Плюсы и минусы проставок на колеса

Опубликовано: 06.05.2024

Проставки - плюсы и минусы

Проставки на колеса – специальные приспособления, которые могут располагаться между ступицей и диском. Их использование может быть обусловлено несколькими причинами:

  • необходимость увеличения ширины колеи (изменение вылета колеса в силу технических причин или при выполнении тюнинга автомобиля);
  • изменения схемы крепления диска к ступице (переходные проставки или адаптеры).

Прежде чем купить проставки, важно взвесить все плюсы и минусы от их использования и решить, насколько они необходимы.

Минусы проставок

Отрицательное влияние на динамику движения автомобиля: ухудшается динамика разгона, увеличивается время торможения, поднимается центробежное сопротивление, уменьшается накат машины. Все это приводит к увеличению расхода топлива примерно на 1-1,5 литра в городских условиях.

Управляемость автомобиля при использовании таких деталей снижается. В том числе это происходит за счет того, что при изменении вылета колес машина перестает попадать в стандартную накатанную колею, повышаются риски вылета на скорости. Если проставка не достаточно точно отцентрирована – в этом случае возникают эксцентриситеты, нарушающие баланс автомобиля при движении.

Увеличение вылета колес также отрицательно сказывается на сроке службы отдельных узлов и деталей ходовой части автомобиля: шрусов, ступичных подшипников, рулевых тяг, сайлентблоков.

Установка колеса с вылетом за плоскость кузова способствует дополнительному загрязнению и повреждения порогов, дверей, крыльев вылетающей из-под колес грязью и мелкими камнями.

Есть нарекания к их эксплуатационным характеристикам. Известны случаи, когда шпильки, которыми крепится проставка, откручивались или ломались на ходу. Особенно это характерно при частом передвижении по грунтовой дороге.

Плюсы проставок

Использование проставок имеет и свои положительные стороны.

Например, когда нужно компенсировать большой вылет нестандартных дисков, из-за чего диск сильно садится на ступицу. В этом случае установка такой детали позволяет вернуть показатели к заводской норме.

Переходные адаптеры позволяют без лишних затрат изменить схему крепления диска к ступице (например, вместо 4-точечного установить 5-точечный диск). Это позволяет установить практически любой понравившийся диск.

В случаях, когда используется нестандартная резина или диски, которые задевают колесные арки или иные элементы подвески, расположение колеса дальше от кузова за счет использования проставок позволяет решить данную проблему.

Использование проставок снижает управляемость автомобиля, но при этом повышает его устойчивость за счет снижения центра тяжести.

Подобные детали широко распространены в тюнинге. За счет изменения вылета автомобиль приобретает более брутальный, агрессивный и спортивный внешний вид.

проставки на колеса

Выводы

Взвешивая все «ЗА» и «ПРОТИВ» установки подобной детали, нужно помнить следующее: проставка является важным соединительным элементом, воспринимающим нагрузки при движении и отвечающим, в том числе, за безопасность передвижения на машине. Она вносит изменения в ходовую часть автомобиля, меняет геометрию подвески, тем самым оказывая влияние на работу отдельных узлов и агрегатов. Поэтому при установке проставок необходимо предпринять компенсирующие меры, провести дополнительную настройку ходовой части, чтобы максимально сохранить заводские характеристики автомобиля.

Угроза ресурсу и безопасности? Чем чревата установка колесных проставок

В свое время мы уже касались того, как изменение вылета колесного диска (ЕТ), или же расстояния в миллиметрах между плоскостью крепления диска и его центральной осью, влияет на управляемость автомобиля и ресурс деталей ("Чем чревата установка "неродных" колес?").



Вылет "по заводу" может быть нейтральным, отрицательным или положительным. Изменение этого значения в сторону расширения колеи (выступания диска наружу) относительно заводского влечет за собой негативные последствия как для управляемости, так и для ресурса ступичных подшипников, нагрузка на которые возрастает. Насколько значительно - зависит от разницы между действительным и штатным значениями. Проще говоря, небольшое увеличение вылета (в пределах нескольких мм) хоть и нежелательно, но все-таки не так критично, как значительное изменение данного параметра.

Использование проставок влечет за собой расширение колес, соответственно это равносильно изменению вылета диска. А раз так, то и последствия те же. Да, в автоспорте проставки используются повсеместно, причем они могут увеличивать колею не на миллиметры, а на сантиметры. Но надо понимать, что подвеска гоночных болидов настраивается по многим параметрам. Это во-первых, а во-вторых, ресурс ступичных подшипников в гонках отходит даже не на второй, а на куда более дальний план.


Для гражданского автомобиля и обычного водителя расширение колеи без дополнительных настроек ходовой части никаких дивидендов, кроме "крутого" вида, не обещает. Производитель настраивал автомобиль под одни параметры, а их изменение без компенсирующих мер наверняка приведет к ухудшению изначально достигнутого баланса.

Также следует учитывать, что при расширении колеи колеса могут выступать за переделы кузова. А это чревато, например, пескоструем порогов, дверей и крыльев ("лечится" установкой внешних расширителей арок и более широких брызговиков). Кроме того, выступающее колесо может контактировать с той же аркой (актуально для задней оси).

Впрочем, использование проставок может иметь смысл и даже быть полезным. В каком случае? Когда при использовании нестандартных дисков необходимо компенсировать их слишком большой вылет (чем он больше, тем глубже диск садится на ступицу). Установив проставку нужной ширины, вы можете вернуть этот важнейший параметр в норму.


Но и здесь есть нюанс. В любом случае проставка увеличивает расстояние между ступицей и диском - рассчитан ли на это штатный крепеж? Как правило, нет, поэтому при использовании широких проставок необходимо применение более длинных шпилек или болтов. В противном случае крепеж будет затянут всего на пару витков резьбы, а это чревато потерей колеса в самый неподходящий момент.

Проставки, ступичные адаптеры или колёсные фланцы давно вошли в обиход многих автолюбителей. Для простоты в этой статье я буду называть их проставки.

Прежде всего хочу сказать, что у вас должны быть весомые доводы в пользу проставок и ясное понимание всех возможных вопросов, связанных с их установкой.

Главное правильно подобрать проставку и качественно её установить, тогда проблем быть не должно.

✅ Преимущества проставок

  • Для изменения вылета колеса. Многим иногда просто нравится визуальное изменение вылета колес. Также в случае, если вы купили диск, а он задевает супорт или другие элементы подвески, 3-5-10 мм увеличения вылета за счет проставки может решить проблему.
  • Для смены разболтовки , с целью установки дисков с другой сверловкой.
  • Для расширения колесной базы. Среди тюнинга это встречается часто, потому как более широкая колесная база обеспечивает лучшую управляемость.

❌ Недостатки проставок

  • Увеличивается нагрузка на ступицы и страдает ступичный подшипник. Справедливости ради можно сказать, что при правильной установке, эксплуатации и вменяемом размере проставок нагрузка минимальная и ресурс ступиц с ней справляется. Но тут, конечно, нужно учитывать нагрузки вашего автомобиля.
  • Биение руля или ненадежное крепление колес. При правильной установке верно подобранной проставки таких проблем не возникнет. Так что если чувствуете гул или биение, проверьте правильность установки.

☝️На что стоит обратить внимание

Виды проставок

Разумеется, существует масса предложений на рынке. Отличия как по типу проставки, так и по материалу их исполнения.

Давайте разберемся в этом многообразии.

1. Универсальные (не рекомендую)

Самое большое, на мой взгляд, заблуждение заключается в том, что многие используют неверный тип проставок. Количество отверстий на проставке говорит не об универсальности, а о предназначении. Это так называемые примерочные проставки, которые могут помочь понять сколько именно вам нужно добавить к вылету диска, но ни в коем случае не для постоянного использования.

Проблема этого варианта заключается в том, что в некоторых случаях отсутствует возможность отцентровать диск, что неизбежно приведет к биению при движении.

Кроме того, если ставите проставку такого типа в 10 мм, она может перекрыть центровочное кольцо на ступице и вы уже не сможете отцентровать колесо.

Так же проставка в 10 мм требует замены крепежа, будь то шпильки или болты. Если даже хватит старой резьбы, то крепление будет ненадежным и потенциально опасным.

2. Сквозные проставки-шайбы (условно рекомендую)

Отверстия сделаны конкретно под ваш автомобиль. Внутреннее центральное отверстие совпадает с центровочным отверстием автомобиля, и внешний центровочный выступ, совпадающий с центральным отверстием на диске. Это в свою очередь позволяет отцентровать диск на ступице.

Главным при использовании такого вида проставок является замена крепежа, будь то шпильки или болты, на более длинные.

3. Проставки-адаптеры со шпильками/футорками

Данный вид проставок позволяет не только вынести колеса из арок путём увеличения вылета диска, но и сменить разболтовку для установки других типов дисков.

Проставки с эксцентриком.

Одно из креплений проставки совпадает с креплением на ступице и с креплением на диске.

Такие проставки используют, когда хотят поменять тип крепления с 4-х точеного на 5-ти точечное крепление, и именно поэтому приходится использовать эксцентрик.

Если вы постараетесь поставить обычную проставку с 4-х отверстий на 5 без такого крепления, то отверстие у диска будет в любом случае пересекаться на одно отверстие ступицы при любом положении диска.

Проблема низкокачественных проставок

При выборе поставок обратите внимание на качество изготовления. Если видная вкрапления и задиры, это говорит о низком качестве выполнения и от таких проставок стоит отказаться.

Так же стоит обратить внимание на толщину проставок в самых критичных местах .

На примере показана простака низкого качества выполнения и явными вопросами по правильности изготовления.

Обратите внимание на толщину.

Стоит понимать что проставка это всего лишь фланец который сильно ослабляется лишними отверстиями.

Если часто с отверстиями под закладные шпильки все в порядке, то вот с колодцами под «PCD-крепеж» часто бывают вопросы. В сочетании с большой ступицей проставка получает критически-тонкие области. Получается изнутри проточили под ступицу, снаружи под болтогайку и стенка между ними стала миллиметровая. Что крайне опасно, особенно для низкокачественного сплава.

Все бы ничего, но такие проставки часто ставят любители экстремальных боковых нагрузок типа «дрифтеров», там такие ошибки и превращаются в большие проблемы.

Процесс установки проставок

Эта инструкция нужна скорее для понимания процесса. Настоятельно рекомендую воздержаться от самостоятельной установки и доверить этот процесс профессионалам.

За последние несколько лет колесные проставки прочно заняли свою нишу на рынке автомобильных аксессуаров и стали неотъемлемой частью современного тюнинга автомобилей. Все большее количество автолюбителей устанавливает проставки на свои автомобили. Между тем, не все знают о том, что проставки колесных дисков являются особым элементом автомобильного тюнинга. Это не хромированная накладка на ручки и не «мухоотбойник» на капоте вашего авто. Это, прежде всего, важный соединительный элемент между ступицей и колесным диском, который несет на себе реальную нагрузку и отвечает за безопасность транспортного средства и, самое главное, за безопасность водителя. По этой причине качество изготовления колесных проставок является первостепенным и, без преувеличения, зачастую жизненно важным фактором.

На сегодняшний день на рынке присутствует достаточно большое количество различных марок и брендов, многие из которых, к сожалению, не отличаются надлежащим качеством изготовления и не отвечают в полной мере требованиям безопасности. Наша статья призвана помочь разобраться в качественных характеристиках проставок, а также развеять некоторые распространенные мифы и заблуждения о проставках.

1. Выточим сами на станке у дяди Пети – он хороший токарь!

В связи с тем, что проставка, как уже было сказано выше, является важным элементом узла колесо – ступица и находится в постоянном движении под воздействием крутящего момента, то изготовлена она должна быть из высокопрочного сплава, обладающего необходимыми характеристиками. Кроме этого, размеры отверстий должны иметь минимальные допуски, т.е. зазоров между диаметром ступицы и проставкой, диском и центровочным отверстием проставки быть не должно.
Необходим высокоточный станок с ЧПУ, позволяющий делать допуск 0,08 +0.

2. Проставки российского производства - хорошие и дешевые.

В этом есть доля правды. С учетом того, что единственный российский производитель – это ООО «ПРОМА - колеса из легких сплавов», производитель колесных дисков и тормозных систем. Действительно, проставки данного производителя дешевле европейских аналогов и произведены на нормальном оборудовании с соблюдением технологий. Но в ассортименте этого производителя на сегодняшний день лишь простейшие модели проставок – варианты 1 и 2 по нашему каталогу. Ни шпилечная конструкция (вариант 3), ни конструкция с резьбовыми втулками (4 вариант) ими не производится.

Все остальные т.н. торговые марки на русском языке – произведены в КНР.

3. Китайские проставки не хуже европейских, но дешевле.

На этом пункте остановимся более подробно. Давно известно - скупой платит дважды, и в нашем случае справедливость этого утверждения нередко подтверждается буквально. Регулярно мы имеем дело с людьми, купившими и установившим на свой автомобиль проставки китайских производителей, которые вынуждены демонтировать данные проставки из-за проблем, связанных с их ненадлежащим качеством, и приобретать более качественную продукцию от европейских производителей, оплачивая, помимо прочего, в двойном размере установку проставок на автомобиль. Китайские проставки, безусловно, дешевле, но дешевле за счет чего? Как правило, за счет использования более дешевого материала, следствием чего часто является проворачивание запрессованных в них шпилек или выдавливание футурок. Сами комплектующие – шпильки и футурки – тоже в большинстве случаев не обладают надлежащей прочностью, поэтому, например, случаи обламывания шпилек также нередки. Наконец, использования старого оборудования и дешевого ручного труда не позволяет обеспечить необходимую точность при изготовлении проставок, результатом чего часто являются увеличенные зазоры при монтаже проставки на ступицу автомобиля и, как следствие, дисбаланс колес и биение руля, которые в конечном итоге ведут к ускоренному износу важнейших деталей ходовой части автомобиля. Наконец, китайские производители обычно экономят на анодировании проставок, что негативным образом сказывается на их коррозийной устойчивости.

4. Все равно проставки всех европейских брендов сделаны в Китае.

Данное утверждение не соответствует действительности, так как:

а) Для европейских компаний выгодно размещать только массовое серийное производство в Китае, что окупит затраты на контроль качества, специалистов, логистику и пр.

б) Проставки производятся, как правило, под заказ, и вряд ли кто-то готов будет ждать их 3-4 месяца, пока они приплывут.

в) Ведущие европейские производители проставок - Hofmann, Bimecc, H&R – поставляют свою продукцию в Россию через официальных дистрибьюторов, имеют европейскую сертификацию TUVи сертификацию в России. Во всех документах четко указывается страна происхождения товара/продукции. Кстати, официальные дилеры автомобилей, такие как «Панавто», «Ауди-Центр», «Автодом» и др. – устанавливают в своих сервис - центрах именно проставки этих производителей, безопасные и разрешенные к установке мировыми автопроизводителями.

В заключение несколько технических моментов и параметров, на которые следует обратить внимание при выборе проставок.

1. Материал: Hofmann, например, для производства проставок используют высокопрочный алюминиевый сплав DINEN573-3 AlCu4PbMgMn, аналогичные материалы используют и другие европейские производители.

2. Класс прочности шпилек, если вы приобретаете шпилечную систему: Hofmann, Bimecc и H&R используют шпильки с классом прочности 10,9 и антикоррозионным покрытием Dacromet

3. Допуск отверстий: проставки европейских производителей производятся с допусками отверстий 0,05 +0

4. Оригинальные размеры: Приобретайте проставки, предназначенные именно для определенной марки и модели автомобиля. Универсальные проставки, предназначенные для различных моделей и марок необходимо подгонять с помощью центровочных колец, что не добавляет надежности.

5. Для защиты от коррозии проставки должны быть анодированы.

С учетом всего вышесказанного, выводы каждый может сделать самостоятельно. Мы же в очередной раз призываем всех, кто планирует приобретение колесных проставок, не гнаться за дешевизной, не экономить на их качестве и помнить о том, что от надежности проставок напрямую зависит ваша безопасность.

Сергей Березняк,
руководитель направления "Колесный крепеж и аксессуары"

Техническая информация предоставлена Hofmann Technische Dienstleistungen GmbH

Вылет диска (ЕТ). Штатные диски для пежо 308 в 16 диаметре имеют вылет ЕТ32. С этим вылетом колеса сидят глубоко в арках. Если мы хотим выдвинуть их наружу, т.е. расширить колесную колею автомобиля, то нужно уменьшать ET (например ЕТ20). А если хотим убрать колеса еще глубже, то ЕТ увеличивается.

Проставки. Служат для расширения колеи автомобиля, но без смены разболтовки. Нужны только удлиненные болты или замена шпилек на длинные.

Адаптеры (переходные проставки). Служат для смены разболтовки. Например с 4x108 на 4x114,3 или с 4x108 на 5x114,3. А так же одновременно могут уменьшать вылет. Обычно с болтов так же переходят на шпильки.

ГОЛОС ИНТЕРНЕТА

1. Снижение безопасности.
Проставка может лопнуть
Колеса отрываются на скорости
2. Снижение сроков работы ступичных подшипников
3. Дополнительный вес к неподрессоренным массам
4. Отказ в гарантии, если ОД это увидит
5. Хуже управляемость
6. Бока автомобиля больше забрасывает грязью.
и еще что то, я уже не помню…

КАК ЭТО НА ПРАКТИКЕ

Покупая проставки я преследовал 3 цели. Поставить красивые диски, расширить колесную колею и проверить так ли страшны все эти страшилки про проставки и адаптеры.

Моя конфигурация:
Диски OZ Ultraleggera 4x114,3 17" 7J ET40 Dia75
Адаптеры 20мм переход с 4x108 Dia65,1 на 4x114,3 Dia75 а так же переход с болтов на шпильки.
Итоговый вылет получился ET20 при штатном ET32
Материал: дюралюминий Д16Т
Адаптеры были изготовлены на заказ

Собственно отзыв:
1. Безопасность.
Это самый главный вопрос. Первый сезон я с ними намучился. Основной проблемой для меня были болты с укороченой шляпкой для крепления адаптеров к ступице. Купил эти болты у производителя адаптеров. Укороченая шляпка нужна, чтобы после прикручивания адаптера к ступице шляпки эти не вылезали и не мешали поставить диск. Моим балонником было тяжело затянуть хорошо эти болты т.к. я мог зацепиться только за верхнюю часть шляпки болта и при усилии балонник срывало и слизывало грани. Брал отдельно головку из набора — тоже самое. Так же по незнанию, я сначала прикрутил адаптеры не почистив ступицу, а этот момент так же очень критичен. Ступица должна быть идеально чистой и плоская поверхность адаптера должна максимально плотно прилегать к ступице. Раньше, при установке колес без адаптеров такой чистоты не требовалось. Видимо сказывается, что у дисков посадочная плоскость — совсем не плоскость ))
В результате несколько раз подтягивал болты, которыми крепиться адаптер к ступице. Узнавал я о том, что это надо сделать по усиливающемуся биению в руль, особенно при поворотах с нагрузкой на то колесо в адаптере которого проблема.
Да, колеса приходилось снимать несколько раз. Один рах мы ехали двумя машинами в Сергиев Посад. При выезде из Москвы я уже почувствовал начинающееся биение, но мы спешили и останавливаться было нельзя. В итоге постепенно стало бить сильнее и приехав на место я снял колесо и все болты, которыми держался адаптер были не затянуты. Адаптер люфтил на 2-3мм, но спасало то, что адаптер центральным отверстием стоял на центральном ступичном выступе. Так что внезапно раскрутиться болты и оторваться адаптер не может — когда есть проблема, это всегда чувствуется.
В итоге я выбрал время и заново снял и поставил все колеса. Отчистил ступицы и прикрутил адаптеры хорошими болтами. В итоге ни разу больше туда не лазил, и во второй сезон тоже. Если использован хороший крепеж, то разницы нет, что с адаптерами, что без них. Про то, что они там есть вообще забываешь.
Прочность. Есть вариант изготовления адаптеров из стали. Крепкие, НО ТЯЖЕЛЫЕ. Все, кто читает мои статьи знают, что это не мой вариант. Мои проставки изготовлены из дюралюминия Д16Т. Я не знаю, что нужно с ними сделать, чтобы они лопнули. Самое главное в этом моменте опять же то, что адаптер сидит на ступичном выступе. Если бы он держался только на болтах и ступичного выступа не было — то наверное были бы варианты, а так…

Обратите внимание какие проставки и адаптеры я бы не советовал покупать. Они не имеют выступа имитирующего ступичный выступ, на которое будет садиться центральное отверстие диска. С такими проставками колесо держится только на болтах или шпильках и это опасно.

Читайте также: