Как понять что пора менять резину

Опубликовано: 26.03.2024

Автомобильные шины напрямую влияют на безопасность движения. Также они постоянно находятся под нагрузкой. Естественно изнашиваются довольно быстро. Водителю полезно знать, когда пора менять шины.

Как шины теряют свои эксплуатационные качества?

  • Протектор. Этот элемент первым сталкивается с агрессивной средой и дорожными условиями. В результате протектор стирается.
  • Нарушение связей между элементами резиновой смеси. В результате резина начинает трескаться и крошиться. Возможен взрыв прямо во время движения.
  • Повреждения. Фактор воздействия внешней среды. Даже незначительные повреждения, которые можно довольно легко устранить оказывают влияние на срок эксплуатации шины.

В процессе старения автошина теряет часть своих свойств. Ухудшается сцепление с дорогой, прочность. Возникает риск разрушение покрышки, причем во время движения. Все перечисленное резко отрицательно сказывается на безопасности.

Что влияет на скорость износа шин?

На износ влияет большое количество факторов. Водителю стоит учитывать, все нюансы, тогда шина прослужит дольше.

  • Перепады температуры, особенно при хранении. Этот фактор не самый определяющий, но старение ускоряет.
  • Стиль вождения. При агрессивном управлении, покрышки вынуждены работать на пределе возможностей. Пробуксовки, движение «боком» — все это отрицательно сказывается на сроке эксплуатации автошины.
  • Дорожное покрытие. Часто на дорогах можно встретить выщербленный асфальт, который напоминает довольно острую гребенку. Частые поездки по такому покрытию приводят к образованию микротрещин.
  • Воздействие ультрафиолета. Несмотря на достаточную устойчивость резиновой смеси, она все же постепенно разрушается под воздействием солнечных лучей.
  • Реагенты. Резина может повреждаться химически активными веществами. Именно поэтому, рекомендуют зимой мыть не только автомобиль, но и покрышки.

Когда пора менять шины? Факторы износа

Протектор

Зачастую определяют степень износа по протектору. Соответственно протектор в большей части случаев указывает, когда менять шины. Для оценки надо посмотреть сразу на несколько параметров.

Смотрим глубину протектора. Нужно помнить, что минимальный остаток для летней резины — 1,6 миллиметра, для зимней 4 миллиметра. С учетом этих особенностей и замеряем глубину.

Оптимально использовать для этого глубиномер. Замер производят в нескольких точках. Везде глубина должна превышать минимально допустимую. Многие производители делают на протекторе метки, которые указывают на стирание автошины. В зависимости от изготовителя это могут быть риски, печати на блоках, перегородки в канавках.

Если нет специальных измерительных приборов, возможно обойтись подручными средствами. Замерить можно с помощью монеты 10 копеек.

  • Для летней резины, допускается эксплуатация в случае, когда протектор скрывает растительный орнамент до середины.
  • Для зимней резины глубина канавки должна доходить до слова «копеек».

Допустимый пробег зависит от особенностей резиновой смеси, качества каркаса, а также типоразмера. В зависимости от вышеперечисленных особенностей, покрышка может проходить 40–70 тысяч километров.

Внешние дефекты

В первую очередь оценивают равномерность износа протектора. Для этого прокручивают колесо или внимательно смотрят, есть ли изъяны. Особое внимание уделяют местам с сильным износом, иногда покрышка по ряду причин получает неравномерный износ протектора. Такая шина непригодна к дальнейшему использованию.

Проверяем, отсутствие трещины и других повреждений. Появляются трещины, когда резиновая смесь начинает терять часть своих свойств. Основная опасность такого явления — вероятность разрушения покрышки в движении.

Срок службы

Производители устанавливают срок эксплуатации резины — 5–6 лет. После чего требуется замена. Срок отсчитывается от момента выпуска автошины с конвейера. Фактически можно в магазине купить шину, произведенную три года назад, естественно, срок эксплуатации у нее будет меньше.

Стоит учитывать особенности эксплуатации. Автомобиль ездит далеко не в тепличных условиях. Хранение между сезонами, тоже обеспечить довольно сложно. Все это отрицательно сказывается на сроке эксплуатации авторезины.

Как продлить срок службы

Для продления срока эксплуатации, имеет смысл придерживаться следующих правил.

  • Избегайте агрессивного вождения.
  • Раз в две недели проверяйте давление в покрышках.
  • Хранить шины следует в прохладном помещении. В условиях невысокой влажности, без воздействия ультрафиолета.
  • Периодически стоит менять колеса местами. Делается это по специальной схеме, учитывающей тип резины и особенности транспортного средства.

Для обеспечения безопасности движения, следует знать, как часто менять шины на автомобиле. Также обязательно осматривать покрышки на предмет повреждений и других нюансов, снижающих ресурс мотора.

У шиномонтажников нынче "высокий сезон" – люди активно меняют резину. Вопрос: как определить, что колеса, которые вы любовно сложили в чулан или на балкон перед зимой, уже отслужили свое и требуют замены?

В общем-то, ответ на этот вопрос прост до элементарного. Нужно выполнить всего два простых действия:

— Осмотреть и ощупать шину на предмет механических повреждений: порезов, разрывов, вздутий и т.п.

— Взять обычную линейку и померить остаточную высоту протектора.

И если с осмотром все однозначно (повреждений быть не должно), то с высотой протектора, как говорится, возможны варианты. Для начала обратимся к законодательству, а именно – к главе 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Глава так и называется: "Колеса и шины"

Что говорит Техрегламент
Там написано, что для транспортных средств категорий M1 (легковые автомобили), N1 (грузовики снаряженной массой до 3,5 тонны), O1 и О2 (прицепы массой до 0,75 и до 3,5 тонны соответственно) эта самая остаточная высота протектора должна быть не менее 1,6 миллиметра.

Более строгие требования только для автобусов и троллейбусов, тут ограничение – 2 миллиметра. Для всех остальных лимиты еще более либеральные: 1 миллиметр для грузовиков и грузовых прицепов и 0,8 миллиметра для любых видов мототехники.

Оставляйте запас!
Итак, если у вас легковушка, то линейка должна погружаться в прорезь протектора не менее чем на 1,6 мм. Лучше, если она погружается глубже, причем значительно. Не забывайте: летний сезон длится в среднем с апреля по ноябрь, а это 7-8 месяцев. Никто вам не скажет, как быстро сотрется та или иная шина – все будет зависеть от километража, стиля езды (может, вы "боком валить" будете), массы автомобиля, давления в шинах, а также возраста и марки колес. Более мягкие и более комфортные изнашиваются ожидаемо быстрее.

Если износ шины близок к критическому, то разумно либо сразу купить новую резину, либо поставить пока то, что есть, и заложить в бюджете сумму на покупку свежего комплекта чуть позже. Но кататься на на "полулысых" колесах, которые номинально соответствовали Техрегламенту в самом начале сезона, вплоть до первых морозов – явно плохая идея.

А если еще перестраховаться?
Допустим, что соображения экономии для вас значат меньше, чем личная безопасность. Для большинства россиян это вообще не очень типично, но все-таки существует прослойка ответственных водителей, которые и машину содержат в порядке, и ездят спокойно. Если вы из их числа, то приведем результаты исследования финских ассоциаций "Дорожная безопасность" (Liikenneturva) и "Шинные эксперты" (Autonrengasliitto), которыми со мной поделилась компания Nokia Tyres в ходе недавней поездки на арктический испытательный полигон в Ивало:

— По финской статистике, 14,6% аварий прямо или косвенно вызвано плохим состоянием шин.

— 15,6% исследованных вместе с дорожной полицией автомобилей в Финляндии имели неудовлетворительное состояние шин (высота протектора меньше 2 миллиметра).

И это в благополучной Финляндии, "стране эльфов", где уровень жизни в целом достаточно высокий, равно как и социальная ответственность населения. В России никто подобных исследований не проводил, но наверняка можно обе цифры смело умножать на два, если не на три.

Более того, финны настаивают, что на мокрой дороге остаточная высота протектора должна быть не меньше 4 миллиметров, а не 2 и уж тем более не 1,6. И в качестве иллюстрации для своих рекомендаций приводят вот такую картинку.

Если верить Autonrengasliitto, получается, что на скорости 125 км/ч (нормальная скорость на российских трассах) автомобиль на изношенных шинах постоянно "парит" над дорогой и чрезвычайно склонен к аквапланированию.

В случае неустранимого повреждения одной из шин и относительно большом общем пробеге комплекта стоит также задуматься о его замене. Ну или о покупке хотя бы пары новых шин, которые при любом типе привода следует установить на переднюю ось. Назад ставим две шины — самые приличные из оставшихся.

А если я мало езжу?

Многие автомобилисты проезжают в год всего несколько тысяч километров. Это не значит, что шины прослужат вам несколько десятков лет. Согласно российским требованиям (ГОСТ 4754–97), эксплуатационный срок службы шин легковых автомобилей составляет 5 лет с момента изготовления. А к примеру, компания Continental в рекомендациях указывает, что все шины автомобиля (включая запаску) старше 10-летнего возраста следует заменить новыми. Поэтому при малых пробегах можно на десять лет и ориентироваться. Дата изготовления шины указана на боковине. Обычно это овал с четырьмя цифрами. Первые две — порядковый номер недели в году, две последние указывают на год.

Как продлить срок службы шин?

Можно посоветовать бережно эксплуатировать шины и, главное, правильно хранить в межсезонье. Первым делом, при хранении, важно исключить попадание на шины прямых солнечных лучей, которые сильно старят резину. Следует располагать шины без дисков вертикально, а на дисках складывать стопкой.

А перед тем как в начале сезона установить шины на автомобиль, оцените их состояние. Не должно быть трещин в протекторе и боковинах. Шина не должна быть пересохшей, она должна оставаться резиновой, а не выглядеть спекшейся пластмассой.

А зимние шины столько же служат?

Реальный ресурс зимних шин редко превышает 30 000 км. «Облысевшие» зимние шины без шипов можно докатать летом, но их сцепление с разогретым дорожным покрытием будет очень плохим. Это нужно учитывать, особенно при торможении.

Итак: еще не успевшие износиться по протектору шины (то есть до 1,6 мм глубины протектора для летних шин, 4 мм — для зимних) меняем либо через десять лет после даты выпуска, либо при растрескивании резинового слоя шины, либо при повреждениях.

Износ протектора шин: когда нужно менять резину?

Износ протектора шин когда нужно менять резину

От технического состояния автошин зависит комфорт вождения, управляемость и уровень безопасности. Автомобильная резина обеспечивает сцепление машины с дорогой в различных климатических и дорожных условиях.

Протектор – это наружный слой шины. Он соприкасается с дорогой, создает пятно контакта и обеспечивает тягово-сцепные свойства. Протекторный рисунок отличается объемом, состоит из блоков, канавок, ламелей определенной глубины.

Протектор отвечает за сцепление колес с сухой, мокрой, заснеженной и обледенелой дорогой. Он отводит воду, грязь и снег от пятна контакта. Система блоков и канавок препятствует эффекту аквапланирования, когда между колесом и дорогой во время дождя возникает водяная подушка.

Степень износа протектора шин влияет на управляемость, маневренность, устойчивость автомобиля, на длину тормозного пути. Существуют требования к глубине протекторного рисунка. Если внешний слой покрышки истерт, то ее меняют.

Важно понимать, что изношенные автошины не способны справляться с поставленными задачами:

  • Увеличивается длина тормозного пути как на сухом, так и на мокром асфальте.
  • Если глубина износа протектора ниже нормы, это приводит к появлению аквапланирования. Результат: колеса автомобиля вращаются с разной скоростью. Одно из колес может оказаться над поверхностью дороги.

Износ протектора – основная причина ухудшения качества торможения, плохой управляемости и курсовой устойчивости. При этом изношенная резина показывает одинаково нестабильное поведение на любом типе дорожного покрытия в дождь, снегопад или сухую погоду.

Допустимый износ протектора

Износ протектора шин когда нужно менять резину 1.jpg

Зимние и летние покрышки различаются толщиной, составом резиновой смеси, количеством, формой и размером блоков, канавок. Подбор резины зависит от марки и модели автомобиля, типа кузова и класса, климатических и дорожных условий (город, автомагистраль, проселочные дороги, бездорожья), скоростного режима и стиля вождения.

Зимняя резина

Новые покрышки имеют глубокие канавки и многочисленные ламели, которые обеспечивают превосходные тягово-сцепные свойства. Производители выпускают зимние покрышки с тремя видами протектора:

  • шипованный – наличие стальных элементов сцепления, шипов;
  • фрикционный – нешипованная резина или липучка;
  • скандинавский.

Шиповку используют для езды по нерасчищенным от снега дорогам и льду. Шипы вгрызаются в ледяную корку и раскалывают ее, обеспечивая отличное сцепление с дорогой. Но при движении на сухом асфальте шиповка теряет свои рабочие свойства.

Фрикционные шины-липучки подходят для езды по сухой чистой дороге, талому и неглубокому снегу, грязи. Главное отличие липучки – наличие грунтозацепов, специальных кромок сцепления, которые увеличивают устойчивость колес на мокром дорожном покрытии.

Скандинавские покрышки используют в условиях северных регионов, для которых характерны экстремальные минусовые температуры и снегопады. Главное отличие скандинавского протектора – широкие ламели, массивные многочисленные блоки, прорезанные канавками.

Через сколько менять зимнюю резину:

Износ протектора шин когда нужно менять резину 2.jpg

В современных моделях покрышек высота протектора – 9-12 мм. Допустимый уровень износа здесь составит от 4 до 6 мм. Если ‘порог’ износа пройдет – покрышку меняют вне зависимости от того, сколько она служит.

Важно : Протектор зимней покрышки всегда выше летней модели на 3-4 мм. Глубина рисунка скандинавской покрышки также должна быть достаточной – не менее 8-9 мм.

На необходимость замены также укажут специальные индикаторы, расположенные у основания покрышки.

Летняя резина

Глубина протектора летней авторезины составляет 6-8 мм. Минимальный износ протектора должен быть не меньше 1,6 мм.

Протекторный рисунок должен четко читаться. В ином случае происходит ухудшение тягово-сцепных свойств колес, покрышки не могут эффективно отводить воду и грязь от пятна контакта, возможен эффект аквапланирования.

Для автомобилей класса спорт высота протектора составляет от 12 мм. Для внедорожников показатель высоты увеличивается еще на 5 мм.

Когда по закону нужно менять резину

Износ протектора шин когда нужно менять резину 3.jpg

В соответствии с правилами дорожного движения, максимальный допустимый износ протектора:

  • Для легковых автомобилей с максимальной массой до 3,5 тонн: лето – 1,6 мм; зима – 4 мм.
  • Для грузового автотранспорта и прицепов – 1 мм.
  • Для мотоциклов, мотороллеров, мопедов – 0,8 мм.

Остаточный износ протектора для микроавтобусов и автобусов, рассчитанных на перевозку более 8 пассажиров, составляет 2 мм.

Как определить износ протектора

Износ протектора шин когда нужно менять резину 4.jpg

Чтобы не попасть в аварийную ситуацию на дороге, автовладелец должен периодически проверять износ рисунка протектора. Это можно сделать следующими способами:

  • Штангенциркуль

Возьмите измерительный инструмент с глубиномером – штангенциркуль. Выдвинете глубиномер, упритесь его носиком в основание рисунка. Штангенциркуль при этом должен упираться в верхнюю часть резины.

На механической или электронной шкале вы увидите показания. Если значение для летней резины меньше 1,6 мм, такие покрышки нужно срочно заменить. Для зимы этот показатель будет ниже 4 мм.

Чтобы показание было максимально точным, измерения проводят от основания рисунка. Оно должно быть ровным, без выступов.

  • Монета

Возьмите монетку номиналом два рубля. Поместите ее в канавку. Если ‘измеритель’ углубился до слова ‘рубль’, остаточная глубина 4 мм. Если слово ‘рубль’ исчезло – глубина 6 мм. Но если протектор спрятал только начало ‘венка’, то осталось 2 мм рисунка. В этом случае не рискуйте и замените покрышки.

‘Монетный’ способ неточный и позволяет узнать приблизительную глубину. Используется перед прохождением техосмотра или при покупке резины с пробегом.

Индикатор износа протектора

Износ протектора шин когда нужно менять резину 5.jpg

Производители сегодня предлагают покрышки со специальными индикаторами износа. Это особая часть рисунка: различается по цвету, форме, размерам.

На поверхности авторезины можно встретить следующие индикаторы:

    Износ протектора шин когда нужно менять резину 6.jpg
    Цифровые . На шину наносят цифры разной глубины: 2, 4, 6. Если цифра 2 исчезла – протектор уменьшился на два миллиметра. Цифры исчезают постепенно в процессе эксплуатации. Когда исчезнет самая большая по значению цифра, позаботьтесь о замене резины.

Причины неравномерного износа протектора

Износ протектора шин когда нужно менять резину 9.jpg

Не всегда покрышки изнашиваются равномерно. С такой проблемой автовладельцы сталкиваются часто, и вот ее основные причины:

  • Неправильное давление в шинах

При накачке колес следует учитывать рекомендации производителя. Пренебрежение этим правилом приведет к избыточному давлению в покрышках.

Повышенное давление повышает шум, увеличивает повреждение, снижает управляемость.

Если колеса накачены слабо, происходит прогиб в центральной части. Снижается ускорение, повышается расход топлива, увеличивается радиус поворота.

При нормальном давлении резина изнашивается равномерно.

  • Не отрегулированный развал-схождение

При попадании колеса в яму, выбоину сбивается развал-схождение. Автовладельцы не всегда могут самостоятельно и своевременно определить эту неисправность. Показателем служит – разный износ протектора.

Избыточный угол развала (положительный или отрицательный) приводит к истиранию резины в плечевых зонах. Покрышка получается скошенной. Автомобиль с такими колесами не может двигаться прямолинейно, и водителю приходится постоянно подкручивать рулевую рейку.

Избыточный угол схождения (положительный или отрицательный) приводит к ‘сбитому’ протектору. Рисунок собирается в гармошку, образуя бугристую, реброобразную поверхность.

  • Бракованная резина и колесные диски

Из-за брака в покрышках или колесных дисках невозможно провести правильную балансировку колес. Такая ‘неисправность’ приводит к неравномерному износу, ухудшению управляемости и курсовой устойчивости автомобиля.

Первый признак бракованной резины – появление толчков, биение рулевой колонки.

  • Изношенная или неисправная подвеска

Необходимо ежегодно проверять состояние подвески. Изношенные детали или неисправность этого элемента ходовой части машины также приводят к неравномерному износу шин.

Как часто нужно менять резину

Износ протектора шин когда нужно менять резину 10.jpg

Замене подлежат автопокрышки с остаточным износом протекторного рисунка, резина с трещинами и порезами.

Важно помнить, что автошины подвержены не только абразивному износу, но и теряют свои рабочие характеристики под воздействием климатических условий, воздействия дорожной пыли, реагентов, высоких нагрузок. Результат таких воздействий – задубевшая покрышка, покрытая микротрещинами.

Поэтому менять шины нужно через каждые пять лет. Это срок эксплуатации покрышки, по истечении которого она теряет технические и рабочие характеристики, даже если высота остаточного протектора допускает машину к участию в дорожном движении.


Шины — один из самых важных компонентов автомобиля, обеспечивающих безопасность при его вождении. Правильное использование летней и зимней резины в сезон улучшает управляемость и экономит деньги автовладельца. Но некоторые водители не только откладывают смену шин в зависимости от погоды, но и продолжают эксплуатировать одни и те же покрышки несколько сезонов. При этом износ колеса становится всё больше и больше, а угроза того, что шины не справятся с удержанием автомобиля, возрастает.

За связь автомобиля с дорогой отвечает протектор шины. Это внешний слой резины, в котором заложен определённый рисунок, подходящий для разных условий эксплуатации. Для летних шин актуален вывод воды из пятна контакта, для зимних — улучшенное сцепление на скользких поверхностях, для внедорожных — максимальная проходимость. Вне зависимости от назначения шины, одной из важных характеристик протектора является его высота или глубина. Это расстояние от внешнего края шины до «дна» канавки. У новых современных автомобильных шин высота начинается от 5 мм. У обычных летних легковых шин это значение составляет 6–8 мм, а у зимних — 8–10 мм, у внедорожников — 15–20 мм.

При износе протектора (уменьшении его глубины) в первую очередь страдают выводящие свойства: автомобиль больше склонен к аквапланированию. Зимняя резина теряет часть своих свойств, которые обеспечиваются специальными ламелями и шипами. Важно учесть, что у разных марок и моделей состав резины разный, поэтому какие-то колёса «ходят» дольше. Также на износ влияет манера езды — более агрессивные старты и активные торможения сокращают срок службы шины.

Критичными показателями при износе шин считается высота протектора в 1,6 мм для летней резины и 4 мм для зимней.

Измерить высоту можно с помощью линейки с глубиномером либо штангенциркулем.

Тем, у кого нет таких инструментов, можно воспользоваться обычной 10-копеечной монетой, поставленной в одну из канавок. Если слово «копеек» скрыто — значит, покрышка почти новая и не требует замены. Если протектор закрывает только растительный орнамент на зимней шине, то её скоро нужно будет менять; если на летней — замена подождёт. Если скрывается только обод монеты – нужно срочно ставить новые шины.

Слева изношенная шина, справа покрышка почти новая

Многие современные производители делают на шинах индикатор износа (это выступ, расположенный перпендикулярно оси вращения шины) или закладывают специальный цветной слой, который становится виден при стирании шины. Их проявление служит сигналом для автовладельца сменить резину.


Важно следить не только за глубиной протектора, но и за равномерностью износа. Для уверенности в нормальном состоянии колеса замеры глубины протектора лучше делать в разных местах окружности по всей ширине шины. Если внутренняя или внешняя часть стёрты больше, то износ протектора учитывается по минимальной величине, а владельцу лучше проверить сход/развал автомобиля.

Если автомобилю часто приходилось ездить по разбитым дорогам, залезать на бордюры, или шины эксплуатировались в полуспущенном состоянии, на боковинах могут быть замятые или не до конца прорванные участки, прорезы и трещины. Лучше проверить их состояние на шиномонтаже до того, как колесо окажется спущенным в самый неподходящий момент. Например, оно может не выдержать нагрузок в повороте, лопнуть и спровоцировать аварийную ситуацию. Особенно внимательно нужно относиться к подобным повреждениям на низкопрофильных шинах.

В среднем шины выдерживают около 6 сезонов, по истечении которых их лучше заменить. Неправильное хранение и агрессивная езда могут сократить срок службы. Также нужно обращать внимание на срок годности покрышки и дату её производства при покупке, ведь полимеры, в отличие от металла, со временем могут разрушаться и терять свои свойства.

Если нет возможности обновить все четыре шины, то, в крайнем случае, можно ставить новую резину на ведущие колёса. Но менять нужно именно пару, в противном случае может сильно ухудшиться управляемость автомобиля.

Читайте также: