Если поставить резину наоборот

Опубликовано: 04.05.2024

Производители направленных шин в один голос утверждают, что ставить шины нужно только «по стрелочке», но никак не наоборот. Как в действительности, и что будет, если перепутать направление протектора?

Говорят автовладельцы

Если открыть любой автофорум и почитать, что пишут об этом автовладельцы, то впечатление будет неоднозначное. Ибо, как не крути колесо, а два воинствующих лагеря не усмирить: одни категорически против нарушения правил, другие утверждают, что это сущая формальность.

Научные исследования

Если опираться на научные и околонаучные труды, то тут все более прозаично. Однажды, некая европейская организация, именующая себя ETRTO, что в переводе означает, что-то вроде: организация специалистов по покрышкам и ободам автошин, провела исследование. Они просто взяли и проверили, что будет, если установить колеса с направленным рисунком шин – наоборот.

В испытании участвовали шины нескольких производителей, для полноты сведений. Для опыта автомобиль эксплуатировали как с правильно установленными шинами, так и с неправильно установленными.

В качестве дорожного покрытия было выбрана влажная дорога: не случайно, ведь основное утверждение, что не правильно установленные шины, напрямую влияют на управляемость автомобиля.

Что в итоге?

Вот результаты исследования:

1. Значимых изменений между сцеплением колес в том и другом случае – не выявлено. При этом вывод однозначен для всех испытуемых марок шин. То есть, управляемость и торможение при неправильной установке – не страдают.

2. Аквапланирование меняется если установить шины наоборот. Рисунок протектора потому и направленный, чтобы отводить воду от места контакте колес с дорогой. Если шины установлены не правильно, то машина теряет контакт с дорогой при меньшей скорости, чем при правильной установке шин.

3. Изнашивается резина, установленная наоборот – быстрее. И шум от покрышек будет больше.


Понравилось? Поставьте класс! 👍 Подписывайтесь на канал , если любите автомобили!


Многих автолюбителей интересует, что будет, если направленные шины поставить "задом наперед". Этот вопрос задают и из праздного любопытства, и исходя из необходимости, когда нужно проехать какое-то расстояние на "запаске", и тут уже не до выбора направленности шины.

Особенности шин с направленным рисунком протектора

Направленные шины — это шины со строго направленным рисунком протектора. Сделаны они, в первую очередь, для улучшения сцепления с дорогой и снижения риска аквапланирования, т.е. с целью повышения устойчивости автомобиля.

Благодаря специальному рисунку, обычно в форме буквы "V", направленной вниз, покрышки отводят воду и талый снег из-под колес, как бы выталкивая их. На сухом покрытии характеристики направленных шин снижаются, так как из-за большого количества канавок на протекторе контакт с дорогой становится хуже.

Что изменяется при установке шины в неправильном направлении

Если поставить направленную покрышку наоборот, то люмели (канавки) будут направлены не на выталкивание, а на забор воды, талого снега и грязи. Это означает, что по центру протектора, в пятне контакта, колесо начнет приподниматься из-за образования избыточного давления. Все это способствует ухудшению сцепления шин с дорожным покрытием и приводит к снижению уровня безопасности.

Эксперимент с Yokogama iceGuard iG65

В 2018 году был проведен эксперимент с покрышками Yokohama iceGuard iG65, поскольку они показывали посредственные характеристики при торможении и хорошие при разгоне. После замены левых покрышек на правые и наоборот, тормозной путь на льду сократился с 10,1м до 9,1 м. А время разгона, наоборот, увеличилось с 3,9 до 4,6 с.

Исходя из этого эксперимента, можно сказать, что использование направленных шин не по направлению рисунка протектора не имеет существенного значения. Но стоит учитывать, что этот эксперимент говорит только о поведении конкретной марки колес, и проводился он на минимальной скорости в 20 км/ч. То есть, при 60-70 км/ч показатели могут отличаться. А при использовании других покрышек поведение машины при разгоне и торможении вообще сложно предугадать.

Подобный эксперимент проводила европейская техническая организация шин и дисков — E.T.R.T.O. (European Tyre and Rim Technical Organization). Ее специалисты выбрали шины трех различных марок и протестировали их в условиях сухой и влажной дороги. В результате было установлено, что на тормозные свойства и управляемость автомобилем "неправильная" установка шин не влияет.

Единственный показатель, который изменялся при смене направленности шин — аквапланирование. Шины, поставленные "наоборот" показали, что автомобиль уходит в аквапланирование на меньшей скорости. Но разница показателей не была слишком значительной, чтобы серьезно повлиять на безопасность вождения.

Советы водителям

Если вы решили установить направленные шины в обратном порядке, стоит учитывать тип привода автомобиля. В случае с шинами Yokohama iceGuard iG65, котрые показывают в превернутом положении лучшие показатели торможения, водителям переднеприводных автомобилей придется выбирать, что приоритетнее — торможение или разгон. Для водителей заднеприводных автомобилей можно поставить на задние колеса направленные шины в правильном порядке, а на передние в обратном, это может улучшить характеристики торможения.

Не стоит забывать о том, что "неправильная" установка шин приведет к их ускоренному износу. Кроме этого, может увеличиться шум, производимый покрышками при движении. Имейте в виду, что показатели не очень качественных шин могут сильно отличаться от описанных выше.

Спортивный опыт

Некоторые участники гонок на льду и зимнего дрифта используют "перевернутые" шины для улучшения характеристик своих автомобилей. Например, как было описано выше, на заднеприводных машинах есть возможность улучшить характеристики торможения за счет перестановки шин на передней оси. Это позволяет выиграть пару секунд в каждом круге.

Насколько законно «переворачивать» шины

В правилах дорожного движения нет никаких указаний на счет направленных шин, установленных рисунком в обратную сторону, поэтому со стороны закона вам ничего не мешает экспериментировать с рисунком протектора.

Подводя итоги, следует отметить, что установка направленных покрышек "наоборот" практически не влияет на характеристики автомобиля и вполне допустима как с технической, так и с правовой стороны. Однако это приводит к более быстрому износу резины и более высокому уровню шума при движении. Не случится ничего страшного, если такая перестановка временная, но увлекаться этим и ставить шины "задом наперед" на постоянную основу всё-таки не стоит.

Есть шины с симметричным, асимметричным рисунком, а есть и с направленным, тогда на них будет стоять стрелка, что указывает направление в котором она должна вращаться. Иногда, автовладельцы не очень присматриваются и, бортируя колесо самостоятельно, могут неправильно ее установить. Как-то раз получилось и у меня, случайно, очень спешил, сразу думал переделать, а потом стало интересно выяснить последствия.

Что будет, если резину с направленным протектором поставить другой стороной когда стрелка вращения направлена в обратную сторону и как поведет себя автомобиль? Если не задумывались над этим, то я вам сейчас расскажу…

Начну с того, что на тормозной путь это никак не влияет, и даже на износе шин у меня это никак не отобразилось. Заметно влияет несоответствие направленности резины – на аквапланирование . Но, не сам эффект как таковой, а именно изменилась скорость на которой оно начнется.

Когда вы попадаете в лужу на скорости больше чем 70 км/ч, автомобиль с резиной, установленной в другом направлении, будет себя вести в этом месте намного хуже. Естественно машину может носить и ухудшится управляемость, но, лужа должна быть глубокой и длинной.

Однако, если вы не гонщик, а спокойный водитель и передвигаетесь с небольшими скоростями, предусмотрительно и спокойно, сбрасываете скорость перед лужей, то, по сути, вы разницу никак не почувствуете. А вот если любите поднажать, то последствия неправильной установки будут весьма опасными.

Также ошибка с установкой направленной резины будет помехой еще в одном случае – если вы выезжаете на снежную дорогу. На снежной дороге протектор, установленный в другом направлении, будет собирать под себя больше снега, из-за чего возникают пробуксовки , это по ощущениям близко к аквапланированию. Хотя по сути, если не засекать на секундомере, то особой разницы вы не заметите. Но, кстати, можете заметить, как у вас даже сократится тормозной путь!

Необошлось и без положительных моментов, которые все же будут весьма заметны для тех водителей, которые ездят по грунтовке . Авто будет более уверенно преодолевать подъем .

Так что если вдруг поставили направленный рисунок наоборот, имейте ввиду в чем минус, и стоит ли паниковать и постараться максимально быстро заново перебортировать.

А был ли у вас случай когда вы ставили направленную резину, в том числе и с асимметричным рисунком (имеются надписи “outside” или “ inside”)? Замечали ли разницу? Жмите палец вверх и делитесь с другими в соцсети!

Во время сезонной переобувки колес мастера должны следить за соблюдением направленности вращения покрышек. На боковинах каждого колеса есть метки в виде частых наклоненных насечек или просто изображены стрелочки, указывающие предписанное производителем направление вращения колеса. По ним и ориентируют колеса при монтаже. Однако при работе на станке направленность легко перепутать, чем иногда и грешат начинающие работники мастерских. Молодой парень, только что окончивший школу, допускает оплошность, переворачивает покрышку противоположной боковиной и монтирует ее на диск. Хозяин автомобиля редко контролирует процесс установки колес и порой даже не следит за действиями сотрудников шиномонтажа. Чем же может обернуться для автомобиля такая оплошность?


Отвод воды нарушается

Производители шин настоятельно рекомендуют ставить зимние покрышки только «по стрелочке» и никак не наоборот. Протектор таких колес рассчитан на работу только в одну сторону. Он раскрывается при торможении, расширяя пятно контакта колес, ломели при этом лучше цепляются за поверхность асфальта. Водоотводные канавки тоже функционируют исходя из направленности вращения колеса, как и система водоотвода из пятна контакта. Под действием инерции вода мгновенно заполняет каналы и уходит в стороны. Таким же образом удаляется из пятна контакта и снежная мокрая каша. Центробежная сила вращения заставляет снежные пробки в протекторе сползать к краям и вылетать в стороны. Таким образом колесо очищается.

На неправильно установленных зимних шинах протектор будет вести себя с точностью до наоборот. Вода начнет ползти не к краям, а к центру покрышки, отчего в пятне контакта образуется избыточная прослойка из воды или мокрого снега, которая препятствует работе резиновой смеси и снижает сцепные свойства колеса.

Увеличивается тормозной путь

Замеры, проводимые американским страховым институтом Insurance Institute for Highway Safety (IIHS), показывают, что поставленная задом наперед покрышка работает заметно хуже. Тормозной путь на мокром асфальте с 80 км/ч до нуля увеличивается примерно на 1,5 метра. При торможении со 100 км/ч разница составляет уже 2,5 м. А это более половины корпуса машины.


Между тем на сухом асфальте разница в работе покрышек практически незаметна. Перевернутое в противоположную сторону колесо работает почти так же, как и нормальное, а тормозной путь не увеличивается. Дело в том, что на сухом асфальте характеристики шины обусловлены исключительно работой резиновой смеси, а не направленностью протектора.

Вялая управляемость

Между тем протектор влияет не только на скорость замедления. Он принимает удары от дорожных неровностей и помогает машине держать траекторию на высокой скорости. Если протектор перевернут, то появляется расхлябанность, автомобиль теряет стабильность, начинает «плавать» по полосе.

Еще хуже, когда одно колесо на оси установлено правильно, а другое — нет. В этом случае наблюдается увод в сторону, и при торможении он усиливается, но только в противоположную сторону.

В поворотах разнонаправленные покрышки способствуют снижению реакции на команды рулем. Машина ведет себя более вяло, чтобы заставить ее взбодриться, приходится увеличивать углы поворота баранки, появляется небольшой снос, а за ним, как правило, занос. Управляемость автомобиля становится неоднозначной, и машина способна преподнести неприятные сюрпризы.

В общем, неправильная ориентация покрышки осложняет управление при экстремальных маневрах, а также снижает скорость их выполнения. На мокром асфальте этот эффект еще более заметен. Ну а увеличившийся тормозной путь создает риск попадания в ДТП. Поэтому после установки колес необходимо проконтролировать работу мастеров шиномонтажа.

Что касается мнения шинных компаний по этому поводу, то с их позицией все ясно: поставите направленное колесо «не в ту сторону» — пеняйте, в случае чего, на себя. На суждения по этому поводу участников всевозможных интернет-форумов опираться тоже как-то не серьезно, ориентироваться на субъективные разглагольствования совершенно незнакомых людей — занятие сомнительное.

В конце концов, в ходе долгих поисков мы наткнулись на исследование профильной европейской организации — European Tyre and Rim Technical Organization (ETRTO), название которой можно перевсти как «Европейская техническая организация по ободам и покрышкам». Они однажды взяли и проверили, как ведут себя колеса с направленным рисунком протектора, если их установить на машину в противоположном от рекомендованного производителем направлении вращения.

В отчете об испытании говорится, что в нем приняли участие покрышки трех известных брендов. Их поведение изучалось в условиях контролируемо влажной дороги как в случае правильной установки на машину, так и при «обратном» монтаже. Специалистов интересовали два главных вопроса: насколько зависят управляемость машины и ее характеристики торможения от правильности установки направленной резины.


Результаты бепристрастных профессионально организованных тестов, как ни странно, не смогли выявить значимых изменений коэффициента сцепления колес с мокрой дорогой при разных вариантах монтажа. Причем отсутствие заметного негативного эффекта при «обратной» установке направленной покрышки было характерно для всех марок шин, участвовавших в исследовании. Таким образом, можно утверждать, что управляемость и характеристики торможения при ошибке в установке колес не меняются.

Единственный показатель, на который действительно оказывает влияние направление установки колеса с направленным рисунком — это аквапланирование. Вернее — скорость, при которой оно начинается. Машина «с колесами не в ту сторону» теряет контакт с дорогой при чуть меньших показаниях спидометра, нежели в случае правильно установленных покрышек. Справедливости ради заметим, что об этом эффекте вполне можно было догадаться и без натурных опытов: рисунок протектора для того и делается направленным, чтобы эффективней отводить воду из пятна контакта колеса с дорогой. Если машину «обуть» наоборот, отвод воды, как минимум, ухудшится и авто будет «всплывать» при меньших скоростях движения по воде.

Другими словами, установка направленной резины «задом на перед» ничем смертельным не грозит, разве что в ливень не стоит гонять совсем уж отчаянно. Неприятности от установки колес «против стрелки» лежат в иной области. Во-первых, из-за этого может усилиться шум от покрышек при движении и во-вторых, — ускориться их износ.

Читайте также: