Нужно ли запасное колесо

Опубликовано: 15.05.2024

С каждым автомобилистом на дороге могут случиться непредсказуемые ситуации. И если некоторые можно решить быстро, то с другими придется прилично повозиться. Например, лопнувшее колесо - самая распространенная проблема на дороге. В таком случае, приходится ставить запасное, но что делать, если его нет? Тогда на помощь приходит докатка.

Для чего нужна докатка в автомобиле и чем отличается от запасного колеса

Докатка - это своеобразный костыль, который помогает докатить автомобиль до ближайшего сервиса для замены колеса. Не все автомобилисты знают, сколько вообще можно проехать на таком колесе. Рассмотрим детально, что собой представляет этот элемент и в каких случая может пригодиться.

Докатка - это любое запасное колесо, которое отличается размерами шины и диска от стандартного колеса, устанавливаемого на транспортное средство. Заметим, что модель шины должна совпадать с основным комплектом покрышек. Как правило, производители применяют именно докатку, а не запасное колесо, чтобы сэкономить пространство в багажнике и сделать автомобиль более дешевым.

Но не у каждой машины сегодня предусмотрена докатка. Например, на автомобилях в Европе намного чаще можно встретить в багажнике докатку или полноценное запасное колесо, чем в России. А вот компании из Японии, Кореи и Китая предпочитают применять полноценное пятое колесо, еще и дополняют его легкосплавным диском. Это адаптация к тем условиям, где планируется эксплуатировать транспорт. Понятно, что на запасном колесе можно ездить сколько угодно. Однако, это относится только к теплому времени года. Как правило, запасное колесо укомплектовано летней резиной. А если поставить такое колесо зимой, то оно на полном праве будет являться докаткой. Даже водитель без опыта почувствует что-то неладное в поведении транспорта. Поэтому, если планируется использовать докатку в зимний период, нужно учитывать некоторые правила.

Для чего нужна докатка в автомобиле и чем отличается от запасного колеса 3

Если до сервиса, где можно заменить колеса, долго ехать, то докатку следует ставить на заднюю ось, даже если придется переставлять колеса. Точно такое же положение относится к машинам с системой заднего привода.

Заметим, что все докатки, применяемые в автомобилях, могут различаться. От типа зависит давление внутри шины. Как правило, этот параметр указывается на табличке. Иногда она располагается на самой шине. Некоторые производители укладывают в багажник запаску с шиной, ширина которой приблизительно равна обычной покрышке. Она дополняется стальным диском, диаметр которого меньше установленного диска. Это колесо берется от этой же модели в базовой комплектации. Внешне запаска может совпадать с колесами, но параметры высоты и ширины разные.

Для чего нужна докатка в автомобиле и чем отличается от запасного колеса 4

Еще одна разновидность докатки - колесо со стандартным диском и шиной с невысоким протектором. С таким элементом нужно быть более осторожным особенно зимой. Даже если поставить колесо на заднюю ось, автомобиль может легко занести.
Водители в России больше всего ненавидят докатки европейского типа. Они очень тонкие и узкие. Такое колесо следует ставить на заднюю ось вне зависимости от того, какая погода стоит на улице. Кроме того, в докатке должно быть давление на уровне 4.2-4.5 бара. Главное правило при эксплуатации элемента - не превышать допустимый скоростной режим на уровне 80-90 км/ч.

Для чего нужна докатка в автомобиле и чем отличается от запасного колеса 5

Итог . Докатка выручает водителя, когда нужно доехать до ближайшего сервиса для замены колеса. Однако, в разных автомобилях могут применяться разные элементы.

Каким должно быть запасное колесо автомобиля?

Мой первый опыт прокола колеса был похож на финал фильма «Вокзал для двоих». Там герой Олега Басилашвили бежит по зимней дороге, опаздывая в тюрьму на перекличку, не успевает и прямо на дороге начинает играть на аккордеоне. Вот, все то же самое было и у меня, только без музыки.

Запутанные дворы вокруг колонии на окраине города, документы на аукцион по поставке мяса и 7 минут, чтобы успеть довезти их до КПП. И в этот момент я зацепляю колесом металлический штырь, резина мгновенно опадает, я бросаю машину и бегу с документами к входу в колонию. Все получилось, но вместо триумфа мне предстояла установка запасного колеса, а как поставить запаску я только предполагал. Каково же было мое удивление, когда в багажнике обнаружилось новое, но меньшее по диаметру колесо. Я в тот момент еще не знал, что редко, какая запаска соответствует штатным шинам.

В новых автомобилях запасное колесо почти всегда входит в обязательную комплектацию. И когда владелец открывает багажник и смотрит в поддон, его ждет 4 варианта развития событий. Конечно, если, они, как и я, не обратили на это внимания в автосалоне. Есть так же машины с запасным колесом сзади.

Колесо для докатки

Это диск с покрышкой меньшего диаметра, как правило, на 1 дюйм относительно основных колес. Его нельзя считать запасным в полном смысле, оно предназначено для временного использования, чтобы попасть в ближайший шиномонтаж или магазин, где можно сделать подбор шины. Диски на докатке обычно стальные. Весь смысл такого колеса – снижение себестоимости комплектации авто при производстве. Многие говорят еще и о снижении веса снаряженного автомобиля, но это совершенно некритичное влияние.

Итак, в докатке перед установкой проверяют давление. При возможности подкачивают больше, чем штатные колеса, до 4-4,2 атмосфер. По правилам эксплуатации ездить на разных диаметрах нельзя, но передвигаться к месту ремонта – можно. Установка запасного колеса займет время, и чтобы его сократить, хорошо хранить докатку в собранном и уже накачанном виде.

Полноразмерное запасное колесо

Имеет шину, как и на самом автомобиле. Диск может быть попроще, так называемый тазик или кастрюля. Если остальные колеса – литые, то использовать длительное время запасное колесо «на стали» тоже не советуют. Разная весовая нагрузка на ось, неравномерный износ ходовой. Какая запаска подойдет для постоянной езды? Только полноценное идентичное остальным пятое колесо, причем в двух вариантах – зимнем и летнем.

Баллон со спецсредством

Он предназначен для быстрого ремонта проколотого колеса, но не поможет при значительных повреждениях. Именно тот случай, когда лучше перестраховаться - все равно нужен самостоятельный подбор шины. Диски для запасного колеса можно использовать самые дешевые.

Шины runflat

Установка такого запасного колеса, в основном, на автомобили класса «люкс», им не нужны запасные варианты. Состав резины и конструкция корда таковы, что позволяют машине ехать до ремонта даже со спущенным колесом: покрышка не спадет, сцепление с дорогой сохранится.

Если же в специальном отсеке багажника, на крыше или на задней двери предусмотрено место для хранения запасного колеса, то оно должно входить в комплектацию нового автомобиля. Машины с пробегом могут быть в разном состоянии, но и у них, как правило, запаска в наличии. Каким должно быть запасное колесо, чтобы им можно было максимально быстро воспользоваться?

1. Существующим. То есть оно в принципе должно быть. Есть водители, которые даже не представляют, какая запаска лежит в их автомобиле и лежит ли вообще. Тем не менее, информирован, значит вооружен, все это знают.
2. Накачанным. Проверять давление в нем рекомендуют ежемесячно вместе с диагностикой штатных колес. Или возите с собой компрессор, тогда установка запасного колеса потребует больше времени, но хватит своих сил.
3. Целым. Разговоры на счет износа запасного колеса от трения в багажнике, конечно, вызывают улыбку. Но если у вас уже б/у автомобиль, то на целостность шины влияет срок ее хранения.Проверяйте резину запаски хотя бы 1-2 раза в год: трещины, белый налет – поводы для замены, иначе и до ремонта можно не доехать.

Новичок российского рынка Renault Kaptur определенно недосчитается какого-то числа покупателей из-за особенностей комплектации, которые производитель, видимо, счел не очень важными в конкурентной борьбе. Речь о некоторой алогичности в оснащении этой модели запасным колесом. Это ни в коем случае не наезд на достаточно яркий и инженерно-гармоничный Kaptur, а просто пример. Но у многих конкурентов Каптюра с запасным колесом полный порядок. Например, в Hyundai Creta полноразмерная запаска, как минимум на стальном диске, уложена в багажник — для всех комплектаций. Это нормальный подход производителя, намеревающегося добиться хороших продаж (и заодно репутации) в России.

Renault Kaptur

Думали о хорошем

И мы с коллегой недалеко от Северного Полярного круга как-то имели случай созерцать Nissan Juke, плетущийся с хлипкой докаткой на передней оси по бескрайнему карельскому грейдеру. Надеемся, его экипаж благополучно добрался до какой-нибудь мастерской.

Замена колеса

С другой стороны, прокол колеса — явление отнюдь не повседневное и не регулярное. Многие ездят годами, по нашим вот этим самым дорогам и вокруг них, и все нормально! Стоит ли переживать, если в багажнике бублик-недоросль? Может, сгодится и докатка?

Ремкомплектом по бездорожью

Ремкомплект

Ремкомплект вместо запаски становится вполне распространенной опцией и потихоньку перебирается из премиум-сегмента на более простые машины. Хотя ковыряться с ремонтом колеса в нашей специфичной стране, где подчас и обочины-то нет, занятие на тонкого ценителя. Впрочем, владельца Kia Rio по-любому проще представить с «затычкой» и клеем в руках, чем водителя Porsche или Cadillac.

Технология «Run Flat» (дословно — «бежать на спущенном») до бюджетных машин если и доберется, то очень нескоро. Шины с усиленными боковинами и бортовым кольцом, не дающим спущенной шине сползти с диска, — вещь сама по себе хорошая. Они менее подвержены повреждениям в принципе, а с проколом вполне выдержат сотню километров. Для чего и придуманы.

RunFlat

Надо сознавать, что для обитателей премиум-сегмента перечисленные недостатки недостатками не являются. Бог им в помощь! Но и нам тоже, поскольку ремкомплекты и докатки по объективным причинам не внушают должного спокойствия и уверенности на дальних дистанциях.

Половина россиян, по данным одного из опросов, считает российские дороги плохими либо очень плохими — и именно такие они и есть в половине случаев. Само количество шиномонтажных пунктов в России дает понять, что с дорогами у нас что-то не так, и шиномонтажный бизнес востребован отнюдь не только в сезоны перекидывания комплектов.

Докатка — добро или зло?

докатка

Всё остальное неоднозначно и требует изучения. Не исключено, что докатка дороже в производстве, чем обычное колесо, и потому ее присутствие удорожает автомобиль. Не исключено, что при эксплуатации докатки могут возникнуть перегрев дифференциала и ступицы, а также капризы системы ESP (при большой разнице диаметров со штатными колесами).

Естественно, никто и не требует от докатки подвигов, это всего лишь костыль, его задача — помочь доковылять до мастерской. Поэтому избегайте героизма и, если придется, старайтесь ставить докатку все же на заднюю ось — так безопаснее. И внимательно читайте инструкцию относительно давления в докатке — привычные значения ей не годятся.

Отдельная тема — взаимоотношения докатки с законом. Пункт 5.5 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» прямо запрещает устанавливать на одну ось шины различных размеров и конструкций, с различными рисунками протектора и т.д. В то же время в ПДД есть пункт 2.3.1: «При возникновении в пути прочих неисправностей (…) водитель (…) может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности». Пробитое колесо или докатка не входят в число неисправностей, при которых движение категорически запрещено.


Вопрос «Нужна ли запаска в автомобиле?» время от времени вызывает дискуссии на автомобильных форумах. Не такие, конечно, горячие, как обсуждения марок моторных масел, — те вообще часто приводят к банам за мат и личным конфликтам. Но, как, впрочем, и в любых других ситуациях, многие считают свой взгляд на необходимость запаски единственно верным, а приверженцев иной точки зрения — людьми недостойными и малоумными. Сторонники ненужности запаски нередко доказывают её бесполезность тем, что ни разу за 5/10/15 лет она им не пригодилась. В качестве доказательства этот аргумент выглядит не очень убедительно, и принимать его во внимание мы не станем. Куда серьёзнее выглядят протесты против запасного колеса, объясняемые местом, которое оно занимает в багажнике, а также увеличением массы автомобиля, что, в свою очередь, повышает расход топлива. С этим не поспоришь. Запасное колесо и вправду занимает немало места, а его вес, как и вес любого перевозимого груза, сказывается на расходе. И хотя в большинстве моделей под запаску отведено специальное место под полом багажника, многие пытаются убрать оттуда запасное колесо, заполнив это место более нужными, по их мнению, вещами. Сторонники необходимости запаски утверждают, что есть она не просит, места и так хватает, а в случае повреждения покрышки можно в пять минут решить проблему. И эти аргументы выглядят очень убедительно. Так как же правильно поступить? Возить с собой запасное колесо, или оставить его в гараже, освободив немало места и снизив массу автомобиля? Если попытаться рассмотреть вопрос объективно, забыв на время личные взгляды, вкусы и предпочтения, то можно прийти к следующим выводам:

  1. Передвигаясь по маршруту «дом → работа → супермаркет → дом» вполне можно обойтись и без запаски. Особенно, если этот маршрут не велик. Особенно, если вы уверены, что в случае прокола вы сможете самостоятельно починить покрышку «жгутиком» или аэрозольным герметиком. Или же в списке контактов вашего телефона найдутся те, кто приедет на выручку по первому зову.
  1. Отправляясь в загородную, а, тем более, в дальнюю поездку, запаску всё-таки лучше взять с собой. Ремонтные наборы не помогут в случае разрыва покрышки или серьёзного пореза. Да и не всегда есть возможность ими воспользоваться: представьте, что прокол случился на заснеженной трассе, ночью. В мороз и метель. Захочется ли вам в такой ситуации возиться с аэрозолями и жгутиками?

Домкратить на морозе машину и менять колесо, конечно, тоже не самое весёлое занятие. Но эта операция хотя бы гарантированно вам поможет, и вы спокойно продолжите путь. С ремонтными наборами — возможны варианты.

ВАЖНО: Планируя в случае прокола использовать тот или иной ремонтный набор, убедитесь заранее, что вы хорошо понимаете, как его применять, и справитесь с этой работой. Если по той или иной причине вы не сможете это сделать, лучше узнать об этом заранее, а не на трасса, со спущенным колесом.

Полноразмерное запасное колесо или докатка?

Чем отличается докатка от обычного колеса?

Придя к выводу, что запаску всё-таки лучше взять в дорогу, мы подходим к необходимости решения следующего вопроса. Что возить в качестве запаски, докатку или полноразмерное колесо? Решать этот вопрос мы оставим вас в одиночестве, но снабдим перед этим необходимой информацией. В чём их отличия? С полноразмерным колесом всё понятно. Это ваше пятое колесо, такое же, как и остальные. В идеале, если и диск, и покрышка на полноразмерной запаске будут такие же, как и на остальных колёсах. В этом случае вы сможете продолжить путь на запаске без каких-либо ограничений. Если же на машине стоят литые диски, а запаска на штамповке, лучше будет при первой возможности починить и поставить «родное» колесо. Разные диски отличаются по массе, что может привести к аварийной ситуации при торможении, в особенности, на зимней дороге. Кроме того, различная нагрузка приведёт к неравномерному износу подвески и резины. Поэтому, если вы уж заморочились, и возите с собой полноразмерную запаску, есть смысл сделать её не только полно-Размерной, но и полно-Ценной. Отличие докатки от полноразмерного колеса в том, что она дешевле, меньше и легче. Ширина покрышки может быть чуть ли не вдвое уже обычной, а часто и диаметр докатки на размер меньше, чем рекомендуемый для вашей машины. К плюсам такой компактности можно отнести небольшой вес и минимум места, которое докатка занимает в багажнике. К минусам — её неполноценность.

ВАЖНО: Езда на докатке возможна лишь в ограниченном скоростном режиме. Возможная максимальная скорость 80 км/ч, иногда — даже 60

Информация о максимально допустимой скорости указана на самой докатке, и не следует этим предупреждением пренебрегать. В противном случае можно остаться на дороге и без основного, и без запасного колеса. Но не следует в этих ограничениях видеть слишком уж крупный недостаток докаток. И крупные сервисные центры, и мелкие шиномонтажки на современных дорогах встречаются довольно часто. Поставив запасное колесо, хоть и неполноценное, вы не спеша доедете до ближайшего сервиса, где почините основное колесо.

В вашей машине запаска не предусмотрена!

В последнее время многие производители отказываются от запасных колёс в комплектации, и поставляют автомобили на рынок вовсе без них. Обычно в комплектации такого автомобиля предусмотрен ремонтный набор для заделывания проколов. Но, как мы уже говорили выше, такой набор не поможет при порезе, и не всегда будет удобен. Как быть в таком случае? Можно, конечно, докупить полноразмерную запаску или докатку, но будьте готовы к тому, что она займёт много места в багажнике, если в машине не предусмотрено специальное место для запаски. Что же, в поездках, когда необходимо подстраховаться на 100%, придётся пожертвовать частью полезного объёма.

RunFlat Что такое технология RunFlat?

Компромиссом между нежеланием (или невозможностью) возить запаску и страховкой от дорожных неприятностей, связанных с проколами, может стать покупка шин, изготовленных по технологии RunFlat. Боковина такой резины имеет увеличенную жёсткость, и даже на спущенном колесе можно проехать до 100 км.

ВАЖНО: Из-за высокой жёсткости езда по некачественным дорогам на этих шинах будет не очень комфортной.

Но такие шины имеют и ряд минусов. Во-первых, цена. Стоят они в среднем на 20-50% дороже аналогичных обычных. Во-вторых, не на каждой шиномонтажке возьмутся за их обслуживание: усиленные боковины требуют применения особого оборудования, и не везде оно есть. Но даже если вам и починят такую покрышку, всё равно в итоге придётся менять обе, расположенных на одной оси. Что опять же приведёт к немалым расходам. К какому же выводу можно прийти? В общем-то, к тому же, с чего и начали. Каждый водитель решает для себя, нужна ему запаска, или нет. Надеемся, информация из нашей статьи поможет вам принять вам верное для себе решение. Желаем вам безопасности на дорогах!

Новые легковые автомобили продаются на штатных летних колесах. Зимняя резина должна приобретаться автомобилистами за свои деньги дополнительно. В итоге осенью перед многими встает вопрос, покупать ли вместо четырех зимних шипованных покрышек еще и пятую для перебортировки запасного колеса, чтобы в случае прокола поставить его вместе с остальными. Или на время сгодится летняя «запаска»?

На одной оси разные колеса

Требования к использованию зимних и летних покрышек содержатся в нескольких документах. В первую очередь это Правила дорожного движения (ПДД), а точнее приложение к ним под названием «Перечень неисправностей при которых эксплуатация транспортного средства запрещена». Кроме того, нормативы по состоянию технической части машин содержатся в автомобильном ГОСТе, а также в Техническом регламенте Таможенного Союза, где прописаны требования по состоянию колес и шин.


Кроме того, в ПДД содержится иной запрет, а именно на использование двух разных шин на одной оси. Если в пути случился прокол, и потребовалось установить «запаску», то она должна быть ровно такой же модели, что и другие колеса. А так как рисунок протектора и состав резины у зимних и летних колес не совпадают, то использовать их вместе на одной оси не допускается.

Если автомобилист будет эксплуатировать летнюю «запаску» зимой, то у инспекторов ГИБДД будут все основания составить протокол. В соответствие с частью первой статьи 12.5 КоАП РФ, «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей».

Пятое колесо

Правда, у водителя есть шансы избежать этого наказания, если он объяснит инспекторам ситуацию и расскажет, что в пути произошло непредвиденное повреждение колеса и пришлось временно использовать имеющуюся летнюю «запаску». Следовать на ней можно только на невысокой скорости и не домой или в гараж, а исключительно к месту ремонта. В этом случае сотрудники ГИБДД вправе ограничиться устным предупреждением.


Однако если реально оценивать ситуацию, то летнее колесо представляет зимой угрозу для водителя и пассажиров. Оно не сможет столь же эффективно тормозить на скользком покрытии, как зимние шины. Поэтому его лучше не применять вовсе.

Лучше всего не рисковать и попытаться починить проколотую зимнюю покрышку с помощью самореза или жгутика из ремкомплекта.

Самым же правильным будет приобрести вместе с зимним комплектом шин еще и дополнительную запасную шину. Ее можно установить на недорогой металлический диск и укладывать в подпол багажника с наступлением зимнего сезона. В этом случае при установке «запаски» не придется себя ограничивать в скорости и в маневрировании.

Новые поправки


Сейчас еще допускается установка разных зимних колес попарно на разные оси машины. К примеру, впереди стоят «шиповки», а сзади поезженные зимние покрышки. В новой редакции Перечня неисправностей закрепляется требование устанавливать на машину только одинаковые зимние покрышки, включая и запасное колесо. Поэтому после принятия поправок в 2021 году летняя «запаска» в зимние месяцы окажется под двойным запретом.

Читайте также: