Как поставить заднее колесо ява 638

Опубликовано: 05.05.2024

Мое увлечение мототехникой идёт с самого начала тысячелетия, уже довольно много годков прошло, но интерес не пропал. Были совершенно разные мотоциклы, и до недавних пор, хотелось все современнее, лучше, быстрей, сильнее.
Для меня, лучший был по характеристикам, удобству- honda cb1300. Дойдя до литрофазера, казалось бы, лишённого всех недостатков мотоцикла- хороший запас мощности, экономичный, 6ст КПП, но стал понимать, что для меня он, максимально скучен, но конечно каждому- свое.
Так как, интес к мото возник у меня в период, когда ещё многие ездили на совкоциклах, которые необходимо было совершенствовать, практически все мотоциклы имели доработки интересные для меня.
Нахлынули воспоминания, о мотоцикле, о котором все вспоминают всякие байки, песни и истории из юности. Зачесались руки.

Явы как будто были созданы для того что бы их индивидуализировать, если говорить про 634 и 638 поколения. Редко какая Ява не была "по рокерски" с задранной задницей, расклеянная надписями турбо, спорт, задранными глушителями итд.
На самом деле хотелось купить ИЖ ПС или ЯВА 638, но с "живыми" документами найти очень не просто, а если искать конкретно ПС фактически не возможно- или состояние "в хлам", или цена совсем заоблачна.

И вот одним весенним днём поехал за 250км покупать Яву. Мотоцикл был не без недостатков, хотя и с небольшим пробегом около 12ткм.

Шестьсот тридцать восьмая имела проблемы с кпп- 4 передача вылетала, остальное было в хорошем состоянии. С 1985 до меня она была в двух руках, и от1993 до 2018 не эксплуатировалась, стояла как недвижимость.
Сразу было понятно, что "как все" она не будет, тем более все условия у меня для этого есть.
Был закуплен донор Kawasaki ex500a, с него были сняты передняя вилка (она подходит по диаметру к явавским траверсам, но верхнюю пришлось делать самостоятельно), задний маятник (потребовалась его значительная доработка), колеса, клипоны с домиками, часть электрики.

Докуплены передние тормоза от Suzuki SV650, алюминиевый корпус фары от CZ, микропроцессорное зажигание с опережением от СОВЕК, и много всяких мелочей.

На 638 сложно воткнуть заднее колесо 130/90 r16, необходимо сместить линию цепи, для этой цели пришлось доработать ведущую звезду и ступицу ведомой звёздочки. Приводнцю цепь использовал Х-ринг, от мощных спортов, думаю ее хватит на весь век.

Когда уже рама была почти собрана, занялся двигателем- нужно сказать это то еще удовольствие… Заменил корзину сцепления, шестерни 4 и 3 передачи, вилочки выбора передач взял литые, естественно все сальники итп, все соответственно только оригинал. Не мало крови попили игольчатые подшипники- новодел и Китай брать не хотел, пришлось заказывать из Германии, по старым каталогам, стоили тоже совсем не мало.
ЦПГ менять не стал, пробег не большой, состояние так себе, но ещё походит.
Так же изменениям подверглось и все оперение мотоцикла. Бак приподнял на 4см спереди, боковые крышечки наростил, переднее крыло обрезал.

Покраска, это наверное, самое лёгкое и быстрое из всего. Красил в родной цвет, база естественно с подбором и под лаком.
Глушители хотелось оригинальные резонаторы, нашел эти- довольно симпатичные, звук классный, повесил их на сайленблоках.

Знакомьтесь! Перед вами дорожный мотоцикл Jawa 350-638 , производившийся в Чехословакии с 1985 по 1990 год. Рассматриваемая в публикации Ява 1986 года выпуска.

Jawa 350/638 - двухместный мотоцикл рассчитан под максимальную нагрузку 180 кг. Сухой вес мотоцикла 156 кг.

В конструкции Jawa 350/638 заложена трубчатая, сварная, дуплексная рама, которая позволяет эксплуатировать мотоцикл с боковым прицепом (коляской).

Обратите внимание, расположенные на топливном баке нигрипсы, визуально продолжают линию сдвоенного сидения, по этой причине мотоцикл Jawa 350-638-00 получил прозвище "Пенал", "Скамейка", "Лавка".

Под сидением

Сидушка откидывается вбок, с возможностью её полного снятия. Под сидением расположена аккумуляторная батарея. Ещё должен лежать насос для подкачки колёс, но у рассматриваемого мотоцикла я его не вижу.

Справа в бардачке находится выпрямитель тока и реле-регулятор напряжения, слева ниша бардачка - предназначена для инструмента.

В гонке за удешевлением продукции, после 1986 года от хромированных объемных шильдиков решено было отказаться. Надпись "JAWA", расположенная на топливном баке, выполнена наклеенными необъемными буквами. Емкость бензобака 17 литров.

Топливо перед заправкой в бак разбавляется моторным минеральным маслом, в пропорции 1:25.

Крышка бензобака с фирменным логотипом "JAWA" , являлась ценным трофеем у мелких хулиганов, сливающих бензин.

Панель приборов

Ява в идеальнейшем техническом состоянии, пробег на одометре всего 2121 км.

Панель приборов включает в себя:

  • четыре сигнализирующие лампы: зарядка АКБ, дальний/ближний свет фар указателей поворотов нейтрального положения кпп.
  • спидометр.
  • тахометр.
  • замок зажигания.

Передняя фара с лампой дальнего/ближнего света на 45/40 Вт, обеспечивает симметричное светораспределение, что соответствовало повышенным мерам безопасности по тем временам. Под фарой расположен звуковой сигнал.

Напряжение бортовой электросети -12 Вольт.

Передняя вилка не перевёрнутого типа - телескопическая с гидроамортизацией. Ход вилки 150 мм. Максимальная нагрузка на переднюю ось 106 кг.

Тормоза на передней и задней оси барабанные. С индикаторам износа тормозных колодок.

Привод цепной. Ведомая звезда с задним колесом связана через резиновый демпфер, который в свою очередь обеспечивает мягкий старт мотоцикла с места.

В подвеске сзади установлен маятник, работающий в паре с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами. Ход задней подвески 80 мм. Максимальная нагрузка на заднюю ось - 246 кг.

После 1989 года заднюю подвеску модернизировали путём переноса верхних креплений амортизаторов, после чего амортизаторы стали устанавливаться под наклоном, что положительно повлияло на ходовые качества мотоцикла при проезде неровностей. Подвеска стала мягче!

По отношению к предшественнику: Яве 350/634 , мотоцикл Ява 350-638-00 оборудован новым двигателем, отличительными особенностями которого:

  • Блок цилиндров из алюминиевого сплава с запрессованным чугунным цилиндром.
  • Для более эффективного воздушного охлаждения увеличено оребрение и изменён угол наклона цилиндров.

На Jawa 350-638-00 установлен бензиновый, карбюраторный (2928 ЦЕ), двухцилиндровый, двухтактный двигатель с воздушным охлаждением. Рабочий объем 343,5 куб. см, мощность 26 л.с.

Запуск двигателя осуществляется кик-стартером, который в свою очередь служит педалью переключения передач. Коробка четырёхступенчатая полуавтоматическая: передачи на ходу можно переключать без выжима сцепления. Отмечу, ресурс корзины сцепления ограничен, как правило, 10 000 км.

Подытожу: Полюбившемуся многим в Советском Союзе мотоциклу Jawa 350/638 выпала участь стать последним массовым мотоциклом, импортируемым из Чехословакии в СССР. Годы перестройки поставили точку не только в торговых отношениях, но и поделили время на до и после. В настоящее время мотоциклы Jawa до сих пор выпускаются. Лицензированное производство налажено в Индии и Аргентине. На этом, друзья, у меня всё, пишите комментарии. До новых встреч!

Этот мотоцикл был мечтой каждого мотолюбителя СССР. Надёжность, красота, скорость — ключевые слова этого мотоцикла. Основную популярность он заработал в 80-х — 90-х годах прошлого века.

В 1929 году Франтишек Яничек приобрел оборудование и лицензию на производство мотоциклов у . От сокращенного имени владельца и названия компании появилось наименование новой марки «Ява».

Дизайн

Красная ява 350 638

Ни один байкер, родившийся хотя бы лет 30 назад, не спутает эту модель ни с какой другой. Узнаваемый силуэт с обилием хрома и длинным ровным сиденьем, будто обрубленной задней фарой и матовыми алюминиевыми крышками двигателя многим из нас запал в душу ещё в детстве или юности. От советских байков Ява 350 заметно отличается меньшей тяжеловесностью и большим изяществом.

Технические характеристики

Советские мотоциклисты недаром мечтали об этой модели! У Явы 350 технические характеристики неплохи, особенно для своего времени, хотя сейчас они выглядят безнадёжно отстающими. Но этот мотоцикл был впервые выпущен почти 40 лет назад, и было бы несправедливо требовать от него соответствия современным стандартам.

Двигатель

Двигатель Ява - 350 кубов

Простейший (но для своего времени – очень даже прогрессивный!) 2-тактный 2-цилиндровый двигатель требует заливать в бензобак бензин с добавлением масла, чтобы механизмы могли нормально смазываться. Мощность – 26 л.с., и этот мотор способен разогнать мотоцикл до максимальной скорости в 130 км/ч. Двухтактный силовой агрегат не отличается высоким ресурсом, но всё равно он достаточно живуч.

Трансмиссия

В коробке передач не 5 передач, как привыкли байкеры в наши дни, а всего 4. Но передаточные числа довольно длинные, так что их хватает. А во всём, что касается надёжности, КПП Явы 350 может послужить образцом для подражания многим китайским бракоделам, которые в XXI веке ухитряются клепать мотоциклы с коробками, заедающими при каждом десятом переключении.

Ходовая часть и тормоза

Стальная рама со всей вышеописанной конструкцией покоится на четырёх стандартных амортизаторах – два сзади плюс вилка спереди. Никаких настроек не предусмотрено, что было нормой для 80-х годов прошлого века. Тормоза тоже простенькие, барабанные, причём дискового тормоза нет даже на переднем колесе. Тормозной путь довольно значительный, так как весит байк немало.

Электроника

Приборная панель jawa 350

Для этой модели впервые был применён аккумулятор на 12 вольт вместо 6. Это пошло мотоциклу на пользу – электросхема в нём чрезвычайно проста, пусть и архаична. Зарядка АКБ начинается, когда двигатель набирает обороты от 1000 в минуту и выше, а обеспечивает её генератор, работающий совместно с диодным выпрямителем напряжения. По сравнению с предыдущей моделью чехословацкого завода генератор стал в целых 2,8 раза мощнее.

Вес и габариты

Сухая масса байка достаточно велика, 156 кг без коляски. В ту эпоху никто особенно не задумывался о применении более современных технологий с целью снижения веса и, соответственно, улучшения энерговооруженности. Впрочем, по сравнению со многими советскими мотоциклами детище чехословацких инженеров тяжёлым совсем не кажется.

Управляемость

Вид сзади

В наши дни этот байк наверняка бы назвали «мотоциклом двойного назначения«. Он одинаково хорошо справляется с ездой как по асфальту, так и по грунтовым дорогам, и даже лёгкого бездорожье ему по плечу, особенно если озаботиться покупкой подходящей резины. Если сравнивать его не с современными мотоциклами, а с теми, что выпускались на закате СССР, он будет очень даже хорош.

Расход топлива

Ява 350 способна ездить на любом бензине, какой вам только удастся найти. Не забывайте мешать его с маслом в пропорции 40 к 1! А если вы меняете двигатель или какие-то элементы поршневой группы, то соотношение должно быть 33 к 1, согласно рекомендации завода-производителя. Расход топлива на трассе может достигать 5 литров на 100 км, а в городских условиях вырастать и до 7 литров.










МОЙ МОТОЦИКЛ



Кто не узнает эту красавицу? Да это знаменитая Ява-638.0 — как только на просторах совецкого мотодвижения появился этот новый экземпляр линейки легендарных мотоциклов — о ней стали мечтать все подростки да и не только они. Очень долго она колесила просторы наши дороги, та и в наше время есть целые клубы «явистов» (сосед был — так достал дырчать днями возле окон), которые не изменяют легендарному мотоциклу. Много народу начинали с «Яв». Вот сегодня и поговорим о Яве 638. Также вспомним все качества и недостатки этого мотоцикла.
Для езды по городу и на небольшие расстояния мотоцикл идеален — легок в управлении, не перегревается в пробках и у светофоров, имеет хороший дизайн, а главное — 12-вольтовое электрооборудование. То, о чем так долго мечтали «явисты» (и не только они) — яркий свет — было осуществлено-таки на «восьмере». От аккумулятора потребители работают только тогда, когда мотор молчит. Стоит его завести — все берет на себя мощнейший (210 Вт) генератор. Мотоцикл очень неприхотлив, не требует к себе пристального внимания, техобслуживание выполняется легко и просто. Но вот от воров мотоцикл практически не защищен. Замок руля даже удовлетворительным (не то чтобы хорошим) никогда .не был, а так называемый «замок» зажигания отпирается любым предметом типа гвоздя или веточки подходящего размера. На «Явах» — «старушках» стояли очень хорошие замки под номерной ключ. Жаль, что их не стало. Вот и приходится владельцам «Яв» и «ЧЗ» идти на всякие ухищрения в придумывании всевозможных «секреток» и прочих противоугонных устройств, вплоть до цепей с замками и суперавтосторожей.

Если же захочется попутешествовать на «Яве», то тут уже возникнет проблема. Ну никак она не подходит к серьезным путешествиям, разве что недалеко и по нормальным дорогам:

Широкое седло и посадка водителя с наклоном вперед, так удобные в городе, здесь, на шоссе, сильно утомляют. «Старушки» с их низкими и узкими рулями — и те удобнее были. А у 638-ой высок центр тяжести, из-за чего мотоцикл хуже держит дорогу по грязи, льду и с трудом удерживается после ям и выбоин, которых на наших»почти ровных» дорогах немеряно.

Большой запас инструментов в подседельном ящике — достоинство. Но вот добраться до вожделенных ключей в дальней дороге весьма затруднительно — надо поднять седло, но вы там наложили всякого добра для путешествия — вот и проблемка. Кстати, и удлиненная облицовка седла заставляет очень высоко поднимать верхнюю полку багажника, что отнюдь не в лучшую сторону изменяет устойчивость и управляемость.


Посмотрим теперь узлы и агрегаты. К сожалению, немного добрых слов можно сказать о двигателе, в котором, хотя и собраны удачные конструкторские находки, имеются серьезные недостатки. (о них поговорим дальше в статье, при обзоре болячек мотоцикла). Двигатель относительно простой, традиционный двухцилиндровый двухтактный с петлевой продувкой. Схема проста и несмотря на проблемы пуска в холодную погоду (из-за конденсации смеси) работает нормально. Но вот по части исполнения… Поскольку на двигателе установлен только один карбюратор, то добиться синхронности работы цилиндров можно при помощи подбора угла опережения зажигания отдельно для каждого цилиндра.


Конструкция пускового обогатительного устройства довольно удачная — мотор с ним заводится с пол-оборота. Практически невозможно «залить» двигатель. Единственная неприятность — трудный запуск в холодную погоду. Зря, видимо, из конструкции изъят утолитель поплавка. Еще одно — карбюратор крепится к фланцу через резиновую муфту, что здорово снижает передачу вибраций от двигателя. Трансмиссия. Конструкция сцепления проста, сборку-разборку провести легко. Но иногда оно заедает по неизвестным причинам. О том, как их найти и устранить будет сказано в статье ниже, когда рассмотрим болезни Явы. Что касается задней цепи, то срок службы она проходит небольшой. Почему то при интенсивной езде ее нехватает надолго (о бешенной вообще молчу). Хотя находится в герметичном кожухе. Электрооборудование

Генератор мощный и надежный. Но вот система контроля за его работой явно неудачна — в случае обрыва фазы контрольная лампочка не загорится, а генератор сгорит. Уж лучше бы амперметр в разрыв провода от аккумулятора к замку зажигания ставили на заводе, а не предоставляли эту возможность мотоциклистам. Если электронный регулятор напряжения вдруг вышел из строя, что вполне может быть, то его можно заменить практически любым автомобильным регулятором, а те, кто соображает в радиотехнике, могут и починить их своими силами. В целом электрооборудование справляется с возложенными на него функциями. Неплохо выполнен задний фонарь: «габаритных» лампочек две, так что выход из строя одной не лишает мотоцикл информативности на дороге. К слову, желательно сделать на мотоцикле выключатель «массы» — это полезно для аккумулятора, когда мотоцикл «отдыхает». Рама обладает большей прочностью, жесткостью и массой по сравнению с «ИЖом» или «ЧЗ». Передняя вилка сочетает в себе мягкость работы и надежность демпфирования толчков и ударов. Она обладает также высокой жесткостью на скручивание, хорошо держит дорогу, но когда мотоцикл разгоняется за сотню, ее порывает над дорогой из-за маленького веса и центр тяжести немного перемещен назад. Задние амортизаторы показали себя с лучшей стороны — даже если мотоцикл эксплуатировать тяжелых условиях они довольно хорошо их выдерживают и не сразу протекут (всеравно рано или поздно это случится, но на ранних стадиях эксплуатации довольно хорошо держат). Теперь поговорим о второй стороне медали — небольших болячках этого мотоцикла.

Для того чтобы оценить 638-ю вспомним недостатки предыдущей: слабое шестивольтовое электрооборудование, хронический недозаряд аккумулятора, малоемкие инструментальные ящики и вечнотекущие сальники передней вилки. Все эти «узкие» места успешно «расшиты» в новой модели с индексом «638». Мотоцикл имеет рациональный и законченный внешний вид. Новое седло, которое на 50 мм шире и на 70 мм длиннее, гораздо удобнее прежнего.


Вернемся к силовому агрегату: Вообще много мотоциклистов считали лучшим двигатель ЧЗ-350 модели «472-6», который сочетает в себе надежность «634-й» и 12-вольтовый генератор. «638-й» двигатель хорошо скомпонован. Его легкие алюминиевые цилиндры с развитым оребрением неплохо охлаждаются. Особенно радует новое соединение цилиндра с патрубком глушителя: оно проще и надежнее всех предыдущих. Карбюратор теперь крепится не к картеру, а к цилиндрам через переходник. В инструкции, к сожалению, не описывается последовательность установки этих деталей, и новички совершают ошибки при сборке, затягивая вначале цилиндры, а затем карбюратор с переходником. Следует головки с цилиндрами слегка притянуть гайками, затем установить переходник с карбюратором и затянуть. Последними затягиваются гайки головок цилиндров. Несоблюдение этого порядка приводит к образованию щелей между цилиндрами и переходником карбюратора. Карбюратор немного заморочен и не соответствует относительно простому мотоциклу. Претензий к его работе много. Жиклеры настолько малы, что легко засоряются частицами, которые и рассмотреть-то трудно. Но главный недостаток — пусковые качества. Уже не раз отмечалось, что для пуска двигателя в холодную погоду приходилось заливать бензин через свечные отверстия. Но все чаще двигатели не пускаются и при теплой погоде. Чистки и регулировки не помогают. Совет же во время пуска зажимать вентиляционные отверстия абсолютно бесполезен. И это на новых двигателях! Что же говорить об изношенных, которые при пуске требуют более обогащенной топливной смеси? Есть вариант попробовать установить на «638-й» двигатель карбюратор от «634-го». Для этого переднюю часть карбюратора «Йиков-2926» нужно проточить до цилиндрической конфигурации. Затем изготовьте втулку-переходник с внутренним диаметром по проточенной части и с наружным — по размерам передней части карбюратора «Йиков-2838». Втулку закрепляем от проворачивания винтом МЗ с потайной головкой. Пусковые качества двигателя сразу должны улучшиться. Он легко заводится и при нуле градусов, и при 30-градусной жаре.


Бензобак при том же объеме выглядит крупнее прежних. Его пробка стала одним из достоинств новой модели и по внешнему виду, и по прямому назначению — запиранию горловины. Но завод, наверное, использовал для его изготовления более тонкий металлический лист, потому, что вмятины на нем появляются намного быстрее и легче. Колеса, звездочки и цепь те же, что у «634-й» модели, и так же надежны. Тормоза особо не изменялись, хотя скорость и мощность мотоцикла возросли. Задняя тормозная крышка в паре с реактивным рычагом — одно из слабых мест всех «яв».

Случается, что при резком торможении крышка выворачивает реактивный рычаг. А далее — обрыв тормозного троса, блокировки колеса, юз и часто падение. Такая аварийная ситуация происходит не только по вине мотоциклиста, который не затянул как следует гайку оси заднего колеса. Дело тут и в конструкции. На некоторых осях просто не хватает резьбы. Казалось бы, гайка затянута до отказа, а между тормозной крышкой и реактивным рычагом остается зазор. Советую владельцам быть внимательными при сборке заднего колеса и при обнаружении подобной неисправности установить на ось шайбу толщиной 5 мм, лучше с правой стороны. Замок рулевой колонки по-прежнему ненадежен. Достаточно небольшого рывка рулем влево — и замок сломан, мотоцикл становится легкой добычей угонщика. Сцепление. Это новый узел, и он также вызывает у владельцев немало нареканий. Главный дефект — интенсивный износ зубьев ведущего барабана. Примечательно, что такого не наблюдается на звездочке коленчатого вала, хотя они работают в паре. Вероятно, дело в различной степени закалки металла или в его выборе. Рывки и тряска при трогании с места также встречаются на 638 «явах». Этот дефект оказался особенно коварным, так как внешне все детали сцепления вроде исправны, а регулировка автомата и затяжка крепежа результатов не дают. Тщательный поиск дефекта приведет к крышке корзины сцепления, где нижние отверстия оказались меньшего диаметра, из-за чего сцепление периодически заедает. Если заметили этот дефект — увеличте отверстия до номинального размера, это избавит от неприятной «лихорадки». Так же бывает такая неприятность как разрушение среднего подшипника коленчатого вала. Причина — в картере и его средней перегородке. Трудно сказать, по какой причине, но некоторые сталкивались с тем, что смазочное отверстие в продувочном канале картера не имело выхода в полость средней перегородки коленвала, в результате чего один из средних подшипников оставался без смазки. Тот, кто имел предыдущие модели «яв», привык к четкому ритму работы их цилиндров. Поэтому остро воспринимается отсутствие синхронности звука выхлопа на «638-й» модели. К сожалению, это заложено в конструкции двигателя и карбюратора. Но в еще большей степени это зависит от конструкции правой половины двигателя. При установке нового подшипника 3205 и его сальника ради унификации деталей была снижена надежность герметизации кривошипной камеры. Несовершенство сальников картера на «явах» возможно (это как вариант) и привело к дефициту на правые поршни. Можно предположить, что левый поршень, хоть и незначительно, подсасывает масло из коробки передач и тем самым дополнительно смазывается. Правый же может подсасывать только воздух. Отсюда неодинаковый ресурс поршней, неустойчивая работа на холостом ходу, «размазанный», нечеткий звук выхлопа, особенно на двигателях с большим пробегом. Но опять же это бывает не на всех моделях, кому как повезет. Электрооборудование ЯВЫ работает без замечаний, но не всем нравится электронный реле-регулятор: механический гораздо надежнее и не боится случайного короткого замыкания. Щеточный узел генератора также стал дефицитом. Даже на новых деталях корпус покрыт трещинами, да и сам материал нетеплостойкий. Частое отсутствие зарядки аккумулятора объясняется тем, что угольные щетки сильно нагреваются от коллектора и плавят нижнюю часть щеткодержателя, а это приводит к их заеданию.

На этой ноте можно в принципе закончить рассказ о ЯВе 638 модели. Она имеет много положительных качеств, но есть и недостатки. Хотя они не мешали многим поколениям любить и кататься на этом мотоцикле. Идеального ничего не бывает.



При написании статьи я вот сидел, думал-думал, и так и не пришел к выводу что именно является главным преимуществом БСЗ, для меня все ниже приведенные преимущества являются главными и равноправными между собой.
— Высокая стабильность работы двигателя(синхронная работа цилиндров, четко по очереди)

— Резвый отзыв на ручку «газа»

— Лучшая тяга двигателя (что позволяет с лёгкостью использовать самые большие ведущие звезды без затрудненного разгона!)

— Свечи «живут» раза в четыре дольше, чем на КСЗ (об этом отдельно напишу ниже)

— Меньше всем известных «соплей» из глушителей Ява (так как в разы лучше дожигается топливо с маслом)

— Дольше срок службы всех подшипников кривошипа (так как меньше посторонних детонаций и вибраций)

— Меньше расход топлива (так как оно дожигается лучше, карбюратор надо настроить на меньшую подачу топлива)

Типы БСЗ

Существует два типа БСЗ:

— Одноканальная (один датчик Холла, двухлепестковый модулятор, один коммутатор, одна двухвыводная катушка зажигания, работающая сразу на два цилиндра)

— Двухканальная (два датчика Холла, один, а лучше два, лепесток модулятора, два коммутатора, две катушки зажигания, работающие по одной на каждый цилиндр)

Предпочтительнее ставить именно одноканальную систему, так как она будет стабильнее, ибо тут не придется подгонять каждый цилиндр (что приходится делать на КСЗ), здесь если правильно сделанный модулятор, то настраивается, лишь один цилиндр. Так же в одноканальной меньше проводов используется, меньше занимают место её детали, меньше расход энергии (что очень важно для 6-ти вольтовых генераторов)

Есть много любителей «заморочиться», которые ставят двухканальную, крича при этом, что так можно точнее настроить и т.д. Я уверяю – это лишние заморочки, и никакой точности тут не будет (почему указанно выше)

Свечи зажигания. Выше я говорил, что свечи зажигания «живут» дольше, напрашивается вопрос «Почему?»

На самом деле ответ прост. Если ты решил поставить одноканальную БСЗ (либо двухканальную с двухлепестковым модулятором), то вот что будет происходить:

При зажигании в одном цилиндре, в другом при этом в НМТ так же будет бить искра, так как она бьёт одновременно на обеих свечах, то есть два раза искрить за оборот на каждой свече.

Что это даёт? Это даёт прогрев и прочистку свеч в тот момент поршни находятся в нижней мёртвой точке, получаем меньший перепад температуры электродов свечи (не давая ей остывать) и чистые электроды, готовые к новому воспламенению топливной смеси. Эти факторы, как показала практика, увеличивают срок службы свеч.

Особенности электрооборудования

По многим параметрам узлы и агрегаты чешского мотоцикла были схожи с отечественными изделиями, но при этом отличались:

  1. высоким качеством;
  2. поразительной износостойкостью;
  3. ремонтопригодностью и длительным ресурсом.

Совет: обслуживая мотоцикл своими руками, владельцы нередко сталкиваются с дефицитом оригинальных запчастей. При необходимости использования неоригинальных электроприборов следует тщательно подбирать их технические параметры.

В те годы мотоциклы Ява были в дефиците, поэтому нередко продавались с рук. И при этом, цена оставалась достаточно высокой. Новые владельцы могли тут же садиться за руль и эксплуатировать технику без всяких ограничений, поскольку:

  1. проводка на Яву не требовала ухода;
  2. двигатель имел значительный моторесурс;
  3. амортизаторы и подвеска имели достаточно высокий запас прочности;
  4. расходные материалы требовались не чаще, чем предусмотрено техническим регламентом.

Инструкция по ремонту мотоциклов Ява, официально поставлявшихся в СССР

Однако, производитель постоянно модернизировал свои модели мотоциклов, и каждый раз вносил изменения в узлы и агрегаты. В частности, в разные годы на территорию СССР поставлялись:

  1. модель 559-07 выпускалась с 1969 года под именем «JAWA 250» и представляла собой вариант с 250 кубовым мотором, выдававшим мощность в 12 л.с. с 6В оборудованием;
  2. модель 634 (01-04) выпускалась с 1973 года под именем «JAWA 350» и представляла вариант с увеличенным до 350 куб. см мотором мощностью 16 л.с., рассчитанным на работу с 6В оборудованием;
  3. модель 634 (01-08) выпускалась с 1977 года под именем «JAWA 350», но уже в исполнении с 12-ти вольтовым оборудованием и на 16-ти дюймовых колесах;
  4. модель 638 выпускалась с 1986 года под именем «JAWA 350». Имела лишь визуальные отличия по форме рамы и оснащалась 18-ти дюймовыми колесами (см.схему проводки Ява 638);
  5. модель 640 представляла собой последнюю модификацию, которая официально поставлялась в нашу страну. Также была рассчитана на работу 12-ти вольтового оборудования и имела отличия в дизайне и подвеске.



Оригинальная схема проводки Ява 12 В модели 638

Оборудование 6W

Первые 8 лет поставок из Чехословакии, мотоциклы JAWA укомплектовывались оборудованием, рассчитанным на ток в 6В.



Оригинальная цветная схема электрооборудования Ява модели 634

На представленной выше схеме есть отличия, связанные с модификацией. В частности, у модели JAWA 634.8.00 отсутствуют:

  1. контрольная лампа указателей поворотов;
  2. контрольная лампа нейтрали в коробке передач;
  3. конденсаторы с прерывателями.

На последующих мотоциклах эти электрические детали устанавливались в заводских условиях. А отечественные умельцы самостоятельно доукомплектовывали своих «железных коней», используя новую схему.

Справочно: неоценимую помощь мотоциклистам оказывал журнал «За рулем», публиковавший цветные схемы электрооборудования с учетом вносимых поправок, получаемых официально от чешского производителя.

Различия в вольтаже не являлись препятствием для владельцев, которые нередко самостоятельно переоборудовали электропитание мотоцикла с 6В на 12В. При этом требовалось:

  1. заменить генератор на новый шестиполюсный с системой самовозбуждения электрического тока, позволявшей эксплуатировать мотоцикл с полностью разряженной аккумуляторной батареей;
  2. заменить лампы накаливания на более мощные;
  3. установить бесконтактное электронное зажигание;
  4. заменить высоковольтные провода.

Оборудование 12W

Позже производитель признал перспективность 12-ти вольтового оборудования и стал комплектовать им свои изделия. Благодаря этому:

  1. на мотоциклах появилось электронное зажигание;
  2. изменение схемы генератора позволяло эксплуатировать транспортное средство без аккумуляторной батареи (в дневное время суток);
  3. увеличился световой поток головного освещения и повысилась яркость габаритных огней.


Оригинальное фото электросхемы модели 640 на чешском языке

К особенностям 12 вольтового оборудования можно отнести двухполярное реле поворотов, ранее не встречавшееся на мотоциклах. Схема его работы построена на принципе разности токов потребления контрольной лампы (6Вт) и лампами указателей поворотов (21Вт):

  • при включении правого поворота «+» с генератора или АКБ попадает в правую цепь поворотов, проходя через выводы двухполярного реле;

Справочно: роль проводника в реле играет тонкая нихромовая нить, особенностью которой является способность растягиваться при нагревании и восстанавливаться при охлаждении , что приводит к цикличности процесса прерывания цепи.

  • при этом ток подается на правую переднюю и заднюю правую лампу поворотов;
  • непосредственно контрольная лампа одним контактом подключена к правой цепи поворотов, а другим – к левой цепи поворотов. При включении правого поворота на контрольную лампу подается «+», а в левой цепи контрольной лампы для другого контакта появляется «-», поступающий через нить накаливания левой лампы цепи поворотов (см. также схему электропроводки Ява 350).

Справочно: контрольная лампа загорается одновременно при включении лампы правой или левой цепи, поскольку ток ее включения почти в 10 раз меньше, чем у пары ламп поворотов.

УСТАНОВКА БСЗ

Для этого нужно заранее подготовить следующее:

— инструмент: отвертки, пассатижи, молоток, наковальню, мультиметр(желательно электронный), узкую линейку (до 10мм шириной) или штангенциркуль, напильник и надфили

— детали: коммутатор (ВАЗ-2108), датчик Холла, соединительный жгут проводов к ним(продается готовый), катушку зажигания двухвыводную от Газели либо Оки, модулятор(бабочка изготавливается из магнитного металла толщиной 0.7-1мм по чертежу, приведенному ниже) высоковольтные провода(бронепровода) высокой мощности(желательно силиконовые)

1.Начальная стадия

Для начала делаем модулятор, если вы его еще не сделали. Это сделать проще всего если распечатать чертеж в реальную величину (размеры чертежа соответствуют реальным измерениям) наклеить распечатку на металлическую пластину и по контурам чертежа вырезать модулятор. ВНИМАНИЕ. Тут важна точность до миллиметра! Так что никаких «наглазов» тут допускать нельзя. Края модулятора надо обработать надфилем, чтобы не было зазубрин и заусенцев.

2.Демонтаж

— Отсоедините высоковольтные провода от свеч зажигания.

— Отсоедините провода индуктивности от катушек зажигания

— Демонтируйте катушки зажигания вместе с высоковольтными проводами(это нам больше не понадобится)

— Отсоедините конденсаторы от контактов прерывателей

— Отсоедините провода индуктивности от контактов прерывателей

— Демонтируйте контакты с пластины зажигания

— Выкрутите все винты с пластины зажигания и демонтируйте её с генератора

3.Подготовка

— Поставьте наковальню на ровную поверхность

— Положите пластину зажигания на наковальню и разровняйте все изгибы молотком, а штыри прерывателей удалите пассатижами

— Выкрутите болт ротора генератора

4.Установка

— Подвесьте 2-х выводную катушку зажигания в удобном месте под баком

— Подсоедините к катушке провода 1 и 4 коммутатора как показано на схеме а также высоковольтные провода к свечам зажигания(ВНИМАНИЕ. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ПРОВОДА ОТ ВАШИХ СТАРЫХ КАТУШЕК. ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ НУЖНЫ МОЩНЫЕ ПРОВОДА, ЖЕЛАТЕЛЬНО СИЛИКОНОВЫЕ, ПРОДАЮТСЯ В ЛЮБОМ АВТОМАГАЗИНЕ!)

— Прикрутите модулятор к ротору стандартным болтом якоря

— Закрепите датчик Холла на пластине как показано на фото

— Закрепите коммутатор в удобном для вас месте(рекомендуется установить его на правой крышке воздухоочистителя прямо под облицовочной крышкой)

— Проложите соединительные провода коммутатора и ДХ и подсоедините к коммутатору и ДХ

— Заземлите провод 2 коммутатора на раму мотоцикла(не заземлять на бак!)

5.Регулировка угла опережения зажигания (УОЗ)

5.1. Установить левый поршень в верхнюю мертвую точку, и при помощи линейки(или штангенциркуля) отведите поршень назад на 3мм

5.2. Отпустите болт генератора крепящий модулятор(ВНИМАНИЕ ПРИ ЭТОМ НЕДОПУСКАЙТЕ НИ МАЛЕЙШЕГО ПРОВОРАЧИВАНИЯ КОЛЕНВАЛА. )

5.3. Подключите мультиметр так: красный зажим к зеленому проводу датчика холла(на входе в датчик с зеленого провода надо сдвинуть белую термоусадку и получить доступ к оголенному проводу), а черный зажим мультиметра запитать на массу(например к картеру двигателя)

5.4. Установить на мультиметре режим показания напряжения в диапазоне 0-20 вольт

5.5. Включить зажигание (на мультиметре должно показывать значение либо равное, либо приближенное к нулю)

5.6. ОООЧень медленно проворачивать модулятор так, чтобы его металл вошел в датчик Холла при этом не спускайте глаз с мультиметра!

5.7. Как только на мультиметре появились показания 4-12 вольт, перестаньте вращать модулятор, и еще медленнее проверните его в обратную сторону, чтоб прибор только-только показал снова ноль!

5.8. Затяните болт генератора, НЕ ПРОВОРАЧИВАЯ МОДУЛЯТОР И КОЛЕНВАЛ!

5.9. Снова проверьте положение поршня и перепроверьте в затянутом состоянии положение модулятора и показания при этом положении прибора, если показания отклонились то отрегулируйте ослабив винты крепящие пластину с ДХ и медленно проворачивайте всю пластину пока показания не станут правильными.

5.10. Проверьте показания для правого поршня, только в случае отклонения показаний ничего не сдвигайте с места (ни пластину, ни модулятор) а подточите напильником грань модулятор, которая входит в датчик Холла в этот момент.

6.Запуск

— Если ваш мотоцикл имеет на карбюраторе утопитель поплавка, то нажмите его и удерживайте пока не начнет капать топливо из карбюратора, если же на вашем мото нет утопителя, но есть механизм холодного запуска(например карбюратор Mikuni или Jikov как на Яве 638) то поднимите флажок и прокачайте три-четыре раза кикстартером.

— Вставьте ключ в положение «зажигание» и резко дерните кикстартером

Если у тебя есть интернет с нормальной скоростью, то посмотри три наших видео по БСЗ, чтоб стало наиболее понятно как всё это делается, в том числе и на мотоцикл с 6-ти вольтовым электрооборудованием!

Всем привет. Кто поможет, спасибо заранее! Для начала опишу ситуацию. Ява 350/638 — 12в — контактная(Была) Недавно столкнулся с отсутствием зарядки на моте, перепотрашил всю проводку, заменил все релюшки на вазовские, выпрямитель новый, щетки тоже, вообщем всё сменил. Советами помогали тут же, на драйве, всем спасибо, особое спасибо Roman-36rus и Alexs-32 . Вообщем после всего этого зарядка заработала на ура, с ХХ до высоких оборотов, всё работало. Но очень очень редко загоралась лампочка заряда, делал перегазовку и проблемка пропадала. Это впринципе было всего пару раз за всё время (Неделю езды), после ремонта, и поэтому не напрягало. Но потом подтерлись контакты и я решил сменить их на БСЗ. Выточил из пластины какого то металла (Который хорошо магнитится) толщиной 1мм модулятор в виде бабочки. Чертеж:

Как Выставить Зажигание На Яве 6 Вольт

Тема: Как выставить зажигание! (Прочитано 142158 раз). Автор. Регулировку момента зажигания мотоцикла Ява-350 необходимо произвести в следующем порядке. Регулировка опережения зажигания на двухцилиндровом двигателе сложнее.

Поэтому опишем ее для двигателя мотоцикла ЯВА-350. Начнем с регулировки на правом цилиндре. ЯВА 638 12V Работа зажигания на одном прерывателе. Как правильно выставить зажигание БСЗ Jawa 638 — Duration: 3:03. БСЗ на ЯВА 350, 6 вольт (обмен опытом) — Duration: 10:09.

Регулировка зажигания ЯВА 638 очень важна для правильной работы мотора. Ее можно выполнить самостоятельно в домашних условиях. Это делается перед тем, как настроить зажигание на ЯВЕ 638, для точного измерения расстояний между контактами. 1)выставляешь зазор между кулачками зажигания = 0,4 мм (на обоих кулачках).

6) подключить к кулачку этого цилиндра маленькую лампочку на 6 или 12 вольт ( в зависимости от того какая ЯВА — 6-ти или 12-ти вольтовка). Контактное зажигание рекомендуем поменять на бесконтактное(рис1). Начал сегодня долгожданную переделку Явы 634. Сразу натолкнулся на пару задумок, отсюда и вопросы: от какого мота лучше взять и поставить диодныйВыставление зажигания на яве с бсз.

Как выставить зажигание на мотоцикле Минск. Урал, контактное зажигание 6 вольт. зажигания с минска на яве 634. Настройка зажигания на Jawa350/638 2-мя способами.

Если все пункты будут соблюдены в точности с изложеным, то зажигание будет выставлено супер точно. Привет. У меня ЯВА-350 634 1977 г. 1.

Добрый вечер, коллеги.
Ну вот наконец то и руки дошли до моего четвертого мотоцикла Ява 638.
Как помните в прошлом году посчастливилось мне приобрести сей агрегат вполне комплектном состоянии. Теперь вот хочу его сделать красивым и блестящим . В начале 90-х мечтал о такой, но не было 1000-1200рублей. Теперь могу себе позволить . Вообщем начинаю друзья.
Вот такой она мне досталась:


Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

В планах было восстановить мотоцикл, впоследствии занятся коляской.

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Далее в ход пошли молоток, кувалда и зубило

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Друг Леха помогал мне в разборках

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Проверили КВ ,все подшипники изношены. Придется перепресовывать.
Забрал свои детальки из пескоструя. Повезу в малярку, пора обливать.



Чёрные детали и рама после покраски, красил все акрилом:



Красил не сам. Отдаю такие вещи профессионалам, чтобы потом не переделовать


Приступил к сборке мотора. Коленвал с КПП закинут в картера.


Поршневая расточена и ждёт очереди.


Приступаем к сборке мотоцикла. Пора раму со склада доставать, а то запылилась



До поворотников добрался. Буду делать их красивыми.

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Запчасти , которые Почта России привезла издалека

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Вот и цилиндры накинули

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Электрика стала вырисовываться

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Все мажу морской смазкой для лодочных моторов голубого цвета. Теперь можно на мотике хоть по морю вброд не хрена не будет

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Накинул руль, приборку, фару, рычаги

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Боковинки и задний пластик накинул.




Вот и седло перетянуто.
Вот такая красота получилась, сам не ожидал.



АКБ новый купил, размер один в один с ящиком, плотно вошел. Значит шататься не будет и значит пластины свинцовые не осыпются


Бак накинул с новой пробочкой.
Полюбоваться.


Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Вот и до колесиков руки докатились.
Барабаны отполированы,


Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

а спицы оцинкованы.

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"



Покрышки с камерами откопал

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Еще немного, еще чуть чуть.

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Вообщем господа посмотрите , что у меня получилось. Есть конечно некоторые мелочи, я их попозже исправлю, как денежку накоплю.
Ну а пока перегнал свою ласточку на зимовку в большое светлое помещение и сделал небольшую фотосессию.







Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Ну а все-таки как на ней отрегулировать карбюратор?


Звук не похожий ни на что. Всплакнуть захотелось. где мои 16 лет? У отца Ява 350 была, и тоже красная. Много кататься не давал, тяжеловата для меня в те годы была, боялся убьюсь.

мне не удалось ПСа восстановить,на фото в процессе


мечта молодости . шикарный мотоцикл -девки ссали кипятком ..


Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

А вот у коллеги с которым работал , была Ява-350 такого вида как в фильме "Брилиантовая рука" у Геши , но без коляски.

чекушка её звали.

таха не с люксовой, вот родной люксовый -


Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"


Такая, с хромом, брутальнее.
Понятно что на фотке боевая лошадь, а не из реставрации, но факт .

З.Ы. у меня такая была, только с пластиковым задним крылом, спиздили в 91 году :(


Я чел ленивый и жадный,взял юпитера5 отремонтировал его и коляску от явы присобачил

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Цитата (mouse28 @ 29.10.2015 - 23:53)
" бывалые посоветовали, движок расколоть" не было парня в школе на занятиях, приходим после уроков к нему . а там ..топор между картерами забивается молотком"

Охотно верю, у меня знакомый коробку от движка на гольфе 2 отсоединял, взял и коробку разобрал, в стык отвертку зафигачил,но не в том месте,гемору словил и на бабло попал.

когда совсем "мелкий"был , то помню такой мотик из 60-70х годов -Паннония 250куб- Венгрия..
очень тогда люлька нравилась - что то от самолета виделось в ней )

Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

не фанат мотов, как-то не срослось. был когда-то "Минскач", так и сплыл ((( однако приходилось восстанавливать старые авто. когда что-то реставрируешь, моешь старые детали, даёшь кузову/раме новую жизнь . ну не передать тех ощущений на словах. сначала есть желание. перелопатишь кучу литературы, как было/как должно быть, пойдёшь с людьми поговоришь, глянешь на то что есть. тут главное чтоб руки не опустились. ибо работа в каждом отдельно взятом случае - индивидуальная и конечно же титаническая. также согласен, что узкоспециальные работы должны выполнять профессионалы. те, кто на этом "собаку съел". например, я хорошо варю кузова. но я их не готовлю и не крашу. это было бы пошло ))) могу изготовить лонжерон, опору, буквально по срезанным ржавым остаткам оригинала, в размер 1:1. сейчас задался идеей кресла для компа из автомобильного Recaro ))


Добавлено в 07:15

Вот и я про тоже написал, а мне сразу какой-то нехороши человек шпалину влепил:(


Реставрация мотоцикла Ява 638.103 "Люкс"

Добавлено в 08:05

Читайте также: