Перебортовка колес что это такое

Опубликовано: 02.05.2024

В основном памятка для бескамерных шин, но общие моменты подходят и для камерных.
Нужно, всегда выбирать хороший сервис, с квалифицированными мастерами.
И все же, за всем надо следить, но ненавязчиво.

Приехали:
— Проверили все диски на отсутствие царапин (легкосплавные, кованые и т.п.).
— Проверили наличие на колесах всех колпачков, заглушек и т.п.

Перебортировка резины:
— Перед тем как снимут шину, осмотреть на наличие порезов и грыж (особенно важно при переобувке, чтобы потом не было неприятных сюрпризов).
— Следите, чтобы резину не повредили во время перебортировки.
— Проверяем за мастером (всякое бывает) правильность установки направления вращения шины.
— Смотрим, чтобы давление было накачано по норме. Бывает, если покупаете резину на шиномонтажке, то мастера специально недокачивают, чтобы ни дай бог не вылезла где-нибудь грыжа на старой резине.
— Балансировочные установки настолько понятны, что можно самому издалека увидеть, что колесо отбалансировано 100% (некоторые установки при этом даже играют мелодию).

Перебортировка зимой и в минусовую температуру:
— В сильный мороз домкраты у шиномонтажек часто замерзают, но пневматические нет.
— Резина дубеет, и многие станки могут поцарапать кромку диска. Следите!
— Лучше выбирать шиномонтажку с теплым боксом, действительно теплым (+10 и выше).
— На зимней шипованной резине можно ездить до +7, дальше шипы попросту вылетают из мягкой резины. И на асфальте держитесь подальше от «зашипованных», шипы могут вылететь в лобовое стекло или фары.

Уезжаем:
— Проверили еще раз все, что перечислено в пункте «Приехали».
— Проверили, что хорошо прикручены все колеса (лучше за этим следить сразу).
— Берем чек или какую либо бумажку с печатью, о выполненной работе (не обязательно).
— Выезжаем с шиномонтажки (без музыки!), и слушаем наличие посторонних шумов.

Хранение резины:
— Шины желательно хранить накаченными в сборе с диском.
— Перед длительным хранением замечательным будет помыть колеса на мойке со специальными шампунями, чтобы смыть дорожную грязь, соль и химию.
— Без диска одну шину на другую лучше не класть, нижние примнутся (особенно если 4 шины). Лучше в гараже хранить вертикально, и периодически (раз 1 в месяц) проворачивать, также чтобы протектор не потерял форму.
— Если резина будет храниться в пакетах, то целиком закрывать не нужно, а снизу на ¼ оставить открытой, резина должна «дышать».

Все претензии к работе высказываем не уезжая с шиномонтажки. Иначе, если уехать, то при обнаружении каких-либо косяков, сложно будет что-то доказать.
И никогда не оставляйте машину на доверие персоналу.

Плюсы и минусы перебортовки колес

Несмотря на долгий срок службы, автомобильная резина является таким же расходным материалом, как воздушный фильтр, салонный фильтр или технические жидкости, залитые внутрь агрегатов. При частой смене транспортного средства, владелец, как правило, использует один комплект покрышек, с которыми он и приобрёл автомобиль, потому что ходимость их в пределах 60-80 тысяч километров при гражданской эксплуатации сегодня не редкость. Если автомобилист не живёт в южных широтах, то ему всегда приходится сталкиваться с сезонной сменой колёс.

Многие предпочитают иметь второй комплект дисков, чтобы самостоятельно менять летние колёса на зимние без использования услуг шиномонтажных автомастерских. Если финансы не позволяют или есть на то какие-либо другие причины, водитель занимается перебортировкой шин. Это вынужденное снятие покрышки с диска для её замены на другую, из-за повреждения, для ремонта шины или диска.

Преимущества перебортировки

Она требуется иногда любому колесу, независимо от того: всё с ним в порядке или нет. Для чего применяется эта процедура и какое положительное влияние оказывает, рассмотрено далее:

Перебортовка колеса

Недостатки перебортировки

  • Повреждение датчиков давления. При нехватке опыта, спешке или по каким-то другим причинам, мастер может случайно повредить недешёвый приборчик, тем самым доставив неудобств владельцу шин. К счастью, благодаря повсеместному внедрению датчиков давления, найти мастера, который с ними бы не работал, почти невозможно.
  • Невозможность вернуть шину на диск. Такое бывает, когда после разбортировки колеса выявилась неисправность или повреждение, которое не подразумевает дальнейшей эксплуатации шины или диска. Если она не может устраниться на месте, то приходится доставать запаску при наличии таковой. Это может быть трещина, боковой порез, сильная погнутость диска.
  • Высокая стоимость. При регулярной смене резины, особенно когда владелец может похвастать дорогими покрышками, широкими, спортивными, на дисках большого радиуса, шиномонтаж недёшев. Это связано с большими усилиями и осторожностью при разбортировке. Может сложиться такая ситуация, что проще докупить второй комплект дисков для новых покрышек, чем постоянно платить шиномонтажнику.
  • Проблемы с составными дисками. Некоторые колёсные диски состоят из нескольких частей. Для легковых автомобилей они часто собираются раз и навсегда, используясь потом как обычные. Для внедорожников внутри них могут вставляться специальные распорки, препятствующие соскакиванию спущенной шины в грязи. В таком случае любая разбортировка подразумевает разборку диска, что гораздо сложнее, дороже и дольше, чем просто снять покрышку при помощи разбортировочной машины. К тому же, мало кто из мастеров имеет опыт переборки таких дисков.
  • Повреждение шины или диска при перебортировке. К сожалению, не во всех шиномонтажных мастерских работают высококвалифицированные специалисты. Нехватка опыта, спешка, низкопрофильная резина – всё это повышают риск повредить колесо во время процедуры. Не всегда владелец мастерской согласится возместить ущерб. Чаще всего он пойдёт на попятную, чтобы сохранить доход, пусть и в ущерб репутации. Дабы не попасть в подобную ситуацию, всегда следует выбирать проверенные мастерские, которые дают чеки на оказанные услуги и составляют акты приёма-передачи.

В шиномонтаже

Выводы

Перебортировка колес

Перебортировка колес – это вынужденное, повторное снятие шины с диска, которое осуществляют по причине повреждения камеры, диска и ската. Также перебортировка проводится при наступлении нового сезона смены шин (так называемое «переобувание» автомобиля с зимней резины на летнюю и наоборот).

Процесс перебортировки колес

Как проводится бортировка колес? Колесо снимается со ступицы, аккуратно кладется на землю. Затем с помощью специальных щипцов с кромки диска удаляются балансировочные грузы. Это необходимо делать для того, чтобы шиномонтажный станок не ободрал ими краску диска. Колесо нужно очистить перед балансировкой. Перед разбортировкой посадочное место ската покрывают мыльным раствором, что способствует уменьшению степени трения шины и диска. Это позволяет минимизировать риск мелких и едва заметных разрывов резины.

Новая покрышка продувается компрессором, чтобы были удалены грязь и пыль. В протекторе шины не должно быть никаких инородных предметов, например, камней, гаек и т.п. Если покрышка уже была в употреблении, то нужно внимательно осмотреть ее на наличие острых предметов. Камерные шины должны иметь тальковое покрытие. Оно необходимо для предотвращения приваривания шины к покрышке. Перед тем как накачать колесо, нужно обработать герметиком место прикосновения шины и диска, чтобы исключить утечку воздуха.

Для того чтобы при перебортировке легкосплавных дисков не возникли царапины и другие повреждения, нужно использовать пластиковые накладки на лапах шиномонтажного станка. К сожалению, ни одна перебортировка колеса не может пройти без повреждений. Главная задача специалистов, выполняющих шиномонтажные работы, – сделать их минимальными и незначительными. Идеальный вариант – приобрести еще один комплект дисков, на который установить зимнюю или летнюю резину. Это позволит избежать сезонной перебортировки колес.

Профессиональная перебортировка

Перебортировка колес
На шиномонтаже уже давно не проводят перебортировку колес вручную. Для этого используется специальное оборудование, которое за короткий промежуток времени позволяет переобуть колесо. Самостоятельная перебортировка очень сложна и трудоемка, но, если случится такая ситуация, когда станции шиномонтажа нет поблизости, то без определенного набора инструментов будет не обойтись. Например, понадобятся монтировка, резиновый молоток, монтажные лопатки, жидкое мыло и щипцы для удаления балансировочных грузиков.

Вредна ли перебортовка, зачем нужен азот и как определить «смерть» резины

У автомобилистов самый разгар «переобувки» на летние шины. Мы задали специалистам ряд популярных и, возможно, наивных вопросов, чтобы устранить все пробелы.

Как определить, что летняя шина чрезмерно изношена?

В шиномонтажных мастерских используют специальный щуп, но у большинства шин есть встроенный индикатор износа — чаще всего в виде выступа на «дне» продольных канавок. Его высота — стандартные 1,6 мм, которые равны минимальной допустимой глубине протектора по ПДД. Если обкаточная поверхность шины сравнялась с индикатором, пора обновлять резину. Бывают более сложные индикаторы, отражающие постепенный износ колеса. Напомним, что при малой глубине протектора резко падает эффективность отвода воды из пятна контакта (растет риск аквапланирования), кроме того, шина может потерять структурную прочность.

Индикатор износа на шине: если он сравнялся с поверхностью качения, шину нужно менять

Основные причины неравномерного износа

Помимо сбитых углов установки колес изнашиваться неравномерно шины могут из-за неправильного давления — перекачанные колеса истираются по центру протектора, плохо накачанные — по периферии. Правильное давление в шинах указано в инструкции к автомобилю и на табличках, приклепанных к его кузову, но в среднем составляет 2+ бара (зависит от нагрузки).

Бывает и более экзотический рисунок износа, когда он неравномерный по окружности, что в запущенных случаях приводит к проплешинам в конкретных точках шины. Мастера поясняют, что основных причин две — локальный дисбаланс, который нельзя уравновесить стандартными средствами, либо повреждение металлокорда, например, при сильном ударе. В последнем случае в месте «ушиба» износ может идти по нарастающей.

Можно ли устанавливать на автомобиль диски и шины, отличные от заводских?

Большинство моделей допускают установку дисков иной размерности, однако не любых — список типоразмеров есть в инструкции к автомобилю.

При подборе диска важно уделить внимание не только его диаметру, ширине, крепежу, но и часто забываемому параметру — вылету. Он обозначается после литер ET в миллиметрах, может быть как положительным, так и отрицательным. Скажем, в маркировке диска 7.5J x16 Н2 5/112 ET 35 d 66.6 вылет равен 35 мм. Несовпадение вылета приведет к нерасчетной нагрузке на ступичные подшипники и может лишить гарантии на подвеску, если речь о новом авто.

Как устанавливать направленные и асимметричные шины?

Их часто путают, однако принципы установки такой резины разные. Направленные шины имеют маркировку направления вращения, которую необходимо соблюдать. Для асимметричных шин главное учитывать наружную (outside) сторону.

Как хранить зимнюю резину

Шины без дисков лучше хранить вертикально, пару раз в месяц переворачивая их на долю оборота. Резину на дисках можно хранить горизонтально, но вертикальное положение и регулярные повороты в любом случае предпочтительней.

Причина в том, что брошенная на полгода резина слеживается и деформируется.

— Конечно, когда мы накачиваем колесо, шина выправляется, но, бывает, не до конца, — рассказывает специалист по шиномонтажу Денис Чугунов. — Если отбалансировать колесо с деформированной резиной, при езде она окончательно обомнется и возникнет дисбаланс. Бывает, резина настолько «кривая» после хранения, что приходится использоваться силовые приемы, например, специальное устройство — бустер, которое в ударной манере подает в колеса высокое давление.

Опытный шиномонтажник установит шины по специальной схеме, если будет знать, на какой оси и каком борту работала данная шина в прошлый сезон

Подписывайте колеса

При демонтаже колес их желательно подписывать, чтобы точно знать, на какой оси и каком борту они стояли. Как правило, у современных переднеприводных машин передние шины изнашиваются быстрее, кроме того, неравномерность износа возможна по ширине протектора, поэтому регулярная смена осей и бортов, на которые установлена резина, помогает исключить ускоренное истирание одной пары колес.

Нас консультировал мастер шиномонтажа Денис Чугунов и его коллеги

Можно ли оставить на лето зимнюю резину?

Формально, технический регламент Таможенного союза еще с начала 2015 года запрещает использование в летние месяцы шипованной резины, однако штрафа пока не предусмотрено. Вероятно, законопроект о сезонности шин одобрят к осени этого года, а штраф составит 2000 рублей.

Зимняя нешипованная резина летом изнашивается в ускоренном темпе, а мягкий состав может «поплыть» в жару, резко снизив сцепные свойства. Такой вариант допустим разве что в качестве временного. А вот шипованную резину при достаточной глубине протектора можно доносить летом, однако желательно удалить из нее шипы.

Есть ли смысл накачивать колеса азотом?

— Азот меньше просачивается через микропоры и, в отличие от кислорода воздуха, не провоцирует старение резины и коррозию металлических деталей. Кроме того, он снижает риск перегрева, — поясняет Денис Чугунов. — Однако для обычных автомобилей накачка шин азотом, по большому счету, бессмысленна: у нас шины просто не живут так долго, чтобы эффект от азота почувствовался. Мы предлагаем эту услугу желающим, но не навязываем.

Нужно ли делать балансировку, если шины хранятся на дисках?

Балансировка делается при каждой смене колес в любом случае.

Вредна ли для шин регулярная перебортовка?

При достаточной квалификации мастеров не вредна, однако бывают прецеденты, когда неопытные мастера ломают внутренний обод резины, которым она примыкает к диску. И если мелкие дефекты устранимы, то при изломе внутренней кромки шина перестает центрироваться на диске.

Для перебортовки используются специальные станки. Мастера говорят, что наиболее сложна перебортовка низкопрофильной резины типа Run-Flat

Что полезно иметь в машине помимо насоса, домкрата и запаски?

В магазинах автозапчастей продаются так называемые наборы для жгутовки — специальное шило и жгуты, позволяющие провести экспресс-ремонт шины в крайнем случае.

— Иногда их используют при ремонте шин в сервисах, но это неправильно. Такие комплекты нужны для временного устранения прокола, — поясняет Денис Чугунов. — Зато они достаточно эффективны и просты в использовании. Но важно помнить: они не предназначены для ремонта боковых проколов. Эффект достигается за счет уплотнения жгута металлокордом при накачивании шины, но в боковине металлокорда нет.

Также невредно возить с собой. камеру. Современные шины бескамерные, однако в форс-мажорной ситуации в дороге при невозможности быстро отремонтировать шину или заменить, в дорожном шиномонтаже можно установить внутрь камеру — решение временное, но эффективное.

— Камера должна быть подобрана по размеру, хотя в редких случаях, по опыту, приходится выбирать на размер меньше, чтобы при накачивании она плотнее прилегала к шине, — добавляет мастер.

При подготовке материала консультировали специалисты компании «Цефей».


Смена летних шин на зимние - одна из самых распространённых проблем у автомобилистов. Очевидно, что данная процедура является обязательной и даже признана официальным нарушением закона в случае отказа от смены покрышек в холодное время. У данного требования есть свои веские причины, ведь из-за недобросовестных водителей с автомобилями на летней резине происходит большое количество аварий во время нелетной погоды и гололёда.

Сама по себе процедура смены зимней «обуви» для автомобиля несложная: покупка шипованных покрышек, демонтаж летних и монтаж оборудования по сезону. Данную процедуру можно выполнить как на СТО, так и самостоятельно.

Однако, нередко можно встретить автовладельцев, меняющих не только резину, но и диски. Споры между водителями, использующих разные методы, не утихают, поэтому попробуем разобраться какой же из них эффективнее.

Для чего менять резину с летней на зимнюю

В условиях повышенной влажности и гололеда значительно затрудняется движение и именно поэтому так важно повысить степень сцепления шины и дороги. Достигается это с помощью использования более мягкой резины, нежели летняя.

Зимние покрышки могут быть как шипованными, так и нешипованными, в зависимости от температуры и погодных условиях в области, где происходит эксплуатация автомобиля. Первый тип будет незаменим во время гололедов и снежных заносов, второй же подходит для поверхностей с небольшим снежным слоем и частично очищенных от осадков. Более подробно про каждый тип можно прочитать на сайте shinomontagproс детальным разбором, и каждый из них хорош, если применять по назначению.

В России холода и осадки появляются внезапно. От неготовности к таким обстоятельствам и происходит большее количество аварийных случаев. Именно поэтому в законе прописаны определённые сроки смены покрышек. Начиная с декабря по февраль включительно все транспортные средства должны быть переоборудованы. При чем, в законодательстве подчёркнуто, что колеса должны быть «переобуты» все четыре, вопреки ошибочному мнению, что достаточно смены на ведущей оси.

Летняя резина идёт в базовой комплектации при покупке автомобиля. Она идеально подобрана под диски, а вот зимнюю придётся выбирать самостоятельно в зависимости от модели автомобиля и погодных условий в районе проживания водителя.

Стоит ли менять колеса зимой полностью

Многие автолюбители давно вместо замены покрышек предпочитают смену всего колеса и у этого решения есть свои веские аргументы:

  • у бескамерной резины (коей являются все современные шины) в месте контакта с диском находится герметизирующий слой, который предотвращает потерю воздуха из накаченного колеса. Эту герметичность не рекомендовано нарушать;
  • по инструкции новая шина применяется к новому диску единожды и даже для ремонта профессионалы стараются её не снимать;
  • при демонтаже резины повреждается не только герметизирующий слой, но и сам диск, глубокие вмятины и царапины которого, также приводят к утечке воздуха.

В совокупности можно сделать вывод, что использование бескамерной шины является одноразовым и именно поэтому целесообразно иметь не комплект новой сезонной резины, набор вместе с дисками. В этом случае покрышка не утратит своих свойств.

Кроме того, колеса можно без труда сменить самостоятельно, а «переобуть» машину в новую «обувь» может только специалист.

Сравнительная характеристика методов

Специалисты не рекомендуют тратится на новый комплект колёс автовладельцам, которые часто меняют транспорт, так как даже при повреждении герметичности, можно применить камеру. Это выйдет значительно дешевле, чем целое колесо. А вот в случае, если машина длительное время активно эксплуатируется лучше приобрести сменный набор и производить установку самостоятельно, что значительно сэкономит средства.

Для наглядного примера можно посмотреть в таблице все различия, недостатки и достоинства обоих способов подготовить автомобиль к зиме.


Какой бы из способов не подходил больше определенному автовладельцу, процедуру смены резины по сезону стоит проходить обязательно. И дело не только в том, что это является нарушением закона, а в том, чтобы защитить от аварийных случаев в нелетную погоду себя, своих пассажиров и других участников автомобильного движения.

Читайте также: