Зачем на ободе маховика напрессован стальной зубчатый венец

Опубликовано: 13.05.2024


Информация

Типы, конструкция и характеристики венца маховика

Прежде всего следует заметить, что сегодня используются маховики двух типов — со съемным и несъемным венцом. Наибольшее распространение имеют маховики со съемным зубчатым венцом — эти детали более просты и надежны в работе, они обладают высокой ремонтопригодностью и позволяют экономить на производстве и ремонте автомобилей. Маховики с несъемными венцами здесь мы рассматривать не будем.

Конструктивно все венцы очень просты: это стальной обод, на наружной поверхности которого выточены зубцы для зацепления с шестерней стартера. Венец изготавливается из различных сортов стали, он жестко монтируется на маховик и при необходимости может быть заменен.

Венец может монтироваться на маховик двумя способами:

  • Запрессовка без дополнительного крепежа;
  • Болтовое соединение с маховиком.

В первом случае маховик представляет собой обод с гладкой внутренней поверхностью, который напрессовывается маховик, а связь между деталями обеспечивают силы трения. Перед напрессовыванием венец нагревается, а после посадки на маховик охлаждается и сжимается, чем обеспечивается максимально плотная посадка детали.

Обычно такое устройство имеют зубчатые ободья маховиков небольших по объему двигателей (легковых и некоторых грузовых авто), при пуске которых создаются относительно небольшие силы. В таких двигателях зубья венцов подвержены небольшому износу, поэтому данные детали могут нормально работать вплоть до выработки ресурса силового агрегата.

Во втором случае на внутренней поверхности венца предусмотрен фланец с рядом отверстий для болтов, посредством которых деталь монтируется на маховик. Наиболее часто такие венцы используются на мощных двигателях, при запуске которых зубатая передача подвергается значительным нагрузкам. Болтовое соединение позволяет без труда заменить изношенный венец, не прибегая к специальному инструменту или приспособлениям.

Венцы маховика имеют три основные характеристики:

  • Диаметр;
  • Число зубьев Z;
  • Модуль зацепления (модуль зубьев, модуль колеса) m.

Диаметр и количество зубьев венца лежат в очень широких пределах, данные характеристики могут отличаться даже для двигателей одной модели, но с различными типами стартеров. Обычно число зубьев лежит в пределах 113 — 145 штук, а диаметр венцов — от 250 мм на двигателях легковых автомобилей до 500 мм и более на мощных дизелях.

Модуль зацепления — это отношение диаметра делительной окружности к числу зубцов венца. Делительная окружность — условная окружность, которая делит зубцы шестерни на две части (ножку и головку), она пролегает примерно на середине высоты зубьев. Значение модуля зацепления зубчатых венцов маховиков лежит в пределах от 2 до 4,25 с шагом 0,25.

Как правило, основные характеристики венцов (модуль зацепления и количество зубцов) указывается производителем, данные числа могут наноситься непосредственно на венец. Все характеристики необходимо учитывать при выборе венцов.

Вопросы выбора и замены венца маховика

В процессе эксплуатации двигателя зубцы венца подвергаются интенсивному износу, который может усиливаться при некорректной работе стартера (например, если бендикс не сразу отводит шестерню от венца при пуске двигателя или неправильно позиционирует шестерню относительно венца). Поэтому с течением времени зубцы венца стачиваются и выкрашиваются, что приводит к ухудшению запуска двигателя или даже к невозможности выполнить его с помощью стартера. При износе зубцов венец необходимо перевернуть или заменить на новый.

Зубцы венца изнашиваются только с наружного верхнего угла, а обращенная к маховику сторона зубцов остается нетронутой. Поэтому при достижении критического износа венец можно снять, перевернуть, и установить целой стороной зубцов наружу. При замене необходимо соблюдать правильность установки обода, чтобы не сбить балансировку маховика. Сделать это помогает специальная метка на венце и маховике. При повторном износе венец просто меняется на новый.

На замену нужно выбирать зубчатый обод маховика с теми же характеристиками, что имела старая деталь. Особое внимание необходимо уделять модулю зацепления m — эта характеристика должна иметь то же значение, что и у старого венца. Если же вместе с венцом маховика меняется и шестерня стартера, то обе детали должны иметь одинаковый модуль зацепления. То есть, при ремонте вполне допускается использование шестерни и венца с другим количеством зубцов, но при этом их mдолжен иметь одно значение.

Замена венца производится на демонтированном маховике в соответствии с инструкцией по ремонту данного конкретного автомобиля. Как правило, напрессованные венцы можно снимать и устанавливать только после нагрева — деталь при нагреве расширяется и может быть снята или установлена на свое посадочное место.

При правильном выборе и замене зубчатого венца маховика двигатель будет уверенно запускаться, а зубчатая передача будет подвергаться минимальному износу.

Еще в этом разделе

Почему не льют полностью вместе с зубами?

Я тоже задавал себе такой вопрос – ведь кажется легче просто взять и вылить готовый маховик уже в форме шестерни, и не «запариваться» на различные венцы! Просто? А вот нет!

Все дело в весе, прочности и цене – венец, как правило, делают из тяжелых и прочных металлов, это может быть чугун (или его сплавы), некоторые виды стали и т.д. Этот металл не легкий, да еще он должен выдерживать нагрузки. Если сделать всю «болванку» из такого металла, она получится — прочной, но намного тяжелее и дороже!

Еще одна причина – ремонт. Сейчас сточившийся венец, просто снимают и одевают новый, тем самым экономится много сил и денег. А полностью литую деталь уже не отремонтировать (если например, сломало зубы), только переплавка и новая отливка.

Процесс замены, своими руками

Если все же у вас есть большая потребность в замене венца маховика своими руками, возможно, вам поможет моя инструкция.

1) Венец сидит прочно, просто снять его не получится, нужно нагревать и затем сбивать.

2) Новый венец важно посадить ровно — также, как крепился старый. Его также нагреваем, чтобы одеть, но главное не перекалить.

Для начала нам нужно нагреть маховик, и после сбить с него испорченный венец. Конечно, многие не запариваются и просто «бьют на холодную», однако не на всех моделях он может сойти, я имею ввиду что если на ВАЗ сходит, то на иномарке может застопориться. Поэтому самый простой способ, положить маховик в духовку, нагреть его до 200 – 250 градусов. Лежать он там будет примерно 20 — 30 минут.

После этого берем мягкое зубило, желательно из меди или латуни и при помощи молотка удаляем венец, просто сбиваем его вниз (а если честно, то нагретый может сняться от руки). Если говорить про ВАЗ — то у него на одной стороне бортик, нужно бить от него. Если все сделали правильно, то он слетит за несколько ударов молотком.

Тут уже посложнее — новый венец просто забить (на холодную) не получится, вы его расколете или повредите. Нужно в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке нагреть! Главное не перегреть, ведь можно изменить металл если раскалить его до красна, тем самым прочность упадет.

Мой вам совет — опять кладем в духовку и нагреваем (250 градусов), можно положить на одну-две электрические плитки, только вот воздействовать прямым огнем я вам не советую.

Из курса физики мы знаем — если нагреть металл он расширяется, а эта деталь сделана так, что при подогреве она изменит размеры, после просто и легко сядет на свое законное место. Часто даже забивать молотком не нужно. Главное посадить до стопорящего бортика!

После того как металл остынет, он прочно сядет на диск маховика (не стащишь). Вот и вся замена.

Для гашения крутильных колебаний применяют гасители (демпферы), которые устанавливают на переднем конце вала, где амплитуды колебаний максимальны. При наружном расположении гасителей их обычно закрепляют на ступицах шкивов клиноременной передачи. В автомобильных двигателях наибольшее распространение получили гасители внутреннего и жидкостного трения.

Работа гасителей крутильных колебаний с инерционными массами основана поглощении энергии колебаний за счет внутреннего трения в демпфере. Гаситель с демпфирующим резиновым элементом, рис. 17 а, состоит из обода 1 привулканизированного через резиновую прокладку 2 к стальной чашке 3, закрепленной на хвостовике коленчатого вала. Резина выдерживает значительные деформации и вследствие большого внутреннего трения обеспечивает рассеивание значительного количества энергии. К недостаткам конструкции можно отнести нестабильность физико-механических свойств резины, а также зависимость жесткости и способности к поглощению энергии демпфера от амплитуды деформации и температуры. Гаситель «сухого» трения со свободными инерционными массами, рис. 17 б состоит из дисков 4, поджимаемых пружинами 5 к фрикционным кольцам 6. Энергия, поглощаемая гасителем, зависит от момента инерции дисков 6 и момента трения, возникающего при относительном перемещении подвижных деталей. В гасителях жидкостного трения, рис. 17 в, опорная втулка 9 свободной массы 8 установлена с небольшим зазором на выступ герметически закрытого корпуса 10. Пространство между массой 8 и стенками корпуса 10 заполнено силиконовой жидкостью большой вязкости. Энергия колебаний рассеивается за счет жидкостного трения, возникающего при перемещениях свободной массы 8 относительно корпуса. Вязкость жидкости при изменении температуры меняется незначительно.

2.5 Маховик

Маховик уменьшает неравномерность вращения коленчатого вала, накапливает энергию во время рабочего хода, необходимую для вращения вала в течение подготовительных тактов, и выводит детали КШМ из мертвых точек. Энергия, накопленная маховиком, облегчает пуск двигателя и трогание автомобиля с места. В многоцилиндровых двигателях, в которых рабочий ход совершается одновременно в двух цилиндрах (перекрытие рабочих ходов), некоторые функции маховика становятся несущественными. Маховик отливают из чугуна и закрепляют на задних концах коленчатых валов, после чего в сборе с коленчатым валом динамически балансирует. На обод маховика напрессован зубчатый венец, предназначенный для пуска двигателя электрическим стартером.

Устройство маховика ВАЗ 2108, 2109, 21099

Устройство маховика двигателей 2108, 21081, 21083, 21099, 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Разберемся как устроен маховик двигателя (2108, 21081, 21083) автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099.

Устройство маховика двигателей 2108, 21081, 21083, 21099

Отверстия в маховике, вид сзади

Отверстия в маховике, вид сзади
Описание устройства маховика

Маховик двигателей 2108, 21081, 21083 отлит из чугуна. На него напрессован стальной зубчатый обод (венец) для пуска двигателя стартером. Маховик центруется на выступе на фланце коленчатого вала.

Гладкая плоскость, к которой прижимается ведомый диск сцепления, если оно включено.

Фланец с шестью отверстиями под болты крепления маховика к фланцу коленчатого вала. Под болты устанавливается большая шайба с шестью отверстиями.

Стальной зубчатый венец на 128 зубцов насаживается на маховик методом горячей посадки.

Установочная лунка. При установке маховика на коленчатый вал должна находится напротив оси шатунной шейки четвертого цилиндра.

Шесть резьбовых отверстий под болты крепления сцепления. Болт М8 с буртиком.

Стальной штифт в паре с которым работает датчик начала отсчета (датчик НО) микропроцессорной системы зажигания.

Поперечная риска на маховике для установки поршней в верхнюю мертвую точку (ВМТ) и регулировки угла опережения зажигания.

Метка на маховике не видна

Выполнены на маховике для уравновешивания маховика при вращении. Каждый маховик отбалансирован при изготовлении и в процессе эксплуатации или при замене новой балансировки не требует.

Примечания и дополнения

— Маховик – это элемент нескольких систем силового агрегата, поскольку он используется для выполнения разных задач. Что такое маховик и для чего он нужен в автомобиле? Рекомендуем внимательно изучить эту статью.

➲ Маховик двигателя обеспечивает:
— Уменьшение неравномерности вращения коленвала (маховик представляет собой составляющую конструкции кривошипно-шатунного механизма),

— Передачу крутящего момента от стартера на коленвал (в данном случае маховик выступает ведомой шестерней редуктора системы запуска).

— Передачу тяги от силового агрегата к трансмиссии (маховик используется в качестве ведущего диска сцепления).

— Маховик двигателя может накапливать кинетическую энергию и отдавать её, что необходимо для сглаживания перепадов крутящего момента. Запасание энергии происходит во время рабочего хода поршня, а её расход осуществляется при иных тактах мотора, к примеру, в тот момент, когда поршни выводятся из мертвых точек. Длительность рабочего хода поршня напрямую зависит от количества цилиндров в моторе. Поэтому крутящий момент у двигателей с большим числом цилиндров является более равномерным, а вес маховика двигателя можно снизить.

— Маховик установлен на торцевой части коленвала, неподалеку от коренного заднего подшипника. В большинстве случаев данный подшипник является наиболее мощным в моторе, поскольку он способен выдерживать значительные нагрузки, а также вес самого маховика.

— Сегодня используются такие виды маховиков двигателя:

1: Сплошной.

2: Облегченный.

3: Двухмассовый или демпферный.

— Как правило, в машинах устанавливается сплошной маховик. Речь идет о большом чугунном диске, диаметр которого может составлять около 30-40 см. На его наружной поверхности расположен зубчатый венец из стали, который необходим для проворачивания коленвала во время запуска мотора с использованием стартера. На одной стороне маховика двигателя расположена ступица, позволяющая крепить его к фланцу коленвала, а другая часть используется как ведущий диск сцепления.

— Во время работы силового агрегата на разных оборотах происходит закручивание и раскручивание коленвала. В моторе используются специальные системы, которые гасят колебания, возникающие в результате этого. К примеру, для этого может использоваться двухмассовый маховик, который также называют демпферным маховиком двигателя.

➲ Двухмассовый маховик – устройство и особенности.
— В состав демпферного маховика входит два диска, для соединения которых используется демпферно-пружинная система. Она обеспечивает полную изоляцию коробки передач от крутильных колебаний, а также способствует максимально плавной работе её составляющих. Благодаря использованию двухмассового маховика двигателя, производители смогли отказаться от применения в ведомом диске сцепления отдельных демпфирующих элементов.

— К достоинствам двухмассового маховика относят звукоизоляцию, снижение вибраций, плавность переключения скоростей, защиту коробки передач от чрезмерных нагрузок, увеличение эксплуатационного срока синхронизаторов, а также уменьшение расхода топлива. Однако в это же время интенсивное функционирование демпферного маховика становится причиной более серьезного изнашивания пружинно-демпферной системы, что в некоторых случаях приводит к выходу из строя дуговой пружины. Именно по этой причине многие компании-производители не хотят использовать двухмассовый маховик в моторах.

— Облегченный маховик – это деталь, о которой знают многие любители тюнинга. Поскольку в таком элементе вес перераспределяется ближе к краям, его вес сокращается до 1500 г, что снижает инерционный момент. Установка облегченного маховика приводит к тому, что мотор может гораздо быстрее набирать высокие обороты. Это положительно влияет на динамику разгона и приводит к росту мощности примерно на 3-5%.

4) снижения кратковременных перегрузок при трогании автомобиля с места и передачи крутящего момента агрегатам трансмиссии на всех режимах работы двигателя.

Вопрос № 71. Из чего изготавливают маховик?

Ответ: Маховик изготавливают из чугуна.

Вопрос № 72. Из чего состоит маховик?

Ответ: Маховик состоит из диска, зубчатого венца и вставки для датчика «положения коленчатого вала» (шипа для установки угла опережения зажигания».

Вопрос № 73. Как устанавливают маховик на коленвал?

Ответ: Маховик динамически балансируют в сборе с коленчатым валом.

Вопрос № 74.Как маховик балансируют в сборе с коленчатым валом?

Ответ: На фланцемаховик центрируется в строго определенном положении с помощью штифтов или болтов, которыми он крепится к фланцу коленчатого вала.

Вопрос № 75.Как маховик балансируют в сборе с коленчатым валом у дизелей ЯМЗ-236М2 и КамАЗ-740?

Ответ:У дизелей ЯМЗ-236М2 и КамАЗ-740 маховик центрируется с помощью двух штифтов и крепится болтами не к фланцу, а непосредственно к коленчатому валу.

Вопрос № 76.Как приводит маховик во вращение стартер при пуске двигателя?

Ответ: На обод маховика напрессован зубчатый венец, предназначенный для вращения коленчатого вала стартером при пуске двигателя.

Вопрос № 77.Для чего на маховик наносят метки?

Ответ:На торец или обод маховика многих двигателей наносят метки, по которым определяют ВМТ поршня первого цилиндра при установке зажигания (у карбюраторных двигателей) или момента начала подачи топлива (у дизелей).

Вопрос № 78.Что сделано в маховике для определения ВМТ в первом и четвертом цилиндрах?

Ответ: На задней плоскости маховика около зубчатого обода имеется установочная метка в виде конусной лунки, которая служит для определения ВМТ в первом и четвертом цилиндрах.

Вопрос № 79.Что сделано в маховике для установки зажигания?

Ответ:Для создания импульсов напряжения при положении поршня в ВМТ в ободе маховика запрессован стальной штифт, взаимодействующий с датчиком распределителя зажигания.

Вопрос № 80.Что сделано в маховике для регулировки момента зажигания?

Ответ: Для регулировки момента зажигания на наружной поверхности маховика имеется риска, которую ориентируют по шкале, расположенной в смотровом люке картера сцепления.

Вопрос № 81.Что допускается делать с маховиком при его ремонте?

ОтветПри ремонте маховика допускается проточка его рабочей поверхности на глубину не более 1 мм для снятия коробления, мелких трещин и задиров.

Вопрос № 82.Почему маховик нельзя протачивать более сем на 1 мм?

Ответ: Торцовая проточка маховика на большую величину сопряжена с опасностью его разрыва на нагрузочных режимах работы двигателя.

Вопрос № 83. Что входит в состав КШМ?

Ответ: Цилиндры ДВС, блок цилиндров, головка блока цилиндровявляющейся крышкой, закрывающей цилиндр сверху, поршни с кольцами и пальцами, которые соединяют поршень с верхней головкой шатуна, коленвалом и маховиком, поддоном картера.

Вопрос № 84. Что относится к неподвижной части КШМ?

Ответ: К неподвижным деталям относятся блок цилиндров, служащий остовом двигателя, цилиндры, головка блока или головки цилиндров и поддон картера.

Вопрос № 85. Что относится к подвижной части КШМ?

Ответ: Подвижными деталями являются поршни с кольцами и поршневыми пальцами, шатун, коленчатый вал, маховик.

Вопрос № 86. Что называют «блоком цилиндров ДВС»?

Ответ: У V-образных двигателей блок цилиндров представляет собой массивный литой корпус, снаружи и внутри которого монтируются все механизмы и системы.

Вопрос № 87. Что называют «картером блока цилиндров ДВС»?

Ответ: Нижняя часть блока цилиндров является картером, в литых поперечинах которого расположены опорные гнезда для коренных подшипниковколенчатого вала.




Вопрос № 88. Как называют нижнюю часть блока цилиндров?

Ответ: Такую отливку часто называют блок-картером.

Вопрос № 89. Что крепится к нижней части блока цилиндров ДВС?

Ответ: К нижней части блок-картера крепится стальной штампованный поддон.

Вопрос № 90. Назначение поддона картера?

Ответ: Служит резервуаром для масла.

Вопрос № 91. Как масло подается к трущимся деталям двигателя?

Ответ: По каналам в блоке цилиндров масло из поддона подается к трущимся деталям двигателя.

Вопрос № 92. Что находится внутри блока цилиндров?

Ответ: В отливке блока цилиндров имеется рубашка для жидкостного охлаждения двигателя, представляющая собой полость между стенками блока и наружной поверхностью цилиндров вставных гильз.

Вопрос № 93. Что крепится с торцов блока цилиндров?

Ответ: К передней части блока цилиндров крепится крышка распределительных шестерен, а к задней — картер сцепления.

Вопрос № 94. Из чего делают блоки цилиндров?

Ответ: Блоки цилиндров отливаются из серого чугуна (у двигателей автомобилей семейства ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ и ВАЗ) или алюминиевого сплава (у двигателей автомобилей ГАЗ-З307, -3110 «Волга», «Москвич-2141»).

Вопрос № 95. Зачем обрабатывают внутреннюю полость цилиндров?

Ответ: Для плотного прилегания поршня и поршневых колец к цилиндру и уменьшения сил трения между ними внутреннюю полость цилиндров тщательно обрабатывают с высокой степенью точности и чистоты.

Вопрос № 95. Что называется зеркалом цилиндра?

Ответ: Внутренняя полость цилиндров называется зеркалом цилиндра.

Вопрос № 96. Зачем у дизелей КамАЗ на зеркале цилиндров наносят мелкую (ромбовидную) сетку?

Ответ: У дизелей КамАЗ на зеркале цилиндров наносят мелкую (ромбовидную) сетку для лучшего удержания смазочного материала.

Вопрос № 97. Как могут быть сделаны цилиндры ДВС?

Ответ: Цилиндры могут быть отлиты как одно целое со стенками рубашки охлаждения или изготовлены отдельно от блока в виде вставных гильз.

Вопрос № 98. Как делятся вставные гильзы?

Ответ: Вставные гильзы подразделяются на «сухие» гильзы, запрессованные в расточенный блок, и сменные «мокрые» гильзы, омываемые с наружной стороны охлаждающей жидкостью.

Вопрос № 99. Какому воздействию подвергается верхняя часть цилиндров при эксплуатации ДВС?

Ответ: При сгорании рабочей смеси верхняя часть цилиндров сильно нагревается и подвергается окислительному воздействию продуктов сгорания,

Вопрос № 100. Зачем в верхнюю часть блока цилиндров или гильз, как правило, запрессовывают короткие вставки?

Ответ: В верхнюю часть блока цилиндров или гильз, как правило, запрессовывают короткие вставки («сухие» гильзы) длиной 40. 50 мм (у двигателей автомобилей ЗИЛ-431410, ГАЗ-3307 и др.).

Вопрос № 101. На какую высоту выступает «борт» «мокрой» гильза над плоскостью разъема головки блока и блоком цилиндров?

Ответ: При установке «мокрой» гильзы борт гильза выступает над плоскостью разъема на 0,02. 0,15 мм.

Вопрос № 102. Какие функции выполняет цилиндр?

Ответ: Цилиндрвыполняет функцию направляющего элемента для движущегося поршня, он участвует в обеспечении необходимого теплового режима поршневой группы.

Вопрос № 103.Для чего предназначена нижняя часть картера?

Ответ: Нижняя часть картера может служить емкостью для масла и называется масляным поддоном.

Вопрос № 104. Из чего изготавливается поддон картера?

Ответ: Обычно она не является несущей и штампуется из листовой стали толщиной 1. 1,5 мм или отливается из алюминиевого сплава.

Вопрос № 105. Из чего состоит блок цилиндров?

Ответ: Блок цилиндровсостоит из следующих элементов:

1) боковых и торцовых стенок,

2) межцилиндровых перемычек,

3) верхней горизонтальной плиты,

5) корпус блока цилиндров ДВС.

Вопрос № 106. Какие гильзы используют в ДВС?

Ответ: Если в цилиндры, отлитые совместно с водяной рубашкой, устанавливают тонкостенные гильзы, то они называются сухими. Если цилиндры съемные и омываются охлаждающей жидкостью, то их называют мокрыми гильзами.

Вопрос № 107. Какой конструкции изготавливают цилиндры ДВС?

Ответ: Цилиндры двигателямогут быть выполнены совместно с элементами водяной рубашки блока или изготовляться как отдельные детали — гильзы.

Вопрос № 108. Из чего состоит головка блока цилиндров?

Ответ: В головке цилиндров размещены камеры сгорания, в которых установлены клапаны, свечи зажигания или форсунки в дизелях. На головке цилиндров крепятся детали и узлы привода клапанного механизма.

Вопрос № 109. На что оказывает влияние форма камеры сгорания?

Ответ: Значительное влияние на процесс смесеобразования как в карбюраторных двигателях, так и в дизелях имеют формы камер сгорания.

Вопрос № 110. Какие формы камер сгорания применяются в бензиновых ДВС?

Ответ: В карбюраторных двигателях большое распространение получили полусферические, полуклиновые и смешанные камеры сгорания.

Вопрос № 111. Какие гильзы чаще применяют в ДВС?

Ответ: «Мокрые».

Вопрос № 112. Почему в ДВС чаще применяют «мокрые» гильзы?

Ответ: Преимущественное применение в двигателях «мокрых» гильз связано с тем, что они обеспечивают лучший отвод теплоты.

Вопрос № 113. Что сделано для увеличения прочности сухих «гильз»?

Ответ: Для повышения износостойкости сухие гильзы изготовляют из кислотоупорного высоколегированного чугуна аустецитной структуры.

Вопрос № 114. Как влияет эффективность теплообмена гильзы на работу ДВС?

Ответ: Это повышает работоспособность и срок службы деталей цилиндро-поршневой группы, при этом снижаются затраты, связанные с ремонтом двигателей в процессе эксплуатации.

Вопрос № 115. Из каких частей состоит поршень?

Ответ: Поршень состоит из трех основных частей днища, уплотняющей части с проточенными в ней канавками для поршневых колец и юбки, поверхность которой соприкасается с зеркалом цилиндра.

Вопрос № 116. Что образует камеру сгорания?

Ответ: Днище поршня, вместе с внутренней поверхностью головки цилиндра образующее камеру сгорания, непосредственно воспринимает давление газов.

Вопрос № 117. Каким может быть днище поршня?

Ответ: Днище поршня оно может быть плоским (двигатели ЗИЛ-508, ЗМЗ-511), выпуклым (на некоторых двигателях автомобилей «Москвич») и фасонным (дизели ЯМЗ, КамАЗ).

Вопрос № 118. Какое днище поршня получило наибольшее распространение в бензиновых двигателях?

Ответ: Наибольшее распространение в карбюраторных двигателях получили плоские днища, отличающиеся относительной простотой изготовления.

Вопрос № 119. Из чего состоит головка поршня?

Ответ: Днищеи уплотняющая частьсоставляют головку поршня, на которой располагаются компрессионные и маслосъемные поршневые кольца.

Вопрос № 120. От чего зависит количество поршневых колец?

Ответ: Число колец зависит от типа двигателя и частоты вращения коленчатого вала.

Вопрос № 121. Какой зазор должен быть между головкой поршня и стенкой цилиндра?

Ответ: Зазор между головкой поршня и стенкой цилиндра находится в пределах 0,4. 0,6 мм.

Вопрос № 122. Назначение юбки поршня?

Ответ: Юбка поршня, имеющая форму конуса овального сечения, является направляющей при его движении в цилиндре.

Вопрос № 123. Какой зазор должен быть между юбкой и зеркалом цилиндра?

Ответ: Для свободного перемещения поршня необходим зазор между его юбкой и зеркалом цилиндра, который при их нормальном тепловом состоянии (80. 95*С) для различных моделей двигателей равен 0,04. 0,08 мм.

Вопрос № 124. Какая форма юбки у поршня дизеля с непосредственным впрыском?

Ответ: В дизелях с непосредственным впрыском (дизели КамАЗ-740, HM3-236M2, -238М2) в днище поршня располагается камера сгорания, а юбка поршня имеет форму конуса овального сечения, но без прорезей, что придает ей необходимую прочность.

Вопрос № 125. Что делают с поршнем что бы уменьшить силы инерции?

Ответ: Чтобы уменьшить силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс, поршни, как правило, изготавливают из легких кремнистых алюминиевых сплавов для уменьшения их массы. При сборке двигателя подбирают поршни, масса которых не отличается более чем на 3. 7 г.

Вопрос № 126. Как подбирают компрессионные кольца?

Ответ: Компрессионные кольца подбирают с определенным зазором (0,02. 0,07 мм) по высоте к канавке поршня.

Вопрос № 127. Из чего изготавливают компрессионные кольца?

Ответ: Компрессионные кольца изготавливают из легированного чугуна, а для двигателей с большими динамическими нагрузками — из специальной стали.

Вопрос № 128. Что делают для уменьшения потерь на трение и повышения долговечности деталей КШМ?

Ответ: Для уменьшения потерь на трение и повышения долговечности деталей КШМ на боковую поверхность поршня наносят слой антифрикционного материала, содержащего дисульфид молибдена или графит.

Вопрос № 129. Каким может быть днище поршня?

Ответ: Днище поршня может быть плоским, выпуклым, вогнутым, иметь канавки, для того чтобы при полном открытии клапанов они не касались поршня. У дизельного двигателя камера сгорания может быть выполнена в поршне.

Читайте также: