Можно ли покупать старую резину без износа

Опубликовано: 26.04.2024

Стареют и портятся ли автомобильные покрышки, хранящиеся на складе магазина?

У всех автомобильных шин есть два параметра: срок хранения и срок эксплуатации. У большинства производителей авторезины срок хранения их продукции составляет пять лет, плюс еще непосредственно срок эксплуатации – тоже пять лет.

Понятие «срок хранения» подразумевает период, в течение которого покрышки полностью сохраняют все свои эксплуатационные свойства и характеристики. Окончание данного периода не означает, что автошины стали негодными, испорченными и их нужно выбросить. Они по-прежнему пригодны к эксплуатации, просто некоторые их технические характеристики могут быть незначительно снижены.

По мнению американцев, шины не теряют своих свойств целых 10 лет (при условии их правильного хранения – без воздействия солнечного ультрафиолета, вдали от нагревательных приборов, без наваленного на них груза). По немецким стандартам срок хранения авторезины, в течение которого она сохраняет все свои свойства – 6 лет. В России – 5 лет (ГОСТ 5513; ГОСТ 4754-97).

Покрышки на складе

Источник изображения: koleso66.ru

Один из крупнейших в мире производителей автошин – французская корпорация "Мишлен" – несколько лет подряд вела активную борьбу с распространенным мнением о быстром старении шин. Эта информационная кампания проводилась под лозунгом "Шины – это не бананы", то есть покрышки – это не скоропортящийся продукт. В рамках этой кампании в нескольких странах мира были проведены жесткие сравнительно-тестовые испытания, по результатам которых ни малейшей разницы между совершенно новыми и трехлетними шинами не было найдено.

Разумеется, авторезина – это не скоропортящийся товар. Однако она все равно подвержена старению, вне зависимости от того, используются ли шины на автомобиле или они просто хранятся на складе.

В процессе длительного хранения резина становится менее эластичной («дубеет»), на ее поверхности образуется сеточка микротрещин. Сначала они неразличимы невооруженным взглядом, но со временем покрышка трескается все больше и больше.

В итоге шина начинает слегка подтравливать воздух, ее требуется периодически подкачивать. Кроме того, она становится подверженной вздутиям и грыжам, «вылезающим» от езды по ухабам. Старая резина намного хуже держит траекторию движения и стирается гораздо быстрее.

Грыжа на покрышке

Источник изображения: avatars.mds.yandex.net

Вот почему те автошины, которые по каким-либо причинам так и не были проданы в течение 4-5 лет со дня своего изготовления, предлагаются к продаже с существенной скидкой.

В любом случае, нужно обращать внимание на дату изготовления покрышки. Узнать ее можно по особому четырехзначному ДОТ-коду, нанесенному на поверхность. Первая пара чисел в нем означает порядковый номер недели в году, а вторая – сам год. Например: 3719: 37-я неделя 2019-го года, т.е. октябрь месяц.

Простая проверка поможет определить реальное состояние авторезины. Нужно сжать боковину шины на излом, и посмотреть, нет ли видимой глазу сетки микротрещин. Если нет – то все в порядке. А если есть – от покупки лучше отказаться, даже несмотря на привлекательную скидку.

Автомобильные шины состоят из десятков разных материалов, каждый из которых содержит сотни разных химических элементов. Основные материалы — резина и каучуки пяти разных видов, армирующие корды из металла и прочных капроновых нитей.

В свою очередь, в составе резины примерно по 50% искусственных и натуральных каучуков. Искусственная резина и каучук — это полимеры, самое слабое звено. Если натуральные каучуки подвержены только механическому износу, то полимеры — неустойчивые соединения, склонные к распаду. Именно поэтому резина может менять свои свойства просто от времени, даже на складе.

Как правильно хранить шины

При покупке шины следует учитывать не только дату выпуска, но и условия хранения. Шины должны храниться:

  1. В закрытом, проветриваемом, помещении.
  2. При стабильной плюсовой температуре.
  3. Без попадания прямых солнечных лучей.

Как правильно хранить шины без дисков

Каждые 2 месяца шины поворачивают или перекладывают, чтобы избежать деформации. Если этого не делать, шина без дисков деформируется даже под собственным весом и «запомнит» это неправильное положение.

При длительном хранении на складе в стопке покрышки могут сузиться под весом стопы. Если их не перекладывали, они, особенно нижние, будут деформированы.

Поэтому при покупке новых, но залежавшихся на складе покрышек визуально оценивают правильность их геометрии.

При покупке б/у следует оценивать не только условия хранения, дату выпуска, но и состояние.

  1. Глубина протектора. У новой летней легковой шины глубина протектора от 7 до 8 мм. Разрешенный техрегламентом минимум — 1,6 мм. По тому, сколько глубины осталось, легко определить износ покрышки: глубина 1,6 мм — износ 100%.
  2. Для зимней резины разрешенный минимум 4 мм.
  3. Отдельная тема — «грязевые» шины для внедорожников с глубоким протектором. Здесь этот показатель для новых шин может составлять до 17 мм. Оставшаяся глубина в 4,25 мм может ввести покупателя такой б/у резины в заблуждение — 4 мм как у новой обычной шины. На деле же это означает износ 75%. Потому при покупке таких «спец шин» следует изучить индивидуальные характеристики изделий и рекомендации производителя.

Как расшифровать маркировку шины

Чем опасны старые шины

На шинах присутствуют множество разных маркировок: размеры, сезонность, производитель, индекс скорости и нагрузок и прочее. Основные для потребителя данные — размеры и дата изготовления. Размеры указаны на внешней боковой стороне в виде формулы.

Например, 170/70 70 R 13. Первое число означает ширину профиля в накачанном состоянии. 70 R – это высота от диска до вершины профиля, но не в прямом, а в процентном значении – 70% от ширины. То есть, 170х0,7 = 119 мм. Последнее число 13 – посадочный диаметр на диск, в дюймах. Буква 70 R указывает на радиальный тип. Дополнительная буква С после R указывает на усиление и возможность использования на грузовиках. Цифры после буквы С — индекс допустимой нагрузки.

Дата выпуска чаще всего обозначена на боковой стороне в овале в виде четырех цифр. Первые 2 цифры означают неделю года, вторые 2 — сам год. Например, сочетание цифр 2217 означает, что изделие выпущено в середине июня 2017 года.

На практике, современные шины после четырех лет после выпуска начинают менять свои свойства — грубеют, дают трещины, деформируются. Но это не касается дорогих и качественных брендов.

Поэтому при покупке новой резины с давней датой выпуска и б/у шин не все заочные рекомендации актуальны. Оценивается каждый экземпляр на месте. Покрышка должна сохранять геометрию, не иметь порывов снаружи и внутри, иметь достаточную глубину протектора.

Как известно, со временем резина теряет свои свойства. Она становится менее эластичной, на ее поверхности появляются микротрещины. Резина, по выражению водителей, «дубеет». Жесткими становятся боковины, затрудняется шиномонтаж. Одновременно ухудшаются сцепные свойства шины, особенно ее способность удержать автомобиль на мокром асфальте.

Предельный возраст шин варьируется в зависимости от качества резиновой смеси и технологии изготовления. По ГОСТу, гарантийный срок эксплуатации шин составляет пять лет, а дальнейшая возможность использования шины определяется потребителем. Как правило, резина ходит и дольше в зависимости от пробега и аккуратности водителя. Но о покупке шин старше восьми лет стоит подумать, пусть и выглядят они прилично и, не пробежав ни единого километра, пролежали на складе.

Важно также при покупке комплекта подобрать не только шины одной и той же марки и модели для всех колес, но и желательно близкие по возрасту. Только так можно рассчитывать на то, что купленные покрышки по свойствам будут несильно отличаться одна от другой.

Механические повреждения шин

Это особая статья при выборе б/у шины. Их можно разделить на две группы — видимые и срытые.

К видимым относят проколы, разрывы, порезы, к скрытым — повреждение корда. Такого рода повреждения хорошо различимы при осмотре внутренней стороны покрышки. Можно допустить наличие «грибков» и заплаток со стороны протектора. Но их количество не должно быть чрезмерным. Чем больше заплаток — тем труднее отбалансировать колеса, а от этого страдает комфорт и детали подвески при езде, да и остаточный ресурс самой шины снижается.

Кроме того, нужно помнить, что заплатка перекрывает выход воздуху изнутри колеса, но не перекрывает доступ влаги в структуру шины извне. Вода, в том числе содержащая соли, попадая на металлокорд, вызывает сначала появление ржавчины, а затем и разрушение металлических нитей. В сравнении с заплаткой герметизирующий прокол с двух сторон («грибок») выглядит предпочтительнее. А вот заплатки на боковине — вещь вообще недопустимая. Шина с боковым порезом к эксплуатации непригодна. В лучшем случае на покрышке с «залеченной» боковиной можно, соблюдая осторожность, добраться до дома, а потом заменить колесо.

Замечено, что иные продавцы, для того чтобы скрыть латки и «историю болезни» покрышки, предлагают их в сборе с диском. Не станет же покупатель разбортировать колесо, чтобы осмотреть его изнутри! Нередко при этом давление в шине заметно ниже рабочего. Дело в том, что при нормальном давлении внутренние повреждения могут себя выдать. Отсюда совет: если присматриваетесь к шинам с пробегом, лучше покупайте их без дисков или не на дисках.

Повреждение корда

Накачанное до рабочего давления колесо должно быть ровным, иметь четкую геометрическую форму без грыж и вздутий. Проверить это можно, только смонтировав на диск колесо и накачав его. Поэтому покупая бэушную шину, необходимо оговорить с продавцом возможность возврата при возникновении скрытых дефектов.

В основном, такие дефекты вызываются повреждением корда после проколов или сильного удара. Внешне это проявляется в волнообразных изгибах протектора — всего целиком. Это можно или заметить на стоянке или ощутив при движении на медленной скорости. Автомобиль с поврежденными покрышками начинает покачивать из стороны в сторону. С увеличением скорости «вальсирование» пропадает, но автомобиль теряет устойчивость. Это опасно.

При расслаивании корда возникают грыжи. Чаще всего они встречаются в плечевой зоне и являются следствием наезда на бордюрный камень. Как долго проходит колесо с грыжей, не возьмется предсказать никто.

Износ протектора

Это главный критерий при выборе шин с пробегом. От глубины протектора зависит, как долго вы сможете проездить на этих покрышках. Помните, что по Правилам дорожного движения глубина протектора летних шин легкового автомобиля не должна быть меньше 1,6 мм, а зимних — менее 4 мм. Понятно, что это показатели критические — значит, к ним нужно добавить запас не меньше, чем 2–3 мм.

Еще надо обратить внимание на равномерность износа протектора. Он должен быть одинаковым по глубине как в центре, так и по боковым дорожкам по всей окружности. Чтобы картина износа была верной, замеры глубины протектора проводят крест-накрест в диаметрально противоположных направлениях.

Так покупать или нет б/у шины?

Покупка бэушных шин — предприятие рискованное. Слишком много подводных камней. Одно дело — покупать шины у соседа или родственника, которым доверяешь, и совершенно другое — кота в мешке на рынке. Шина черная, непрозрачная, внутрь не заглянешь (если она уже смонтирована на диск). Езду на шинах с пробегом можно принять как меру временную. Мне думается, что если нужно откатать сезон, то рискнуть можно. Но покупать шины с пробегом на перспективу неоправданно. Выгоднее взять новый комплект покрышек и отъездить на нем положенный срок, чем за это же время несколько раз поменять бэушные.

Нередко водителей вводят в заблуждение такие понятия как, срок службы и срок хранения резины, а многие, и вовсе уверенны, что если она просто лежит без эксплуатации 5 и больше лет, то ничего страшного – «это же не бананы, чтобы портятся…»

Споров много на этот счет. Продавцы продают со складов пятилетнюю по цене новой, а те водители, что строго следуют советам о периоде службы стараются покупать новый комплект каждые 4-5 лет даже когда на предыдущем, протектор еще не стерся до допустимого значения. Поэтому решил детально разобраться в этом вопросе.

В чем проблема

Чтоб ответить на вопрос: «стоит ли так часто менять резину?», нужно понять кому это выгодно. Больше всех выигрывают, конечно, производители и дистрибьюторы данного товара. Но если копнуть глубже, то ни один производитель не дает своим шинам срок службы 3-5 лет.

Такие продавцы объясняют свою позицию тем, что резина имеет свой особый «фактор старения», и вне зависимости от того, сколько ее использовали – срок службы истекает с каждым годом. Но вот о покрышках, которые лежали у них на складе они так не говорят. По этому поводу рекомендую почитать статью про дату выпуска на шинах .

Вот именно тут становится понятен обман со стороны распространителей. Ведь «старую» резину продать нужно! А вот если верить автовладельцам, у которых была резина с практически новым протектором, но при этом прошло уже 5 лет, то ни о каком старении речи быть не может. На этих шинах можно ездить еще столько же, не боясь, что она развалится по дороге. Главное контролировать наличие трещин и правильно хранить !

Мнение эксперта

Чтоб не быть голословными, решил проверить данную информацию у официальных представителей шин Michelin. Он заявил, что возраст резины никак не связан с ее характеристиками или износом.

Ухудшение характеристик или потеря свойств шин возможна при неправильном хранении. Но прежде всего стоит помнить о том, что покрышки теряют свои свойства в процессе эксплуатации и это происходит за неопределенных срок, все зависит от условий использования .

Единственное, что не рекомендуют консультанты Michelin – использовать шины, которые эксплуатируются или были выпущены более 10 лет назад. Они уверяют, что резина, так или иначе, имеет свой срок годности, который на данный момент составляет ± 10 лет.

Так что нет никакого смысла менять покрышки через 5 лет, если их состояние удовлетворительное. За это время она вряд ли могла потерять какие-то свойства. Поэтому подобные заявления о «старении» - миф, не более. Лично я, контролирую ее состояние, высоту протектора, соблюдаю 7 золотых правил сезонного хранения и пользуюсь советом по устранению преждевременного старения резины .

Всем привет дорогие друзья, решил поделится своими мыслями и только на основании личного опыта и знаний, буду рад если эта запись будет для вас полезна и вы её рекомендуете друзьям.
_Не так давно а именно 2012-2013 годы я занимался Продажей и продал около 200 комплектов б/у колес и покрышек привезенных с Японии и еще Бог весть откуда, т.к. в контейнере оказалось не мало сюрпризов, спешу, хоть и запоздало рассказать в чем соль данного процесса, преимущественно со стороны покупателя. Ну и соответсвенно у меня была возможность покататься на каждом комплекте резины так как она была на дисках и сделать свои выводы.

Я решил поделится с вами данной записью в связи со всеобщим подорожанием всего на свете как всегда именно в нашей стране, и резко увеличившимся спросом на вторичном рынке на Б/У резину. Про выбор марки покрышек, профиль, ширину и прочее заострять внимание не буду, данных статей море.

Итак при покупке резины внимательно осматривайте и обращайте первым делом свое внимание на:
— Год выпуска резины, резина не должна быть старше 2010 года, т.к. Через 5 лет после производства резина теряет свои свойства, находясь хоть на складе, хоть где, даже если резина практически без износа, старую резину брать не стоит, иначе при экстренном торможении вы увидите первую разницу, не в свою пользу конечно же. Старую резину сразу выдадут трещины, серый цвет. Она будет жесткая на ощупь и отлетать лохмотьями.

— На равномерный износ. Если есть износ он должен быть равномерным, немецкие авто имеют специфический развал, поэтому резина на них изнашивается неравномерно. Грубо говоря через некоторое время у вас будет пол колеса вместо целого. Минусы думаю представляете сами. Если покрышка односторонняя, то есть производитель отметил наружную и внутреннюю сторону, то переставлять левую на правую сторону не стоит.

— Проколы, порезы, грыжи и расслаивание корда. Здесь заостряем внимание на продавце. Может кому то покажется странным, но лучше покупать б/у резину, которая покупалась новой и ездила по России. Проколы у нас ремонтируют качественее чем где то в Азии или Европе, там если поставят шнурок, то очень криво. А проф ремонт стоит непомерных денег. Продавец предлагая резину из Европы или Японии, сам не знает в каком состоянии резина, есть ли грыжа на колесе, мелкий прокол и прочее, все это вылезет у вас в процессе экплуатации. Самый злостный дефект это отслоение корда, внимательно осматривайте покрышку изнутри и щупайте рукой. Иначе колесо потом просто выкините. Из 2000 привезенных покрышек в контейнере, брака оказалось 15%, это те колеса которые просто выкинули без сожаления, 20% колес просто раздали или оказались по 1 Без пары, их или на запаску недорого или отдали бесплатно, просить денег за них было стыдно.

— Комплектность и разнопарки, лучше берите резину комплектом, или же 2 б/у и рассчитывайте 2 потом новых или таких же б/у. Вообще резину если покупаете комплектом, сразу посмотрите есть ли в продаже такая новая, иначе рискуете оказаться в ситуации "скупой платит дважды".

— Торгуйтесь, торг есть всегда, причем на комплекты, потому как спереди резина изнашивается сильнее.

— Откиньте мифы о китайской недорогой резине. Кажется что хорошо, но это ненадолго. Даже китайские презики с завода дырявые идут :), неверите? Погуглите этот вопрос.

— Переплачивайть денег за псевдоспортивную резину с красивым протектором не стоит, если вам конечно не нужен "держак", но какой держак на полустертых колесах? Обычная городская резина без елки и прочего, будет не хуже, а по износостойкости даже лучше.

— Отдельным пунктом идет резина с нарезанным протектором, то есть покрышка износилась, а ушлые продавцы нарезали машинкой протектор. Толщина вашей покрышки в данном случае будет как у велосипеда.
На каждой из покрышек есть "маячки" которые указывают на максимальный износ резины. Брать резину стертую до маячков можно только за сок :) или бесплатно, но лучше сдать на переработку или красиво "дожечь". На некоторых покрышках есть цифровой индикатор.

Читайте также: