Если одно колесо летнее зимой

Опубликовано: 19.05.2024

Весной водители меняют зимнюю резину на летнюю; осенью происходит обратный процесс. Интересная деталь: при замене колес никто не вспоминает о «запаске». Разве это правильно?

Отсюда вопрос: является ли обязательным на автомобиле наличие зимнего запасного колеса зимой и, соответственно, летнего в теплое время года?

Увидеть в заводской комплектации зимнюю «запаску». Не, это фантастика! И если летом с заменой рабочего колеса на запасное проблем не вызывает, то как быть, если прокол произошел зимой?

Логика подсказывает, что ехать можно, но недолго — до ближайшего шиномонтажа. Посудите сами: далеко не факт, что даже летняя «запаска» — той же модели (с тем же рисунком протектора), что и покрышка, которая требует замены. Более того, многие автопроизводители сегодня используют в качестве запасного колеса так называемую «докатку» — ее регламентируется использовать как летом, так и зимой.

Действительного, строгих ограничений на этот счет нет. Но сам водитель должен понимать, что ездить зимой на «докатке» — извращение; он должен принять меры (заменить ее на нормальное колесо) так быстро, как это возможно.

То же самое можно сказать и о летнем запасном колесе, которое вы решите поставить вместо зимней покрышки в результате прокола последней в зимнее время года. Не забывайте, что глубина протектора у летней шины меньше, чем у зимней. Как правило, меньше у нее и водоотводных канавок.

Известно, что качество резиновой смеси у зимней шины отличается от того, что у летней. На морозе летняя резина теряет эффективность, ее сцепные свои хуже, чем у сезонной покрышки.

Какие еще «сюрпризы» ждут водителя, решившегося поставить летнюю «запаску» вместо зимнего колеса? Не рекомендуется ставить ее на автомобили с задним приводом — как вперед, так и назад. В первом случае автомобиль будет плохо управляться и начнет плыть при торможении, во втором будет крайне сложно «удержать корму».

Если вы ездите на BMW (с задним приводом), держите про запас зимнее колесо. Идеально — такое же как и те, которые стоят в стандарте.

Вывод: ехать на автомобиле с установленной нестандартной «запаской» необходимо медленно — по крайней мере не превышать разрешенную скорость на прямой и обязательно снижать ее перед поворотами.

То же самое верно и для «докатки» . Если не сказать больше: использовать такую «опцию» необходимо крайне осторожно (тем более, зимой), а ехать еще медленнее — не выше 60 км/ч.

В любом случае, постоянно ездить на летнем запасном колесе или «докатке» зимой нельзя — необходимо сразу же после замены ехать в шиномонтаж, чтобы отремонтировать и поставить обратно стандартное колесо.

Совет 1. Всегда возить с собой набор для ремонта бескамерных шин

Очень часто воздух из шины выходит через небольшое отверстие от гвоздя, самореза, еще какой-нибудь острой мелочи. Чтобы отремонтировать повреждение, колесо даже не надо снимать с машины. Достаточно найти место прокола, прочистить отверстие специальным инструментом и вставить в него жгутик с клеем. Набор стоит пару сотен рублей, почти не занимает место, а использовать его может кто угодно, особенно в безвыходной ситуации. В итоге можно обойтись и вовсе без запаски.

Вот как выглядит процесс ремонта:

Совет 2. Прибегнуть к помощи

Если набора для ремонта шин у вас нет, можно попробовать остановить других водителей и попросить такой набор у них. Либо просить довезти вас с пробитым колесом до ближайшей шиномонтажной мастерской. Вернуться также на попутке. Возможно, кто-то и согласится. Желательно только оставить еще кого-то со своей машиной. Иначе можно лишиться как минимум домкрата, на котором машина будет стоять, пока вы ремонтируете шину. Так или иначе, но и в этом случае запаска не пригодится. Если же без нее не обойтись, важно соблюдать несколько правил.

Совет 3. Ставить запаску назад

Ставьте запаску на заднюю ось. Если пробитым оказалось переднее колесо, придется потрудиться. Ведь вы наверняка возите с собой только один домкрат. Сначала вместо исправного заднего колеса ставим запаску. А затем снимаем поврежденное колесо спереди и меняем его на то, которое вы только что сняли с задней оси. Учтите, что, если шины — с направленным рисунком протектора, менять колеса нужно строго по одному борту.

Зачем такие сложности? Чтобы не потерять управление и не улететь с дороги на первом же повороте. С летней шиной на передней оси автомобилем будет очень тяжело управлять на зимней дороге.

Совет 4. Не спешить

Поставив запаску даже на заднюю ось, отправляйтесь в ближайшую шиномонтажную мастерскую. Не спеша. Старайтесь не делать резких движений рулем. Еще осторожнее ехать придется, если у вас не полноразмерная запаска, а тоненькая докатка. Обычно на таких колесах есть наклейки, предупреждающие о максимально допустимой скорости — например, 60 км/ч. Но на зимней дороге и этого может быть слишком много.

Есть и еще один нюанс: закон запрещает эксплуатацию автомобиля с разными шинами на одной оси. Но с оговоркой. В п. 2.3.1 ПДД сказано:

Так что до шиномонтажной мастерской доехать можно. Только помните, что даже с одним летним колесом тормозной путь автомобиля может значительно увеличиться.

Совет 5. Купить хороший домкрат

Штатные домкраты обычно далеки от совершенства. Их делают максимально компактными, и они не пригодны для многократных подъемов. Так что лучше приобрести действительно хороший домкрат — подкатной, гидравлический, в удобном пластиковом кейсе. Скажете себе спасибо за предусмотрительность при первом же использовании.

Совет 6. Использовать полноценное запасное колесо

Если отправляетесь в дальний путь зимой и у вас есть возможность взять с собой еще одно колесо с зимней шиной, лучше всего поступить именно так. Опытные владельцы внедорожников и вовсе возят с собой по паре запасных колес — таких же по характеристикам, что установлены на машине. Конечно, для них требуется много места в багажнике. Но лучше отказаться от какого-нибудь барахла, зато нормальная запаска гарантирует, что вам не придется замерзать возле обездвиженной машины зимой.

так вот у меня вопросы, (может кто сталкивался и поможет):
1 вопрос-можно ли ездить на 3 зимних и 1 летнем и как долго.и чем это грозит мне?
2 вопрос-отчего у меня такая поломка произошла, я на ободах долго ехала или это заводской брак?
3 вопрос-есть ли гарантия на такую поломку?

Заранее благодарна всем, кто откликнулся!)

Комментарии 7

Насчет хранения-летом лежала на балконе в пакете.это правильные условия хранения или нет?

вот насчет ободов не знаю.не просекла, как долго я на них ехала(((вот с момента как услышала звук, проехала наверное 2км и встала…

зимняя и летняя покрышка на одной оси — большой риск, у них свойства абсолютно разные. Вопрос, почему расслоилась покрышка. Как вариант — условия хранения — где она у тебя летом лежала? Как вариант — это срок годности. Как ни удивительно, покрышки тожи имеют срок годности. Специалисты не рекомендуют покупать резину, которая на складе больше 2-3х лет лежит.
Насчет путешествия на ободе — это зависит от скорости и расстояния. Чаще всего зимняя резина имеет крепкие ламели (боковины), которые позволяют довольно долго ехать на спустившем колесе.
Чаще всего последствиями являются многочисленные грыжи и общая "пережеванность" резины, когда она начинает терять свою форму и прочность.
Насчет гарантии — наверняка у Nokian есть программы. Только еще нужно доказать, что это заводской дефект — экспертиза может много времени занять.

ламели — это отнюдь не боковина. учите матчасть и не смущайте людей.

на спущенном Goodyear Ultra Gtip 500 как-то раз проехал 25 километров со скоростью до 100. при перестроениях немного вилял зад авто, но в целом все было ок. и шина целая осталась полностью.

ни в коем случае не экспериментируйте с разными колесами — по техрегламенту вообще нельзя ездить с разными колесами на одной оси — только если это запаска и не дальше 80 км.
тем более зимой, когда условия непредсказуемые.
если кроме самой шины ничего не пострадало, то хорошо. потому что Нокиан имеет программу расширенной гарантии — замена колеса в течение года после продажи. поэтому смело езжайте к продавцу и требуйте замену шины.

а вообще интересно — такая недешевая и качественная шина как Нокиан всегда четко следит за контролем качества выходящей продукции. и тут такой фокус. интересно было бы посмотреть фотографии места, где шина расслоилась.

Спасибо, буду сейчас усиленно решать проблему с резино…
я постараюсь сделать фотографию места, где шина расслоилась…правда у меня не Нокиан, а Бриджстоун…хотя у них одиниковая система качества должна быть вроде?

почему-то показалось, что у вас Хакка. обознался. про гарантийную программу бриджстоун не знаю, но скорее всего тут надо идти делать экспертизу, что требует времени и денег, а только после удачного ее завершения можно будет требовать возмещения ущерба от продавца.

Летняя запаска

Современные автомобили прямо на заводе комплектуются запасным колесом, на котором устанавливается летняя резина. Поскольку запаску приходится доставать не очень часто, лишь немногие водители задумываются о том, можно ли использовать летнюю запаску зимой.

Ведь в 2021 году запрещается установка разных шин на одной оси автомобиля, а за нарушение данного требования можно получить штраф. Данный вопрос рассмотрен в рамках отдельной статьи:

Кроме того, даже если автовладелец решит установить зимнюю резину на запаску, то он столкнется с дополнительной проблемой. Дело в том, что в большинстве случаев резина продается комплектами по 4 штуки и найти отдельный баллон для запаски может быть довольно трудно.

В этой статье разберем вопрос использования летней запаски с точки зрения законодательства:

Запасное колесо в техническом регламенте

Обратимся к Приложению 8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". В разделе 5 этого приложения описаны требования к шинам и колесам.

Рассмотрим пункт 5.7.4 приложения:

5.7.4. Установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), разных моделей, с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

Примечание:
Требования пункта 5.7.4 не применяются в случае временной установки на транспортное средство запасной шины.

Итак, примечание говорит о том, что при установке запасного колеса можно отступить от требований, представленных в пункте 5.7.4. То есть запаска может быть другой размерности, конструкции, модели, категории скорости и т.д. В том числе запаска может быть летней, если на другом колесе установлены зимние шины.

Однако, примечание относится только к пункту 5.7.4. А требования об использовании шин находятся и в других пунктах регламента.

Например, обратимся к пункту 5.5 приложения 8, регламентирующему сезонное использование резины:

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.

Этот пункт прямо говорит о том, что использовать на автомобиле летние покрышки зимой (в декабре, январе и феврале) запрещается, т.е. нельзя устанавливать летнюю запаску зимой.

Использование запасного колеса по ПДД

В перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств нет никаких упоминаний об использовании запасного колеса, которое отличается от других колес автомобиля.

Обратимся к пункту 2.3.1 Правил дорожного движения:

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем - Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Второй абзац данного пункта содержит список неисправностей, при которых автомобиль не может продолжить движение. При их возникновении нужно либо вызывать эвакуатор, либо починить автомобиль на месте.

Однако неправильная установка покрышек в данный перечень не входит. Поэтому перейдем к абзацу 3, где речь идет про прочие неисправности. Данный абзац позволяет водителю в том числе следовать к месту ремонта на запасном колесе.

При этом следует соблюдать необходимые меры предосторожности. Это означает, что если из-за использования запасного колеса возникнет ДТП, то виноват в нем будет водитель автомобиля, едущего к месту ремонта.

Внимание! Запасное колесо, отличающееся от остальных, можно использовать только для движения к месту ремонта или стоянки. Если водитель поедет на летней запаске по другим делам, то он может получить штраф.

Что делать при повреждении колеса зимой?

Поскольку отдельную зимнюю покрышку покупают лишь единичные водители, а остальные об этом просто не задумываются, то возникает вопрос, что делать при повреждении покрышки. У водителя имеются несколько вариантов:

Каждый автовладелец давно усвоил для себя, что есть резина летняя, а есть зимняя, и в зависимости от сезона ее необходимо каждый раз менять. Однако, меняя свои четыре колеса, многие даже не задумываются поменять вместе с остальными пятое — запаску.

Некоторые просто забывают, а многие попросту экономят на этом: дескать, зачем тратить лишние деньги на то, что, вероятнее всего, не пригодится. Однако неприятная неожиданность зимой может произойти в самый неподходящий момент от этого никто не застрахован. И в результате может возникнуть такая ситуация: одна шина в результате замены в критический момент будет заменено на летнее, а остальные три останутся зимними — надо ведь как-то добраться до ближайшего шиномонтажа!

Однако в правилах дорожного движения черным по белому написано, что этого допускать категорически нельзя. Что же произойдет, если поставить одну летнюю шину в «компанию» к трем зимним. Рассмотрим несколько вариантов поведения автомобиля в этой ситуации.

Для теста брались два автомобиля — переднее- и заднеприводный, причем переднеприводной была иномарка. В задачи специалистов, проводивших испытания, входило исследования изменения расстояния тормозного пути и управляемости автомобиля в различных ситуациях. Покрышки на тестирование предоставлял интернет-магазин шин Мосавтошина.

Итак, ситуация 1. Рыхлый снег, без проколов. У заднеприводного автомобиля слегка заносит заднюю часть, при торможении траектория движения остается неизменной. Что касается переднеприводного автомобиля, то он во время движения ведет себя сабслютно адекватно, однако при торможении его слегка заносит.

Далее рассмотрим ситуации, которые, собственно, были описаны выше: произошел прокол правого переднего колеса. На место этой покрышки ставим летнюю резину и смотрим за реакцией каждого автомобиля. Заднеприводный стал немного пробуксовывать, а при повороте налево машина стала как бы немного «задумываться». При торможении же автомобиль пытается развернуться на девяносто градусов. Реакция полноприводного автомобиля с летней шиной на месте правой передней зимней очень сходна с заднеприводным: то же «обдумывание» на поворотах и тот же занос на девяносто градусов при торможении.

Теперь смоделируем такую ситуацию: произошел прокол заднего правого колеса, и на его место, опять же, поставили летнюю покрышку. Заднеприводный автомобиль начинает движение сложно, с пробуксовкой, а его торможение и вовсе стало нередсказуемым. Переднеприводный же автомобиль при движении не ощущает смены колеса и двигается, как ни в чем ни бывало. Однако стоит только затормозить, как возникают проблемы. Конечно, не такие серьезные, как у заднеприводного автомобиля, но все же непредсказуемость ощущается.

Как говорится, что и требовалось доказать. Так что во имя своей же безопасности большой совет: приобретая своему автомобилю зимнюю резину, не забудьте на зимнюю резину сменить и запаску, чтобы никогда не пришлось вот так рисковать жизнью на зимней трасе.

Читайте также: