Проблемы с маркировкой шин

Опубликовано: 02.05.2024

С 1 ноября 2020 года началась обязательная маркировка колесных шин и автомобильных покрышек. Рассказываем, как работать дальше, какое оборудование нужно подготовить, что делать с остатками и сколько стоят нарушения.

Нет времени разбираться? Поможем!

Что вы узнаете

Закон о маркировке шин

Распоряжение Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 года определило, какие шины и автопокрышки, подлежат маркировке.

Постановление Правительства РФ № 1958 от 31 декабря 2019 года установило сроки и правила маркировки шин.

Сроки и этапы

  • С 1 декабря 2019 — регистрация участников оборота в системе Честный знак.
  • С 1 ноября 2020 — производители и импортеры маркируют всю новую продукцию, оптовики передают сведения о их приемке и реализации, а розница фиксирует продажи и списания в Честном знаке.
  • До 15 декабря 2020 — маркировка шин, ввезенных в РФ после 1 ноября 2020, но купленных до 1 ноября 2020.
  • С 15 декабря 2020 — запрещен оборот немаркированных шин.
  • До 1 марта 2021 — маркировка остатков, нераспроданных до 15 декабря 2020.
  • Зарегистрироваться в системе маркировки участники обязаны в течение 7 дней со дня возникновения необходимости оборота шин.

Специалист ЦРПТ рассказал об этапах внедрения и правилах работы в системе «Честный знак», а эксперт СБИС показал весь процесс от приемки до продажи.

Схема работы

1. Производитель получает коды в системе маркировки, размещает их на товар.

2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору электронный УПД со всеми кодами с шин и автопокрышек.

3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды в документе с полученными по факту, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.

4. Дистрибьютор, отгружая товар розничному магазину, также формирует УПД с кодами.

5. Магазин при приемке сканирует всю партию товара и сверяет информацию с кодами, указанными в УПД. Если расхождений нет — подтверждает приемку товара.

6. При продаже кассир сканирует код маркировки с шин, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.

За работу без маркировки — штраф и конфискация

Какие шины маркируем

Новые пневматические шины и покрышки:

  • для легковых автомобилей;
  • для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей;
  • для мотоциклов;
  • резиновые для сельскохозяйственных или лесохозяйственных транспортных средств и машин;
  • резиновые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.

Конкретные коды ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС указаны в таблице.

ТоварОКПД 2ТН ВЭД ЕАЭС
Шины и покрышки для легковых автомобилей новые22.11.114011 10 000 3 4011 10 000 9
Шины пневматические для мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов и квадроциклов22.11.12.1104011 40 000 0
Шины и покрышки пневматические для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей новые22.11.13.1104011 20 100 0 4011 20 900 0
Шины и покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин; шины и покрышки пневматические прочие новые22.11.144011 70 000 0 4011 80 000 0
Шины резиновые сплошные или полупневматические22.11.15.1204011 90 000 0

Какие шины не маркируем

В результате эксперимента из маркировки исключили несколько подгрупп.

  • велосипедные шины;
  • авиационные шины;
  • камеры резиновые, ободные ленты, взаимозаменяемые протекторы.

Также не маркируем восстановленные и Б\У шины — для них правила торговли прежние.

Код маркировки: куда наносить и какие данные содержит

На каждую шину наносят знаки с цифровым криптокодом, его формат определяет ЦРПТ. Код маркировки является буквенно-числовой последовательностью, преобразованной в формат двумерного штрихового кода DataMatrix.

Код маркировки содержит:

  • код товара,
  • индивидуальный серийный номер,
  • ключ проверки,
  • код проверки.

Пример кода маркировки:

Маркированные шины на складе

  • Первые 2 символа «01» — идентификатор применения;
  • Следующие 14 символов «04607428679090» — код товара, GTIN;
  • Следующие 2 символа «21» — идентификатор применения;
  • Следующие 13 символов «6eJIjoWH54DdU» — уникальный серийный номер;
  • Следующий 1 символ « » — Group separator, разделитель, непечатаемый машиночитаемый символ, имеющий код 29 в таблице символов ASCII;
  • Следующие 2 символа «91» — идентификатор применения;
  • Следующие 4 символа «ffd0» — ключ проверки;
  • Следующий 1 символ « » — Group separator;
  • Следующие 2 символа «92» — идентификатор применения;
  • Следующие 44 символа «sz6kSPirApfMBftvLboE1dlWC/58hExQUqv7BBkZmk4=» — код.

Куда можно наносить

Основной способ маркировки шин — наклеивание этикетки с Data Matrix кодом на боковину или протектор.


С 1 ноября в России началась обязательная маркировка шин и покрышек. О том какие последствия будут для автолюбителей после введения маркировки рассказал председатель НП «Лига финансовых институтов», член Общественного совета при УМВД по Приморскому краю Александр Ивашкин.

По словам эксперта, инициатива по маркировке шин изначально исходила от самой отрасли, представители которой отметили целесообразность распространения маркировки на эту продукцию. Ряд ведущих отраслевых организаций России компании «Кордиант», «КамаШина» и другие производители шинной продукции были очень обеспокоены увеличением уровня незаконного оборота. Он добавил, что до 15 декабря люди еще смогут купить немаркированную резину, а после уже нет.

«Новые правила вводятся как раз в сезон смены резины, это, пожалуй, одно из неудобств этого периода маркировки, так как по понятным причинам будет небольшая ценовая борьба между «контрафактом», «оригиналами» и «БэУ-шинами». Разброс цен на один и тот же размер шин будет колебаться до 15-25%», - считает эксперт.

При этом он рассказал и о последствиях введения этой системы. Подобные действия могут временно привести к тому, что часть автолюбителей и фирм владельцев грузовичков на какое-то время с учетом своего «скудного» бюджета перестанут покупать «оригиналы», оставаясь на «лысой» резине. Итог – первый снегопад, огромные пробки, рост аварийности.

«У нас в Правилах дорожного движения вообще нет требования по сезонности применения шин, как во всех соседних странах! Это касается в первую очередь водителей и владельцев тяжелых грузовиков и автобусов. Уж очень дорогая зимняя резина для этой техники, стоимость одной покрышки может достигать 100 тысяч рублей, а их нужно 6, 8, а то и 12 штук, поэтому их, как правило восстанавливают. Но МВД подготовили проект «Основного перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств», где предлагает запретить эксплуатировать автомобили с летними шинами зимой и с шипованными шинами летом, и записать это в ПДД», - рассказывает Ивашкин.

Штраф по этому нарушению будет составлять 500 рублей. При этом Ивашкин подчеркивает, что по новым предложениям, после ДТП, экспертиза может установить, что старая резина была одной из причин аварии, и тогда почетную обязанность возмещать ущерб «повесят» на «экономного» водителя.

«Думаю, на этом фоне может появиться еще одна, самая действенная «дубина» от страховщиков в правилах ОСАГО. Кто помешает страховщику в договорах страхования отдельным пунктом записать ответственность водителя за ДТП, если он не по сезону «обут»? То есть с большой вероятностью такой водитель будет признан при ДТП виновным в любом случае со всеми вытекающими финансовыми последствиями», - отметил Ивашкин.

Про восстановление шин, Ивашкин также предположил, что это также запретят, после 7 лет использования покрышек. А это значит, что владельцев грузовиков и автобусов в очередной раз наступают непростые времена.

Говоря дальше о покрышках эксперт затронул вопрос утилизации. По его примерным расчётам ежегодно автомобилисты будут менять по 275 тысяч резины, но на утилизацию в лучшем случае уйдет только 15%.

«С учетом текущих реалий в сфере переработки шин для Владивостока это огромная проблема, которая до сих пор не решена, а осенний договор мэрии с 65-ю автомастерскими и шиномонтажками о приеме на утилизацию б/у шин это, что называется, «курам на смех». Потому как одна фирма может собрать в среднем 300 единиц колес, а это всего 20 тысяч, а остальные 250 тысяч они где окажутся?», - задается риторическим вопросом автоэксперт.

Проводя параллель с покупкой автомобиля, Ивашкин напомнил, что покупатели платят утилизационный сбор на автомобиль. Но ни каких подобных предприятий, где утилизируют старые авто нет. В связи с этим он предположил, что через некоторые время в России появится новый «шинный» утилизационный налог.

«Скорее всего, знаем по опыту, новый «шинный» налог будет непрозрачным, с различными увертками и ухищрениями, на которые горазда наша бюрократия. Дело в том, что часть авторов проекта такого «шинного» налога хотела ввести утилизационный сбор на шины, который взимался бы в пользу государства. А государство, в свою очередь, организовывало бы всю систему утилизации и переработки резины. Но мы знаем, что вышло с утиль-машинами! Кстати, средний налог на шину в Европе-1,5 евро в год за колесо», - рассказал Александр Ивашкин.

В заключение он добавил, что опытные автомобилисты уже давно сами способны вывести для себя оптимальную формулу прохождения ежегодного межсезонного ритуала, даже несмотря на наступившую маркировку. Однако если за рулем новичок, то в следующем году ему необходимо поставить маркированную резину.

Фото: Christian Vorhofer / Global Look Press

В разгар сезона замены летней резины зимней в России вступил в силу закон об обязательной маркировке автомобильных шин и покрышек. Опрошенные РБК производители и дистрибьюторы шин усомнились в эффективности такой меры и предупредили о возможных проблемах с поставками.

Теперь, в соответствии с законом, компании и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством, хранением и продажей шин и покрышек, не смогут их реализовывать без нанесения специальной маркировки. Для нее используют двухмерный штриховой код Data Matrix — последовательность из 75 букв и цифр.

С 1 ноября производители и импортеры обязаны маркировать всю новую продукцию, оптовики — передавать сведения о перемещении и продаже товара в ГИС, а представители розницы — фиксировать продажи в системе «Честный знак». Немаркированные покрышки, которые попадут в оборот, могут конфисковать (статья 15.12 КоАП РФ). Также за нарушение закона о маркировке предусмотрены штрафы.

Предполагается, что наличие маркировки обезопасит рынок от нелегальной продукции, а государство получит контроль над передвижением товаров.

Технические проблемы и опасения дефицита

В пресс-службе компании «Кордиант» сообщили РБК, что к 1 ноября, по их оценке, около 70% участников оптово-розничной цепи не будут готовы к работе с маркировкой из-за отсутствия необходимой ИТ-инфраструктуры. Оптовики и магазины на протяжении 2020 года готовились к внедрению маркировки и установке необходимого оборудования, однако все сроки сорвала эпидемия коронавируса.

Фото:Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

В компании отметили, что есть ряд факторов, которые дополнительно осложняют введение маркировки. Например, от 20 до 50% наклеек отваливаются от шины даже при маркировке на производстве, при ее нанесении в розничных точках ситуация еще хуже. «Проблема с отсутствием адгезии между клеевым слоем на наклейке и шиной на текущий момент не решена ни у кого на рынке: изыскания ведутся с начала эксперимента в 2018 году. Наклейки не держатся на шине из-за оклейки остатков в холодное время года на складах без отопления, что влечет за собой потерю индивидуального кода во время перевозки или отгрузки между участниками. При этом единой работающей системы восстановления наклеек просто не существует», — указывают в компании.

Большие трудности есть и с переводом торговли шинами на электронный документооборот (ЭДО). Существующую систему в «Кордианте» назвали несовершенной. По данным компании, из 13 тыс. участников всей цепочки, через которую проходят шины от производителя до покупателя, лишь небольшой процент готовы к ведению продаж через ЭДО — и в первую очередь это крупные оптовые поставщики.

«Все это может парализовать продажу зимних шин на следующей неделе. А с учетом того, что во многих регионах установилась холодная погода, ситуация ставит под угрозу безопасность дорожного движения и, как следствие, жизни автомобилистов и пешеходов», — указывают в компании.

В компании-ретейлере «СТО-Колес» отметили, что в условиях сезона «переобувки» автомобилей на зимнюю резину уже сейчас наблюдается дефицит шин. Если дефицит вырастет, автовладельцы будут вынуждены ремонтировать старые шины вместо покупки новых, считают в «СТО-Колес».

Фото:АГН «Москва»

Введение маркировки способно осложнить и то, что оборудование, необходимое для продаж, «может работать некорректно», сообщили РБК в автосервисе «Ртп Авто». «Как всегда, когда что-то новое вводят, куча подводных камней возникает, а это, естественно, на сам процесс очень сильно влияет. Конечный клиент будет, естественно, из-за этого страдать, и пострадают также организации, которые будут это продавать. У более мелких контор [могут возникнуть такие проблемы]», — рассказали там.

Руководитель обособленного подразделения ООО «Шинсервис» в Санкт-Петербурге Владислав Солодовников также считает, что из-за внедрения системы маркировки может сложиться определенный дефицит, хотя, по его мнению, серьезного влияния на рынок он все же не окажет. «После введения маркировки — да, определенный дефицит резины возможен на рынке. Но так как резина завозится заранее на территорию России, на склад дистрибьюторов, я думаю, что в этот зимний сезон и предстоящий летний сезон особого дефицита рынок не почувствует. В последующие годы возможно, что европейские импортеры, китайские, японские бренды, которые не успеют подготовиться к маркировке, каким-то образом ограничат количество поставок на территорию России, и тут, возможно, будет какой-то определенный дефицит», — говорит он.

Проблемы будут связаны не с недостатком шин на складах дистрибьюторов, подчеркивает Солодовников. Рынок шин цикличен и продукция завозится заранее, поэтому зимние шины начали поступать на склады еще летом. «Проблемы [с маркировкой] возникнут, потому что вообще весь механизм маркировки пока до конца не понятен, очень много пробелов есть. Есть понимание того, что нам просто эти остатки товара — немаркированной резины, которые у нас находятся на складах, руками наших сотрудников нужно будет маркировать и как-то вносить в базу», — заключает он.

В компании «Север-Авто-М» считают, что за счет того, что склады были заполнены заранее, дефицита зимних шин в предстоящий сезон не будет. Проблемы могут начаться тогда, когда закончатся остатки шин, промаркированных дистрибьюторами, и с необходимостью контроля маркировки от производителя столкнется таможня. «Под сезон у нас шины будут. Тут вопрос скорее по летнему предстоящему сезону, потому что мы не ощущаем готовности всей системы, начиная от таможенных органов и систем, которые входят в состав Минпромторга, к полноценной работе с маркированным товаром. Там сложностей очень много», — пояснил представитель компании.

Дистрибьюторы спорят о целесообразности

В компании «Север-Авто-М» отметили, что не видят смысла в системе маркировки. «Шины — единственный настолько низкобюджетный товар, смысл маркировки которого теряется. Потому что это та продукция, для которой не существует на данный момент или практически не существует ни черного импорта, ни подделок», — уверены в «Север-Авто-М».

Представитель ретейлера «СТО-Колес» в разговоре с РБК также усомнился в необходимости введения системы маркировки шин в России. «Автомобильная шина — это не водка, подделать ее в подвале нельзя. Отсюда следует простой вывод — маркировка шин никак не защищает от контрафакта. Проблема продажи поддельных шин связана с контрабандой. Соответственно, бороться надо с коррупцией на таможне. Сомнительно, что маркировка шин решит проблему контрабанды», — указал он.

Среди опрошенных РБК компаний позитивно о новой системе маркировки отозвались только в сети шинных центров Vianor. «Дефицита не будет. Все основные поставщики уже работают в этом поле, то есть шины уже маркированы, и основные закупщики также уже работают с маркированными шинами, и, по сути, уже оборудование налажено. К этому готовились последние два года», — заявили в компании. В Vianor подчеркивают, что смотрят на внедрение системы маркировки «очень положительно». «Шина — это товар, от которого очень сильно зависит ваша безопасность: относиться к этому безответственно не стоит. Кроме того, шинный рынок сейчас очень цивилизованный — хорошо выстроены цепочки от производителей к оптовому звену и затем к розничным ценам. Она [маркировка] только нам помогает контролировать ситуацию», — сообщили в Vianor.

Готовность рынка к маркировке

В Центре развития перспективных технологий, операторе системы маркировки, в ответ на запрос РБК заявили, что не видят причин для затруднений с продажей зимних шин из-за введения системы. «Во-первых, маркировка шин не стала сюрпризом для отрасли: пилотный проект, в ходе которого компании должны были подготовиться к обязательным требованиям, шел с 20 июня 2019 года, то есть у компаний было полтора года и многие заранее перешли на работу с маркированной продукцией. Во-вторых, до 15 декабря автосалоны, магазины, дилеры смогут продавать немаркированные шины, которые были произведены или завезены до 1 ноября. Это запасы, которые сформированы как раз для массовой смены летних шин на зимние», — объяснили в центре.

Готовность участников рынка в центре оценили как высокую. В ответ на претензии продавцов к ИТ-инфраструктуре в ЦРПТ утверждают, что на рынке представлено уже много ИТ-решений «под ключ», а для розницы задача еще проще — маркировка уже встроена в онлайн-кассы. «К первой дате обязательной маркировки в рынке замаркировано более 17 млн шин, из них в обороте находится около 6 млн. Зарегистрировались почти 8 тыс. участников, это от 60 до 80% рынка», — указывают в центре.

В отношении проблем с электронным документооборотом в ЦРПТ указали, что компании сами выбирают поставщика этих услуг: «Это высококонкурентный рынок, многие компании работали в ЭДО до маркировки». Для того чтобы еще больше упростить работу, ЦРПТ запускает бесплатный сервис «ЭДО-лайт», где обеспечена настройка роуминга с 16 операторами ЭДО. «Мы видим, что технологически задача роуминга решаема, в большинстве случаев это уже решено, в то же время важно понимать, что это вопрос прямых отношений между компаниями и их поставщиками — провайдерами», — заметили в центре.

Пандемия коронавируса действительно отразилась на процессе подготовки к введению системы, признают в центре, но напоминают, что подготовка к внедрению обязательной маркировки началась задолго до появления COVID-19. «Даже те компании, которые заявляли о пандемии как об основном факторе риска в подготовке к введению обязательной маркировки, подготовку вели. Некоторые процессы отрабатывались в удаленном формате. Безусловно, ряд компаний — разработчиков информационных систем, которые оказались в принципе отстранены от работы, вынуждены были пересматривать планы внедрения и, вероятно, отказываться от каких-то высокотехнологичных решений в пользу их упрощения, чтобы выдержать сроки. И мы видим, что компании с этим справились», — заключили в ЦРПТ.

Фото:«Комсомольская правда» / Global Look Press

Что думают власти

В Минпромторге РБК рассказали, что понимают опасность возникновения дефицита шин в высокий сезон, поэтому маркировка вводится поэтапно. Сейчас вступили в силу требования об обязательной маркировке шин производителями и импортерами, а также требования об отражении в информационной системе сведений о продаже маркированных шин. «Запрет на оборот немаркированной продукции вступит в силу только 15 декабря, а до 1 марта 2021 года участники оборота смогут домаркировать остатки продукции. С 1 марта вступят в силу требования о сообщении в систему всех сведений по товародвижению маркированных шин всеми участниками без исключения», — отметили в министерстве.

В ведомстве пояснили, что внедрение технологии по этапам было согласовано с представителями бизнес-сообщества при обсуждении постановления правительства. На сегодняшний день в системе уже зарегистрировались около 8 тыс. участников оборота. «И хоть требования о маркировке только вступили в силу, в обороте уже находится более 6 млн единиц промаркированной продукции, также участниками продано уже 500 тыс. маркированных шин», — говорится в ответе на запрос РБК.

Вопрос отслеживания маркировки шин зарубежных производителей находится в ведении Федеральной таможенной службы, а система маркировки «дает необходимый функционал для осуществления контроля», отметили в министерстве.

На жалобы представителей автосервисов и дистрибьюторов о том, что маркировка некачественная и плохо клеится на шины, в министерстве отметили, что эта проблема неоднократно обсуждалась Минпромторгом, оператором системы и участниками оборота шин. «На рынке представлены различные решения по маркировке шин, включая надежные этикетки, выдерживающие особенности хранения и транспортировки, а также погодные условия», — отметили в Минпромторге.

Внедрение аналогичной системы маркировки для лекарств вызвало проблемы с поставками препаратов в аптеки. Из-за двух сбоев, в сентябре и октябре, примерно 40 млн упаковок лекарств застряли на складах, поскольку производители не могли отгрузить их дистрибьюторам.

Бизнес-ассоциация «Опора России» направила письмо главе Минпромторга Денису Мантурову с просьбой отказаться от введения обязательной маркировки товаров в тех областях, где и так уже есть механизмы отслеживания контрафакта. Организация указывает на то, что введение маркировки товаров может негативно отразиться на деловой активности в экономике, которая и без того пострадала от коронавирусного кризиса. В конце октября систему маркировки лекарств временно перевели в уведомительный режим.

C 1 марта 2021 года на российском рынке не должно остаться шин без маркировки. Уже с 1 ноября этого года начинает действовать запретительный механизм — вводятся требования об обязательной маркировке к производителям и импортерам.

Компания СКБ Контур провела вебинар «Маркировка шин — решение для крупного бизнеса». Эксперты рассказали об изменениях, которые ожидают участников оборота шин, и объяснили, как подготовиться к ним.

В этой статье отдельно остановимся на ключевых тезисах Кирилла Волкова, руководителя товарной группы «Шины» оператора системы маркировки ЦРПТ.

Всю информацию мы объединили в несколько блоков:

Для правильной работы с маркировкой шин и покрышек стоит прежде всего изучить два постановления – № 515 (устанавливает общие правила маркировки) и № 1958 (вводит правила маркировки конкретно для шин).

Также следует обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 08.05.2019 № 577 (утверждает размер платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки) и Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1955 (о доступе к информации из ГИС мониторинга за оборотом товаров, подлежащих маркировке).

Какие шины подлежат обязательной маркировке

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958, процессу маркировки подлежат следующие товары:

4011 10 000 3 — шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром не более 16 дюймов

4011 10 000 9 — шины и покрышки пневматические резиновые новые прочие

4011 20 100 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые с индексом нагрузки не более 121

4011 20 900 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые с индексом нагрузки более 121

4011 40 000 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые для мотоциклов

4011 70 000 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые для сельскохозяйственных или лесохозяйственных транспортных средств и машин

4011 80 000 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности

4011 90 000 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые прочие

22.11.11 — шины и покрышки пневматические для легковых автомобилей новые

22.11.12.110 — шины пневматические для мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов и квадрициклов

22.11.13.110 — шины и покрышки пневматические для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей новые

22.11.14 — шины и покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин; шины и покрышки пневматические прочие новые

22.11.15.120 — шины резиновые сплошные или полупневматические

Из проекта маркировки исключены:

  • шины и покрышки пневматические резиновые новые для использования на воздушных судах;
  • шины и покрышки пневматические резиновые новые для велосипедов;
  • шины и покрышки пневматические резиновые восстановленные;
  • протекторы взаимозаменяемые;
  • ободные ленты;
  • камеры резиновые.

Этапы маркировки шин

C 1 марта 2021 года на территории РФ не должно остаться шин без маркировки.

В Постановлении Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958 обозначены три ключевые даты, на которые нужно обратить внимание:

  • С 1 ноября 2020 года начинает действовать запретительный механизм — вводятся требования об обязательной маркировке к производителям и импортерам.

То есть начиная с этой даты производители и импортеры должны производить и импортировать только маркированные шины. Требования распространяются и на участников оборота, которые напрямую работают с производителями и импортерами. Они обязаны приобретать только маркированные шины.

Кроме того, с 1 ноября 2020 года становится обязательной передача сведений в информационную систему «Честный знак» при розничной реализации маркированных шин. Следовательно, к этому времени кассовая техника должна уметь передавать сведения о выбытии маркированных шин через кассу при розничной продаже.

  • С 15 декабря 2020 года запрещается оборот и вывод из оборота немаркированных шин.

То есть с этой даты бизнес уже не может реализовывать товар без маркировки как по B2B-цепочке, так и в розницу. Все шины должны маркироваться перед тем, как будут отданы другому юрлицу, другому собственнику.

При этом до 15 декабря можно довезти на территорию РФ импортный товар, который был заказан до 1 ноября, но не успел доехать. С учетом этих обстоятельств тем участникам оборота, которые заказали товар до 1 ноября, но не успели его ввезти, дается на маркировку шин полтора месяца — с 1 ноября до 15 декабря.

  • С 15 декабря2020 года действует полный запрет на импорт немаркированных шин.

Также до 1 ноября 2020 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, которые не были реализованы до 15 декабря.

То есть Постановлением № 1958 установлен дополнительный срок, который позволяет хранить немаркированные шины на складе, но не позволяет реализовывать их другим участникам оборота или конечному потребителю.

  • C1 марта 2021 года все участники обязаны передавать сведения о всех действиях по обороту шин в систему маркировки «Честный знак». Таким образом, с 1 марта 2021 года на рыке не должно остаться шин без маркировки.

Правила маркировки шин

Шины маркируются кодом маркировки так же, как и все остальные товары, подлежащие этому обязательному процессу.

Код маркировки состоит из двух групп данных — код идентификации и код проверки. Код идентификации в свою очередь включает код товара (описание определенной номенклатурной позиции) и серийный номер. Фактически это позволяет идентифицировать каждую единицу товара: благодаря коду можно понять, что это за товар, какие атрибуты он имеет и чем отличается от других товаров этого же типа. По серийному номеру можно определить каждую единицу товара в конкретной товарной группе.

Код идентификации дополнительно оснащается кодом проверки, который позволяет с помощью российских криптоалгоритмов создать доверенную зону между реальным товаром и кодом, который был эмитирован в системе.

Таким образом, код идентификации и код проверки составляют код маркировки, который выглядит как Data Matrix код и в дальнейшем наносится на шину.

Этикетка как основное средство идентификации

Основным средством идентификации, то есть кодом маркировки, который наносится на товар, является этикетка на протекторе или внутренней поверхности шины.

Постановлением № 1958 не установлено каких-то дополнительных требований к этикеткам.

На сегодняшний день рынок демонстрирует следующие подходы к нанесению кодов: стандартные маркетинговые этикетки, которые клеятся на протекторы (в них предусматривается поле под переменную составляющую — Data Matrix код); различные специализированные этикетки, которые наносятся на протектор или внутреннюю сторону; специализированные этикетки, которые клеятся на боковину и наносятся на производстве до вулканизации, то есть фактически вплавляются в шину.

Дополнительным средством идентификации может выступать RFID-метка. Но она отличается высокой стоимостью интеграции. Кроме того, рынок плохо оснащен специализированным оборудованием для работы с шинами с RFD-метками.

В то же время у RFID-меток есть заметные преимущества: высокая скорость идентификации, возможность идентификации партий без необходимости поштучного сканирования, автоматизация процессов, автоматический поиск, высокая «выживаемость» в процессе логистики.

Как получить коды маркировки

Чтобы получить коды, нужно зарегистрироваться на сайте маркировки «Честный знак». Для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) руководителя организации. Только физлицо, указанное в ЕГРЮЛ, может с помощью УКЭП оставить заявку на регистрацию в системе маркировки и подписать договоры на регистрацию.

Чтобы подать заявку на регистрацию в системе:

  1. Зайдите в личный кабинет на сайте оператора системы маркировки ЦРПТ.
  2. Проверьте готовность браузера и наличие всех необходимых компонентов для работы в системе.
  3. Заполните дополнительные поля для подачи заявки на регистрацию и отправьте её.

Заявка обрабатывается сразу же. Если вы попытаетесь после подачи заявки сразу войти в систему, то скорее всего вы сделаете это без проблем.

Зайдя в систему, вы увидите в выпадающем окне следующие компоненты:

  • маркировка товаров (система маркировки, в которой производятся все основные действия с маркированным товаром);
  • национальный каталог (в нем осуществляется описание товаров);
  • станция управления заказами (СУЗ) (позволяет заказывать и получать коды маркировки).

Алгоритм работы в системе «Честный знак»

Он довольно прост. Прежде всего необходимо описать товары в системе маркировки, эмитировать код и далее ввести его в оборот.

1. Описание товара в системе

Эта процедура предполагает получение кода товара. Речь идет о тех атрибутивных составах, которые позволяют определить конкретный тип товара.

Описание товара придется делать производителю или импортеру. Оно включает:

  • ИНН участника оборота товаров
  • код товара (GTIN) (при наличии)
  • полное наименование товара
  • код ТН ВЭД (4 и 10 знаков)
  • товарный знак
  • модель
  • типоразмер (ширина профиля, отношение высоты профиля к ширине, посадочный диаметр)
  • тип конструкции каркаса шины
  • тип шины по способу герметизации
  • индекс нагрузки и категория скорости
  • сезонность
  • сведения о сертификационных документах

При получении кода для описания остатков, которые необходимо промаркировать до 1 марта 2021 года, товар можно описать по минимальному атрибутивному составу:

  • ИНН участника оборота товаров
  • модель
  • код ТН ВЭД (2 знака) – для шин всегда 40
  • товарный знак (при наличии)

После того, как код получен и введен в оборот, в системе появляется статус о том, что товар находится в обороте, а именно может быть передан от одного участника другому. То есть становится возможной передача прав, и она осуществляется с использованием электронного документооборота (ЭДО).

2. Запрос и получение кодов маркировки

Происходит в несколько этапов. Стоимость услуги, согласно Постановлению Правительства РФ от 08.05.2019 № 577, составляет 50 копеек без НДС. Запрос кодов осуществляет собственник шин, он же работает в системе маркировки и наносит коды на шины.

Срок действия кода маркировки не ограничен. После выгрузки и осуществления оплаты коды хранятся бессрочно.

Часто участники рынка спрашивают про срок в 90 дней, указанный в Постановлении № 1958. Но это срок хранения кодов маркировки на стороне оператора системы «Честный знак». То есть, если вы заказали коды, система сгенерировала их, но вы не забрали их в течение 90 дней, то они аннулируются. И вам придется заказывать коды снова.

3. Ввод шин в оборот

Он происходит в нескольких случаях:

  • производство новых товаров (код наносится на товар до отгрузки от производителя);
  • ввоз товара с территории ЕАЭС или из других стран;
  • возврат шин от покупателя;
  • прием на комиссию от физлиц;
  • маркировка остатков / перемаркировка в случае утери кода.

4. Прослеживаемость движения шин с маркировкой

После того, как товар введен в оборот, его прослеживаемость происходит с помощью ЭДО. То есть все операции смены собственника должны быть отражены в системе маркировки.

Таким образом, до передачи новому собственнику товар должен быть зарегистрирован в системе. По факту подписания УПД с двух сторон оператор ЭДО передает в систему соответствующие сведения.

Эту операцию необходимо осуществить в течение 3-х дней с момента отправки (если вы продавец) или получения (если вы покупатель).

5. Вывод товара из оборота

Он возможен в следующих случаях:

  • продажа шин в розницу с использованием ККТ;
  • продажа юрлицу или ИП не для дальнейшей реализации (таксопаркам, автопаркам, горно-обогатительным комбинатам и др.);
  • списание в случае утери или порчи (с указанием реквизитов документа — акта списания, например);
  • экспорт (в целях помещения товаров под таможенные процедуры экспорта);
  • продажа по образцам (интернет-торговля).

Отдельное внимание следует обратить на вывод шин из оборота юрлицам, которые не являются участниками оборота, не для дальнейшей реализации. Если вы делаете отгрузку автопаркам, таксопаркам и иным юрлицам, которым в принципе не нужно работать с маркировкой и они не будут продавать эти шины в дальнейшем, вы можете выводить эти шины из оборота без использования ЭДО — прямой подачей сведений в систему «Честный знак».

Вывод из оборота при розничной продаже происходит в несколько шагов:

  1. С помощью ККТ сканируется код каждой единицы товара.
  2. Код отображается в чеке — в электронной версии.
  3. Код отправляется оператору фискальных данных и в систему маркировки. После этого меняется статус товара на «выбыл из оборота».

Запись вебинара «Маркировка шин — решение для крупного бизнеса»

В вебинаре даются ответы на целый спектр вопросов:

  • законодательная база системы маркировки шин и покрышек;
  • регистрация в системе «Честный знак»;
  • основные действия участников оборота шин в системе маркировки;
  • переход права собственности;
  • роль оператора ЭДО (отправка УПД, квитирование);
  • нестандартные ситуации: перемаркировка товара.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

В России начинается первый этап введения обязательной цифровой маркировки шин. Оператор проекта – компания «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) считает, что с помощью маркировки можно обелить рынок. А некоторые его участники прогнозируют неразбериху и повышение цен.

Суть нововведения

Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры напоминает, что с 1 ноября во исполнение распоряжения Правительства РФ все импортеры и производители обязаны производить и импортировать только маркированные шины и подавать в государственную информационную систему (ГИС) сведения об их вводе в оборот.

Оптовые компании, работающие с ними напрямую, должны будут также передавать в ГИС сведения о движении маркированных шин. Розничные организации при продаже через кассу обязаны подавать сведения об их выбытии в ГИС путем сканирования специальных кодов на онлайн-кассе.

Покупатель сможет проверить легальность шин, а также их потребительские характеристики с помощью приложения «Честный знак». Для этого нужно скачать его на свой смартфон и просканировать уникальный код Data Matrix, нанесенный на шину.

С 15 декабря 2020 года продажа немаркированных шин будет считаться нарушением действующего законодательства. Нельзя продать покрышку, предъявив отдельно от нее маркировку. До 1 марта 2021 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, не реализованные до 15 декабря 2020 года. С 1 марта запрещено и хранение немаркированных шин.

Организационные проблемы

В то же время директор барнаульского торгово-сервисного центра Vianor Денис Кожекин не видит большой необходимости для потребителей в обязательной маркировке шин. Он считает, что в первую очередь это нововведение важно для государства, которое хочет таким образом вывести из тени продавцов, сбывающих нелегальный товар, и убрать с рынка перекупщиков, которые не платят налоги.

«Мы надеемся, что правительство настроит контроль над рынком, где будет цепочка: производитель – дистрибьютор – продавец – покупатель. Посредники исчезнут или подстроятся под новые условия, что более вероятно, – считает Денис Кожекин. – Например, найдут сторонний рынок сбыта уникальных кодов либо будут проводить свои продажи через «старших братьев». Мы это видим на алкогольном рынке, где, несмотря на все системы контроля, масса контрафакта и непонятных продавцов».

Директор магазина отметил, что в целом на техническое оснащение, на обучение продавцов и приобретение программных продуктов ретейлеры понесли немалые затраты. По его данным, сканер на рабочее место стоит от 30 тысяч рублей. А только в одном магазине Vianor нужно иметь как минимум два таких устройства (продавцу и кладовщику), а по-хорошему – пять. Больше 100 тысяч юридическому лицу стоит обучение продавцов работе с программным обеспечением. Приходится платить и за регистрацию в системе «Честный знак».

Уже с августа шины некоторых производителей поступают в магазины с уникальным кодом. Это вызывает трудности у продавцов торговых центров, так как маркировку при текущих технических условиях можно нанести лишь снаружи шины. А шины соприкасаются при транспортировке, и маркировка может повреждаться.

К возможным рискам на этапе внедрения новой системы учета Денис Кожекин отнес человеческий фактор: «Например, по документам к нам должна прийти одна шина, а поставщик по ошибке отправил другую. В результате мы передаем неверные данные в «Честный знак» и получаем проблемы».

Есть вопросы к организаторам проекта и у интернет-магазинов. Например, им ненравится, что при удаленном расположении шин от места сканирования придется их таскать туда-сюда. Как продавать под заказ, когда неизвестно, с какими кодами привезут шины? Как работать онлайн-магазину, если у него нет склада? Что делать в случае потери наклеек? Не отработана процедура возврата шин от клиента к поставщику и так далее.

Возможное подорожание

Эксперты журнала «За рулём» считают, что маркировка не должна значительно повлиять на итоговую стоимость шины. За выдачу кода Центр развития перспективных технологий берет 70 копеек, стоимость этикетки – от 1,5 до 6 рублей. Казалось бы, не много.

В ЦРПТ и вовсе полагают, что после внедрения маркировки стоимость товаров легальных производителей со временем снизится как минимум на 10% за счет сокращения доли контрафакта на рынке и других позитивных эффектов. Однако руководитель направления по связям с общественностью российского офиса Nokian Tyres Карина Соколова придерживается другого мнения. В интервью «Известиям» она сказала: «В случае внедрения маркировки шин придется менять все процессы управления производством и логистикой, внедрять новые программы. Это всё очень дорого для компании. Однозначно внедрение маркировки скажется на стоимости шин».

В свою очередь Денис Кожекин прогнозирует рост цен на импортные шины, так как дистрибьютору для маркировки придется организовывать на таможне разгрузку, а затем погрузку товара. Эти работы отнимут колоссальное время и потребуют определенных затрат. Также у продавца увеличится время на выдачу товара покупателю. «Пока мы не отсканируем код, не имеем права поставить товар на полку, при выдаче шины клиенту придется вновь сканировать. Это потеря времени, а время, как известно, те же деньги, – отмечает директор магазина. – Масштабы роста цен сегодня оценить трудно. Он будет зависеть от технической оснащенности. Но до сих пор у производителей нет четкого понимания, как маркировать шины».

Кстати

Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры напоминает участникам оборота шин о необходимости заблаговременно зарегистрироваться в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (честныйзнак.рф), чтобы отладить свои бизнес-процессы и обеспечить бесперебойный старт работы с обязательной маркировкой шин.

Для тех участников рынка, у кого есть вопросы по внедрению обязательной маркировки, ЦРПТ проводит дистанционное обучение и вебинары. С расписанием мероприятий можно ознакомиться на сайте компании.

Читайте также: