Срок полезного использования автомобильных дисков

Опубликовано: 28.04.2024

Если у компании на балансе есть автомобили, то регулярно встает вопрос учета зимней резины, а иногда и колесных дисков к ней. Об учете и налогообложении при покупке, вводе в эксплуатацию и использовании зимней и летней резины, а также дисков мы расскажем в нашей статье.

Если фирма купила автомобиль, то комплект шин и дисков, которые установлены на нем, входят в первоначальную стоимость ОС. В этом случае стоимость авторезины и дисков учитывают на счете 01 в составе автомобиля и списывают через амортизацию. В процессе эксплуатации авто и износа дисков и шин компания вправе приобретать комплекты как всесезонных шин, которые подлежат замене, когда станут непригодными, так и комплекты летней и зимней резины, при смене которых возникают вопросы учета и налогообложения.

Основное средство?

Автомобильные шины и диски, приобретенные отдельно, бухгалтер включает в состав МПЗ и учитывает как запасные части вне зависимости от их стоимости и срока службы. Почему автошины и диски нельзя отнести к основным средствам? ОС 1 признается имущество, используемое в течение длительного времени как средство производства. Пунктом 46 Положения по ведению бухгалтерского учета 2 определена характеристика ОС — использование объекта в качестве средства труда. Шины и диски не могут эксплуатироваться в качестве самостоятельных единиц, так как они являются составной частью автомобиля. Эту позицию подтверждает Классификатор основных средств 3 — в его списке отсутствуют шины и диски. А инструкция к Плану счетов предписывает учитывать шины на счете 10 "Материалы" в составе запасных частей на субсчете 10-5 4 .
Установку шин и дисков нельзя признать модернизацией. Они не увеличивают стоимость ОС. Это связано с тем, что шины и колесные диски используются не на конкретном автомобиле и могут быть установлены на другое авто.
Если компания является автотранспортной или же использует автомобили в деятельности, которая связана с производством и торговлей, то стоимость шин и дисков учитывают в налоговом учете в составе материальных расходов как косвенные затраты. Их признают в момент передачи запасных частей в производство 5 и списывают единовременно в полном объеме 6 . Фирма, которая не является автотранспортной, вправе отразить затраты на приобретение резины в составе прочих расходов 7 .
Сотрудники налоговой инспекции расходы на приобретение и установку шин и дисков признают обоснованными, так как они связаны с поддержанием эксплуатационных свойств авто. Бухгалтер может уменьшать налоговую базу по прибыли на стоимость резины и дисков, а также на затраты по шиномонтажу специализированными фирмами или сотрудниками компании. Во избежание претензий в учетной политике следует закрепить порядок списания шин и дисков. Прописать, к прямым или косвенным затратам компания будет относить услуги сторонних организаций по шиномонтажу.
Что касается списания автошин и дисков в бухгалтерском учете, то это будет зависеть от выбранного компанией и утвержденного в учетной политике метода. Так как списание и учет колесных дисков в российском законодательстве на сегодняшний день не нашли документального отражения в специальных документах, значит, бухгалтеру следует применять единовременное списание стоимости дисков. В отношении автошин бухгалтер должен руководствоваться общими нормами, в соответствии с которыми МПЗ списывают в момент их первичной установки. Обычно летне-зимняя резина по окончании сезона возвращается на склад. В этом случае пункт 112 Методических указаний 8 рекомендует при возврате на склад материалов, ранее списанных в производство, уменьшать затраты на стоимость таких МПЗ с учетом фактического сезонного износа. Бухгалтер должен оприходовать шины на субсчет счета 10 в корреспонденции с теми счетами, на которые они были списаны ранее.

Определяем износ шин

До 1 января 2008 года действовали Правила эксплуатации автомобильных шин на территории России 9 . Регламент закреплял ведение карточек учета шин, в которых следовало отражать дату ввода в эксплуатацию, ежемесячный пробег, износ и повреждения. На основании карточек изношенные шины при достижении нормы эксплуатационного пробега менялись на новые. Заполнение карточек учета — документальное обоснование списания пришедших в негодность автошин. Их следует заводить на каждую новую шину, отпущенную в эксплуатацию.
До 1 января 2007 года действовали Временные нормы, которые определяли эксплуатационный пробег шин 10 по формуле:

Hi (норма эксплуатации шины) = H x K1 x K2,

где H — среднестатистический пробег шины (тыс. км); K1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автомобиля; K2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автомобиля. Норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25 процентов от среднестатистического пробега.
На сегодняшний день и Правила, и Временные нормы утратили силу. Взамен этих документов новые регламенты не утверждены. Однако в своем письме Минтранс России 11 сообщает, что Временные нормы продолжают действовать до момента вступления в силу новых регламентов. С одной стороны, бухгалтер не обязан вести карточки учета автомобильных шин. С другой — отмена Правил и Временных норм не говорит о том, что компания не должна организовать учет по списанию шин. Руководство вправе утвердить приказом собственную форму учета пробега автомобильных шин и порядок ее заполнения.
При смене летней резины на зимнюю возникает вопрос, как учесть эту операцию. Назвать ремонтом такие действия нельзя, так как шины могли не до конца выработать свой срок. Замена шин при смене сезонов является необходимым условием для поддержания эксплуатационных свойств автомобиля. Фирма выбирает наиболее предпочтительный порядок учета автошин и колесных дисков и закрепляет его в учетной политике.
Существует несколько способов учета шин и дисков. Вариант первый. Списание стоимости шин и колесных дисков на расходы единовременно в момент их установки на автомобиль. При этом не учитываются эксплуатационный срок и достижение износа автомобильных шин и дисков. Российским законодательством не предусмотрен регламент по учету колесных дисков. Бухгалтер вправе списать их стоимость единовременно, не учитывая сезонный характер эксплуатации дисков, если порядок установлен внутрифирменными приказами.

Пример
Компания приобрела и установила на служебный автомобиль комплект зимних шин и колесных дисков (колесо в сборе) стоимостью 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.).
ДЕБЕТ 60 субсчет "Авансы выданные" КРЕДИТ 51
– 19 360 руб. — поставщику оплачен аванс за колесо в сборе;
ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 76 субсчет "НДС с предоплаты"
– 2953 руб. — принят к вычету НДС с аванса по счету-фактуре;
ДЕБЕТ 10 субсчет "Зимние автомобильные шины" КРЕДИТ 60
– 16 407 руб. (19 360 – 2953) — оприходовано колесо в сборе;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 2953 руб. — учтен НДС;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 60 субсчет "Авансы выданные"
– 19 360 руб. — зачет аванса;
ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19
– 2953 руб. — принят к вычету НДС по колесу в сборе;
ДЕБЕТ 76 субсчет "НДС с предоплаты" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"
– 2953 руб. — восстановлен НДС, ранее принятый к вычету по авансу;
ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10 субсчет "Зимние автомобильные шины"
– 16 407 руб. — списана стоимость колеса в сборе в связи с введением в эксплуатацию.
Если фирма приобретает шины и диски отдельно, то их учет следует отразить проводками по каждому МПЗ.
Стоимость колесных дисков для установки их на комплекте зимней резины составила 15 600 руб. (в т. ч. НДС — 2380 руб.). Списание дисков бухгалтер отразит следующим образом:
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 2380 руб. — отражен НДС, предъявленный поставщиком за диски по счету-фактуре;
ДЕБЕТ 10 субсчет "Колесные диски" КРЕДИТ 60
– 13 220 руб. (15 600 – 2380) — отражен расход по приобретению дисков;
ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19
– 2380 руб. — принят к зачету НДС;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 15 600 руб. — поставщику оплачены колесные диски;
ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10 субсчет "Колесные диски"
– 13 220 руб. — списаны колесные диски в производство.

Вариант второй. Бухгалтер может использовать данные о фактическом и нормативном пробегах для возврата на склад летне-зимних шин с учетом того, что они подлежат эксплуатации в следующем сезоне. Стоимость автошин подлежит восстановлению на открытых субсчетах к счету 10 "Материалы" с учетом их частичного износа, который уменьшает стоимость МПЗ пропорционально пройденному пробегу. Записи отражают по дебету счета 10 и кредиту счета 20 до того момента, пока не наступит установленный пробег и шины не будут сняты с эксплуатации в связи с непригодностью. При этом целесообразно составить бухгалтерскую справку.

Пример
Цена комплекта зимних шин — 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.) (нормативный пробег, установленный заводом-изготовителем, — 30 000 км; фактический пробег за зимний сезон — 7000 км).
Цена комплекта летней резины — 12 300 руб. (в т. ч. НДС — 1876 руб.) (нормативный пробег, установленный заводом-изготовителем, — 40 000 км; фактический пробег за летний сезон — 15 000 км).
Возврат летней резины на склад следует отразить с учетом износа за летний сезон, который составит отношение фактического пробега летней резины к нормативному, т. е. 3909 руб. (15 000 км : : 40 000 км x 10 424 руб.).
Бухгалтер отразит это проводкой:
ДЕБЕТ 10 субсчет "Возврат летних сезонных шин на склад" КРЕДИТ 20
– 6515 руб. (10 424 – 3909) — возврат летнего комплекта шин на склад с учетом износа.
Возврат зимней резины на склад отражается с учетом фактического пробега за зимний период к установленному пробегу, т. е. 3828 руб. (7000 км : 30 000 км x x 16 407 руб.). Операции подлежат отражению следующей проводкой:
ДЕБЕТ 10 субсчет "Возврат зимних сезонных шин на склад" КРЕДИТ 20
– 12 579 руб. (16 407 – 3828) — возврат зимнего комплекта шин на склад с учетом износа.

Вариант третий. В соответствии с Планом счетов бухгалтер может вести учет движения сезонных автомобильных шин на открытых аналитических субсчетах к счету 10 "Материалы". На счета затрат стоимость комплекта резины списывают только после того, как она достигнет своего эксплуатационного пробега.

Пример
Цена комплекта зимних шин — 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.).
Цена комплекта летней резины — 12 300 руб. (в т. ч. НДС — 1876 руб.).
Учет движения шин бухгалтер может отразить на открытых аналитических счетах. При этом стоимость колесных дисков будет списана в расходы компании единовременно в момент их установки на комплект резины. Проводки будут выглядеть следующим образом:
ДЕБЕТ 10 субсчет "Автомобильные шины на складе" КРЕДИТ 10 субсчет "Автомобильные шины в обороте"
– 10 424 руб. — возврат летних шин на склад по окончании сезона;
ДЕБЕТ 10 субсчет "Автомобильные шины в обороте" КРЕДИТ 10 субсчет "Автомобильные шины на складе"
– 16 407 руб. — установка зимних шин на автомобиль;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет "Автомобильные шины в обороте"
– 10 424 руб. — списана стоимость летней резины в связи с окончанием срока эксплуатации;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет "Автомобильные шины в обороте"
– 16 407 руб. — списана стоимость зимней резины в связи с окончанием срока эксплуатации.



Я.И. Кулибаба,
генеральный директор компании "Реал-аудит"

Приобретенные диски должны быть классифицированы в бухгалтерском учете как запасные части и учитываться в составе МПЗ независимо от стоимости единицы на субсчете 10.5. Они не могут быть признаны основными средствами, так как не соответствуют определению инвентарного объекта по пункту 6 ПБУ 6/01.
В налоговом учете диски также не могут быть признаны основными средствами, поскольку не являются средствами труда и, следовательно, не соответствуют определению пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса.
Расходы на приобретение дисков и в бухгалтерском, и в налоговом учете должны признаваться по дате их передачи в эксплуатацию единовременно как материальные расходы (п. 16 ПБУ 5/01, п. 2.1 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ). Будут эти расходы в налоговом учете отнесены к прямым или косвенным, зависит от состава прямых расходов, который организация утвердит самостоятельно в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Автор статьи:
И.С. Гривцова,
эксперт журнала

Экспертиза статьи:
Е.В. Мельникова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

1 подп. 4 п. 1 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н
2 утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н
3 утв. пост. Правительства России от 01.01.2002 № 1
4 приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н
5 п. 2 ст. 272 НК РФ
6 п. 2 ст. 318 НК РФ
7 подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ
8 утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н
9 утв. распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9р
10 утв. Минтрансом России от 04.04.2002 РД 3112199-1085-02
11 письмо Минтранса России от 11.05.2010 № 03-03/08-269пс

Споры потребителей по поводу возраста шин не утихают уже несколько сезонов. Покупатели взволнованы тем, что гарантийный срок годности шин ограничен 5-6 годами согласно ГОСТу, а после окончания этого срока резина становится непригодной для использования.

Так ли это на самом деле, читайте в этой статье.

Срок хранения шин

Производители большинства брендов на свою продукцию устанавливают срок хранения – 5 лет и срок эксплуатации тоже 5 лет .
Срок хранения шин – это период, в течение которого они сохраняют свои характеристики при условии правильного хранения.

Завершение этого периода не означает, что шины стали непригодными. Срок хранения продолжительностью 5 лет дается производителями потому, что по закону они не могут устанавливать срок хранения выше срока эксплуатации. Автошины свыше 5 лет хранения нельзя назвать испорченными или бракованными, их технические характеристики могут быть немного снижены. Американские исследователи утверждают, что период хранения «обувки» обязан составлять не менее 10 лет. Эксперты из Германии уверены, что он не может превышать 6 лет.

Срок годности шин

Сроком годности шин называют гарантийный период, в течение которого производитель отвественен за качество и состояние шины, если она использовалась по назначению без нарушения правил эксплуатации.

Согласно российскому законодательству (ГОСТ 5513, ГОСТ 4754-97) эксплуатационный срок службы шин составляет 5 лет со дня изготовления.

Как узнать дату изготовления шин?

Узнать возраст авторезины можно по специальному DOT-коду. Покрышки, произведенные после 2000 года в ДОТ-коде содержат две пары чисел, где первая пара обозначают номер недели в году, а вторая – год. Более ранние покрышки до 2000 года имеют в своем составе 3 числа, где первые две цифры – номер недели, а последняя – год (смотрите расшифровку на фото).

DOT код - дата производства (возраст) шины

Определение среднего периода годности покрышки по ГОСТу и условиям эксплуатации.

- Символом ZR обозначаются шины для скоростных машин. Их рекомендуется эксплуатировать при скорости свыше 240 км/ч. сроком до 6 лет

- Автошины со значком H применяют при max скорости 210 км/ч. в течение 5 лет.

- Знак S символизирует о максимально допустимой скорости 180 км/ч. и эксплуатационном сроке 4-5 лет.

Срок годности по оценкам производителей

Michelin против оценки качества шин по дате производства
Большинство производителей шин не согласны с тем, что срок годности шин ограничен 5 годами. Каждая компания имеет на этот счет свое устоявшееся мнение. Мы проанализировали несколько из них и ту информацию, которую они выложили на своих официальных сайтах.

Французский производитель шин - компания Michelin прославилась своей активной борьбой против мнения о быстром старении шин, как о скоропортящемся товаре. Ее информационная кампания «Шины – это не бананы» (Tyres Are Not Bananas) произвела много шума в автомобильной среде. По словам представительства, было произведено несколько тестовых испытаний в Саудовской Аравии, Южной Корее и Германии. В результате испытаний разницы между новыми шинами и шинами, хранящимися 3 года, не было обнаружено. Их проверяли по различным характеристикам, таким как сопротивление качению, прочность на больших скоростях и т.д. Покрышки с годовым сроком эксплуатации по своим характеристикам были приблизительно равны 10-летним неиспользованным шинам.

Michelin акцентирует внимание автовладельцев на том, что шины – это не скоропортящийся продукт, их срок хранения не настолько важен, насколько важен срок эксплуатации, начинающий отсчет с даты установки шин на диски. Именно с этого момента покрышка подвергается всем испытаниям: давлению, перепадам температур, износу, соприкосновению с неровными и острыми покрытиями и т.д.


Continental

На российском официальном сайте Continental мы обнаружили следующую информацию по срокам годности авторезины.

«Когда шина хранится в верном положении и рекомендуемых условиях, она не теряет свои оригинальные сбалансированные технические характеристики в течение 5 лет с даты производства шины.

Должным образом сохраненная, неиспользованная шина возрастом до 5 лет может быть продана в качестве новой шины и использоваться в обычном режиме.

Continental рекомендует менять на новые все шины (включая запасные), имеющие на боковине дату производства более 10-лет.»

На официальном сайте Nokian выложена следующая информация:

«Срок службы покрышек не определяется законом, однако шины можно считать «новыми», только если они были изготовлены в течение последних пяти лет. Рекомендуемый срок службы авторезины составляет шесть лет, а рекомендуемый максимальный период составляет 10 лет.»

Мнение наших специалистов, основанное на многолетнем опыте, совпадает с мнением производителей: срок хранения составляет 5 лет + срок эксплуатации до 10 лет. Причем, более «взрослые» шины на наш взгляд более качественные.

Чтобы срок службы шин оставался максимально долгим, их хранят с соблюдением всех правил и рекомендаций. Главное условие – прохладное, проветриваемое, затемненное помещение вдали от масел, красок, озона, источников тепла.

Условия хранения шин

Резиновые изделия имеют свойство терять с годами свои эксплуатационные качества. Чтобы предотвратить и замедлить этот процесс, производители добавляют в состав резиновой смеси полимеры. Они предупреждают окислительные процессы, возникающие из-за взаимодействия протекторов с кислородом и озоном.

Ниже перечислены основные условия правильного хранения шин согласно ГОСТу 24779-81:

Поддержание постоянного режима без резких скачков, допускаются небольшие температурные колебания от -30°С до +35°С;

Обеспечить низкий уровень влажности 50-80% в сухом, проветриваемом прохладном помещении;

Не допускать попадания прямых солнечных лучей, использовать затемненные ангары, источники тепла экранировать;

Беречь от источников тепла;

Покрышки не должны контактировать с коррозийными, медными материалами.

Не допускать перегибов, нагрузки или положения на неровной поверхности.

Не допускать попадания масел, орграстворителей, кислот, щелочей, топливных и смазочных материалов на поверхность шин. Запрещено укладывать покрышки на мокрую и грязную поверхность.

В теплое время года при хранении автопокрышек на улице, их следует накрыть светонепроницаемым материалом и приподнять над уровнем земли, чтобы обеспечить вентиляцию и не допустить возникновение парникового эффекта.

Запрещено хранение на светоотражающих, свето- и теплопоглощающих плоскостях.

Держать вдали от химикатов, масел, красок, открытых источников огня, электромоторов, выделяющих озон.

Эксплуатируемые шины должны быть вымыты и высушены.

Шины без дисков хранить в вертикальном положении.

Правильное хранение шин

Эксплуатационный срок зависит от многих факторов: нагрузки на автомобиль, качества дорог, стиля вождения, пройденного километража, повреждений покрышек и т.д. Чтобы увеличить их срок службы, придерживайтесь следующих правил:

Как увеличить эксплуатационный срок шин:

Проверять давление в шинах каждые 2-3 недели. При сниженном давлении износ покрышки увеличивается эквивалентно % снижения. Например, снижение давления на 15% может привести падению эксплуатационного срока на 15%. Перекачанные шины менее страшны.

Износ передних шин всегда значительно выше задних, поэтому рекомендуется через какое-то время менять их местами, внимательно следя за направлением рисунка протектора и направлением вращения.

Правильная установка покрышек по отношению к колесным дискам. Если направление не совпадает, то эксплуатационные характеристики значительно снижаются.

Для предотвращения повреждения боковин автопокрышек избегайте близкого расположения с бордюрами и высокими выступами.

Смывать грязь с поверхности резины и из глубоких канавок специальными очищающими средствами.

Придерживаться ровного стиля вождения без резких тормозов и быстрого старта.

Не перегружать автомобиль свыше нормы. 20% лишнего веса ведет к потере срока эксплуатации резины на 30%.

Следить за балансировкой колес и ежегодно проверять установочные углы.

Вывод:

Главным условием длительного срока службы шин является:
- высокое качество продукции,
- бережная эксплуатация,
- правильное хранение резины в межсезонье,
- своевременная диагностика.

Возраст шин при стандартном хранении – малозначительный неопределяющий фактор, на который не следует ориентироваться при их покупке.

jeny,
Мне кажется, это Ваш случай:

"К чему в бухучете относятся автошины: к основным средствам или МПЗ

Разъясняет Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. Материалы подготовлены с использованием БСС «Система Главбух»

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит. Автомобильные шины могут поступить в организацию вместе с автомобилем (шины, установленные на ходовых и запасных колесах) либо отдельно от него.

Шины, которые входят в комплект транспортного средства, не являются самостоятельным инвентарным объектом (п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н). Их стоимость уже включена в первоначальную стоимость автомобиля, поэтому обособленно ее учитывать нельзя (счет 10).
Если компания приобретает шины отдельно от автомобиля, то независимо от стоимости и срока полезного использования их следует включить в состав МПЗ и учитывать как запасные части. Это объясняется следующим.

Во-первых, автомобильные шины не являются средствами труда, предназначенными для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. А именно эта характеристика позволяет квалифицировать то или иное имущество как основное средство (п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).

Во-вторых, замена шин всегда связана с поддержанием основного средства (автомобиля) в рабочем состоянии или с его ремонтом (восстановлением). Затраты на восстановление основного средства (то есть стоимость шин) списывают в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 27 ПБУ 6/01). А это означает, что шины, приобретенные отдельно от автомобиля, тоже не являются самостоятельным инвентарным объектом, стоимость которого необходимо списывать через амортизацию (п. 17 ПБУ 6/01).

В-третьих, ни в Общероссийском классификаторе основных фондов, ни в Классификации основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1) автомобильные шины не поименованы в качестве от*дельной позиции.

Наконец, в-четвертых, Инструкция к Плану счетов прямо предписывает учитывать автомобильные шины (находящиеся в запасе и обороте) в составе запчастей (счет 10-5 Инструкции к Плану счетов)."

Мнения экспертов
Организация приобрела по договору лизинга автомобиль. В лизинговые платежи не вошла сумма дополнительного оборудования (сигнализация, брызговики, магнитола и т. п.) Как лизингополучателю оприходовать это оборудование, если автомобиль будет числиться на балансе лизингодателя?
Поскольку по условиям вашего договора лизинга, предмет лизинга (автомобиль) находится на балансе лизингодателя, при оприходовании оборудования, которое было вами установлено дополнительно на данный автомобиль, вам надо исходить из требований ст. 623 ГК РФ, в которой говорится об отделимых (п. 1) и не отделимых (п. 2) улучшениях арендованного имущества.
Заметим, что указанная норма ГК РФ предлагает отличать один вид улучшения от другого по единственному признаку: наносится ли арендованному имуществу вред, если попытаться отделить от него произведенное улучшение. Если вреда нет, то имеет место отделимое улучшение, если вред имуществу причинен, то улучшение считается неотделимым.
Мы считаем, что перечисленное в вопросе дооборудование автомобиля при возврате автомобиля лизингодателю (если предположить, что автомобиль не выкупается вами по окончанию договора лизинга) может быть демонтировано без причинения вреда автомобилю. Соответственно, полагаем, корректным рассматривать установку на автомобиль указанного оборудования как осуществление отделимых улучшений арендованного имущества, которые согласно п. 1 ст. 623 ГК РФ и являются собственностью арендатора (в вашем случае, лизингополучателя), если иное не предусмотрено договором.
При ответе мы будем исходить из того, что договор лизинга не запрещает вам производить подобное дооборудование полученного вами автомобиля.
Соответственно, мы не будем рассматривать вопрос осуществления арендатором (лизингополучателем) неотделимых улучшений (п. 2 ст. 623 ГК РФ).
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закона N 164-ФЗ) предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.
Порядок предоставления во временное владение и пользование предмета договора лизинга, его обслуживания и возврата определен в ст. 17 Закона N 164-ФЗ, согласно которой отделимые улучшения предмета лизинга, произведенные лизингополучателем, являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором лизинга (п. 8 ст. 17 Закона N 164-ФЗ).
Итак, согласно п. 1 ст. 623 ГК РФ и п. 8 ст. 17 Закона N 164-ФЗ приобретенные вами объекты (сигнализация, магнитола, прочее) являются вашей собственностью.
Согласно п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и п. 3 Методических рекомендаций по учету ОС, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н (далее - Методические рекомендации) капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора, учитываются в составе основных средств.
Полагаем, что исходя из нормы п. 6 ПБУ 6/01, все приобретенное оборудование вы имеете право рассматривать как самостоятельные объекты учета. Соответственно отражение в учете операций по оприходованию имущества будет зависеть от квалификации приобретенного имущества: если оно удовлетворяет требованиям п. 4 ПБУ 6/01, то его следует квалифицировать как основное средство и приходовать на счет 01. При этом, следует учитывать установленный вашей учетной политикой стоимостной критерий отнесения объектов к ОС.
Напомним условия п. 4 ПБУ 6/01.
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Напомним, согласно п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
Таким образом, оприходование сигнализации и магнитолы в бухгалтерском учете вам следует отразить либо в составе ОС (если их стоимость выше стоимостного лимита ОС, установленного учетной политикой в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01), либо в составе МПЗ (если стоимость ниже стоимостного лимита ОС). При этом, полагаем, что брызговики следует в любом случае оприходовать в составе МПЗ, поскольку они по сути являются запчастями (расходными материалами).
Напомним, что согласно п. 5 ПБУ 5/01 и п. 7, п. 8 ПБУ 6/01 как МПЗ, так и ОС приходуются в сумме фактических затрат. Поэтому стоимость работ по установке следует распределить пообъектно и учесть в их первоначальной стоимости.
В налоговом учете, при отражении данных объектов надо руководствоваться нормой п. 1 ст. 256 НК РФ, согласно которой амортизируемым имуществом признается имущество, находящееся у организации на праве собственности, со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей. Если стоимость сигнализации или магнитолы выше 20 000 руб., то и в налоговом учете данные объекты надо учитывать в составе основных средств. Напомним, в налоговом учете стоимость приобретенных ОС также определяется в сумме фактических затрат на их приобретение и на доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Обращаем ваше внимание, что, несмотря на то, что данное оборудование установлено на объект лизинга, оно принадлежит вам на праве собственности, соответственно его нельзя рассматривать как объект договора лизинга, соответственно при определении нормы амортизации к нему нельзя применять коэффициент 3.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ имущество, не относящееся к амортизируемому, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
Напомним, что при учете расходов на рассматриваемое оборудование в налоговом учете нельзя забывать о требовании их соответствия критериям, указанным в ст. 252 НК РФ.
Обращаем внимание, что поскольку произведенные затраты связаны с оборудованием, которое установлено на автомобиль, находящийся у вас в лизинге, они могут быть трактованы при проверке как затраты на доведение предмета лизинга до состояния, в котором он пригоден к эксплуатации. Поэтому обращаем ваше внимание на письмо Минфина России от 2 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/335, в котором Минфин России рекомендует признавать такие расходы равномерно в течение срока договора лизинга. В обоснование такой позиции Минфин России приводит требование нормы ст. 272 НК РФ. Заметим, что согласно ст. 272 НК РФ равномерное списание затрат предусмотрено по отношению к тем договорам, по которым налогоплательщик получает доход. А доходов по договору лизинга у лизингополучателя не образуется.
Однако налоговые органы будут придерживаться мнения Минфина России и налогоплательщику при единовременном списании таких расходов надо быть готовым отстаивать свою позицию в суде. Поэтому вопрос единовременного или равномерного списания расходов вы должны для себя определить самостоятельно.
При учете расходов на дополнительное оборудование в составе ТМЦ необходимо учитывать, что единовременное списание расходов в бухгалтерском учете и требование налогового учета списывать расходы равномерно в течении договора лизинга приводит к необходимости применять к данным операциям нормы ПБУ 18/02.

Выводы
1. Если договором лизинга не предусмотрено иное, данное дополнительное оборудование является вашей собственностью, соответственно должно быть вами оприходовано как в бухгалтерском учете, так и в налоговом учете либо в составе ОС, либо в составе МРЗ в зависимости от стоимости оборудования.
2. При отражении таких расходов в налоговом учете необходимо соблюдать требования ст. 252 НК РФ, то есть расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
3. Необходимо отметить, что в отношении признания расходов на магнитолу и кондиционера возможны претензии налоговых органов в части обоснованности таких расходов. А поскольку необходимость приобретения кондиционера и магнитолы, напрямую не связана с возможностью использования самого автомобиля, поэтому во избежание претензий со стороны налоговых органов, налогоплательщику необходимо обосновать целесообразность таких расходов (локальными документами). Покупка кондиционера например, может обеспечивать нормальные условия труда водителя автомобиля, а приобретение магнитолы возможно связать с имиджем организации, предусмотрев использование автомобиля для представительских целей.

М. Калабухова,
Т. Тюфтина,
эксперты службы Правового
консалтинга "Гарант"

Некоторые автовладельцы убеждены, что колесные диски не требуют особого ухода и могут служить вечно. Однако, к сожалению, как и у любого механизма, у любых колесных дисков есть свой срок службы.

Какой же срок службы у автомобильных дисков?

Автомобильные диски можно классифицировать на:

  • штампованные;
  • литые;
  • кованые.

В зависимости от того, какие диски устанавливаются на автомобиле, меняется срок их службы.

Штампованные диски

Штампованные диски - самый бюджетный вариант колесных дисков. В основном данный вид дисков предлагается на автомобилях недорого ценового сегмента. Из-за особой конструкции штампованные диски отличаются ударостойкостью и прочностью. Кроме того, при механическом повреждении, диски берут удар на себя, оберегая элементы подвески.

Однако, данные диски легко подвергаются коррозии и быстро покрываются ржавчиной. Кроме того, внешний вид данных дисков не является эстетичным и не добавляет экстерьеру автомобиля заметных плюсов.

Четкий срок службы штампованных дисков невозможно определить. так как он зависит от температурных показателей окружающей среды, дорожных условий, ухода за дисками и сплава, из которого они изготовлены.

Основной болезнью штампованных дисков можно назвать коррозию. Именно ржавчина на основных элементах диска может привести к выходу всей конструкции из строя, деформации диска и снижению безопасности при управлении автомобилем.

срок службы дисков

Литые диски

Литые диски, в отличие от штампованных, представляют собой цельную конструкцию, которая отливается из алюминиевых или магниевых сплавов. До момента непосредственного производства геометрия всех моделей литых дисков тщательно выверяется. Кроме того, параметры литых дисков разрабатываются специально для конкретных моделей или соплатформенных с ними автомобилей.

Срок эксплуатации литых дисков по сравнению со штампованными является более длительным, так как металлический сплав не настолько сильно подвержен коррозии и устойчив к переменам внешних температур и уровню влажности. Кроме того, литые диски более легкие, что обеспечивает им минимальное сопротивление дорожным условиям.

Из минусов литья можно отметить зернистость металлических сплавов, из которых изготавливают диски. В процессе эксплуатации такая структура ведет к накоплению множества микротрещин в структуре диска, что может привести к его деформации и замятию. Литые диски не рекомендуется ремонтировать.

Однако, срок службы литых дисков зависит не только от дорожных условий и условий эксплуатации, но и от индивидуального стиля вождения.

Кованые диски

Кованые диски отличаются самой высокой стоимостью и самой высокой прочностью. Прочностью конструкции кованого диска достигается за счет волокнистой структуры металлического сплава, из которого они изготовлены. И менно отсутствие зернистости позволяет защищать структуру диска от образования и накопления микротрещин и других дефектов. Именно запас прочности позволяет диска не подвергаться коррозии и деформации.

Срок службы кованых дисков в несколько раз превышает срок службы литых легкосплавных дисков. Однако, стоимость таких дисков также существенно выше литых.

Также необходимо помнить, что срок службы каждого вида дисков зависит от степени надлежащего ухода, индивидуального стиля вождения и эксплуатационных условий.

Одна из проблем, над которой задумывается бухгалтер, когда его фирма приобретает транспортное средство, состоит в том, как правильно учесть поступившие вместе с автомобилем шины (об особенностях расходов, связанных со служебным транспортом мы писали в «Актуальной бухгалтерии» № 9, 2008). Ведь если речь идет о штатной комплектации автомобиля, то цена шин учитывается при формировании его первоначальной стоимости. Автомобиль в данном случае является основным средством, принимаемым к учету как один инвентарный объект со всеми устройствами и приспособлениями, каждое из которых выполняет свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 6 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).

Часть авто или запасная часть?

Встречаются организации, которые, пытаясь экономить на налоге на имущество, разделяют основное средство на несколько инвентарных объектов, где стоимость каждого — не более 20 000 рублей. При этом используется норма абзаца 2 пункта 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), согласно которой при наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Однако выделить в качестве отдельного инвентарного объекта шины нельзя, так как машина без колес не способна приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. А именно это является одним из условий пункта 4 ПБУ 6/01, одновременное выполнение которых необходимо, чтобы актив был отражен в учете как основное средство.

Кроме того, не содержит такой группировки, как «Автомобильные шины», и Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ, утв. пост. Госстандарта России от 26.12.1994 № 359).

Совсем другое дело, если шины приобретаются отдельно, для замены изношенных, поврежденных или для сезонной смены. В данном случае следует говорить о запасных частях. В подтверждение данного вывода Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) предусматривает открытие к счету 10 «Материалы» субсчета 10-5 «Запасные части», где в том числе учитываются наличие и движение автомобильных шин в запасе и обороте. При этом в данной инструкции прямо отмечено, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н
6. <. >

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Полезные документы

К сожалению, на сегодняшний день нет специальных нормативных актов, которые регулировали бы учет автомобильных шин. Дело в том, что с 1 января 2008 года утратил силу один полезный документ — Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденные распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9-р. Выполнение этих правил было обязательным для всех владельцев транспортных средств.

Теперь же свой порядок учета организации могут разработать самостоятельно и закрепить его в учетной политике. Причем, составляя данные положения, вполне оправданно использовать за основу вышеуказанные правила. Так, например, для учета работы автомобильной шины можно завести соответствующую карточку, где отражалась бы информация о датах ввода ее в эксплуатацию и списания, о техническом состоянии шины, данные о фактическом пробеге, о возможных дефектах и повреждениях, об остаточном рисунке протектора и т. д. Форма этой карточки ранее утверждалась Минтрансом России в качестве приложения к Правилам АЭ 001-04.

Один из показателей, используемых в качестве основания для списания шины, — это норма эксплуатационного пробега. Организация может установить данный показатель самостоятельно, с учетом данных завода-изготовителя и технических характеристик резины. Здесь хотелось бы упомянуть еще один документ Минтранса России, который также утратил силу, — Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденные Минтрансом России 04.04.2002. На практике многие организации продолжают ими пользоваться и сегодня.

Тем более что 7 декабря 2006 года Минтранс России выпустил информационное письмо № 0132-05/394, где указал, что в целях обеспечения безопасной эксплуатации автотранспортных средств и рационального нормирования пробега автомобильных шин указанный документ РД 3112199-1085-02 действует без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Особенности учета при замене шин

Большинство вопросов у бухгалтера возникает в связи с операцией по замене шин, приобретенных отдельно от автомобиля, в том числе и для сезонной замены. Нужно отметить, что вариантов учета в данной ситуации немало. Мы остановимся лишь на некоторых возможных. При этом каждая организация самостоятельно определяет для себя наиболее приемлемый.

Чтобы разобраться с особенностями учета, обратимся сначала к специальному документу — отраслевой Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте (утв. приказом Минтранса России от 24.06.2003 № 153), где в пункте 42 сказано, что в состав материальных расходов входит стоимость всех расходуемых при техническом обслуживании запасных частей для ремонта подвижного состава и других технических средств, а также автомобильных шин. Что касается расходов на восстановление износа и ремонт шин, то они включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации (п. 43 инструкции, утв. приказом Минтранса России от 24.06.2003 № 153).

Согласно общим правилам бухгалтерского учета МПЗ по мере отпуска материалов со складов они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство (п. 93 методических указаний, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н). Отсюда можно сделать вывод, что стоимость шин и расходы на их замену должны учитываться единовременно, в момент их первой установки на автомобиль. Для этого используется проводка: Дебет 20 Кредит 10-5. Так как впоследствии возможно, что неизношенные шины вернутся обратно на склад, то резина, которую сняли с автомобиля, приходуется обратной проводкой: Дебет 10-5 Кредит 20. Такой подход основан на норме пункта 112 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ. В ней сказано, что возврат на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами. При этом сданные материалы приходуются с одновременным списанием с подотчета подразделения организации. Если эти материалы были списаны в производство, их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат.

Пример

В декабре организация приобрела для автомобиля Volkswagen комплект зимней резины стоимостью 25 000 руб. (в т. ч. НДС — 3814 руб.). В связи со сменой сезона в этом же месяце шины установили на автомобиль. В соответствии с нормами, утвержденными учетной политикой фирмы и разработанными на основе Временных норм РД 3112199-1085-02, для данного автомобиля зимние шины зарубежного производства с типоразмером 18/165R14 списываются после пробега 55 000 км.
В апреле, после окончания зимнего сезона, комплект зимней резины с пробегом 28 000 км сменили на летнюю.
Отразим в бухгалтерском учете следующие проводки:

В декабре

ДЕБЕТ 10-5 КРЕДИТ 60
– 21 186 руб. (25 000 – 3814) — оприходованы зимние шины;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 3814 руб. — отражен НДС по приобретенным шинам;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 3814 руб. — НДС принят к вычету;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 25 000 руб. — произведена оплата поставщику;
ДЕБЕТ 20, 26, 44 КРЕДИТ 10-5
– 21 186 руб. — списана стоимость шин при установке на автомобиль.

В апреле

Из соотношения фактического и нормативного пробега рассчитаем сумму износа зимних шин. Она составит:

28 000 км : 55 000 км × 21 186 руб. = 10 786 руб.

Таким образом, цена возможного использования шин составит:

21 186 – 10 786 = 10 400 руб.
Соответственно, проводки нужно сделать следующие:

ДЕБЕТ 10-5 КРЕДИТ 20, 26, 44
– 10 400 руб. — отражен возврат зимних шин на склад (с учетом износа).

Рассмотрим и совершенно противоположный подход. Есть организации, которые для аналитического учета движения шин открывают субсчета второго порядка к субсчету 10-5 «Запасные части»: 10-5-1 «Автомобильные шины в запасе», 10-5-2 «Автомобильные шины в эксплуатации». Приобретенный комплект резины учитывается по Дебету счета 10-5-1. Затем при установке на автомобиль формируется проводка: Дебет 10-5-2 Кредит 10-5-1. После окончания сезона шины возвращаются на склад проводкой: Дебет 10-5-1 Кредит 10-5-2. Списываются шины на расходы только после того, как полностью выработают свою норму пробега и полностью придут в негодность. Однако такой подход весьма спорный. Ведь, по сути, стоимость эксплуатируемых сегодня шин может увеличить себестоимость перевозок в будущем. Причем не факт, что шина не выйдет из строя еще до того, как выработает свою норму пробега.

Еще одним вариантом является списание затрат на приобретение шин равномерно, в течение всего периода их эксплуатации, с учетом фактического пробега за отчетный период. Рассмотрим этот способ на основе данных из приведенного выше примера.

Пример

За декабрь фактический пробег зимней резины составил 3000 км. В бухгалтерской справке произведен расчет суммы затрат, связанных с износом шин в декабре:
21 186 руб. (стоимость шин) : 55 000 км (норматив их пробега) × 3000 км (фактический пробег) =1156 руб.
Таким образом, в декабре установка зимних шин будет отражена в бухгалтерском учете проводкой:
ДЕБЕТ 10-5-2 «Автомобильные шины в эксплуатации» КРЕДИТ 10-5-1 «Автомобильные шины в запасе»
– 21 186 руб. — установлены зимние шины.
31 декабря и каждый месяц до окончания зимнего сезона на основании фактических данных о пробеге в учете будет проводиться следующая запись:
ДЕБЕТ 20, 26, 44 КРЕДИТ 10-5-2
– 1156 руб. — списаны затраты, связанные с износом шин.
В конце сезона бухгалтер сделает проводку:
ДЕБЕТ 10-5-1 КРЕДИТ 10-5-2
– на оставшуюся стоимость зимней резины с учетом списанных затрат.

Что касается налогового учета, то расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). В свою очередь, прочие расходы относятся к косвенным, которые учитываются при налогообложении прибыли в текущем (налоговом) периоде (пп. 1, 2 ст. 318 НК РФ). Это означает, что если в бухгалтерском учете списание расходов, связанных с заменой шин, проводится не в момент их введения в эксплуатацию, то между бухгалтерским и налоговым учетом возникает временная разница, что приведет к необходимости применять Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Вследствие этого налог на прибыль, подлежащий уплате в следующем за отчетным периоде, нужно будет увеличить на сумму отложенного налогового обязательства.

Рекорды скорости

Как показывает практика, для того, чтобы стать самым быстрым водителем, не обязательно иметь 100-процентное зрение. Это всему миру доказал 33-летний житель ЮАР. Слепой водитель развил на своем автомобиле скорость 269 километров в час. Рекорд был зафиксирован на взлетно-посадочной полосе одного из аэродромов. Рядом с водителем сидел штурман, который и сообщал, куда в данный момент нужно поворачивать руль. Тренировка перед заездом составила 5 часов. Ни одна страховая компания не рискнула застраховать жизнь отважного водителя. В результате лихач собрал 9500 долларов, которые пошли на нужды общества слепых.

Один из рекордов скорости, вошедших в Книгу Гиннесса, установил электромобиль, разработанный и построенный японскими студентами. Уникальное авто, которое удалось разогнать до скорости 75 миль в час (120 км/ч), работает от обычных «пальчиковых» батареек. Для машины весом всего 38 килограммов (без веса водителя) их понадобилось 192 штуки.
Еще один интересный факт из США. Там установлен рекорд скорости для автомобиля на биотопливе. 39-летний изобретатель и энтузиаст решил доказать всему миру, что на биотопливе могут ездить не только малолитражки, но и серьезные спортивные машины. Биотопливо представляет собой смесь из 85 процентов этилового спирта и 15 процентов бензина. На этом спиртосодержащем растворе автомобиль и развил скорость 302 километра в час.

У скорости есть и свои антирекорды. Так, печальная статистика превышения скорости нашими соотечественниками на дорогах других государств свидетельствует о том, что россияне здесь стабильно держатся в числе лидеров. Так, недавно полицейские Швейцарии недалеко от города Базеля задержали лихачей, которые устроили гонку на дороге. Двоим молодым людям 22 и 23 лет удалось разогнать свои авто до скорости 182 километра в час, что на 60 километров в час выше допустимого на автомагистралях этой страны значения. Однако надо заметить, что это еще не предел. Ведь накануне наш соотечественник был задержан в Испании за скорость 200 километров в час. Результат и в первом и во втором случае предсказуемый — лишение водительских прав.

Читайте также: