Почему стирается центр покрышки

Опубликовано: 12.05.2024

От состояния покрышек зависит очень многое: управляемость машины на дороге, ощущения водителя при езде, а также безопасность самого вождения в целом. Поэтому следить за степенью стирания шин необходимо регулярно. В норме старение резины происходит более или менее равномерно. Однако иногда автомобилист замечает на колесах нехарактерные повреждения. О чем это говорит и какую опасность может представлять для тех, кто находится внутри транспортного средства?

Неправильные углы установки

Это самая частая причина того, что шины начинают стираться фрагментарно. Развал и схождение – крайне важные параметры автомобильной подвески. Если углы установки колес не регулировались или были выставлены неправильно, машина начинает вести себя непредсказуемо и может внезапно потерять устойчивость. Поэтому их настройку необходимо производить после каждого серьезного вмешательства (при замене поперечного рычага подвески, рулевых тяг и наконечников, шаровых опор, ШРУСов и пр.). Если вы решили установить диски другой размерности, то без регулировки также не обойтись.

При неотрегулированных развале и схождении обычно наблюдаются односторонний, поперечный гребенчатый или продольный гребенчатый износ резины. Такое стирание происходит под действием боковых сил.

Если пренебречь своевременной настройкой углов, через некоторое время обнажатся нити корда. В результате покрышка может лопнуть, и в лучшем случае автомобиль окажется на обочине либо в кювете. Особенно опасно, когда колесо «выстреливает» при большой скорости или на мокром дорожном покрытии.

Заметить, что углы установки колес настроены неправильно, несложно и без посещения СТО. При вхождении в поворот на невысокой скорости водитель слышит визг колес. Если во время движения по ровной дороге отпустить руль, можно заметить, что транспортное средство самопроизвольно тянет в одну сторону. А для того, чтобы траектория сохранялась прямой, водителю приходится держать руль отклоненным от центральной оси.

Неправильное давление в колесах

Если покрышка накачана недостаточно, площадь пятна контакта с дорожным покрытием увеличивается. В результате давление внутри шины распределяется не так, как это задумано. Силы концентрируются по краям пятна контакта. Из-за этого происходит стирание боковых частей резины (двусторонний износ плечевых зон). Помимо этого возрастает усилие на руле и увеличивается расход горючего.

Если давление в шине превышает норму, силы концентрируются в центре пятна контакта. Как результат, автомобилист наблюдает износ средней части протектора. На неровностях транспортное средство начинает подпрыгивать, а при попадании в выбоину на покрышке может образоваться грыжа. Такие повреждения не всегда подлежат ремонту: иногда проще и безопаснее купить новую резину.

И в первом, и во втором случае уровень комфорта при вождении значительно снижается. Поэтому проверять давление в шинах необходимо регулярно (хотя бы дважды в месяц). А перед каждой поездкой нелишне будет окинуть взглядом колеса, чтобы убедиться, что с ними все в порядке.

Чрезмерная нагрузка

Любая резина рассчитана на определенное физическое воздействие. Этот показатель можно узнать из маркировки на шине. Неправильный подбор покрышек по нагрузке приводит к стиранию центра либо боковых частей протектора. Все зависит от того, превышает давление на шину нормативное или наоборот – оказывается недостаточным.

Кстати, Правила дорожного движения запрещают вождение, если шины по нагрузке не соответствуют модели транспортного средства. Поэтому подбирайте резину, строго придерживаясь характеристик вашего автомобиля.

Покрышки могут соответствовать нормативам, а вот вес перевозимого багажа – нет. Если часто нагружать машину сильнее, чем это предусмотрено ее конструкцией, износ плечевых зон шин не заставит себя долго ждать. Если есть необходимость в частой транспортировке тяжелых предметов – придется приобрести прицеп или автомобиль с большей грузоподъемностью.

Агрессивный стиль вождения

Вождение, которые сами автомобилисты нередко называют «спортивным», приводит к продольному гребенчатому (пиловидному) износу покрышек. На слишком высокой скорости, а также при резком разгоне и торможении, возрастает температура резины. Показатели ее прочности изменяются в худшую сторону. Пиловидный износ усугубляется при недостаточном давлении.

При агрессивном вождении протектор вдавливается внутрь, его блоки сминаются, в результате появляется эффект волочения. Из-за появления «ступенек» шины начинают сильно шуметь. Кроме того, возникает статический дисбаланс колеса. Это негативно сказывается не только на процессе езды, но и на состоянии подвески автомобиля.

Многие автомобилисты смотрят на шины мельком и с одной целью — быстренько оценить визуально, не спущено ли колесо. А те, у кого машина посовременнее, с системой контроля давления, наверное, не делают и этого. Зря! Состояние протектора может рассказать о многом. А халатное отношение обернется двойными потерями: заплатите не только за ремонт основной неисправности, но и за убитые шины. Причем вторая статья расхода может оказаться в разы внушительнее.

Износ центральной части протектора

Стершийся рисунок по центру сигнализирует о перекачанных колесах. Снизьте давление до рекомендованного производителем автомобиля, и проблема уйдет. Протектор, конечно, не нарастет, но момент списания резины отложите.

Износ обеих боковых частей протектора

Износ внутренней или внешней стороны протектора

Самый простой рецепт — посетить стенд регулировки и выставить развал колес. Настройки «уходят» не только после работ по подвеске, но и от возраста. Их долговечность зависит от конкретной модели и условий езды. На разбитой дороге все случится быстрее.

Износ шины с диагональными следами

Такой характер повреждений свидетельствует о нарушении схождения колес. Машина едет прямо, а шины стоят под углом. Нормального вращения нет, и асфальт протирает протектор по диагонали. Износ может наблюдаться по всей ширине рабочей поверхности или по краям. В последнем случае сбиты еще и углы развала.

Износ пятнами и полосами, проявление «ям» на протекторе

Надо проверять балансировку колес, тормоза и ходовую часть. Причиной может стать любая их деталь. Но справедливости ради отмечу, что при таких дефектах шин сложно не заметить отклонения в поведении автомобиля. В частности, чтобы убить разбалансировкой колес протектор, нужно проездить с вырывающимся из рук рулем не одну тысячу километров. В результате замены потребуют еще и детали подвески.

Мы подготовили небольшую памятку различных типов износа шин:

Впрочем, есть и другие варианты износа покрышек, причиной которой не является неисправность автомобиля.

Обычный преждевременный износ шин

Нередко водители видят проблему в том, что резина изнашивается равномерно, но слишком быстро. Это не признак неисправности автомобиля. Если активно «уходит» только пара ведущих колес, стоит пересмотреть манеру вождения. Ну или смириться, что «спортсменам» езда на машине обходится дороже во всех аспектах.

Трещины на протекторе

А вот это уже не вина машины или водителя. Таким способом резина намекает на то, что свое отходила. У нее по-прежнему может быть «жирный» протектор, но все же это звоночек: ездить пока можно, но уже присматривайте шины на замену. Обычно проявляется на летних шинах после 5–6 лет. Чуть позже появляется биение руля на ходу. Балансировка не поможет. Причина в том, что деформировалась силовая структура шины: вылезла грыжа или корд «пошел винтом». Вариант один — покупка новых шин. И побыстрее, пока дисбаланс не привел к неисправности подвески.

Почему стирается резина, и как продлить срок службы покрышек

В некоторых случаях износ автошин происходит ненормально, а протектор стирается слишком быстро. Причины бывают самые разные, причем с дисками и покрышками может быть все в порядке, но при этом есть другие неисправности в авто. Почему стирается резина, из-за чего данный процесс происходит быстрее положенного? Разбираемся.

7 основных причин, почему стирается резина

Есть несколько основных причин, из-за которых резина стирается быстрее. Перечислим их:

  1. Раскаленное дорожное покрытие

Раскаленное дорожное покрытие

Резина стирается быстрее, если асфальт, по которому вы едете, нагрелся до высокой температуры. Причем чем выше градус, тем быстрее стираются покрышки. Почему так происходит? Объясняется это просто. Когда машина движется по дороге, из-за трения о поверхность покрышки нагреваются. С повышением скорости движения растет и температура нагрева.

Резина должна передавать тепловую энергию дорожному полотну. Но если на улице +30 °С, все случается наоборот и происходит сильный нагрев резины. В результате она стирается. Как быть? Если погода жаркая, контролируйте давление в колесах. Оно не должно быть больше положенного более чем на 0,2-0,3 бара.

Резина стирается быстрее, если вы едете по зернистому асфальту. Иногда на поверхности покрытия встречается острая щебенка, которая в состоянии повредить покрышки. Если стоит жаркая погода, то во время езды по такому покрытию резина стирается быстро. Что делать? Следить, чтобы давление в колесах было нормальным. При этом ехать нужно как можно медленнее.

От того, правильно ли накачаны колеса, зависит не только ваш комфорт, но и то, настолько быстро будет стираться резина. Если камеры перекачаны, то резина стирается посередине. Когда давление в шинах недостаточное, это происходит по краям. Специалисты рекомендуют контролировать давление в шинах, особенно если вам предстоит дальняя дорога. Если автомобиль нагружен, то лучше обеспечить давление в колесах немного больше нормы.

Углы установки должны быть такими, чтобы в нормальном положении колеса стояли вертикально. Иначе при движении будет задействована не вся площадь автошины, а ее внутренняя или наружная область. Здесь есть одна особенность. Когда сход-развал выполнен правильно, колесо едет на полной площади, поэтому пятно контакта с дорожным полотном наибольшее. Следовательно, стирается такая резина равномерно. Почему стирается резина с внутренней стороны передних колес? Причина — разбалансировка схода-развала.

Когда угол наклона колеса больше в какую-то одну сторону, то происходит уменьшение пятна контакта. То есть вся нагрузка будет идти на малую площадь. Чем меньше пятно контакта и чем уже колея, тем сильнее стирается резина.

Почему стирается резина с внешней стороны на передних колесах? Обычно это происходит, когда водитель поворачивает на высокой скорости. Но стираются покрышки с внутренней стороны, только когда процедура регулировки схода-развала выполнена неправильно. Когда колесо стоит вертикально, но при этом резина стирается и с внутренней, и с внешней стороны, то причина может быть в недостаточном давлении.

Рекомендуем

Чтобы ведущие и ведомые колеса изнашивались равномерно, следует время от времени переставлять задние автошины вперед, а передние назад.

Проблемы с амортизаторами

Задача амортизаторов заключается не только в том, чтобы сделать движение комфортнее. Они участвуют в равномерном распределении усилий на колеса. Подвеска начинает работать, когда вы едете по ухабистой дороге. Если амортизаторы неисправны, колеса испытывают на себе максимальную нагрузку, в результате резина стирается.

Чтобы не допустить такую ситуацию, необходимо регулярно проводить осмотр подвески. Если обнаружится неисправность амортизаторов, следует провести ремонт.

Когда колесо разбалансировано, то одна его часть будет весить больше, чем другая, то есть произойдет сдвиг массы. В результате на покрышках появятся залысины. Располагаться они могут точечно, в виде пятен. Со временем в данных областях резина станет настолько тонкой, что колесо придется выбросить.

Опасность заключается в том, что обнаружить пятно с залысиной на покрышке не так просто, как истирание в виде полосы или с внешней части. При этом езда на высокой скорости на таких шинах может привести к ДТП. Особенно при низком качестве дорожного полотна и высокой температуре асфальта. Чтобы резина не стиралась, специалисты рекомендуют тщательно следить за тем, правильно ли сбалансированы колеса.

Если вы любите быструю езду, то резина будет стираться в любом случае. Происходит это из-за того, что покрышки испытывают механическую нагрузку при повышенной температуре. Задумайтесь: на скорости 120 км/ч резина стирается в 2 раза быстрее, чем на скорости 60 км/ч. На то, как быстро будут выходить из строя покрышки, влияет также индекс скорости. Чем выше допустимая скорость езды для конкретной автошины, тем мягче она будет.

Основные виды износа шин

Существует 10 основных видов износа автопокрышек. Зная их, вы сможете выяснить, почему резина стирается, а также определите, в каком техническом состоянии находится ваш автомобиль.

    Резина стирается по центру

Основные виды износа шин

Почему так происходит? Стертая центральная часть покрышки говорит о том, что она сильнее всего контактирует с асфальтом. Следовательно, машина на таких колесах имеет недостаточное сцепление с дорогой.

Основная причина, почему стирается резина посередине, — давление в колесах не соответствует показателю, рекомендованному автопроизводителем.

Такое может случиться, если колесо ударилось о ямку, выбоину или бордюр во время движения. Конечно, покрышка сделана таким образом, что подобные удары ей не страшны. Однако если колеса были недокачаны или же давление слишком большое, то в подобной ситуации резина может треснуть от сильного удара.

Если трещинки появились сбоку шины и идут вдоль обода колеса – значит, на машине долгое время ездили с недокачанными колесами. Маленькие трещинки сбоку покрышки свидетельствуют о том, что есть внешнее повреждение либо покрышка слишком старая. Ведь с течением времени происходит химический распад, и автопокрышка растрескивается.

Если на колесах появляются вмятины, значит, подвеска вашего авто неисправна: элементы ходовой части износились либо повреждены. По той причине, что подвеска не работает, удары на плохой дороге не смягчаются. Вся нагрузка идет на колеса, при этом ее распределение происходит неравномерно по поверхности протектора. То есть некоторые области протектора испытывают большую нагрузку по сравнению с другими. Все это приводит к тому, что на покрышке образуются вмятины и бугорки.

Причина — неисправные амортизаторы. Однако привести к тому, что резина стирается, может поломка и других элементов подвески.

Рекомендуем

Увидеть такое можно на задних автопокрышках автомобиля с передним приводом, если сход-развал выполнен неправильно. Кроме того, такая проблема возникает, когда интервал вращения недостаточный. Или же если в салоне авто либо багажном отделении перевозят груз с большой массой. Из-за этого меняется геометрия подвески. В итоге появляется диагональная вмятина на колесах, а резина стирается.

Резина стирается по краям

Причина, почему резина стирается по краям, — низкое давление в колесах. Необходимо тщательно следить, чтобы оно соответствовало тому показателю, который рекомендует автопроизводитель. Хуже всего, если автошины будут недокачаны. Объясняется это тем, что, когда давление слишком низкое, покрышка начинает слишком сильно изгибаться. По всем законам физики, когда машина едет, а колесо вращается, в автопокрышке будет накапливаться тепловая энергия. В итоге прилегание ее к дорожному полотну станет неравномерным. Это основная причина, почему резина стирается по краям.

Более того, если автошины недокачанные, то смягчения ударов за счет колес не происходит. Подвеска начнет испытывать максимальные нагрузки. С течением времени такие жесткие удары приводят к тому, что подвеску приходится менять. Кроме того, низкое давление в колесах негативно сказывается на сходе-развале.

Одиночные пятна, говорящие о повышенном износе автопокрышки, появляются после того, как водитель резко затормозил либо автомобиль ушел в занос. Также такое может произойти, если человеку пришлось резко выруливать, чтобы избежать столкновения. Сильнее всего одиночные пятна износа заметны, когда водитель одновременно резко затормозил, а машина ушла в занос, при этом нет системы ABS.

Иногда одиночные пятна износа можно увидеть на транспортном средстве, которое очень долго простояло на парковке. Объясняется это тем, что, если машина припаркована и не используется, колесо соприкасается с дорожным полотном не полностью. В итоге происходит деформация того участка протектора, который касался поверхности.

Если передняя кромка блока протектора износилась, при этом на задней части протектора рисунок сохранился намного лучше, углы остались острыми, то это говорит о том, что вращение колеса недостаточное. Что делать? Провести технический осмотр авто в специализированном автосервисе, чтобы выявить неисправности. Обычно причина кроется в том, что какой-либо элемент подвески изношен, к примеру сайлентблоки, шаровые опоры либо ступичный подшипник.

Резина стирается с одной стороны

Резина стирается только с одной стороны чаще всего из-за того, что сход-развал выполнен неправильно, и протектор неровно соприкасается с дорожным полотном.

Резина стирается с одной стороны еще и потому, что пружины, шаровые шарниры либо втулки подвески неисправны. Кроме того, односторонний износ автопокрышек наблюдается, когда на машине перевозили груз, масса которого слишком большая.

Стандартно устанавливать новый комплект колес необходимо, когда высота протектора на старых автопокрышках станет ниже показателя, рекомендованного производителем. Однако не каждый сможет визуально определить, что пришло время менять покрышки. Чтобы решить эту проблему, большинство производителей шин специальным образом маркируют резину. Так, осмотрев колесо, вы сможете увидеть между протектором индикатор износа.

Ориентируясь на данный индикатор, легко отследить тот момент, когда высота протектора станет недостаточной, после чего потребуется установить новый комплект колес.

Как определить износ покрышек

Некоторые владельцы автомобилей задаются вопросом, как узнать, что пришло время устанавливать новый комплект колес? Для начала придется научиться определять, насколько они изношены. Не каждый водитель знает, как это делается. Поэтому случаются опасные ситуации, когда резина полностью стирается на трассе или в путешествии. Существует несколько способов определить, что покрышки нуждаются в срочной замене. Разберем каждый из них подробнее.

Визуально

Наиболее простой способ выявления пригодности автошин — провести визуальный осмотр. Однако никто не гарантирует, что полученные результаты будут на 100 % точные.

Автопокрышки подлежат замене, если при визуальном осмотре вы обнаружили, что:

  • на колесах есть порезы, трещинки и прочие дефекты;
  • протектор неравномерно изношен, одна его часть целая, другие стерлись так сильно, что видно корд;
  • резина стерлась изнутри. Это может происходить потому, что она соприкасается с какой-либо частью авто и стирается;
  • на покрышках есть шишки. Это говорит о том, что колеса изношенны и подлежат замене.
  • Измерив высоту протектора

Чтобы выяснить, насколько сильно изношены колеса и нужно ли покупать новый комплект автопокрышек, придется обзавестись штангенциркулем. С его помощью легко определить высоту протектора. Конечно, можно воспользоваться и линейкой с глубинометром либо иным приспособлением. Как узнать, какая в миллиметрах толщина протектора, насколько покрышки изношенны? Для этого проведите измерения в нескольких местах, ведь автошины могут быть стерты неравномерно.

Если вы убедились, что высота протектора удовлетворяет рекомендованным производителем показателям, то автопокрышки можно использовать и дальше. В противном случае следует как можно скорее установить новый комплект колес. Ведь езда на истертых автошинах может привести к непоправимым последствиям, особенно в экстремальной дорожной ситуации.

По индикатору износа

Как определить износ покрышек

На многих автопокрышках есть специальный индикатор, показывающий, насколько шина изношенна. Он находится на одной высоте с протектором? Это говорит о том, что колеса необходимо как можно скорее заменить, ведь они износились. Чаще всего индикатор имеет 4 цифры. На летних покрышках допустимый износ до 2-3 мм, на зимних — до 4–6 мм.

Не стоит забывать о том, что на зимних колесах могут быть шипы. Когда 60 % их вылетело, значит, колеса пришли в негодность. Ведь без шипов зимние автопокрышки не смогут обеспечить требуемое сцепление с дорожным полотном.

Какие шины, по мнению автолюбителей, более-менее износоустойчивые

  1. «Учитывайте свои потребности».

«Один производитель шин выпускает покрышки для разных дорожных условий. Например, стояли на моей машине ITP terracross. На таких колесах хорошо ездить по «гравийке» и по камням. Однако резина слишком жесткая, она не сплющивается до конца, даже если немного спустить колеса. Понятно, что в зимнее время эти шины совсем пластиковые, можно даже не накачивать.

А вот стоковые на «Полярис» («Данлоп», вроде бы) достаточно мягкие, особенно если немного подспустить, в зимнее время года даже по заснеженной трассе хорошо гребут. Но боковина слабая, постоянно появляются порезы. Поэтому, прежде чем приобрести комплект колес, уточните, для чего они предназначены, и учитывайте это при покупке».

«Если давление 0,25–0,4, любая резина быстро стирается по асфальту. Когда давление 1,2–1,5, то «Мудлайт» будут долго ходить, даже по асфальтовому покрытию. Покрышки «Террокросс» практически не изнашиваются. Но если ездить по грязи, то не важно, какие колеса, — они все не изнашиваются. Однако даже у ITP есть специальная грязевая резина «Мега Мейхем», которая по стойкости превосходит «Мудлайт». Многие говорят, что «Дистон» стирается меньше, ведь она достаточно жесткая. А я считаю, что никакой разницы нет».

Рекомендуем

«Ханкук» — самые жесткие и устойчивые к истиранию шины, особенно если вы ездите достаточно много. Поэтому для экономных автовладельцев это то, что надо. У моего друга «Максисы», на них появились боковые грыжи после сезона использования. Поэтому нужно подбирать покрышки, которые подходят под ваши требования по устойчивости к износу, аквапланированию, грязевому зацепу, комфортности и уровню шума во время движения. Нет идеальных покрышек, которые удовлетворят потребности каждого водителя».

Китайские покрышки

«Не надо думать, что китайские шины плохие. Ведь практически все колеса сделаны в Китае, даже если покрышки от известного бренда. Брат продает автопокрышки, он говорит, что резина от любой, даже самой надежной компании-производителя может быть сделана в Китае, при этом на ней это не будет указано».

«Всегда предпочитал колеса, сделанные в Корее. Хотя сейчас на машине стоят китайские Hankook Ventus Preme K105. Просто при покупке никак не мог выбрать, какие лучше: Hankook K105 (Китай) или K114 (Корея). Рисунок больше понравился у первых. Два года откатал, все устраивает. Цена приемлемая для этого размера – в пределах 3 700 руб. Появились новые Hankook К110, думаю купить их. Еще визуально понравились MAXXIS-ы: MA-Z1, i-PRO, MA-Z4S, MA-E1, MA-V1, M-35».

«Раньше были у меня NEXEN, средние покрышки. За один сезон по причине неправильной геометрии колеса стерлись. Затем купил AMTEl, никому не рекомендую. Хоть протектор и не стерся, но на колесах появились шишки и грыжи, причем сразу на всех автопокрышках, руль водит из стороны в сторону. Но колеса отходили 3,5 сезона. Может быть, просто стали слишком старые. Сейчас езжу на NOKIAN HAKKA GREEN — это мои лучшие колеса. В салоне полная тишина, машина едет мягко. Проездил один сезон, рекомендую. Хотя многие говорят, что такие колеса портятся от «гравийки», резина сразу же стирается. Но по этому поводу ничего не скажу – просто не знаю».

Шины автомобиля являются единственным элементом транспортного средства, который связывает его с дорогой. Часто владельцы автомобилей забывают о том, что резина это важнейший элемент автомашины, который напрямую влияет на нашу безопасность. Но когда резина изнашивается, каждый водитель с огорчением понимает, что пришло время тратить деньги на покупку новых покрышек. Но не всегда приобретение новой резины спасает положение. Ведь иногда износ резины может указывать на возможные неисправности автомобиля. В таком случае замена резины на новую может не помочь. Например, при некоторых видах поломок ваша новая резина может за короткий срок преждевременно износиться. Давайте разберём десять самых распространенных видов износа шин по которым, вполне возможно определить причину этого износа, выяснив в итоге техническое состояние транспортного средства.

1. Износ протектора резины по центру (посередине)

Как это выглядит: При этом виде износа покрышек, как правило, сильнее всего изношен протектор посередине покрышки (пример на фото).

Причина: Если шина больше всего изнашивается по центру колеса, то это говорит о том, что центральная часть протектора имела больше всего контакта с дорожным покрытием, по сравнению с протектором ближе к краям резины. Следовательно автомобиль, на котором была установлена эта резина имел не достаточное сцепление с дорожным покрытием. Соответственно тяга машины была недостаточной.

Чаще всего подобный износ говорит о том, что шина была накачена неправильно. То есть давление в шине не соответствовало тому давлению, которое рекомендует производитель автомобиля. Такой тип износа говорит о том, что владелец машины не проверял давление в шинах при холодной погоде и при резких перепадах температуры на улице, при которой давление в покрышках может существенно меняться.

Дело в том, что пока покрышки холодные (например, после морозной ночи) давление в шинах может быть ниже, чем рекомендует производитель. Но после начала движения давление в шинах начинает расти от нагрева воздуха в нем. В итоге после определенно пройденного расстояния давление в шинах может превысить максимально допустимую норму рекомендованную автопроизводителем. В итоге, перекаченная шина неравномерно прилегает к дорожному покрытию, в результате чего будет наблюдаться неравномерный износ покрышек по центру протектора.

Некоторые автолюбители часто советуют для улучшения управляемости и снижения расхода топлива, наоборот перекачивать колеса. Но это не оправдано. Да, таким способом вы немного сможете снизить потребление топлива и даже немного улучшить управляемость, но в итоге вы заплатите за это быстрым износом протектора.

То есть, сэкономив немного денег на топливо, вы заплатите намного больше.

2. Грыжа шин (выпучивание) и трещины на боковой стенке

Как это выглядит: Трещины и выпуклости на боковой стенке шин.

Причина: Это обычно происходит от удара об выбоину (яму) на дороге, бордюр и т.п. Обычно шина хорошо защищена от подобных ударов. Но если покрышка имеет недостаточное давление или перекачена, то в результате удара есть большая опасность, что покрышка будет повреждена. Большие трещины на боковой стенке покрышки, которые проходят вдоль обода колеса говорят о том, что резина длительное время эксплуатировалась с недостаточным давлением. Небольшие трещины на боковой поверхности резины говорят о внешнем повреждении или о возрасте резины (из-за старости состав резины начинает химический распад, в результате чего шина начинает трескаться).

Грыжа шины выглядит, как выпуклость на поверхности резины. Чаще всего выпячивание (грыжа) появляется на боковой стенке покрышки. Грыжа резины связана с внутренним повреждением (слоем резины). Обычно это происходит в связи с ударом боковой частью колеса об бордюр, столб и т.п. Чаще всего после удара, грыжа (выпячивание) колеса сразу не проявляется. То есть, после удара вы можете увидеть грыжу только спустя неделю или даже по истечении месяца.

Если вы заметили на покрышки трещины или грыжу, то необходимо, как можно скорее купить новые покрышки.

Помните, что использовать резину с грыжей очень опасно.

3. Вмятины в резине

Как это выглядит: Согласно длительных наблюдений резина с вмятинами выглядит так, как на фотографии. То есть, покрышка имеет форму бугорков и вмятин.

Причина: Такой вид шин обычно связан с неисправностью подвески машины (износ или повреждение элементов ходовой части автомобиля). Из-за неисправности подвески смягчение ударов на кочках недостаточное. В итоге, покрышка испытывает перегрузку от ударов принимая на себя максимальную нагрузку. Но нагрузка распределяется неравномерно по всей поверхности протектора. В итоге некоторые области протектора принимают на себя больше нагрузки, чем другие, что и способствует образованию вмятин и бугорков на покрышки.

Чаще всего подобный внешний вид подержанных покрышек связан с плохими амортизаторами. Хотя стоит отметить, что любые части подвески, которые вышли из строя, могут стать причиной подобного износа.

Советуем вам в случае обнаружения подобной деформации шин, сделать полную диагностику подвески и стоек автомобиля в техническом центре. Не советуем обращаться с подобной проблемой на шиномонтаж, т.е. с целью определить причину изменения формы колес. Не редкость, когда работники шиномонтажа не знают, что может стать причиной появления неровностей (вмятин, бугорков) на поверхности протектора.

Чаще всего работники шиномонтажа утверждают и считают, что это причина неправильного сход развала. Но это не факт. Как мы уже сказали данная причина может быть связана с выходом из строя амортизатора (ов).

4. Диагональная вмятина с признаками износа протектора

Как это выглядит: Диагональная вмятина на поверхности протектора с неравномерной степенью износа поверхности шины.

Причина: Чаще всего эта проблема встречается на задних колесах переднеприводных автомобилей, где неправильно выставлен сход-развал. Так же подобная деформация колеса может быть связана с недостаточным интервалом вращения, а также, иногда подобное изменение внешнего вида покрышки может быть связана с частой перевозкой тяжелых грузов в багажнике или в салоне машины.

Тяжелый груз может изменить геометрию подвески, что приведет к диагональной деформации поверхности протектора резины.

5. Излишний износ протектора по краям

Как это выглядит: Внутренний и внешний протектор имеет повышенный износ, когда как середина протектора изношена существенно меньше.

Причина: Это верный признак недостаточного давления в шинах. То есть, давление не соответствует норме рекомендованной производителем автомобиля. Помните, что недостаточное давление в шинах это самое опасное состояние покрышек. Дело в том, что при уменьшенном давлении в шине она подвержена большему сгибанию. Согласно законам физики это означает, что при вращении колеса покрышка будет больше накапливать тепло. В итоге резина не будет равномерно прилегать к дорожному покрытию и соответственно, мы получим неравномерный износ резины.

Так же недостаточное давление в покрышках приведет к тому, что резина не будет достаточно смягчать удары на дороге, что естественно напрямую будет влиять на подвеску. Со временем это жесткое воздействие на подвеску может привести к ее преждевременному выходу из строя, а также повлиять на сход-развал.

Как избежать проблемы не докаченных (недостаточность давления) шин: Мы опять возвращаемся к тому, что каждый водитель регулярно должен проверять давление воздуха в колесах, то есть каждый месяц или каждый раз после резкого перепада температуры на улице. Также помните, что остывшие колеса (при стоянке ночью) могут показывать давление ниже, чем рекомендовано производителем автомобиля. Но при длительной поездке из-за нагрева воздуха давление может превысить норму.

Также, советуем вам не полагаться на электронную систему предупреждения изменения давления в шинах, которая есть во многих современных автомобилях.

Дело в том, что эта система, как правило предупреждает вас о изменении давления в колесе либо при резком колебании давления (например резкое падение давление в шине более чем на 25 процентов), либо при существенном снижении давления в течение длительного времени.

Другими словами, система предупреждения о давлении в колесах может сработать только тогда, когда давление в шинах будет существенно меньше, чем необходимо. Это означает, что вы рискуете долгое время проездить на колесах с недостаточным давлением воздуха.

6. Выпуклый износ бокового протектора

Как это выглядит: Боковые блоки протектора обычно похожие на оперение птиц, имеют особенный износ. Более низкие края блоков протектора закруглены, когда как более высокие края блоков острые. Обратите внимание, что вы не можете заметить этот вид износа визуально. Это можно понять только при осмотре протектора с краю и на ощупь, т.е. с помощью рук.

Причина: При этом виде износа протектора, в первую очередь проверьте шаровые шарниры и подшипник колеса.

Так же необходимо проверить втулку стабилизатора, которая в случае выхода из строя может привести к неправильной работе стабилизатора подвески, что в итоге приведет к этому виду износа протектора резины.

7. Плоские пятна износа

Как это выглядит: Одно пятно на колесе имеет больше износа, чем другое.

Причина: Одиночные пятна повышенного износа на поверхности шины часто встречаются при вынужденном резком торможении или заносе, или при выруливании из ситуации для того, чтобы уйти от удара (например, если на дорогу не неожиданно выбежал лось или другое животное). Особенно подобный износ будет виден после резкого торможения с одновременным заносом, если в автомобиле отсутствует антиблокировочная тормозная система.

Дело в том, что при резком торможении и выруливании для того, чтобы уйти от удара автомобиль без ABS больше подвержен заносу с заблокированными колесами, что и приведет примерно к такому виду изношенного пятна на протекторе покрышки.

Так же подобные пятна могут появиться в автомобилях, которые были припаркованы в течение длительного времени.

Помните, что при длительной стоянке машины вы рискуете шинами, где на покрышках вашего автомобиля появятся пятна износа из-за неравномерного распределения веса автомобиля на таковые. Дело в том, что во время парковки протектор резины соприкасается с поверхностью не полностью и в итоге, от длительной стоянки деформируется определенный участок резины.

8. Износ передней кромки протектора

Как это выглядит: Передняя кромка блока протектора изношена, а задняя часть протектора имеет более острые углы. Обращаем ваше внимание, что этот тип износа может быть не виден при визуальном осмотре. Поэтому, проверьте рукой протектор с краю. Если вы заметите, что некоторые углы протектора более острые (как зубья на ножовки) по сравнению с другими гранями протектора которые более гладкие, то это реальный износ, а не норма, как обычно предполагают многие водители.

Причина: Это самый распространенный износ шин. Так, как этот вид износа шин встречается очень часто и многие владельцы автомобилей думают, что это норма, то это не так. На самом деле данный износ указывает на то, что колесо имеет недостаточное вращение. Поэтому, необходимо проверить техническое состояние вашей машины в техническом центре.

Чаще всего, причина связана с износом элементов подвески (салейнтблоков), с износом шаровых опор, а также из-за износа ступичного подшипника.

9. Односторонний износ шин

Как это выглядит: Одна сторона шины изношена больше, чем другая.

Причина: Обычно при этом виде износа причиной может быть неправильный сход развал автомобиля. Такой вид неравномерного износа протектора резины связан с тем, что колесо стоит не ровно на дорожной поверхности из-за неправильного сход-развала.

Для того, чтобы выставить колесо ровно по отношению к дорожной поверхности необходимо, отрегулировать сход-развал.

Так же подобный износ может встречаться при поврежденных пружинах, шаровых шарнирах, втулок подвески. В том числе, односторонний неравномерный износ протектора может появляться при транспортировке на автомобиле тяжелых грузов.

Кроме того некоторые модели мощных спорткаров имеют особый сход-развал, который приводит к подобному неравномерному износу покрышек. Но это редкость.

10. Износ шин до индикатора

Как это выглядит: Многие шины между протектором имеют индикаторы износа. Как правило, это специальные вставки, которые вам помогают определить, когда необходимо менять покрышки на новые. Обычно высота этих вставок ниже, чем высота протектора. Как только протектор шин по высоте сравняется с индикаторами износа, то необходимо приобрести новую резину.

Причина: Обычно замена резины должна происходить после того, как высота протектора стала ниже, чем рекомендует производитель покрышек. На глаз определить это не всегда легко. Поэтому, многие компании производители автошин устанавливают на покрышки (между протектором) индикаторы износа. Как только высота протектора изнашивается до той высоты, которую имеют индикаторы, то пришло время сменить колеса на новые.

Протектор резины с определенной глубиной необходим для того, чтобы отводить воду от шины и предотвратить аквапланирование автомобиля на мокрой дороге.

Если ваши шины не имеют индикатора износа, то вы можете самостоятельно замерить глубину протектора, для того, чтобы понять, пришло ли время покупать новую резину. Для этого необходимо воспользоваться монетой, которую необходимо ребром вставить в протектор и замерить с помощью нее глубину. Подробнее, о традиционном износе шин вы можете прочитать здесь или ознакомиться с данной нами инфографикой.

Внимание! Для летних шин минимальная глубина протектора должна быть не меньше 1,6, 2 или 3 мм (в зависимости от производителя резины).

Для зимней резины минимально безопасная высота протектора должна быть не меньше 4-6 мм

Мы привыкли считать, что срок службы автомобильной покрышки зависит только от пробега. То есть стерся протектор, скажем, через 30 000 км – комплект в утиль. Мало кто знает, что шину нельзя использовать более 5 лет с момента изготовления из-за того, что в преклонном возрасте она высыхает и трескается. Но все это естественный износ, а что с преждевременным? Почему вдруг новую шину, как принято говорить, «жрет», и что объясняет эта характеристика?

Ест резину – это как понимать?

жрёт резину с внешней стороны на передней оси

  • Шашечный (пилообразный) износ внутренней части колеса.
  • Равномерно, но ярко выраженно съедает внутреннюю область.
  • Ест по внешнему контуру.
  • Симметричный износ по краям.
  • Шина четко стерта по центру.
  • Ямки на протекторе.

Отчего неравномерно съедает протектор

ест резину с внутренней стороны спереди

Загляните под передний бампер, находясь спереди машины – колеса стоят не перпендикулярно к дороге, а немного наклонены. У кого внутрь, у кого наружу. В общем-то развал, а то, что вы видите в этой плоскости, называется именно так, бывает положительным и отрицательным. Какой есть какой – проще разобраться по фото.

К сведению. Развал, схождение, кастер – это три настройки подвески, которые есть в любом автомобиле (некоторые из них могут не регулироваться, но они есть и обеспечиваются жестким взаимным расположением деталей). В теории – это всего лишь названия углов расположения колес в различных проекциях. Ведь шины отклонены от всех трех плоскостей (в пространственном измерении как раз три плоскости и есть).

Почему бы не поставить колеса жестко прямо во всех плоскостях? К чему все эти регулировки в подвеске? Приведем таблицу, какую роль играет каждый из углов.

Предназначение настроек подвески

Наименование

Что обеспечивает

Отклонения от этих углов не допускаются, иначе покрышку будет съедать с одной из сторон. Впрочем, не всегда виновата подвеска. Банальная разница давлений в шинах тоже ни к чему хорошему не приводит. В чем именно причина, расскажет характер «жора» колеса, фото которых вы уже рассматривали.

Из-за чего жрет резину с внутренней стороны на передней оси

Как уже отмечалось, изнутри шину может съедать по-разному, потому как есть две различных причины:

  1. Сбит развал – равномерно ест внутренний край.
  2. Неверно выполнено схождение – пилообразный износ внутренней части.

жрёт резину с внешней стороны на передней оси


Перед тем, как ехать на «сход развал» осмотрите подвеску. Удобней всего это делать на яме или эстакаде. Что смотреть:

  • Все рычаги. Заметные на глаз изменения их формы, как следствие ударов о препятствия, не допускаются.
  • Сайлентблоки и резинки стоек стабилизаторов (яиц). Трещины в резине должны отсутствовать. Когда резиновая втулка раскрошена, ее точно необходимо менять. От этого при повороте руля слышен стук в районе колеса . Еще глухое постукивание будет появляться при трогании, проезде препятствий и торможении.
  • Стойки. Корпус амортизатора и кронштейн его крепления должны быть ровными.
  • Заднюю балку. Любые деформации не допускаются.
  • Подшипники ступиц. При покачивании поддомкраченного колеса руками люфт должен отсутствовать.

К сведению. Пилообразный характер «жора» чаще встречается на задних колесах, сзади он может быть не только по причине сбитого схождения, но и неправильного давления в шинах. Впрочем, и это – не факт: качество покрышки тоже играет роль. В целом же этот вид износа видно не только по протектору, но и слышно: подъедаемые шины шумят заметно громче других, где бы они не стояли, спереди или сзади.

Важно то, что менять шины на новые, когда ест ступенькой, не обязательно. Достаточно поменять стороны местами в пределах оси, т.е. поставить правое колесо на левую сторону, а второе – наоборот.

Если жрет резину с внутренней стороны только у одного колеса, расположенного на передней оси, то вероятно сбиты настройки геометрии рычагов подвески. При этом ведёт машину в ту сторону, где подъедает (вправо или влево).

К сведению. Кидать машину в сторону на прямой может и по причине разницы давлений в правом и левом колесах, расположенных на одной оси. У недокаченных и перекаченных шин другие признаки износа, о которых мы еще поговорим. Поэтому, сначала выровняйте давление по кругу, затем проедьтесь по прямой, и только потом делайте вывод: ехать на «сход-развал» или нет.

жрет резину с внешней стороны передних колес пр

Почему ест покрышку с внешней стороны спереди или сзади

Чаще причина такого дефекта – сбитый развал. При слишком положительном его угле как раз и наблюдается излишнее стирание наружных плеч резины. Окончательное заключение делается только после осмотра деталей подвески, суть которых мы изложили в предыдущем разделе.

Если «сход-развал» выставили, подвеска «в норме», а резину все равно ест с наружного края, то дело в покрышках. Примеров того, когда достаточно заменить комплект шин новым, и вопросы к выработке протектора сзади и спереди сразу же исчезают, предостаточно.

Например, Кама Евро 129 отличается жором как раз внешней стороны: через 1 000-2 000 км наблюдается неравномерность геометрии покрышки. И это еще один гвоздь в списке их недостатков, хотя они и без того не самые износостойкие летние шины с крепкой боковиной среди участников свежего теста.

Проблема точно не в «сход-развале»

  • Съедает резину по краям. Тому только одна причина: в шине пониженное давление.
  • Сожрало покрышку посередине. Это случилось потому, что в ней повышенное давление.
  • На одной оси правая шина стирается быстрее левой или наоборот. Из-за разницы в давлении колес, расположенных на одной оси, машину тянет в сторону, с которой расположена покрышка с пониженным объемом воздуха. Этот же баллон испытывает дополнительную силу трения, из-за чего изнашивается быстрее.
  • Колеса изнашиваются буграми. Возникает по причине сбитой балансировки, в результате чего у диска возникает боковое биение.

почему шины изнашиваются буграми

Если детали подвески не деформированы, расходники свежие, углы в допуске, шины новые, а отбалансированное колесо все равно неравномерно стирается, смотрите геометрию кузова. Случаев, когда даже после мелкой аварии возникал «жор» одной из покрышек, предостаточно.

Читайте также: