до остановки за 5.4 с! (с учетом той самой секунды). А путь до остановки составит менее 86 метров! Получается, что только за счет тренировок и приобретения опыта вождения ты сможешь снизить путь до полной остановки почти на 20 метров и уменьшить время на 1.5 с по сравнению с “нормальными” результатами. А еще метра три сэкономите, если возьмете за правило всегда держать палец на рычаге тормоза. А 23 метра — это длина четырех-пяти автомобилей! Охватывай рычаг переднего тормоза, не переставай тренироваться — и тебе удастся выжить на дороге.

На мотоцикле по городу.

Советы для тех, кто только что начинает ездить на мотоцикле. Для начала нужно привыкнуть соблюдать правила дорожного движения (ПДД), Ваша безопасность напрямую зависит от соблюдения правил, как в физическом, так и в юридическом плане. Некоторые водители уверены, что ПДД не являются абсолютной правдой жизни и считают, что их не только можно, но и нужно нарушать. Потому, на самом деле, вероятно стоит соблюдать и учитывать не только ПДД, но и характерные особенности движения на вашей территории.

Если в вашем городе принято из крайнего правого ряда поворачивать налево, то стоит учитывать эту особенность автомобилистов.

Предполагается, что безопаснее всего (как на автомобиле, так и на мотоцикле) передвигаться со скоростью, на 20% превышающую скорость основного потока. В этом случае зона, которую необходимо контролировать, сужается до сектора впереди себя.

Езда по городу требует от вас предельного внимания. Если вы водите и автомобиль, то помните: сколько раз вам в стекло влетал камень от впереди идущей машины, сколько раз вы задевали за чужие зеркала, сколько раз вы слегка касались своей машиной чужую… и более серьезные аварии (требующие в последствие ремонта автомобиля).
А теперь проиграйте в голове все эти ситуации с одним только изменением — вы попали в них на мотоцикле. Камень от машины попал в ваш шлем (надеюсь вы его одели). Вместо легкой помятости крыла — открытый перелом колена. Вместо пробитого радиатора при ударе о впереди стоящую машину — сотрясение мозга, перелом позвоночника. Вам все еще хочется кататься на мотоцикле ?

Для мотоцикла очень важно состояние дорожного покрытия. Если открытый люк для автомобиля — это гнутый диск и/или ремонт подвески, а если Вы на мотоцикле, то красоте вашего полета позавидуют каскадеры (только падают они на подготовленные площадки, а вы нет).
Очень сильно поведение мотоцикла зависит от установленной резины, температуры воздуха, влажности дорожного покрытия.

На обычной, дорожной резине типа Michelin Hi Sport, Michelin Pilot sport, проблемы со сцеплением с дорогой начинаются уже при температуре ниже 10-12 градусов в сухую погоду. Проблемы выражаются в увеличении тормозного пути, ощущение легкого проскальзывания в повороте, некоторого виляния задом при разгоне. В любом случае, чем ниже температура, тем больше вниманию надо уделать прогреву резины, тем плавнее надо все делать. Думаю, что если температура упала ниже 5 градусов, можно считать, что едешь по льду. Особенно стоит быть внимательным в межсезонье, когда очень велика разница между дневной температурой и утренней/вечерней. Стоит так же учитывать, что нас больше волнует температура поверхности дороги. Так, при 10 градусах воздуха и ярком солнце, температура дорожного полотна может быть выше температуры воздуха и сцепление будет лучше. С другой стороны, при такой же температуре и холодном ветре и отсутствии солнца, температура полотна будет ниже. Со временем вы начнете чувствовать дорожное покрытие, но помните, известно много случаев, когда человек падает именно из-за проблем с недогревом колес.

Грязь (песок, масло…) — на прямой дороге, при равномерном движении это еще можно пережить. Но не дай бог что-то, что резко ухудшает сцепление с дорогой попадется вам в повороте. Окажитесь на земле и пискнуть не успеете.
Аналогично при торможении. Если в нормальных условиях мотоцикл очень эффективно тормозит, то попадание на грязные участки дороги при торможении с большой вероятностью приведет к падению.

Среди мест, с повышенной вероятностью загрязнения дорожного полотна стоит отметить: перекрестки, заправки, выезды со стройплощадок и автобаз, места аварий, разделительные полосы, места ремонтов дорог и другие.

В дождь ездить вполне можно. Это начинаешь понимать посмотрев (или приняв участие в) дождевые гонки. Стоит только учитывать, что сцепление с мокрой дорогой сильно хуже чем с сухой. Кроме этого, из за воды охлаждается резина, что так же приводит к ухудшению сцепления.

Будьте особенно осторожны на разметке, трамвайных путях, полосах движения, примыкающих к газонам, гудроновых полосах, лужах, местах со снятым и свежим асфальтом и всех потенциально опасных местах, который были описаны ранее. Стоит так же учитывать, что в дождь ухудшается видимость для водителей автомобилей — они становятся более опасны. Вообще, для того, чтобы нормально ездить в дождь стоит потренироваться на треке в мокрую погоду. Незабываемые ощущения вам гарантированны. Стоит так же помнить, что разная резина ведет себя по разному.

О резине можно говорить долго, но вот несколько основных вещей.

Резина должна быть в хорошем состоянии, с нормальным давлением и подходящая для данного вида использования мотоцикла. Если вы преимущественно катаетесь по городу, то не стоит использовать гоночную резину (слики и резины с индексами race, soft, supersoft, race soft и так далее). Все дело в том, что мало того, что гоночая резина быстрее изнашивается, она обычно приспособлена для более узкого диапазона температур, рабочих давлений и “мест использования”. Например, гоночая резина делается специально так, чтобы улучшить стабильность в поворотах с максимальным углом наклона мотоцикла и максимальной скоростью. При этом, теряется некоторая стабильность при движении по прямой. Гоночная резина обычно делается с меньшим протектором, что приводит к лучшему сцеплению с дорогой на чистой и сухой трассе, но резко ухудшает ее свойства при езде по городу в сырую погоду. Кроме того, некоторые составляющие гоночной резины очень быстро испаряются, что приводит к ухудшению ее сцепных свойств.

Советы начинающим мотоциклистам.

Надеюсь, что эта статья поспособствует уменьшению количества тяжелых аварий и смертельных случаев на дороге. Большая часть приведенных ниже советов применима к езде по дорогам общего пользования, но часть из них можно использовать и на треке. Тем кто “верит в судьбу” на дороге делать нечего, т.к., при управлении мотоциклом — твоя судьба в твоих руках и все зависит от тебя самого. Те же новички, кто считает, что с ними ничего не может случиться, в этом скоро разубедятся. Каждый, кто ездил на мотоцикле — когда-нибудь падал, а если не падал — все еще впереди. Если у Вас стиль езды сильно зависит от настроения (возникает желание открутить по полной), то это будет длиться не долго.

Итак, эта информация для тех, кто садится или собирается сесть на первый мотоцикл в своей жизни.

Первое что хочется сказать — чем мощнее будет первый мотоцикл, тем больше у Ваших родственников и знакомых шанс оказаться на Ваших похоронах. Известны лишь единичные случаи когда первый мотоцикл человека был радикальный спорт и этот человек обходился без серьезных проблем в первый сезон, но такие случаи единичные. А вот случаев попадания в морг или в лучшем случае в больницу с серьезными травмами гораздо больше больше. Но, если Вы все-таки не можете себе отказать в желании купить сразу что-то очень резвое, имеет смысл потратить немного денег на обучение в мотошколе на чужих, “спокойных” мотоциклах. Это сильно увеличивает ваши шансы на пожить подольше.

Если это Ваш первый мотоцикл, то не надо пытаться забрать его из магазина своим ходом. Попросите знакомых, продавца, наймите в конце концов грузовик. Вы же пока еще не знаете, как дорого сейчас медицинское обслуживание и мотосервис. У вас еще все впереди. Вероятность того, что Вы упадете в первый день близка к 1 (надеюсь Вы знаете, что вероятность не измеряется в процентах?).
Прежде чем садится на мотоцикл, приобретите себе необходимую защиту — мотоэкипировку. Она вам поможет. Джинсы, кожа и кости стираются по асфальту очень быстро. А заживают последствия асфальтовой болезни очень медленно.
Шлем — обязателен. Перчатки — обязательны. Мотоботы — очень желательны (ни каких кроссовок и т.п.). Штаны и куртка: идеально, купить все это с встроенной защитой. В крайнем случае, подойдут и отдельные наколенники, налокотники и защита спины.
Не верите в необходимость защиты, попробуйте упасть с велосипеда на асфальт, лучше перед травм.пунктом. Надо запомнить — с мотоцикла падают все! На месте, на маленькой скорости, на треке, в городе, на большой скорости. Неважно, какой у вас мотоцикл, неважно, как хорошо вы катались в детстве на велосипеде — вы будете падать.

Учиться лучше всего в хорошей мотошколе. Если мотошколы нет, то под присмотром человека с опытом езды на мотоцикле, если и этого нет, то в тихом и спокойном месте. Научиться вождению на мотоцикле ни чуть не проще, если не сказать — сложнее, чем на автомобиле. А научиться надо обязательно — любая ошибка в управлении мотоциклом, скорее всего, будет приводить к падению.
Не надо с первых дней испытывать максимальную скорость вашего мотоцикла (тем более если еще владеете техникой торможения). Все надо делать не торопясь. Сначала научиться трогаться и останавливаться, потом потихоньку поворачивать. Для нормального человека хватает пары недель для того, чтобы хоть как то освоить вождение мотоцикла.

Моноцикл, называемый иногда уноциклом – странное транспортное средство, особенно в плане безопасности передвижения на нем. Сейчас, в наш век всевозможной электроники, стабилизаторов, гироскопов и прочих искусственных интеллектов, покататься на одноколёсном байке под силу даже ребенку, но когда-то всё было совсем иначе.

Тем не менее, уже более ста лет талантливые энтузиасты то и дело изобретают колесо с моторчиком, удивляя публику.

Наибольшая активность в разработках моноциклов доэлектронной, так сказать, эпохи, пришлась на 1920-30 годы, причем тогда эти курьёзные механизмы казались перспективными, научно-популярная пресса пророчила им большое будущее. Даже проект автобуса с одним гигантским колесом был.

Чаще всего в сети попадается вот это фото в разных вариациях, на нем мы видим швейцарского изобретателя Герда, сидящего за рулем своего одноколёсного детища.

Это был 1931 год, эпоха, когда велосипед, ну то есть, монобайк не изобретал только ленивый. Некоторые источники утверждают, что Герд даже в Испанию ездил на этом, но информация не точная.

В том же году очень похожее колесо изобрел итальянский инженер Джовентоза , часто эта фамилия встречается под описанием изобретения Гердеса. Это распространенная ошибка в западных источниках информации.

Моноциклы имеют некоторую схожесть, оба появились в 1931 году, но если внимательно присмотреться, можно увидеть массу технических различий. В особенности двигатель.

У швейцарца был двухцилиндровый мотоциклетный мотор, у итальянца одноцилиндровый, при этом, есть мнение, что итальянское колесо способно разгоняться до 150 км/час. У меня есть большие сомнения относительно этой, фантастической на то время, характеристики.

В 1932 году английский инженер Джон Арчибальд Первес представил публике своё изобретение, названное «Диносферой».

Здесь проблема устойчивости моноколёс, была, похоже, решена шириной самого колеса, в котором спокойно размещался водитель, вместе с пассажиром, а вот с управляемостью, судя по лицу инженера, пытающегося то ли повернуть, то ли притормозить, видимо вопросы еще оставались.

Научно-популярная пресса пророчила «Диносферам» большое будущее.

Мечтали даже о подобии автобусов на гигантском колесе.

К 1935 году уже стало понятно, что без дополнительных опорных устройств обойтись не удастся. Впрочем, будущее для «Диносфер» не наступило.

Тем временем, обычные, компактные варианты по-прежнему появлялись. В 1936 году инженер Уолтер Нильссон представил своё изобретение.

Любопытна вот эта иллюстрация смелого монобайка - амфибии военного назначения.

Иллюстрация предположительно 1920-х годов. Интересно, люди, рисовавшие это, они всерьёз верили в возможность осуществить такой проект? Возможно, уверенность вселяли обычные, уже существовавшие в то время машины, такие как этот, созданный в 1924 году цирковой монобайк.

Или итальянский вариант от 1927 года, к сожалению, не знаю имени его создателя.

Кстати, в конце 1920-х появляются и первые моноколёса для детей.

С началом Второй мировой эксперименты с «изобретением колеса» прекращаются, робкие попытки вернуться к этой теме в Европе начнутся лишь в 1950-е, опять-таки, на уровне энтузиастов. Кстати, были такие энтузиасты и в СССР.

Один из самых известных современных энтузиастов – американец Керри Маклин, создавший современный моноцикл с двигателем мощностью 40 л.с., способный уверенно разгоняться и ехать до сотни миль в час.

«Колесо Маклина» создано по классической схеме «старой школы», где двигатель и водитель находятся внутри обода. Насколько мне известно, изобретатель даже собирал свои колёса под коммерческие заказы, правда, мотор ставил не такой мощный…

В завершении вот что скажу. Моноколесо – удивительная штука, которую можно изобретать снова и снова, и желающие это делать, я думаю, найдутся в любые времена.

По всей стране 24 апреля пройдет Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Открой сезон без нарушений!». Однако в столице с участием мототранспорта уже случились два ДТП, в результате которых один человек погиб, сообщили в ГАИ.

Мотоцикл

– А это половина от числа жертв прошлого года, когда в Минске мотоциклисты становились виновниками или потерпевшими 32 аварий, в которых двое из них погибли, а 32 получили травмы, – напоминает начальник отдела ГАИ Октябрьского РУВД Сергей Коледа. – На территории нашего района с участием мототранспорта в 2019 году случились четыре ДТП. К счастью, обошлось без жертв, хотя четыре человека были травмированы. Особое внимание к мотоциклистам объясняется прежде всего тем, что именно аварии с их участием заканчиваются тяжелыми последствиями.

Поэтому сотрудники Госавтоинспекции настоятельно рекомендуют водителям двухколесных транспортных средств обязательно проверить техническое состояние своего железного коня, а также освежить знания Правил дорожного движения.

– Какими нарушениями ПДД чаще всего грешат мотоциклисты?

– Превышают скорость, допускают легкомысленные обгоны и пренебрегают правилами проезда перекрестков.

Случаются аварии, в которые мотоциклисты попадают без участия других транспортных средств. То есть они элементарно не справляются с управлением.

В нашем районе в прошлом году на водителей мототранспорта за нарушение Правил дорожного движения составили 72 административных протокола. И чаще всего привлекали к ответственности за нарушение скорости, управление транспортным средством, не имеющим допуска к участию в дорожном движении, а также за езду без водительских прав.

– Нередко каждый из нас становится невольным свидетелем того, как мотоциклисты демонстративно подвергают риску себя и других водителей, проезжая в транспортном потоке на одном колесе или не держась за руль. Подобные проявления лихачества Госавтоинспекция как-то может пресечь?

– Управление мотоциклом или мопедом на одном колесе, а также не держась за руль или не держа ноги на педалях (подножке) влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком до 6 месяцев или без лишения. Если данные действия повлекли за собой создание аварийной обстановки, то водителя мототранспорта привлекут к штрафу от 5 до 20 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком до 2 лет или без лишения. Эти санкции предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь.

– Некоторые мотоциклисты, чтобы избежать наказания за преднамеренные нарушения ПДД, замазывают номерные знаки или выезжают на улицы без них, мол, так их невозможно будет вычислить с помощью видеокамер.

– Вряд ли подобная хитрость поможет им избежать наказания за серьезное нарушение ПДД, а вот дополнительные санкции получить вполне реально. Согласно пункту 10.3 Правил дорожного движения водителю запрещается участвовать в дорожном движении, если информацию на регистрационном знаке невозможно прочитать с расстояния 40 м и менее. За управление транспортным средством с заведомо скрытым регистрационным знаком предусмотрено административное наказание в виде штрафа от 10 до 20 базовых величин.

– Сергей Михайлович, перед началом мотосезона давайте напомним основные требования безопасности.

– При управлении мотоциклом водитель и его пассажир должны быть в застегнутых мотошлемах. Для привлечения внимания других участников дорожного движения необходимо двигаться с постоянно включенным ближним светом фар или дневными ходовыми огнями, если они есть. И, конечно же, мотоцикл должен быть исправен, а водитель – обладать навыками его управления.

Постоянно нужно оценивать дорожную ситуацию, быть внимательным, не превышать установленную скорость и избегать неосмотрительного, рискованного выезда на полосу встречного движения. Ведь именно в таких условиях случаются самые тяжелые по своим последствиям происшествия.

Читайте также: