Зачем спускают шины на бездорожье

Опубликовано: 30.04.2024

Не раз от опытных автолюбителей или в средствах массовой информации, наверное, все из нас слышали о том, что нужно сдувать колёса у машины при езде по бездорожью. Но зачем так следует делать?

Зачем травить колёса на бездорожье

На самом деле на сдутых колёсах далеко не уедешь, хоть по бездорожью, хоть по ровной гладкой дороге. Ведь, даже если сдулось одно колесо, управляемость автомобиля заметно падает. А, если сдуты все четыре, ехать на нём будет и вовсе невозможно. Наверное, это легко сможет подтвердить каждый водитель, который сталкивался с проколом шины.

Поэтому, даже на бездорожье, сдувать колёса не следует. Но зато их можно немного приспустить. В шинах станет чуть меньше воздуха, а потому увеличится их площадь соприкосновения с поверхностью. Это поможет уверенно выбраться из грязи. Ведь, как известно, на широких колёсах проходимость заметно увеличивается.

Не зря же бульдозеры и трактора, которые работают в рыхлой и грязной почве, имеют не колёса, а гусеницы. На них передвигаться по такой поверхности очень легко.

Почему необходимо снижать давление в шинах при движении по бездорожью

Кстати, выезжать на чуть приспущенных шинах проще не только из болота или леса, но и по рыхлому снегу. Поэтому, если застряли в снегу, также можно немного выпустить воздух из колёс.

Кроме того, некоторые автомобилисты советуют зимой накачивать шины чуть слабее, чем летом. Есть мнение, что это немного увеличивает их сцепление с дорогой, а, значит, препятствует скольжению.

Но, стоит отметить, что делать так нежелательно. В гололёд ничто не спасает лучше, чем качественная шипованная резина или хорошая «липучка», а также предельная осторожность на дороге.

Важно помнить, что, если пришлось приспустить шины для выезда из рыхлой грязи или снега, при возвращении на нормальную дорогу их необходимо вновь накачать до необходимых пределов. Ездить по асфальту на плохо накачанных шинах нельзя. Это может привести к дорожно-транспортному происшествию.

Мы продолжаем серию заметок о том, как оптимальнее использовать возможности своего автомобиля при поездках по бездорожью, или дорогам без покрытия.

Казалось бы, на тему стравливания давления в колесах написано уже предостаточно. Но на наших выездах мы вновь и вновь сталкиваемся с тем, что владельцы внедорожников часто пренебрегают этим простым и эффективным способом повышения проходимости автомобиля. Причем нежелание стравиться встречается как у новичков, так и у людей, имеющих уже определенный опыт вне дорог.

Давайте еще раз разберем, зачем же нужно снижать давление в шинах? Основные причины, для чего это следует делать следующие:

/>Так выглядит покрышка 235/85 16 при давлении 0,7 атм.

3) Спущенное колесо обладает способностью больше деформироваться. А значит при движении, оно проще выходит из ямок, или колеи. При наезде даже на вертикальную стенку последней, колесо проминается к середине, и та часть, что сверху, начинает ехать уже как бы по горизонтальной ступеньке. На шоссейном же давлении, велик шанс что колесо просто отпружинит от краев ямы или стенки колеи, не позволив автомобилю покинуть ее.

4) В силу, опять таки, большей пластичности подпущенной шины, протектор лучше очищается от грязи. Причем этот эффект заметен даже на шоссейной резине, не говоря уже про АТ или МТ. А раз очищение лучше, то и тяга, развиваемая на грунте автомобилем, выше. То есть автомобилю проще ехать, несмотря на сопротивление почвы.

1) Неуверенность в компрессоре, и отсюда боязнь терять время на стравливание и последующее накачивание шин. Это часто свойственно новичкам, не обзаведшимся пока надежным и мощным другом, качающим даже 4 колеса достаточно быстро. Однако поверьте, гораздо проще и приятнее, подождать подольше пока даже слабенький компрессор накачает шины, чем ковыряться в грязи, выковыривая севший почти на ровном месте джип. И времени на выковыривание может уйти непредсказуемо много.)

2) Многие бояться потери дорожного просвета при стравливании. Но, как мы уже писали выше, на шоссейном давлении гораздо проще закопаться и выбрать любой просвет. Единственное когда вы точно знаете, что предстоит ехать по колее с очень твердым основанием, тогда возможно излишне стравливаться и не стоит, чтобы не цеплять горбы колеи. Хотя опять таки, если на знакомой дороге образовалось промоина, изменить направление движения на сдутых колесах, как и выйти из колеи, гораздо проще.

Каким образом стравливание воздуха из шины влияет на проходимость автомобиля? Спустить колесо мало — для эффективной борьбы с бездорожьем нужно понимать еще и физику процесса. Ведь изменение давления в колесах влияет на ряд параметров, среди которых проходимость и управляемость.

Ни для кого не секрет, что, попадая на мягкий грунт, колесо автомобиля неизбежно проминает его, образовывая тем самым лунку. Ну а дальше все идет по нарастающей: чтобы выбраться из нее, на колесо надо подводить большую силу, величину которой не всегда удается точно рассчитать, шина пробуксовывает, зарываясь еще глубже, и т.д., и т.п. Самое действенное средство — борьба с первопричиной, то есть проваливанием колеса. Чтобы оно не вминалось в грунт или делало это в минимальной степени, необходимо существенно уменьшить давление на поверхность опоры. Из азов физики известно, что давление зависит от частного двух величин: действующей силы (в данном случае силы тяжести, которая, в свою очередь, зависит от массы предмета) и площади, на которую она прилагается. Но если со снижением величины первого параметра бороться не всегда возможно, то увеличение площади опоры, то есть пятна контакта шины с поверхностью земли, вполне достижимо. Для этого необходимо всего лишь стравить воздух из колес.
Помимо увеличения самого пятна контакта так же увеличивается площадь деформации при контакте с поверхностью, что приводит к появлению эффекта гусеницы. За счет чего уменьшается лобовое сопротивление и сопротивление качению

Как правильно это делать

Спускать колеса лучше всего на твердой ровной поверхности — это поможет правильно определить, до какой степени колесо сплющилось. Лучше выпустить воздух заранее «на сухом», нежели бегать вокруг застрявшей в луже машины, когда не только невозможно понять величину деформации колеса, но и не всегда получается добраться до ниппеля.

Если колесо большого размера, то для экономии времени можно вывернуть ниппель и спускать колесо контролируя процесс спускания с помощью манометра, дабы в результате во всех колесах было одинаковое давление и именно то, которое вам требуется. Когда процесс окончен, можно водворить ниппель на место. Обязательно следует проверить давление в колесах с помощью манометра, оно должно быть одинаковым, в противном случае машина будет ехать непредсказуемо. О тактике стравливания и пригодном для этого оборудования подробно написано здесь >>>

Какое давление оптимально?

Здесь все зависит от высоты покрышки, размера колеса, массы автомобиля и несущих грунтов. Низкопрофильные шины стравливать ниже 1,2 атмосферы я бы не рекомендовал. Из-за небольшой толщины шины есть опасность повредить диск. Если вы собираетесь передвигаться по бездорожью, но на вашей машине установлены низкопрофильные колеса. Настоятельно рекомендую заменить их на что-нибудь более соответствующее вашим увлечениям. Подробнее о том как выбрать резину для бездорожья можно почитать здесь >>>

Чем тяжелее машина, тем сильнее деформация покрышки при прочих равных. Например, при давлении 1,0 атмосферы колесо BF Goodrich M/T 33/12.5 R16, установленное на автомобиле UAZ Hunter, деформируется на 15–20%, а та же покрышка под весом внедорожника Toyota Land Cruiser 105 потеряет 30–40% высоты.

Это обязательно надо учитывать, спуская колеса. Важным определяющим фактором является визуальная деформация колеса, а не только количество атмосфер. Так же следует помнить что оптимальное давление для движения по бездорожью начинается от 0,7 атмосферы, а никак не на полутора.

Также необходимо принять во внимание, что на твердом грунте покрышка проминается сильнее, нежели на мягком. Например, колесо стоящей на асфальте машины, потерявшее при стравливании половину высоты шины, вернется практически к своей прежней форме, когда вы съедете в напитанный водой чернозем или на болотный ковер. Отсюда следует, что потеря дорожного просвета будет не так существенна, а для уменьшения давления на очень податливый грунт желательно спускать колеса как можно сильнее.

Зимой еще надо учитывать естественный разогрев шин. Например, вы спускаете колеса стоящего автомобиля при температуре –15°C. Манометр показывает вам 0,7 атмосферы, но, как только вы начнете движение, покрышка от трения и деформации разогреется сама и нагреет воздух внутри. Как следствие, давление в колесе увеличится до 0,9 – 1,0 атмосферы, и требуемые характеристики будут потеряны. Поэтому зимой после того, как вы спустили колеса, а затем некоторое время передвигались, имеет смысл еще раз проверить давление и при необходимости повторить процедуру стравливания.

Езда на спущенных колесах

На твердых грунтах, глине и каменистых участках перебарщивать с высвобождением воздуха не следует, потому как чем сильнее вы спустите колеса, тем больше машина потеряет в клиренсе, что немаловажно особенно при движении по колеям и среди больших камней. Но стравливать колеса все равно надо даже при езде по высоким колеям, так как благодаря дополнительной деформации шин автомобиль будет лучше противостоять боковому смещению, что позволит вам увереннее двигаться вразрез колее. К тому же увеличенное пятно контакта даст лучшее, чем на накачанных колесах, сцепление с дорогой. Это позволит внедорожнику продолжать движение, даже если он скребет мостами по высокой межколейке, когда в тех же условиях машина с дорожным давлением в колесах давно остановилась бы и забуксовала.

При движении по ухабистым дорогам или «грейдерам» можно снижать давление до полутора атмосфер. Это несколько увеличит расход топлива, зато ехать станет гораздо комфортнее.

После того, как вы спустили колеса, поведение машины на дороге изменится. Возрастет нагрузка на гидроусилитель, машина станет более валкой, и реакция на управляющие действия снизится. Поэтому, если между двумя участками бездорожья предстоит ехать по твердому покрытию, лучше не полениться и подкачать колеса.

При движении по бездорожью повышенное внимание следует уделить выбору траектории. Чем меньше давление в колесе, тем мягче становится боковина и тем труднее ей противостоять механическим повреждениям. Особенно это касается внедорожной резины увеличенной размерности. Также опасность для боковины спущенного колеса представляют обломанные сучья, корни деревьев и острые камни. Если что-либо из вышеперечисленного окажется зажатым между покрышкой и колеей, пиши пропало — скорее всего колесо будет порвано. При этом отремонтировать его в половине случаев не удается, а если и получается зашить и проклеить порез, то кроме как на запаску оно не годится.

Чем меньше давление в колесах, тем аккуратнее следует ехать. Старайтесь избегать ударов боковины колеса о колею, поваленные деревья и камни. Жесткий контакт может привести к разбортировке. Также стоит избегать боковых нагрузок на колеса при лебежении. Но опасность разбортирования все равно присутствует. Что же делать, если оно все-таки произошло?

Разборт: страшно или нет?

Подавляющее большинство новичков не любит спускать колеса, мотивируя это тем, что, дескать, можно разбортироваться. Да, можно, но это не так страшно, как «разложить» машину из-за невозможности совершать управляющие действия на накачанных колесах.

Вероятность разбортироваться на камерной резине ниже, чем на бескамерной, но есть риск, убив камеру, не собрать колесо выше.

Если вы разбортировали колесо, а именно покрышка слезла с диска только с одной стороны, следует поддомкратить автомобиль таким образом, чтобы пострадавшее колесо свободно вращалось в воздухе, после чего надлежит по возможности удалить грязь и воду из шины, затем вывернуть ниппель и подключить компрессор. Когда воздух пойдет в скат, нужно прижать покрышку к диску таким образом, чтобы воздух не находил щели. После этого остается только ждать момента, когда давление в колесе повысится настолько, что оно забортируется само собой. Если покрышка слезла с диска полностью, ее следует насадить обратно, после чего сжать колесо по кругу веревкой или реп-лентой таким образом, чтобы посадочные места шины с обеих сторон прижались к диску, а затем приступить к упражнениям с компрессором. Подробно об этом процессе рассказано здесь >>>

О бортировании колеса с помощью паров бензина или эфира я умышленно не рассказываю, так как считаю этот способ вредным для резины, да и просто опасным.

Колесо с камерой может разбортироваться лишь в том случае, если сама камера порвана или провернуло сосок. Лечится такой разборт исключительно заменой камеры на новую.

Чтобы избежать разбортировки, применяют специальные диски с дополнительным ободом bead-lock или дополнительные колесные камеры в специальных корпусах tire-lock. О них уже неоднократно писалось и еще немало будет написано. Скажу лишь, что оба устройства являются специфическим внедорожным оборудованием и в повседневной жизни почти не используются.

Следует помнить, что после разбортирования, а также при длительной езде на стравленном колесе балансировка нарушается, и при первом же удобном случае ее необходимо восстановить. Кстати, если во время бортировки грязь и воду из колеса извлекли неполностью, оно также будет «бить» при движении по шоссе. Но, несмотря на угрозу разбортирования, потерю времени на стравливание и подкачку, настоятельно рекомендую вам снижать давление в колесах, потому что это самый простой и доступный способ в значительной степени увеличить проходимость вашего автомобиля.

В каких случаях стоит ездитьна приспущенных шинах автомобиля

Ответ прост: если приходится проезжать по бездорожью с риском застрять. Ведь не каждый может позволить себе «зубастую» резину, заточенную под грязь. Хотя, даже обладатели мощных колес специально стравливают давление.

Получается, что максимально выгодным решением проблем с преодолением нервностей и грязи, будет приспускать шины. Для чего, в каких случаях, как произвести – будет описано в этой статье.

Основные принципы

Поведение автомобиля по асфальтированной дороге и бездорожью различаются. Так, в первом случае ударение ставится на управляемость автомобиля, скорость, что достигается повышением отталкивания от поверхности, следовательно – высоким давлением в шинах.

В каких случаях стоит ездитьна приспущенных шинах автомобиля

На бездорожье ситуация другая. Для того чтобы преодолевать ухабистость мягче – нужно увеличить площадь сопротивления, «умягчить» резину. Для этого-то и приспускают атмосферы. Вспомним, для того, чтобы мяч хорошо отскакивал от поверхности – накачивался он до упора. Спущенный же мяч моментально терял свою прыть. Так и здесь.

Вывод! Если нужна скорость – давление на максимуме. Если плавность хода – давление приспускается.

Приспущенные шины: преимущества на бездорожье

Что выигрывает автомобиль, если спустить атмосферы:

  1. Плавность хода.
  2. «Обтекаемость» препятствий.
  3. Улучшение сцепления с дорогой.
  4. Уменьшение продавливания колесом грунта.

В каких случаях стоит ездитьна приспущенных шинах автомобиля

Получается, что в условиях бездорожья, благодаря большей амортизации, увеличится комфорт передвижения не только в плане тряски водителя и пассажира, но и преодоления препятствий. Ведь, водители замечали, что съезжая с асфальтированной дороги, протектор шин практически сразу забивается грунтом, песком. Это снижает показатели сцепления с дорогой, превращаясь от каждой пробуксовки в грязевой ком. Приспущенная же покрышка растекается в ширину, немного удлиняется, что увеличивает диапазон контакта с дорогой.

Обратите внимание! На приспущенных шинах автомобиль не только перестанет проваливаться, но будет более устойчив к боковому заносу.

Последствия постоянной езды на приспущенных шинах

Конечно, при езде по щебенке, грязи, ухабам – стравливание атмосфер поможет, но при выезде на «нормальную» дорогу поездка на спущенных шинах может негативно сказаться как на стрелке топливного бака, так и на износе колес. Но это не весь букет, который ожидает встречи с любителями поездить на пониженном давлении.

Рассмотрим, какие последствия могут быть:

В каких случаях стоит ездитьна приспущенных шинах автомобиля

  1. Разбортирование. К сожалению, если перестараться со спуском давления при неудачном повороте возможно соскакивание шины с диска. Но не так страшно разбортироваться, чем рассыпаться на бездорожье.
  2. Механические повреждения. Необходимо проявлять осторожность в выборе траектории, так как снижение давления в покрышке делает ее мягче, соответственно, увеличивает шансы к тому, что при первом неудачном крене или остром предмете в колее она будет разорвана.
  3. Трудность в рулевом управлении. Так как резина становится мягче, ее сопротивляемость поверхности уменьшается, тем самым снижая «послушность» автомобиля.
  4. Уменьшение клиренса. Понижая количество атмосфер, диаметр колеса уменьшается, а соответственно, посадки машины становится ниже.

Важно! Действуйте по обстоятельствам, выбирая меньшее из зол.

Почему необходимо снижать давление в шинах при движении по бездорожью?

Нам постоянно присылают письма, задавая часто один этот же вопрос - "Зачем нужно снижать давление в колесах при передвижении по бездорожью?".

Для того чтобы избежать подобных одинаковых вопросов, мы попросили эксперта по внедорожным соревнованиям разъяснить нашим читателям, необходимо ли снижать давление в шинах при движении на плохой дороге, а также, зачем это нужно.

Недавно мы получили следующий вопрос:

Александр Соколов из Рязани спрашивает:

  • Вопрос: Я начинаю обучаться управлению автомобиля на бездорожье, для того чтобы в будущем участвовать в различных автопробегах и соревнованиях. Мне сказали, что для лучшей тяги, необходимо спустить давление в шинах ниже рекомендованного автопроизводителем при движении по асфальту. Объясните, пожалуйста, пониженное давление в колесах обеспечивает только увеличение тяги или есть еще какие-то плюсы? Также расскажите, до какого уровня я должен снизить давление в покрышках. И на каком этапе я должен снизить давление в колесах?

Отвечает автоэксперт движения по бездорожью Кирилл Осипов из Новосибирска:

Почему необходимо снижать давление в шинах при движении по бездорожью?

Ответ: "Есть три основные причины, почему мы должны при движении по бездорожью обязательно уменьшить давление в шинах" - сказал Кирилл.

"Во-первых, снижение давление в колесах при передвижении по пересеченной местности, улучшит ваш комфорт на бездорожье. Так, колеса с пониженным давлением улучшат работу подвески на различных горных участках и при движении на склонах. В итоге вы и ваши пассажиры получите значительный комфорт при движении по плохой дороге".

"Во-вторых, снижение давление в колесах улучшит тяговые усилия автомобиля, поскольку более низкое давление в шинах увеличит площадь сцепления протектора с дорожной поверхностью. В результате большего контакта резины с дорогой даст машине больше тяги".

Почему необходимо снижать давление в шинах при движении по бездорожью?

"Также колеса с пониженным давлением станут более мягкими и, по сути, превратятся в мини-гусеницы. Помните, что чем меньше давление в колесах, тем меньше оказывается давление на поверхность грунтовой дороги. В итоге машина на бездорожье будет меньше проваливаться в грязи, утопая в грунт".

Теперь, когда мы знаем, зачем спускают шины при управлении машины на бездорожье, пришло время выяснить, когда это необходимо делать и до какого уровня необходимо спустить давление в колесах?

Почему необходимо снижать давление в шинах при движении по бездорожью?

Как разъяснил Кирилл, уровень давления в колесах при езде по бездорожью зависит от рельефа местности, по которому движется внедорожник. Например, если вы максимум выезжаете только на грунтовую дорогу и чаще всего передвигаетесь на большие расстояния, то вы должны уменьшить давление в шинах до 1,72-1,93 бар.

Если же вы планируете выехать на тяжелое бездорожье, где придется ехать на низкой скорости, то вы должны снизить давление в шинах намного больше.

"Например, при движении в грязи или по скалистой местности вы должны спустить давление до 1,38-1,72 бар.

Для движения по песку, чтобы получить больше тяги вам придется снизить давление до 1,03-1,38 бар. Помните что движение по песку очень сложное. Дело в том, что песок может быть и мокрым. В таком случае машине будет очень тяжело двигаться по нему".

Почему необходимо снижать давление в шинах при движении по бездорожью?

"Также стоит отметить, что если снизить давление, то вы вряд ли повредите шины на бездорожье. Главное помните, что закончив движение по бездорожью, вы должны не забыть вернуть колесам прежнее стандартное значение".

"В том числе не забудьте, что, как правило, давление в передних колесах должно на немного быть больше, чем в задних. В зависимости от марки и модели автомобиля эта разница примерно составляет около 0,2-0,3 бар".

Почему необходимо снижать давление в шинах при движении по бездорожью?

"Некоторые покрышки имеют более лучшее оснащение, для того чтобы справится с внедорожной местностью. То есть обратите внимание, что поездки по реальному бездорожью должны осуществляться на специальной резине с большим протектором (маркировка должна означать, что покрышки предназначены для бездорожья, а также соответствовать весу вашего внедорожника).

Благодаря специальной внедорожной резине вы обеспечите автомобилю лучшие условия для наибольшего сцепления, а также получите лучшую тягу на бездорожье".

Почему необходимо снижать давление в шинах при движении по бездорожью?

"Для того чтобы спустить давление в шинах вам понадобится самый дешевый дефлятор, который умеет автоматически спускать воздух из колес.

Почему необходимо снижать давление в шинах при движении по бездорожью?

Дефлятор для спуска колес

Также это вы можете сделать с помощью насоса, не закрутив шланг до конца. Если ваш насос оснащен измерителем давления, то с помощью него вы сможете проконтролировать снижение давление в шинах до необходимых значений для движения по бездорожью".

Почему необходимо снижать давление в шинах при движении по бездорожью?

"Также не забудьте вернуть стандартное давление в колесах, как только собираетесь выезжать обратно на асфальтовую дорогу. Иначе вы рискуете повредить покрышки.

Лучше для этого иметь электрический насос с хорошей мощностью, для того чтобы накачать колеса внедорожника как можно быстрее".

Внимание! Не рекомендуем вам снижать давление в шинах менее чем 0,8-0,9 бар. Также не забывайте о том, что небольшое давление в покрышках может привести к разбортированию колеса (резина может слететь с колесного диска).

Читайте также: