Нужно ли обкатывать новые шины

Опубликовано: 30.04.2024


Все дело в том, что за это время и произошла обкатка резины, хоть и не по правилам. Так нужно ли это делать, и если да, то, как правильно? Попробуем разобраться.

Конструкция автомобильных покрышек не такая простая, как кажется на первый взгляд. В ней есть несколько слоев резины, текстиля и стали. Для того, чтобы эти составляющие «сработались» между собой, должен пройти некоторый период, в течение которого шина будет находиться под давлением и в движении.

Кроме того, на шине есть технологическая смазка, которой ее покрывают при вулканизации, чтобы покрышки не прилипали друг к другу при хранении. Естественно, что пока смазка не сотрется с протектора, сцепление с дорогой будет снижено.

Достаточно проехать несколько сотен километров на новой резине в спокойном темпе, чтобы она обкаталась. В этот период не стоит резко тормозить и входить в повороты на большой скорости. Обкатка зимних и летних шин имеет свои нюансы.

Обкатка летних шин

Летние покрышки обкатываются намного проще, чем зимние. Для проявления всего потенциала сцепных качеств летней резины достаточно очень аккуратно проехать на ней сто километров по твердому покрытию. Этого расстояния будет достаточно для «притирки» резины к дороге. Не газуйте резко и не совершайте резких маневров во время обкатки.

Обкатка зимних шин

Протектор зимней шины намного глубже летней, динамика машины на новой «зиме» отличается от нового «лета». Кроме того, зимний рисунок протектора рассчитан на эффективную работу не только на дороге, но и в глубоком снегу, и на льду. Обкатка зимних шин подразумевает не только стирание технологической смазки, но и должна ознакомить водителя с поведением своего авто на скользкой дороге. Обкатка шипованных шин имеет свои особенности.

Нешипованные шины

Первую сотню километров на «липучках» необходимо аккуратно проехать на скорости не выше 80 км/ч. За это расстояние смазка уйдет с колес. После этого следующие пару сотен км можно ускоряться до разрешенной конструкцией шины скорости (смотрите соответствующий индекс на боковине). Но разгоняться еще пока стоит плавно, точно так же плавно стоит заходить в повороты и тормозить.

Шипованные шины

Специфика обкатки таких зимних шин заключается в процессе установки шипов в свои посадочные места под нагрузкой. Если это сделать неграмотно, то вы просто растеряете все шипы в самом скором времени.

Казалось бы, зачем такие сложности при обкатке шипованных шин? Чтобы понять это, нужно немного изучить технологию их производства.

На некоторых современных шипованных шинах есть даже специальные индикаторы обкатки, которые показывают, до какого момента резину необходимо эксплуатировать в «щадящем» режиме.

Еще 2 правила

• Балансировка . Колеса должны быть тщательно отбалансированны , для этого надо посетить стенд развал схождения. Это делается для того, чтобы избежать ненужной вибрации, ухудшающей контроль движения. А также при дисбалансе протекция шин сильнее изнашивается, что сказывается на ресурсе. Поэтому, если Вы хотите обеспечить долгую и надежную службу Вашей резине, уделите особое внимание балансировке.

• Давление . Накачивать колеса должен профессионал, который знает количество воздуха, подходящее именно Вашему автомобилю. Не стоит следовать правилу «чем сильнее – тем лучше». Несоответствие давления плохо скажется на управляемости и на ходовых качествах машины

Обкатка шин

Каждый автовладелец знает, как выглядит новая шина, которая блестит и лоснится, как будто ее смазали маслом. На самом деле такой внешний вид ей обеспечивает наличие смазки на поверхности, оставшейся при извлечении шины из формы для литья. Именно для того, чтобы удалить этот излишне гладкий слой, используется обкатка шин. Данный метод обеспечивает лучшую сцепляемость резины с поверхностью дороги и полноценное выполнение протекторами их прямых функций.

Также следует учитывать, что процесс обкатки подразумевает некоторые скоростные ограничения, поэтому дополнительно водитель успевает привыкнуть к новым характеристикам своего транспортного средства.

Правила обкатки летних шин

Обкатка новой резины должна полностью исключать любые резкие движения, включая агрессивный старт с места и стремительное торможение. Если обкатка происходит утром, то новой резине требуется время на разогрев, для чего первая часть пути должна быть пройдена при средней скорости, не более 60 км/ч. Для обкатки летней резины обычно достаточно проехать около 500 км на скорости 70-80 км/ч.

Правила обкатки зимних шин

Обкатывать зимние шипованные покрышки несколько сложнее хотя бы потому, что провести ее следует до наступления сильных морозов, сопровождаемых гололедом. Первые 500 м обязательно требуется проехать при 60 км/ч — за это время смазка стирается и каждый из шипов «встает» на свое место. Некоторые производители вводят автовладельцев в заблуждение, утверждая, что сохранение шипованного покрытия и обкатка — никак не связанные между собой понятия. На самом деле некачественная обкатка зимней резины нередко приводит к тому, что определенная часть шипов попросту выпадает.

Истинами, проверенными многолетним опытом, пренебрегать ни в коем случае не следует — только в этом случае приобретенная резина прослужит на протяжении максимально длительного срока, а езда на ней будет комфортной и для автомобиля, и для водителя.

После смены сезонной резины, водитель должен привыкнуть к изменениям и привести автомобиль в удобное рабочее положение. Особенно это касается совершенно новой резины, потому что она всегда требует обкатки. Анализ поведения необходим даже при малейших изменениях в толщине или высоте протектора шин.


Так же он необходим при изменении плотности покрышек. Это поможет избежать проблем с движением автомобиля в разную погоду или при изменении скорости. Поэтому водитель обязательно должен обкатать новую резину по нескольким правилам. Это позволит сохранить новую резину в хорошем состоянии на долгое время.


Обкатка летней резины

  • При обкате новых летних шин следует избегать резких поворотов, заносов, резкого торможения или старта.
  • После долгой стоянки, резина должно плавно разогреться. Для этого необходимо плавно набирать скорость, а для лучшего эффекта не разгоняться больше 60 км/ч.
  • Летняя резни должно проехать минимум 500 км, чтобы считаться разношенной. При этом стоит соблюдать скоростной режим 70-8- км/ч.
  • С зимней резиной дела обстоят, похоже: необходимо 700 км при 70 км/ч.


Как обкатывать новые покрышки

Первые 500 километров стоит избегать резких движений автомобиля. Любое резкое движение приводит к проскальзыванию шин, что может негативно сказаться на сроке годности резины. Так же следует сохранять скоростной режим на поворотах. Превышение скорости при повороте так же негативно сказывается на состоянии резины. Использование автомобиля в мокрую погоду может увеличить количество заносов автомобиля. А это делать нежелательно при разнашивании резины.


Такими правилами необходимо пользоваться при обкате любой резины: как летней, так и зимней. Так же, чтобы сохранить вашу новую резину и продлить ей срок службы, после первый 500 километров, нужно аккуратно пользоваться колесами на протяжении еще 1000 километров. Необходимо избегать резких поворотов или торможения. Зимнюю резину на заводе смазывают специальным раствором, который держится почти все время обкатки. После разнашивания резины раствор стирается, что помогает более глубоко и качественно прикрепиться шипам к резине.


Тонкости обкатки новых шин

При первичной установки новых колес, а так же при сезонной смене покрышек, необходимо провести полную балансировку колес. Это связано изменением качества резины. Старая покрышка со временем изнашивается, хоть эти изменения и не глобальны. Так же и сезонная резина отлична друг от друга не только наличием шипов, но и толщиной. Из-за этих изменений меняется балансировка колес.


Поэтому их регулировка обязательна при смене резины. После прохождения первых 500 километров на новой резине, необходимо провести повторную балансировку. Делать это нужно, из-за усадки резины на диски. Он более плотно прилегает к дискам. Многие водители пренебрегают этим советом, но не стоит этого делать. Потому что правильная балансировка колес – это один из залогов безопасного движения автомобиля.

как обкатывать шины

Задача этого материала – объективно ответить на вопросы:

  1. Нужна ли шинам обкатка?
  2. Зачем обкатывать шины?
  3. Что будет, если резину не обкатывать?
  4. Какая разница в обкатке летних и зимних шин?
  5. Как правильно обкатать резину?

Ответы на эти вопросы в статье даны не просто в сухом остатке, а в виде разбора наиболее часто встречающихся мнений по этой теме. Среди некоторых из них есть как явно надуманные мифы, так и вполне обоснованная правда. Такой подход к изучению вопроса поможет не просто узнать – надо ли обкатывать шины, но и почему именно так, а не иначе.

Обкатка новых летних шин

Начнем с летней резины, так как вокруг вопроса ее обкатки скопилось больше всего мифов. Здесь и опасная для управляемости автомобиля смазка, и гладкая поверхность протектора, и неравномерный износ. Даже говорят, что водителю надо привыкать к новым шинам, что и является по мнению некоторых основной задачей обкатки летних шин.

Мнение №1. Смазка на новых шинах после пресс-формы

Мнение базируется на том, что из-за особенностей технологического процесса производства автомобильных покрышек на их поверхности имеется смазка. Она и в самом деле используется для смазывания пресс-форм перед отливкой, дабы впоследствии готовое изделие легче вынималось. Если шины до покупки хранились у производителя и продавца недолго, то на них действительно могут быть следы этой самой смазки.

Согласно этому же мнению – новые летние шины надо обязательно обкатывать, то есть первые несколько сотен километров ездить с ограниченной скоростью и резко не маневрировать. Делать это надо якобы для того, чтобы смазка сошла с поверхности протектора. Причем, этой смазке приписывают настолько опасные свойства, что чуть ли не многократно из-за нее снижается зацеп и, соответственно, управляемость автомобиля.

На самом же деле это мнение не просто миф, а полный бред. Даже если и есть на новых летних шинах остатки технологической смазки, то на силу сцепления с асфальтом или бетоном она абсолютно никак не влияет. Шины можно даже специально измазать маслом, но на управляемости это никоим образом не скажется. Пятно контакта между резиной и дорожным покрытием очистится и покроется пылью через пару оборотов колеса, и зацеп будет максимальным.

Кроме того, новые шины очень редко попадают конечному потребителю сразу после схода с конвейера. Чаще они некоторое время лежат на складе у производителя, потом еще пылятся у продавца, и только потом покупаются и устанавливаются на автомобиль. За все это время от технологической смазки не остается и следа. Чтобы убедиться в этом, попробуйте наощупь новенькую резину на полках автомагазина. На пальцах остаются жирные следы? Вероятнее всего – нет там никакой смазки уже давно.

Если и это вас не убедило, и вы продолжаете верить в необходимость обкатки с целью удаления технологической смазки, все равно не стоит мучаться. Возьмите, да и помойте новые шины с автомобильным шампунем перед установкой на автомобиль. И обкатывать 100-500 км ради удаления какой-то мифической смазки уже ничего не придется.

Мнение №2. Гладкая поверхность шин после пресс-формы

Это мнение еще более мифическое, чем предыдущее. Заключается оно в следующем. Когда формируется наружная поверхность покрышки, то она после выемки с пресс-формы имеет отличную от резины структуру. Якобы здесь сырье уплотняется и получается абсолютно гладким, а не пористым, как вся остальная часть шины. Ну а если в это поверить, то не сложно поверить и в то, что новая летняя резина плохо цепляется за дорожное покрытие. Она же гладкая, а значит – скользкая.

Обкатка шин в данном случае нужна якобы для того, чтобы верхний слой резины немного стерся о дорогу, и она приобрела требуемую для надежного зацепления шероховатость…

Трудно даже представить, как и при каких обстоятельствах кому-то в голову пришла такая гениальная мысль. Так или иначе, со здравым смыслом это мнение не имеет ничего общего. Чтобы убедиться в этом, можете посмотреть (можно даже через лупу) на поверхность протектора новой резины, и сравнить увиденное с картиной на бывшей в эксплуатации шине. Даже если вы возьмете самую мощную лупу – разницы вы не увидите.

Вывод. Обкатка летних шин с целью придания ей шероховатости – это бред. Не занимайтесь ерундой, и не смешите других.

Мнение №3. Неравномерный износ новых шин

Здесь сразу можно раскрыть все карты и с уверенностью заявить, что неравномерность износа шин и их обкатка – никак не связанные между собой понятия. Резина что в новом состоянии, что с пробегом – истирается абсолютно одинаково на всю глубину протектора. А вот равномерным ли будет износ, зависит не от новизны покрышек, а от целого ряда других факторов:

  • давление в шинах;
  • углы развала-схождения колес;
  • состояние рулевого управления;
  • состояние подвески;
  • состояние ступичных подшипников;
  • манера вождения.

Если автомобиль исправен, развал-схождение выставлен, давления в шинах в норме, а водитель ездит не слишком агрессивно, то новые шины будут изнашиваться равномерно без какой-либо обкатки.

Вывод. Обкатка летних шин с целью предотвращения неравномерного износа – это надуманный и ничем не обоснованный миф. Протектор от начала и до конца сделан из одной и той же резины, а следовательно, истирается одинаково на протяжении всего срока службы.

Мнение №4. Привыкание водителя к новым шинам

В некоторых источниках говорится о том, что новые летние шины как-то по-особому себя ведут при езде, и водителю якобы надо привыкнуть к этому обстоятельству. Для этого рекомендуется первые несколько сотен километров пробега не превышать скорость и быть поаккуратнее с экстренным торможением и резкими маневрами.

На самом деле это миф. Безопасность движения на автомобиле абсолютно не зависит от того, новые на нем покрышки, или уже «притертые». Естественно, сразу после зимней резины немного ощущается разница, поскольку летние шины сделаны из более твердого материала. Но машина, при этом, ведет себя намного увереннее. Управляется она лучше и четче, а тормозной путь – сокращается. К чему тут привыкать – не совсем понятно. Соответственно, обкатка летних шин с целью привыкания к ним является занятием абсолютно бессмысленным.

Сказанное выше справедливо только для тех случаев, когда сезонные шины меняются своевременно. Если же поставить летние покрышки до того, как средняя температура станет выше +7°C, то управляемость действительно может оказаться непредсказуемой, и к ней придется как-то привыкать. Если же вы «переобулись» вовремя, то никакая «обкатка» с перечисленными выше ограничениями вам не нужна.

Обкатка новой шипованной резины

Стоит сразу же отметить, что все сказанное ранее справедливо и для зимних шин. Пугают и смазкой, которая на снегу или на льду вообще делает автомобиль плохо управляемым. И о мифической гладкой поверхности протектора тоже поговаривают. Единственное, что очень похоже на правду – это привыкание водителя к новой управляемости.

На зимних шинах по снегу или льду машина действительно ведет себя иначе, чем по сухому асфальту на летних. Но это и так понятно, и с обкаткой не имеет абсолютно ничего общего. Любой здраво мыслящий водитель понимает, что какой бы хорошей не была бы резина, зимой управляемость значительно ухудшается, а тормозной путь увеличивается.

Мнение №5. Смазка в установочных отверстиях для шипов

Гораздо интереснее это, и следующие два мнения. На них стоит обратить внимание, но тоже в рамках здравого смысла. Прежде всего, не лишним будет обратиться к официальному источнику, который называется «Правила эксплуатации автомобильных шин» АЭ 001-04. В этом документе и в самом деле есть кое-что про обкатку шин.

А именно, про обкатку зимних шипованных шин. Там сказано, что на легковых автомобилях с установленными новыми покрышками с шипами необходимо произвести обкатку на протяжении 800-1000 км, не превышая, при этом, максимальную скорость в 70 км/ч. На этот же документ ссылаются и производители зимней шипованной резины, когда пишут рекомендации относительно обкатки. На некоторых современных покрышках этого типа даже наклейки клеят, на которых кратко обозначены эти же советы.

Заметьте, в упомянутом выше официальном документе нет ни одного слова касательно обкатки летней резины. Даже про обычную зимнюю, которую в народе называют «липучками», там ничего такого нет. Только шины с шипами нуждаются в обкатке. К сожалению, в этих правилах не поясняется, с чем связана такая рекомендация. Потому остается полагаться только на мнение экспертов и здравый смысл. Кроме того, следует учесть, что данные правила были придуманы в далеком 2004 году. А с тех пор, как говорится, технологии шагнули вперед. Соответственно, большинство того, чего «боялись» шины тех годов производства, сегодня попросту неактуально.

Так вот, в свете всего вышесказанного вернемся к смазке в установочных отверстиях для шипов. В этот раз смазка используется производителями для того, чтобы шипы легче было вставлять на свои места. А вот пользователи с изощренной фантазией склонны думать, что из-за этой самой смазки шипы, если их не обкатать, быстро выпадут. Якобы обкатка нужна для того, чтобы остатки смазки выветрились. Очень даже похоже на адекватное мнение. Но не совсем.

  1. Во-первых, как уже было сказано выше, практически никогда шины сразу с конвейера не попадают к конечному потребителю. До этого момента они некоторое время лежат на складах, а потом еще немного у продавцов. Соответственно, у смазки есть достаточно времени для того, чтобы испариться.
  2. Во-вторых, выпадают из-за остатков смазки только те шипы, которые были установлены кустарным способом. Если же они смонтированы на заводе с соответствующим качеством (о котором говорит цена оригинальной заводской шипованной резины), то вероятность того, что они выпадут вначале эксплуатации такая же, как и при всем последующем пробеге.

Вывод. Обкатка шипованной резины с целью «выпаривания» смазки под шипами – это миф. Если шипы устанавливались самостоятельно или где-то «в подвале», то тогда хоть обкатывай их, хоть нет – они все равно быстро растеряются. И смазка тут ни при чем.

Мнение №6. Шип и его оптимальное положение в посадочном месте

Здесь имеется в виду, что обкатка шин нужна для того, чтобы установленные шипы в бережном режиме заняли оптимальное положение в посадочном месте. Якобы без этого они сразу же начнут вылетать, и уже к середине зимы большинство из них окажутся безвозвратно потерянными.

В принципе, это мнение имеет право на жизнь. Но опять же, в тех случаях, когда шипы были установлены самостоятельно или в кустарных условиях. На качественной резине с шипами, которые вставлены на заводе, они изначально находятся в оптимальном положении, и в течение обкатки никуда смещаться не должны. В этом можно убедиться, если сравнить выступающие части шипов до установки, и после первых сотен пробега.

Вывод. Если резина из категории бюджетной, то шипы действительно могут интенсивно выпадать при экстремальной езде. В таких случаях в обкатке шин есть кое-какой смысл. А так, по большому счету, никакая зимняя резина с шипами не предназначена для скоростной езды и резкого маневрирования. Если большую часть зимы вам приходиться ездить по очищенному от снега и льда дорожному покрытию (в особенности, по трассах между населенными пунктами), то от покупки шипованной резины есть смысл отказаться вовсе. Для такого режима эксплуатации больше подходят обычные зимние шины, называемые в народе «липучками».

Мнение №7. Скорость и центробежная сила

Последнее, о чем стоит поговорить, это центробежная сила. Чем быстрее едет автомобиль, тем с большей скоростью вращаются колеса. А чем быстрее вращаются колеса, тем сильнее центробежная сила. А чем она сильнее, тем больше шансов, что под ее воздействием шипы будут покидать свои места. Это более чем похоже на правду. Но те, кто такое советует, не учитывают два нюанса.

  1. Во-первых, центробежная сила зависит не только скорости вращения, но и от массы тел, на которые эта сила воздействует. В случае с шипами, хоть они и металлические, эта сила настолько ничтожна, что для отрыва их с посадочного места ее крайне недостаточно.
  2. Во-вторых, к обкатке шин этот момент не имеет абсолютно никакого отношения. Центробежная сила одинакова что на новой резине, что на проехавшей несколько тысяч километров. Шипы, как уже было сказано ранее, в качественных шинах изначально установлены «намертво», и сила их удержания после так называемой обкатки никак не меняется.

Итоги

По итогу приходим к следующим выводам. Во-первых, обкатка летней резины – это полная чушь. Так было и более десяти лет назад, когда вступили в силу упомянутые в статье правила. Во-вторых, обкатка зимней резины без шипов – это такая же чушь. От летней она отличается только рисунком протектора и составом. В-третьих, обкатка шипованной резины – все же, не помешает. Она заключается в ограничении скорости и агрессивной езды.

Собственно, этих рекомендаций стоит придерживаться и после обкатки. Шипованная резина не для скоростной езды придумана, а для улучшения сцепления со снегом и льдом. Да и то, при температурах от 0°C до -15°C. За пределами этого диапазона шипы не работают, а только ухудшают управляемость.

Данная статья к тому, что я переобулся. Резину поставил Йокохама, ту о которой писал ранее. Сегодня в неспешной езде (максимум 90км.) проехал на ней 250 км. На трассе (голый асфальт) резина вела себя хорошо, ну а дальше поглядим.
Ну и небольшая статья о том, стоит ли обкатывать новую резину…На самом деле – вопрос совершенно не сложный и особого повода для дискуссии тут нет. Для корректного ответа на вопрос об обкатке шин нужно вспомнить технологию их производства. Если коротко и в сильно упрощенном виде — делают шины из горячей каучуковой смеси в специальных формах. Внутренние поверхности формы при этом гладкие сами по себе, и кроме того еще смазываются специальными смазками для упрощения извлечения готовой шины из формы. Эта технология универсальна для всех производителей и моделей шин, как летних, так и зимних.

Что получается в результате? А в результате поверхности протектора новой шины абсолютно гладкие (а не пористые, как структура резины), да еще и содержат остатки заводской смазки формы. Совершенно естественно, что до тех пор, пока шины не «притрутся» к дороге и с протектора не сотрется смазка – их основные свойства будут сильно занижены, особенно это актуально для зимних шин и на мокром и/или скользком дорожном покрытии. Именно поэтому производители шин настоятельно рекомендуют проявлять крайнюю осторожность на дороге в первые 500-700 км пути на новых шинах.

И рекомендации эти очень мало касаются ресурса шин (как думают многие автолюбители), речь идет прежде всего о безопасности вождения, не больше и не меньше. С точки зрения ресурса, шины в обкатке совершенно не нуждаются.

Аналогична ситуация и с шипованными шинами. В Интернете и даже в шинных центрах часто можно встретить продавцов, которые убежденно Вам будут рассказывать о том, что шипы «усаживаются», что можно их потерять, если не обкатать и т.д. Возможно, это как-то касается шин с кустарно установленными шипами, но если шипы установлены на заводе-изготовителе покрышки – вероятность потери шипов одинакова для первых 500 и для последующих 5000 км.

Но это совсем не означает, что на новых шипованных шинах можно сразу позволять себе агрессивную езду! Собственно, шипованные шины в любом случае гораздо хуже ведут себя на асфальте (особенно мокром), чем аналогичные шины без шипов, а с учетом гладких поверхностей протектора и остатков заводской смазки на нем, необходимость в спокойной «обкатке» существенно возрастает.

Кроме этого, чаще всего новые зимние шины покупают перед началом зимнего сезона, и в первый раз их устанавливают на автомобиль сразу после летней резины. А учитывая тот факт, что в большинстве своем зимние шины требуют более осторожного вождения и не предназначены для высоких скоростей – к зимним шинам нужно в любом случае привыкать (даже если они не новые). Поэтому, и с этой точки зрения повышенная осторожность в этот период (первые 500-700 км) необходима и обязательна.

Таким образом, новым шинам обкатка, как таковая, не нужна, но она крайне нужна водителю, ибо новые шины в первые несколько сотен километров пути демонстрируют крайне плохие характеристики сцепления с дорожным покрытием. Чем это чревато, думаю, рассказывать не стоит.

Исходя из всего вышесказанного, на любых новых шинах (особенно зимних и особенно шипованных), в первые 500-700 км пути следует ездить крайне осторожно, не допуская резких торможений, разгонов, поворотов на повышенной скорости, превышения скоростного режима и прочих элементов экстремального и агрессивного вождения. И беспокоиться при этом нужно в первую очередь о собственной безопасности, поскольку ресурс и характеристики шин

Читайте также: