Почему трещит заднее колесо велосипеда

Опубликовано: 14.05.2024

В этой заметке мы поговорим о велосипедной трещетке. Эта деталь является одной из самых важных и, в буквальном смысле, тащит весь велосипед на себе.

Давайте обсудим устройство этого механизма и его функции.

Трещетка выполняет функцию обеспечения холостого хода при движении велосипеда накатом. Движение накатом - это когда мы едем на холостом ходу и не подкручиваем педали.

Если бы приводная звезда была бы жестко приделана к заднему колесу, то приходилось бы постоянно крутить педали со скоростью вращения колеса (с учетом передаточного соотношения само собой). Это не самый комфортный режим движения.

Такие схемы реализованы на трековых велосипедах для выступления на закрытой арене зацикленной арене . Там приходится потом тормозить ещё пару кругов. Но в простой жизни кроме проблем такой вариант реализации ничего не принесет.

Можно вспомнить старый добрый трехколесный велосипед, где привод осуществлялся размещением кривошипов прямо на передней втулке без какой-либо муфты. Если вдруг пришлось бы ехать с горки на таком велосипеде, то было бы очень "весело".

Именно поэтому требовалось решить вопрос обеспечения холостого хода велосипеда. Вот тогда-то и появилась трещетка. Отметим, что существует несколько вариантов реализации свободного хода колеса. Например, втулки типа "торпедо" имели внутри специальный барабан, который срабатывал только в момент вращения педалей. Но эта конструкция довольно быстро была заменена именно втулкой с трещеткой.

Что же такое трещетка велосипеда ?

Это некоторое устройство, способное свободно вращаться в одну сторону и зацепляться в другую. Свободный ход обеспечивается благодаря лепесткам трещетки, которые изготовлены из пружинстого материала и при вращении педалей встают в распорку с зубчатой втулкой, а движении колеса свободно проскальзывают. Чуть ниже приведена схема трещетки.

А вот так эта конструкция будет выглядеть в реальной жизни, а не на чертеже.

Фокус возможен благодаря тому, что направления движения свободного вращения колеса и направление, придаваемое вращением педалей, по сути дела разнонаправленны. Поэтому, на холостом ходу мы слышим приятный треск и щелчки, а при вращении педалей ощущаем упор от расклинивания лепестков трещетки.

Ещё трещеткой называют целую деталь, которая продается в веломагазинах . Это накручивающаяся группа звезд, которые наворачивают вместе с трещеткой на опорную часть втулки.

В более совершенных моделях конструкция обычно заменена наборной кассетой. Т.е. трещетка и кассета продаются отдельно и могут быть заменены по отдельности. Барабан с трещеткой тоже можно скрутить.

Начать скрипеть может любая техника и велосипед — не исключение. Он постоянно подвержен огромной нагрузке. Большинство велосипедистов нередко слышат щелчки или скрип, исходящие из того или иного узла. На самом деле, сложнее всего найти источник неприятного звука.
О горном велосипеде: Необычные звуки велосипеда и их устранение

В действительности, скрип становится причиной трения двух и более элементов друг о друга. В этом случае их просто нужно смазать или даже пересобрать. Проблема в том, что из-за велосипедной рамы звук может исходить не из места его появления.

Именно поэтому очень часто при звуке со стороны руля велосипедисты проверяют заднюю втулку. Четкой инструкции по каждому скрипу, разумеется, нет. Кроме того, не будем углубляться в сложную конструкцию подвески на двухподвесах. Давайте рассмотрим, что же может скрипеть.

Скрипят тормоза
Для начала поговорим о тормозах. С этим сталкивается большинство велосипедистов. Доходит даже до того, что велосипедисты начинают считать это нормальным явлением. Рассмотрим тормоза типа V-brake. В этих местах скрип может появиться по трем причинам. Первая причина – это используемый материал для тормозной колодки, вторая – состояние обода, а третья – это подвод этих самых колодок. Первую причину устранить легко. Необходимо лишь проводить с колодками эксперименты. Если резина мягкая, то тормоза срабатывают тише, но при этом они быстро становятся непригодными.
О горном велосипеде: Необычные звуки велосипеда и их устранение

Далее – состояние обода. Здесь нужно посмотреть насколько он загрязнен и изношен. Бывают такие случаи, когда состояние настолько плачевное, что он просто лопается по своей окружности. Поэтому лучше проверяйте его и не доводите до такого состояния. Чтобы почистить обод, нужно воспользоваться бензином, растворителем или уайт-спиритом. Самое основное – очищение битума от каждой колодки. Если химия не помогает, то можно воспользоваться наждачкой среднего зерна. Помните, что каждая колодка должна быть точно подведена под определенным углом.
О горном велосипеде: Необычные звуки велосипеда и их устранение

Скрип, исходящий из каретки
Однако, чаще всего скрипит именно каретка. Это обуславливается постоянной нагрузкой на данный узел велосипеда. Поэтому сначала стоит убедиться, что скрип идет не от педалей. Для этого нужно снять педали, проверить наличие люфтов, затем смазать резьбу, а потом поставить их обратно. Последний пункт желательно осуществлять два раза в год. Если вдруг в запасе есть другие педали, то стоит установить их для проверки. В случае продолжающегося скрипа откручиваем каретку, ведь понятно, что не педали ему виной.
О горном велосипеде: Необычные звуки велосипеда и их устранение

Обязательно очень хорошо протереть и детально осмотреть каретку, смазать, после чего собрать снова. Затягивать, прилагая все мыслимые и немыслимые усилия не нужно. Идеально, если под рукой окажется динамометрический ключ. После этого звук должен исчезнуть. В случае с картриджной кареткой перебор узла будет бесполезен. Тут поможет лишь полная замена. Либо можно проверить, хорошо ли прикручены звезды к системе. Для этого сначала нужно открутить каждый болт, смазать резьбу и закрутить на место.
О горном велосипеде: Необычные звуки велосипеда и их устранение

Скрип из рулевой
Рулевую колонку можно назвать самой проблематичной, так как она передает звуки сразу по всей раме. По этой причине найти истинный источник непросто. Лучшим решением будет открутить рулевую, почистить ее, а затем обработать смазкой каждый подшипник. Все болты нужно очень осторожно затянуть, учитывая свободный ход.
О горном велосипеде: Необычные звуки велосипеда и их устранение

Звук из сиденья и штыря
Такой скрип тоже не приносит ничего хорошего. Извлекаем болтик, который крепит седло снизу. После этого смазываем его фиксатором для резьбы и вкручиваем на место. Перетягивать, опять же, нельзя: болт может просто-напросто лопнуть. Если данная процедура не помогла, то все дело в штыре под седлом. Его необходимо вытащить и почистить подседельную трубу, в которой часто можно обнаружить много песка. Далее прочистить и подседел. После этого нанести густую смазку. Не стоит забывать про подседельный зажим. Его так же нужно содержать в чистоте и крепко затягивать.
О горном велосипеде: Необычные звуки велосипеда и их устранение

Треск от колеса
В некоторых случаях можно услышать звук, исходящий из нижней части велосипеда. Скорее всего все дело в колесах, а именно в спицах. Существует вероятность неусаженных спиц, а потому стоит произвести действия по их усадке. Если это не поможет, то придется снимать каждую спицу по отдельности, а затем смазывать резьбу.
О горном велосипеде: Необычные звуки велосипеда и их устранение

На самом деле, в велосипеде может скрипеть и шуметь все, что угодно. По этой причине не стоит ограничиваться только описанными советами. Проверьте втулки на колесах, цепь, вилку и прочие детали. В любом случае придется искать. Иногда приходится проверять каждый болтик вместе с ротором. Но согласитесь: ездить на велосипеде, который скрипит, как минимум неприятно, даже более того — небезопасно. Иногда это говорит о постепенно ломающейся раме. В этом случае нужно попробовать нажать ногой на кареточную ось, при этом надавливая всем весом на седло. Если задний треугольник не играет, то все хорошо.
О горном велосипеде: Необычные звуки велосипеда и их устранение

Крайний случай — отрыв рулевого стакана. Но такое бывает редко. Проверяйте велосипед, следите за состоянием компонентов и поводов для беспокойства будет гораздо меньше, а срок службы многократно возрастет.




Посторонние звуки в вашем велосипеде и их устранение!

Giant Glory

В идеале, от катящегося велосипеда должен раздаваться только легкий, почти не слышный шелест цепи, шум покрышек, и на холостом ходу звук фрихаба (трещетки). Остальные звуки, происходящие НЕ во время переключения передач, являются посторонними.

Руль скрипит в зажиме выноса. Попал песок под зажим выноса. Нужно снять руль, очистить посадочные места, смазать и собрать обратно.

Вынос скрипит на рулевой трубе вилки. Довольно редкий случай, метод устранения тот же, что и выше.

Элементы подвески у двухподвесов. Может пощелкивать крепеж амортера, соответственно снять, очистить, смазать и собрать обратно.

Цепь. Свист высокой тональности и постоянный, происходит во время вращения педалей. Наиболее частый источник свиста и скрипа, лечится очисткой и смазкой (смазка для цепей, ессно).

Ролики заднего дерайлера. Периодические посвистывания высокой тональности во время вращения педалей. Тоже частенько скрипят. Лечится переборкой, и смазыванием консистентной смазкой с графитовой составляющей.

Пыльники на втулках. Редко, но бывает. Периодические повистывания, без вращения педалей. Лечится смазыванием жидкой смазкой с графитовой составляющей.

Тормоза ободные. Скрип происходит при торможении. Лечится перенастройкой колодок.

Тормоза дисковые. Проблема скрипа заключается в поганом качестве колодок, но производители упорно утверждают, что это лечится протиркой диска спиртом. Впрочем, этот метод работает.

Элементы подвески у двухподвесов. В зависимости от типа шарниров подвески лечится переборкой и смазкой или только смазкой.

Каретка тоже способна издавать скрежет, но в таком случае она будет в почти заклиненном состоянии, ибо шарики уже давно превратились в кубики, пирамидки и прочие геометрические фигурки. Лечится заменой.

Тормоза дисковые. У вас погнут диск. Надо его выпрямить (отстучать или погнуть в обратную сторону).

Удары

В штатных ситуация стучать может только задний дерайлер об раму, а также цепь об раму.

Задний дерайлер. Притянуть его к раме рукой и посмотреть куда он бъет. Подклеить в это место кусок резины.

Цепь. Она хронически бъется о нижнее перо рамы. Либо сверху, либо снизу. Лечится обматыванием пера чем-нить мягким, например отбойником Lizard skins или подобным. Можно и просто изолентой.

Фак! Как же меня задолбал этот невесть откуда взявшийся щелкающий звук в момент сильного нажима на педаль!

Сначала я подумал, что это трещит подседельный штырь в месте крепления к подседельной трубе, как это обычно у всех бывает. Туда постоянно набивается всякое гавнище, и потом все это скрипит и пердит под нагрузкой.

Песок в подседеле

Но, в моем случае, если я поднимаю жеппу над седлом, то противный щелкающий звук никуда не исчезает. Так что его источник находится где-то в другом месте.

Потом я подумал, что проблема в том месте, где педали крепятся к шатуну:

Треск в педалях

Как показало беглое гугление, это наиболее распространенный источник подозрительных звуков. Туда под резьбу попадает грязь и все это начинает трещать под нагрузкой. И хотя мне слабо верилось, что это место могло затрещать сразу с обеих сторон, я все-таки выкрутил педали, тщательно вычистил и как следует закрутил на графитовую смазку. Не помогло.

Оставался еще вариант, что дело в самих педалях. Тем более, что я их недавно ремонтировал.

Педали трещат или нет?

Опять же, вероятность того, что накрылись одновременно и правая и левая педаль (звук ведь появляется независимо от того, на какую из них давить) была небольшая, но я должен был проверить. Поставил топталки с другого велика и звук, конечно, никуда не исчез.

Кстати, тот факт, что мерзкий звук возникает независимо от того, на какую педаль давить, позволил сразу же отбросить мысль о слабо затянутом левом шатуне. Ведь когда давишь на правую педаль, левый шатун ваще в этом процессе не участвует. А щелчок все равно появляется.

Щелкает левый шатун

В ходе экспериментов выяснилось, что щелчки появляются даже если давить на сами шатуны. То есть педали (и все, что с ними связано) можно было сразу исключить.

Щелкают бонки

Тогда я подумал, что может быть дело в самой каретке? И это меня совсем расстроило. Так как относительно недавно (а точнее около 7000 км назад) я уже менял каретку на новую. Чтобы убедиться в своем предположении, я решил по очереди вытаскивать чашки и временно втыкать чашки старой каретки. Так и сделал.

В общем, вернул каретку на место (благо у меня теперь есть чем ее выпрессовывать и запрессовывать).

Тогда я вспомнил, что когда-то давно у меня были подозрительные звуки из-за слабой затяжки заднего эксцентрика. Вот оно. Стопудово проблема в этом! И как я сразу не догадался?

Эксцентрик может быть источником треска

Затянул эксцентрик со страшной силой! И, затаив дыхание, наступил на педаль.

Щелкают спицы заднего колеса

Равномерно протянул спицы по кругу (буквально на пол-оборотика каждую). В любом случае, хуже не будет. Звук, конечно, остался.

Исследовал все сварные швы на раме, ничего подозрительного не нашел. А что может трещать в задней втулке, я вообще понятия не имею.

Короче, решил все оставить как есть. Ведь не даром говорят, что хороший стук рано или поздно вылезет. В моем случае, либо рама развалится, либо задняя втулка полетит. Тем более, что я честно старался найти источник щелчков, но у меня ничего не вышло.

И что вы думаете было дальше?

У меня полетела задняя втулка!

Да-да! Щелкающий звук, который меня так раздражал, вылился в то, что заднюю втулку начало жестко клинить. И произошло это, естественно, в 30 км от дома. Проявлялось это в том, что кассета на холостом ходу время от времени начинала крутиться вместе с колесом и утягивала всю цепь наверх (при этом натягивая лапку заднего переключателя по-максимуму). Эта цепь просто болталась сверху, долбила по раме и того и гляди норовила слететь со звезд.

Чтобы выбрать излишки цепи, приходилось ПОСТОЯННО крутить педали, не останавливаясь. Так я и ехал до дома))

Ну, думаю, теперь все понятно! Щас разберу втулку (а у меня колеса Mavic CrossRide, если вы знаете, что это такое), заменю подшпнички, посмотрю чо там к чему и все будет в шоколаде.

Разобрал. Оказалось, что развалился один из подшипников 608-2RS/C3:

Лопнувший подшипник заднего колеса

Изношенный подшипник 608-2RS

В общем, чтоп два раза не вставать, решил поменять сразу все подшипники: два 608-2RS/C3 и один 6001-2RSH/C3.

Ремонт задней втулки Mavic Crossride 608RS

SKF Explorer 6001-2RSH/C3

Не стал менять только вот этот, синенький (6705-2RS):

6705 2RS (задняя втулка Mavic CrossRide)

Запрессовал все подшпипнички на локтайт 609 (чтоп наверняка), все замазал солидолом, собрал. Колесо стало крутиться как по маслу! Реально как по маслу, это наиболее подходящее описание.

Втулка заднего колеса Мавик

Запрессовал новый подшипник

Набил солидола

Решил катать до тех пор, пока рама не лопнет. Или этот звук как-то более явственно себя проявит.

На всякий случай оставлю здесь показания одометра, чтобы знать, когда я перебрал заднюю втулку: 12800 км.

П.С. Через несколько дней совершенно случайно нашел источник щелчков! Им оказался задний переключатель. Вот уж никогда бы не подумал))) Побрызгал на него ВД-40, вытер насухо и звуки исчезли!

Кстати, неприятные звуки издавал вот этот сустав, который прямо по середине фотографии:

Источник щелчков при усиленном педалировании

Так что, народ, если у вас что-то защелкало, не спешите разбирать половину велосипеда! Проблема может не стоить и выеденного яйца. И всегда помните, что источник звуков может быть в самом непредсказуемом месте!

Димонтий

9 thoughts on “ Странные щелчки в районе каретки ”

Фак! Эксцентрик оказался последним в списке борьбы с треском! Зато всё разобрал почистил смазал протянул! )))

Ещё как помогла твоя история, ездил до этого на титановых эксцентриках, бед не знал, решил поставить штатный от колёс Fulcrum , и тут началось, треск , который нарастает по мере роста усилия давления на педали, ужасное чувство , думал карточный узел карбоновой рамы накрылся. Всё проверил, ничего не помогло, и тут твой коммень про эксцентрик иииии БИНГО это он

Купил себе велосипед 25.09.2020 г. Покатавшись несколько дней и услышал при активном педалировании сильные щелчки в задней части велосипеда. Что только не делал, но щелчки не пропали. Все было как и у Вас, зажал задний эксцентрик и все пропало. Стоит только отжать немного эксцентрик и все щелчки опять.

Доброго времени суток всем! Нашел проблему от чего происходили щелчки в задней части рамы, а именно в области дропаутов. Очень долго времени провел в интернете и вот бинго. Снял петух, смазал площадь прилегания петуха к дропауту, затянул шестигранники, поставил колесо и эксцентрик уже так сильно не зажимал. Щелчков нету, катаюсь уже недели две, полет нормальный))).

Кроме надежности эксцентрика, стоит также обратить внимание на плоскости в дропаутах, если рама поездила, то их полезно отторцевать.
Вторая идея в том, что если щелчки пропадают при затяжке эксцентрика, то проблема модет крыться не в самом эксцентрике и дропаутах, а в подшипниках втулки, люфт которых стягивается эксцентриком. В этом случае важно обнаружить это прежде, чем от езды на перетянутой оси развалятся подшипники втулки как это случилось у автора.

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

  • Создать тему Редактировать тему
  • Задать вопрос Редактировать вопрос
  • Дать объявление Дать объявление

При свободном ходе колесо перестало "трещать"

Как устранить неполадку?

Я бы даже сказала, что при кручнии педалей он трещит, а на холостых молчит (на сколько я смогла его услышать).

Eovein, +4 3 мая 2012

Много причин, может просто трётся цепь о переклюк или щиток, либо тормозной диск о колодки, а может шатуны разболтались, либо каретка.

Klukva_72, 0 3 мая 2012

спасиб! все проверю))

Ефрик, 0 3 мая 2012

Так с какой проблемой мы боремся, с треском при кручении педалей или с отсутствием треска при свободном вращении колеса?

Klukva_72, 0 3 мая 2012

отсутствием треска при свободном вращении колеса! второе написала на тот случай, что это как то связано может быть

Sneakyfildy, 0 3 мая 2012

я как-то смазки налил в трещотку. Ну она и перестала трещать. Дискомофорта не испытывал.

Byakus, 0 3 мая 2012

у меня трещит каретка(окталинк) при нагрузке и боковой люфт присутствует,менять сразу или убить до конца,шатуны не помрут вместе?

Коварный тип, 0 3 мая 2012

При крутке педалей это цепь, а что бы треск появился при свободном кате, нужно открутить заднее колесо, и закрутить заного ослабив гайку в одном месте, и увеличить в другом. (Проверено, год катался без звука, тут пришлось колесу откручивать, что бы камеру заменить. и всё заработало)

Язычник, 0 3 мая 2012

kasatik, меняй сразу,не жди когда она крякнется в дороге.

Ефрик, 0 3 мая 2012

Ох блин. Так, давайте по порядку.
1) Треск при свободном вращении — это нормальный звук вращения трещотки. Возникает данный звук в следствие проскакивания кулачков трещотки по зацепам. Звук может быть разный от тихого и глухого как у Шиманок до жужжания пчелы как на КрисКингах или громкого звонкого треска как на некоторых ДТхах. Отсутствовать данный звук может по нескольким причинам:
а) внутри загустело масло и кулачки не резко проваливаются в зацепы, а относительно плавно туда отжимаются.
б) ослабление пружинок,отжимающих кулачки.
в) слишком дофига масла внутри и кулачкки просто булькают в нем.
г) разновидность первого варианта — внутри грязь.
д) стирание кулачков и/или зацепов.
В принципе, при всех этих вариантах, можно забить и кататься как есть пока кассета не начнет прокручиваться (если ваще начнет).

2) Треск при вращении педалей. Тут может быть миллион вариантов, в зависимости от того какой именно треск и когда именно он возникает.

Ефрик, 0 3 мая 2012

3) Треск в каретке тоже возникает по разным причинам. При этом в зависимости от причины замена может и не требоваться. А еще в 90% случаев треск в каретке — это вовсе не треск в каретке.

Byakus, 0 3 мая 2012

Ефрик, педали разные,возникает обычно при максимальной нагрузке близкой к статической

Klukva_72, 0 3 мая 2012

Ефрик, спасибо большое!

black_f, 0 3 мая 2012

Лаконичненько:
"А еще в 90% случаев треск в каретке — это вовсе не треск в каретке". ©

123, 0 3 мая 2012

black_f, Поддержу Ефрика. Это действительно так. Рама очень здорово резонирует. И например хруст рубашки в упоре на раме может расцениваться как треск каретки.

INOD, 0 3 мая 2012

Ефрик ваще человечище!
Только кажись забыл самую малость, из его повествования выходит, что на всякий пожарный, если таки невмоготу и хочется вернуть треск, нужно перебрать, почистить и пересмазать трещетку.
Ефрик, так?

Klukva_72, 0 3 мая 2012

Конечно же я разворочу трещетку, не могу в тишине ездить)) А по поводу педалей, меня их шум не сильно волнует как таковой, но почему про них писала потому, что они издают звук той самой трещетки. Т.е. раньше педали не крутишь- трещит, а теперь крутишь-трещит(но откуда звук точно не могу разобрать).

Ефрик, 0 3 мая 2012

Ефрик, 0 3 мая 2012

Кстати, на будущее. Когда задаются такие вопросы, хорошо было бы писать какие педали, какая втулка, какая каретка, какой велосипед и т.д.

Читайте также: