Срок эксплуатации шин на погрузчиках

Опубликовано: 17.05.2024

Предприятие-изготовитель гарантирует пробег (наработку) шин в соответствии с нормами, указанными в таблице.

Гарантийный пробег шин

с государственным Знаком качества

Для большегрузных автомобилей грузоподъемностью 27 т и выше

Для строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин:

а) прицепных и самоходных с двигателем мощностью не более 100 л. с,

24 мес, но не более 2,0 тыс. ч

27 мес, но не более 2,2 тыс. ч

б) с двигателем мощностью от 105 до 300 л. с.

18 мес, но не более 1,5 тыс. ч

20 мес, но не более 1,7 тыс. ч

в) с двигателем мощностью более 300 л. с.

18 мес, но не более 1,1 тыс. ч

20 мес, но не более 1,2 тыс. ч

Для грузоподъемных кранов

18 мес, но не более 2,5 тыс. ч

20 мес, но не более 3,0 тыс. ч

Для низкорамных прицепов

1. Гарантийный пробег шины (по износу рисунка протектора) для большегрузных автомобилей грузоподъемностью 27 т и выше снижается на 50% при эксплуатации на дорогах с "переходным" или "низшим" типами покрытий.

2. Гарантийный пробег шин 240-381 (8.25-15), применяемых на автопогрузчиках, равен 18 мес, но не более 2,0 тыс. ч (для шин с государственным Знаком качества - 22 мес, но не более 2,2 тыс. ч).

3. Гарантийный пробег шин 240-381 (8.25-15), применяемых на низкорамных прицепах грузоподъемностью 40 т, равен 40 тыс км.

4. Гарантийный пробег шин 2550X950-990 (37,5-39) равен 18 мес, но не более 1,0 тыс. ч (для шин с государственным Знаком качества 20 мес, но не более 1,1 тыс. ч).

5. Гарантийный пробег шин 570-711 (21.00-28), применяемых на скрепере МоАЗ-546П-Д357П, равен 20 мес, но не более 1,7 тыс. ч. (для шин с государственным Знаком качества - 22 мес, но не более 2 тыс ч).

6. Предприятие-изготовитель обменивает шины, вышедшие из строя, безвозмездно:

для большегрузных автомобилей при пробеге до 7,0 тыс км;

для строительных, дорожных, подъемно-транспортных машин при пробеге менее гарантийного;

для низкорамных прицепов при пробеге до 10,0 тыс км.

При пробеге шин более уровня безвозмездного обмена, но менее гарантируемой нормы, предприятие-изготовитель оплачивает стоимость каждого километра недопробега шины.

7. Гарантийный срок хранения шин 5 лет с момента их изготовления, включая их продолжительность складского хранения: для крупногабаритных шин 500-633 (18.00-25), 570-838 (21.00-33)-3 г.


<< Приложение 15.
Технические условия ТУ 38-104204-75 "Покрышки шин большегрузных автомобилей, прошедшие ремонт местных повреждений"

Приложение 17. >>
Перечень производственных и эксплуатационных видов разрушения покрышек и камер
Содержание
Правила эксплуатации шин для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин (утв. Министерством.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В настоящем Руководящем документе приведены нормативно-технические материалы, устанавливающие нормы эксплуатационного пробега шин, предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и троллейбусах, прицепах и полуприцепах (категорий M1, M2, M3, N1, N2, N3, O1, O2 и O3).

Документ предназначен для работников автотранспортных предприятий и других организаций, эксплуатирующих автотранспортные средства на территории Российской Федерации в целях планирования потребности в шинах, проведения финансовых расчетов, определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий.

"Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств" разработаны в Научном центре "Технический уровень и безопасность транспортных средств" Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта".

Срок действия до 01.01.2004.

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств предназначены для планирования потребности транспортных предприятий в шинах, осуществления режима экономии и рационального использования материальных ресурсов, определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий.

Нормы эксплуатационного пробега шин разработаны с учетом статистического анализа фактических данных о средних пробегах и основных причинах выхода из строя около 420 тыс. шин, снятых с эксплуатации на автотранспортных предприятиях Российской Федерации.

2. Область применения

Настоящие нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств установлены для шин, предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и троллейбусах, прицепах и полуприцепах (категорий M1, M2, M3, N1, N2, N3, O1, O2, O3 и O4) (Приложение 1), которые не подвергались восстановительному ремонту и были сняты с эксплуатации по следующим причинам:

- износ рисунка протектора (при условии пригодности шины к восстановительному ремонту);

- разрушения производственного или эксплуатационного характера, исключающие возможность проведения восстановительного ремонта.

Нормы обязательны для использования организациями и индивидуальными предпринимателями независимо от организационно-правовой формы.

3. Расчет норм эксплуатационного пробега шин

3.1. Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.

3.2. Среднестатистические пробеги шин легковых автомобилей (категории M1), грузовых автомобилей (категорий N1, N2 и N3), а также автобусов и троллейбусов (категорий M2, M3) представлены в табл. 1 - 3.

Нормы эксплуатационного пробега шин устанавливаются для каждого типоразмера и модели шины, а также каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.

Для автомобильных шин, эксплуатирующихся на прицепах и полуприцепах, нормы эксплуатационного пробега устанавливаются как для автомобилей-тягачей.

3.3. Учет дорожно-транспортных и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов к величине среднестатистического пробега шин.

Поправочные коэффициенты в зависимости от категории условий эксплуатации и характера работы автотранспортных средств представлены в табл. 4 и 5.

Категория условий эксплуатации автотранспортных средств представлена в табл. 6.

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) получается умножением среднестатистического пробега шины на поправочные коэффициенты:

H - среднестатистический пробег шины, тыс. км;

K1 - поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства (см. табл. 4);

K2 - поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства (см. табл. 5).

При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шины.

3.4. Для новых моделей шин и новых марок автомобилей, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму на основании средних пробегов списанных шин, согласованную с ФГУП НИИАТ. При этом срок действия временных норм не должен превышать 2 года. В течение этого периода проводится проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства и уточнение значения нормы.

Апробация временных норм эксплуатационного пробега шин выполняется ФГУП НИИАТ с привлечением автотранспортных предприятий. После уточнения временных норм эксплуатационного пробега шин они утверждаются в Министерстве транспорта Российской Федерации и приобретают статус постоянно действующих норм.

Если не учитывать нештатных ситуаций, пневматические шины в среднем нужно менять примерно раз в полгода. Помимо того, что со временем происходит истирание рисунка протек­тора, основанием для замены становятся прокол или разрыв, причем, чем выше срок службы шины (соответственно, чем больше износ протектора), тем больше риск повреждения. Поскольку резина во время работы неизбежно нагревается, важен такой показатель, как термическая устой­чивость или защита от термического взрыва. В материале, из которого из­готовлены шины, должен соблюдать­ся определенный баланс эластично­сти, упругости и прочности.

От чего зависит срок эксплуатации пневматических шин?

Срок эксплуатации шин зависит таких факторов, как:

  • пониженное или повышенное давление воздуха в шинах, которое часто является одной из главных причин преждевременного и неравномерного износа шин;
  • перегрузки погрузчика уменьшают срок службы шин;
  • высокая окружающая температура летом, нарушения правил вождения (резкие ускорения или торможения, и пр.) приводят к чрезмерному разогреву материалов шины, сокращая их «жизнь»;
  • удары приводят со временем к разрыву шин;
  • некачественное покрытие рабочей площадки сокращают срок эксплуатации шин.Чтобы увеличить срок использования шин соблюдайте требования инструкции по эксплуатации погрузчика в части давления внутри шин и ограничения скорости движения с грузом, плавного вождения и сохранения покрытия рабо­чей зоны. Указанным требованиям отвечают специальные составы резины. Помимо натурального или синтетического каучука, они включают специальные полимерные добавки. Например, особый состав используется при изготовлении белого протектора или белых шин для предприятий, где важны стерильные условия процесса (пищевое производство, высокоточные технологии). По­лимерные добавки повышают износостойкость и исключают попадание мелких частиц материала протектора в окружающую среду.

Цельнолитые шины

Поскольку такие шины сделаны из вулканизированной резины, они изнашиваются медленно, но все равно подвержены различным повреждениям, которые снижают их рабочие качества. От чего зависит срок эксплуатации цельнолитых шин? Срок эксплуатации шин зависит таких факторов, как:

  • простой износ, когда внешний край шины достигает линии 50%-го износа;
  • наличие «выбоин», неровностей поверхности разной глубины, мусор на полу, неаккуратная езда на погрузчике по абразивным неровным поверхностям, «натыкание» техники на твердые объекты во время движения;
  • разрывы поверхности шины вилочного погрузчика при наличии крупных вырванных кусков в поверхности покрышки, причиной появления которых обычно является наезд на крупные острые предметы, металлические пороги или серьезные повреждения пола, по которому перемещается погрузчик;
  • потертости, причиной которых являются частые резкие маневры с тяжелыми грузами или расстроенные тормоза, частые резкие повороты под большой нагрузкой, или плохо отрегулированные тормоза.

Чтобы продлить жизнь шинам, нужно соблюдать требования инструкции по эксплуатации погрузчика ограничения скорости движения с грузом, плавное вождение, содержание покрытия рабочей зоны в чистоте и порядке.

Нарушение правил эксплуатации шин, несвоевременное обслуживание и ремонт шин, приводят к печальным последствиям, они становятся не пригодными к эксплуатации и выводу из строя автопогрузчика именно в тот момент , когда он больше всего нужен и когда этого не ждешь. Поэтому попытаемся разобраться в причинах повышенного износа шин и предупреждения этих факторов.

Шина монтируется на колесный диск, представляя вместе с ним единую составную часть – колесо, как движитель автопогрузчика. Колеса эксплуатируются в сложных и разнообразных дорожно-климатических условиях. Во время движения погрузчика шины подвергаются различным воздействиям со стороны различных препятствий , как то: камней, гвоздей, неровностей дороги ,острых кромок рельс, арматуры и пр., а в условиях бездорожья – дополнительным факторам, угрожающих шинам и колесным дискам.

Пневматические шины для погрузчика в зависимости от производителя имеют ресурс в пределах 1000-3000 часов работы. Это немного, и для того чтобы увеличить срок службы покрышек, нужно знать, какие причины вызывают их преждевременный износ и разрушения, уметь определять и предупреждать их.

На основании многолетних наблюдений и опыта эксплуатации, основными причинами преждевременного выхода шин из строя являются:

1) несоблюдение давления в шинах;

2) превышение допустимой грузоподъемности погрузчика;

3) нарушение правил монтажа (демонтажа) покрышек на диски;

4) неисправности узлов и механизмов ходовой части транспортных средств (отклонение от норм углов установки рулевых колес, схождение и развал колес, ухудшение технического состояния моста, балки и т.д.)

5) неквалифицированное вождение транспортного средства.

Рассмотрим подробнее данные случаи нарушений:

1) Несоблюдение давления в шинах.

Одна из основных причин повышенного износа шин. Пневматическая шина только будучи накачана до определенного давления, выполнит свои функции (смягчение ударов, сцепление с дорогой, комфортность)

Потеря давления может произойти:

  • при естественной утечке газа через стенки камеры, через вентиль и золотник, каркас и боковины покрышки;
  • сквозное повреждение шины, камеры;
  • непрофессиональная установка шипов;
  • не герметичность обода диска, вследствие механического повреждеия при монтаже/демонтаже покрышки;
  • неплотное примыкание вентиля;

Водитель при работе погрузчика, почувствует значительное падение давления в шинах по следующим признакам :

  • потере устойчивости автопогрузчика, увод в сторону от прямолинейного движения;
  • ухудшению наката – движения по инерции, управляемости и динамики торможения;
  • ухудшению плавности движения – увеличение расхода топлива;
  • возникновению аквапланирования на малой скорости движения;

При падении давления в шинах увеличивается деформация шины, деформация боковин шины, возрастает температура нагрева материалов, уменьшается прочность резины и ее связи с кордом каркаса. Изменяется профиль поперечного сечения шины, что приводит к неравномерному и интенсивному износу шины.

В результате этого происходит расслоение в каркасе, отслоение протектора и боковин. Внешним признаком расслоений в каркасе является появление темных полос на внутренней поверхности боковых стенок шин, которые отчетливо видны при снятии покрышки с диска. Дальнейшая эксплуатация такой шины неизбежно приведет к отслоению нитей корда каркаса от слоев внутреннего слоя и боковин, их перетирание и разрыв. При этом еще происходит кольцевой излом каркаса. Особенно большому износу подвержены сдвоенные шины. У них каркасы разрушаются от соприкосновения и трения о соседнюю шину.

По мере снижения давления в шинах срок эксплуатации шины сильно сокращается, из опыта снижение давления на 20% снижает ресурс покрышки на 40%.Если шины эксплуатировались при пониженном давлениии, то восстановление до нормы давления не спасет шину от уже возникших дефектов и приведет к преждевременному выходу из строя.

Эксплуатация шин с повышенным против нормы давлением приводит к уменьшению площади пятна контакта покрышки с дорогой, к увеличению давления в центральной части протектора и как следствие, к усиленному износу. При повышенном давлении в шине возрастают напряжения в нитях корда от значительного их растяжения. Это может вызвать их разрыв и повреждение при наезде на какое-нибудь дорожное препятствие. Шины с повышенным давлением более склонны к проколам и повреждениям.

Так же при этом возрастает тормозной путь, так как уменьшаются сцепные свойства покрышек; раньше происходит срыв шин в скольжение на мокрой дороге. При движении по ухабистым дорогам ухудшается плавность хода: все неровности дороги, особенно на поворотах, сильными ударами передаются на детали рулевого управления, подвеску, подшипники ступиц колес.

2) Превышение допустимой грузоподъемности погрузчика.

При перегрузе погрузчика, при подъеме веса груза большего, чем рекомендовано производителем происходит перегруз шин, возникновение избыточного давления, деформация боковых стенок шины. При этом происходит резкие боковые колебания погрузчика, затрудненное управление.

Повреждения и износ шин при перегрузке аналогичны характеру повреждений шин при эксплуатации при пониженном давлении. Но при этом последствия более «тяжелые», так как при перегрузке тепловые и механические напряжения в деталях шины возникают намного быстрее и намного выше тех, что возникают в шинах с пониженным давлением.

У перегруженных шин в процессе эксплуатации постепенно разрушаются боковые стенки в виде продольных круговых трещин каркаса; от ударов при наезде на дорожные препятствия или неровности возникают повреждения каркаса в плечевых зонах протектора. На высокой скорости движения эти повреждения могут вызвать аварию.

Повышением давления в шинах нельзя компенсировать перегруз автопогрузчика. Если все же такая перегрузка необходима, то необходимо снизить скорость движения погрузчика.

3) Нарушение правил монтажа (демонтажа) покрышек на диски.

Нарушение технологии монтажа/демонтажа пневматических шин для погрузчика приводит к механическим повреждениям бортов шины, камер, флипера, краев диска.

Уменьшение срока службы чаще всего происходит по следующим причинам:

  • не соответствие шины и обода, рекомендуемого производителем шин;
  • нарушение технологии монтажа (например, без смазки бортов диска);
  • использование неисправного оборудования или инструмента;
  • несоблюдение чистоты при монтаже, монтаж на диск, имеющему следы ржавчины или механические повреждения;
  • несоответствие камеры покрышке/диску.

4) Неисправности узлов и механизмов ходовой части транспортных средств

При неквалифицированном ремонте или обслуживании рулевой подвески либо ведущего моста вилочного погрузчика может произойти дисбаланс шин. Разность углов установки колес может вызвать нарушение курсовой устойчивости погрузчика, повышенный износ шин, неуправляемость. Это в свою очередь ведет к выходу из строя подшипников ступиц, рулевых тяг, наконечников и повышенный износ всей ходовой части погрузчика, что еще более усугубляет ситуацию.

Удары о бордюрные камни, высокая скорость передвижения, подпрыгивание на ухабах, резкое торможение, наезды на рельсы, арматуру-все это тоже приводит к разрушению и преждевременному выходу из строя шин и ходовой части погрузчика.

  • неуправляемость, неестественный шум шин при поворотах,
  • возрастание усилия на рулевом колесе при движении по прямой или увод погрузчика в сторону при отпускании рулевого колеса,
  • повышенный расход топлива, повышенный,
  • односторонний износ протектора шин.

5)Неквалифицированное вождение транспортного средства.

Работоспособность шин и их ресурс во многом зависит и от манеры вождения.

Здесь надо учитывать:

  • начало движения с места с пробуксовкой колес;
  • резкое торможение;
  • движение с высокой скоростью , так же и на поворотах;
  • наезды на различные препятствия, рельсы, ухабы и тд.

При резком срыве с места возрастает нагрузка на трансмиссию автопогрузчика, значительно повышается интенсивность износа протектора шин в результате пробуксовки.

При резком торможении протектор проскальзывает по дорожной поверхности, повышается трение, происходит нагрев в зоне контакта протектора с дорогой, увеличивается износ резины протектора. Чем больше скорость движения, при которой производится резкое торможение, и чем резче торможение выполняется, тем быстрее изнашивается протектор. При частых торможениях с заносом сначала появляется местный износ протектора, а затем разрушению подвергаются слои шины.

При резком торможении перегруженного погрузчика так же может возникнуть отрыв протектора.

Если автопогрузчик совершает крутой поворот на большой скорости движения, то на колесо кроме центробежных сил вращения, действуют центробежные силы, возникающие при повороте автомобиля. Совокупное действие этих сил увеличивает соответствующую силу реакции дороги, которая стремится оторвать борта шины от обода.

Теперь, когда вы ознакомились с этими ситуациями, забота о шинах станет чуть проще. Попробуйте предусматривать эти факторы и ваши шины будут служить долго!

Нередко покупатели индустриальных шин убеждены, что срок использования разных моделей одной ценовой категории будет одинаковым. Однако он зависит от различных факторов – их нужно учитывать при покупке, чтобы не потратить деньги зря. Как определить, сколько прослужат выбранные шины и от чего это зависит, разберемся в статье.

Шины, выставленные рядом

Какие бывают индустриальные шины

Вид спецтехники – это основной фактор, по которому классифицируют шины. Индустриальные машины делятся на следующие группы — от самых легких до наиболее тяжелых.

  • Вилочные погрузчики. Складская техника для погрузки в машины поддонов с продукцией.
  • Погрузчики с бортовым поворотом. Например, маленькие маневренные машины BobCat, которые используются в дорожном строительстве.
  • Экскаваторы-погрузчики. Универсальные машины, которые применяются для рытья ям, траншей, котлованов, уборки снега, а также погрузки грунта, щебня и других сыпучих материалов. Эта спецтехника используется в городском благоустройстве, сельском хозяйстве и частном строительстве.
  • Фронтальные погрузчики. Используются в земельных и карьерных работах для погрузки сыпучих материалов.
  • Грейдеры. Машины для разравнивания грунта и перемещения сыпучих материалов.
  • Телескопические погрузчики. Подходят для транспортировки грузов на малые расстояния, уборки снега и мусора, обслуживания коммуникаций.
  • Контейнеровозы. Применяются в портах для транспортировки грузов к судам.
  • Тягачи. Тяжелые машины, которые буксируют самолеты в аэропортах.
  • Колесные экскаваторы. Это техника для разработки, перемещения и погрузки грунта.
  • Металлоперегружатели. Спецтехника, напоминающая экскаватор, но с удлиненным захватом для перегрузки металла.
  • Краны на колесах. Используются в строительстве для подъема грузов на большую высоту.
  • Карьерные рамные самосвалы. Грузовики, рассчитанные на перевозку сыпучих материалов по плохим дорогам.
  • Шарнирно-сочлененные самосвалы. Тяжелые грузовики повышенной грузоподъемности и проходимости для транспортировки сыпучих грузов по бездорожью.

Промышленные шины классифицируются не только по виду техники, для которого они предназначены, но и по другим факторам.

От чего зависит срок эксплуатации индустриальных шин

  • Условия использования. Все зависит от поверхности, с которой будут контактировать шины, — песок, рыхлый грунт, грязь, бетон, асфальт. А например, на мусороперерабатывающих и металлоперерабатывающих предприятиях резину легко порезать, перемещаясь по неоднородной поверхности.
  • Состав. Чем больше каучука и меньше посторонних добавок в составе шины, тем дольше она прослужит.
  • Частота и продолжительность использования. Например, шины складского погрузчика, который используют 2–4 часа в день, будут изнашиваться медленнее, чем при использовании по 8 часов в день. При небольшой загруженности лучше купить более дешевые модели шин, это позволит сэкономить.
  • Рисунок протектора. Бывают следующие варианты:

Ø «Елочка». Используются на мягких грунтах.

Ø «Шашка». Используются на карьерах, строительных площадках, агрессивных поверхностях.

Ø «Волна». Используются на каменистых поверхностях, а также на абразивных поверхностях, например, на площадках по производству бетона, где обычно поверхность эксплуатации – бетонные плиты. Это довольно универсальный протектор для неагрессивных поверхностей.

Ø «Клюшка». Используются на мягких грунтах.

Ø Цельнолитые. Используются на вилочных погрузчиках, портовой и подземной технике (также на данной технике используются пневматические шины с такими же протекторами или аналогичными – гладкие с минимальными грунтозацепами, т.к. техника используется на твёрдой поверхности).

  • Пробег машины. Нужно рассчитать, сколько примерно самосвал проходит в день загруженным и пустым.
  • Давление в шинах. Если шина будет спущена на 30 % больше, чем рекомендовано производителем, она износится примерно в 2 раза быстрее. Также стоит учитывать, что самосвалы часто нагружают сверх нормы. Поэтому давление на шины будет влиять на скорость их износа.

Как продлить срок службы шин

Продлить срок службы индустриальных шин можно не перегружая машину. Также необходимо подбирать шины по назначению, обращая внимание на рисунок протектора.

Как не ошибиться при выборе шин

Чтобы грамотно выбрать шины для спецтехники, лучше обращаться к официальным дилерам конкретных брендов, например КОМЕК. У нас работают специалисты, которые разбираются в разновидностях шин и посоветуют модель, подходящую для конкретных условий использования.

Если хотите купить качественные шины, отдайте предпочтение продукции известных брендов. Например, у нас в ассортименте есть шины следующих известных торговых марок: «Салемал-Камопласт»/Camso, Starco, BKT, Deestone, Kenda, Michelin, Bridgestone, Goodyear. Специалисты расскажут об особенностях продукции каждой торговой марки и помогут подобрать шины, которые прослужат долго.

Читайте также: