Попал колесом в яму на дороге что может быть с автомобилем

Опубликовано: 14.05.2024

Ямы на дороге

Осторожность на дороге обязательна, но ведь и человек не робот. Стоит отвлечься на одну секунду, как автомобиль уже в пробоине. Итог не сложно предсказать - гнутый или разбитый обод, битая подвеска, поврежденная резина на колесе, деформированная полуось или прочие неприятности. Что делать в столь неприятной ситуации? Неужели нет шанса компенсировать полученный ущерб? - Есть, конечно. Главное - защищаться. Если вы попали в яму, обращайтесь к страховщикам или в суд. Процедура возмещения сложна и запутана, но ничего не делая, и денег не получить.

Какие повреждения дороги допустимы?

Для дорог общего пользования действуют нормативы в отношении допустимых ям и повреждений. Разработан даже специальный ГОСТ, в котором указаны главные моменты (номер - 50597-93). В этом документе приведена информация в отношении допустимых ям:

  • длина углубления в дороге - 15 см;
  • ширина ямы - до 60 см;
  • глубина - до 5 см.

Если яма на дороге больше размером, то ее устранение обязательно за 5-10 дней. Здесь дорожные службы ориентируются на загрузку дороги, ее важность и так далее. Не стоит забывать и о гололедице. У ее устранения также имеются сроки - 4-6 часов.

Упомянуты в ГОСТе требования и в отношении рельс железной дороги или трамвайного полотна. Превышение металлических конструкций над дорогой допускается до двух сантиметров. В противном случае дорожные службы обязаны устранить проблему за два дня.

Отдельное внимание уделяется крышкам канализационный ям. Замена поврежденных люков (в идеале) проводится за три часа, а ненормированный подъем - за один день. Часто автолюбители замечают, что при таянии снегов исчезают крышки канализационных ям с дорог. Как показывает практика, в 90% случаев это не воровство, а преднамеренныйшаг коммунальных служб. Люки убираются, чтобы ускорить уход талой воды с дороги.

Знание упомянутого выше ГОСТа крайне полезно в вопросе защиты собственных прав. Обращайтесь в страховую или суд, если вы:

  • попали в яму размером, превышающий параметру, указанный в ГОСТе;
  • наткнулись на торчащую выше двух сантиметров над поверхностью дороги рельсу;
  • не смогли проехать через шесть часов после снегопада.

ДТП и страховка

Поврежденное колесо автомобиля, после попадания в яму

Чтобы разобраться в обязательствах страховой компании перед клиентами, стоит вспомнить определение ДТП. По сути. Это происшествие, в котором повреждение получило ТС, пострадали люди, грузы или конструкции, нанесен материальный или другойущерб. Следовательно, если вы попали в яму, то такой случай относится к страховым. При этом КАСКО должна покрывать ущерб.

Сама процедура оформления ДТП стандартна - вызов инспектора и страховщика, заявление и получение выплат. Далее страховая компания сама обращается к виновникамдля возмещения ущерба (пострадавшего этот момент уже не интересует). В роли виноватого, как правило, выступает организация, отвечающая за конкретный участок. Если правильно построить дело, то итогом станет «мировая», когда стороны довольны. Но возможны ситуации, когда проблема решается только через суд.

Как действовать, если вы попали в яму?

Теперь рассмотрим пошаговый алгоритм действий при повреждении автомобиля из-за открытого люка, ямы или другой проблемы, описанной ранее в статье.

1. Привлеките очевидцев

Если в результате ДТП люди не пострадали, займитесь сбором доказательств вины коммунальных служб. Здесь потребуются очевидцы. «Зрители» смогут в полной мере обрисовать картину событий, подтвердить информацию о скорости передвижения, соблюдаемых правилах и действиях водителя. Осмотритесь вокруг - понадобится помощь людей в киосках, пешеходов, других водителей и так далее. В случае если ситуацию с попаданием в яму никто не видел, то стоит найти людей, которые подтвердят последствия аварии. Показаний свидетеля о повреждениях машины суду хватит.

2. Зафиксируйте место ДТП

Звоните друзьям или родственникам с просьбой брать с собой видео- или фотокамеру инезамедлительно мчаться к месту событий. Чем подробнее зафиксирована ситуация, тем лучше. В крайнем случае, допускается фиксация события на мобильный телефон или фотоаппарат. Практика показывает, что четкие фото в разы повышают шансы на победу в разборках с дорожными компаниями. При этом не ограничивайтесь одним снимком - фотографируйте повреждение с разных сторон и расстояний. Это делается, чтобы «привязать» автомобиль к конкретной местности и доказать, что ДТП произошло там, где вы говорите.

Фото на средней дистанции - шанс дать информацию о длине тормозного пути, уровне опасности, наличии рядом знаков и других предметов. Фото на ближней дистанции дает информацию об общем состоянии дороги и уровне повреждений. Перед тем как делать фотографии, обязательно устанавливайте знаки аварийной остановки.

Дорожные знаки, предупреждающие о наличии ямы на дороге

Учтите! Ужасное состояние дороги - еще не гарантия компенсацию ущерба. Вас обвинят в неправильном режиме движения, превышении скорости, невнимательности, запоздалом торможении и так далее. В итоге делаются попытки свести ситуацию к тому, что вам никто не должен. Доказательства на руках - шанс подтвердить, что необходимые действия для исключения ДТП выполнены, а последствия налицо.

Что в этом отношении говорят ПДД? В правилах прописан пункт, согласно которого водитель обязан вести машину с учетом действующих ограничений по скорости, транспортного потока, присутствия негабаритного груза и погодных условий. Выбранный скоростной режим должен быть таким, чтобы гарантировать адекватную оценку состояния дорожного покрытия и вовремя нажать на тормоза. Если появилась опасность, то водитель обязан снизить скорость, и объехать препятствие.

Если вы попали в яму на дороге с нарушением правил, то эту «зацепку» используют в суде. Главное - доказать незаметность повреждения на дороги и невозможность заблаговременного обнаружения. Мол, вы нажали на тормоза сразу после обнаружения, но предотвратить ДТП не смогли. Видео и фотографии становятся доказательством слов.

Плюс для пострадавшего, когда колесо «поймало» яму после дождя. В такой ситуации пробоины закрыты водой, и обнаружить повреждение сложно даже при движении с минимальной скоростью. В такую погоду и происходит максимум аварий подобного рода. Практике известен случай, когда люк приоткрылся и стал перпендикулярно яме. Водительпропустил отверстие между колес, не заметив крышки. Итог - повреждение транспорта и водителя.

Что уже говорить за ночное время, когда видимость еще меньше. Если автомобили движутся «гуськом» друг за дружкой, то заметить препятствие итого сложнее - оно возникает перед глазами в последний момент. И если транспорт с высоким клиренсом пропустит «дефект» между колес, то легковой транспорт с этим вряд ли справится.

3. Вызовите сотрудников ГИБДД

Регистрируйте происшествие в органах государственной автоинспекции. При этом не затягивайте со звонком - набирайте номер инспектора сразу после обнаружения проблемы. Времени, пока работники ГИБДД соберутся на выезд и приедут на место событий, достаточно. Известны случаи, когда инспектора отказываются выезжать на такие событияи предлагают нарисовать схему событий самостоятельно. В такой ситуации стоит записать должность и ФИО инспектора, который отказал в прибытии на место событий. При этом вы вправе жаловаться в соответствующие инстанции, начиная от местного УВД и до прокуратуры.

Яма на дороге города

Запомните, что до составления схемы аварии покидать место происшествия запрещено. При этом схему стоит подписать у свидетелей (очевидцев, понятых). В случае приезда инспектора последний заставляет писать фразу, мол, невнимательно следил за дорожной обстановкой, двигался с нарушением скоростного режима и так далее. Держитесь стойко и не поддавайтесь на такие уговоры. Объяснение составляйте так, чтобы из него было ясно, что яма или другое повреждение возникло внезапно, и избежать ДТП не удалось.

Известны ситуации, когда сотрудник ГИБДД лично прописывает в справке, что водитель нарушил ПДД и ехал с недопустимой скоростью. В такой ситуации пишите жалобу на имя начальника ГАИ. В бумаге укажите, что обвинения необоснованны, а в качестве подтверждения слов приводите собранную доказательную базу.

4. Свяжитесь с дорожной службой

Переходите к требованию возмещения ущерба. Начинайте с определения виновника событий - дорожной службы. Для этого набирайте номер местного ГАИ и просите предъявить информацию по организации, которая несет ответственность за участок дороги. Если установить виновника не удалось, то в роли ответчика может выступать администрация города или района. В практике известны ситуации, когда ответчиками выступали до 7-10 компаний.

5. Оцените полученный ущерб

Если вы попали в яму на дороге с последующим повреждением кузова или других узлов машины, то без оценки ущерба не обойтись. Выбирайте независимого оценщика (таких организаций достаточно), и приглашайте на место событий заинтересованных лиц. Для оповещения последних рассылаются телеграммы с последующим уведомлением. Хороший вариант - личная передача бумаги с подтверждением вручения. Собственно, каким бы ни был метод оповещения, подтверждение обязательно.

Если проблема в поврежденной резине или деформированных дисках, то привлекать оценщика не обязательно - хватит и фиксации повреждений в справке ГАИ. Но здесь чем четче соблюдение требований закона, тем выше шансы доказать вину дорожных служб.

Проследите, чтобы «гости» оценочной процедуры поставили подписи в документе и подтвердили заключение эксперта. При наличии замечаний у членов «комиссии», они оглашаются и отражаются документально.

6. Досудебное урегулирование

Досудебное урегулирование - процедура, которая проводится уже после оценки повреждений. При желании допускается подача иска в суд без попытки решить вопрос ранее. Первый вариант актуален, если ущерб от ДТП минимален. В такой ситуации ответчику проще решить проблему полюбовно, чем дотягивать дело до судебной тяжбы. На этом этапе можно завершить процесс решения проблемы и перейти к вопросу транспортировки поврежденного автомобиля: заменить колесо, при незначитальном повреждении транспортного средства или вызвать эвакуатор, если повреждены внутренние узлы автомобиля. При отказе ответчика платить по счетам, без судебного разбирательства не обойтись.

7. При необходимости подайти иск в суд

Подача иска в суд происходит по месту жительства виновника. Если ответчиков группа,то разрешается выбрать любой из вариантов. Перед тем как оформлять исковое заявление, стоит уточнить размер госпошлины (она часто отличается).

Обращайте внимание на правильность составления искового заявления. Его стоит оформить грамотно, с учетом ссылок на действующие законы и правила. При отсутствии знаний и опыта стоит обратиться к профессиональным юристам. Последние помогают на всех этапах разбирательства и повышают шансы на успех.

Теперь вы знаете, как действовать, если попали в яму. Не бойтесь доказывать права, следуйте приведенному алгоритму, будьте внимательны к деталям и боритесь. При правильной организации процедур виновникам не отвертеться от расплаты.

ДТП - попадание в яму

Каждый год в начале весны автовладельцы наблюдают одну и ту же картину. На дорогах, которые всего несколько месяцев назад были в неплохом состоянии, появляется огромное количество новых ям и выбоин. Процесс образования ям связан с большим количеством воды на дорогах и был рассмотрен в отдельной статье.

Сегодня же речь пойдет о том, что делать водителю, если его автомобиль попал в яму, пробил колесо или получил другие повреждения:

Самым распространенным повреждением автомобиля при попадании в яму является пробитое колесо. На втором месте - поврежденный колесный диск. Реже встречаются повреждения подвески и кузова.

Является ли попадание в яму ДТП?

В первую очередь рассмотрим, что представляет собой попадание в яму юридически. Пункт 1.2 ПДД:

"Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Поскольку до попадания в яму автомобиль двигался, а в результате получил механические повреждения, попадание в яму является дорожно-транспортным происшествием. Поэтому для фиксации повреждений нужно вызывать не участкового сотрудника полиции, как в случае падения снега, а сотрудников ГИБДД.

Оформление документов при попадании в яму

ДТП открытый колодец

Если автомобиль получил механические повреждения и Вы хотите впоследствии отсудить деньги за ремонт автомобиля у дорожников, то нужно отнестись к оформлению ДТП с особым вниманием. Именно доказательства, собранные сразу же после происшествия, позволят Вам рассчитывать на удачный исход дела.

В данном случае самостоятельное оформление ДТП невозможно, т.к. в происшествии участвует только 1 автомобиль. Поэтому в первую очередь вызовите сотрудников ГИБДД. Это можно сделать, позвонив с мобильного телефона по номеру 102.

До приезда патрульного автомобиля у Вас будет достаточно времени на самостоятельный сбор доказательств:

1. Если у происшествия есть свидетели, то поторопитесь записать их координаты. Обычно свидетели очень быстро расходятся, поэтому через несколько минут найти их уже не удастся.

2. Сфотографируйте место происшествия. На фотографиях должны быть зафиксированы:

  • Адрес места происшествия (фотография автомобиля на фоне таблички с названием улицы и номером дома);
  • Автомобиль вместе с его государственным регистрационным знаком;
  • Видимые повреждения автомобиля;
  • Яма, которая послужила причиной аварии;
  • Отсутствие дорожных знаков и ограждений, предупреждающих о наличии ямы.

После этого ожидайте приезда сотрудников полиции для оформления документов о ДТП.

В процессе заполнения документов следите за тем, чтобы сотрудник зафиксировал на схеме наличие ямы, а также ее размеры. Кроме того, должно быть зафиксировано отсутствие ограждений и предупреждающих знаков.

Обратите внимание, требования к размерам ям на дороге регламентированы ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля":

5.2 Покрытие проезжей части

5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В ГОСТ есть целая таблица, в которой указываются максимальные размеры повреждений.

Например, для отдельной выбоины, просадки или пролома максимальные размеры составляют: длина - 15 см, глубина - 5 см, площадь 0,06 м 2 .

Если автомобиль получил повреждения в яме, которая одновременно длиннее 15 см, глубже 5 см, и площадь которой больше 0,06 м 2 , то шансы выиграть в суде дело против дорожников очень хорошие.

С кем судиться, если пробил колесо на дороге?

В первую очередь нужно определить организацию, ответственную за обслуживание данного участка дороги. Такую информацию проще всего получить непосредственно у сотрудника ГИБДД, оформляющего ДТП.

Сотрудник ГИБДД должен выписать организации, ответственной за содержание дороги, протокол по части 1 статьи 12.34 КоАП, а судья наложить соответствующий штраф:

Статья 12.34. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

1. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Однако водителю важен не сам факт наложения штрафа, а реквизиты ответственной организации.

Проведение независимой экспертизы

Для взыскания стоимости ремонта следует провести независимую техническую экспертизу повреждений транспортного средства. В результате экспертизы будет определена стоимость ремонта.

Обратите внимание, на экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика.

Сделать это нужно в письменной форме, например, с помощью заказного письма. При этом не имеет значения, придет представитель на экспертизу или нет. Главное - уведомить о ее проведении.

Добровольное возмещение ущерба

В письмо нужно вложить копии документов о дорожно-транспортном происшествии, а также копию документа с результатами независимой экспертизы. На данном этапе следует требовать возмещения не только стоимости ремонта, но и стоимости проведения независимой экспертизы.

На практике ущерб от попадания в яму на дороге довольно редко возмещают добровольно. Поэтому не стоит расстраиваться, если на этом этапе Вы получите отказ или не получите ничего.

Взыскание стоимости ремонта через суд

При обращении в суд владелец автомобиля должен оплатить государственную пошлину:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

Данная сумма впоследствии будет взыскана с ответчика, однако при обращении в суд оплатить ее придется самостоятельно.

Для взыскания стоимости ремонта автомобиля в суд нужно подать документы о дорожно-транспортном происшествии, а также результаты независимой экспертизы.

Как показывает практика, водители, которые оформили дорожно-транспортное происшествие, а затем решили довести дело до суда, в большинстве случаев возвращают деньги за ремонт автомобиля. Т.е. в финансовом плане справедливость можно восстановить.

Однако имейте в виду, что процесс может отнять приличное количество времени, которое будет потрачено на посещение различных организаций. Поэтому если повреждения небольшие и ремонт обошелся не дорого, то нет смысла тратить время на хождения по судам.

Как избежать попадания в яму?

На практике у водителя есть возможность взыскать деньги за ремонт автомобиля с дорожников, однако гораздо проще соблюдать меры предосторожности, которые позволят избежать повреждения автомобиля:

  • В первую очередь будьте внимательны при управлении автомобилем весной. Именно в это время года образуется огромное количество ям.
  • Если дорога покрыта водой, снизьте скорость до минимума. Это касается в том числе и хорошо знакомых дорог. Яма успевает образоваться на дороге в течение одного дня и если попасть в нее на большой скорости, можно не только пробить покрышку, но и вообще оторвать колесо. Небольшая скорость движения позволит свести ущерб к минимуму.
  • Не пытайтесь в последний момент объехать яму. Если водитель перед попаданием в яму отвернет руль в сторону, то он "загрузит" именно то колесо, которое попадет в яму. Это значительно увеличит силу удара и скорее всего приведет к повреждению покрышки. Лучше проехать через яму напрямую, чем неправильно загрузить одно из колес.

Соблюдение этих несложных правил позволит уберечь Ваш автомобиль. Однако если неприятность все же произошла и автомобиль получил повреждения в яме, то смело вызывайте ГИБДД и обращайтесь в суд.

Весна приносит не только радость в виде солнца и долгожданного тепла. Сходит снег, а вместе с ним и. асфальт. Перепады температур в околонулевой зоне начинают разрушать покрытие, проваливается грунт, а легковой и особенно грузовой транспорт довершают чёрное дело. Под небольшой лужей может скрываться чуть ли не Марианская впадина, а потому именно во время смены сезона мы часто наблюдаем печальную картину: автовладелец на обочине меняет колесо «железному коню». Но можно компенсировать понесённый ущерб!

1. Вы попали в яму. Что делать?

Лужа, удар, пробили колесо или сломали подвеску? Даже если в результате попадания в яму никто не пострадал, это самое настоящее ДТП. Об этом многие даже не задумываются, но есть пункт 1.2 ПДД РФ.

Поэтому порядок действий должен быть точно таким же, как и при «обычных» ДТП. Если нет пострадавших, то, согласно пункту 2.6.1, водитель «обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств». Разумеется, если автомобиль остался на ходу и способен передвигаться.

Далее нужно позвонить в полицию. Скорее всего, «гаишники», узнав об отсутствии пострадавших, предложат приехать к ним в отделение для оформления документов. Вы можете воспользоваться этим предложением, но отказать в выезде на место ДТП они не имеют права. В противном случае звоните в дежурную часть ГУВД и сообщите подробности инцидента в прокуратуру.

Очень хорошо, если есть свидетели — ими могут быть не только проезжавшие мимо водители других автомобилей, но и пассажиры попавшего в яму транспортного средства. Если вы вызвали сотрудников ДПС, то проследите за тем, чтобы в протокол попало максимальное количество сведений: в собственное объяснение впишите имена и данные свидетелей, проследите за качеством составления схемы, а также добивайтесь подробного описания повреждений. И не забудьте вместе с сотрудниками ДПС измерить яму. Если вы решили не дожидаться экипаж, то зафиксируйте всё самостоятельно с использованием подручных средств — в качестве мерила может выступать любой предмет неизменных габаритов, который вы можете потом предоставить для доказательства превышения установленных размеров ямы (мобильный телефон, знак аварийной остановки, пачка сигарет).

2. Зачем измерять яму?

В Российской Федерации есть ГОСТ, устанавливающий предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.

Главное, о чем нужно знать — не каждая яма, лужа, открытый люк, насыпь или препятствие станут причиной для взыскания компенсации. Требования к состоянию дорог определяют, что ямы не должны превышать 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 — в глубину (такие повреждения полотна дороги службы обязаны ликвидировать за 5-10 суток).

Гололед и снежный накат — тоже повод для иска в случае ДТП, если снегопад засыпал улицу более 6 часов назад и не был убран.

Нормы установлены и для выпирающих железнодорожных путей, люков колодцев и прочих железяк: относительно покрытия выступ не должен быть более 2 см, проблемы с люками ответственная организация должна решать за 24 часа, с рельсами — за 48, а менять крышки колодцев и того быстрее — всего за три часа.

Итак, если машина пострадала из-за всего вышеперечисленного — это считается ДТП (см. п. 1.3 ПДД), поэтому и действуем также, как и при обычной аварии: помогаем пострадавшим (если они есть) и вызываем сотрудников дорожного полка ДПС по тел. 127.

Вам необходимо самостоятельно доказывать, что авария произошла не по вашей вине, а по вине тех, кто не смог содержать дорогу в надлежащем качестве. Для этого снимайте (делайте и фотографии, и видео) яму на телефон или фотоаппарат, привлекайте свидетелей (пассажиров, прохожих или водителей, ехавших рядом в момент ДТП), которые подтвердят факт аварии.


Очень важно доказать, что яма (или другие препятствия) появились на проезжей части внезапно. Иначе дорожники будут ссылаться на п.10.1 ПДД, в котором говорится, что вы должны были соблюдать скоростной режим и учитывать дорожные условия. Вы должны доказать (с помощью свидетелей или видеорегистратора), что яма была под водой/снегом или вы не успели затормозить.

Вместе с дорожными полицейскими составьте схему ДТП. В ней укажите размеры ямы, причины аварии и зафиксируйте контакты свидетелей. Не забудьте сохранить квитанцию эвакуатора — эти расходы тоже должны возместить.


Обязательно установите владельца участка дороги, на котором произошло ДТП — это и есть ответчик по вашему делу. Найти виновника поможет районный инспектор ГИБДД, однако если возникнут проблемы — виновным считается администрация района, где произошло ДТП.

Для оценки ущерба нужно пригласить всех ответчиков по делу на осмотр автомобиля, а это целое дело. Разошлите телеграммы с пометкой о вручении или под расписку сдайте секретарям интересующей вас организации. В акте осмотра укажите явившихся и не явившихся (и подписи первых).

Если ваше происшествие ограничено пробитыми колесами и царапинами на дисках и корпусе — можно обойтись и без оценщиков.

Спор иногда удаётся урегулировать и без суда. Обязательно отправьте претензию ответчику, где укажите место, время, причину происшествия, свои действия и причиненный ущерб.

Претензия не принесла плодов? Подаем иск в суд общей юрисдикции по месту нахождения ответчика. Вполне можно воспользоваться услугами юриста для составления искового заявления и представительства в суде, а в исковых требованиях такие траты указать как судебные издержки.

Очень вероятно, что после уведомления стороны о судебном заседании по вашему делу, ответчик решит спор в досудебном порядке. Это не такая уж редкость, так как за неудовлетворенные в добровольном порядке законные требования (то есть ответ на вашу претензию) полагается штраф.

Отсудить у вас, скорее всего, получится всю сумму ущерба (которую зафиксировали оценщики). Кроме того, к сумме материального ущерба добавляются и другие исковые требования: моральный ущерб, оплата услуг представителя, госпошлина, оплата эвакуатора, экспертизы.

Чтобы подкрепить инструкцию реальной практикой, почитайте, как водители наказывают дорожников за подобные ДТП:

Поделитесь этим гидом с друзьями-водителями и н е бойтесь идти в суд и требовать справедливости от тех, кто вовремя не починил дороги Красноярска!

Попал колесом в яму: что делать и с кого и как требовать компенсацию

Сегодня состояние российских дорог таково, что получить повреждения машины можно не только из-за ДТП. Довольно часто поломка возникает по причине плохого состояния дорожного полотна, на котором присутствуют повреждения. Ваш автомобиль попало колесом в яму, что делать в этом случае, как грамотно с точки зрения закона оформить происшествие, кто ответственный в покрытии ущерба? Подробнее об этих аспектах поговорим в нашей статье.

Считается ли попадание в яму ДТП

Попадание в яму ДТП

Конечно, вы должны быть предельно внимательным на дороге, но любой водитель не робот. Даже если вы отвлечетесь на одну секунду, ваша машина может попасть колесом в яму. В этом случае вас ожидает довольно неприятный исход – погнувшийся или поврежденный обод, разбитая подвеска, порванная резина на колесе и другие неприятности.

Первое, что нужно сделать, когда вы попали колесом в яму, установить виновных, и тогда вы поймете, как поступать дальше.

Пункт 1.2 Правил дорожного движения говорит о том, что вы попали в ДТП, если машина попала в яму, раскололся литой диск, повредилась покрышка, подвеска, колесо, то есть вы понесли материальные потери.

Выдержка из закона: «ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен ущерб».

Что делать, когда машина двигалась по дороге (определение дороги трактуется как поверхность, оборудованная для движения ТС) и случилась поломка, повлекшая нанесение материального ущерба. Такое происшествие относится к дорожно-транспортным. Важно знать обязанности владельца авто в случае наступления аварии, ответственность за их несоблюдение.

Согласно нормам законодательства, вы обязаны вызвать сотрудников ГИБДД для оформления происшествия, ведь имеются повреждения автомобиля от того, что вы попали в яму. Так необходимо поступить в любом случае, пусть вы и не собираетесь впоследствии предъявлять претензии к дорожникам.

Если этого не сделать, то в худшем варианте исхода событий (посторонний человек доложит об аварии за вас и затем факт совершения ДТП будет доказан) вы можете попасть под действие статьи 12.27, ч. 2 «Оставление места ДТП», а это прямое нарушение правил ПДД. Наказание для владельца ТС: лишение водительского удостоверения на длительное время.

Однако если вы думаете о том, что сделать, чтобы возместить убытки от того, что попали колесом в яму на дороге, и что делать в такой ситуации, то запомните, в первую очередь нужно вызвать сотрудников ГИБДД.

Согласно действию ст. 11 и 12 Закона «О Безопасности дорожного движения», фирма, обслуживающая дорогу, ответственна за соблюдение норм безопасности на определенном отрезке дороги.

Состояние дорог

Состояние дорог попадает под нормы в отношении разрешенного разрушения (по-другому оно трактуется как яма). Существует специальный ГОСТ 50597/93, содержащий законодательно закрепленные данные в отношении размеров ямы:

  • длина до 15 см;
  • ширина до 60 см;
  • глубина до 5 см.

Если яма, расположенная на дороге, превышает указанные габариты, значит, ее обязаны заделать в срок до 10 дней. Дорожники в определении временных сроков ремонта ориентируются на загруженность данного участка дороги, его важность и иные критерии. Если на улице гололедица, то яма должна быть ликвидирована в течение 6 часов.

Под требования ГОСТа попадают рельсы железнодорожных путей, трамвайное полотно. Возвышение металлических конструкций (например, крышки люков) над дорогой допускается только в пределах, не превышающих 2 см. Если эти стандарты нарушены, дорожники должны произвести ремонт в течение двух дней.

Особое внимание отводится крышкам канализационных люков. Ремонт их повреждений должен производиться в течение трех часов, а ненормированный подъем – за сутки. Зачастую водители наблюдают, что после таяния снега на дорогах пропадают крышки с канализационных люков, расположенных на проезжей части. Обычно причиной такого явления является не кража, а осознанные действия городских коммунальных служб. Крышки с люков убираются специально, чтобы снег с дороги быстрее попал в канализационный слив.

Знание ГОСТа 50597/93 очень пригодится для отстаивания собственных интересов в спорной ситуации. Необходимо подавать иск в суд, если:

Рекомендуем
  • колесо вашего авто попало в яму на дороге в повреждение, габариты которой превышают размеры, описанные в ГОСТе;
  • попали колесом на выпирающую на 2 см и выше над дорогой рельсу;
  • нет возможности проехать по дороге по прошествии 6 часов после снегопада.

Обязанность возмещения ущерба, нанесенного плохим качеством дороги, не соответствующей требованиям ГОСТа, указана в ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст. 28.

Попал колесом в яму: что делать в первую очередь

Попал колесом в яму

Если машина пострадала из-за того, что попала колесом в яму, и вы намерены требовать материальной компенсации за восстановление авто у ответственной фирмы, то необходимо знать, как грамотно оформить ДТП. Ведь доказательная база, полученная непосредственно после аварии на дороге, будет играть значительную роль в положительном исходе дела.

В данном случае оформить ДТП без присутствия инспекторов ГИБДД нельзя, потому что в аварии участвует одна машина, которая попала колесом в яму. Первое, что нужно сделать: вызвать уполномоченных лиц, позвонив с мобильного телефона на номер 102.

Если вы попали колесом в яму, что делать пока не приехала патрульная машина? Есть время на сбор доказательств:

  1. Если имеются свидетели аварии, необходимо записать их телефон, Ф. И. О. Часто люди, что-либо видевшие, быстро расходятся, и спустя несколько минут вы их уже не сможете найти.
  2. Сделайте снимки места происшествия с разных ракурсов. На фото должны попасть:
  • адрес места аварии (авто с указателем улицы, номером здания);
  • машина с четко просматривающимся госномером;
  • повреждения колеса и другие, видные глазу;
  • яма на дороге, явившаяся причиной ДТП, в которую попало авто;
  • отсутствие рядом знаков, специальных ограждений, говорящих о том, что присутствует яма или препятствие, в которое попал колесом автомобиль.

Наберите телефон друзей, родных и попросите их как можно быстрее прибыть к месту аварии, прихватив смартфон с камерой или фотоаппарат. Чем более детально будет зафиксировано то, что авто попало в яму, тем легче будет доказать вину дорожников.

Суд принимает фото- и видеодоказательства, которые вы сделали на смартфон либо фотоаппарат. Исходя из вынесенных судебных решений, видно, что если есть информативные фотографии, то у пострадавшей стороны значительно повышается шанс выиграть судебное разбирательство. Причем лучше сделать фото причиненного ущерба колесу или авто с различных ракурсов и мест. Это необходимо, чтобы показать местонахождение машины в определенном месте и доказать, что она могла попасть в яму именно там, где вы утверждаете.

Лучше также сделать несколько фото с расстояния средней длины, это даст сведения о расстоянии тормозного пути, присутствии рядом дорожных знаков. Делать фото с ближнего расстояния стоит, чтобы показать общее состоянии дороги, на которой вы попали в яму, размер причиненных повреждений. До того, как начнете делать фотографии, не забудьте выставить знак аварийной остановки, включить специальный сигнал на авто, чтобы не попасть еще в одно ДТП. После этого дождитесь сотрудников ГИБДД.

Снимки места происшествия

При заполнении документов проконтролируйте, чтобы сотрудник указал на схеме, где находится яма, в которую вы попали, ее габариты, а также сделал отметку об отсутствии знаков, специальных ограждений.

Учтите, что до составления схемы покидать место аварии нельзя. Делать план ДТП нужно в присутствии инспекторов, а затем попросить подписать его имеющихся свидетелей или очевидцев. Проследите, чтобы инспектор не написал фразу о том, что вы невнимательно следили за дорогой, попали колесом в яму из-за превышения скорости. Объяснение должно быть таким, чтобы, читая его, судья понял, что яма (или иное препятствие) появилось совершенно внезапно, и вы были не в состоянии ничего предпринять, чтобы не попасть в нее.

Рекомендуем

Бывает так, что инспектор сам пишет в справке, что водитель не соблюдал требования правил и двигался с превышением скорости. Тогда составляйте жалобу на имя начальника ГИБДД. В ней сообщите, что вменяемые вам нарушения несостоятельны, а для подтверждения написанного приведите собранные вами доказательства.

Диагностика авто после попадания в яму: что проверять

Диагностика авто после попадания в яму

Вы попали колесом в яму на дороге. Что делать при выявлении у авто проблем, которые появились после ДТП? Например, у вас долгое время гудел подшипник ступицы, однако вы не устранили сразу неисправность, а после того, как авто попало в яму, подшипник разломился на части и колесо заклинило. Этот пример показывает, что нужно следить за техническим состоянием машины, регулярно делать техосмотр, во время которого будет произведена диагностика ходовой части, других деталей, отвечающих за безопасность и комфорт во время езды по дороге.

1. Резина и диски – оцениваем визуальный ущерб.

Крупная яма на дороге обязательно отразится на колесе машины. Не нужно ехать дальше, если вы попали в глубокое препятствие на пути, не сбавляя скорость. Правильно будет сделать следующее: прекратить движение, выйти из машины и проверить отсутствие видимых повреждений вашего колеса. Вы можете визуально осмотреть состояние резины и дисков. Нужно удостовериться, что нет повреждений колеса. Ваши действия, если:

  • Есть порезы на резине колеса в месте столкновения, колесо спущено и не подлежит восстановлению. Вам нужно поставить запасное колесо, а на поврежденном заменить резину.
  • Резина не повреждена, но сбоку колеса вылезла грыжа. Такое встречается довольно часто у колес со слабой боковой частью и не самого хорошего качества. На колесе с грыжей ездить нельзя, нужно заменить резину.
  • Резина внешне не имеет повреждений, но колесо при этом спускает, а если попытаться его накачать, то не держит давление. Посетите шиномонтажный сервис и попытайтесь восстановить колесо после того, как оно попало в яму.
  • Диск согнулся в области удара. Можно продолжать езду на поврежденном колесе, однако нужно соблюдать осторожность, желательно поменять его на запасное колесо в ближайшем автосервисе.
  • Литой диск треснул. В такой ситуации движение продолжать нельзя, ведь можно попасть в аварию в любой момент. Замените колесо на запасное.

Грыжи, порезы на резине после попадания колесом в яму – довольно частое явление. Изготовители покрышек с недавних пор стали делать специальные серии изделий для российских дорог. Данный вид резины для колес представляет собой покрышку с усиленной боковой частью, у которой уровень комфорта ниже, но оно не подвержено появлению грыж и прочих проблем, если вы попали в яму.

Диски тоже нужно выбирать тщательно. Если вам приходится ежедневно ездить по дорогам с плохим покрытием, желательно обойтись штампованными дисками, а не литыми. И лучше не приобретать бюджетные легкосплавные диски китайского производства.

Резина и диски

2. Рулевое управление и углы установки колес.

Если попасть в яму на дороге, то в будущем могут возникнуть неисправности в различных системах транспортного средства, например, в рулевом управлении. Возможно, наконечники утратили целостность крепления, тяги свободно гнутся при сильных ударах, рейка стала неисправна.

На практике встречались примеры, когда из-за плохого состояния дорог повреждались не только колеса, но и рулевые колонки, которым затем был необходим капремонт или полная замена. После того, как вы попали колесом в яму, проверьте:

  • Рулевую тягу, наконечники и лучше сделать это в автосервисе.
  • Крепления системы управления руля: они часто выходят из строя после попадания даже в небольшую яму.
  • Основные соединения системы руления с колонной, рейкой, колесами, чтобы точно удостовериться в отсутствии неисправностей.
  • Рулевая рейку – достаточно покрутить руль в заведенной машине и в выключенной. Если есть неисправность, вы услышите стук и заметите непривычное поведение рулевого колеса, которое раньше не наблюдалось.
  • Систему стабилизации – поскольку она связана с рулевой, то также может повредиться от удара. Глубокая яма на дороге тоже может явиться причиной ее поломки.

Проверку всех систем автомобиля нужно проводить во время прохождения ежегодного ТО. Опасность скрытых поломок в том, что постоянные, пусть даже с виду и небольшие неровности на дорожном покрытии способны привести к более серьезным неисправностям машины. Если вы часто попадаете в ямы на дороге, то полное тестирование авто нужно делать регулярно. Периодическая проверка – гарантия надежной работы автомобиля без неприятных последствий.

Рекомендуем

3. Ходовая часть – что ломается чаще всего на ямах.

Ходовая часть

На российских дорогах, покрытых ямами и неровностями, чаще всего вы рискуете повредить колеса и подвеску. Ходовая часть любого транспортного средства имеет определенные особенности, поэтому необходимо принимать во внимание качество и вид последней. Традиционные варианты имеют однотипные проблемы, в автосервисе быстро выявят проблемы и смогут начать ремонт.

  • Опоры стоек: это самые часто страдающие детали авто в случае, если вы попали колесом в яму. С ними связана большая доля неисправностей, выявляемых в процессе эксплуатации машины, поэтому опоры ремонтировать нужно в первую очередь. Если вы сомневаетесь в их исправности – замените.
  • Пружины, стойки: на них оказывается прямое воздействие, если попасть колесом в яму, поэтому их проверка и регулярная диагностика очень важна.
  • Многочисленные сайлентблоки (в зависимости от конструкции подвески их число и виды могут быть различными). Самое пристальное внимание обращайте на сайлентблоки передних рычагов подвески McPherson.
  • Стабилизаторы, их стойки, сайлентблоки – они способны легко сломаться, если попасть колесом в яму.
  • Полуоси, шрусы, которые способны искривляться, выпадать, становиться неработоспособными. Если они оказались повреждены после того, как вы попали колесом в яму на дороге, дальнейшая езда на машине будет невозможной.

С кого спрашивать за причиненный ущерб

Получение штрафа дорожной службой

Итак, давайте перейдем к порядку ваших действий после того, как вы попали колесом в яму на дороге. Что делать в таком случае? Во-первых, вам нужно узнать, какая дорожная фирма обслуживает этот отрезок дороги. Спросите об этом у инспектора ГИБДД. Он обязан выписать компании, которая несет ответственность за содержание этой дороги, протокол по ч. 1 ст. 12.34 КоАП, а судья на основании этого документа наложит штраф. Конечно, вам важен не факт получения штрафа дорожной службой, а указанные в нем реквизиты этого предприятия.

Ваши следующие шаги зависят от вида имеющейся страховки и повреждений авто. При наличии полиса КАСКО необходимо взять справку о дорожно-транспортном происшествии сразу на месте у инспектора или в отделе ГИБДД и показать машину в страховой фирме. Транспортное средство проверят на предмет видимых и скрытых поломок. Если КАСКО отсутствует, необходимо сделать независимую техническую экспертизу – нельзя ремонтировать автомобиль до ее проведения.

    Проведение независимой экспертизы.

Для получения стоимости проведенных ремонтных работ с дорожных служб нужно сделать независимую техническую экспертизу на предмет наличия повреждений у машины. Заключение экспертизы будет содержать стоимость ремонта.

Для проведения экспертизы требуется присутствие представителя ответчика.

Рекомендуем

Как только сделают экспертизу и придут результаты, направляйте ответчику досудебную претензию, содержащую требования о добровольном возмещении стоимости ремонта.

К претензии приложите копии документов о ДТП, копию результата независимой экспертизы. Не забудьте в требовании указать, что, кроме того, что вам нужно возместить ремонт, нужно также вернуть стоимость оплаченной вами экспертизы.

Как показывает судебная практика, дорожные службы не возмещают ущерб в добровольном порядке.

При подаче заявления в суд собственник машины обязан заплатить госпошлину, которая может составлять 400–60 000 руб., в зависимости от суммы иска.

Данные затраты впоследствии взыщут с ответчика, если вы выиграете дело. Но при обращении в суд оплачивать пошлину должен истец.

Обычно водители, оформившие ДТП по всем правилам, а затем решившие в судебном порядке взыскать ущерб, выигрывают процесс. Поэтому если вы попали колесом в яму на дороге, и не знаете, что делать – смело подавайте в суд!

Стоит учитывать, что судебная тяжба может затянуться на долгое время и вам придется посетить множество различных инстанций. В случае, если поломки небольшие и ремонт оказался не слишком затратным, нет смысла тратить время и нервы на судебные разбирательства.

Как обойти все ямы стороной: 5 советов от экспертов

В первую очередь научитесь избегать неровностей дороги, чтобы не попасть колесом в яму. Легче всего выбирать путь, который вы хорошо знаете. Конечно, этот способ не дает 100%-ной уверенности. В нашей стране нет дороги, на которой бы не встретилась ни одна яма. Однако намного безопаснее ехать там, где вы проезжаете ежедневно или несколько раз в неделю, чем рисковать на малознакомом пути.

Читайте также: