Токсичны ли шины от автомобиля

Опубликовано: 01.05.2024


Увидела по телевидению сюжет о вреде отработавших своё автопокрышек и узнала, будто они опасны. Более того, их, оказывается, запрещено размещать на детских площадках. Неужели и в самом деле это правда? Сколько себя помню, «народное творчество» с использованием старых шин было распространено всюду.
И вроде никаких трагедий не произошло…

Екатерина Л., Шарыпово

Трагедий не произошло… По крайней мере, о них не трубили СМИ, но ведь есть и «мины» замедленного действия, также как и яды, убивающие не сразу, а тихой сапой подрывающие здоровье. Действительно, «отмотавшие» свой век автомобильные шины используют для декора еще со времен СССР. Бросовый материал обретал и продолжает обретать вторую жизнь на игровых площадках детских садов, школ, во дворах домов. Буйству «резиновой» фантазии нет предела: из старых автопокрышек народные умельцы вырезают лебедей, жирафов, змей, мастерят собачек, кошечек, сиденья для качелей и пр. Всё это расцвечивается красками, скрашивая нашу действительность. «Резиновая замена» специализированным площадкам смотрится вполне, считают многие, пристойно, а главное – стоит гроши. О том, что эти экономичные «арт-объекты» опасны для детского здоровья, активно заговорили в России несколько лет назад, а с 2013 года резиновый «мусор» начали активно выкапывать и вывозить на свалки в Сыктывкаре, Новгороде, на Кузбассе и в других регионах. Но далеко не во всех. И единого мнения на сей счёт нет. Нет и сверху чёткого указания о запрете. Немудрено, что до Шарыпово тревожный звон долетел совсем недавно. Он поселил в некоторых горожанах тревогу, но, и заронил сомнения: так ли страшна покрышка, как её малюют?


По обращениям родителей в детсадах ряда городов России, в том числе и в Красноярске, были проведены соответствующие проверки. Эксперты управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю предписали убрать шины с площадок из-за нарушений СанПиНа – санитарных правил и норм. Но, подчеркиваю, проверки прошли не повальные, а именно после обращений родителей. «Санитарными правилами предусмотрено использование оборудования в детских дошкольных образовательных учреждениях сертифицированного, а это отработанные шины, они могут нанести вред здоровью детей. Нужны сертификаты о безопасности и качестве на всё оборудование для детей», − пояснили в Роспотребнадзоре.

Автомобильные покрышки, согласно ГОСТу, относятся к четвертому классу опасности наряду с бетонной пылью или конским навозом. Это условно малоопасные отходы, однако они нарушают экологическую систему, которой требуется на восстановление не менее трёх лет. Но и тут согласия нет. Например, в 2016 году Костромская межрайонная природоохранная прокуратура отнесла отработанные шины с кордом к отходам второго класса опасности, то есть к высокоопасным по степени токсичности и воздействия на среду обитания и здоровье человека, без корда – к третьему классу опасности (умеренно опасные).

Основная часть вредных веществ попадает в окружающую среду – непосредственно при использовании покрышек – в виде резиновой пыли при стирании о дорожное покрытие. А при элементарном сжигании этих изделий вреда еще больше. Однако даже в «спокойном» состоянии покрышка может выделять свыше сотни химических веществ. Наиболее опасные из них – бензапирен (вещество первого класса опасности), нитрозамины (канцерогены, мутагены), фенолы (токсичные вещества). Но нельзя сказать определённо, сколько таких веществ выделяет за год одна покрышка или несколько десятков, да еще покрытых краской, а также оценить степень вреда, который они оказывают на людей. Почему нельзя? Да потому, что подобных исследований ещё никто толком не проводил. Так что думайте сами, решайте сами… И всё же власти некоторых городов России не рекомендуют использовать старые покрышки на клумбах и детских площадках или прямо это запрещают. Но борьба ведётся с переменным успехом. А в большинстве субъектов РФ об этом даже и не задумывались.



Как сообщили в прокуратуре Хакасии, в Саяногорске провели проверки и установили, что в одиннадцати детских садах города при оборудовании игровых элементов, клумб и ограждений использовано 1958 отработанных автопокрышек, считающихся теперь «опасными отходами» в соответствии с новым федеральным законодательством, а потому в связи с «вредным воздействием на здоровье детей» нахождение использованных автопокрышек на территории садиков больше не допустимо. Внесено представление и в отдел образования, и в адрес руководителя регионального управления Роспотребнадзора: прокуратура считает, что санитарные инспекторы не выполняют в полном объеме возложенные на них контрольно-надзорные функции при проведении плановых проверок детских садов, поскольку не требовали истребить все покрышки на территории садиков. Но далеко не во всех – даже прокурорских – структурах слышали о начавшихся гонениях на старые автопокрышки. Однако нет дыма без огня. А чтобы дыма не было, надо потушить огонь, то есть разобраться в проблеме самым высоким ведомствам. А пока они молчат или сомневаются, журналисты бьют в набат. К примеру, на страницах специализированного журнала «Автомир» рассказывается об исследовании «начинки» старых шин. Оказывается, воздух, который выходит из шин, «обогащен» более чем 120 вреднейшими химическими веществами. С онкологической точки зрения, самые опасные среди них – N-нитрозамины. Они выделяются тем интенсивнее, чем горячее шина. К тому же этот газ тяжелее воздуха, он не улетает в «высокие» слои атмосферы, а скапливается у поверхности земли – на уровне верхних дыхательных путей. Летом, когда шины нагреваются от жаркого солнца, происходит то же самое: краска лопается, канцерогены испаряются, а дети дышат этой ядовитой гадостью… Согласно санитарным правилам, все оборудование в детских дошкольных учреждениях должно быть сертифицировано. По логике, у старой покрышки тоже должен быть свой сертификат. Только вот на шины, бывшие в употреблении, их не выдают. Получается, использование отработанных шин взамен игрового оборудования недопустимо, но его используют.
Также, по требованиям к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций, прописанных в СанПиНах, игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. Вряд ли отмотавшая свой километраж шина отвечает этим нормам.

Сложилось мнение, что «автопокрышечная» проблема волнует только журналистов, а заставить активно действовать контролирующие органы можно только с помощью официальных бумаг и газетных публикаций.

В ситуации разбирался
обозреватель «Твоего Шанса»
Трофим ПУЗЫРЁВ

Огородники на что только не идут, что бы свой сад-огород украсить. Самые распространенные материалы - пластиковые бутылки и автомобильные шины. Большое количество инструкций, схем призывают нас создать очередной шедевр и водрузить его на такое место, с которого оно бы радовало наши глаза своей красотой.

Красота - красотой, но мы никогда не задумываемся о том, что такая красота, созданная из автомобильных шин очень вредна, а может быть и нет! Попытаюсь разобраться.

На своем огороде я как-то использовал шины для ограждения кустов крыжовника, вишни, смородины. Однажды мне попалась статья о вреде этих шин, в результате убрал с огорода все до единой!

Чем вредна автомобильная шина?

Выдержка из научного труда:

Считается, что даже не находясь в эксплуатации, шины, лежа на солнышке выделяют до 15 наименований вредных веществ.

Кто-нибудь задумывался о том почему вдоль дорог нельзя собирать грибы, ягоды? Они напитаны различными вредными веществами не только от выхлопных газов, но и от испарений автомобильных шин.

Автомобильные покрышки разлагаются 35-40 лет и при разложении выделяют вредные вещества. Поэтому есть определенная степень опасности от их использования.

Многие указывают на то, что все эти вредные вещества выделяют покрышки находящиеся в эксплуатации, а старые покрышки, отработанные, не выделяют, т.к. нечему выделятся! В этом утверждении есть какой-то логический смысл. Однако наверняка никто этого не знает.

Действительно, масштабных, научных исследований не проводилось. Когда жители некоторых городов России обратились с жалобой в Роспотребнадзор с требованием убрать изделия из шин из детских садов, с игровых площадок, Роспотребнадзор указал только на несертифицированность данных изделий. В предписании была только эта причина, ни о какой вредности не говорилось.

Вот такие дела с автомобильными шинами! Вы украшаете свой сад-огород такими изделиями?

ЛАЙК, РЕПОСТ И ПОДПИСКА ПРИВЕТСТВУЮТСЯ. ПОДПИСАТЬСЯ.

Если вам удобнее читать и смотреть мои статьи в социальных сетях – милости прошу на странички: ВКонтакте , Youtube . Приятного просмотра!

Даже при хранении выделяют многие вреждые вещества: бензолы, ксилолы, стиролы, толуолы; предшественники канцерогенов — алифатические амины; соканцерогены — сероуглерод, а также фенолы и ароматические углеводороды, схожие с некоторыми веществами при выделении отходов от работы двигателей внутреннего сгорания.

При горении, как минимум: угарный газ, сажу, диоксиды серы, бифенилы, антрацены, флуорантены, нафталины, хризены, пирены, бензапирены, хлорированные диоксины, фураны, фенолы.

Почти все перечисленные выше вещества имеют 1 класс опасности и чрезвычайно вредны.

«Если вы используете шины не по прямому назначению, то старые шины уже ничего или практически ничего не могут выделять — нЕчего».

Почему нЕчего? Не поняла.

Безусловно.
Работники шиномонтажа из-за шин болеют реже, чем рабочие на шинных заводах, но всё-же они значительно чаще заболевают раком, чем остальные люди.

Изношенные шины отнюдь не лишены всех вредных веществ, как говорит Люси (Людмила Быстрова). И при нагреве они испаряются, как бы Вы их ни красили.

Опасность старых шин состоит ещё в их способности к самовозгоранию — а потушить их довольно сложно.

Кроме того, шины могут служить питанием для комаров.

«Класс опасности» — УСЛОВНАЯ величина. Полиэтилен какой класс опасности имеет? А слону достаточно одного пакета, чтобы сдохнуть.

Прочитала в Википедии (на английском языке):

«Использование утильных шин для озеленения вызывает споры из-за вымывания металлов и других загрязняющих веществ из кусков шин. Цинк концентрируется (до 2% по весу) до уровней, достаточно высоких, чтобы быть очень токсичным для водных организмов и растений. [103] Особую озабоченность вызывают свидетельства того, что некоторые соединения, которые вымываются из шин в воду, содержат разрушители гормонов и вызывают поражения печени. [104]

Шины являются основным источником микропластического загрязнения. [105]»

Уважаемый(ая), если «Тема изучена вдоль и поперек учеными и просто очевидна любому адекватному человеку имеющему логически мыслить» то почему вы считаете, что вы единственный(ая) кто адекватный и ее изучал? Вы вообще, прочтите внимательнее. Выше Иса Имедашвили упомянул следующее: «Опасность старых шин состоит ещё в их способности к самовозгоранию — а потушить их довольно сложно.

Кроме того, шины могут служить питанием для комаров.

«Класс опасности» — УСЛОВНАЯ величина. Полиэтилен какой класс опасности имеет? А слону достаточно одного пакета, чтобы сдохнуть» Я в ответ на эти фразы поинтересовалась, как комары питаются шинами, почему слон умирает от одного полиэтиленового пакета и усомнилась в способности шин к самовозгоранию. А так да, спасибо, экологичный вы наш, что разъяснили пищевую цепочку от комара до слона :0 Вы своим экологическим знаменем полегче размахивайте, а то за ним не видите ничего

В чем заключается вред использования автомобильных шин?

Глобализация химической и резиноасбестовой промышленности влечет чреду отрицательных последствий, связанных с тотальным ухудшением экологической ситуации во всем мире. Автомобильные шины представляют собой соединения полиароматических углеводородов и канцерогенных веществ, обладающих высоким уровнем токсичности. Речь идет не только об отработанных покрышках, но и о вполне пригодных изделиях. Если задаться вопросом, чем вредны автомобильные шины, то ответ будет исчерпывающим:

  • При изнашивании выделяют высокотоксичную пыль, вдыхание которой способствует развитию раковых заболеваний.
  • Содержание химических веществ в распространяемых микрочастицах гораздо выше, чем в выхлопных газах автомобильного двигателя.
  • Отслужившие и выброшенные покрышки разлагаются в земле более ста лет, при этом происходит загрязнение почвы, вымывание токсинов и канцерогенных веществ грунтовыми водами.
  • При высокой температуре воздуха так же происходит выделение высокотоксичных соединений. По этой причине крайне не рекомендуется размещать покрышки на детских площадках.
  • Во время горения покрышек выделяется копоть и сернистая кислота.
  • Основным законом природы является закон о кругообороте веществ: вредоносные вещества продолжат мигрировать.

Как избежать непоправимых последствий?

Оптимальным решением этой остростоящей проблемы выступает вывоз и утилизация покрышек. Переработка отработанных шин позволяет получать экономическую выгоду и, в то же время, сократить урон, наносящийся окружающей среде. Экологическая составляющая заключается в предотвращении долгосрочного разложения автомобильных покрышек, уничтожении пристанища многочисленных грызунов, сокращение территорий, отведенных для свалок. Экономическая польза состоит в переработке использованных шин для вторичного использования в качестве ценного сырья химической и резиноасбестовой промышленности.

Новые способы повторной переработки

Современный производитель понимает, чем вредны автомобильные шины, он, конечно, платит за негативное воздействие на окружающую природную среду, но в первую очередь преследует экономические интересы. Технология утилизации покрышек намного выгоднее с любой точки зрения, чем старые методы сжигания, складирования и закапывания. Более чем три четверти всех шин в мире состоят из синтетического каучука, добываемого из нефти. Последняя относится к категории не возобновляемых ресурсов. Переработка отработанных покрышек способна значительно сократить потребление ценных полезных ископаемых.

В чем опасность пренебрежения ситуацией

Дальнейшее игнорирование проблем утилизации высокотоксичных отходов и создания ресурсосберегающих технологий со временем потянет за собой массу непоправимых экологических последствий.

Какую лепту можете внести именно Вы

Ответ на вопрос, в чем вред автомобильных шин, предупреждает о таящейся ежедневной опасности для здоровья и жизни, как отдельного человека, так и всего общества. Каждый может сделать минимальный вклад в сохранение окружающей среды, для этого требуется лишь желание утилизировать старые автомобильные покрышки.

«Единственная красота, которую я знаю - это здоровье», - утверждал выдающийся немецкий поэт Генрих Гейне. Вряд ли кто из нас будет с ним спорить. Однако в жизни нередко возникают моменты, когда в погоне за разными красотами люди забывают о скрытом вреде «золота». Пример из нашего бытия редакции сообщила председатель домового комитета из пгт Приморского, в прошлом мичман Военно-Морского флота, Елена Божко.

Во дворах красота - да, увы, ядовита

Раскрашенные шины, вероятно, украсили детские площадки, но сделали их опасными для здоровья.

- На меня могут обидеться крымчане, пускающие в дело отработанные автомобильные покрышки, изготавливая из них вазоны для цветов, лебедей и прочее, но все-таки выскажу свое мнение, - говорит Елена Алексеевна. – О красоте не стану спорить, ведь известно, что на вкус и цвет товарищей нет. Но вреда такие изделия приносят немало. Недавно я прочитала интервью ученого химика Валерия Чарушина, и была поражена его данными. К примеру, по статистике, у нас в России сейчас оборот шин составляет почти миллион тонн в год. При их изготовлении для ускорения процесса вулканизации добавляют полимеры и другие химические компоненты. Когда шины износятся и выбывают из эксплуатации, начинается процесс их разложения, который длится почти сто лет, причем в указанное время идет выделение в атмосферу вредных веществ. А моя соседка болеет астмой, и ей не добавляют здоровья лежащие под балконом цветники-покрышки…


По просьбе автора ситуацию комментирует председатель Крымского регионального отделения, член ЦС партии "Зелёные" Татьяна Бобра:

- Тема весьма актуальная. В связи с тем, что за последние 5-6 лет количество автомобилей в Крыму увеличилось более чем в 4,5 раза, намного больше стало и отработанных шин. К сожалению, их в основном увозят на полигоны ТКО и оставляют вместе с другими отходами. Экологические риски при этом достаточно велики, так как на свалках эти покрышки часто становятся источником самовозгораний, выделяя в атмосферный воздух вредные вещества диоксины, углеводороды, соединения тяжелых металлов, угарный газ и пр. В этом плане удивляет стремление некоторых «активистов» использовать шины для «облагораживания» городских общественных пространств, придомовых территорий. Эстетическая ценность при этом весьма сомнительна, зато экологический вред очевиден. Находясь постоянно на открытом воздухе под воздействием прямых солнечных лучей, часто в условиях довольно контрастных смен температур, резина начинает разрушаться механически, расслаиваясь и образуя мелкие частицы. Печально то, что они нередко попадают и накапливаются в песочницах на детских площадках, угрожая здоровью ребят


Председатель Крымского регионального отделения, член ЦС партии "Зелёные" Татьяна Бобра.

Далее Татьяна Валентиновна предлагает: экономически гораздо эффективнее отработанные покрышки использовать для нового производства. Старые шины должны рассматриваться лишь как вторсырье и подвергаться переработке с целью изготовления новых колес. Кроме того, на основе полученного из отработанных покрышек материала можно производить сопутствующие резиновые товары для транспорта, в качестве добавок в автодорожные покрытия.

Возникает вопрос, как оценивают ситуацию российские власти? Согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» и ФККО, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22.05.2017 № 242, автомобильные шины отнесены к отходам III – IV класса опасности, которые повреждают экосистему, и не могут быть размещены на придомовых территориях. При нагревании шин вредные вещества выделяются в воздух и почву, проникают в грунтовые воды, отравляя окружающую среду. Частицы каучука и смолы, которые входят в состав автопокрышки, проникнув в лёгкие человека с вдыхаемым воздухом, могут стать причиной возникновения аллергии, астмы, конъюнктивита и даже онкологических заболеваний. Поэтому для утилизации отработавших свой срок покрышек в регионах должны быть организованы специальные полигоны и заводы, которые их перерабатывают в резиновую крошку, превращая ее во вторичное сырьё.


Несмотря на четко обозначенные российскими законодателями меры, вопросы о ликвидации объектов, сделанных жителями из шин на придомовой территории, до настоящего времени остаются открытыми. Убирать их или нет, управляющие компании чаще всего решают в зависимости от позиции муниципалитета и надзорных органов, а иногда – суда.

Еще один ответ на мой запрос пришел из Министерства экологии и природных ресурсов Крыма. Вот что сообщает Заместитель министра названного ведомства Ю.В. Бобарева:

«В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с дополнениями и изменениями) «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) накоплением отходов является их складирование на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Согласно ст. 13.4. Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в специаотнол отведенных местах (на площадках), соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. По истечении одиннадцати месяцев отходы должны быть переданы согласно договору специализированной организации, имеющей лицензию. Ответственность за сбор, накопление и учет отходов несут хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются данные виды отходов.


Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», эта деятельность осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Согласно пункту 1 Положения о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Южное межрегиональное управление), утвержденного приказом от 27.08.2019 № 476, Южное межрегиональное управление является территориальным органом, осуществляющим отдельные функции по надзору в сфере природопользования на территории Краснодарского края, Республики Адыгея, Республики Крым и города Севастополя.

По имеющейся в Минприроды Крыма информации, прием отработанных шин с целью дальнейшей утилизации осуществляют следующие субъекты хозяйствования: ООО «РабберЭкоСервис» (г. Евпатория, Черноморское шоссе, 24); ООО «Экосервисгрупп» (г. Симферополь, ул. Балаклавская, 68); ООО «Песок» (г. Евпатория, ул. Ленина, 42/19); ООО «Аластар» (Сакский район, с. Червоное, ул. Северная, 1Б); ООО «Фирма Вагант-2» (г. Ялта, ул. Дарсановская промзона, северная сторона); ООО «Агентство «Ртутная безопасность» (г. Симферополь, 9 км Московского шоссе); ООО «Крым-Экогидротех» (г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 159); ООО «Грин-Крым» (г. Симферополь, ул. Севастопольская, 31 А).


Пожалуй, комментарий здесь не нужен. Хочу в заключение порадовать противников размещения резиновых изделий во дворах пгт Приморского: руководители МУП «Приморский» поддержали автора письма в редакцию Е.А. Божко. Жителям, «украсившим» придомовые территории отработанными шинами, сообщена информация о том, что они нарушили законы РФ и должны добровольно убрать вредные изделия. В противном случае к ним будут приняты административные меры воздействия. Последует ли этому примеру администрация Феодосии и остальных регионов Крыма?

Читайте также: