Датчик вращения колеса для чего нужен

Опубликовано: 06.05.2024

Сегодня каждый новый автомобиль должен быть оснащен системой стабилизации, которая, в свою очередь, основана, среди прочего. на информацию из системы ABS. Это стандартно для всех автомобилей уже более десятка лет, и в принципе сегодня трудно купить подержанную машину без ABS. Читая описание работы системы ABS или ESP, мы всегда узнаем о загадочных датчиках, которые рассчитывают скорость колес автомобиля. Сегодня вы узнаете, что это за датчики, как они работают, почему они выходят из строя и каковы симптомы и последствия их отказа.

55 datchiki koles

Основной задачей датчиков скорости вращения колес является сбор информации о скорости движения колес для системы ABS, контролирующей тормозное усилие. Когда скорость колеса падает ниже определенного значения, АБС включается и уменьшает тормозное усилие, чтобы колеса не скользили. Система ABS связывается с другими электронными системами, такими как система контроля тяги (TC) и система стабилизации (ESP), посылая им информацию о скорости отдельных колес. Это, в свою очередь, позволяет управлять другими компонентами, чтобы предотвратить боковое или продольное скольжение автомобиля. Вот и все, что касается цели и задач датчиков.

Датчики вращения колес делятся на пассивные и активные по принципу действия. На практике различие может быть определено таким образом, что пассивным датчикам не требуется внешнее питание для генерации выходного сигнала, а активным необходимо.

Пассивные датчики скорости вращения колес

55 datchiki koles passivnii

Пассивные датчики взаимодействуют с кольцом или зубчатым диском, размещенным на ступице колеса или внешнем приводном валу, и чтобы было понятно - подсчитывает количество зубьев этого диска, посылая сигнал о количестве зубьев, которые его пропускают в данную единицу времени. Его рабочий элемент - это сердечник с обмоткой и магнитом, создающий поле, достигающее упомянутой стойки. Движение зубчатого колеса и зубьев, проходящих мимо датчика, и промежутки между ними вызывают изменения в магнитном поле датчика, что приводит к индукции напряжения в датчике. Значение этого напряжения считывается управляющим компьютером, который преобразует его в требуемую информацию.

Активные датчики скорости вращения колеса

Активные датчики работают совершенно по-другому, хотя они также взаимодействуют с диском, расположенным на колесе. Здесь, однако, мы имеем дело с многополярным магнитным кольцом, на поверхности которого имеются магнитные поля. Его можно визуализировать как колесо рулетки, на котором вместо черных и красных полей с числами у нас есть полярные поля N и S. В датчике, взаимодействующем с таким кольцом, есть полупроводниковые элементы, которые распознают изменяющееся магнитное поле, создаваемое кольцо. Это создает сигнал, который читается контроллером.

Датчики, использующие эффект Холла, являются более новым и определенно более популярным решением, так же как и датчик положения коленчатого вала. Здесь для взаимодействия с датчиком используются активный датчик с магнитом и импульсный экран. Когда колесо вращается, возникает небольшое напряжение и изменение магнитного поля, и эта информация поступает на контроллер. Датчики этих типов допускают больший зазор между циферблатом и датчиком.

Почему активные датчики - лучшее решение?

Прежде всего, они посылают сигналы в том числе и при гораздо меньшей скоростью вращения колес, чем пассивные датчики, что в сегодняшних стандартах работы систем, управляющих колеей автомобиля, имеет большое значение. Пассивные датчики реагируют только с минимальной скорости 3 км / ч, а активные - практически с 0,1 км / ч. Эти системы более чувствительны и работают более точно. Датчики, работающие с эффектом Холла, являются единственными, которые могут распознать, в каком направлении вращается колесо. Их эксплуатация позволяет упростить конструкцию ступиц колес или узлов привода. Кроме того, они меньше, легче, более устойчивы к температурам и вибрациям, менее чувствительны к помехам, а расстояние между датчиком и вращающимся элементом не влияет на правильную работу.

Симптомы отказа датчиков скорости колеса

Симптом, который указывает на неисправность датчиков скорости вращения колес - загораются ABS , ESP или TC (в зависимости от названия производителя, также VSC или DSC и др.), а иногда загорается контрольный двигатель, что означает, что в блоке управления двигателем сохранена ошибка. В этой ситуации также естественно, что АБС работает со сбоями.

Первым признаком повреждения датчиков скорости колеса является индикатор АБС или другие системы противоскольжения.

Причины выхода из строя датчиков скорости вращения колеса

Для начала вам нужно знать, что сам датчик не всегда отвечает за помехи в работе системы ABS, потому что точно такие же симптомы появятся, когда один из проводов поврежден. Также при езде на запасном колесе меньшего диаметра загорается соответствующий индикатор на приборной панели. Датчик или диск часто пачкаются, особенно зимой, когда на дорогах есть соль. Датчик не будет работать должным образом, когда есть люфт подшипника колеса. Зачастую причиной неполадок являются прозаические, например, слишком низкое давление в одной из шин или изменение размера шин на одной из осей. Иногда датчики не работают должным образом, когда аккумулятор находится в плохом состоянии или поврежден предохранитель, отвечающий за системы ABS и ESP. Сильно деформированные тормозные диски будут генерировать не только вибрации, но и ошибочные сигналы для датчиков. Бывает и так, что при замене подшипника на декодирующий диск он был установлен вверх ногами.

Сами датчики чрезвычайно надежны, и чаще всего происходит внутреннее короткое замыкание или механическое повреждение датчика. Чтобы убедиться, что проблема действительно вызвана датчиком вращения колеса, после тщательного осмотра и визуальной оценки датчиков и кабелей проверьте напряжение, подаваемое на датчик и его сигналы, с помощью соответствующих устройств (осциллограф или мультиметр). Если виновником сбоя является сам датчик, остается только его заменить. При замене обратите особое внимание на провода и их прокладку и убедитесь, что они надежно закреплены.

После замены запасного колеса на другое, может появиться сообщение о неисправности системы ABS

Датчик частоты вращения колеса (другое название – датчик скорости вращения колеса) предназначен для определения скорости вращения (числа оборотов) колеса автомобиля.

Датчик частоты вращения колеса

Сигналы датчика используются в работе многих систем активной безопасности, в том числе антиблокировочной системы тормозов, противобуксовочной системы, системы курсовой устойчивости. С помощью информации от датчиков соответствующие блоки управления регулируют силу торможения каждого колеса, что позволяет предотвратить их блокировку (проскальзывание) и в итоге обеспечить устойчивость (управляемость) автомобиля.

Показания датчика частоты вращения учитываются в управлении автоматической коробкой передач (при выборе передачи), системе адаптивного освещения (скорость движения), системе контроля давления в шинах (определение спущенной шины).

До 1998 года в качестве датчика частоты вращения колеса использовался пассивный датчик индуктивного типа. Конструктивно данный вид датчика объединяет два элемента – чувствительный и задающий. Чувствительный элемент включает катушку с железным сердечником (контактным штифтом) и постоянный магнит. Задающий элемент представляет собой зубчатое колесо, которое вращается совместно со ступичным подшипником.

Чувствительный элемент датчика создает постоянное магнитное поле. Зубчатое колесо, проходя через поле, приводит к его изменению, при этом при прохождении зуба колеса изменение магнитного поля максимальное. Магнитное поле индуцирует напряжение в цепи датчика. Количество импульсов напряжения, соответствующее количеству пройденных зубьев за определенный интервал времени, пропорционально частоте вращения колеса.

При всей своей простоте, датчик частоты вращения индуктивного типа не обеспечивает требуемой точности измерения, т.к. величина импульсов напряжения напрямую зависит от частоты вращения колеса (чем больше частота, тем сильнее импульс напряжения).

На современных автомобилях устанавливаются активные датчики частоты вращения колеса. В работе такие датчики используют внешнее напряжение питания. Конструктивно активный датчик состоит из чувствительного и задающего элементов. В зависимости от используемого физического эффекта различают магниторезистивные датчики частоты вращения и датчики Холла.

В магниторезистивном датчике при изменении магнитного поля изменяется сопротивление. В датчике Холла изменение магнитного поля приводит к изменению напряжения.

Задающий элемент активного датчика представляет собой пластмассовое кольцо, на поверхность которого нанесены намагниченные участки, т.н. мультиполюсное кольцо. Северный и южный полюса магнитов выполняют функции зубцов и впадин колеса.

Активные датчики обеспечивают высокую точность измерений, так как сила выходного сигнала не зависит от частоты вращения колеса. Кроме этого активный датчик имеет компактную конструкцию, что позволяет его устанавливать непосредственно в ступичном подшипнике. Цифровая обработка выходного сигнала дает дополнительные преимущества, например, позволяет использовать датчик для определения направления вращения колеса и его остановки.

Датчик скорости – один из множества автомобильных датчиков, ответственных за выработки сигналов измерительной информации, ее передачу, дальнейшее преобразования и обработку электронным блоком управления и некоторыми другими устройства. Если в автомобиле нет ЭБУ, потребность в датчиках меньше не становится. Выход даже наименее важного из датчиков сказывается хотя бы на том, насколько комфортно будет эксплуатировать автомобиль. Поскольку датчик скорости является довольно важным компонентом, Avto.pro поможет разобраться в особенностях его устройства, разберет основные неисправности, а также расскажет, в каких случаях его сможет заменить даже неопытный автолюбитель.

Коротко о работе датчиков скорости

Вообще, автомобильные датчики скорости делятся всего на два типа:
— Электронный;
— Механический.

Начать стоит с механического, ведь хронологически именно он предшествовал более совершенному электронному устройству. В основе механического датчика лежит группа сцепленных шестеренок и небольшой тросик. Устанавливали такие датчики прямо на механизмах привода спидометра недалеко от КПП. Механические устройства весьма незамысловаты и обладают солидным эксплуатационным ресурсом, однако не дают точных показаний на всем диапазоне скоростей и все-таки зависят от ряда внешних условий. Чего не скажешь об электронных датчиках скорости.

Современные датчики основываются на эффекте Холла. Если сказать, что они не работают на частотно-импульсном сигнале, проще не станет, так что постараемся все разъяснить. Итак, датчик формирует так называемый импульсный сигнал, частота следования импульсов в котором имеет зависимость от скорости вращения вала. Автомобиль движется быстрее – вал вращается быстрее – датчик производит импульсы большей частоты – на спидометр выводится достоверная информация об изменении скорости в большую сторону. Разумеется, «привычный» для электроники сигнал человек понять не может. По этой причине в систему вводится контролер, подсчитывающий частоту поступающих от датчика скорости импульсов в единицу времени, а затем переводящий эту величину в человеко-понятные км/ч или миль/ч.

Электронные датчики удалось реализовать двумя способами:
— С контактом от вала;
— Без контакта.

Первые датчики просто называют контактными. В них используют приводные шестерни и гибкий трос (иногда жесткий вал небольшой длины). Трос или вал служат для передачи крутящего момента от таких автомобильного моста, вала коробки передач или же раздаточной коробки. Угловое вращение переводится в электрические импульсы, которые передаются далее по системе и переводятся в человеко-понятные величины. Именно такие датчики нашли самое широкое применение в автомобильной индустрии. Причин две: они надежные, их можно использовать вместо механического привода спидометра без дорогостоящих доработок последнего.

Все более популярные бесконтактные датчики основываются на том же эффекте Холла, но технически реализуются не так, как контактные. Они используют одно из вспомогательных устройств: ротор или задающий диск. В бесконтактных датчиках эффект Холла используется в полной мере, тем временем как в менее сложных контактных – тот же эффект, магниторезистивный эффект или работа оптронов (оптроэлектронных пар).

Подробнее о контактных и бесконтактных датчиках

Бесконтактные датчики скорости основываются на уже упомянутом эффекте Холла, вследствие чего они не имеют подвижных частей. Суть эффекта Холла в том, что на плоском проводки, через который с противоположных сторон пропускается постоянный ток, при его нахождении в магнитном поле возникает напряжение на паре других противоположных сторон. Для работы датчиков нужно разместить на валу агрегата, которым может быть мост, редуктор или же коробка передач, импульсный диск или специальный диск. Данные элементы имеют намагниченные участки. Импульсный сигнал образуется за счет того, что ротор, отдаленный от чувствительной части автомобильного датчика с микросхемой Холла, начинает вращаться. Далее сигнал поступает к контролеру.

Контактные датчики скорости, использующие эффект Холла, и их одноименная микросхема с магнитом постоянно неподвижны, а магнитное поле изменяется благодаря вращению специального кольца с прорезями, иначе называемым шторкой. Само кольцо подсоединено к валу или гибкому приводному тросику, через которое вращение и передается.

Магниторезистивные и оптоэлектронные датчики

В основе работы датчиков скорости авто может стоять магниторезистивный эффект. Во многом он напоминает эффект Холла, но лишь на первый взгляд. Суть в том, что некоторые материалы могут быстро менять свое электрическое сопротивление в случае, если они помещаются в магнитном поле. Что бросается в глаза при изучении таких датчиков, так это микросхема, в которую интегрирован магнитерезистивный элемент. Он составлен из полупроводниковых элементов. Кроме того, подобный датчик оборудован прямым приводом и многополюсным магнитом.

Оптоэлектронные контактные датчики скорости весьма просты, но это единственное их достоинство. Дело в том, что они менее чувствительны (к отклонениям основного параметра) и более инерционны (имеют большое запаздывание в измерении), нежели вышеописанные датчики. Работает датчик за счет оптопары, представляющей собой фототранзистор и светодиод, разделенные диском с прорезями. Последний закреплен на приводном валу. За счет вращения диска и прерывания светового потока между парой элементов и генерируется импульсный сигнал.

Как датчик скорости влияет на работу двигателя

В систему определения скорости введен специальный контролер, который воспринимает импульсный сигнал от датчика. Именно контролер передает сигнал электронному блоку управления, которые рассчитывает объем топлива, необходимый для оптимальной работы двигателя. К примеру, если скорость автомобиля уменьшается, уменьшается и количество топлива, которое подается двигателю. За счет этого удается существенно экономить горючее и эксплуатировать двигатель в наиболее щадящем режиме.

В случае неисправности датчика скорости блок управления не будет получать сигнал, отвечающий реальной скорости автомобиля. Топливо будет подаваться равномерно вне зависимости от того, как сильно водитель вжимает педаль газа. На практике выходит так, что горючее расходуется с избытком, а силовой агрегат иногда работает с рывками. Статистика показывает, что исправный датчик позволяет экономить порядка 2 литров топлива на 100 километров пробега. Еще одна особенность современных автомобилей с датчиками скорости на основе эффекта Холла: неисправность электроусилителя руля при неисправном датчике (ошибка P-0501).

Почему датчик скорости выходит из строя

Как и практически все электронные компоненты авто, датчик страдает в первую очередь от окисления контактов и нарушения целостности проводки. Зачастую проблему удается выявить в ходе визуального осмотра, хотя для верности стоит воспользоваться тестером. Каждый из контактов нужно отсоединить и проверить. Окислившиеся и просто грязные контакты нужно очистить и покрыть специальной смазкой. Другое слабое место наиболее распространенных систем определения скорости авто: тросик спидометра. Со временем он надрывается сразу в нескольких местах, что в итоге сказывается на правильности определения скорости автомобиля. Старый тросик нужно менять, а перед установкой на всякий случай покрыть машинным маслом.

Как ни странно, но наиболее распространенные и с виду надежные системы определения скорости не терпят езды с резкими повышениями скорости. Из-за этого быстро нарушается целостность пластикового хвостика в датчике. Также начинает расслаиваться и трескаться тросик. Как и было сказано выше, тросик нужно смазывать. Плотность крепления пластикового хвостика нужно контролировать – она должна быть высокой, что предотвратит последующее разбалтывание гнезда крепления.

Неисправность датчика скорости

Если у вас есть подозрения на то, что установленный в автомобиле датчик скорости работает неправильно, не спешите с выводами. Для начала нужно убедиться в чем-то из следующего:
— Есть проблемы на холостых оборотах (машина периодически глохнет, в т.ч. и при движении накатом);
— Перестал работать спидометр;
— Спидометр работает некорректно;
— Серьезно вырос расход топлива;
— Двигатель теряет мощность при быстром разгоне.

Как и было указано выше, датчик нужно осмотреть. На разных автомобилях датчик скорости расположен по-разному, но, в общем и целом, все автоконцерны стараются расположить его ближе к коробке передач. В большинстве случаев для доступа к датчику нужно снять корпус воздушного фильтра – устройство находится примерно на одной с ним линии. Часто его располагают прямо над главной передачей. Обычно датчик крепится гайкой. Когда датчик снят, нужно проделать следующее:
1. Определиться с клеммами: заземления, импульсного сигнала и напряжения;
2. Контакт вольтметра подключить к клемме импульсного сигнала, а второй контакт заземлить на корпус автомобиля или какую-либо металлическую деталь ДВС;
3. Прокрутить ось датчика куском пластика. Показатели частоты и вращения на вольтметре должны расти по ходу увеличения скорости вращения оси датчика.

Такая проверка актуальна только для датчиков, использующих эффект Холла. Нечто подобное можно провернуть и не демонтируя датчик. Для этого нужно вывесить ведущее колесо на домкрате, аналогичным образом подключить вольтметр или другой измерительный прибор, после чего провернуть вывешенное колесо и следить за показателями напряжения и частоты.

Выбор нового датчика

Замена нового датчика не представляет особой сложности, но важно выбрать именно ту модель, которая совместима с вашим автомобилем. Так, например, датчики могут иметь разную длину в зависимости от того, какая в автомобиле коробка передач. По этой причине руководствоваться можно чем-то из следующего:
— VIN-кодом;
— Данными автомобиля: модель, год выпуска, тип двигателя и коробки;
— Кодом подходящего устройства.

В современных интернет-магазинах поиск можно вести и по кодам, и по данным автомобиля. Часто алгоритм поиска выглядит так: ввести данные автомобиля, получить код, продолжать поиски в других местах. Советуем автолюбителям сохранять коды подходящий устройств и их аналогов.

В автомобиль с механическим датчиком можно поставить электронную модель устройства. Для этого достаточно определить модель и год выпуска транспортного устройства и передать эту информацию специалисту. Далее он подберет и установит подходящий датчик, гнездовые колодки, кабели и тахограф. Стоит отметить, что иногда для установки более современного датчика нужно использовать специальный переходник.

Экскурс по производителям

Многообразие автомобильной электроники способствует появлению на рынке автозапчастей большого количества фирм-упаковщиков. Они продают под именами собственных брендов датчики крупных и мелких производителей. Как показывает практика, упаковщики предпочитают реализовывать именно недорогую продукцию низкого качества в тех странах, где покупательная способность владельцев транспортных средств невелика. Так, например, фирмы JP Group, ERA и SWAG предлагают недорогие датчики скорости, качество которых не всегда удовлетворительно. Мы рекомендуем обращать внимание на более дорогие варианты от следующих фирм:
— Valeo;
— Pierburg;
— Behr-Hella.

Это самые известные производители, чьи датчики входят в оригинальную комплектацию подавляющего большинства автомобилей. По сути, автолюбитель может купить практически полную копию оригинала, но по более низкой цене. При выборе датчика особенно важно руководствоваться тем, какая фирма его произвела. Здесь стоит обратить внимание в первую очередь на известных европейских, корейских, японских и американских производителей. Т.н. упаковщики первого звена тоже могут приятно вас удивить, но подобных упаковщиков на рынке не так уж и много – их имена легко будет запомнить.

Установка нового датчика

С учетом довольно большого количества датчиков различных типов, демонтаж и установка может несколько отличаться в зависимости от модели и года выпуска автомобиля. В одних случаях устройства имеют тросовый привод, вследствие чего тросик тоже нужно отсоединять, а в других устройство выглядит очень просто: корпус из гладкого пластика с отверстием под крепежный элемент. В общих чертах замена датчика скорости выглядит так:
— Выключить зажигание или же отсоединить клеммы аккумуляторной батареи;
— Найти старый датчик и демонтировать его. Понадобится или пара отверток (шлицевая и крестовая) с плоскогубцами, или ключ на 10 или 22 с той же парой отверток. Для откручивания тросика контактного датчика лучше использовать плоскогубцы;
— Поддев выкрученный датчик, снять его. Рекомендуется продолжить очистку пространства вокруг устройства. Здесь особенно пригодится очиститель тормозов;
— Установить новый датчик.

По факту, чем более современный у вас автомобиль, тем проще будет найти датчик и тем проще окажется его замена. Если работать приходится со старым датчиком, то все действия должны быть максимально деликатными – в устройстве есть чему ломаться.

Вывод
Датчик скорости является очень важным компонентом всех современных и морально устаревших автомобилей. В случае его выхода из строя транспортное средство становится менее экономичным, а его владелец рискует не получить реальной информации о том, с какой скоростью он движется. Разумеется, все это чревато неприятными последствиями. Если вы заметили, что спидометр работает некорректно, стоит как можно раньше проверить и его, и соответствующий датчик. Подобрать новое устройство несложно, а его замена может быть произведена за считаные минуты.


Антиблокировочная система, антипробуксовочная система, электронная система контроля курсовой устойчивости – именно они сделали автомобиль наиболее безопасным и управляемым. Но эти системы не могут существовать без маленького датчика скорости вращения колеса, который стоит в ступице. Всё управление этими системами основано на получении корректной информации от этих датчиков. Естественно, если информация начинает искажаться, то рассчитывать на правильную работу ABS, ESC и прочих систем – не приходится. Давайте и поговорим о том, что может вызвать неправильную работу датчиков скорости.

Сегодня производители используют два типа датчиков скорости: магнитные и датчики Холла. Последние становятся все более и более популярными. С тех пор, как в автомобилях используется шина CAN, данные с датчика скорости вращения колеса интегрируются с информацией о скорости движения автомобиля, чтобы максимально точно управлять самыми разными системами контроля за движением автомобиля. Эти датчики устанавливаются порой даже на автомобилях, не оборудованных системами ABS, а данные, получаемые с них, используются в программах управления работой двигателя и трансмиссии.

Традиционный датчик скорости вращения колеса представляет собой зубчатое колесо (датчик оборотов) с датчиком магнитных импульсов. Внутри самого датчика имеется постоянный магнит, обмотанный катушкой из медной проволоки. Проходя через зубцы датчика оборотов, магнитное поле меняется и создает сигнал переменного тока, частота и сила которого меняется в зависимости от скорости вращения колеса. Датчик имеет два провода - заземление и провод, по которому сигнал подается на блок управления. Этот тип датчика часто также называют пассивным, поскольку он не пропускает через себя напряжение. Датчики этого типа начинают работать только после того, как скорость автомобиля вырастет до 8-10 км/ч. Датчик оборотов устанавливают на ось, тормозной диск или ШРУС.

Датчики такого типа очень чувствительны. Появление зазоров, как правило, требует замены датчика. Регулировке зазора поддается лишь малая доля таких датчиков. Для измерения зазора вам потребуется набор щупов из цветного металла. Если зазор окажется выше того, что указано в спецификации, то датчик, скорее всего, придется заменить. Любые деформации, трещины и потертости на поверхности датчика также не будут способствовать получению качественного сигнала.

Замена датчика должна выполняться с особой осторожностью. Даже небольшой скол на датчике может стать причиной неправильной работы, поэтому при снятии полуоси с поворотного кулака, не следует использовать никаких металлических рычагов и молотков. Искажение сигнала датчика скорости вращения колеса происходит также и при износе ступичного подшипника. Это особенно часто случается на небольших скоростях – менее 20 км/ч. В результате происходят ложные срабатывания ABS низких скоростях, в ситуации, когда колеса автомобилей сохраняют нормальное сцепление с дорогой. При таком характере срабатываний ABS следует в первую очередь проверить износ ступичных подшипников.

Что ещё влияет на показатели датчика скорости, установленного на колесе? Естественно, любые виды загрязнений. Это и дорожная грязь, и стружка, которая образуется при проточке тормозного диска на ступице. Что касается грязи и дорожных реагентов, то они сегодня не представляют серьезной опасности для данного датчика. Дело в том, что в последние годы получила широкое распространение герметичная ступица с интегрированным в неё датчиком скорости и подшипником. Такая конструкция практически не боится соли и дорожной пыли, и все же иногда такое случается и приводит к искажению сигнала датчика на малых скоростях движения.

Металлическая стружка, образуемая при проточке диска, прилипает к магнитам датчика и является причиной ухудшения и даже полного пропадания сигнала. И все же наиболее частой причиной плохого или отсутствующего сигнала с колесного датчика скорости является коррозия или обрыв провода. Поэтому, при поступлении автомобиля, обязательно проверьте все соединения. С помощью омметра проверьте сопротивление обмотки датчика и сравните полученные данные со спецификацией на данный узел. Самый лучший способ проверки целостности цепи – проверка сопротивления после отключения разъема ведущего на модуль ABS. Это позволят проверить полностью всю цепь. При подключении омметра, немного потрясите провода.

При замене датчика, убедитесь в том, что он соответствует оригинальному изделию. В частности, количество зубцов и диаметр датчика должны в точности соответствовать оригиналу. То же самое касается и шин. Установка шин другого диаметра или размера приводит к изменению скорости вращения колеса – это приводит к изменению сигналов датчика, поэтому советуйте своим клиентам придерживаться использования шин оригинального размера.

Работоспособность датчика также можно проверить с помощью вольтметра, переключив его в диапазон измерения милливольт. Обычная ручная раскрутка колеса должна вызывать появление сигнала переменного тока, но информативность такого теста крайне невысока. Он все лишь показывает, что датчик – работает. Правильно ли он работает, вы с помощью такой диагностики, не узнаете. Гораздо более информативным будет тест датчика с помощью цифрового осциллографа. Вы подключаете прибор к терминалу датчика, либо к модулю ABS и можете наблюдать синусоиду сигнала, который он выдает. Любые разрывы и скачки в этом сигнале свидетельствуют о том, что есть проблемы в зубчатом колесе, либо в сенсоре.

Новые датчик скорости, теперь активный

С пассивными датчиками скорости мы разобрались, теперь поговорим об активных. Такие датчики выдают более точные данные, особенно на малых скоростях. Кроме того, они могут отличать движение вперед, назад, и полную остановку автомобиля. Работа таких датчиков основана на эффекте Холла. Как правило, эти датчики оборудованы тремя проводами: земля, напряжение, сигнал. Иногда встречаются активные датчики с двумя проводами, без заземления. Внутри датчика размещен твердотельный модуль, который обрабатывает сигнал перед отправкой на контроллер управления.

Диагностика датчиков скорости

По большому счету, датчик скорости вращения колес – очень простое устройство. Однако, диагностика этого прибора может вызывать немалое количество проблем. Поскольку они являются важнейшей составной частью ABS и TCS и многолетние наблюдения диагностов за их работой показали, что неправильная работа этого датчика может выдавать самые разные коды ошибок, более того, может приводить к проблемам в работе автомобиля, без появления каких-либо ошибок и кодов в системе самодиагностики. Наиболее распространенная проблема – срабатывание системы ABS на скорости от 20 до 50 километров в час, при отсутствии гололеда и скольжения колес, и без записывания ошибки в блок управления ABS. Дело в том, что, как уже было сказано выше, сигнал переменного тока, который генерируется датчиком в процессе движения, пропорционален скорости движения автомобиля. На небольших скоростях это очень слабый сигнал, и помехи этого сигнала могут быть очень кратковременными – менее 1 секунды. Этого вполне достаточно, чтобы нарушить работу ABS, но мало для того, чтобы ошибка была записана в контроллере. Для записи кода ошибки нужно, чтобы сигнал прервался на 1-2 секунды. Тем не менее, регулярно повторяющийся сбой датчика – это очень серьезная проблема, на которую не следует закрывать глаза. На некоторых моделях автомобилей, это приводит не только к ложному срабатыванию ABS, но и к кратковременным провалам педали тормоза до пола.

Для диагностирования датчиков скорости, потребуется осциллограф с достаточно высоким разрешением. Кроме того, наиболее точную информацию о работе датчиков скорости вам может дать только дорожный тест. Диагностирование автомобиля с вывешенными колесами не может в точности воссоздать проблему, поскольку подвеска автомобиля на подъемнике не нагружена, а привода и ступичные подшипники работают с максимальной плавностью. Чтобы найти истинного виновника следует в первую очередь воссоздать проблему.

Очень часто специалисты интересуются тем, какие показатели амплитуды, частоты и напряжения переменного тока должен выдавать исправный датчик? К сожалению однозначного ответа на этот вопрос нет. Самое лучшее, то можно сделать в процессе измерений – это посмотреть на данные с точки зрения блока управления. Согласитесь, что данные с обоих передних колес при одинаковых условиях измерений должны быть одинаковыми, или очень близкими. Измерения с задних колес также должны выдавать очень близкие результаты. А вот измерение задних и передних датчиков может давать разные результаты. Соответственно, ваша задача в процессе измерений характеристик сигнала, который дает датчик – сравнить его со вторым датчиком на этой же оси. Если вам удастся найти заметные отклонения сигнала, то можно утверждать, что один из датчиков работает неверно.

В некоторых случаях, после замены неисправного датчика, проблема остается. Некоторые специалисты тут же начинают искать причину в другом месте. На самом же деле, она может сохраняться из-за износа в ступице, подшипнике ступицы, проводке и т. д. Обязательно проверьте все сопутствующие детали. И не забывайте проверить сам датчик перед установкой.

Практически все современные автомобили оборудованы антиблокировочной системой (далее ABS/АБС). Она работает в тандеме с бортовой электроникой и тормозной системой. В составит ABS входит набор датчиков. Именно они являются одним из самых слабых мест системы. Сегодня Avto.pro разберется, какими бывают датчики ABS, как проявляют себя их неисправности, как проверить работоспособность сенсора и подобрать новый в случае необходимости.

Коротко о датчиках АБС

Другие наименования датчиков ABS: датчик скорости, ДСА. Данный элемент определяет скорость и частоту вращение автомобильных колес. Точность измерений этих параметров сказывается как на работе ABS, так и системах курсовой устойчивости и антипробуксовки. Датчики АБС разделены на две группы:

  • Пассивные (часто их называют индуктивными);
  • Активные (токовые).

Точность измерений пассивных датчиков оставляет желать лучшего, но для нормальной работы антиблокировочной системы ее хватает. Другой недостаток: невозможность определения скорости вращения колес при движении авто со скоростью менее 5-7 км/ч . К достоинствам обычно относят простоту устройства и долговечность. В тандеме с датчиком работает зубчатый диск. Он располагается на оси ступицы, реже на наружном ШРУСе. Датчик начинает работать с перебоями при нарушении целостности зубчатого колеса – меняются характеристики аналогового сигнала, появляются пропуски.

Активные датчики подразделяются на датчики Холла (также делятся на пьезоэлектрические и катушечные), а также магниторезистивные (обозначаются как AMR). Последние фиксируют как скорость, так и направление вращения колес авто. Датчики работают в тандеме с магнитным кольцом на подшипнике ступицы. Наиболее важными элементами кольца являются т.н. метки, положение которых учитывается датчиком. Основные преимущества таких сенсоров: высокая точность измерений, надежность.

Основные неисправности

Ключевые факторы, влияющие на работоспособность датчиков ABS: состояние кольца (зубчатого или магнитного), состояние проводки. При нарушении целостности хотя бы одного элемента блок управления начнет получать неверные данные или же датчик вовсе перестанет передавать сигнал. Водитель может столкнуться с такими проблемами:

  1. Неисправность модуля управления;
  2. Ошибка/неисправность одного или пары датчиков ABS;
  3. Ошибка/неисправность элементов смежных систем.

В отдельных случаях третью проблему легко спутать с первой. К примеру, при неисправности датчика педали тормоза ABS станет работать с ошибками. При этом водитель заметит, что индикатор ABS загорится и будет работать постоянно. При этом в самой антиблокировочной системы все нормально – требуется только замена датчика педали тормоза.

При неисправности модуля управления ошибки ABS будут постоянными или спорадическими. К примеру, индикатор может гореть как постоянно , так и гаснуть после прохождения короткого участка дороги. Очищение кодов ошибок часто устраняют эту проблему. Если данное решение не помогло, требуется пайка или замена всего модуля.

Неисправность системы ABS, вызванная выходом из строя датчика, также может объясняться перегоранием предохранителей. Они находятся в блоке предохранителей. Вышедший из строя элемент можно выявить в ходе визуального осмотра, однако мы рекомендуем воспользоваться мультиметром. На выводе перегоревшего предохранителя не будет напряжения. Неисправный элемент идет под замену. Разъемы и соединения также стоит очистить от окислов.

Что указывает на неисправность ABS

Считывание ошибок ABS при помощи обычного автосканера обычно не дает того результата, на который рассчитывает водитель. Необходимое диагностическое оборудование и инструменты имеют автосервисы. Но если вы не хотите сразу обращаться в сервис, проанализируйте ситуацию. На неисправность ABS указывает:

  • Загорание лампочки АБС;
  • Плохая реакция педали тормоза;
  • Необходимость приложения больших усилий к педали тормоза;
  • Заклинивание тормозов.

Выйдите на ровную дорогу и проверьте, как работают тормоза. Если они ведут себя случайным образом, срабатывают в неподходящий момент или тормозное усилие не соответствует усилию на педаль, возможно повреждение одного из элементов системы ABS. Во многих случаях указанные проблемы также указывают на неисправность суппортов, тормозных цилиндров, разгерметизацию тормозной магистрали . Однако если постоянно загорается сигнальная лампа ABS, водителю стоит проверить датчики данной системы.

Как проверить датчик ABS

Существует несколько вариантов проверки указанного датчика. Первый и наиболее простой: при помощи тестера. Второй: при помощи осциллографа. Начнем с первого варианта. Вот что необходимо сделать:

  1. Вывесить колесо автомобиля;
  2. Добраться до штекера датчика и отсоединить его;
  3. Подключить выводы мультиметра к разъемам датчики и выставить режим мультиметра;
  4. Прокрутить колесо.

Нормальное сопротивление рабочего датчика попадает в диапазон 0,5-2,0 kΩ (обычно 1,0 kΩ и чуть больше). По мере проворачивания колеса данный параметр не должен менять. Для более точной проверки переведите тестер в режим вольтметра и следите за изменения напряжения. Если частота вращения колеса не превышает 1 оборота в секунду, напряжение рабочего датчика попадает в диапазон 0,25-0,50 V. По показаниям омметра можно судить о состоянии датчика:

  • Ниже допустимого – полная неисправность сенсора, необходима замена;
  • Близкие к нулю – указывает на межвитковое замыкание датчика, необходима замена;
  • Стремится к бесконечности – рекомендован осмотр проводки на предмет обрывов. Если после устранения обрыва показания не изменились, датчик необходимо заменить.

Отдельный случай: изменение сопротивления при перемещении штекера датчика. Может указывать на обрыв одной из жил кабеля. Рекомендована замена проводки. Сам датчик может оказаться исправным. В ходе проверки датчика также рекомендуем осмотреть зубчатое/магнитное кольцо. Слой пыли и грязи удалите. Если обнаружены следы коррозии, советуем сначала заменить кольцо, а затем проверить датчик.

Проверка осциллографом дает более точный результат. Рекомендуем проверять активные датчики именно таких образом. В качестве замены осциллографа можно использовать ноутбук. Точность измерений будет не идеальной, но проверить датчик можно. Вот что нужно сделать:

  • Подключить осциллограф к датчику;
  • Прокрутить колесо с частотой более 2 об/с;
  • Проследить за амплитудой колебаний, по возможности сделать скриншот;
  • Сделать все вышеуказанное для второго датчика на той же оси.

При совпадении амплитуд колебаний говорят об исправности датчика. Дополнительная проверка: проворачивать колесо медленно (около 0,2 об/с) и следить за графиком. Если он ровный, датчики в норме. Анализируя графики, вы можете судить о текущем состоянии датчика:

  • Чем выше скорость вращения колеса, тем выше амплитуда и частота колебаний;
  • Изображение сигнала на осциллограмме не имеет явно выбивающихся пиков, резких скачков и/или провалов;
  • Циклические отклонения, провалы с последующим ростом амплитуды говорят о деформации зубчатого/магнитного колеса.

Если вы решили заменить профессиональный осциллограф ноутбуком, учитывайте, что на изображении будут небольшие помехи. При видимом совпадении осциллограмм пары датчиков говорят об исправности устройств. А вот провалы и пики говорят о частичной неисправности одного или пары датчиков.

Выбор запчасти

При неисправности ABS проблема может решиться заменой датчика, магнитного/зубчатого кольца или всей ступицы в сборе . В случае авто, оборудованных антиблокировочной системой, ступицы отличаются от стандартных. Это указывается в описании к товару. Каталог запчастей Avto.pro составлен так, что при подборе автомобильных товаров потенциальный покупатель увидит как оригиналы, так и ближайшие аналоги с гарантированной применяемостью. Их можно искать по:

  • Параметрам вашего автомобиля;
  • Каталожным номерам.

Вводить можно номера и оригиналов, и аналогов. Отметим, что при поиске по параметрам авто стоит учитывать не только марку и модель, но и год выпуска ТС, его комплектацию. Учет данных параметров гарантирует максимальный охват ассортимента. Парная замена датчик не практикуется – вы можете поставить только 1 новый датчик, если неисправность старого была подтверждена.

Оригинальные датчики имеют гарантированную применяемость и хорошее качество исполнения. Единственный их минус: высокая цена . Желающим разумно сэкономить стоит присмотреться датчикам следующих брендов: Bosch , ABE , VTR , Textar , Delphi .

Как заменить датчик АБС

Демонтаж и установка нового датчика ABS будет под силу даже водителю, который не имеет опыта проведения аналогичных работ. Ему понадобится следующее: молоток, рожковые ключи, домкрат, перчатки. Также стоит взять сухую ветошь, щетку, очиститель. Алгоритм работы таков:

  1. Выставить ручной тормоз;
  2. Снять клеммы АКБ;
  3. Отсоединить разъем датчика (в зависимости от модели авто из салона или подкапотного пространства);
  4. Вывесить колесо домкратом и снять;
  5. Выкрутить крепеж датчика;
  6. Опционально: очистить область вокруг датчика ветошью, щеткой;
  7. Снять крепежи провода датчика на арке и в салоне;
  8. Извлечь датчик и его проводку;
  9. Установить новый датчик.

Как показывает практика, демонтировать передний датчик проще, нежели задний. Часть проводки может быть скрыта за задним сиденьем, под шумовиброизоляцией салона. По ходу работы советуем осмотреть ступицу и ступичный подшипник, а также магнитное/зубчатое кольцо. Дефектные детали стоит заменить. После всех работ выйдите на дорогу и проверьте работоспособность антиблокировочной системы. Если они остались, проведите дополнительную проверку проводки. На практике это не так просто – вам может понадобиться распиновки.

Вывод

Как показала практика, в большинстве случаев исправность датчика ABS можно проверить в ходе несложной проверки. Водителю достаточно иметь мультиметр и домкрат, а также заручиться поддержкой товарища. При использовании осциллографа возможна более точная проверка. Сам датчик является условно ремонтопригодным. Мы не рекомендуем наматывать новую катушку или восстанавливать целостность корпуса и зубчатого/магнитного кольца самостоятельно. Лучше купить «свежие» запчасти. Установить их можно самостоятельно, разумно сэкономив на услугах автосервисов.

С другими новостями автомира можно ознакомиться здесь .

Если Вам понравилась публикация, поделитесь новостью в социальных сетях и подписывайтесь на канал .

Читайте также: