Как правильно установить литые диски на авто

Опубликовано: 23.04.2024

Езда по российским дорогам часто приводит к неисправности тех или иных деталей. Не являются исключением и автомобильные колеса. Случается, что причиной замены этих комплектующих становится желание владельца придать своему автомобилю уникальности. Тем более, что на сегодняшний день рынок предлагает большой выбор красивых и практичных аналогов, которыми можно заменить стандартные диски. Замена колес своими руками требует особого внимания и осторожности. Если дело касается установки резины на диски, то такую работу лучше доверить профессионалам. Поскольку отсутствие навыков выполнения подобной работы может стать причиной порчи данных деталей. Если вы решили устанавливать колесные диски самостоятельно, то делать это нужно в определенной последовательности.

Схема замены колес следующая:

  • поставить автомобиль на ровную поверхность;
  • поднять его при помощи домкрата так, чтобы колесо оторвалось от земли;
  • подобрать ключ, соответствующий размеру болтов, и с его помощью открутить болты в порядке поочередности;
  • снять колесо со ступицы;
  • осмотреть тормозной диск, ступицу и снятые болты;
  • примерить колесо, надев на ступицу;
  • закрутить и хорошо затянуть болты.

Несколько практических советов по замене дисков

Если проводится замена колес своими руками, то следует воспользоваться советами специалистов. Например, при снятии колеса болты нужно откручивать очень осторожно, поскольку одно неосторожное движение может привести к повреждению резьбы. И тогда придется покупать новые болты. Если в результате осмотра ступицы и тормозных дисков вы выявили повреждения, то данные детали следует заменить новыми. В случае, если новый диск отличается по ширине от стандартного, то для его крепления нужно использовать длинные болты. Надев колесо на ступицу, закручивание болтов начинают сверху. Сначала закручивают верхний болт, потом нижний. Затягивать крепления до конца не стоит до тех пор, пока не будут установлены все болты. Закручивание выполняйте попеременно. Это позволит избежать перекоса диска в отношении ступицы.

Какие диски выбрать

Интернет-магазин Движком предлагает большой ассортимент автомобильных деталей отечественных производителей. У нас можно купить качественные колесные диски из легкосплавных материалов и стали. И те, и другие имеют свои преимущества. Например, легкосплавные диски имеют оригинальный внешний вид, отлично удерживают бескамерную шину, положительно влияют на управляемость и устойчивость автомобиля. Их стоимость вполне оправдывается высоким качеством. Если речь идет о стальных дисках, то в отличие от своих дорогостоящих «конкурентов» - литиевых дисков, они не представляют никакого интереса для жуликов. При сильном повреждении на них можно доехать до самого дома. Кроме того, они легко рихтуются. Их цена в разы меньше, чем литиевых. Требуется замена колеса ВАЗ, ГАЗ или любого другого автомобиля? Магазин Движком к вашим услугам. Посетите наш сайт и сделайте заказ. А мы со своей стороны гарантируем высокое качество запчастей, а также надежное и безопасное сотрудничество.

Вопрос о центровочных кольцах обычно возникает в случаях, когда на автомобиль планируется установка нештатных дисков (т.е. дисков, не предусмотренных прямо автопроизводителем для установки именно на данный автомобиль), некоторые параметры которых (в частности речь идет о центровочном отверстии) не вполне соответствуют параметрам штатных дисков. В Сети ломается множество копий по поводу того, настолько ли критичен этот параметр дисков (DIA), нужны ли вообще центровочные кольца и какие кольца лучше выбрать. Попробуем разобраться во всем этом.

Прежде, чем говорить о том, нужны ли центровочные кольца для дисков, а также о том, как правильно подобрать эти центровочные кольца, важно вспомнить о том, для чего нужно центровочное отверстие на колесном диске. Многие продавцы и даже автомеханики не вполне понимают (или просто умалчивают) важности точного соответствия параметров колесного диска параметрам ступицы — обычно потому, что им просто так выгодно. Тем не менее, вопрос достаточно серьезный и требует однозначного понимания автолюбителем, поскольку непосредственно влияет на безопасность движения.

Для ленивых и занятых — суть этой статьи в том, что центровочное отверстие диска должно точно соответствовать посадочному размеру цилиндра ступицы и никаких допусков и «допустимых отклонений» тут быть не может. Если Вы хотите установить на ступицу диск, центровочное отверстие которого больше диаметра ступичного цилиндра, Вам придется запастись центровочными кольцами, причем с хорошим запасом, поскольку менять их придется, скорее всего, достаточно часто, независимо от того, из чего они сделаны.

Зачем нужно центровочное отверстие на диске?

А действительно — зачем вообще нужно центровочное отверстие? Ведь диск притягивается к ступице болтами (гайками), имеющими, к тому же, специальные центровочные конусы. И на само соединение диск-цилиндр ступицы, казалось бы, нагрузки никакой быть не должно? Так зачем тогда производители автомобилей делают это отверстие, увеличивающее вероятность попадания грязи в ступичный подшипник?

Прежде всего, следует вспомнить, что колесо — одна из немногих запчастей в автомобиле, которую производители вынуждены позволить автолюбителю заменять самостоятельно. Ну а если уж разрешена самостоятельная замена колеса — специальное сложное оборудование для установки колес (даже для шинных центров и авторизованных сервисов) конструировать и выпускать нет никакого смысла.

Тем не менее, точность установки колеса на ступицу имеет исключительное значение для безопасности движения и срока службы ключевых узлов подвески. В статье о важности балансировки колес уже описаны последствия дефектов и плохой балансировки самого колеса. В данном же случае, точно такой же дисбаланс может возникнуть не по причине плохой балансировки или дефекта колеса, а вследствие неправильной «посадки» колеса на ступицу. Говоря простым языком, если ось вращения колеса не совпадает с осью вращения ступицы — колесо будет «бить», создавая огромные нештатные нагрузки на подвеску. Результат понятен — в разы ускоренный износ деталей подвески и риск внезапного их разрушения. К чему приведет внезапная потеря переднего колеса на скорости, скажем, в 100 километров в час — рассказывать, думаю, нет никакого смысла.

И нужно сказать, что требования к точности тут максимальны. Никаких отклонений в 1 и 0,5 мм тут быть не может — ось вращения колеса должна точно совпадать с осью вращения ступицы! Как же обеспечить такую точность, да еще и при самостоятельной установке колеса автолюбителем прямо на дороге?

Автопроизводители решают эту проблему следующим способом: на ступице делается цилиндр, внешний диаметр которого точно соответствует внутреннему диаметру центровочного отверстия диска, что позволяет изначально и достаточно точно «посадить» еще не прикрученное колесо на ступицу.

Таким образом, центровочное отверстие, и именно оно, нужно как раз для правильной установки диска на ступицу, а совсем не конусы на крепежных болтах (гайках), как утверждают некоторые продавцы.

Зачем нужны конусы на крепежных болтах (гайках)?

Распространенный миф от продавцов дисков — центровочное отверстие не играет особенной роли, поскольку центровка колеса на ступице обеспечивается конусными болтами (гайками).

На самом деле, конус, который есть на болтах (гайках), совершенно не предназначен и не может гарантировать точную центровку диска на ступице, как бы точно и качественно он не был сделан! И не слушайте продавцов и автомехаников, говорящих Вам обратное. Дело в том, что абсолютно точное положение конус в посадочном отверстии на диске теоретически мог бы занять только при одновременном соблюдении трех условий:

Поверхности конуса и посадочного места для него идеально гладкие.
Эти же поверхности идеально ровные и выполнены абсолютно точно (притерты) по отношению друг к другу.
Затяжка болтов (гаек) происходит очень медленно и практически одновременно.
Как Вы понимаете, вышенаписанное в обычных условиях практически невозможно, поскольку существует множество разных производителей крепежа и дисков (со своим оборудованием и стандартами точности), никто и никогда не напрягается с очисткой болтов и посадочных мест. Ну а абсолютно (идеально) правильная затяжка возможна только на станке, где болты (гайки) будут затягиваться одновременно и с одинаковой скоростью.

Таким образом, конусы на болтах (гайках) в любом случае имеют какие-то допуски по точности установки колеса на ступицу. Сколько это, сотые, десятые доли мм или даже миллиметры — зависит от степени изношенности и загрязненности дисков и крепежа, а также от качества и точности затяжки при установке, главное — что эти допуски существуют и они не стабильны в обычных условиях эксплуатации автомобиля. В комплексе же с «жесткой» посадкой колеса на центровочный цилиндр ступицы, риск отклонения оси вращения диска от оси вращения ступицы при установке колеса и его эксплуатации не просто значительно снижается — он практически отсутствует.

Зачем тогда нужны эти конусы, спросите Вы? Очень просто — конусы нужны не для центровки колеса на ступице, а для его надежного крепления в этом положении! Именно конусы принимают на себя всю нагрузку, возникающую под весом автомобиля в вертикальной плоскости, благодаря чему цилиндр ступицы и центровочное отверстие на диске не изнашиваются, служа исключительно для правильной установки колеса на диск.

Таким образом, точное соответствие диаметра центровочного отверстия диска внешнему диаметру ступичного цилиндра имеет исключительную важность для правильной «посадки» колеса на ступицу, а наличие и качество конусов на крепежных болтах (гайках) — важно для сохранения правильного положения колеса в процессе эксплуатации.

Как подобрать центровочные кольца?

Итак, если центровочное отверстие диска не соответствует размеру посадочного цилиндра ступицы, проблему можно решить путем установки специальных центровочных колец, которые продаются в шинных центрах. Остается только вопрос — как выбирать центровочные кольца и какие кольца лучше?

Прежде всего, диск с несоответствующим штатному диаметром центровочного отверстия можно установить на автомобиль только в случае, если это центровочное отверстие больше штатного. Если оно меньше — от такого диска придется отказаться — никакая расточка в данном случае неприемлема, поскольку при этой расточке неизбежен перегрев диска, что приведет к изменению физических характеристик материала, из которого он сделан (подробнее о том, как нельзя ремонтировать диски).

Для правильного выбора центровочных колец Вам понадобится всего два размера — диаметр центровочного отверстия желаемого к установке диска (DIA), а также диаметр посадочного отверстия штатного диска. Первый параметр указан на самом диске (подробнее о маркировке колесных дисков), второй же Вы можете либо также посмотреть на штатном (родном) диске от Вашего автомобиля (например, если у Вас сохранилась «родное» запасное колесо), либо же посмотреть в документации на автомобиль. При этом, первый диаметр будет соответствовать внешнему (посадочному) диаметру центровочного кольца, второй — внутреннему.

Следует заметить — никаких отклонений в данном случае быть не может — нужно абсолютно точное соответствие, иначе смысл установки центровочного кольца полностью теряется.

Пластик или алюминий?

Если вспомнить о том, что главным и единственным предназначением центровочного кольца является обеспечение точности посадки колеса на ступицу, и при этом в процессе эксплуатации автомобиля нагрузка на центровочное кольцо отсутствует (благодаря все тем же конусам на крепежных болтах (гайках)) — материал, из которого сделаны центровочные кольца, при первой установке колеса на ступицу, особенной роли не играет. Важно понимать, что несколькократное снятие и установка колеса сами по себе создают некоторую нагрузку на кольцо, а потому в случае, если оно сделано из пластика — существует достаточно высокий риск деформации и, как следствие, потери основной его эксплуатационной характеристики — точности размеров.

При этом, пластиковые центровочные кольца, предлагаемые в продаже в шинных центрах, во-первых, отличаются достаточно низкой стоимостью (в сравнении с алюминиевыми), а также обычно выполнены из достаточно твердого пластика. Поэтому, на несколько снятий-установок этих колец должно хватить, кроме того, их низкая цена позволяет купить и возить в багажнике несколько штук «про запас». Таким образом, если для Ваших условий (штатный и фактический диаметры цетровочного отверстия) существуют и продаются пластиковые кольца, сделанные в заводских условиях проверенным производителем — для Вас нет никакого смысла искать и переплачивать за кольца из какого-либо другого материала.

Значительно сложнее случаи, когда точно подходящих по размерам колец нет в продаже (бывает достаточно часто). В этом случае Вам придется заказывать кольца нужных размеров — для этого нужно просто найти хороший и исправный токарный станок, имеющий небольшие допуски точности. Материал, из которого будут изготовлены кольца не так критичен — это может быть и алюминий и любой другой сплав. Важно, чтобы материал этот был мягче тех, из которых сделаны диск и ступица — в этом случае, при неправильной установке колеса на диск (например, если болты затягиваются пневмогайковертом), пострадает кольцо, а не диск и не ступица. Важно также понимать, что металлические кольца, несмотря на то, что значительно крепче пластиковых, не могут считаться вечными. А поэтому, Вам придется все-таки иметь в багажнике несколько запасных центровочных колец, и каждый раз, при установке колеса на автомобиль, нужно проверять посадку колеса на ступице — люфта в вертикальной плоскости никакого быть не должно.

Установка литых дисков

1. Следует убедиться, что количество крепежных отверстий (LZ) и диаметр окружности их расположения (PCD) соответствуют установочным размерам на ступице автомобиля. Крепежные отверстия всегда делают большего диаметра, чем болт или шпилька и можно ошибиться в выборе колеса, если PCD отличается от штатного на пару миллиметров, например 4х98 и 4х100, 5х112 и 5х114,3. Недопустимо на ступицу с креплением LZxPCD 5х112 устанавливать колесо с креплением 5х114,3. В этом случае из всех гаек (болтов) затянута полностью будет только одна, а остальные "уведет" и крепеж окажется недотянутым или затянут с перекосом, и, как следствие, посадка колеса ступицу будет не полной. На ходу такое колесо будет "бить", а не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой и автомобиль на ходу может вовсе "потерять" колесо.

2. Шиномонтаж должен выполняться на хорошем оборудовании, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие колеса.

3. При балансировке шины на колесе с использованием грузиков на "липучке" должен выбираться соответствующий режим балансировочного станка.

4. Производители транспортных средств постоянно совершенствуют свои автомобили и расширяют их комплектацию, поэтому при установке колеса на автомобиль следует убедиться, что ничто не мешает плотному смыканию привалочных плоскостей ступицы и колеса, а также нет ли контакта между обратной стороной колеса и деталями тормозов, подвески, рулевого привода автомобиля. Плотному смыканию могут мешать, например: направляющие штифты ("ловители"), головки винтов тормозного барабана, выступающие за привалочную плоскость, нештатные элементы подвески и тормозной системы. При установке колеса, должны быть соблюдены следующие требования:

- минимальные зазоры между колесом и деталями тормозов (исходя из худшего случая, когда установлены новые тормозные накладки) должны быть не менее 3мм;
- минимальные зазоры между колесом и деталями подвески (например, нижним и верхним рычагами подвески) должны быть не менее 4 мм;
- минимальные зазоры между колесом и деталями рулевого привода (например, рулевой тягой или шаровым шарниром поворотного кулака) должны быть не менее 4 мм;
- минимальный зазор между колесом и другими элементами конструкции транспортного средства должен быть не менее 2 мм.
Перед установкой колес посадочные поверхности ступиц и дисков следует очистить от грязи.

5. Убедитесь, что колесо входит на ступицу автомобиля по своему центральному отверстию. Если диаметр центрального отверстия колеса больше, чем диаметр ступицы, подберите соответствующее центрирующее кольцо (адаптер).
Установка адаптера является обязательным условием для обеспечения точного центрирования колеса. Во время эксплуатации автомобиля, после многократных снятий и установок колеса центрирующее кольцо может быть повреждено, его следует заменить новым кольцом.

6. Для крепления легкосплавных колес необходимо использовать болты (гайки), имеющие подголовок ("юбку"). Следует убедиться в совпадении профилей сопряжения крепежных элементов и отверстий в колесе, а также, что длина резьбовой части болта или шпильки достаточна для надежного его крепления. Число витков болта (гайки) до полной затяжки должно быть не менее 6-8 оборотов. Усилие затяжки крепежных болтов (гаек)приведено в паспорте на автомобиль, как правило, оно составляет величину не менее 90 Нм для резьбы М12х1,25, не менее 110Нм для резьбы М12х1,5.
Для резьбы М14х1,5 момент затяжки составляет 110-170Нм. Проверьте усилие затяжки болтов (гаек) через первые 40-50 км пробега. Совпадение профилей сопряжения крепежных элементов и отверстий в колесе обеспечивают правильную центровку колеса и надежность его крепления.

7. При эксплуатации транспортного средства следите за тем, чтобы шина и внутренняя часть колеса не касалась деталей подвески, рулевого управления и кузова автомобиля. При возникновении случаев касания обратитесь в сервисный центр за консультацией.

Выбор дисков и шин: на что обратить внимание и как не ошибиться

Замена шин и дисков: руководство от А до Я

Колеса и шины автомобиля. На первый взгляд кажется, что может быть проще? Но мы бы поставили вопрос по-другому: что может быть важнее? Пожалуй, именно шины — эти невзрачные при первом приближении детали — являются второй по важности в плане безопасности (после тормозов) и первой по загруженности деталью, которая постоянно работает в сложнейших дорожных условиях и от которой зависит жизнь и здоровье автомобилистов.

Именно поэтому к покрышкам в частности и колесам в целом автовладелец должен предъявлять особые требования и крайне ответственно подходить к их покупке/смене/обновлению или улучшению.

Почему покрышки важны?

Самые важные части в вашем автомобиле — это те четыре небольших по площади контактных пятна, которые взаимодействуют с дорогой. Эти несколько квадратных сантиметров резины (приблизительно пятно контакта сопоставимо по площади с ладонью взрослого человека) определяют практически все. Шины передают мощность двигателя, позволяют тормозам выполнять свою работу и определяют, насколько успешно автомобиль будет проходить повороты, независимо от того, въезжает ли он на парковку на небольшой скорости или мчит по трассе на скоростях крепко за 100 км/ч.

При этом на шины ложится огромная нагрузка. Эта черная мягкая круглая деталь представляет собой технологический набор резины определенного компаунда (смеси резины и других входящих в состав компонентов, из которой делаются шины), полимеров, кордов (кабелей, придающих жесткость), которые все слиты воедино в высокоинженерный профиль практически идеальной формы, определенного веса и со множеством рассчитанных, заданных свойств.

Затем этот «бублик» ставят на колесо, накачивают воздухом (иногда другим инертным газом, например азотом), чтобы придать ему форму и жесткость. И только при рекомендуемом для вашего автомобиля давлении в шинах начинается нормальная, безопасная и безаварийная работа покрышек. Производители, стоящие за разработкой вашего автомобиля, шинами и колесами, работали вместе, чтобы получить оптимальное сочетание сцепления, ощущения дороги, качества езды, минимальную шумность и износ шин.

Увы, рассчитывая приобрести новые покрышки, о таких сложных инсинуациях задумывается лишь малое количество автовладельцев. Современный автомобилист (особенно если он молодой) в США — самой автомобилизированной стране мира, да и в России, думает не о качестве, а о больших диаметрах и ширине шины. Такие колеса выглядят круче и могут изменить восприятие обычного автомобиля в мгновение ока. Но то, что больше — не всегда лучше, об этом тюнеры не задумываются.

Например, на кроссоверах Porsche уже достаточно давно предлагают в заводском исполнении, в топовых версиях, ставить 22-дюймовые колеса. Мировой производитель спорткаров идет на поводу тренда?

Скорее нет, чем да. В этом случае использование больших колесных дисков оправданно необходимостью установки огромных тормозных дисков и внушительных суппортов, но не более того — разгоняться, управляться и тормозить автомобиль с большими колесами будет как минимум так же, как и аналогичная машина с более компактными, если по некоторым параметрам не хуже — например, в управляемости. В противном случае на таких гоночных сериях, как DTM, и других туринговых гонках у машин стояли бы огромные диски с очень широкими покрышками, если бы это было оправданно с технической точки зрения. Однако в реалиях размер легкосплавных дисков таков, чтобы в него могли поместиться усиленные тормозные системы. Обычно это 18-19 дюймов.

Замена шин и дисков: руководство от А до Я

Легкосплавные диски на Lada WTCC размерностью 18 дюймов с шинами Yokohama

При этом относительно шин можно сделать следующий вывод: площадь опорной поверхности покрышки при увеличении ее ширины увеличивается несильно, поэтому гнаться за широкими шинами не стоит, автомобиль от этого не будет серьезно устойчивей и лучше разгоняться. Когда производитель делает спортивные версии, он подходит к изменениям комплексно, то есть ставя более широкие шины, при этом вносит изменения в подвеску, обвес (для увеличения прижимной силы), изменяет параметры сход-развала, и так вплоть до установки усилителей в кузов для увеличения жесткости последнего.

Все остальные попытки улучшить рулежку только установкой новых колес не приведут к должному эффекту. Да и что греха таить, многие автовладельцы ставят широкие покрышки только ради визуального изменения — внешность автомобиля становится приятнее, вот и все муки выбора.

Впрочем, есть и другая категория автомобилистов. Они, наоборот, умеют считать траты и желают взять комплект шин, максимально подходящий для их автомобиля по техническим параметрам, но задешево. Это также является проигрышным вариантом. Шина, как мы уже сказали выше, — это сложная инженерная конструкция, и дешевые аналоги просто неспособны конкурировать с дорогими оригиналами. В этом случае высокая цена оправданна стократ. От нее зависит ваша безопасность.

Стоит ли брать широкие шины и большие диски?

Итак, одной из причин, по которой люди выбирают большие, широкие колеса и шины — это пятно контакта. Во-первых, как мы сказали выше, при изменении ширины покрышки, пятно контакта при этом не изменяется существенным образом. Во-вторых, его увеличение необходимо исключительно для практических целей (если отбросить просто визуально более выгодный внешний вид) в ряде случаев, например, если вы увеличили мощность двигателя своего авто. В остальных случаях, ничего кроме повышенного расхода топлива, ухудшения управляемости и морального удовлетворения покупатель не получит.

Всего есть два способа увеличить размер пятна контакта шины: сделать его длиннее или шире. Более длинный участок протектора шины означает, что при этом увеличится общий диаметр шины. Лучше всего такой подход работает на полноприводном внедорожнике и хуже всего подходит для легковых машин — банально нет достаточно места.

Также, поскольку радиус колеса стал больше, эффективная передача мощности на автомобиле становится выше, но это же лишает его ускорения. Проблема здесь в том, что для колес большего диаметра требуется больше времени, чтобы завершить один оборот.

Что означают эти цифры на боковой стороне вашей шины:

Замена шин и дисков: руководство от А до Я

Таким образом, поскольку трансмиссия любого автомобиля настроена так, чтобы вращать колеса определенное количество раз в минуту с колесом меньшего диаметра, использование той же самой передачи с шиной большего диаметра замедлит частоту вращения, а значит и динамику. Передаточное отношение (к примеру, 4,10:1) может фактически стать «более высоким» — 3,75:1, лишь из-за увеличившегося диаметра шин. При этом немного возрастет максимальная скорость.

Кроме того, неправильные данные могут начать передавать датчики антиблокировочной тормозной системы, не откалиброванной для обработки увеличенного углового момента от дополнительно вращающейся массы, сосредоточенной вблизи обода.

И не забываем про соответствие шин мощности и скорости вашего автомобиля. Для этого стоит ознакомиться с этой табличкой:

Замена шин и дисков: руководство от А до Я

Какие еще недостатки есть у установки больших шин и колес?

В первую очередь это связано с весом. Большие колеса и шины увеличат «неподрессоренную массу» автомобиля. Технический термин «неподрессоренный вес» относится ко всем компонентам, связанным с колесами и подвеской, которые не поддерживаются последней.

Чем больше неподрессоренной массы, тем больше минусов. Ухудшается управляемость автомобиля, он начинает хуже разгоняться, ухудшается надежность деталей подвески. Тормоза также считаются частью неподрессоренного веса, если они установлены внутри колеса, что, собственно, и относится к автомобильной компоновке.

Другим недостатком станет стоимость, так как большие колеса и шины будут стоить дороже, чем их эквиваленты меньшего размера.

И еще один важный момент. Так как низкопрофильные шины вдвойне подвержены изъянам дорожного покрытия, проколам и иным повреждениям, в том числе после которых они будут непригодны к восстановлению, стоит задуматься о «переобувке» автомобиля, если вы живете в местности с не самыми лучшими дорогами.

Как большие колеса и шины влияют на расход топлива и износ подвески

Геометрия подвески вашего автомобиля была настроена автопроизводителем с учетом комбинации определенного размера диска и шин. При установке колес других размеров вы рискуете повлиять на управляемость вашего автомобиля. Кроме того, если общий диаметр комбинации колес и шин отличается по сравнению со стандартной версией, спидометр и одометр будут показывать ошибочные показания.

Кроме того, в случае экстремальных изменений размера колес и шин втулки подвески могут получить дополнительную ненужную нагрузку. Система рулевого управления и усилитель руля может также принять удар, поскольку им придется работать с большими и более тяжелыми колесами. Помните о неподрессоренном весе? Системам автомобиля придется еще бороться и с ним. Тормозной системе предстоит более сложная работа, ускорится износ колодок и дисков.

Также есть причины быть осторожными при выборе размеров колес и шин, в особенности с не очень мощными автомобилями.

Широкие шины имеют большее сопротивление качению, чем их более узкие аналоги, и это в первую очередь может негативно сказаться на экономии топлива.

Увеличившаяся масса от более тяжелых колес также может иметь негативные последствия. Как уже отмечалось, из-за увеличения неподрессоренной массы увеличивается инерция, что может привести к неправильному считыванию таких данных, отвечающих за безопасность, как показатели с датчиков ABS.

Дополнительный вес требует большей мощности для разгона и поддержания движения, не только нарушает экономию топлива, но и будет замедлять ускорение.

Дополнительная неподрессоренная масса новых колес также может перегрузить пружины и амортизаторы, что приведет к более быстрому их износу.

Еще один важный момент. Низкопрофильные шины сильней подвержены изъянам дорожного покрытия, проколам и иным повреждениям, в том числе после которых они будут непригодны к восстановлению.

Из положительных качеств низкопрофильной резины можно отметить, что при уменьшении соотношения боковины шины (высоты профиля) покрышка становится более-менее подвержена поперечным и продольным нагрузкам. Иными словами, шина меньше изгибается, что улучшает сцепление, рулежку и управляемость в целом.

Пример того, как изменяется профиль покрышки при увеличении диаметра диска

Замена шин и дисков: руководство от А до Я

фото: Dillon Kydd / unsplash.com

В теории, на автомобиль, на котором стоят с завода 17-дюймовые диски, можно поставить и колеса в 19 дюймов. Но важно помнить, что общий диаметр колеса не должен увеличиваться, чтобы колесо не задевало за подкрылок. Также важна и глубина колесной ниши . Если поставить туда подходящую по диаметру, но очень широкую покрышку, например на передние колеса, то при повороте края шин будут задевать за подкрылки, а это уже очень опасно!

Из дополнительных минусов широких колес. Внезапно, но это увеличенное пятно контакта (в некоторых случаях это больше вредно, чем полезно). Именно увеличенная ширина делает шину более склонной к гидропланированию на мокрых дорогах. Даже на умеренных скоростях появляется более высокий шанс к началу скольжения по поверхности воды. Протектор не будет продавливать толщу воды до асфальта, и машина поплывет.

Почти всегда это происходит из-за несоразмерности соотношения массы автомобиля и ширины покрышки. Первая просто слишком мала.

Также не стоит забывать про колейность. Те, кто ездил на автомобилях с очень широкими покрышками, замечали нестандартное поведение машины — она начинала рыскать. Покрышка просто не помещается в колее, пробитой стандартными колесами, и ее как бы выдавливает из промятых дорожек. В таком случае автомобиль может занести или даже развернуть!

Широкая опорная поверхность имеет большую площадь контакта с дорогой, но это только в том случае, если колесо остается перпендикулярным (или почти перпендикулярным) земле. Поскольку работа подвески становится более напряженной, а несколько увеличившееся сцепление широких шин заставляет кузов крениться в поворотах больше, в некоторых ситуациях может происходить отрыв протектора от асфальта. Для нивелирования этого эффекта необходимо либо:

  1. Перенастроить или изменить подвеску;
  2. Взять покрышки с более мягкой боковиной, которые также станут частично активно прижимать протектор к поверхности.

Все дело в посадочных местах

Замена шин и дисков: руководство от А до Я

Есть еще один важный нюанс, который обязательно нужно учитывать при покупке новых колес и шин: подходят ли диски к ступице автомобиля?

Здесь самыми важными являются следующие параметры:

  • количество отверстий под шпильки или болты;
  • диаметр центрального отверстия в диске;
  • диаметр окружности, на которой эти отверстия расположены.

Но проблем может подкинуть и ответная часть диска (при установке ее на ступицу). Дело в том, что почти на всех автомобилях используется специальный выступ, так называемый сердечник (centering hub), центрирующий колесный диск на ступице. Выступающая часть должна ровно сопрячься с соответствующей утопленной частью колесного диска, отцентровав две части перед затягиванием болтов.

Центральное отверстие по диаметру может быть равно или быть несколько больше. Для таких случаев необходима установка специальных проставочных колец, компенсирующих разницу в диаметре, чтобы в итоге отцентровать диск как положено. Однако в случаях, когда разница слишком велика, придется отказаться от покупки нового диска и поискать аналог с необходимыми характеристиками.

Кроме того, диск должен иметь правильный вылет. Вылет колесного диска — это расстояние между плоскостью симметрии обода и поверхностью, прилегающей к ступице автомобиля. Вылет может быть положительный (самый распространенный вариант), нулевой и отрицательный (когда центральная часть диска углублена в обод).

Замена шин и дисков: руководство от А до Я

Колесный диск с измененным вылетом — крайне нежелательный вид тюнинга! Неважно, в какую сторону изменить вылет, ближе к ступице или дальше от нее, этот маневр произведет лишь одно — ускоренный выход из строя ступичных подшипников и подвески. Изменится в худшую сторону управляемость машины.

Говорить о сложностях подбора дисков и параметров посадочных мест можно долго, например, уточнить, что у разных производителей даже резьба может быть разной, не взаимозаменяемой. Но проще и в ряде случаев надежней подобрать диск через специальные калькуляторы для подбора колес. Один из них есть на сайте «За рулем»

Замена шин и дисков: руководство от А до Я

Если обод шире оригинального диска, как мы уже упоминали выше, края покрышек могут начать цеплять за подкрылок при движении как при поворотах передних колес, так и при срабатывании подвески на неровностях. Но хуже этого то, что изменение геометрических размеров может нарушить геометрию рулевого управления и взвалить дополнительную нагрузку на подшипники колес.

Замена шин и дисков: руководство от А до Я

Наш совет для тех, кто все же сомневается в новом приобретении и не желает терять время на работу с калькуляторами, штудирование форумов и изучение опыта других автовладельцев: купите проверенную комбинацию колес и шин, специально разработанную для вашего автомобиля, или позвоните автодилеру вашей марки. Работники автосалона при помощи фирменного программного обеспечения смогут в кратчайшие сроки подобрать вам идеально подходящий вариант новых дисков и шин.

Для остальных, надеемся, мы смогли дать вводные о замене шин и дисков в самых основных понятиях: к чему присматриваться, на что обращать внимание и в каких случаях можно наткнуться при выборе на подводный айсберг.

P. S. Законодательный вопрос: является ли смена шин внесением изменения в конструкцию автомобиля?

Замена шин и дисков: руководство от А до Я

фото: Ashkan Forouzani / unsplash.com

Только в том случае, если установленные колеса являются конструктивно не предусмотренными автопроизводителем . Скажем, очень широкие покрышки с крупными грунтозацепами для бездорожья. Или диски с измененным вылетом (в том числе так называемые «разварки»), и уж тем более оформлять тюнинг придется при последующем внесении изменений в подвеску и сопутствующие элементы управления/кузова.

В данной статье рассмотрены важные нюансы, на которые необходимо обращать внимание при установке на автомобиль колес с литыми дисками. Рекомендации, приведенные здесь, будут особенно полезны тем автомобилистам, которые выполняют установку самостоятельно.

Процедура установки на автомобиль легкосплавных литых дисков, по своей сути, мало чем отличается от процедуры установки стальных дисков и, в принципе, доступна для самостоятельного исполнения. И, тем не менее, легкосплавные литые диски лучше устанавливать в автосервисе. Это можно объяснить рядом причин. Прежде всего, только, устанавливая литые диски на специальном оборудовании, можно быть уверенным в том, что их защитное покрытие не будет повреждено. Также литые диски могут быть качественно сбалансированы только на специализированном оборудовании. Специалисты сервиса выполнят шиномонтаж таким образом, чтобы шины передних колес не касались кузова автомобиля при повороте руля в крайние положения. Кроме этого, перед тем, как установить на автомобиль шины, смогут убедиться в том, что литые диски совместимы с элементами подвески, рулевого управления и тормозной системы.
Если же Вы, все-таки, решили устанавливать литые диски самостоятельно, то Вам необходимо знать несколько условий, которые должны быть при этом выполнены для обеспечения длительного срока эксплуатации дисков и обеспечения безопасности езды.
Во-первых следует убедиться в достаточности длины резьбы крепежных элементов для того, чтобы литые диски были надежно закреплены на ступице колеса. Если детали иномарок обычно удовлетворяют этим требованиям, то «родные» болты «Жигулей» для установки литых дисков не подходят. Поэтому, литые диски для этих автомобилей обычно комплектуются специальными болтами.

При установке колес, литые диски должны плотно примыкать к ступице. Следует учитывать, что плотному примыканию привалочных плоскостей ступицы и диска могут препятствовать головки винтов тормозного барабана, которые выступают за пределы привалочной плоскости, ловители. Также неплотное примыкание может наблюдаться в том случае, если легкосплавные литые диски эксплуатируются совместно с колпачками от старых стальных дисков.

Важным условием является полное соответствие такого параметра, как PCD (центры крепежных отверстий) ступицы и диска. Если литые диски имеют PCD, отличный от штатного, то, в результате, полностью затянутым будет только один крепежный болт. Остальные же болты окажутся недотянутыми и, во время езды, будут откручиваться. Кроме этого, такое колесо при движении, неизбежно, будет «бить». Также при установке колес необходимо убедиться в том, что шины не касаются никаких элементов автомобиля.
Важно, чтобы литые диски были отцентрированы по диаметру центрирующего выступа ступицы колеса. В случае, если диск имеет центральное отверстие большего диаметра, чем диаметр центрирующего выступа ступицы, необходимо использовать соответствующие центровочные кольца.

Литые диски своими внутренними поверхностями не должны затрагивать тормозные элементы на осях автомобиля. При использовании тормозов с плавающими суппортами зазор между внутренней поверхностью литого диска и суппорта с новыми тормозными колодками должен составлять не менее 3 миллиметров. Если не обеспечить такой минимальный зазор, то при смене тормозных колодок суппорт может касаться диска.

Читайте также: