Что будет если ездить на летней резине

Опубликовано: 06.05.2024


Новые ограничения по эксплуатации автомобилей должны были вступить в силу с 1 июня 2021 года. Согласно специальному проекту постановления правительства, наказывать водителей будут за разного рода технические неисправности. В документе подробно прописаны проблемы, при которых эксплуатация автомобилей будет запрещена. Пока именно отсутствие перечня запретов в ПДД не давало инспекторам ГИБДД возможности выписывать водителям штрафы.

Отдельный пункт в перечне неисправностей посвящен резине, в том числе использованию зимней резины летом и наоборот. После принятия нового проекта КоАП, который сейчас находится на рассмотрении профильных ведомств, инспекторы смогут оформлять нарушения такого рода по части 1 статьи 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена».

Штраф за использование зимней резины летом будет составлять 500 рублей.

Когда нельзя ездить на зимней резине

Несмотря на многолетнее негласное правило не ездить на шипованной резине летом, некоторые водители пренебрегали поездками в шиномонтаж и круглый год передвигались на зимней резине, иногда даже шипованной. Инспекторы ГИБДД давно пытались привлечь таких водителей к ответственности, но возможность штрафовать появилась только в этом году.


Статьи 10 апреля 2020 «Что будут есть наши дети?» Как мы меняли резину в карантин
Видео 20 февраля 2018 Примеряем на себя: как и из чего делают шины

На федеральном уровне прописано, что водителям нельзя ездить на резине с шипами летом (июнь, июль, август) и на летней резине зимой (декабрь, январь, февраль). В зависимости от особенностей погоды региональные власти могут продлить действие запрета на шины не по сезону — например, прописать «зиму» с октября по март.


У водителей нет обязанности переобувать машину в холодную погоду именно в шипы, по желанию можно ездить и на так называемой "липучке", которая более актуальна для южных регионов. Любопытно, что на зимней нешипованной резине можно ездить и летом — за это штрафовать не будут. Наказывать будут только за езду на шипах.

Летняя резина и разные покрышки

Что касается обратного запрета, то опасность езды на летней резине в зимний период очевидна. Летние шины не предназначены для гололедицы и снега, однако многие автомобилисты до последнего затягивают с поездкой в шиномонтаж. Теперь сменить летнюю резину на зимнию предписано не позднее 1 декабря (если региональные власти не посчитают правильным сделать это раньше).

Кроме того, с 2021 г. инспектор может выписать штраф, если, например, водитель установит не четыре зимних шины, а только две. Проблема установки разных шин на автомобили все еще очень актуальна в России, считает президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.


«У водителей не всегда есть деньги на покупку новой резины, они экономят, как могут, но это действительно очень опасно. Зимние шины летом стираются, а ездить зимой на летней — это верный способ попасть ДТП», — объяснил эксперт.

Нормативы Таможенного союза

В техническом регламенте Таможенного союза, членом которого является и России, уже давно прописан запрет эксплуатации автомобилей с шипованной резиной в летний период (июнь, июль, август). Зимой (декабрь, январь, февраль), согласно документу, запрещено ездить на летних шинах. Можно поставить на автомобиль как шипованную, так и не шипованную резину, но главное, чтобы они имели маркировку «М+S», «M&S» или «M S».


Совет остается прежним: менять резину, когда онлайновые погодные сервисы показывают вам среднесуточную температуру +5 градусов по Цельсию. Это значит, что днем может быть и теплее, а вот коварные ночные заморозки способны покрыть влажный осенний асфальт тонкой корочкой льда. Выезжать утром после заморозков на "лете" — всё равно что играть в русскую рулетку с наполовину заполненным барабаном револьвера. Шансы не попасть в аварию — примерно 50/50.

И все-таки, рассмотрим случаи, когда на летней резине ехать приходится:

  • зимние колеса в багажнике, и вы едете на шиномонтаж. Как вариант: в магазин или в гараж за шинами;
  • вы забрали новый автомобиль из салона и не захотели менять "лето" на "зиму" в дилерском сервисе, потому как там предложили неадекватный ценник;
  • автомобиль зимой не эксплуатируется вообще, но именно сейчас он неожиданно понадобился.

Конечно, тут можно дать универсальный совет — не жадничать и использовать эвакуатор или такси. Но когда ехать пару кварталов, то никто в здравом уме таким советам не последует.

23.jpg

Итак, вы выбрались на снег на летней резине. Что вам нужно знать?

  • У летней резины нет шипов (сюрприз, правда?), и она не может цепляться ими за лед. Если на дороге именно ледяная корка, то лучше не выезжать — "понесет" даже на скорости 10 км/ч.
  • Летняя резина жестче зимней, а при минусовой температуре она становится еще жестче (по сути, "дубеет"), и очень плохо цепляется даже за вполне себе шершавый асфальт.

Как же нужно ехать?

  • На малой скорости.
  • С большой дистанцией до впередиидущего автомобиля.
  • Без резких движений. Всё нужно делать вдвойне плавно — и крутить руль, и работать газом.
  • Держать средние обороты или чуть выше среднего. На автомобилях с АКПП — только в ручном режиме, потому как автоматика, наоборот, старается держать минимальные обороты ради чистоты выхлопа и экономии топлива. Всё это здорово, но как тормозить? Зимой да на резине не по сезону не нужно рассчитывать на АБС и на тормоза — есть риск, что компьютер вообще не даст тормозить, опасаясь блокировки колес. Поэтому замедляться лучше по максимуму двигателем, под аккуратный сброс газа. Если передача будет слишком высокой, а обороты — низкими, то сброс газа ни к чему не приведет. Также у вас должен оставаться запас тяги для того, чтобы под нагрузкой проходить повороты, если привод — передний.

24.jpg

Что может помочь?

Если очень-очень надо ехать, но резина летняя, а на дворе гололед, то есть временное решение. Купите колесные цепи. Их используют дальнобойщики для того, чтобы преодолевать подъемы на трассе — зимнюю резину на грузовики никто не покупает, а вот гололед в нашей стране встречается.

Так почему бы не воспользоваться опытом шоферов-профессионалов? Цепи свободно продаются в магазинах автозапчастей. Они обеспечат нормальное сцепление с дорогой, хотя об управляемости и тем более комфорте в данном случае говорить не очень уместно. Езда будет сопровождаться грохотом и лязгом, но лучше ведь так, чем в неконтролируемом скольжении?

25.jpg

Микст. Шипы спереди и летняя сзади

Такую комбинацию часто используют на переднеприводных автомобилях небогатые водители (как правило, молодые и не очень умные), когда зимой хочется ездить, а денег на "переобувку" нет. Чем это чревато? На первый взгляд, всё в порядке. Ведущие колеса надежно цепляются за дорогу, а неведущие… Да и шут бы с ними.

Эта система работает до первого поворота на скользкой дороге. Повинуясь центробежным силам, зад автомобиля начнет выезжать наружу траектории. Проще говоря, начнется занос задней оси. Обычно переднеприводные автомобили, как мы знаем, к заносу не склонны, но если сцепления с трассой нет, то удержать машину гораздо сложнее.

Если же ведущие колеса задние, то на перед всё равно не стоит ставить "лето". Шансов на то, что в повороте начнет сносить передок, гораздо меньше — все-таки тяжелый мотор прижимает колеса к земле. Но вот "победить" снос, да на заднем приводе. Это очень сложно.

В общем, как вы уже поняли, "микст" — вариант не для зимы. Он подойдет, если вы любите дрифт, но по какой-то причине катаетесь на переднеприводной машине. За пределы заснеженной парковки в таком случае лучше не выезжать. Если в повороте занесет в канаву или в припаркованные автомобили, будет полбеды. Главное — не на людей.


Не все водители вовремя «переобувает» свой автомобиль. Обычно все в ожидании укрепления снежного покрова на почве. Оправданий такого поведения множество: неотложные дела, берегу шипы или банально нет денег на зимние колёса. Некоторые «ждущие случая» водители, могут надолго затянуть с переобувкой. При этом, они продолжают эксплуатировать летние шины зимой, день ото дня повышая опыт экстремального вождения. Но это опасно. Причём, не столько для автовладельца, сколько для окружающих.

В чем разница зимней и летней резины

Неверно думать, что зимняя резина специально создана производителями для выуживания денег у автовладельцев. Покрышки для зимней и летней эксплуатации, кардинально отличаются друг от друга. Вот самые значительные различия:

  • разнородный каучуковый состав;
  • разная глубина и конструкция протектора;
  • различная характеристика от влияния температуры окружающей среды.


Зимние колёса более мягкие. Их эластичность не теряется даже в сильные морозы. Летняя резина наоборот, становится твёрдой при низких температурах. Глубина протектора зимних покрышек, обеспечивает хорошую проходимость, а шипы врезаются в ледяное покрытие дороги. Если в конструкции колеса нет шипов, контакт обеспечивают ламели на блоках протектора (свойственно липучкам). Летние шоссейные покрышки с неглубоким протектором, который забивается снегом и не может самоочищаться. Появляется эффект скольжения.

По законодательству РФ (ст. 12.5 ч. 1 КоАП) в зимний период все автомобили должны оснащаться покрышками с глубоким протектором. Глубина жёлоба не должна быть менее 4 мм. В противном случае, автовладельца ждёт штраф 500 рублей, за эксплуатацию изношенных колёс.

Можно ли ездить на летней резине зимой, если нет снега

Езда на летних шинах зимой запрещена не столько законодательством, сколько здравым смыслом. Предельный температурный режим для поездки на летних колёсах -5°. Однако, при этой температуре промерзает почва и образуется лёд. Машина может попасть на гололёд. А, если снегом занесло улицы и дворы, то автомобиль на летних шинах не сможет преодолеть своим ходом и пару метров. Даже если водителю и удастся выбраться из снежной ловушки, его ждут испытания на подъёмах и спусках.


В том случае, если холодно, но снег ещё отсутствует и асфальт открыт, качество сцепления покрышки с дорожным полотном не будет таким качественным, как летом. Например, при движении колесо нагревается, а выполняя торможение, тёплая покрышка образует пар в пятне контакта и на сухом асфальте моментально образуется ледяная корка. Это способствует увеличению тормозного пути и способно повлечь занос.

Правила движения на летней резине зимой

Ситуации в жизни разные, и не все водители намеренно пренебрегают своевременной переобувкой. Но что же делать, если снегопад и морозы застигли врасплох? Ответ, брать зимние колёса и направляться в шиномонтажную мастерскую. Отличный вариант, если средства позволяют вызвать эвакуатор. В случае затруднений с финансами, есть варианты проследовать до сервиса своим ходом. Для этого, потребуется руководствоваться правилами движения на летней резине зимой.


  • Продумайте свой маршрут таким образом, чтобы он пролегал по дорогам с интенсивным движением. Полотно будет укатано, что обеспечит шинам хоть какое-то сцепление. По крайней правой полосе, не спеша получится добраться до шиномонтажной мастерской.
  • Если есть в наличии противоскользящие колёсные цепи, то следует их одеть на каждое колесо и проследовать на переобувку. При отсутствии цепей, их следует купить в автомагазине. В противном случае, можно использовать тонкий канат или толстую верёвку сечением 1 -1,5 см. Обмотав каждое колесо, это повысит проходимость машины и позволит проследовать к пункту назначения.

В обоих случаях, не следует двигаться быстро. Безупречная курсовая устойчивость машины является мнимой и может быстро обернуться потерей управления на гололёде, и заносом с ДТП.

В противовес утверждениям некоторых водителей ассов стоит сказать, что ездить на летней резине зимой нельзя. Дело не мастерстве, а в конструктивной особенности покрышек для определённого сезона. Летние шины не рассчитаны на проходимость по снегу и низкие температуры. Пренебрегая общими правилами эксплуатации авто, водитель несёт персональную ответственность за своих пассажиров и окружающих лиц.

Сегодня обсудим еще одну важную тему, напрямую влияющую на безопасность дорожного движения. Возможно, я немного запоздал, так как зима уже вступила в свои права. Однако, думаю, что все равно будет полезно и интересно.

Когда пора переобуваться?

Мало кто знает, что в России по закону все автомобилисты должны сменить зимнюю резину до 1 декабря .

По факту же мы все ориентируемся на погоду. Какая температура на улице, выпал ли снег? Каждый год первый снегопад обычно называют "днем жестянщика" .

Из рекомендаций производителей резины следует, что летняя резина уже при +7°C начинает терять свои свойства. Именно поэтому необходимо "переобуваться" значительно раньше, а не в последний момент.

Чем отличается протектор летней и зимней резины?

Помимо наличия шипов и жесткости самой резины (зимняя более мягкая) основным отличием является рисунок протектора . Типичная летняя покрышка имеет четыре широкие продольные канавки, но практически не имеет поперечных зацепов. Это значит, что такая резина при торможении и разгоне на снегу практически не будет работать.

Многие вспомнят, что раньше во времена СССР, не было в принципе такого понятия как "зимняя резина". Все ездили на летней резине. Однако, помимо того, что в целом трафик был меньше, рисунок протектора был несколько иным. Те покрышки, что устанавливались на Жигули, Москвичи и Волги, сейчас бы отнесли к всесезонным . Также из-за того, что все ездили на одинаковой резине, тормозной путь автомобилей был плюс-минус равный.

Сейчас же несколько иная ситуация, так как резина теперь у всех разная, то и заметно отличается тормозной еще и на разном покрытии.

Тормозной путь на чистом асфальте

В тесте использовалась среднестатистическая бюджетная иномарка В-класса.

Дано: чистый асфальт, минусовая температура, экстренное торможение со скорости 100 км/ч.

Тормозной путь на летней резине составил 40 метров , а на зимней шипованной резине как ни странно в 1,5 раза больше - 60 метров .

Мягкий высокий протектор зимней шины обладает меньшей продольной жесткостью , которая необходима при экстренном торможении и которая есть у летней шины.

Тормозной путь на снегу

Начальные условия те же, что выше, но покрытие укатанный снег .

Тормозной путь на зимней резине около 110 метров . На летней составит почти в 2 раза больше , около 220 метров .

Выводы

Как ни странно, при минусовой температуре даже бюджетная летняя резина не превращается в пластик и может адекватно тормозить на асфальте . Но она абсолютно бесполезна на снегу .

Преимущество зимней шипованной резины над летней на скользких покрытиях для всех очевидно.

Однако не стоит забывать о разнице тормозного пути на асфальте. В межсезонье при небольшом "минусе" перед вами может оказаться автомобиль на летней резине. И если вы будете на "зиме", то он остановится как минимум на 10 метров раньше .

Здесь можно посмотреть сколько стоит зимняя резина и выбрать под свой бюджет:

Какие только отговорки не придумывают некоторые автомобилисты, лишь бы не переобувать свои автомобили на зимние фрикционные или шипованные шины… В ход идут такие аргументы, как всемогущий полный привод, который, к слову, не помогает останавливать машину, или свой многолетний опыт. Как ни странно, законодательство смотрит на подобное двояко.

Месяцы, когда необходим переход на покрышки по сезону установлен пунктом 5.5 Технического регламента Таможенного союза: «Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения, в летний период (июнь, июль, август). Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения, в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колёсах транспортного средства. Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза».

Казалось бы, запрет прописан и очевиден, но здесь начинается самое интересное. Штраф для тех, кто разъезжает в холодное время года на «лете» не предусмотрен и отсутствует в Кодексе административных правонарушений. Странно, не правда ли? Ведь за подобное деяние, способное спровоцировать тяжелую аварию, непременно должна быть санкция. «Сейчас такое невозможно. Несмотря на имеющийся запрет на использование летних шин в зимние месяцы (это прописано в техническом регламенте) наказания в КоАП нет, так как не прописан соответствующий запрет в ПДД. Понятно, зимой ездить на летней резине небезопасно. У нее хуже сцепление с дорогой, больше тормозной путь. Однако, несмотря на такие очевидные вещи, некоторые продолжают ездить на резине не по сезону», – говорит юрист и автоэксперт Сергей Смирнов.

Впрочем, штраф, связанный с зимними покрышками все же предусмотрен, правда, он связан не со сроками эксплуатации, а с остаточной глубиной протектора. В пункте 5.1 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» Правил дорожного движения сказано следующее: «Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм».

Если водитель разъезжает зимой на «лысых» шинах – бывают и такие – то его накажут согласно 1 части статьи 12.5 КоАП: «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

А как насчет возможных «результатов» эксплуатации летних шин в течение зимы? Ответ на этот вопрос дают результаты теста издания Tyre Reviews, в котором участвовала всесезонная модель Continental AllSeasonContact, летние покрышки PremiumContact 6 и зимние WinterContact TS 860 того же производителя, всесезонка Michelin CrossClimate и зимние покрышки скандинавского типа Nokian Hakkapeliitta R3. Испытания проводились при широком спектре условий для оценки эффективности торможения на сухой поверхности и воде, а также управляемости на снегу. При температуре окружающей среды от 0 С до +8 С и на сухой поверхности доминировали летние и всесезонные шины – разница в тормозном пути между ними и зимней моделью скандинавского типа достигла шести метров. Замедления на мокрой поверхности в диапазоне примерно от +3+5 С до +15 С выявили, что модели всесезонки, участвовавшие в тесте, обеспечивают более эффективное торможение, чем зимние колеса европейского типа. Интересно и то, что при +10 С результат всесезонок даже превзошел таковой у летних Continental.

Но стоило начать зимнюю часть испытаний при -9 С, как все встало на свои места. Лучший результат прохождения снежной трассы управляемости, где пилоту приходится и ускоряться, и тормозить, и проходить повороты показали скандинавские шины. Летние покрышки проиграли им более десяти секунд! Логичный вывод напрашивается сам собой – эксплуатировать покрышки следует в условиях, для которых они изначально создавались, а не экспериментировать и не рисковать своей жизнью и жизнями окружающих.

Читайте также: