Что такое пятое колесо в машине

Опубликовано: 13.05.2024

Расскажу сегодня про интересный взгляд на парковку. А что, если можно было упростить то, что каждый из нас делает каждый день? Да сейчас машина (у богатых буржуев разумеется, не у нас с вами) может припарковаться сама, но существовала же масса технологий парковки до появления автопилотов.
На дворе были 40-е годы. Расцвет автомобилестроения в США и автомобилей становилось все больше, они делались все мощнее и габаритнее, люди хотели сильные и большие машины, не важно кем они являлись, офисный планктоном, газетчиком или грабителем банка — тенденции были понятны. С парковкой становилось все труднее, да еще и не все машины оснащались гидроуселителем руля.
Инженер Брукс Уокер из Сан-Франциско, основатель компании Walker Research просек к чему все идет, придумал и запатентовал хитрый способ парковки. Вы могли просто воткнуться носом машины в парковочное место, выдвинуть кормовое 5-е колесо, распологавшееся перпендикулярно к задней оси и приподняв автомобиль — "задвинуть" на выбраное местечко!
В 50-е годы был собран хорошо работающий образец технологии и полноценно испытан. Потрясающей воображение возможностью стал разворот на месте с радиусом в длинну кузова автомобиля. Я не представляю как же они вообще разворачивались на этих древних крокодилах, технология действительно могла иметь успех.
Подъем осуществлялся с помощью гидравлики, привод был цепной, 5-е колесо крутилось одним из вывешеных задних. Парковочное колесо могло играть роль запаски, крутилось в обе стороны, имело тормозную систему, привод позже заменили на более прогрессивный ременной. Конструкция, названная Car Park, была простой и надежной. Казалось бы все идет к успеху.
Однако все всегда упирается в больших ребят автомобильной промышленности. «Большая американская тройка» системой не заинтересовалась, засомневавшись в ее надежности. Кроме того, новый способ парковки довольно быстро убивал передние шины, да еще и не кислая стоимость системы — 175$.
В итоге, продав с десяток асистентов парковки, Уокер так и не смог вывести свое изобретение в массы. Но на мой взгляд, это вполне могло получится. Интересно каким бы был сейчас автомобильный мир, если бы нужные люди были вовремя "подмазаны"?

Сегодня мы узнаем, что называется пятым колесом или запаской в автомобиле, какими особенностями она обладает, какие разновидности существуют и, в чем заключается отличие классического запасного колеса от докатки.

Когда мы говорим о колесах автомобиля, то имеем в виду те четыре, на которых он стоит и едет. И обычно совершенно забываем о пятом колесе – запасном. Которое не участвует в движении, но без которого само движение опасно.

На сегодняшний день среди нас имеется такая категория лиц, как лихачи, которые совершенно не обращают внимание на безопасность вождения и, как правило, ездят без запаски. И очень зря, так как на наших дорогах иногда даже одной запаски бывает мало.

1. ОСОБЕННОСТИ ПЯТОГО (ЗАПАСНОГО) КОЛЕСА В АВТОМОБИЛЕ

Самое безобидное – напороться на саморез. Если выйти из машины, то слышно шипение выходящего воздуха. И если колесо заднее – от спуска, которого машину ведет не очень сильно, то вам останется дожидаться лишь сигнала и крика проезжающего доброго водителя: “Мужик, у тебя колесо дырявое!”.

И здесь необходимы осмотр колеса и поиск ближайшего шиномонтажа. Саморез редко спускает колесо в ноль за несколько секунд, а в зависимости от диаметра и глубины проникновения стравливает давление. Если колесо имело нормальное давление, и сейчас еще не спустило до конца, а шиномонтаж, где-нибудь в 500 метрах, то можно доехать до него, не возясь с запаской.

Если же колесо спустило в ноль – обычно это бывает, когда кто-то из добрых соседей ночью отвинчивает колпачок и вынимает золотник – то эта покрышка обречена. Здесь необходимо немедленно менять колесо.

Достаточно проехать на ободе метров 300, как ненормально нагруженная резина деформируется, у нее разрывается корд и так далее. И если вы поставите запаску на место полностью спущенного колеса и поедете на шиномонтаж – то, возможно, мастера – если это дело рук соседа вообще ничего не найдут, как бы ни старались.

Как правило, в шиномонтаже покрышку загерметизируют, накачают и отбалансируют спущенное колесо. Но через полгода – или какой там останется срок – при перекидке колес мастера сразу увидят результат езды на ободе.

Перекошенную покрышку, которую в общем опасно эксплуатировать дальше. И ваше счастье, если машина новая и в салоне есть покрышки такой же марки. Иначе вам придется покупать сразу две новых покрышки, поскольку на одну ось можно ставить только резину с одинаковым протектором – иначе машина поведет себя непредсказуемо.

2. ПОЧЕМУ НУЖНО ВСЕГДА ПРОВЕРЯТЬ КОЛЕСА ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ

Одно из железных правил водителя гласит: прежде, чем выезжать, необходимо в обязательном порядке проверить все четыре колеса. И если одно спустило в ноль, ставь запаску.

Нынешний уровень автомобильных технологий вплотную приблизился к космическим: пара нажатий на смарт-ключ «семерки» BMW – и машина сама сможет припарковать себя в стесненном пространстве, не вынуждая водителя лишний сдавать норматив мастера спорта по художественной гимнастике. А как с трудностями парковки справлялись в пятидесятые годы? Была одна хитрость.

После промышленной революции, совершенной Генри Фордом, количество автомобилей в городах Америки начало расти в геометрической прогрессии. Но это еще полбеды – не только машин стало больше, но и сами машины стали ощутимо больше: политики, промышленники и преступники предпочитали крупные, мощные лимузины. Ну и автомобили «для простых смертных» тоже росли как на дрожжах – чтобы не отставать от старших братьев.

Инженер Брукс Уокер из Сан-Франциско, основатель компании Walker Research, одним из первых увидел в этой тенденции очевидную проблему: раз автомобилей становится больше, да и сами автомобили становятся больше, то при их парковке пространство (допустим, у обочины) нужно использовать максимально рационально, чтобы больше автомобилей смогли уместиться друг за другом. Впритирочку, так сказать.

Поскольку с усилителями рулей в те годы было не густо (да и сейчас параллельная парковка далеко не всем дается сразу), Уокер придумал альтернативное решение.

Свой замысел, названный Park Car, он изложил на бумаге и запатентовал 21 марта 1932 года. Суть изобретения сводилась к использованию пятого колеса (зачастую играющего роль запаски) в качестве инструмента «досылания» автомобиля в парковочную нишу. Иными словами, пятое колесо, расположенное сзади перпендикулярно боковым, поднимало заднюю часть автомобиля над землей и докидывало корму вправо-влево, облегчая параллельную парковку при узких проемах.

К сожалению, довоенный уровень технологий не позволял реализовать идею Уолкера до конца – прототипы разваливались после пары-тройки подъемов – однако полноценная возможность внедрить пятое колесо представилась чуть позже, уже в 1950-е годы. Взяв в корпоративном автопарке Cadillac, Брукс интегрировал свою систему в тяжелый лимузин и… успешно ее испытал – парковаться стало гораздо проще, а машина получила потрясающую маневренность, будучи способной выписывать круги в радиус собственной длины.

Работа системы «автоматической парковки» обеспечивалась за счет связи пятого (выдвигаемого) колеса c приводным валом одного из ведущих задних колес через цепь (позже – ремень). Опускание и подъем системы Car Park, в свою очередь, осуществлялись за счет гидравлики.

Система работала следующим образом: водитель «утыкался» в подходящую парковочную нишу передком автомобиля, с помощью дополнительных кнопок и рычага на торпедо поднимал корму над землей и переводил рычаг автоматической коробки передач в положение Drive. Нажатие на педаль акселератора «подвозило» корму к бордюру (двигало ее в правую сторону). Чтобы зад машины, в свою очередь, отъехал в сторону дороги, достаточно было включить передачу заднего хода и слегка нажать на газ. Торможение выдвигаемого колеса в системе, к слову, тоже работало, так что параллельная парковка становилась элементарной процедурой даже для совсем малоопытного водителя.

После «Кадиллака» Уокер опробовал систему и на Packard Cavalier, чье дополнительное колесо располагалось не в багажнике, скрадывая драгоценное место для поклажи, а перед задним бампером. Цепи на сей раз были заменены ремнями и опять же все работало без каких-либо нареканий.

Тем не менее, «Большая американская тройка» системой Уокера не заинтересовалась, сомневаясь в ее надежности. Плюс, подобный способ парковки довольно быстро убивал передние шины, что тоже говорило не в пользу «ассистента».

Википедия определяет запаску «как перевозимое в автомобиле дополнительное колесо для замены спущенного или проколотого». Но скажем сразу, что первые авто всё же не имели такого «дополнительного колеса» по причине того, что конструкторы не сразу осознали необходимость минимум пяти колес в машине.

Напомним, что первые колеса представляли собой цельнодеревянные, стальные детали и проколоть их было очень сложно даже на плохой дороге. Но шины постоянно дорабатывались — конструкторы старались сделать их более управляемыми, комфортными в движении. Но всё это одновременно делало их и более уязвимыми. Представьте дороги начала ХХ века: мусор, гвозди от подков, камни — всё это разрушало пневматические покрышки нового поколения в одно мгновение. Но так как автолюбители уже оценили их преимущества и прежде всего то удобство, которое они дают, то возврат к старому в угоду надежности был невозможен.

Когда проколы колес стали случаться очень часто, тогда и появились первые «запаски» на автомобилях. В те давние годы это была покрышка с камерой, которую располагали сбоку на машине. Обычно вы могли увидеть такое запасное колесо справа, со стороны водителя (руль чаще всего в ХХ веке располагался именно там). Запаску закрепляли за передними крыльями, сразу на подножке. Первые машины, которые получили такое пятое колесо, принадлежали фирме Thomas B. Jeffery, модель Rambler. Водители этих машин, в случае повреждения основного колеса, могли сами достаточно быстро подменить его «запаской». Это был 1909 год и другие автогиганты того времени старались не отставать: такие автомобили, как Ford T, Cadillac Model 30 или Rolls-Royce также получили запасные колеса. Отметим, что «железные кони» тех лет чаще всего имели две запасные покрышки — их размещали на выступающих крыльях машины.

Позднее конструкторы оснастили шины кордом и твердым каркасом — всё это добавило прочности колесам и повреждения стали более редкими. Поэтому от второй запаски скоро отказались и оставили только одну. Что касается грузовых авто, то именно тогда, в первой половине ХХ века, было придумано располагать их запаску под кузовом. Такая идея оказалась невероятно практичной из-за веса и размера колеса, которое сложно было поднять высоко. Поэтому у грузовиков «запаска» и в наши дни крепится под кузовом горизонтально. Аэродинамика легковых автомобилей тоже менялась, поэтому «запаску» перенесли с боковой части авто на заднюю, временами закрывая тканью.

В 1930-ых годах большинство легковых авто получили полноценные багажники и пятое колесо стали хранить там. Но, конечно, «запаска» занимала и там много места, и поэтому позднее конструкторы придумали для нее отдельное углубление, где запасное колесо располагается и по сей день. Но, конечно, с развитием автомобилестроения конструкторы продолжали искать новые места для пятого колеса. Так, например, у Land Rover в 70-е годы запаска лежала на капоте, а у таких машин как «Ока», «Таврия» пятое колесо размещалось под капотом, там, где моторный отсек.

Позднее появился еще один интересный вариант размещения запасной покрышки — в багажнике, где находится заднее крыло, за левым лонжероном. «Жигули» и Fiat 124 имели как раз такое хранение «запаски» — это и позволяло сохранить свободным багажник.

Со временем «запаску» вытеснила, так называемая, «докатка». На «докатке» вы сможете доехать до пункта замены, но она не рассчитана на длительное использование. Поэтому при движении на «докатке» скорость должна быть не выше 80 км/ч, так как управляемость становится хуже, тормозной путь увеличивается и поездка может очень быстро стать уже небезопасной.

Но грузовики (даже легковые), как и внедорожники, по-прежнему снабжают полноценным пятым колесом. Дело в том, что такие авто на «докатке» превращаются в неуправляемого зверя. И так как такая большая запаска может занять весь багажник, то в наши дни ее располагают на задней двери багажника. Такое пятое колесо зачастую превращается в основное, а вчерашнее основное становится «запасным». Что касается мотоциклов, то многие из них в случае повреждения покрышки никуда не уедут, так как запаской обладают только мотоциклы с коляской.

Сейчас у нас появились шины Run Flat (самонесущие) — уже в «базе» они предлагаются на некоторых моделях премиальных марок авто, и этим машинам просто не нужно запасное колесо. Run Flat — технология, при которой произведено максимальное укрепление боковины колеса, и, таким образом, покрышка очень плотно держится на диске. Такие современные шины позволяют проехать достаточно большое расстояние (до 150 км) даже при полной потере давления, при этом не требуя значительного снижения скорости.

Как изобретатель Брукс Уолкер придумал пятое колесо для парковки

Проблема парковки возникла в Америке уже в первой половине прошлого века и инженер Брукс Уолкер нашел для неё элегантное решение, хотя его изобретение не получило продолжения, так и оставшись забавным эпизодом истории автомобилестроения и диковинным экспонатом для ретро-выставок автомобилей.

Брукс Уолкер - изобретатель пятого колеса

21 марта 1932-го изобретатель подал документы на патент и получил его 6 декабря того же года. По неизвестной нам причине практическое применение патента мир увидел только в 1952-м, когда Брукс с помощью модели Cadillac продемонстрировал, как работает его изобретение.
Результат получился смешанным.

Система парковки с пятым колесом на автомобиле Cadillac, 1953 год

1953 год, система парковки с пятым колесом на базе автомобиля Cadillac

Видео демонстрации работы пятого колеса

Изобретение и сложности пятого колеса

  1. Модные танцы 1960-х
    Самые модные танцы 1960-х годов
  2. Модная одежда 80-х
    Модная одежда 80-х годов в США (мужская и женская)
  3. История логотипа НБА (NBA)
  4. Кто такие Битники — история и фотографии Бит-поколения

Инженер попробовал вынести дополнительное пятое колесо наружу, модифицировав собственный Packard Cavalier, однако цена данного технического маневра оказалась ещё выше, поэтому прототип так и остался уникальным событием в истории и экзотическим экспонатом автомобилестроения.

Фотографии пятого колеса

Статья в газете о изобретении Брукса Уолкера
Статья в газете об изобретении Брукса Уолкера.
Пятое колеса для парковки автомобиля
С виду обычный автомобиль с запаской сзади.


Схема пятого колеса для автомобиля
Схема пятого колеса.
Система пятого колеса изнутри
Система пятого колеса изнутри.
Пятое колеса для парковки автомобиля


Управление системой пятого колеса внутри автомобиля
Управление колесом установлено под приборной панелью и включает устройство самостоятельной парковки.
Вид системы пятого колеса под автомобилем
Если заглянуть под автомобиль в задней части континентальной запасной части, находясь в положении «вниз», можно увидеть шестерню задней части запасного колеса, а также подъемные опоры для автомобиля, гидравлические насосы и ремни.

Читайте также: