Ротация колес на автомобиле что это

Опубликовано: 11.05.2024

На передних колесах при поворотах больше изнашиваются боковые плоскости протекторов. На задних — середина. Износ также зависит от особенностей регулировки развала/схождения (наклона) колес. Выровнять износ поможет простая перестановка передних колес назад и наоборот.

Как менять местами колеса для равномерного изнашивания

Регулярная перестановка колес по разным схемам (передние — назад, левые — направо и наоборот) может увеличить срок службы покрышек в 1,5-2 раза, иногда и более. Если на одной стороне шины стираются с внешней стороны, а на другой изнутри, их надо менять местами.

Это пример очевидного износа, видного невооруженным глазом, и логика порядка замены здесь очевидна. Если ничего не предпринимать, шины могут быстро стереться, причем одни с внутренней стороны, другие с внешней или посередине. Своевременная перестановка колес обеспечит равномерный износ и бесспорно, продлит срок службы резины.

Как правильно менять колеса на машине местами

Как менять колёса местами для равномерного износа

Кроме очевидных случаев неравномерного износа, есть рекомендованные схемы ротации колес. Их проводят не глядя, даже не замеряя глубины протекторов и степень износа. Рекомендуются следующие схемы.

Как менять колеса на машине местами схема

Как менять колеса на машине местами схема

Как менять колеса на машине местами схема

Для полноприводных и заднеприводных автомобилей

Меняют местами задние и передние колеса, причем левые ставят направо и наоборот. Проще говоря, замену проводят по диагонали в форме буквы Х.

Для переднеприводных автомобилей

Задние колеса ставят вперед, не меняя местами левые и правые. То есть заднее правое колесо ставят вместо переднего правого. Но передние колеса ставят назад, меняя местами левое и правое колесо.

Включение в ротацию запасного колеса

Если все пять шин изначально были в одинаковом состоянии, желательно использовать в замене и запаску. При этом запаску ставят взамен наиболее изношенного колеса. Если износ равномерный, замену проводят по «конвейеру» — по рекомендованной схеме, но каждый раз откладывая в запаску левое заднее колесо.

Таким образом, при регулярной замене будут равномерно изнашиваться все 5 колес, включая запаску, а износ замедлится на 20%.

Когда требуется замена колес местами

Если протектор стирается явно очень быстро одной полосой, перестановка колес поможет выровнять износ, но не решит проблему.

«Узкое» стирание протектора происходит чаще всего из-за неправильного угла регулировки развала/схождения. Колесо просто сильно наклонено и контактирует с дорогой не всей плоскостью, а одной узкой полосой. В таких случаях вместе или вместо перестановки рекомендуется правильно отрегулировать углы развала/схождения.

Иногда такой ускоренный износ может быть по причине износа подвески, что также требует диагностики и устранения вышедших из строя элементов подвески.

Как менять местами ассиметричные шины

Ротация обычных шин проста. Их можно разворачивать не только при замене колес местами, но и при бортировке на диски в шиномонтаже. Несколько сложнее с ассиметричными и направленными шинами. Направленные шины имеют стрелку, указывающую направление вращения. Переставлять такую резину нужно так, чтобы стрелка показывала в обратную сторону — категорически нельзя.

Ассиметричные шины имею неоднородный протектор, который значительно отличается с внутренней и внешней стороны. Причем отличия могут быть как в рисунке протектора, разного внутри и снаружи, так и в свойствах резины. Например, она может быть мягче для внутренней стороны.

Ассиметричные шины переставляются по тем же схемам, что и обычные. Отличие в том, что их нельзя перебортировать на диске другой стороной так, чтобы внутренняя сторона оказалась снаружи.

Такие шины обязательно имеют маркировку из нескольких слов, обозначающую внешнюю и внутреннюю сторону. Слова на английском или языке производителя, могут отличаться.

Как пример: Side Facing Outwards (в переводе «Сторона, обращенная наружу») и Side Facing Inwards («Сторона, обращенная внутрь»).

Нужно ли менять колеса местами при переобувке

При замене резины рекомендуются устанавливать колеса на новые места согласно рекомендованным выше схемам. Для этого при снятии колес (предыдущей замене) желательно делать пометки маркером, какое колесо где стояло.

Можно ли менять колеса местами с датчиками давления

В большинстве случаев датчики давления сразу или после 2-3 км пробега восстанавливают связь (прописываются) автоматически при любой ротации колес. Иначе проблемы возникали бы и при сезонной замене резины, что стало бы проблемой владельцев и репутации конкретного бренда.

По опыту, иногда требуется накачать переставленные колеса до повышенных значений давления – 2,3-2.6, а затем спустить до нормы, чтобы восстановиться работу датчиков.

Во всех случаях наиболее точные рекомендации изложены в Инструкции по эксплуатации каждой конкретной модели автомобиля.

Почему я должен менять колеса местами на своём автомобиле?

Износ шин неизбежен при использовании автомобиля. Очаг и степень износа пятна контакта шины зависят от многих факторов, включая положение шины на транспортном средстве.

Учтите, что каждая ось транспортного средства сталкивается с различным внешним воздействием. Например, передние шины на переднеприводном транспортном средстве регулярно подвергаются воздействию более интенсивных нагрузок, чем задние. Таким образом, передние шины на переднеприводном автомобиле, как правило, испытывают ускоренный износ по сравнению с передними шинами на задне- или полноприводном автомобиле.

Перестановка колес помогает выровнять износ всех четырёх шин. Если вы оставите передние шины без чередования на переднеприводном автомобиле, они будут изнашиваться быстрее, чем задние. Без должной проверки, в конечном итоге вы окажетесь с двумя передними шинами, почти или полностью достигшими максимального износа протектора, и с двумя задними с оставшимся сроком службы.

В результате вам придётся заменить некоторые шины преждевременно. В ряде случаев, хотя некоторые из ваших шин могут технически сохранить оставшийся срок службы, уже не будет смысла сочетать их с любыми новыми шинами с неизношенным протектором. Так что вам придётся выбросить не только изношенные шины, но и шины с оставшимся сроком службы!

Ротация колес помогает поддерживать и улучшить управляемость и безопасность вашего автомобиля

Шины абсолютно необходимы для обеспечения эффективности и безопасности автомобиля. Поддержание ваших шин в надлежащем состоянии чередованием и другим простым обслуживанием поможет сохранить их равномерный износ что непосредственно влияет на стабильную работу вашего автомобиля, предсказуемость управления и облегчит безопасное маневрирование в течение всего срока службы ваших шин. Шины в плохом состоянии могут стать причиной вибрации автомобиля.
Помните: неравномерный износ шин также может повлиять на устойчивость и управляемость вашего автомобиля. Перестановка колес не только разумно по финансовым соображениям, но и помогает обеспечить безопасность вашего вождения.

Перестановка шин способствует их равномерному износу, поэтому они служат дольше

Если шины не чередуются и не обслуживаются должным образом, вы, вероятно, потеряете не просто несколько сотен километров их срока службы, но тысячи. Жизнь автошины можно в буквальном смысле слова оборвать в середине, если не соблюдать правила их чередования и не принимать другие необходимые меры по их обслуживанию.

Сколько стоит переставить колеса?

Хорошая новость — это недорого. Эти небольшие вложения возвращаются к вам в виде длительного срока службы шин, а также устойчивой безопасности и производительности автомобиля. В долгосрочной перспективе стоимость периодического чередования шин составит только часть суммы, которую вам придётся потратить на покупку новых шин из-за их преждевременного износа.

Схемы перестановки колес для разных приводов и рисунков протектора

Привыкли делать всё самостоятельно?

Тогда вы можете и переставить шины. Если у вас есть возможность безопасно поднять автомобиль и снять колёса, то можно переставить шины у себя в гараже или на подъездной дороге. Помимо схемы перестановки, вам нужно учитывать, являются ли ваши шины направленными или ненаправленными, симметричными или асимметричными, и какой, шахматной или квадратной, является схема установки шин.

Если вы не уверены хотя бы в одном из этих пунктов, лучше доверить работу профессионалу. Также учтите, что время от времени отдавать свои шины в руки компетентного профессионала — это разумный шаг. Специалисты по шинам следят за их потенциальными проблемами, выявляют несоосность и другие проблемы, которые могут повлиять на состояние/износ шин и производительность автомобиля.

Схема перестановки четырёх колес

Для не направленных шин одинакового размера, вы можете воспользоваться схемой перестановки по диагонали или переместить передние шины в задний диагональный угол, а задние вперед с той же стороны.

"Rewards Cross" (схема A) схема применяется для задне и полноприводных автомобилей, передние колеса ставятся назад по диагонали, а задние как есть вперед;

"X-Pattern" (схема B) это универсальная схема и может применять практически ко всем автомобилям, все колеса меняются местами по диагонали;

"Forward Cross" (схема C) схема применяется для передне и полноприводных автомобилей, зеркальное отображение схемы A.

Также ввиду наличия современных шин появилась необходимость в еще 2 схемах ротации:

"Front-to-Rear" (схема D) эта схема может быть использована для авто с направленными шинами одного размера;

"Side-to-Side" (схема E) данная схема может быть использована для авто с ненаправленными шинами размер которых отличается на передней и задней оси.

Перестановка с учетом запаски

Большинство современных авто комплектуются "докатками" - это не полноразмерная запаска, предназначенная для временной замены полноценного колеса, что бы хоть как то доехать до ближайшего шиномонтажа. Если же у вас есть полноразмерное запасное колесо, его также необходимо включать в схему перестановки.

"Forward Cross" (схема F) эта схема может быть использована для переднеприводных авто с полноразмерным запасным колесом;

"Rearward Cross" (схема G) схема для задне и полноприводных автомобилей.

Ротация шипованных или зимних колес

Зимние и шипованные шины также нужно переставлять для того чтобы они служили долго и адекватно вели себя на дороге. Для зимних колес перестановку нужно делать чаще, примерно раз в 6000 км или раз в сезон смотря что наступит раньше.

Важно: направление вращения для шипованых шин при перестановке никогда не должно меняться!

Последнее о чередовании шин.

Чередование шин помогает поддерживать производительность и безопасность вашего автомобиля, продлевает срок службы шин и экономит ваши деньги. Ознакомьтесь с рекомендациями по обслуживанию вашего автомобиля. Для большинства автомобилей при нормальных условиях вождения стандартный интервал чередования шин составляет примерно каждые 8-13 тыс. км.

Способы замены колес

Правильный подбор и установка автомобильных покрышек – залог безопасной и уверенной езды по нашим дорогам. Вовремя менять сработавшиеся шины действительно необходимо, но хлопотно и дороговато. Новая резина изнашивается на разных колесах по-разному. Характер и степень износа зависит от конкретного усилия на шину. Приводные колеса испытывают более сильные нагрузки, чем ведомые.

Регулировка и балансировка покрышек так же находится в определенных пределах допуска, и на каждом колесе своя. Особенно если долго не выполнялся «сход-развал», распределение силовой нагрузки нарушено, и в определенных местах резина подвержена избыточному трению.

При неравномерном износе протекторов, может возникнуть ситуация, когда часть резины требует срочной замены, а другая – вполне пригодна. Тогда либо искать протектор с заданным рисунком, либо менять все колеса, включая годные. Выбрасывать рабочие шины нерационально. Поэтому каждый автомобилист заинтересован в продлении срока службы новых покрышек.

Что такое ротация

Схема ротации колес

Ротация (перестановка, перераспределение с англ.) – полезная процедура, которая служит для того, чтобы избежать длительных пиковых нагрузок на определенные зоны шины. Перемена покрышек местами обеспечит равномерность поперечного и продольного износа, а значит, создаст более комфортные условия для тяги, надежное сцепление с дорогой, и уменьшит шумы. Истирание шин неизбежно, но если оно происходит равномерно, то покрышки прослужат дольше.

Необходимость ротации

Производители рекомендуют выполнять перестановку колес каждые 5-10 тыс. км пробега автомобиля. Профилактические работы, связанные с ротацией, направлены:

  • на улучшение ходовых характеристик автомобиля;Шина NR 201
  • на комфортную управляемость транспортным средством;
  • на его устойчивость в дороге;
  • на увеличение срока службы покрышек.

Часто перемену выполняют по регламенту вместе со сменой масла, когда машина подвешена на подъемнике. Шины последовательно меняются местами по схеме, что и гарантирует им более равномерную глубину протектора (рисунка). Переустановка является отличным поводом для того, чтобы почистить диски и арки, провести дефектовку шин на предмет проколов или других скрытых повреждений, удалить грязь с элементов подвески и тормозной системы.

Основные схемы ротации четырех ходовых колес:

  • На переднеприводных автомобилях перемещение колес производят в направлении передней оси крестообразно (переднее правое – на заднее левое, переднее левое – на заднее правое). Либо передняя колесная пара уходит назад ровно, а задняя переставляется вперед, меняясь положениями «право-лево».
  • У авто с задним приводом задняя колесная пара идет ровно вперед, а передняя – назад, меняя положение «право-лево». Также возможна крестообразная смена в направлении задней оси.
  • Направленный протектор. Передние покрышки переставляются назад, а задние вперед, не меняя «право-лево».
  • Если протектор имеет ненаправленный рисунок, а передние и задние шины разного размера, то колеса просто меняют местами справа налево, оставляя их на своей оси.

Тем, у кого в багажнике имеется только колесо-докатка, можно воспользоваться одной из этих схем. При наличии в комплекте полноценного пятого (запасного) колеса из общего набора, его также включают в ротацию по специальным пятиколесным схемам, которые предложены производителями.

Факторы, влияющие на ротацию

Шина NF 701
Следует помнить, что любое профилактическое мероприятие, к которому можно причислить ротацию, не поможет, если имеются запущенные длительные неполадки в рабочей системе автомобиля. Если машина работает на износ в целом, это коснется и колесной базы. Возможно, в такой ситуации покрышки придется переустанавливать в авральном режиме и по персональной схеме. Такой режим не является штатным и нежелателен для любого авто. Шины низкого качества сами по себе требуют повышенного внимания. Дешевую резину приходится чаще менять местами, чем хорошую брендовую.

На выбор схемы переустановки, как говорилось раньше, влияет тип привода автомобиля, тип протектора покрышки и вид запаски в багажнике.

Эту несложную операцию вполне можно выполнить самостоятельно, если приобрести в магазине нехитрые приспособления и инструменты. С этой проблемой можно обратиться на любой автосервис или шиномонтаж. Профессиональный подход гарантирует качество и упрощает процесс.

Автолюбитель, сумевший откатать на одном комплекте шин хотя бы один сезон, может обнаружить факт, что шины изнашиваются неравномерно.
Причем, это будет справедливо для автомобиля в хорошем техническом состоянии и с правильной геометрией колес.
Поэтому не стоит сразу грешить на недостатки развала-схождения…)

Более того, неравномерный износ будет происходить даже при езде по ровным дорогам и на хорошо отбалансированных колесах.
Избежать такой ситуации помогает ротация колес.

Попросту – это обычная перестановка, смена передних колес на задние.

В случае автомобиля такая перемена слагаемых влияет на результат! …))
Практически не изношенные задние колеса прекрасно продолжают работать впереди, а сносившиеся передние спокойно катятся сзади.

Ротация полезна по целому ряду причин.
Если её производить в соответствии с рекомендациями производителя, шины обеспечивают лучшую управляемость и более эффективное сцепление, равномернее изнашиваются.

Так когда же нужно переставлять колёса?
Для шин с улучшенными эксплуатационными качествами рекомендуееся это делать через каждые 5000 – 8000 километров пробега, даже если на шинах нет следов износа.
Если колёса равномерно перемещаются по схеме ротации, все шины изнашиваются одинаково.

Шины не могут не изнашиваться со временем, но будет гораздо лучше, если этот процесс станет проходить равномерно.
Стабильных реакций на действия водителя можно ожидать лишь в том случае, если все шины изнашиваются одинаково.

И ещё один плюс:
Когда резина отслужит положенный ей срок, лучше сразу поменять весь комплект, тогда замена не окажет негативного воздействия на управляемость автомобиля.

Кроме того, на рынке постоянно появляются новые модели шин, улучшающие показатели своих предшественников. Замена целого комплекта позволяет идти в ногу с современными шинными технологиями, а не довольствоваться вчерашним днём.

Пробег автомобиля на комплекте из пяти колёс увеличивается на 20%.

И ещё:
Регулярная ротация обеспечивает одинаковую глубину протектора всех пяти колёс.
Это особенно важно для полноприводных автомобилей.
Если заменить проколотое колесо на запасное с не выработанным протектором, возникнет разница радиусов, которая может привести к повреждению элементов трансмиссии.

Схемы ротация для передне и заднеприводных автомобилей различны;

Кроме того различаются схемы заднеприводных праворульных и леворульных автомобилей:

Однако есть и другое мнение, утверждающее, что ротация колес ускоряет износ шин, так как на новом месте шина "вынуждена" притираться (усиленно изнашиваться) к новым условиям.

А что вы думаете по этому вопросу?
Стоит или не стоит менять колёса местами?
Что вам подсказывает личный опыт?

Почему ротация колёс на автомобиле действительно необходима

При сезонной переобувке автомобиля полностью новые шины устанавливаются относительно редко: большинству автовладельцев приходится иметь дело с уже бывшими в употреблении покрышками. Объясняется это просто – комплекта шин среднестатистическому водителю в России хватает на 4-5, а то и более сезонов. Подвох заключается в том, что шины в процессе эксплуатации изнашиваются неравномерно – износ зависит от ряда факторов, которые обязательно нужно учитывать во время переобувки.

По теме

Передние шины легковых автомобилей практически всегда изнашиваются намного быстрее задних. Это связано, в первую очередь, с двумя факторами: особенностями развесовки и тем, что передние колёса являются управляемыми. Как правило, на переднюю ось транспортных средств приходится порядка 60% всей массы, а на заднюю – в районе 40%. Соответствующим образом распределяется и нагрузка на шины. Передние покрышки страдают сильнее задних при маневрировании. Изнашиваются они и по причине неправильных углов развала и схождения колёс.

По факту на переднеприводных автомобилях покрышки ведущей оси стираются почти вдвое быстрее задних. Если не выполнять своевременную ротацию колёс, передние шины можно полностью укатать за пару сезонов, сохранив в почти первозданном виде покрышки задней оси. Своевременная перестановка шин позволяет продлить эксплуатацию всего комплекта, нередко – включая запаску. При введении в ротацию полноразмерного запасного колеса можно добиться повышения порога износа шинного комплекта примерно на 20%.

Когда выполняют ротацию

Ротация колёс напрямую связана со степенью износа протектора каждого отдельно взятого колеса. Выполнять эту процедуру специалисты рекомендуют, как минимум, раз в 10 000 километров пробега. Если вы не совершаете за сезон запредельных пробегов, имеет смысл совмещать ротацию колёс с сезонной переобувкой шин – один раз в год. Иными словами, каждый сезон ваши колёса должны меняться местами.

По теме

Из этого правила есть исключение. Случается, что на автомобиле сбиваются углы развала-схождения – одна или две шины изнашиваются неравномерно и очень быстро. Заметив проблему и поправив углы установки колёс на стенде, стоит сразу же озаботиться внеплановой ротацией. Действовать здесь следует по обстоятельствам – исходя из того, насколько сильно пострадали ваши шины.

Схемы ротации

Существует несколько рабочих схем ротации колёс. При их выборе автомобилисты руководствуются степенью износа шин той или иной оси, типом привода автомобиля, наличием или отсутствием полноразмерного запасного колеса той же марки и модели, что и основной комплект, и даже типом рисунка протектора. Нюансов много, и все их приходится учитывать.

Шины с направленным рисунком протектора (имеют стрелку на боковине, указывающую направление вращения, и слово Rotation) принято переставлять с передней на заднюю ось по одной и той же стороне автомобиля. Все другие схемы по отношению к такому типу покрышек оказываются малоприменимыми: чтобы переставить шину с правой стороны на левую и наоборот, требуется, как минимум, снять её с диска и пересобрать колесо. При наличии готового комплекта колёс на дисках это повлечёт за собой дополнительные финансовые траты.

Читайте также: