Зачем на машинах делают колеса домиком

Опубликовано: 07.05.2024

Способ установки колес «домиком» означает, что они смонтированы с так называемым отрицательным углом развала. Имеется в виду угол между плоскостью колеса и вертикалью. Соответственно, случай, когда машина — наоборот, словно старается подобрать под себя колеса, называется «положительный угол развала».

Заметим, что в просторечии столь длинны технические термины обычно сокращаются до совершенно безграмотных, но абсолютно понятных каждому автомобилисту из числа «тех, кто в теме». Так, название «колеса с отрицательным углом развала» обычно усыхает до примитивного — «колесо с развалом».

Но зачем он нужен, этот отрицательный развал. Такой технический прием очень часто применяется в автоспорте на машинах, участвующих в кольцевых гонках и дрифт-сериях. Дело в том, что шины, установленные ровно — перпендикулярно к земле (с нулевым развалом) — в по-настоящему резком и быстром повороте или при сносе/заносе норовят подломиться. Что провоцирует срыв машины с траектории поворота. И что бы предотвратить такое подламывание, колеса устанавливают под углом, который его заранее компенсирует и предупреждает.

При этом используется специфического размера резина — с тонким и широким профилем, позволяющим ей без проблем катиться практически на одной боковине.


Со спортсменами все понятно, а зачем это все на обычных легковушках в повседневной езде? С прагматичной точки зрения ответа на такой вопрос не получить.

Машина «с развалом» имеет, как правило, минимальный дорожный просвет и преодоление чуть ли не каждого «лежачего полицейского» сопряжено для нее с риском остаться без выхлопной системы или пластикового обвеса кузова. Такая подвеска должна быть зубодробительно жесткой, чтобы колеса имели минимальные ходы в арках и не цепляли за них при преодолении неровностей. Иначе говоря, комфорта при езде «с развалом» — минимум.

И, наконец, поскольку резина контактирует с дорогой, как уже говорилось выше, фактически одной лишь своей боковиной, изнашивается она крайне неравномерно и с катастрофической скоростью. Для владельцев спортивных команд это не проблема. Для среднестатистического же частника замена всего комплекта шин с той же периодичностью, что и смена масла в моторе, может показаться более чем накладным мероприятием.

Так зачем же тогда морочиться с «колесами домиком»? А для фана. Чтоб все видели, какой крутой гонщик сидит за рулем обычной 10–15–20-летней «помойки», только неимоверными стараниями хозяина все еще не оказавшейся на свалке старых авто…

Пару недель назад я заметил, что у меня в машине появился непонятный шум. Решил на всякий случай заехать к своему знакомому автослесарю в мастерскую, чтобы он помог устранить проблему.

Приехав, увидел, что он занят другим автомобилем. При этом, обратил внимание, что там он занят чем-то необычным. Подойдя ближе, увидел, что знакомый переделывает колеса «домиком», а также выполняет «разварку» дисков. Решил спросить у него, для чего такой необычный тюнинг. В ответ услышал много нового.


Для чего нужны эти доработки

В первую очередь он рассказал мне о том, что все автомобили перед продажей проходят ряд испытаний. По их результатам производится дополнительная регулировка развала-схождения, если некоторые параметры не соответствуют нормативным требованиям.

Так же данные проверки и регулировки рекомендуется периодически проводить и для машин, которые уже эксплуатируются. Так как дороги у нас не везде качественные, а влетев в пару хороших ям, все регулировки могут сбиться. Сделать это возможно в специализированных сервисах,

Так же всё это необходимо обязательно учитывать в том случае, когда планируется проведение каких-то модификаций и тюнингов. К числу которых относятся работы по развалу и схождению, а также изменение размеров колесных дисков.

А что, вообще, такое развал

Данный параметр означает угол колёс относительно дороги. Для каждой отдельной модели автомобилей это может быть определенный показатель. При этом, опытные автослесаря знают основные особенности развала каждого автомобиля.

Есть несколько стандартных значений. Первое из них – нулевой развал. В таком положении колеса расположены чётко перпендикулярно к дорожному полотну. Кроме того, есть положительный и отрицательный угол.

Понять, как их различить, довольно просто. Для этого нужно посмотреть на автомобиль спереди. Если верхние части колес расходятся в стороны, то развал положительный. Отрицательный угол будет, когда верх заходит внутрь крыльев.

Чтобы добиться максимального соприкосновения резины с асфальтом, необходимо вывести колеса в нулевой развал. Это самый лучший вариант для езды по ровным дорогам. И то, только при движении по прямой.

Конечно, обеспечить это условие практически невозможно. Ведь и дороги неровные, и всегда приходится поворачивать или совершать различные маневры.

И когда водитель начинает совершать обгон или поворот, то на колосе начинает воздействовать сила, которая выворачивает колеса, относительно их перпендикулярного положения. В итоге вся нагрузка от автомобиля переходит на внешнюю сторону.


Для чего нужен отрицательный развал

Такой вариант развала необходим для спортивных автомобилей, особенно тех, которые во время гонок выполняют дрифт. Благодаря такому положению колес обеспечивается лучший контакт с дорогой. Это позволяет пилоту максимально чувствовать свое транспортное средство.

Чтобы добиться самого оптимального угла, проводилось множество экспериментов с участием профессиональных гонщиков. В результате получилось определить, что для участия в гонках развал должен быть в пределах 0,5-5,5 градусов.

При этом значения могут отличаться для разных пар колес. Касается это в первую очередь спорткаров. У них отклонение на передней и задней оси различается в несколько градусов. Связано это с неравномерным распределением нагрузки. В итоге, при точном выполнении развала автомобиль во время гонок имеет лучшее сцепление с дорогой.

Но рассказал мне знакомый и об основных недостатков такой модернизации. Наличие отрицательного развала приводит к тому, что резина намного быстрее изнашивается и нуждается в замене. Кроме того, неопытному водителю будет непривычно разгоняться и тормозить. Машина во время этих маневров может уходить в заносы.


Для чего нужна «разварка» колесных дисков

Также, знакомый рассказал мне и о «разварке». По его словам, обычно обе эти работы у него просят выполнить в комплекте. Так некоторые водители пытаются придать своему автомобилю спортивный вид. Однако мне раньше было непонятно, что представляет собой эта модификация, поэтому попросил объяснить подробнее.

Данный вид тюнинга нравится тем, кто хочет, чтобы его автомобиль выглядел необычно. Суть модификации заключается в том, что колесный диск увеличивается в толщине. Делается это несколькими способами.

Можно сварить два одинаковых диска между собой. Но для этого придётся приобретать сразу два комплекта. Есть ещё вариант дешевле. Суть его заключается в том, что диск разрезается пополам, а в середине вставляется полоса металла, необходимой толщины и ширины.

На самом деле достоинств у такого тюнинга немного. Его используют любители уличных гонок и те, кто хочет иметь машину необычного вида. Минусов намного больше.

За разварку можно получить штраф, с ней не получится пройти техосмотр, да и инспекторы ДПС обращают больше внимания на такие ТС. Кроме того, установка широких дисков и камер на них являются не самой простой процедурой.

Разумеется, для спорткаров износ резины и сложность установки не является важным фактором. В Формуле 1 покрышки меняются прямо во время гонки. Однако для обыкновенного автовладельца отрицательный развал и «разварка» дисков считается абсолютно неуместной тратой денег.

Есть, что добавить? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.


Наверняка каждый автомобилист неоднократно встречал на дорогах легковушки, у которых колеса будто разъезжаются в разные стороны, то есть стоят «домиком». И наверняка многим из его соседей по потоку в голову закрадывалась мысль: раз человек установил колеса именно так, значит у него для этого были веские причины. Может быть, в этом есть какой-то серьезный практический смысл?

Способ установки колес «домиком» означает, что они смонтированы с так называемым отрицательным углом развала. Имеется в виду угол между плоскостью колеса и вертикалью. Соответственно, случай, когда машина — наоборот, словно старается подобрать под себя колеса, называется «положительный угол развала».

Заметим, что в просторечии столь длинны технические термины обычно сокращаются до совершенно безграмотных, но абсолютно понятных каждому автомобилисту из числа «тех, кто в теме». Так, название «колеса с отрицательным углом развала» обычно усыхает до примитивного — «колесо с развалом».

Но зачем он нужен, этот отрицательный развал. Такой технический прием очень часто применяется в автоспорте на машинах, участвующих в кольцевых гонках и дрифт-сериях. Дело в том, что шины, установленные ровно — перпендикулярно к земле (с нулевым развалом) — в по-настоящему резком и быстром повороте или при сносе/заносе норовят подломиться. Что провоцирует срыв машины с траектории поворота. И что бы предотвратить такое подламывание, колеса устанавливают под углом, который его заранее компенсирует и предупреждает.

При этом используется специфического размера резина — с тонким и широким профилем, позволяющим ей без проблем катиться практически на одной боковине.


Со спортсменами все понятно, а зачем это все на обычных легковушках в повседневной езде? С прагматичной точки зрения ответа на такой вопрос не получить.

Машина «с развалом» имеет, как правило, минимальный дорожный просвет и преодоление чуть ли не каждого «лежачего полицейского» сопряжено для нее с риском остаться без выхлопной системы или пластикового обвеса кузова. Такая подвеска должна быть зубодробительно жесткой, чтобы колеса имели минимальные ходы в арках и не цепляли за них при преодолении неровностей. Иначе говоря, комфорта при езде «с развалом» — минимум.

И, наконец, поскольку резина контактирует с дорогой, как уже говорилось выше, фактически одной лишь своей боковиной, изнашивается она крайне неравномерно и с катастрофической скоростью. Для владельцев спортивных команд это не проблема. Для среднестатистического же частника замена всего комплекта шин с той же периодичностью, что и смена масла в моторе, может показаться более чем накладным мероприятием.

Так зачем же тогда морочиться с «колесами домиком»? А для фана. Чтоб все видели, какой крутой гонщик сидит за рулем обычной 10–15–20-летней «помойки», только неимоверными стараниями хозяина все еще не оказавшейся на свалке старых авто…

Не так давно я писал пост HellaFlush, в котором я описывал стиль натягивания узкой резины на широкий диск, так, чтобы получилась "резина домиком".

На момент написания поста я был уверен, что это отдельный стиль, который имеет свою аудиторию и историю. Но я глубоко ошибался .

Fitment Honda Civic EK

Оказывается это направление называется Fitment (фитмент) и включает в себя не только резину домиком.

Фитмент (по англ. Fitment) — это целая наука о посадке шины на диске и о положении колеса относительно арки (в частности, кромки крыльев) автомобиля.

Ключевые элементы, формирующие фитмент: wheel offset & width – вынос и ширина колеса, fender gap – расстояние от кромки диска до кромки крыла, tyre stretch & profile – профиль и степень растянутости шины. При этом, сам fitment в сочетании с клиренсом формирует посадку автомобиля, именуемую англоговорящими товарищами stance.

В свою очередь stance — это общая «посадка», «поза» автомобиля, которая складывается из дорожного просвета и положения колес относительно кузова. Варьируются эти параметры благодаря настройке высоты подвески, подбору ширины, диаметра и вылета диска, а также правильному с точки зрения этого направления стайлинга шиномонтажу.

Наверное стоит отметить, что достижение “True Fitment” ни каким образом не преследует цель (хотя этого и не исключает) улучшение управляемости или поворотной способности автомобиля.

Фитмент – это яркая черта внешнего вида машины, не более того.

Fitment Style

Вообще, fitment присущ абсолютно любому автомобилю, не зависимо от его характеристик и доработок, однако стоковый фитмент не стоит того, чтобы употреблять столь специальное слово. Фитментом принято называть конфигурацию авто, когда на широкий диск натянута узкая резина, колёса почти касаются арок, а автомобиль практически лежит на земле благодаря заниженной подвеске .

Плюсы и минусы фитмента:

Данный момент очень спорный и на мой взгляд аналогичен плюсам и минусам тонировке.

Резина домиком делает поведение машины более контролируемым. На определенной скорости реакции и навыка может не хватить, чтобы удержать машину потерявшую сцепление с дорогой, а на резине домиком эта потеря сцепления происходит плавно … Так же плюс в предварительной нагрузке боковины (типа натянута всегда) – что положительно сказываются на ощущениях момента срыва и его контролирования (срыва) .

Предположим, мы имеем диски 18х12 дюймов, и резину сюда требуется натягивать 18х30х315 (допустим), а надевать мы будем 235-ую резину.

    У способа «натянуть домиком» есть 3 весомых плюса:

Вообще то польза от резины домиком сомнительна, да еще и края стираются, у параноиков может возникнуть чувство, что на повороте резина слетит.

А вот отрицательный развал – это уже поинтереснее, т.к. комплекта резины на раз-два. Это жутко экономически не эффективно.

Каждый автомобиль после изготовления проходит тестовые испытания. После тестирования происходит дополнительная регулировка, если он не соответствует нормативам предусмотренных изготовителем.

Этот факт следует учитывать, если вы внесли какое-либо изменение в резьбовые соединения после ремонта или в ходе различных модификаций. Это также имеет непосредственное отношение к действиям, когда требуется произвести работы по развалу/схождению ваших колес.

Что обозначает параметр развал колес?

Параметр развал предусматривает собой угол постановки колеса относительно дорожного покрытия. У каждого автомобиля есть свои особенности, которые опытный автослесарь обязан знать. Рассмотрим стандартные величины.

Нулевое значение развала колес — это перпендикулярное положение колеса относительно дороги. Существуют положительный и отрицательный углы развала. В первом случае, при положительном развале, если смотреть на автомобиль спереди, можно заметить, что верхний край колеса выходит за корпус автомобиля. При отрицательном варианте верхний край находится внутри крыла и его не видно.

Стоит заметить, что максимальное соприкосновение колеса с дорожным покрытием может быть только при нулевом развале. Это идеальный вариант, и действует он только при движении автомобиля по ровной дороге и только в прямом направлении. Каждый водитель понимает, что возможность такой езды просто невозможна.

В любом случае приходиться совершать обгон или осуществлять повороты, чтобы добраться до места назначения. При совершении какого-либо поворота, на автомобильные колеса начинает действовать сила. Она старается вывернуть колесо, не совпадающее с его перпендикулярным положением. Когда крен становится критичным и восстановление перпендикулярного положения невозможно, то вся нагрузка начинает ложиться на внешний край колеса.

Кому необходим отрицательный развал?

На спортивных автомобилях, в большей мере это относится к участвующим в гонках по дрифту, устанавливают отрицательный развал. Это помогает пилоту лучше чувствовать автомобиль, и способствует наиболее полному контакту колеса с дорожным покрытием.

Благодаря различным экспериментам и личному опыту гонщиков, среднее показатели развала для участия в гонках принято считать в пределах от 0,5 до 5,5 градуса.

Для машин, участвующих в кольцевых гонках, отрицательный развал находится в пределах 2–3 градусов для передних колес, и 1,5 градуса для задней пары. Передние колеса принимают на себя большую нагрузку, и поэтому требуют большего значения.

При вхождении автомобиля в поворот корпус немного накреняется и происходит компенсация отрицательного развала. Данное взаимодействие корпуса и развала помогает сохранить колесам максимальное соприкосновение с дорожным полотном.

Отрицательный угол развала положительно сказывается на прохождении различных поворотов. Но отрицательно сказывается во время остального пользования автомобилем. Происходит значительный износ резины. Торможение и разгон, вследствие неполного контакта колеса с дорожным покрытием, могут спровоцировать нестандартные ситуации. Автомобиль может начать «водить» по дороге.

Для гоночных автомобилей фактор износа колес не является главным. Чтобы добиться победы в гонках, возможна частая замена колес. Простому обывателю такая смена колес может обойтись «в копеечку», на что не каждый автовладелец будет согласен. Честно говоря, такой развал и частая смена колес, ничем не оправданы для обычного водителя.

Читайте также: